Из рыбы

Греческая амфора. Что такое амфора? Греческая амфора - символ жизни и смерти, имеющий женскую душу. Раскопки амфор. Какие бывают амфоры, виды амфор. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Греческая амфора. Что такое амфора? Греческая амфора - символ жизни и смерти, имеющий женскую душу. Раскопки амфор. Какие бывают амфоры, виды амфор. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

, этрусков . Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы , серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина . Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма , что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант ») применялись для измерения жидкостей.

Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель . Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов .

Также амфорами называются двуручные расписные вазы различного назначения. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.

Нередко амфорами также называют сосуды похожих форм других культур.

См. также

Напишите отзыв о статье "Амфора"

Ссылки

  • Амфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Амфора

Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни. Я давно собирался собрать в кучу бесконечное количество картинок и информации о греческой керамике, но вот нашелся добрый человек и сделал то, что я хотел. Спасибо, Люда. Всё, что Вы нашли, очень познавательно и интересно. С удовольствием делаю перепост.

Оригинал взят у liorasun55 в

Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках:))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника:)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться:)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:


Краснофигурный кратер с изображением Гермеса - вестника богов, и младенца Диониса - бога вина, сына Зевса, родившегося недоношенным от смертной девушки Семелы и отданного на попечение Гермесу.


Краснофигурный кратер с изображением Гермеса - отца бога-козла Пана и изобретателя лиры, и пляшущих сатиров - лесных демонов из свиты бога Диониса.
Оба кратера из коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Москва.

Слово «амфора» происходит от греческого «amphoreos» или «amphiphoreos», где «amphi» — это с обеих сторон, а «phero» — несу. Таким образом, амфора — это то, что можно нести с обеих сторон и их, действительно, носили именно так, ведь это ни что иное, как сосуд или масла, а также для сыпучих веществ, который с обеих сторон имеет по одной закругленной ручке. Так, часто для их переноски использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.

Их изготавливали из глины, хотя иногда можно встретить амфоры и из металла, и из дерева. Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. Для этого, изготавливали веревочный каркас , на который позже «надевали» амфору. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем. А еще античные сосуды делали на основе заранее приготовленных форм.

Для Древнего Грека амфора была не просто предметом для хозяйственных нужд, она была еще и человеком с... женской . Даже то, из чего она состоит, назвали частями человеческого тела. Так, амфора имеет горло, тулово, ножку и ручки и все эти названия были даны ей совсем не случайно!

Кроме того, амфора была и определенным символом . Так, в древнем некрополе Херсонес были найдены амфоры с захороненными в них детьми, которые лежали в позе эмбриона. Таким образом выяснилось, что сосуды часто использовали в качестве гроба. Кстати, при захоронениях взрослых людей амфоры ставили сверху на курган. Получается, что амфора, которая напоминает по форме женщину и имеет женскую душу олицетворяла утробу матери (дети в позе эмбриона) и, в то же время, выступала в роли гроба и могильного камня.

А еще амфора — это важный предмет культуры, ведь они зачастую украшены необычной и яркой росписью или интересными рисунками, которые называли dipinti. Историкам удалось проследить переход простых геометрических орнаментов к более сложным изображениям животных и растений. Так, во время среднеминойского периода (Среднеминойский период длился с XXII в. до XVIII в. до н.э., для него характерно появление раннегосударственных образований, строительство монументальных дворцовых комплексов. В это время появились ранние формы письменности) наблюдается появление многокрасочной росписи, которую поселения, в котором впервые нашли такие амфоры — камарес. Такая роспись была очень распространена на Крите. Позже появляются достаточно сильно стилизованные образы животных и морских обитателей.

Часто при раскопках античных городов можно найти много керамических изделий. По этой причине они для ученых. Раскопки античных городов проводятся постоянно, в том числе и сейчас. Так, амфоры были найдены в 1941 г. при Мирмекийской археологической экспедиции, во время Подводно-археологической экспедиции на Черном море в 1997 г., участниками Таманской археологической экспедиции в 2006 г., а также во время археологических раскопок в Фанагории, проходивших совсем недавно. Раскопки для поиска амфор могут вестись как на суше, так и под водой. Для раскопок на земле используют лопаты и кисточки, а при поиске амфор в море применяют металлоискатели .

Разные амфоры, в зависимости от места производства могут немного отличаться друг от друга. Так, на острове Лесбос амфоры имели круглые ручки, а их ножка сужалась книзу, а на острове Хиос амфоры были пухлогорлыми. Вообще, в 1899 г. была проведена серьезная классификация почти всех амфор. Ее сделал ученый Генрих Дрессель. Он составил таблицу из 45 амфор и расположил их в хронологическом порядке. Он сумел определить возраст многих сосудов за счет того, что на большинстве из них были начертаны имена известных консулов, которые имели власть в течение определенного периода времени.

А еще амфора, правда не совсем «настоящая», а стилизованное под нее современное изделие, может служить прекрасным сувениром для ваших друзей и знакомых. Лично я была бы не против получить такой подарок на день рождения или , а Вы?

Из поколения в поколение рассказывают предание о древнегреческом философе Диогене Синопском (ок. 400-325 до н. э.), который проповедовал учение киников (или циников): истинный философ, познавший смысл жизни, должен ограничить свои потребности до самого необходимого минимума. Видать, Диоген познал смысл жизни. Он отказался от жизни в доме и переселился в бочку.

Впрочем, вряд ли поселился Диоген в деревянной бочке. Греция – страна лесами не обильная. Да и то дерево, что было в распоряжении, чаще употребляли на строительство кораблей, чем на сооружение жилья или храмов. Тем более, на изготовление «затоваренной бочкотары». Посуду в Древней Греции изготавливали из другого материала, которого вокруг было изобилие, из глины.

Глина по-гречески называется «керамос». Отсюда происходит слово «керамика». В изготовлении керамических изделий древние греки достигли совершенства. Историки и археологи – тому свидетели. Керамическая посуда, изготовленная в Древней Греции, использовалась для самых разнообразных целей и насчитывает более десятка названий. Среди них – пифос (или пиф) - большой шарообразный сосуд из обожженной глины для хранения припасов. В пифосах хранили зерно, вино, масло, и они бывали таких размеров, что в них мог залезть человек. По мнению ученых, пифосы выполняли в Древней Греции роль бочек, именно в пифосе поселился Диоген.

Как тут не вспомнить огромные глиняные кувшины для хранения вина, которые изготавливали (и изготавливают) в Грузии? В 1971 году И.Квирикадзе снял короткометражный комедийный фильм «Кувшин» про мастера, который случайно оказался «заключенным» внутри такого большого кувшина. Стал, так сказать, Диогеном, помимо своего желания.

Среди греческой керамики – гидрия. Как говорит само название, это ведро («гидра» по-древнегречески вода) . Гидрия – сосуд с тремя ручками, приспособленный для переноса на голове. Именно так, на голове, женщины носили воду от колодца или от источника. Кратером называли колоколообразный сосуд, в котором размешивали вино с водой. Как известно, пить неразбавленное вино в Древней Греции считалось неприличным. Только дикие варвары-скифы опускались до этого. Ну, на то они и варвары. Огнедышащее жерло вулкана названо кратером за сходство с широким раструбом этого сосуда. Для разлива вина использовали кувшин с тремя устьями, ойхиною. Ойхиноя позволяла наливать вино сразу в три чаши.

Разлитое вино пили чаще всего пили не из чаш, а из килика, специального плоского сосуда, напоминающего блюдце на ножке. Были и чашки. Чашка без ручки называлась «фиалом» (горячий привет среднеазиатской пиале, название которой, оказывается, имеет древнегреческое происхождение). Чашку с ручкой называли «скиф», кубок с двумя фигурными ручками, похожими на раскинутые крылья – «канфар» (жук). Керамический кубок, изготовленный в виде звериной морды, назывался «ритон». Маленькие флаконы назывались «лекифами» (они были удлиненной формы) и «арибаллами» (эти были круглые)

Но самый известный древнегреческий керамический сосуд – это амфора. Амфора предназначалась не для хранения жидких или сыпучих продуктов, а для их перевозки. Часто амфоры делали ростом с человека. Даже форма амфоры напоминает строение человеческого тела. У нее имеются «устье», «шейка», «плечи», «тулово» и «ножка». Классификация амфор впервые была произведена немецким археологом Генрихом Дресселем (Heinrich Dressel) (1845 – 1920) Вообще следует сказать, что опытный археолог по внешнему виду амфоры может довольно четко сказать к какому времени эта амфора принадлежит.

Слово «амфора» происходит от древнегреческого слова «амфофореус», состоящего из слов «амфо», («пара») и «фореос» («переносчик», «ручка»). Две вертикально расположенные ручки – главное отличие амфоры от других керамических сосудов. Большие амфоры обычно имели маленькую ножку. Это было обусловлено условиями перевозки на кораблях. Амфоры помещали в трюм корабля в специальный ящик, наполненный песком, который выполнял также роль балласта и делал корабль устойчивым. У небольших амфор ножка более плоская и широкая, их можно было поставить на пол или на стол. Такие, домашние, амфоры покрывали узором или росписью. Роспись делали специальной краской-глазурью, которая при обжиге приобретала черный цвет. Глина же при обжиге краснела. Если глазурью на амфоре изображали узоры или фигуры, такая роспись называлась «чернофигурной». При другом виде росписи художники делали черным фон, а фигуры или узоры получались при этом красными. Такая роспись называлась «краснофигурной».

Греческая керамика, и в частности, амфоры завоевали весь древний мир. Их использовали по всему Средиземноморью, в том числе, в Древнем Риме. Даже после падения Римской империи, амфоры широко применялись для перевозки или хранения воды, масла, зерна и даже парфюмерии. Например, в греческих городах-колониях в Крыму найдено много амфор, датированных 9 – 11 веками нашей эры.

- (лат. amphora, от греч. amphoreus носимый с обеих сторон). 1) у древних греков, сосуд с ручками для вина. 2) венецианская мера = около 2 ведер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АМФОРА глиняный кувшин … Словарь иностранных слов русского языка

амфора - и устарелое амфора. Ударение амфора встречалось в поэзии XIX века. Например, у Ф. Тютчева: «Кончен пир, умолкли хоры. Опорожнены амфоры» (Кончен пир...) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

амфора - ы, ж. amphore f. лат. ,< amphora <гр. amphoreus. Сосуд (для вина, масла и т. д.) яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками; а. была особенно распространена у древних греков и римлян. СИС 1954. Амфора капитолинская.. словенски может… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (лат. amphora от греч. amphoreus), древний глиняный (реже металлический) сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с округлым или вытянутым туловом, 2 вертикальными ручками и узким горлом … Большой Энциклопедический словарь

АМФОРА, амфоры, жен. (лат. amphora, с греч.). У древних большой узкогорлый сосуд с двумя ручками для вина, масла и других жидкостей. «Кончен пир, умолкли хоры, опорожнены амфоры.» Тютчев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АМФОРА, ы, жен. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна. | прил. амфорный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., греч. остроконечный книзу глиняный кувшин, кубышка; их находят в древних гробницах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (лат. amphora, от греч. amphoreus), античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками. Амфоры служили для хранения и транспортировки вина, масла. Нередко… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 сосуд (187) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками; использовался обычно для хранения вина и растительного масла. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Амфора. Сонеты , Зюськин Владимир. "Амфору"-восьмую книгу Владимира Зюськина - составляют сонеты, написанные в классической манере, и венок сонетов" Попытка ухода"-философская поэма о любви, оборванной…
  • Амфора. Сонеты , Зюськин Владимир. `Амфору` - восьмую книгу Владимира Зюськина - составляют сонеты, написанные в классической манере, и венок сонетов`Попытка ухода` - философская поэма о любви, оборванной…