Заготовки

Нужно ли есть хлеб каждый день. Можно ли есть хлеб? Ограничения в потреблении хлеба

Нужно ли есть хлеб каждый день. Можно ли есть хлеб? Ограничения в потреблении хлеба

Гребенюк О.С.

1. Педагогические цели управления конфликтными ситуациями

Под управлением конфликтной ситуацией понимается: 1)предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации; 2) перевод ее в педагогическую задачу; 3)моделирование познавательных конфликтных ситуаций в учебно-воспитательных целях.

Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять как на участников конфликтной ситуации, так и на конфликт в целом? Какие педагогические цели он решает при этом?

Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает конфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоречие, является источником развития. Конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд.

В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности собой и другими людьми, страхов, неприязни и даже ненависти, но есть и состояния связанные с предвкушением борьбы, воодушевления, живого интереса к оппоненту, надежды на успех в своем деле, удовольствия от точно найденной и принятой соперником аргументации.

Очевидно, что управление конфликтной ситуацией предпринимается учителем не только ради самой ситуации или собственной безопасности. Каждая конфликтная ситуация, возникшая на уроке стихийно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников. Управление конфликтом - это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Набор их достаточно богат: например, при возникновении беспредметных конфликтных ситуаций (учащиеся начинают паясничать, открыто провоцируя гнев учителя) уместна шутка, переключение внимания и т.п.; если же ситуация оценена как реальная (конфликтные ситуации по поводу учебной деятельности, необъективной оценки), то возможно применение невербальных и вербальных приемов, таких как, корректное замечание, повторное пояснение, без противоборства и противопоставления школьникам со стороны учителя.

Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией - воспитательных действий - диктуется педагогическими целями.

В качестве основ, определяющих содержание педагогических целей, мы рассматриваем: определение цели как педагогической категории, учет сложившихся в педагогике подходов к разработке целей развития и воспитания, сущность формируемого качества, его признаки, состав, а также уровни его развития.

Конфликтогенность - это интегративное свойство индивидуальности, определяющее не только рассматриваемую в этой главе технологию управления конфликтной ситуацией, но шире - мотивацию конфликта, жизненную позицию индивидуального достижения, самореализацию через истинное человеколюбие и справедливость. Содержание этого интегративного свойства составляют конфликтогенные “зоны” основных сфер индивидуальности. В интеллектуальной сфере - это гибкость ума, нестандартность мышления, система знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта. В эмоциональной - тревожность, адекватная самооценка, уверенность в себе, умение управлять конкретными конфликтными эмоциональными состояниями. В мотивационной - конструктивное отношение к конфликту как действенному средству разрешения противоречия; наличие в мотивации конфликта актуальных тенденций вступления в конфликт или его избежания (соответственно природе конфликта предметной, реалистической или беспредметной, нереалистической).

Для проектирования целей совершенствования конфликтогенности полезно выделить уровни ее развития. Низкий уровень - деструктивный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотношение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гибкость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы; тенденция вступления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппонентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; конфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничестве, отсутствие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым. Средний уровень - непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуацию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные модели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон - обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; предпочитает не вступать ни в какие конфликты, от споров уходит, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирает приспособление. Высокий уровень - продуктивный: школьник понимает причины и содержание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непредметные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конфликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует отрицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окружающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отстаивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоциональному благополучию оппонента.

Для развития и совершенствования конфликтогенности учащегося в педагогических целях необходимо предусмотреть:

В интеллектуальной сфере: развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость; формирование познавательных умений (увидеть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта); развитие восприятия, внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций; усвоение знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления;

В мотивационной сфере: формирование системы общечеловеческих ценностей и нравственных мотивов поведения; воспитание позитивного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у учащихся стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения;

В эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих; формирование у учащихся необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмоциональных состояний (отрицательных, коммуникативных и альтруистических эмоций).

В волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях;

В сфере саморегуляции: развитие у школьников способности совершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с целями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развивать навыки регуляции своих психических состояний; формирование умений уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навыков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации;

В предметно-практической сфере: развитие способности выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эффективных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов (накопление банка вероятных педагогических задач по управлению конфликтными ситуациями).

Эти педагогические цели можно осуществлять как в процессе обучения, так и на факультативных занятиях.

Конфликтные ситуации на уроке - явление привычное, реальное. Ученики опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся. Этот список может дополнить каждый обычный школьник. Учителя хотят, чтобы ученики не опаздывали, не отвлекались, не переговаривались, не списывали, не переговаривались, не ленились. А этот список может дополнить каждый педагог или студент. Сталкиваются стремления, желания, взгляды, позиции. Дальнейшее развитие такого столкновения возможно по традиционным и нетрадиционным схемам.

К привычным относятся: 1)конфликтная ситуация - инцидент - конфликт и 2)конфликтная ситуация - инцидент - конфликт - разрешение.

Организованная и проведенная по всем правилам технологии управления конфликтными ситуациями она применима для реальных (предметных, деловых) конфликтов. В педагогической практике эта схема возможна в моделируемых конфликтных ситуациях с учебно-воспитательными целями.

К разновидностям подобных ситуаций относятся познавательные конфликты в рамках дискуссионных методов обучения или тренинговые сюжетно-ролевые игры.

Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами: 1)реальная ситуация - разрешение реальной ситуации; 2)реальная ситуация - перевод в педагогическую ситуацию - разрешение педагогической ситуации.

Изменение структуры конфликта с полным разрешением конфликтной ситуации целесообразно осуществлять в незначительных случаях. Например, опоздание, невыполнение учебного задания, отказ отвечать наблюдаются как единичные, несвойственные ученику проявления физического или душевного дискомфорта. Если же нарушения дисциплины, конфликтные отношения со сверстниками и учителями становятся для школьника нормой, то эти проявления должны стать для педагога объектом изучения и одновременно педагогическим средством развития присущего ему уровня конфликтогенности. Формулирование педагогической задачи по переводу учащегося на более высокий уровень развития конфликтогенности составляет содержание этапа перевода реальной ситуации противоречия в педагогическую ситуацию. Разнообразная по форме она должна иметь для ребенка значимый характер и продуктивное разрешение, как с помощью педагога, так и самостоятельно. Технология и средства управления педагогическими конфликтными ситуациями будут рассмотрены в следующих параграфах.

Целенаправленно решать педагогические задачи по формированию у школьников продуктивной конфликтогенности можно на факультативном курсе. Приведем примерную программу факультативных занятий “Как стать сильнее конфликта”. Курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста и рассчитан на 40 часов.

I. Теория конфликта (6 час).

Тема 1: Понятие конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Выявление типичных конфликтов участников группы.

Тема 2: Классификация конфликтов. Формирование позитивного отношения к реальным конфликтам. Анализ типичных конфликтных ситуаций участников группы. Тренинг гибкости ума.

Тема 3: Ознакомление с понятием “конфликтогенность”. Диагностика уровня конфликтогенности.

II. Культура эмоций и чувств (8 час).

Тема 1: Познание эмоций, сопровождающих конфликтное поведение. Обида, гнев, раздражение, страх. Овладение саногенным мышлением и преодоление привычек патогенного мышления. Тренинг осознания своих эмоциональных состояний.

Тема 2: Самооценка и уверенность в себе. Преодоление робости и застенчивости. Интеллектуальная гимнастика.

Тема 3: Способы саморегуляции: контроль поведения через регуляцию мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания. Разрядка в деятельности (трудотерапия, юмор, имитационные игры).

Тема 4: Альтруистические и коммуникативные эмоции. Упражнения на проявления этих эмоций.

III. Тренинг общения (10 час).

Тема 1: Понятие общения. Ценности общения. Социальные установки общения: интерес к процессу общения, отношение к партнеру как к цели, а не средству общения, диалогичность, терпимость. Социально-психологический тренинг общения.

Тема 2: Техника общения с трудными людьми. Тренинг общения. Факторы, дезорганизующие общение. Преодоление барьеров общения.

Тема 3: Культура поведения. Дискуссия “Воспитанный человек - что это значит?” Решение ситуативных и ролевых задач. Составление кодекса поведения для ученика.

Тема 4: Элементы делового общения. Приемы установления контакта. Отработка техники диалога: активное слушание, умение задавать вопросы.

Тема 5: Правила конструктивной критики. Техника конструктивного спора. Тренинг общения.

IV. Способы предупреждения и разрешения конфликтов (8 час).

Тема 1: Общие закономерности разрешения конфликтов. Ситуативно-аналитический тренинг.

Тема 2: Стили поведения в ситуациях разногласия. Выбор оптимального стиля действия в конфликтной ситуации. Тренинг предупреждения и разрешения типичных семейных конфликтов.

Тема 3: Конфликтные ситуации и конфликты с учителями. Ролевой тренинг.

Тема 4: Итоговое занятие. Создание собственной схемы экспертизы конфликтной ситуации и каталога эффективных (и неэффективных) способов и приемов разрешения, различных по природе конфликтных ситуаций и конфликтов.

Индивидуальное консультирование (6 час). Резерв (2 час).

Достижение педагогических целей, решаемых педагогом в процессе управления реальными конфликтными и моделируемыми конфликтными ситуациями в условиях конкретного урока и факультативных занятий, необходимо для повышения профессиональной компетентности педагога. Приобретение навыков диагностики конфликтогенности учащегося, постановки его в значимую ситуацию успеха или нравственного выбора, определение оптимального стиля поведения в отношении школьников с разным уровнем конфликтогенности, отбор соответствующих методов обучения и воздействия на них, организации познавательного общения - все это способствует приобретению педагогического мастерства.

13.2. Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников

Целостность, оптимальность, эффективность и результативность как основные признаки педагогической технологии обеспечиваются целым рядом условий. Одним из обязательных справедливо считается знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Технология управления конфликтными ситуациями предусматривает диагностику конфликтогенности школьников. Диагностика исходного уровня этого интегративного свойства индивидуальности составляет одно из условий оптимальности рассматриваемого вида педтехнологии.

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтогенности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диагностической беседы, анкетирование.

Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложения” и тест Томаса.

Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах индивидуальности. Каждому данному на продолжение высказыванию соответствует тот или иной признак. Далее в таблице показано это соотношение.

Таблица 3

Соотношение незаконченных предложений с признаками конфликтогенности

Незаконченное предложение

Диагностируемый признак в основных сферах

Адекватное понимание конфликта (осознание реального противоречия)

2. Когда я вижу, что человек неправ, то...

Гибкость ума, внимание к условиям конфликта

3. На конфликт со взрослым меня толкают следующие чувства...

Эмоциональный фон конфликта

4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что...

Мотивы конфликтного поведения

5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как...

Тенденция избежания конфликта

6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как...

Отношение к эмоциональным конфликтам

7. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как...

Отношение к деловым конфликтам

Обработка. Высказывания учащихся интерпретируются по таблице типичных высказываний учащихся

Таблица 4

Типичные высказывания учащихся к тесту “Незаконченные предложения” на выявление уровня развития конфликтогенности

Уровни развития

вид мотивации

низкий деструктивная

средний непродуктивная

высокий конструктивная

Предложения

Типичные высказывания

1. Я считаю, что конфликт - это...

Недовольство кем-то или чем-то, люди ругаются, ссорятся

Непонимание друг друга; ссора; несовпадение идей

Разногласия между людьми; столкновение разных мнений

2. Когда я вижу, что человек не прав, то...

Я скажу все, что о нем думаю; я прямо говорю ему об этом

Пытаюсь объяснить, но если не получается, то просто замолкаю

Прежде, чем высказать свое мне ние, объясню, в чем, по-моему, он ошибается

3. На конфликт со взрослым меня толкают следующие чувства

Когда я злюсь; меня они бесят; когда меня заде вают

Когда они меня чем-то обидели или оскорбили

Ущемленное чувство собственного достоинства

4. Я пойду на от крытое столкновение с человеком, потому что

Человек тупо настаивает на своем; меня обвиняют в том, что я не делал; меня не понимают

Меня как-то унизили; не хотят меня понять

Человек представляет опасность для меня и окружающих

5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, т.к. ...

Вряд ли я постараюсь это сделать; не буду стараться избегать

Не люблю ссори ться и ругаться; боюсь оказаться в трудном поло жении

Не хочу портить себе настроение; партнер обидчив; есть дела поважнее

6. Я думаю, жить без конфликтов можно и нужно, так как...

Это сохраняет нервную систему

Это сохраняет хорошее настро ение

Любые проблемы можно решить мирным путем

7. Я думаю, что прожить без конфликтов нельзя, так как...

Это разрядка отрицательных эмоций

Я так не думаю

Сколько людей, столько мнений; иногда надо и защищаться

С помощью теста Томаса (См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1995 - С. 289 - 291) оказывается возможным определить предпочитаемый учащимся стиль поведения в ситуациях разногласий. Данные теста дополняют выявленный тестом “Незаконченные предложения” уровень развития конфликтогенности.

Эти вопросы можно использовать и в анкетировании.

3. Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями

Исследователи (Л. Коузер -1959) все конфликты делят на реалистические, или предметные, и нереалистические, или беспредметные. Реалистические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон распределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливости и имеют целью достижение определенного результата. Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.

В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы - деструктивной. Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, объекта конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью на объективную оценку состояния и реакций оппонента.

Выделяются основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:

1) стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы конфликтующих, игнорирование реакции партнера и слабость обратной связи;

2) неречевые характеристики поведение - уход от разговора, прекращение совместной деятельности, ее некачественное выполнение; попытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятельности; напряженный самоконтроль поведения; замешательство и т.д. Вместе с тем совместная деятельность, беседа остаются в рамках делового обсуждения, разногласия не приобретают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения проблем превышают некий критический порог, и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две стадии. Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуется: стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет; необоснованностью критических замечаний; пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес. Эти реакции оцениваются оппонентом как личные оскорбления и далее включают механизмы активной защиты и противодействия с его стороны.

Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется: повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля; нарушением обратной связи; уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления. На этом этапе участники конфликта не могут вернуться в конструктивную фазу. Процесс становится неуправляемым и необратимым.

В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Необходимость управления конфликтными ситуациями объясняется особенностями педагогических конфликтов.

Среди них можно отметить следующие: профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации; участники конфликта имеют различный социальный статус; разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующейся индивидуальности. Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями.

Конечно, не существует общих приемов “правильного” управления конфликтной ситуацией, поскольку ее участники преследуют, как правило, взаимоисключающие цели.

В этом смысле возможно лишь предложить способы поведения, направленные, на то, чтобы сделать его максимально рациональным; способы, которые призваны сдержать перерастание конфликтных отношений в глобальную конфронтацию. Набор таких действий и их иерархия, предлагаемые разными исследователями конфликта, могут отличаться друг от друга, но в целом они укладываются в некоторую общую схему:

Действия, направленные на предотвращение инцидента;

Действия, связанные с подавлением конфликта;

Действия, дающие отсрочку;

Действия, ведущие к разрешению конфликта.

Последовательно рассмотрим каждое из них.

Предотвращение инцидента. Во-первых, необходимо устранить реальный объект конфликта. Во-вторых, полезно привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо. В-третьих, нужно сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Подавление конфликта в необратимо деструктивной фазе или беспредметного конфликта. Во-первых, нужно постараться целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих. Во-вторых, необходимо применить систему правил, норм, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу учащихся (эти правила и приемы необходимо заранее разработать). В-третьих, учитель должен создать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют взаимодействию таких учащихся.

Отсрочка конфликта (временные меры, которые помогают ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения): сначала полезно изменить представления конфликтующих школьников об оппоненте, о конфликтной ситуации. Затем полезно снизить значимость объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать объект ненужным и недостижимым.

Разрешение конфликтной ситуации и конфликта. При возникновении ситуации проявить по отношению к школьнику: спокойный тон, терпимость к его слабостям, сочувствие к его положению, участие, постоянно поддерживать обратную связь, лаконичность, немногословность, при обращении строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию к его стороны. Поведение учителя на первой (дословесной) фазе беседы должно быть примерно таким: дать ученику выговориться, не пытаться перекричать, перебить; внимательно выслушать; держать паузу, если он проявляет излишнюю эмоциональность, мимикой, жестами показывать, что вы понимаете его состояние; уменьшить социальную дистанцию, например, улыбнуться, приблизиться к нему, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться и т.п.

На второй (словесной) фазе оперативные приемы поведения учителя могут быть, например, такими: сказать о самочувствии, состоянии ученика; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; показать ему, что вы заинтересованы в разрешении этой проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей и задач с учеником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть лучшие качества, которые в нем есть и которые помогут ему самостоятельно справиться со своим состоянием; попросить у ученика совет, как вам поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию; обещать поддержку; если есть возможность, решить вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.

Существуют специальные оперативные приемы при общении с трудным учеником: повторить самые неразумные слова ученика как бы с недоумением; тактично показать, что он излишне резок (сухое, холодное, формальное обращение, увеличение дистанции, подчеркнутая вежливость); свести проблему к юмористической или сатирической стороне; сказать школьнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации для него; показать, что удовлетворение его стремлений может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит, или отвратить их от него.

В конфликтной ситуации учителю часто приходится делать замечания. На уроке хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш. На старшеклассников удачно порой действует замечание, поданное в виде афоризма, высказываний, изречений. Вместо того, чтобы несколько раз раздраженно бросать: “Перестань болтать, прекрати разговоры” и т.п., не лучше ли обратиться с любым подходящим к этому случаю изречением их известных литературных произведений? Таких изречений очень много. Вот, например, некоторые из них, которые помогли бы учителю, не раздражаясь, высказать свое неодобрение поведением ученика на уроке: “Ах, злые языки страшнее пистолета!” Или: “О чем шумите вы, народные витии?”. Или: “Разве я сторож брату моему?”. Можно подойти к занятым посторонней беседой ученикам со словами: “Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить”. Или: “Без тоски, без думы роковой” нельзя нам на уроке находиться и т.п. А например, в ситуации, когда ученик при ответе на ваш вопрос что-то мямлит, никак не переходит к существу, говорит вокруг да около, можно сказать: “Брось свои иносказанья и гипотезы пустые. На проклятые вопросы дай ответы нам прямые!” Как правило, остроумные замечания ценятся, они запоминаются, да и учитель, меткий на слово, вызывает уважение.

Конечно, учитель должен иметь определенный, заранее подобранный запас таких высказываний, и лучше, если при этом они не будут повторяться. Здесь мы остановились на средствах управления конфликтной ситуацией, которая возникает как реальная ситуация в учебном процессе. По своему характеру она является предметной, но не оценивается как существенная. Как правило, вызывается незначительными нарушениями дисциплины (опоздания, отвлечение на уроке и т.п.), учебных требований (отсутствие учебных принадлежностей, недостаточная подготовленность домашнего задания и т.п.). Дальнейшее обострение учителем подобной ситуации не имеет смысла. Следовательно, необходимо предпринять предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации. Более серьезные нарушения дисциплины и учебных требований нацеливает педагога на выработку программы воспитательных действий по отношению к учащемуся, который инициирует конфликтные ситуации, провоцирует учителя на инциденты. Коррекционная программа включает диагностику уровня конфликтогенности, выявление “западания” в развитии основных сфер, организацию самовоспитания школьника.

4. Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Формирования мотивации учения школьников возможно различными средствами. Каждое средство будет иметь наиболее продуктивную характеристику, если сопровождается хорошо организованным познавательным общением. Активизация учебной деятельности достигается через задаваемые учителем формы индивидуальной и групповой работы: кооперация, конфликт и соревнование. Остановимся на приемах создания познавательного конфликта. Они призваны, с одной стороны, актуализировать интеллектуальный потенциал учащихся, с другой стороны, учить школьников терпимости к противоположному мнению, тренировать умения конструктивного спора.

Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация такого рода должна создаваться на актуальном для школьников материале, включать прогноз позиций и реакций лидеров мнений, определение острых и спорных вопросов. Таких “болевых точек” должно быть не более пяти.

Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых дискуссионных форм обучения. Поскольку дискуссия в принципе невозможна без плюрализма взглядов, отношение к конфликту со стороны педагога не должно быть негативным. Более того, ему надо стремиться задавать его самому между собой и группой, группой и группой. Для этого рекомендуется использовать следующие приемы: 1) отрицание ведущим (учителем или учащимся) предложенного группой учащихся решения; 2) утверждение, защита, отстаивание ведущим альтернативного решения; 3) имитация непонимания руководителем сути вопроса.

При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, детализировать. Эти самым актуализируется стремление школьников обострить конфликтную ситуацию, желание отстоять собственное мнение. Высказанная идея вновь и вновь прорабатывается участниками, отыскиваются более веские аргументы в ее пользу.

Для активизации конструктивной мотивации конфликта возможно применение серии иных приемов, например, расслоение участников дискуссии на микрогруппы с последующей взаимной критикой альтернативных решений. При таком переносе содержательного конфликта в межгрупповую сферу у ведущего появляется возможность возвратить участников к основанию проблемы и рассмотреть ее заново, стимулировать желание отстоять их собственное мнение, получить признание, самоутвердиться. Для того чтобы управлять развитием созданного познавательного конфликта, с целью предупреждения эмоциональных конфликтов, в моменты наивысшего накала страстей при конфронтации мнений учителю рекомендуется: 1) прервать обсуждение и дипломатично обобщить результаты; 2) предложить письменно-графическое решение проблемы разными микрогруппами; 3) предоставить слово более флегматичным учащимся; 4) отобрать экспертов для оценки каждого из предлагаемых решений.

В условиях факультативных занятий, материалом для которых может послужить описывающее достаточно ярко выраженное разногласие любое литературное или публицистическое произведение, а также биографический материал участников, возможна целенаправленная выработка умений и навыков конструктивного конфликтного взаимодействия. Здесь моделирование конфликтных ситуаций осуществляется с помощью следующих приемов: а) драматизация конфликта; б) управление конфликтом; в) третий нелишний. Остановимся подробнее на этих приемах.

Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старшеклассников. Психологи рекомендуют следующее трехэтапное использование техники драматизации конфликта.

На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом, в случае если оппонент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает часто, потому что изображение “ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с “актером”. Явная идеализация собственных действий со стороны “зажимщика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.

На этом этапе “виновник” конфликта сам играет роль “ущемленного”, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, который считает, что его действия также явно шаржированы. После чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная идеализация “ущемленным” собственных действий порождает протест у “виновника” разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.

На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения “недовольным” роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения “зажимщика”. “Зажимщик” далее сам представляет, как именно “недовольному” следовало бы поступать в ситуации. После чего любой желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирования.

Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, что несомненно вносит вклад в развитие их гибкости ума и мотивации конфликта. Это способствует переводу школьников на более высокий уровень развития конфликтогенности. Однако, чтобы этот результат оказался достигнутым, учителю необходимо в моделировании конфликтных ситуаций руководствоваться важнейшими принципами драматизации:1) отказ от рассказа в угоду показа; 2) перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо (“актера”); 3) обмен ролями партнеров по разногласию; 4) активное привлечение аудитории для игрового воспроизведения конфликта и совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Управление конфликтом. Из числа участников занятий выбирается жюри. Два человека разыгрывают разногласие, последовательно применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные психологами (7).

1. Определение необходимости обострения конфликта. Это происходит во время ответа на вопросы (ответы можно давать вслух или записывать, обсуждать их нельзя): а) Возможно и желательно ли устранение противоречия? б) Если до, то нет ли мирных средств для его разрешения? в)Если нет, то хватит ли сил на то, чтобы выиграть конфликт? г) Если нет, то как долго он может длиться (это нужно, чтобы знать, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?

2. Полный контроль за своим конфликтным эмоциональным состоянием.

3. Анализ подлинных причин конфликта.

4. Локализация конфликта, т.е. установление его четких границ, максимальное стремление к сужению области противоречия.

5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении “противной” стороны.

6. Переформулирование аргументов оппонента, выделении в них опорных смысловых моментов.

7. Достаточная активность, которую можно сохранять, задавая: а) эмоциональный тон отношений (“Давай-ка говорить спокойно”); б) тему разговора (“Мы не о том говорим, вернемся к...”); в) языковой стиль (без грубости и пошлости); г) роли и степени строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречие в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и амплуа).

Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем из семи составляющих управление конфликтом.

Третий нелишний. Главным действующим лицом здесь выступает не кто-то из конфликтующих, а “третейский” судья” - человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого “косвенного разрешения конфликта”, предложенные психологами:

Принцип выхода чувств (предоставление возможности беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции).

Принцип эмоционального возмещения (действенного сочувствия неправому - а неправы обычно оба, - которое чаще всего приводит к раскаянию).

Принцип принудительного слушания (когда “третий” предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга, и это соответственно снижает накал страстей).

Принцип расширения духовного горизонта спорящих (за счет записи ссоры на магнитофон).

ТЕМА 3 УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

Лекция 20 ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

Вопросы для обсуждения

Стили конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Определение отличий этих стилей поведения в конфликте мерой осуществления собственных интересов (личных, групповых) или стремлением удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликтном столкновении; степенью активности или пассивности сторон в отстаивании своих целей; приоритетностью индивидуальных или совместных действий для разрешения конфликта.

1. Модели поведения и типы конфликтных личностей

В специальной литературе рассматривают три основные моде­ли поведения личности в конфликтной ситуации: конструктив­ную, деструктивную и конформистскую.

Конструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется тем, что индивид стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелателен к сопернику, открыт и искре­нен, лаконичен и немногословен в общении.

При деструктивной модели индивид постоянно стремится к рас­ширению и обострению конфликта, унижает соперника, негатив­но отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недове­рие к сопернику, грубо нарушает этику общения.

Конформистская модель характеризуется тем, что личность ведет себя пассивно, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зре­ния соперника, уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, условиями конфликтной ситуации, особенностями межличност­ных отношений и индивидуально-психологического состояния субъектов конфликтного противостояния. Модели поведения определяют действия участников конфликта, его динамику и спо­собы разрешения.

Желательной и необходимой моделью является конструктив­ная. Деструктивная же модель поведения способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный и поэтому является 1ежелательной и вредной, приводящей конфликт в тупик. Кон­формистская модель поведения способствует агрессивности c оперника, а иногда и провоцирует ее. Конформистская модель может играть и положительную роль. Когда противоречия, вы­звавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому затуханию и разрешению конфликта.

Примером конструктивной модели поведения личности в кон­фликте может служить разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликт­ном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы соперника*.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю...?», «Что потеряю...?», «Какое значение имеет пред­мет спора для моего соперника...?» и т.д. На основе такого анали­за он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уклонение, конфронтация, компромисс, приспособление или сотрудничество). Как правило, достижение интересов происхо­дит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодей­ствии сопряжено с мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте - это качественная характери­стика поведения конфликтующих сторон. В модели Томаса - Киллмена она дополняется количественными показателями: низ­ким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. Графически двухмерная модель поведения в конфликте Томаса - Киллмена представлена на рис. 9.1.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные ин­тересы или интересы другой стороны зависит от:

Характера предмета конфликта;

Особенностей межличностных отношений соперников (сте­пени заинтересованности соперников в сохранении отношений);

Индивидуально-психологических особенностей конфликту­ющих личностей.

Особое место в поведении личности в конфликте занимает важность для нее сохранения личных отношений с конфликтующей стороной. Если для одного из соперников личные отношения с другим (дружба, любовь, сотрудничество и т.д.) не являются не­обходимостью, то и поведение его в конфликте будет деструк­тивным (конфронтация, борьба, соперничество). И наоборот, желание сохранить личные отношения с субъектом конфликт­ного контакта является причиной конструктивного поведения в конфликте и направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уклонение или приспособление.

Уровень направленности на интересы соперника

Приспособление

Сотрудничество

Компромисс

Уклонение

Конфронтация

соперничество)

Уровень направленности на собственные интересы

Рис. 9.1. Двухмерная модель поведения в конфликте Томаса - Киллмена

Как отмечалось выше, немаловажным обстоятельством, опре­деляющим поведение индивида в конфликте, являются особен­ности индивидуально-психологического состояния конфликту­ющих сторон. В специальной литературе многие авторы выделя­ют пять типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Дадим кратко характеристику каждого из них.

Поведение демонстративного типа личности можно охаракте­ризовать так: хочет быть в центре внимания, любит хорошо вы­глядеть в глазах других, его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся, ему легко даются поверхностные кон­фликты, любуется своими страданиями и стойкостью, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, рациональное пове­дение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное, пла­нирование своей деятельности осуществляется ситуативно и сла­бо воплощается в жизнь, кропотливой, систематической работы избегает, не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного вза­имодействия чувствует себя неплохо.

Ригидный тип : подозрителен, обладает завышенной самооцен­кой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств, прямо­линеен и не гибок, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением, почтение со стороны окружающих воспринимает как должное, выражение не­доброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду, не самокритичен по отношению к своим поступкам, болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Неуправляемый тип конфликтной личности: импульсивен, не­достаточно контролирует себя, поведение такого человека плохо предсказуемо, ведет себя вызывающе, агрессивно, часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения, харак­терен высокий уровень притязаний, несамокритичен, во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других, не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь, недостаточно развита способность со­относить свои поступки с целями и обстоятельствами, из прошло­го опыта (даже негативного) извлекает мало уроков.

Сверхточный тип личности: скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим (причем делает это так, что людям, с которыми он работает, ка­жется, что он придирается), обладает повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к деталям, склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, иногда вдруг разрывает от­ношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели, страдает от себя самого, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессон­ницей, головной болью и т.п.), сдержан во внешних, особенно эмо­циональных, проявлениях, слабо чувствует реальные взаимоот­ношения в группе.

Бесконфликтный тип личности: неустойчив в оценках и мне­ниях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, характеризуется некоторой непоследовательностью поведения, ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, из­лишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, не задумывается глубоко надпоследствиями своих поступ­ков и причинами поступков окружающих.

2. Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния

Технологию управления конфликтами следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, конфликтующие на всем протяжении конфликтной ситуации управляют своим поведением. Эта сторо­на конфликтного взаимодействия является чисто психологиче­ской. Эмоциональное возбуждение мешает соперникам понять друг друга, оно не позволяет им четко, доходчиво изложить свои мысли. Подчас они не слушают друг друга. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из не­обходимых условий становления на путь разрешения конфликта. Во-вторых, управление конфликтом осуществляется извне и но­сит организационный характер. Субъектом такого управления является третья сторона конфликта: непосредственный руково­дитель конфликтующих сторон или посредник - специалист службы управления персоналом, коллега, родственники и т.п. (см. подробно 9.3).

Под технологиями управления собственным поведением в конф­ликте противоборствующих сторон следует понимать совокупность методов психологического сдерживания, направленного на обес­печение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта, на основе самоконтроля эмоций и соблюдения норм организаци­онной культуры и этики деловых отношений.

Самоконтроль над эмоциями в конфликтном контакте можно осуществлять, например, при помощи технологий избавления от гнева, предлагаемых Дж. Скотт*. Автор приводит четыре спосо­ба избавления от гнева.

Первый способ - визуализация сводится к тому, чтобы представ­лять себя делающим или говорящим что-либо в состоянии гнева. Это позволяет увидеть себя со стороны и, как правило, стимули­рует сдержанность собственного поведения.

Второй способ - избавление от гнева с помощью заземления. Представьте гнев, входящий в вас, как пучок отрицательной энер­гии. Затем вы представьте, как эта энергия опускается по вашему телу и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева - проецирование гнева и уничтожение его проекции. Вы как бы излучаете свой гнев, про­ецируя его на воображаемый экран, и при помощи воображаемойпушки стреляете в него. Это дает выход желанию осуществить насильственные действия, так как с каждым нападением ваш гнев постепенно исчезает.

Четвертый способ - очищение энергетического поля или ауры вокруг себя. Стоя или сидя сделайте несколько движений руками над головой, как бы очищая этими движениями энергетическую оболочку вокруг нее. Одновременно необходимо заставить себя почувствовать, что вы вынимаете из себя раздражение, все отри­цательные эмоции и стряхиваете их с себя соответствующим дви­жением рук.

Овладение названными технологиями управления своим поведением достигается специальными тренировками.

СМ. Емельянов сформулировал три правила самоконтроля эмо­ций, которые доступны каждому и не требуют специальной под­готовки.

Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера - пер­вое правило самоконтроля эмоций. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, соблюдайте эмоцио­нальную выдержку и не входите в такое состояние сами. Удержав­шись от эмоциональной первоначальной реакции, задайте себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в дан­ном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальны­ми психологическими особенностями или с какой-то другой при­чиной?» и т.п. Отвечая на эти вопросы, вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; даете возможность противнику «вы­пустить пар»; отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной ин­формации, которую может выплеснуть соперник в возбужденном состоянии; ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы поведения своего оппонента.

Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных пе­реживаний в процессе спокойного общения - второе правило само­контроля эмоций. Следование этому правилу дает значительный эффект. В процессе обмена соперники не только получают раз­рядку, но и осознают смысл происходящего, обеспечивая даль­нейшее позитивное разрешение конфликта.

Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения - третье правило самоконтро­ля эмоций. Чтобы исключить эмоциональные реакции оппонента следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и усоперника. Агрессивные эмоциональные реакции противобор­ствующих сторон часто являются результатом занижения их са­мооценки.

Специальная литература выделяет четыре типа поведения ин­дивидов в процессе конфликтного противостояния: избегающий, уступающий, отрицающий, наступающий. Раскроем сущность каждого из этих типов соперников.

Избегающий тип отказывается обсуждать предмет конфликта или стремится изменить предмет обсуждения. Причины такого поведения: чувство вины, непонимание сути проблемы и т.п.

Уступающий тип соглашается на любое предложение, даже невыгодное для себя. Причины такого поведения: желание изба­виться от дискомфорта, вызванного конфликтом, недооценка предмета конфликта, и т.п.

Отрицающий тип считает, что проблема неактуальна, что кон­фликт разрешится сам. Причина такого поведения: отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтом и т.п.

Наступающий тип стремится к успеху любой ценой, принятию решения в свою пользу, отрицает аргументы и доводы соперника, действует напористо, агрессивно. Причина такого поведения: амбициозное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта и т.п.

Благополучное разрешение конфликта зависит не только от степени умения эффективного общения и управления эмоциями в конфликтном процессе, но и от владения манипулятивными технологиями.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, искус­ное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими же­ланиями в данный момент*. Манипулятивное воздействие на со­перника - это нечестная форма давления с целью достижения своих целей. В отличие от открытого давления манипуляция выс­тупает в скрытой форме.

Встречаются следующие приемы манипуляции: ссылка на мне­ние авторитета, выдергивание отдельных фраз или пропуск слов, предложений из контекста, что меняет содержание истинного высказывания; уход от сути предмета конфликта, подмена истинных проблем; комплименты, намеки, лесть; перевод серьезной проблемы на шутки, превращение беседы в комедию; запугива­ние печальными последствиями и т.п.

Это довольно простые приемы. Но есть и более сложные, на­пример: имитация решения проблемы, когда соперник делает вид, что он очень заинтересован в разрешении конфликта; альтерна­тивные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет», когда соперник стремится из предмета конфликта выхолостить важные оттенки, подробности путем постановки прямолинейных вопросов и ответов на них; задаются так называемые сократов­ские вопросы, когда готовится несколько простых вопросов, на которые соперник без труда отвечает «да», а затем задается основной вопрос, на который противник, как бы по инерции, тоже отвечает «да»; оттягивание решения проблемы с целью выиграть время для решения ее в свою пользу.

Ряд известных авторов предлагает систему способов противо­действия манипуляциям в конфликтных ситуациях. Например, СМ. Емельянов* и другие авторы предлагают в случае примене­ния одной стороной манипулятивных приемов, основанных яко­бы на правилах приличия и принципах справедливости, исполь­зовать следующие способы противодействия другой стороной противостояния: не берите на себя обязательства; если соперник имеет цель побольше получить от вас информации, то задайте уточняющие вопросы, что именно интересует другую сторону, чтобы не раскрыть свои карты; в случае возникших затруднений в процессе противоборства, созданных соперником, скажите, что существует много трудностей для решения проблемы, что откры­лись новые обстоятельства, которые нужно учесть; поняв, что вы можете стать жертвой манипуляций, скажите, что вам нужно по­думать и в выигранное время проанализируйте до мелочей все слова и действия соперника, посоветуйтесь с третьей стороной - посредником.

В случае применения противником манипуляций, направлен­ных на унижение другой стороны, предлагается использовать сле­дующие эффективные способы противодействия:

Выразить возмущение тем, что соперник опускается до таких недостойных методов;

Относиться к сопернику скептически, не терять уверенно­сти в своих силах;

Вежливо сказать, что соперник не совсем правильно вас по­нял;

Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что сопер­ник формулирует проблему не совсем корректно;

Равнодушно относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны соперника и т.п.

Из этой статьи вы узнаете:

Ни один приём пищи не обходится без хлеба. Мы настолько привыкли к ритуалу неизменно подавать хлеб на стол при любой трапезе, что с удивлением воспринимаем вопрос, который в последнее время всё чаще раздаётся: можно ли есть хлеб? Чем продиктована такая постановка вопроса? Неужели есть основания усомниться в ежедневном потреблении этого продукта?

Химический состав хлеба

Чтобы разобраться в ценности и необходимости хлеба, нужно очень чётко представлять, что же в него входит. Естественно, хлеб выпекается из муки, мука вырабатывается из зерна, а вот состав зерна следующий:

  • эндосперм (85 %) — несмотря на неблагозвучность названия, это питательная ткань, которая накапливается в семени растений: в ней содержится основное количество углеводов;
  • зародыш (15 %) — самая основная и биологически очень активная часть любого зерна;
  • оболочка (14 %).

Минеральные вещества и витамины содержатся в зародыше зерна и его оболочке, но они не используются при производстве муки — значит, их нет и в хлебе. Хлебо-булочные изделия витаминизируются, но искусственные витамины не так полезны для организма, как естественные. Кроме этого, в современном хлебе в избытке содержатся:

  • красители;
  • разрыхлители теста;
  • антиокислители;
  • ароматизаторы;
  • вкусовые добавки.

И поверьте: это далеко не весь список тех пищевых добавок, которые содержатся в куске простого хлеба, который мы привыкли считать таким полезным и незаменимым.

Несмотря на все эти химические добавки, хлеб всё-таки по-прежнему остаётся одним из самых полезных продуктов на нашем столе. Причём его действие на человеческий организм во многом зависит от того, какой именно хлеб вы употребляете в пищу.

  1. Ржаной хлеб содержит не такое большое количество калорий, как белый. В нём есть полезные вещества, которые полностью и очень быстро усваиваются организмом. Так что отдавайте предпочтение именно ему.
  2. Хлеб с отрубями — ещё один незаменимый продукт, который следовало бы почаще употреблять в пищу. Отруби обладают следующими полезными свойствами:
  • поглощают из организма аллергены и токсины;
  • обогащены клетчаткой, которая так необходима человеческому организму;
  • укрепляют иммунитет;
  • содержат достаточно большое количество витаминов и белков.
  1. Хлеб бездрожжевой , на хмельной закваске обладает не просто полезными, но даже лечебными свойствами:
  • обладает отхаркивающим действием;
  • борется с бессонницей;
  • помогает сгонять желчь;
  • является прекрасным противовоспалительным средством;
  • улучшает аппетит.

Хотите похудеть, очистить организм и улучшить своё здоровье? В таком случае выбирайте для своего меню ржаной, бездрожжевой хлеб или с отрубями. Остальные виды этого продукта не столь полезны и в определённых ситуациях могут оказаться даже вредными.

Вред хлеба

Белый хлеб — это выпечка, в которой после переработки зерна остаются только калории да крахмал, которые не представляют ценности для организма. Зато они способны прекрасно накапливать в организме лишние жиры. Именно по этой причине люди, которые предпочитают чёрному хлебу белый, страдают чаще всего онкологическими, эндокринными, желудочно-кишечными, сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом.
Так что если Вас волнует вопрос, можно ли есть хлеб, ответ очевиден: конечно, можно . Однако многое зависит от того, какой сорт хлеба будет присутствовать на Вашем столе.

Хлеб является, без преувеличения, самым популярным продуктом, без которого большинство из нас не представляют свой рацион питания . Столетиями люди ели хлеб, не сомневаясь в его пользе. Возможно, и Вы до недавнего времени тоже не задумывались о вреде хлеба. Так что же изменилось? Почему мы должны сомневаться в пользе хлеба, которым питались многие поколения наших предков? А изменился... сам хлеб. И теперь, в отличие от прошлых веков, есть смысл задуматься о пользе и вреде хлеба.

И, возможно, пересмотреть свое отношение к выбору хлеба.

ПОЛЬЗА и ВРЕД ХЛЕБА

Польза и вред хлеба: почему хлеб популярен.

Хлеб, хоть и изменился по своему составу, тем не менее является чем-то вроде символа еды. Многие слышали в детстве, что нельзя выкидывать хлеб. Для старшего поколения хлеб имеет некую сверх-ценность, статус чего-то почти священного. Поэтому сама мысль о вреде хлеба кажется чуть ли ни кощунственной.

Но оставим традиции и поговорим об удобстве. Согласитесь, мы часто действуем по привычке. А если эта привычка в чем-то облегчает нашу жизнь, расстаться с ней совсем нелегко. Хлеб с маслом и сыром или с колбасой - привычная с детства, вкусная еда, сытная и максимально простая в приготовлении. Хлеб едят на завтрак , в виде бутербродов, на обед, на ужин. Что взять с собой на работу? Что дать ребенку в школу? Хлеб с чем-нибудь - самый привычный и быстрый вариант. И разнообразный - на хлеб ведь можно положить самые разные продукты. Да и сам хлеб бывает разный - пшеничный, ржаной, хлеб из муки грубого помола, малокалорийный, с изюмом и орехами, в виде батонов, бубликов и булочек. К тому же, его удобно носить с собой и есть в любых условиях, без тарелки и вилки-ложки.

  1. польза хлеба: легкость и минимальное время приготовления бутербродов,
  2. польза хлеба: разнообразие рецептов бутербродов и разнообразие видов хлеба,
  3. польза хлеба: удобно брать в школу, на работу, в дорогу и есть в любых условиях.

Конечно, все это не имеет отношения к здоровью - о пользе и вреде хлеба для здоровья мы еще не говорили. Зато теперь нам понятно, с чем связана особая популярность хлеба.

Польза и вред хлеба: состав хлеба.

Как мы уже упоминали, хлеб - еда традиционная. И не дорогая. Из-за чего причисляется к "простой" пище, что в сознании большинства равно натуральной, а, значит, здоровой пище. На самом деле, современный магазинный хлеб отнюдь не является ни простой, ни натуральной пищей.

Простым хлеб можно было бы назвать, если бы для его приготовления использовалась качественная (необработанная химикатами) мука, очищенная вода и натуральная закваска (ничего общего не имеющая с промышленными дрожжами).

Давайте посмотрим, из чего готовится современный магазинный хлеб. В его состав входят:

Как видите, магазинный хлеб - далеко не простой и не натуральный продукт, что уже свидетельствует не в его пользу. Поговорим отдельно обо всех составляющих хлеба. Дрожжи я специально поставила в конце списка - так сказать, оставила самое важное "на закуску".

Польза и вред хлеба - рафинированная мука.

Что такое рафинированная мука, которую используют при изготовлении многих видов хлеба, и в чем ее вред?

Процесс рафинирования муки представляет собой удаление из злаков так называемых "балластных веществ", которые, на самом деле, являются самыми полезными составляющими зерна.

Для начала, из цельного зерна удаляется зерновой зародыш - биологически активная часть растения. Польза зернового зародыша несомненна, он содержит в концентрированном виде витамин Е и массу других биологически активных микроэлементов. Но зародыш зерна достаточно быстро портится, потому его и удаляют в первую очередь.

Затем удаляются отруби - цветочная оболочка, всегда бывшая главным источник клетчатки в питании человека, а также содержащая витамины группы В и минеральные вещества.

И наконец, в процессе производства муки высших сортов, удаляется алейроновый слой зерна – источник ценного для нашего организма белка (альбуминов и глобулинов).

Что же остается? Практически, чистый крахмал (эндосперм) - в небольшом количестве, в составе цельного зерна, он необходим, но его избыток ведет к ожирению. Все остальные ценные и жизненно важные для нашего организма компоненты из муки удаляются. Рафинированная мука - просто "пустышка", от которой нашему организму - только вред и никакой пользы.

Польза и вред хлеба - глютен.

На западе сейчас очень популярна безглютеновая диета и продукты без глютена занимают много места на полках супермаркетов. Диетологи в России же говорят, что аллергия на глютен на практике большая редкость - 1 или 2%. Есть масса противоречивых исследований на этот счет. Так что здесь мы предложили бы принимать решения индивидуально. Даже, если Вы не страдаете аллергией на глютен (целиакией), попробуйте отказаться от глютена на месяц и проанализируйте изменения в своем самочувствии - как непосредственно после приема пищи, так и в течение всего "безглютенового" периода. Возможно, результат Вам понравится и Вы захотите уменьшить количество глютена в своем рационе.

А еще, муку отбеливают, чтобы цвет хлеба получился привлекательным для покупателей. Для отбеливания муки используют диоксид хлора, перекись бензоила и кальция, пиросульфит натрия и другие химические соединения (эти же вещества используется в стиральных порошках и бытовой химии для дезинфекции и отбеливания) и даже подкрашивают оксидом титана (титановые белила). Думаю, комментарии тут излишни - вряд ли у Вас возникли сомнения о том, что привносят сии вещества в конечный продукт - вред или пользу.

Польза и вред хлеба - трансжиры.

В составе магазинного хлеба чаще всего присутствует маргарин. А в нем, в свою очередь, до 20% тансжиров - модифицированных жиров, над которыми "пошаманили". В пищу они не пригодны. Этот факт приобрел широкую известность совсем недавно, поскольку накопилось достаточное количество научных исследований о воздейстии трансжиров на организм человека.

Польза и вред хлеба - яйца и молоко.

Иногда в хлеб и часто в хлебобулочные изделия добавляют яйца и/или молоко. В яйцах и молоке содержатся гормоны . Также, в яйцах и молоке содержатся антибиотики . Можно спорить о пользе и вреде этих продуктов (например, о пользе и вреде молока), но назвать их натуральными никак нельзя (ну в самом деле, никто же не думает, что для приготовления хлеба используются яйца от деревенских курочек, питающихся травкой и молоко от деревенской коровы, пасущейся на лугу).

Польза и вред хлеба - соль.

Сейчас мы не будем говорить о пользе или вреде соли как таковой. Поговорим только о влиянии соли на тесто, в связи с чем ее наличие или отсутствие в списке ингредиентов может говорить о качестве муки, использовавшейся для приготовления хлеба.

Дело в том, что повышенными дозами соли можно оказать противодействие всем влияниям, обусловливающим размягчение клейковины, ослабление теста и его неэластичность, клейкость мякиша. Поэтому, часто увеличивают количество соли, добавляемой в тесто, если пекут хлеб из низкокачественной муки, из муки с примесью солода, из старой, лежалой или хранившейся в сырости муки.

Только при использовании высококачественной муки можно выпекать хлеб без соли. Впрочем, присутствие соли в составе хлебе, совершенно не обязательно говорит о его плохом качестве! Но, если хлеб приготовленный без соли и каких-либо пищевых добавок, имеет отменный вкус, то это говорит в его пользу.

Польза и вред хлеба - дрожжевой хлеб.

Информация о вреде дрожжевого хлеба и хлебобулочных изделий постепенно входит в общественное сознание, чем и объясняется появление в продаже бездрожжевого хлеба. И все же, дрожжевой хлеб все еще достаточно популярен. Более того, даже те, кто обзаводится хлебопечкой, продолжают использовать дрожжи для приготовления домашнего хлеба, чем сводят на нет значительную часть пользы затеи с самостоятельным выпеканием хлеба. Ведь польза или вред хлеба зависят не столько от того, где его выпекают (дома или в пекарне), сколько от его ингредиентов.

Но давайте выясним, есть ли реальный вред от дрожжей и насколько он велик?

Обвинение дрожжей в большинстве проблем со здоровьем, основаны на предположении, что дрожжи термофильны - не разрушаются при высоких температурах и, затем, попав в организм человека, размножаются там. Если это так, то вред дрожжевого хлеба катастрофичен:

Но давайте вернемся к вопросу выживания дрожжевых грибков при выпекании хлеба. Ведь именно выживанием дрожжей объясняется почти весь спектр перечисленных выше проблем (кроме последнего пункта о вреде химических элементов, используемых при их производстве).

Сторонники мнения о безвредности дрожжевого хлеба утверждают, что дрожжи не только не вредят, но и приносят пользу. По из мнению, польза дрожжевого хлеба в том, что дрожжи содержат массу аминокислот, витаминов группы В и минералов. Все эти элементы в дрожжах, безусловно, присутствуют, тут не придерешься. Но то, насколько легко организму усвоить эти вещества, остается под вопросом. Если дрожжевые грибки при выпекании хлеба не выжили, разрушились, то, скорее всего, Вы сможете их усвоить. А вот, если в организм попали живые дрожжи, то это еще вопрос - кто кого съел:-)

Польза и вред дрожжевого хлеба - аргументы за и против:

О том, гибнут ли дрожжи и их споры при выпекании хлеба, ведутся ожесточенные споры. Аргументы в пользу обеих теорий звучат логично. Одни говорят, что пекарские дрожжи, выведенные в лабораторных условиях (генномодифицированные или нет) способны пережить высокие температура в виде спор, а, затем, попав в организм, начать размножаться в геометрической прогрессии. Сторонники пользы дрожжей утверждают, что все дрожжи гибнут при выпекании хлеба и даже их споры не способны пережить 98 градусов Цельсия. Термофильные дрожжи, выживающие в экстремальных условиях, они называют мифом, хотя и не отрицают бесспорный научный факт, что некоторые микроорганизмы способны выжить при очень высоких температурах. Так что, теоретическое существование дрожжевых грибков, способных выжить при приготовлении хлеба, остается не опровергнутым. Они же утверждают, что споры дрожжевого грибка летают по воздуху и попадают в наш организм в любом случае (здесь же обычно упоминаются грибки в кефире и других продуктах, полезность которых тоже под вопросом, но это - так, к слову). Этот аргумент вообще не выдерживает критики - да, в нашем организме постоянно проживают различные виды грибков, бактерий и других микроорганизмов. Весь вопрос в их концентрации. При любом нарушении баланса, болезнетворные грибки и бактерии могут причинить немало вреда (пример - грибок кандида) И, если пекарские дрожжи, используемые в производстве дрожжевого хлеба, способны выживать в экстремальных условиях (что, возможно, не ограничивается высокими температурами), то логично предположить, что попав в человеческий организм они будут иметь все шансы нарушить хрупкий баланс и вытеснить другие, менее стойкие микроорганизмы.

Получается, что однозначно доказать пользу или вред дрожжевого хлеба невозможно , хотя бы потому, что нет достоверных данных какие именно дрожжи используются в хлебной промышленности. Теоретически остается возможным и то и другое. Хотя, если дрожжи погибают, то как объяснить тот факт, что из корок дрожжевого хлеба можно приготовить домашний квас, а вот с корками от хлеба на закваске ничего не получится?

По большому счету, не так важно, остаются хлебопекарные дрожжи живыми после выпечки или нет. Важно - приносят дрожжи вред или пользу? Мне жаль разочаровывать тех, кто ждал однозначного ответа на этот вопрос, но "истина дороже" - однозначного ответа нет. Единственное, что могу предложить - это мое личное мнение. Мое мнение (с которым читатель вправе не согласиться), что хлеб, приготовленный на пекарских дрожжах, в любом случае создает подходящую среду для развития патогенной флоры и нарушения кислотно-щелочного баланса, со всеми вытекающими последствиями, описанными выше. И да, после изучения всех аргументов о пользе и вреде пекарских дрожжей, я полагаю, что споры грибов все-таки выживают в хлебе и именно этим объясняется вред дрожжевого хлеба. Но это, повторяю, мое личное мнение.

И еще одно мне хотелось бы добавить к вопросу о пользе и вреде дрожжевого хлеба. При том, что ни то ни другое не доказано, возможный вред дрожжевого хлеба явно перевешивает его возможную пользу.

Польза и вред хлеба: пшеничный и ржаной хлеб.

Говоря о сравнительной пользе ржаного и пшеничного хлеба, я не учитываю вред рафинированной муки. Речь идет только о хлебе из муки грубого помола, поскольку в белой рафинированной муке количество полезных веществ стремится к нулю.

Итак, если речь идет о бездрожжевом хлебе из муки грубого помола, то какой хлеб предпочтителен - белый (пшеничный) или черный (ржаной)?

  1. Польза и вред черного и белого хлеба - клетчатка. Черный (ржаной) хлеб содержит больше клетчатки, способствующей перистальтике кишечника и являющейся пищей для полезной микрофлоры.
  2. - крахмал. Большее количество крахмала в белом (пшеничном) хлебе приводит к более резкому увеличению содержания сахара в крови после его употребления. Черный (ржаной) хлеб, который еще и менее калориен, может считаться более диетическим продуктом, чем белый.
  3. Польза и вред черного и белого хлеба - витамины и минералы. Биологическая ценности ржаного хлеба намного выше, чем пшеничного. В ржаного хлеба содержатся витамины группы А, В, Е, Н, а также РР. Польза ржаного хлеба, как источника необходимых для нашего здоровья витаминов и минералов, заключается в содержании витаминов группы А, В, Е, Н, а также РР, и таких микро- и макроэлементов, как цинк , железо , магний , кальций , холин, йод, марганец, фтор, молибден, калий, сера и другие. Ржаной хлеб, по сравнению с пшеничным, содержит в 3 раза больше магния и извести, в 4 раза больше фосфора, железа и витаминов В и в 7 раз больше витамина РР больше, а витамин Е в белой муке и вовсе отсутствует.
  4. Польза и вред черного и белого хлеба - белки. Черный хлеб содержит более полный набор незаменимых аминокислот (в том числе, значительно больше исключительно важного лизина).
  5. Польза и вред черного и белого хлеба - очищение от вредных веществ. Ржаной хлеб способствует более быстрому выводу канцерогенов и других вредных продуктов обмена веществ из организма. За белым хлебом таких свойств не замечено.
  6. Польза и вред черного и белого хлеба - кислотность. Ржаной хлеб труднее переваривается и не рекомендуется при повышенной кислотности, обострении гастрита, язвенной болезни.

Есть еще, так называемый, "серый" хлеб, содержащий как пшеничную, так и ржаную муку, в разной пропорции, в зависимости от сорта. Понятно, что такой хлеб по своим свойствам представляет собой нечто среднее между черным и белым и его польза зависит от пропорции.

Польза и вред хлеба: какой хлеб покупать.

Самым вредным можно считать фабричный дрожжевой хлеб из белой (пшеничной) рафинированной муки, в составе которого имеются пищевые добавки, растительные масла, яйца и молоко. Часто такой хлеб выглядит очень красиво, что никак не говорит о его пользе.

Итак, вот критерии, по которым следует выбирать хлеб, если вас заботит вопрос о его пользе, а не только о цене и вкусе (впрочем, противоречия тут нет, самый полезный хлеб, часто и самый вкусный):

Вред: Польза:
дрожжевой хлеб бездрожжевой хлеб (хлеб на натуральной закваске либо различные лепешки, приготовленные без применения дрожжей)
хлеб из рафинированной муки хлеб из цельнозерновой муки
хлеб из белой (пшеничной) муки (белый хлеб) хлеб из ржаной муки (ржаной хлеб)
хлеб, в составе которого указан длинный список пищевых добавок, разных Е-шек хлеб, в состав которого не входят пищевые добавки и разного рода улучшители (к сожалению, отсутствие добавок в списке ингредиентов на упаковке не всегда гарантирует их реальное отсутствие в составе хлеба)
хлеб, в составе которого присутствуют яйца и молоко хлеб, в составе которого отсутствуют яйца и молоко
хлеб, в составе которого много соли (количество соли не указывается на упаковке, но ощущается на вкус) хлеб без добавления соли

В результате, самый полезный хлеб - бездрожжевой ржаной хлеб, в состав которого входит только ржаная мука грубого помола (из цельного зерна), вода и натуральная закваска, без добавления соли.

Все же, покупая даже такой хлеб, Вы не можете быть уверены в том, что он не причинит вреда вашему здоровью, поскольку вынужденны полагаться на честность производителя.

Польза и вред хлеба: какой хлеб печь.

Польза домашнего хлеба , по сравнению с магазинным, очевидна. Ведь вы сами контролируете весь процесс приготовления хлеба, никто не подмешает в Ваше тесто вредные пищевые добавки и не заменит качественную муку залежавшейся мукой второго сорта.

Естественно, выбирая рецепт для выпечки домашнего хлеба, стоит отдать предпочтение тем рецептам, в которых используется ржаная мука грубого помола и натуральная закваска. Без яиц, молока, искусственных разрыхлителей и т. д.

Основная сложность при выпекании бездрожжевого хлеба - приготовление натуральной закваски. Между тем, есть простое и элегантное решение - хлеб на газированной минеральной воде (имеется в виду натуральная минеральная вода).

Рецепт бездрожжевого ржаного хлеба на минеральной газированной воде без закваски (вариант №1).

Для приготовления хлеба понадобятся:

  • минеральной газированной воды комнатной температуры - примерно 2 стакана,
  • цельнозерновая ржаная мука - 3 стакана,
  • соль - половина чайной ложки.

Приготовление бездрожжевого хлеба:

  1. Размешать муку и соль.
  2. Постепенно лить газированную воду, одновременно размешивая тесто рукой. Воды должно быть столько, чтобы тесто не липло к рукам. Размешиваем недолго.
  3. Сформировать батон той формы, какая вам больше нравится.
  4. Смазать маслом противень.
  5. Положить сформированный батон на смазанный маслом противень и сделать несколько надрезов на батоне по диагонали. Надрезы нужны для того, чтобы при выпекании, когда тесто начнет увеличиваться в объеме, не образовывались большие некрасивые трещины.
  6. Поставить противень в духовку, предварительно разогретую до 180 градусов.
  7. Выпекать в течение 70 минут.

Видео-рецепт бездрожжевого ржаного хлеба на минеральной газированной воде без закваски (вариант №2).

Видео-рецепт бездрожжевого хлеба без закваски и без газированной воды (вариант №3).

Печь или не печь? Тут все зависит от желания и наличия свободного времени. Каким быстрым и легким не был бы рецепт приготовления домашнего хлеба, купить в магазине все равно проще. Но польза от домашнего хлеба намного больше.

Польза и вред хлеба: как и с чем есть хлеб.

Вот, Вы купили или испекли самый полезный хлеб. Теперь несколько слов о том, как и с чем его есть, чтобы получить максимум пользы и минимум вреда:

  • Хлеб принесет больше пользы, если его немного подсушить. Подсушенный хлеб полезнее для пищеварительного тракта, так как обладает меньшей клейкостью, по сравнению со свежим (тем более, горячим) хлебом. Тем не менее, если Вы только что испекли буханку вкусного домашнего хлеба, вряд ли Вам удастся удержаться от того, чтобы съесть свежий, ароматный кусок.
  • Хлеб лучше не сочетать с картошкой (особенно это касается белого хлеба - в обоих продуктах много крахмала).
  • С любыми животными продуктами (с мясом, рыбой, сливочным маслом и т. д.) лучше есть черный хлеб, чем белый.
  • Как пшеничный, так и ржаной, хлеб отлично сочетается с любыми овощами.
  • И, конечно, никогда не ешьте заплесневевший хлеб.

Приятного аппетита!