Из рыбы

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Опыт "Определение жира в клетке". Определение органических веществ в семени. Строение семени двудольного растения

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Опыт

Нанесем несколько капель полученного раствора на кусок фильтровальной бумаги и получим прекрасное - столь неприятное на одежде, но необходимое в нашем опыте - жировое пятно! Если нагреть бумагу над кухонной плитой, то пятно останется - в отличие от пятен эфирных масел, которые в таких условиях улетучиваются.

Другой своеобразный способ обнаружения жира основан на том, что он растекается тонким слоем на поверхности воды. Если на поверхность воды, не содержащей жира, нанести очень маленькие частицы камфоры, то они начинают кружиться - как будто танцуют. Как только в воду попадают хотя бы малейшие следы жира, этот танец сразу же прекращается.

Кроме того, мы можем поместить в пробирку малое количество масла или кусочек жира и быстро нагреть на сильном пламени бунзеновской горелки. При этом образуется желтовато-белый дым. Если осторожно понюхать пробирку, то мы почувствуем в носу раздражение, а на глазах - слезы. Это объясняется тем, что при разложении глицерина образуется ненасыщенный алканаль (альдегид) акролеин, имеющий формулу СН2=СН-СН=О. Его запах слишком хорошо знаком многим хозяйкам, у которых пригорало жаркое. Акролеин проявляет слезоточивое действие и довольно ядовит.

В быту часто - иногда в чрезмерном изобилии - применяются многие жиры - для варки, поджаривания, печения и приготовления бутербродов. В последнем случае годятся только твердые или полутвердые, преимущественно животные жиры, например масло и топленый жир. Некоторые растительные жиры, например кокосовый, чересчур тверды для намазывания на хлеб, а жидкие масла для этого, разумеется, тоже не годятся. Немецкому химику Норманну мы обязаны тем, что в настоящее время жидкие жиры можно превращать в твердые, перерабатывая их в маргарин.

Жидкие растительные масла содержат непредельные жирные кислоты, главным образом, олеиновую (октадеценовую). Последняя отличается от насыщенной стеариновой (октадекановой) кислоты, входящей в состав твердых жиров, только отсутствием в молекуле двух атомов водорода. Олеиновая кислота содержит двойную связь - между девятым и десятым атомами углерода:

СН 3 -(СН 2) 7 -СН=СН-(СНа) 7 -СООН

В 1906 г. Норманну удалось присоединить к олеиновой кислоте водород и тем самым превратить ее в стеариновую. Эта реакция гидрирования ускоряется в присутствии катализаторов - мелко раздробленной платины, палладия или никеля. Попробуем самостоятельно провести гидрирование малого количества жира.
Отверждение жиров - не так уж это просто!

Подвергнем отверждению 2 г чистого оливкового или подсолнечного масла. Нам понадобится катализатор. Приготовим его следующим образом. От 0,5 до 1 г метаната (формиата) никеля, то есть муравьинокислой соли никеля, поместим в пробирку из тугоплавкого стекла и будем прокаливать в течение 15 минут в высокотемпературной зоне пламени бунзеновской горелки. При этом соль разлагается, и образуется металлический никель в виде очень тонкого порошка. Дадим пробирке остыть, причем в это время ее нельзя двигать, чтобы, по возможности уменьшить контакт никеля с воздухом. Лучше всего после прокаливания сразу же закрыть пробирку, вставив в нее пинцетом кусок асбестового картона. После охлаждения нальем в пробирку 5 мл чистого спирта (денатурат не годится) или эфира. Затем добавим 2 г масла в 15 мл чистого спирта.

Соединим пробирку, которая служит реактором, с прибором для выделения водорода. Конец отводной трубки, по которой в пробирку поступает водород, должен быть оттянут, чтобы газ выделялся в виде мелких пузырьков. Водород, выходящий из прибора для выделения газа, прежде чем попасть в пробирку, должен быть очень хорошо очищен, чтобы не отравлять катализатор. Для этого пропустим его еще через две промывные склянки. В первую нальем раствор перманганата калия, а во вторую - концентрированный раствор едкого натра или едкого кали. Воздух не должен попасть в реактор. Поэтому водород вначале нужно пропускать только через систему, где он получается и очищается, и тем самым вытеснить из нее воздух.

Только после этого соединим эту систему с реактором и будем пропускать водород через реакционную смесь по крайней мере час. Из реакционной пробирки газ должен выходить через отводную трубку.

В условиях лаборатории самый чистый водород получается при электролизе воды. Однако вполне годится для гидрирования и водород, полученный при взаимодействии алюминия с раствором щелочи. Такой способ получения в данном случае предпочтительнее, чем из цинка и разбавленной (1 М) серной кислоты.

Если он даст отрицательную пробу па гремучий газ, его можно поджечь. А если его не поджигать, то опыт можно проводить только в вытяжном шкафу или на открытом воздухе, причем, разумеется, поблизости не должно быть источников тепла и тем более открытого огня.

После того как пропускание газа прекращено, в пробирке выпадают хлопья, которые из-за присутствия катализатора окрашены в серый цвет. Растворим их в нагретом тетрахлорметане и отделим катализатор фильтрованием через двойной слой по возможности плотной фильтровальной бумаги. При испарении растворителя остается малое количество белого «сала».

Это сало, конечно, еще не маргарин. Но именно оно служит сырьем для промышленного изготовления маргарина.

Гидрирование жиров осуществляется в Германии на заводе в Родлебене и в соответствии с планом из года в год расширяется.

Отверждению подвергаются ценные растительные масла, например арахисовое и подсолнечное, хлопковое и рапсовое. Путем смешивания кокосового и пальмового жира получают лучшие сорта маргарина - кондитерский и сливочный. Кроме того, при изготовлении маргарина к жирам добавляют обезжиренное молоко, яичный желток, лецитин и витамины. Таким образом, мы видим, что маргарин - ценный продукт питания, который изготавливается из растительных масел и других пищевых добавок в результате их «облагораживания» путем химической обработки.

Отдел образования администрации Верхнебуреинского района

муниципального общеобразовательного учреждения средняя

общеобразовательная школа № 20 Сулукского сельского

поселения Хабаровского края

(Реферативно – экспериментальная работа по окружающему миру)

Выполнила работу:

Добрина Алина

ученица 2 класса

Руководитель:

Матонина Ольга

Дмитриевна

учитель начальных классов


п. Сулук

2011год
Оглавление

Стр.
I. Введение ___________________________________________ 3
II. Основная часть_____________________________________ 3

1.Запасные вещества клетки __________________________3

1.1 Жиры _________________________________________ 3

1.2 Обнаружение жиров в семенах ____________________4

1.3 Значение жиров для живых организмов_____________4

1.4 Углеводы ______________________________________ 4


1.5 Обнаружение углеводов в картофеле________________4

1.6 Значение углеводов для живых организмов __________4 - 5

1.7 Белки___________________________________________5

1.8 Обнаружение белков _____________________________ 5

1.9 Значение белков для живых организмов_____________5

III. Заключение________________________________________5

IV. Список литературы _________________________________6

V. Приложения_______________________________________7

I. Введение

Сколько чудес хранит наша природа!

Одно из таких чудес – это растения. Они ласкают взгляд человека, смягчают нрав, приносят успокоение и отдых. Зелёные друзья продлевают людям жизнь, сохраняют их энергию, восстанавливают их силу, бодрят. И поэтому как важно приглядеться к каждой травинке.

Растительный организм, состоящий из огромного числа клеток, представляет собой единое целое.

Внутри растения всё время протекают разные процессы, рассмотреть которые можно только под микроскопом.

Я уже второй год изучаю внутреннее строение растений, понемногу познаю этот таинственный мир. Для меня это очень интересно.

Меня заинтересовали запасные вещества клетки.

Цель моей работы:

Изучить запасные вещества клетки и их значение для живых организмов. Задачи:


  1. Изучить запасные вещества клетки (углеводы, белки, жиры)

  2. Изучить реакции, характерные для этих веществ.

  3. Изучить значение этих веществ для живых организмов.
4. Изучить в каких продуктах содержатся эти вещества.

II. Основная часть.

1. Запасные вещества клетки.

Оказывается, в растениях есть чудесные кладовые – запасные вещества (углеводы, белки, жиры), отложенные организмом. Они используются в дальнейшей жизни растений. Очень часто откладываются запасные питательные вещества в виде клеточных включений.


1. 1 Жиры.

Встречаются практически во всех растительных клетках. Это основной тип запасных питательных веществ большинства растений. В семенах (подсолнечник , хлопчатник , арахис , соя ) масло составляет до 40% .

Растительные жиры, используемые человеком в технике, пищевой промышленности и медицине, добываются главным образом из семян.

1.2 Обнаружение жиров в семенах (приложение 1, 2)

Для обнаружения возьмём семя подсолнечника, снимем с него кожуру и раздавим его на чистой бумаге. На бумаге останется характернее жирное пятно.

1. 3 Значение жиров для живых организмов

Жиры – выполняют в организме ряд функций. Они дают организму энергию. У некоторых животных жиры накапливаются в больших количествах и предохраняют организм от потери тепла.

Большое значение имеют жиры и как внутренний резерв воды. Это очень важно для животных, впадающих в зимнюю спячку: благодаря своим жировым запасам они могут не пить до двух месяцев.

1.4 Углеводы.

Самый распространенный в растениях углевод – это крахмал.

Запасной крахмал встречается в виде крахмальных зёрен. Существуют различные формы крахмальных зёрен: простые, сложные и полусложные.

Простое крахмальное зерно состоит из одного зёрнышка. Сложные зёрна

состоят из отдельных зёрнышек, склеенных вместе в одно зерно. Полусложное зерно формируется в тех случаях, когда крахмал сначала откладывается вокруг нескольких точек, а затем после соприкосновения простых зерен вокруг них возникают общие слои. В клубнях картофеля имеются все три формы крахмальных зёрен (приложение 3)

1. 5 Обнаружение углеводов в картофеле.

Для рассмотрения крахмальных зёрен под микроскопом мы сделали микропрепарат: (приложение 4, 5, 6)


  1. На предметное стекло нанесли каплю воды.
2. Затем разрезали клубень, соскоблили с поверхности очень небольшое количество вещества и поместили в эту каплю.

3. Накроем препарат покровным стеклом и рассматриваем сначала под малым, а потом под большим увеличением.

Проводим характерную реакцию на наличие крахмала, нанося раствор иода.

Наблюдаем сине – фиолетовое окрашивание крахмала (приложение 7)

Крахмал откладывается в семенах, корневищах, клубнях, стеблях и других частях растений.

1. 6 Значение углеводов для живых организмов

Углеводы играют важную роль в организме.

Это хорошо известные всем глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал.

Основная функция углеводов – энергетическая. «Сжигая» глюкозу, организм получает энергию, необходимую для идущих в нём процессов. Выполняют углеводы и другие функции, например, опорную и защитную.

1.7 Белки

Наиболее часто запасные белки откладываются в семенах. Очень богаты белками семена многих используемых в пищу и кормовых видов бобовых.

1. 8 Обнаружение белков (приложение 8, 9)

Белки обнаруживаются с помощью химических реакций, они дают характерное окрашивание – синее и жёлтое.

1. 9 Значение белков для живых организмов

Белки – основные вещества клетки. Это сложные соединения. Они входят в состав крови, мышц, участвуют в защите организма от инфекций и многих других процессах.

III. Заключение

Работая над проектом, я пришла к следующим выводам:


  1. Все растения состоят из клеток.

  2. В клетках есть чудесные кладовые – запасные вещества виде белков, жиров, углеводов.

  3. Эти запасные вещества имеют большое значение для живых организмов.

Ход работы:

Оформите в тетради(в клетку) проведённый опыт:

Опыт «Определение жира в клетке».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: несколько семечек подсолнечника, пестик, салфетка.

Ход работы:

1 .Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Пестиком раздавите семена.

Напишите в этом пункте что наблюдаете? («Если раздавить семена,то появляется …?... пятно на бумаге».)

2 .Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... .»)

3 .Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. (« Значение: …….. .»)

Оформите в тетради(в клетку) проведённый опыт:

Опыт «Определение жира в клетке».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: несколько семечек подсолнечника, пестик, салфетка.

Ход работы:

1 .Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Пестиком раздавите семена.

Напишите в этом пункте что наблюдаете? («Если раздавить семена,то появляется …?... пятно на бумаге».)

2 .Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... .»)

3 .Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. (« Значение: …….. .»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "В клетке одни вещества превращаются в другие"

Контрольная разработана для 5 класса по программе Вахрушева. В ней предложены разные виды заданий, на разные УУД....

Урок по химии "Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме"

Урок по химии "Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме" может быть использован и на уроках биологии....

Известно, что жиры животного и растительного происхождения представляют собой сложный комплекс органических соединений. Основной составной частью всех жиров являются сложные эфиры трехатомного спирта – глицерина и жирных кислот, называемые триглицеридами. Такие сложные эфиры имеют следующую общую формулу:

Естественные жиры в большинстве случаев представляют собой смесь разнокислотных триглицеридов. Однокислотные триглицериды в жирах бывают лишь в том случае, если одной из кислот значительно больше, чем остальных.

Однокислотные триглицериды чаще встречаются в животных жирах, чем в растительных. Так, например, в бараньем сале содержание триглицеридов насыщенных кислот (стеариновой и пальмитиновой) составляет 26% и триглицеридов ненасыщенных кислот (олеиновой и линолевой) 4%.

Обратите внимание, что единственным спиртом, участвующим в образовании составной части жиров – сложных эфиров – является трехатомный спирт – глицерин. Поэтому сложные эфиры жиров называют глицеридами.

Качественное определение жиров основано на таких характерных их свойствах, как:

Образование на бумаге пятна, которое не исчезает при нагревании;

Цветная реакция с осмиевой кислотой;

Реакция омыления жира;

Дегидратация глицерина водоотнимающими средствами (гидросульфит калия или магния, борная кислота) с образованием акролеина и др.

В состав триацилглицеринов входят остатки насыщенных и ненасыщенных кислот нормального строения, преимущественно с четным числом атомов углерода от 8 до 24. Помимо основного компонента - триацилглицеринов, в состав жиров входят сопутствующие вещества – фосфатиды, свободные жирные кислоты, моно- и диглицериды, воски, токоферолы, витамины, пигменты и др.

Состав и свойства жиров зависят от источника и способа выделения. Для характеристики качества и природы жира используют комплекс физических и химических показателей.

К числу основных физических показателей относится температура плавления. Температурой плавления жира называется температура, при которой он из твердого состояния переходит в жидкое. Поскольку натуральные жиры представляют собой смеси глицеридов, имеющие различные температуры плавления, переход их в жидкое состояние происходит в пределах некоторого интервала температур. На температурах плавления того или иного жира сказываются специфические особенности глицеридов и их жирнокислотный состав. У насыщенных жирных кислот температуры плавления возрастают с увеличением молекулярной массы. У ненасыщенных – на температуру плавления влияют не столько двойные связи, сколько их положение в цепи и пространственное расположение отдельных частей молекулы.

Среди химических показателей особое значение имеют йодное, кислотное число, число нейтрализации, число омыления и эфирное число.

Йодное число (ЙЧ) – (или так называемый коэффициент непредельности) характеризует степень ненасыщенности жира и выражается количеством йода в граммах, которое требуется для полного насыщения жирных кислот, содержащихся в 100 граммах жира. По величине этого показателя судят о преобладании в жирах насыщенных или ненасыщенных жирных кислот. Чем выше в жире содержание ненасыщенных жирных кислот, тем выше йодное число. Тугоплавкие жиры имеют низкое йодное число, легкоплакие – высокое.

Йодное число является показателем консистенции сливочного масла и должно учитываться при выборе температурных режимов обработки сливок в процессе их созревания и перемешивания. Оно повышается летом и понижается зимой и лежит в пределах 28-45 г/100 г. Метод основан на способности йода присоединяться по кратным связям. Непрореагировавший йод оттитровывают тиосульфатом натрия.

Кислотное число (КЧ) – количество миллиграммов едкого кали (КОН), необходимое для нейтрализации свободных жирных кислот, содержащихся в 1 г жира. Кислотное число жира зависит от его качества, способа получения, условий хранения и других факторов.

Число нейтрализации (ЧН) – количество миллиграммов едкого кали, необходимое для нейтрализации 1 г жирных кислот, что соответствует 100%-ному содержанию свободных жирных кислот в 1 г образца. Число нейтрализации индивидуальных жирных кислот - величина постоянная.

Используя эти два химических показателя, можно определить содержание свободных жирных кислот в жире (Х), %:

где а – коэффициент пересчета на индивидуальную кислоту.

Число омыления (ЧО) – количество миллиграммов едкого кали, необходимое для омыления глицеридов (связанных жирных кислот) и для нейтрализации свободных жирных кислот, входящих в состав 1 г исследуемого жира. Число омыления – характерный показатель и колеблется для одного и того же сорта масла или жира в узких пределах.

Эфирное число (ЭЧ) – количество миллиграммов едкого кали, необходимое для омыления сложных эфиров, находящихся в 1 г жира. Эфирное число не является постоянной величиной и зависит от изменения кислотного числа.

Цель работы: Ознакомление с методами качественного обнаружения триглицеридов.

Реактивы и оборудование:

1) Растительное масло;

2) Сливочное масло;

3) Спиртовой раствор едкого кали: 30 г КОН растворяют в 20 мл воды, поохлаждении перемешивают с 200 мл этанола.

4) 5%-ный раствор хлорида кальция;

5) 10%-ный раствор ацетата свинца;

6) концентрированная H 2 SO 4 ;

7) концентрированная HCl;

8) 10%-ный раствор едкого натра;

9) 2%-ный раствор сульфата меди;

10) пробирки для гидролиза с пробкой и стеклянной трубкой;

11) смесь этилового спирта и хлороформа (10:1);

12) 0,1 н раствор йода;

13) 0,1 н раствор тиосульфата натрия;

14) 1%-ный раствор крахмала.

Порядок выполнения работы.

Опыт 1. Проба на образование пятна.

Каплю исследуемого жира наносят стеклянной палочкой на фильтровальную бумагу. Появляется сальное пятно, которое не исчезает при нагревании, что свидетельствует о наличии жира.

Опыт 2. Омыление жира.

Жиры под влиянием щелочей гидролизуются с образованием калиевых солей жирных кислот (мыла) и глицерина:

1 мл растительного масла смешивают в пробирке для гидролиза с 20 мл спиртового раствора едкого кали. Пробирку нагревают на кипящей бане, закрыв пробкой с длинной стеклянной трубкой (в качестве обратного холодильника), до полного омыления (примерно 60 мин.). Показателем полноты омыления может служить отсутствие образования жирных пятен на поверхности воды, в которую добавлена капля гидролизата.

Гидролизат разводят до 20 мл дистиллированной водой и полученный раствор используют для выявления составных частей жира, жирных кислот и глицерина.

Опыт 3. Открытие жирных кислот.

Для обнаружения жирных кислот используют гидролизат, полученный в опыте 3.

Опыт 3.1.

В первую пробирку к 1 мл гидролизата приливают равное количество воды и взбалтывают. Образуется стойкая пена, которая указывает на присутствие в гидролизате растворенного калийного мыла, обладающего способностью понижать поверхностное натяжение растворов.

Опыт 3.2.

Во вторую пробирку к 1 мл гидролизата добавляют несколько капель 5%-ного раствора хлорида кальция. Выпадает белый осадок нерастворимого кальциевого мыла.

Опыт 3.3.

В третью пробирку к 1 мл гидролизата прибавляют несколько капель 10%-ного раствора ацетата свинца. Выпадает осадок свинцовых солей жирных кислот, который при нагревании становится вязким (свинцовый пластырь).

Опыт 3.4.

В четвертую пробирку к 2 мл гидролизата добавляют 0,5 мл концентрированнойHCl. Образующиеся жирные кислоты нерастворимы в воде и будут собираться в верхней части содержимого пробирки.

Опыт 3.5.

В пятую пробирку к 2 мл гидролизата добавляют несколько капель 10%-ного раствора H 2 SO 4 (осторожно!). Выпадает белый осадок свободных жирных кислот. Содержимое этой пробирки фильтруют и оставляют для открытия глицерина.

Опыт 4. Открытие глицерина.

К остатку профильтрованного гидролизата добавляют 8-10 капель 10%-ного раствора NaOH и 1-2- капли 2%-ного раствора сульфата меди. Появляется слабо-синее окрашивание, которое вызвано образованием глицерата меди:

Работу выполнила: Калашникова Анастасия ученица 2 А класса МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты,
Руководитель: Калашникова Инна Ивановна, учитель математики, информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты

Цель эксперимента:
Изучить состав молока. Выяснить действительно ли в молоке содержатся все основные вещества пищи - это белки, жиры и углеводы.
Молоко - очень полезный продукт. Все млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком. Маленькие дети начинают свою жизнь с молока мамы, молоко укрепляет организм ребенка и дает ему много полезных веществ. Следовательно, оно очень питательно и легко усваивается. Наибольшее количество энергии дают жиры. Углевод молока называется лактоза. Но в отличие от глюкозы или сахарозы (пищевого сахара), лактоза почти не имеет сладкого вкуса.

Шаг 1. Составление плана:
1. Анализ предложенной таблицы и ответы на вопросы.
2. Проведение опытов по обнаружению белка, жира, углеводов и казеина.
3.Оформление результатовв виде таблиц.
4. Выводы на основании полученных результатов.
5. Анализ своей работы.

Шаг 2.
Анализ таблицы о питательности молока собаки и коровы:

Вопрос Ответ
1. Чье молоко более питательно - собаки или коровы и почему? Более питательным является молоко собаки:
1. Из таблицы видно, что энергия молока собаки больше, а значит и питательнее;
2. При сравнении показателей в таблице данные молока собаки выше, чем у коровьего молока.
2. Почему самое жирное молоко (до 40% жира) у китов и дельфинов? Думаю, что у дельфинов и китов такое жирное молоко, потому что, питаясь жирным молоком, детеныши обрастают жиром, чтобы не замерзнуть, ведь они живут в воде
3. Дети часто спрашивают: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву?» Попробуй ответить на этот вопрос. Корова ест зеленую траву, а трава перерабатывается в ее организме. Мы проводили эксперименты с молоком: и доказали, что в молоке есть белок и казеин. Эти два вещества белые, поэтому молоко белое.

Шаг 3.
Проведение опытов:

Подготовила три вида молока и сливки.

Проводим следующие опыты:
Опыт 1. Определение жира в молоке.
Опыт 2. Обнаружение белка в молоке и сыворотке.
Опыт 3. Определение наличия казеина в молоке.
Опыт 4. Получение молочной сыворотки.

Опыт 5. Обнаружение углеводов в молоке.
Опыт 6. Симпатические чернила.

Шаг 4.
Описание Опыта 1.
1. В коровьем молоке обычно содержится 3-4 % жира . На фильтровальную бумагу нанесла по капле каждого образца молока. Когда они подсохли, измерила линейкой диаметр каждого пятна.




Видео 1

Шаг 5.
Описание Опыта 2.


Шаг 1. В пробирку налила чуть-чуть молока.

Шаг 2. Осторожно по стенкам добавила равный объем слабого раствора медного купороса (бледно-голубого цвета)

Шаг 3. Осторожно добавила немного раствора щелочи

Шаг 4. Перемешала. Появилась фиолетовая окраска.Это говорит о наличии белка в исследуемом продукте.
Видео 2


Шаг 6.
Описание Опыта 3.
1. Налила в стаканчик 5 столовых ложек молока добавить 1 столовую ложку уксусной кислоты (9%), перемешала. Увидела образование белых хлопьев.


Видео 3.
2. Анализ измерений заносим в таблицу:

Шаг 7.
Описание Опыта 4.
Чтобы получить сыворотку надо отфильтровать осадок казеина.

1. Для этого взяла маленький стакан. Поместила над ним воронку.
2. В нее положила фильтрованную бумагу из нескольких слоев и вылила на воронку молоко с образовавшимся творогом.
3. Дождалась, когда сыворотка вылилась в стакан, при этом творог (казеин) остался на фильтре.

Шаг 8.
Описание Опыта 5.

1. Немного сыворотки налила в чашку и выпарила жидкость.
2. После испарения жидкости сыворотка обуглилась, и появился сладкий запах, похожий на запах жженого сахара. Таким образом, доказала, что в молоке есть углеводы.
3. Анализ измерений заносим в таблицу:

Шаг 9.
Описание Опыта 6.
Самый загадочный опыт про тайнопись.
1. На фильтровальную бумагу молоком написала текст.
2. Когда молоко высохло, нагрела бумагу с помощью утюга (прогладила бумагу).
3. Обнаружила написанный текст, который проявился при нагревании.
Мой отзыв о конкурсе про молоко на фотографии.



4. Анализ измерений заносим в таблицу:
Шаг 10.
Описание результатов опытов в виде таблицы:

Образец №1
«Отборное молоко»,до 4%, Дмитровский молочный завод,)
Образец №2
(молоко с фермы, 3,4%,ОАО Агрофирмы "Индустрия")
Образец №3
(молоко «Апатитская буренка», 2,5%, ОАО «Апатитский молочный комбинат»)
Образец №4
(Сливки «Домик в деревне», 20%, ОАО «Вимм-Билль-Данн»)
Цвет молока белый белый белый белый
Запах молока сладковатый сладковатый сладковатый пахнет как масло
Вкус молока сладкий сладкий сладкий сладко-сливочный
Диаметр пятна жира 15 мм 0 мм 0 мм 20 мм
Цвет при реакции на белок светло-фиолетовый синий синий фиолетовый
Удалось ли получить осадок казеина да да да да
Цвет сыворотки желтоватый, мутный светлый, мутный светлый, мутный очень мутный
Удалось ли обнаружить углеводы да да да да

Шаг 11.
Выводы на основании полученных результатов.
Молоко и сыворотка действительно содержит очень много полезных веществ, в том числе белки, жиры и углеводы. Оно очень полезно.

Шаг 12.
Анализ своей работы.
Очень интересно было проводить опыты в кабинете химии. Провести опыты, мне помогла учитель МБОУ СОШ №14 по химии, Соловьева Нина Александровна.
Все было необычно: я узнала, что есть опасные жидкости, которые надо аккуратно наливать и использовать их только по назначению (например, для опытов), я научилась пользоваться спичками, когда зажигала спиртовку (было немного страшно). Теперь я знаю, что уксус надо использовать очень аккуратно, но он иногда нужен для приготовления вкусных блюд. Думаю, что мама мне потом расскажет, для каких кулинарных рецептов его можно применять.

С 10.07.14 начинается новый этап конкурсов экспериментальных олимпиад «Terra-Experimentum. Лаборатория на кухне. Молоко» , «Terra-Experimentum. Жизнь растений. Прорастание семян» , «Terra-Experimentum. Физика вокруг нас» !

Участвуя в таких конкурсах, вы сможете выполнять настоящие научные исследования, а самое главное - вы увидите что, мир гораздо интереснее, чем нам кажется!