Выпечка

Что приготовить на поминки в постный день. Совершение поминок в церковный пост. Некоторые рецепты поминального стола

Что приготовить на поминки в постный день. Совершение поминок в церковный пост. Некоторые рецепты поминального стола

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.
Блины (обязательно должны быть на дрожжах)
Мука пшеничная, можно добавить немного гречневой или другой муки + дрожжи, добавляете воду до образования жидкой сметаны, соль и сахар по вкусу, немного растительного масла. Пусть тесто подойдет и выпекайте как обычные блины, только смазывать постным маслом.
Кутья кроме крупы (пшеницы или, что теперь чаще, риса) добавляют только немного мёда и изюма.
Кисель
Винегрет с фасолью свекла, картофель; огурцы соленые; грибы соленые; фасоль; лук репчатый; соль, перец молотый черный; для заправки: уксус 3%-ный; масло растительное

Добавлено через 1 час 6 минут
Вот ещё немного
Грибная икра






Редька с маслом

Икра из соленых огурцов



Постный гороховый суп




Русская постная похлебка


Рассольник









Кислые суточные грибные щи
















Рассыпчатая гречневая каша





Постное тесто для пирогов


Шаньги из гречневой каши


Блины гречневые, "грешники"






Пирожки с грибами





Луковник



Расстегаи








Рыбник





Пирог с капустой и рыбой



Картофельные оладьи


Готовое тесто выкладывайте ложкой на горячую сковороду, смазанную расти-тельным маслом, и обжаривайте с обеих сторон.

Добавлено через 17 секунд
Вот ещё немного
Грибная икра
Эту икру готовят из сушеных или соленых грибов, а также из их смеси.
Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку.
Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить.
Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут.
За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль.
Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.
Грибы соленые - 70 г, сушеные - 20 г, масло растительное - 15 г, лук репчатый - 10 г, лук зеленый - 20 г, уксус 3-процентный - 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.

Редька с маслом
Натрите на мелкой терке вымытую и очищенную редьку. Добавьте соль, сахар, мелко нарезанный репчатый лук, растительное масло, уксус. Все хорошо размешайте, дайте несколько минут постоять. Затем положите в салатник горкой, украсьте нарубленной зеленью.
Редька - 100 г, лук репчатый - 20 г, масло растительное - 5 г, соль, сахар, уксус, зелень по вкусу.

Икра из соленых огурцов
Мелко изрубите соленые огурцы, из полученной массы отожмите сок.
Поджарьте на растительном масле мелко нарезанный репчатый лук, добавьте измельченные огурцы и продолжайте жарить на слабом огне в течение получаса, затем положите томат-пюре и все вместе жарьте еще 15-20 минут. За минуту до готовности заправьте икру молотым перцем.
Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров.
Огурцы соленые - 1 кг, лук репчатый - 200 г, томат-пюре - 50 г, масло растительное - 40 г, соль и перец по вкусу.

Постный гороховый суп
С вечера залейте горох холодной водой и оставьте для набухания и приготовьте лапшу.
Для лапши полстакана муки надо хорошо смешать с тремя ложками растительного масла, добавить ложку холодной воды, посолить, оставить тесто на час для набухания. Тонко раскатанное и подсушенное тесто нарежьте полосками, подсушите в духовке.
Сварите набухший горох, не сливая воду, до полуготовности, добавьте поджаренный репчатый лук, картофель, нарезанный кубиками, лапшу, перец, соль и варите, пока картофель и лапша не будут готовы.
Горох - 50 г, картофель - 100 г, лук репчатый - 20 г, вода - 300 г, масло для обжарки лука - 10 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.


Русская постная похлебка

Сварите перловую крупу, в бульон добавьте свежую капусту, нарезанную мелкими квадратиками, картофель и коренья, нарезанные кубиками, и варите до отовности. Летом можно прибавить свежие помидоры, нарезанные ломтиками, которые закладывают одновременно с картофелем.
При подаче посыпать петрушкой или укропом. Картофель, капуста - по 100 г, лук - 20 г, морковь - 20 г, крупа перло- вая - 20 г, укроп, соль по вкусу.

Рассольник
Нашинкуйте в виде соломки очищенные и промытые петрушку, сельдерей, лук репчатый, все вместе пожарьте в масле.
Срежьте с соленых огурцов кожицу и сварите ее отдельно в двух литрах воды. Это - бульон для рассольника.
Очищенные огурцы разрежьте вдоль на четыре части, удалите семена, мякоть огурцов мелко нарежьте кусочками.
В маленькой кастрюле припустите огурцы. Для этого положите в кастрюлю огурцы, влейте полстакана бульона, варите на слабом огне до полного размягчения огурцов.
Нарежьте картофель брусочками, нашинкуйте свежую капусту.
В кипящем бульоне сварите картофель, затем поместите капусту, когда капуста и картофель будут готовы - добавьте пассерованные овощи и припущенные огурцы.
За 5 минут до окончания варки рассольник надо посолить, перец, лавровый лист и другие специи по вкусу.
За минуту до готовности в рассольник вливают огуречный рассол.
200 г свежей капусты, 3-4 средние картофелины, 1 морковь, 2-3 корня петрушки, 1 корень сельдерея, 1 луковица, 2 огурца средних размеров, 2 столовые ложки масла, полстакана огуречного рассола, 2 л воды, соль, перец, лавровый лист по вкусу.

Рассольник можно готовить со свежими или сушеными грибами, с крупой (пшеничной, перловой, овсяной). В этом случае к указанному рецепту надо добавить эти продукты.


Кислые суточные грибные щи

Сварите сухие грибы и коренья. Вынутые из бульона грибы мелко изрубите. Грибы и бульон понадобятся для приготовления щей.
Потушите на маленьком огне в течение полутора-двух часов отжатую шинкованную квашеную капусту со стаканом воды и двумя столовыми ложками томатной пасты. Капуста должна быть очень мягкой.
За 10 - 15 минут до окончания тушения капусты добавьте в нее обжаренные на масле коренья и лук, а минут за пять до готовности - поджаренную муку.
Уложите капусту в кастрюлю, добавьте нарубленные грибы, бульон и варите минут сорок до готовности. Солить щи из квашеной капусты нельзя - можно испортить блюдо. Щи тем вкуснее, чем дольше варятся. Раньше такие щи ставили на сутки в горячую печь, а на ночь выставляли на мороз.
В готовые щи добавьте две дольки чеснока, растертые с солью.
К щам можно подать кулебяку с жареной гречневой кашей.
Можно добавить в щи картофель или крупу. Для этого три картофелины нарежьте кубиками, отдельно распарьте до полуготовности две столовые ложки перловой или пшенной крупы. Картофель и крупу надо класть в кипящий грибной бульон на двадцать минут раньше, чем тушеную капусту.
Капуста квашеная - 200 г, грибы сушеные - 20 г, морковь - 20 г, томат-пюре - 20 г, мука - 10 г, масло - 20 г, лавровый лист, перец, зелень, соль по вкусу.

Грибной суп с гречневой крупой
Отварите нарезанный кубиками картофель, добавьте гречневую крупу, замоченные сушеные грибы, поджаренный репчатый лук, соль. Варите до готовности.
Готовый суп посыпьте зеленью.
Картофель - 100 г, гречневая крупа- 30 г, грибы - 10 г, лук репчатый - 20 г, масло - 15 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.

Тюря постная из кислой капусты
Нарезанную квашеную капусту смешайте с натертой на терке луковицей. Добавьте черствый хлеб, также натертый на терке. Хорошо размешайте, полейте маслом, разведите квасом до нужной вам густоты. В готовое блюдо надо добавить перец, посолить.
Капуста квашеная - 30 г, хлеб - 10 г, репчатый лук - 20 г, квас - 150 г, масло растительное, перец, соль по вкусу.

Картофельные котлеты с черносливом
Сделайте пюре из 400 граммов отварного картофеля, посолите, добавьте полстакана растительного масла, полстакана теплой воды и столько муки, чтобы получилось некрутое тесто.
Дайте постоять минут двадцать, чтобы мука разбухла, в это время приготовьте чернослив - очистите его от косточек, залейте кипятком.
Раскатайте тесто, нарежьте стаканом кружки, в середину каждого положите чернослив, сформируйте котлеты, защемив тесто в виде пирожков, обваляйте каждую котлету в панировочных сухарях и жарьте на сковороде в большом количестве растительного масла.

Рассыпчатая гречневая каша
Стакан гречневой крупы прожарьте на сковороде до тех пор, пока она не подрумянится.
Налейте в кастрюлю (лучше использовать казанок с выпуклым дном) с плотной крышкой ровно два стакана воды, добавьте соль и поставьте на огонь.
Когда вода закипит, всыпьте в нее каленую гречневую крупу, накройте крышкой. Крышку нельзя снимать до полного приготовления каши.
Каша должна вариться 15 минут, сперва на сильном, потом на среднем и в конце - на слабом огне.
Готовую кашу надо заправить мелко нарезанным, поджаренным на масле до золотистого цвета репчатым луком и сухими грибами, предварительно обработанными.
Эту кашу можно подавать как самостоятельное блюдо, а можно использовать и в качестве начинки для пирогов.

Постное тесто для пирогов
Замесите опару из половины килограмма муки, двух стаканов воды и 25-30 г дрожжей.
Когда опара поднимется, добавьте в нее соль, сахар, три столовые ложки растительного масла, еще половину килограмма муки и выбивайте тесто до тех пор, пока оно не перестанет приставать к рукам.Затем положите тесто в ту же кастрюлю, где готовилась опара, и дайте ему еще раз подойти.
После этого тесто готово для дальнейшей работы.

Шаньги из гречневой каши
Раскатайте лепешки из постного теста, на середину каждой положите гречневую кашу, приготовленную с луком и грибами, края лепешки загните.
Уложив готовые шаньги на смазанную маслом форму, запеките их в духовке.
Такие же шаньги можно приготовить с начинкой из жареного лука, из картофеля, с растолченным чесноком и жареным луком.

Блины гречневые, "грешники"
Залейте вечером три стакана гречневой муки тремя стаканами кипятка, хорошо размешайте и оставьте на час. Если у вас нет гречневой муки, ее можно изготовить самим, размолов в кофемолке гречневую крупу.
Когда тесто остынет, разведите его стаканом кипятка. Когда тесто станет чуть теплым, добавьте 25 г дрожжей, растворенных в половине стакана воды.
Утром в опару добавьте остальную муку, растворенную в воде соль и замешайте тесто до густоты сметаны, поставьте его в теплое место и выпекайте на сковороде, когда тесто снова поднимется.
Эти блины особенно хороши с луковыми припеками.

Блины с припеками (с грибами, луком)
Приготовьте опару из 300 г муки, стакана воды, 20 г дрожжей и поставьте ее в теплое место.
Когда опара подойдет, влейте в нее еще стакан теплой воды, две столовые ложки растительного масла, соль, сахар, остальную муку и все тщательно перемешайте.
Промытые сушеные грибы замочите на три часа, отварите до готовности, нарежьте на маленькие кусочки, обжарьте, добавьте нашинкованный и слегка обжаренный зеленый или репчатый лук, нарезанный кольцами. Разложив припеки на сковороде, залейте их тестом, жарьте как обыкновенные блины.

Пирожки с грибами
Разведите дрожжи в полутора стаканах теплой воды, добавьте двести граммов муки, размешайте и поставьте опару в теплое место на 2-3 часа.
100 граммов растительного масла paзотрите со 100 граммами сахара, влейте в опару, перемешайте, добавьте 250 граммов муки, оставьте на час-полтора для брожения.
Замочите на два часа 100 граммов промытых сушеных грибов, отварите их до готовности и пропустите через мясорубку. Обжарьте на сковороде в растительном масле три мелко нарезанные луковицы. Когда лук станет золотистого цвета, добавьте мелко нарубленные грибы, посолите, жарьте еще несколько минут.
Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладким крепким чаем и выпекайте в нагретой духовке 30-40 минут.
Готовые пирожки уложите в глубокую тарелку и накройте полотенцем.


Луковник

Приготовьте постное дрожжевое тесто как для пирогов. Когда тесто подымется, раскатайте его на тонкие лепешки. Нарежьте репчатый лук и поджарьте его до золотистого цвета на растительном масле.
На дно сотейника или формы, смазанной маслом, положите тонкую лепешку, засыпьте луком, затем опять лепешку и слой лука. Так надо уложить 6 слоев. Верхний слой должен быть из теста.
Луковник выпеките в хорошо разогретой духовке. Подавайте горячим.

Расстегаи
400 г муки, 3 столовые ложки масла, 25 - 30 г дрожжей, 300 г щуки, 300 г семги, 2-3 щепотки черного молотого перца, 1 столовая ложка толченых сухарей, соль по вкусу.
Замесите постное тесто, дайте ему два раза подняться. Поднявшееся вторично тесто раскатайте в тонкий лист и стаканом или чашкой вырежьте из него кружки.
На каждый кружок положите фарш из щуки, а на него - тоненький кусочек семги. Можно использовать фарш из морского окуня, трески, сома (кроме морского), судака, сазана.
Концы пирожков защипните так, чтобы середина осталась открытой.
Расстегаи уложите на смазанный маслом противень и дайте им подойти 15 минут.
Каждый расстегай смажьте крепким сладким чаем и обсыпьте сухарями.
Выпекать расстегаи следует в хорошо разогретой духовке.
Отверстие в верхней части расстегая оставляют для того, чтобы во время обеда в него можно было залить рыбный бульон.
Расстегаи подают к ухе или рыбному супу.

Рыбник
500 г рыбного филе, 1 луковица, 2- 3 картофелины, 2-3 столовые ложки масла, соль, перец по вкусу.
Сделайте постное тесто, раскатайте его на две лепешки.
Лепешка, которая будет использована для нижнего слоя пирога, должна быть несколько тоньше верхней.
Уложите раскатанную лепешку на смазанную маслом форму, на лепешку уложите слой тонко нарезанного сырого картофеля, обсыпанные солью и перцем. крупные куски рыбного филе, сверху - тонко нарезанный сырой лук.
Все полейте маслом и накройте второй лепешкой. Края лепешек соедините и подогните книзу.
Поставьте готовый рыбник в теплое место на двадцать минут; перед тем как поставить рыбник в духовку, проколите сверху в нескольких местах. Выпекайте в духовке, разогретой до 200-220° С.

Пирог с капустой и рыбой
Раскатайте постное тесто по форме будущего пирога.
Ровно выложите слой капусты, на нее - слой нарубленной рыбы и снова слой капусты.
Края пирога защемите и запекайте пирог в духовке.


Картофельные оладьи

Натрите на терке очищенный сырой картофель, посолите, дайте появиться соку, затем добавьте немного воды и столько муки, чтобы получилось тесто как для оладий.
Готовое тесто выкладывайте ложкой на горячую сковороду, смазанную расти-тельным маслом, и обжаривайте с обеих сторон.

В это время проводятся литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Также подходят Благовещение Пресвятой Богородицы, четверг и суббота на Страстной седмице. Можно подать записку об упокоении на литургию. О том, возможно ли провести в конкретный день панихиду, нужно узнать в храме заранее. Если поминки в Великий Пост выпадают на наиболее строгие недели - первую, четвертую и седьмую, то на поминальный обед приглашают только ближайших родственников. Следует не забывать молиться за упокой и совершать в память о покойном хорошие дела, давать милостыню.

Церковь не запрещает собираться семье и друзьям усопшего. Но стоит помнить, что, согласно правилам, во время Великого поста рыбу допустимо употреблять на Благовещение и в Вербное воскресение. Растительное масло разрешено добавлять в пищу только по выходным и дням памяти самых почитаемых святых. Если среди приглашенных есть люди, строго придерживающиеся поста, следует позаботиться о специальных постных кушаньях. Задача поминального обеда – укрепить силы для совершения молитвы.

Традиционно постный стол включает солёные огурцы, кислую капусту, горох, картофель, каши без сливочного масла и молока, изюм и орехи. Бублики, баранки, сайки и прочий хлеб.

ПОМИНКИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ: КАКИЕ БЛЮДА ПОДАТЬ?

Славянские народы с давних пор готовят на поминальный обед кутью. Это очень простое в приготовлении блюдо из вымоченных и отваренных зерен пшеницы, изюма и меда. Позднее пшеницу стали заменять на рис. В постное время блины, без которых не обходятся поминки, пекутся без яиц и молока. Вкус от этого не страдает.

Компот – традиционный напиток. В давние времена он назывался «узвар» и готовился из засушенных фруктов и меда. В наши дни можно сделать компот из сушеных абрикосов либо из замороженных ягод, например, клюквы с сахаром или мочёной брусники. Не нужно заменять компот соками или газированной водой.

Еще одно важная часть трапезы – пироги. По традиции их дают после окончания обеда всем гостям. Для теста также не используются яйца. Начинкой может быть лук, щавель или грибы.

Первые блюда

Хороший выбор – отдать предпочтение супам, конечно, не на мясном бульоне. Можно добавить чечевицу или фасоль. Грибной суп с подсушенным хлебом будет аппетитным и приятным на вкус, не уступая привычному мясному кушанью.

Вторые блюда

Блюда с добавлением грибов можно подать и на второе. Например, потушить картофель с грибами или отварить его и полить грибным соусом, либо заменить картофель макаронами. Овощи, добавленные в рис, придадут вкуса и сделают блюдо сытнее. Готовится оно просто, как вегетарианский плов. Котлеты подойдут соевые либо приготовленные из капусты или моркови. Обжаренные в панировке котлеты приобретут отличный вкус и не уступят мясным.

Мочёные или соленые овощи, салаты без мяса и майонеза, винегреты подаются с первыми блюдами. Гарниром могут стать простые овощные салаты. Огурцы с помидорами, капуста с огурцами хороши для закусок.

Христианские поминки словно продолжают молитвы через вкушение пищи. Устройство поминального обеда считается милостыней от семьи умершего человека. Перед началом кто-то должен прочесть 17 кафизму из Псалтири над горящей церковной свечой. Затем читается «Отче наш». В поминальной трапезе обычно пользуются только ложками. По канону в пост запрещено спиртное, но в наше время на стол ставят водку, реже коньяк или красное вино. На краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую ломтем черного хлеба. Иногда это остается нетронутым в течение 40 дней.

Во времена Древней Руси готовили ещё и канун (сыту) из бобов с добавлением мёда и сахара, а также кисель. Сегодня выбор блюд остается за хозяйкой, хотя во время Великого поста он немного сужается. Не стоит забывать по окончании поминок раздать остатки гостям, чтобы они помянули умершего дома с теми, кто не пришел на поминальный обед.

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром — служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Ниже читайте, как правильно соблюсти поминание умерших в церкви.

Вот завтра снова великопостная Родительская суббота. Не первый раз пойду я на это богослужение, чтобы почтить память моих дорогих ушедших и, конечно, знаю, что значат эти дни особых поминаний в Великом посту — Родительские субботы. А вот все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение - наша прямая и непосредственная обязанность.

Церковное поминовение усопших в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение. В поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на литургию, прихожане готовя т записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте здесь.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Люди, знающие обряды всех религий, единогласно утверждают, что ничто не может сравниться с православными молениями о загробной участи отошедших к Богу православных. Действительно, скорбь Православной Церкви об ушедшем чаде проникнута необыкновенной теплотой и непоколебимой надеждой. Православная Церковь не только не отступается от своего умершего члена, но проявляет о нем особую заботливость. Самое высшее добро, какое оказывает Церковь умершему, - это есть поминание его на проскомидии. Та часть, которая вынимается из просфоры с произнесением имени живого или умершего лица, знаменует собою душу этого человека. В конце литургии, после приобщения верных, все эти частицы ссыпаются в чашу и проникаются, таким образом, животворящею Кровью Христовой. Над ними произносятся священником слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною». При этом видимом соприкасании частей просфор с Кровью Христовой происходит невидимое соприкасание души поминаемого человека с существом Божиим. Души светлые ощущают при этом особую радость - одинаково, будут ли они находиться в теле или, по окончании земной жизни, вне тела; души злые - некоторую тревогу от соприкосновения с высочайшей сферой, от которой они так далеки; но все же - ощутительную пользу. (Е. Поселянин)

Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами, и по ту сторону жизни. Мы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится – ну, не получается. Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми.

Перед началом Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”. Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

«Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен - в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех “от Адама до днесь усопших в благочестии и вере” и особенное моление воссылала за тех, “коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…” И за тех “яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…”» (В. Никифоров-Волгин.)

И мы придем, обязательно придем, несмотря ни на какие заботы сегодняшнего дня. Как же еще мы можем выразить свою любовь к нашим близким, ушедшим в мир иной. Как же не припасть в молитве ко Господу за них, приклонив колена сердец наших, когда диакон пропоет «Вечная память!». Как же не постараться использовать все возможное для спасения их душ, когда мы их так любим?! И не говорите, что те, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых…» не наши близкие. Все мы едины. Все мы связаны между собой. Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Если поминальный день в 9 или 40 дней выпадает в пост, то следует приготовить постный поминальный обед. Что входит в него, какие блюда могут присутствовать на поминальном столе – читайте ниже. Общие правила проведения поминок читайте .

Если поминки 9 или 40 дней выпали на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое «встречное поминовение». Делается это потому, что только в эти дни (по выходным в пост) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминальный обед зовут лишь самых близких родственников.

Рецепт кутьи на поминки

Традиционное блюдо поминального стола у славян с давних пор считается . Самое простое и неприхотливое блюдо: на ночь замачивают зерна пшеницы, затем отваривают до мягкости, добавляют распаренные изюм и мак, мед. Можно пшеницу заменить рисом, однако эта традиция появилась намного позже.

Постные блины на поминки

Также на столе должны присутствовать блины. В постную неделю они готовятся без яиц и молока, однако это никак не сказывается на их вкусовых качествах. Для приготовления постных блинов смешайте муку, соль, сахар и сухие дрожжи, разводите теплой водой, добавьте растительное масло и оставьте на некоторое время в теплом месте, чтобы блины могли подойти.

Узвар или компот на постные поминки

Узвар (взвар) – это традиционный компот из сухофруктов с медом. Можно подать его современный аналог: компот из мороженых ягод или кураги. Однако не стоит заменять это блюдо газировкой и любой сладкой водой из бутылки, соком. Компот традиционно присутствовал на поминальном столе у славян с давних времен.

Традиционно на поминальном столе должны присутствовать пироги. Их еще раздают гостям после окончания трапезы.

Рецепт постных пирогов на поминки:

Тесто для постных пирожков делается по рецепту, приведенному ниже. В качестве начинки можно использовать грибы, лук, зеленый лук, щавель.

Для теста разведите дрожжи в 1,5 стаканах теплой воды, добавьте 200 г муки, размешайте и поставьте в теплое место отстояться на пару часов. Затем 100 г растительного масла перемешайте со 100 г сахара, влейте в опару, добавьте 250 г муки, оставьте еще на час.

Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладкой водой и выпекайте в духовке 30-40 минут на среднем огне.

Для остывания готовые пирожки накройте полотенцем. Снимайте с противня, когда они совсем остынут.

Первые блюда поминального обеда в пост

На первое приготовьте любой суп, щи или борщ, однако не на мясном бульоне, а с фасолью, бобами, чечевицей. Можно приготовить грибной суп-пюре. Если подать его с гренками, получится не менее сытно и вкусно, чем обычное мясное первое.

Вторые блюда поминального обеда в пост

На второе при постном поминальном столе подойдут блюда с грибами. Например, отварная картошка в грибном соусе, тушеный картофель с грибами, лапша с грибами. Можно приготовить рис с овощами (готовится как плов, только без мяса). Это довольно ароматное и сытное блюдо, вполне уместно на поминальном столе.

Можно приготовить соевые котлеты или даже соевые отбивные. Если не хотите покупать готовые соевые продукты в магазине, можете сами сделать капустные или морковные котлетки. После зажарки в сухарях, они станут достойной заменой своим мясным прототипам.

Ко вторым блюдам можно подать соленые и моченые овощи: огурцы, помидоры, кабачки (в общем, наведите ревизию своих дачных запасов). Винегрет, оливье без мяса и майонеза, любой овощной салат (огурцы + помидоры, капуста + огурцы) подойдут как гарнир.

Помните, что суть любого (хоть скоромного, хоть постного) поминального обеда не в том, чтобы вкусно поесть, а «подкрепить силы для молитвы за усопшего».