Свойства продуктов

Тосканские вина. Bolgheri DOC, Bolgheri Sassicaia DOC. Супертосканские вина. Как выбрать качественное тосканское вино

Тосканские вина. Bolgheri DOC, Bolgheri Sassicaia DOC. Супертосканские вина. Как выбрать качественное тосканское вино

Многоликий Рим, насчитывающий несколько тысячелетий, является самым загадочным городом Италии, в котором оживают страницы исторического романа. Веками создававшаяся столица, где гармонично соединились прошлое, настоящее и будущее, удивляет гигантским количеством уникальных объектов, сделавших ее настоящим музеем под открытым небом. Историческое и культурное наследие Вечного города доступно для туристов, совершающих увлекательное путешествие в далекие времена и знакомящихся с жемчужиной Италии, сохранившей христианские святыни.

Catacombe di Roma

Не только православных паломников, но и всех отдыхающих, жаждущих открыть для себя что-то новое и неизведанное, дороги приведут в подземные катакомбы Рима, представляющие собой разветвленную сеть лабиринтов из туфа, в стенах которых выбиты ниши для захоронений. Многоуровневые галереи, опоясывающие пространство под столицей страны, возникли еще в дохристианскую эпоху. Известны языческие, сарацинские и иудейские катакомбы, а всего ученые обнаружили более 60 подземных лабиринтов и примерно 750 тысяч склепов.

Большая их часть появилась в раннехристианскую эпоху, а самые первые галереи были созданы в 107 году нашей эры. и его ученики нашли верных последователей среди людей самых разных социальных слоев. Первые христиане Рима часто подвергались гонениям, поскольку император требовал, чтобы только его признавали богом, а приверженцы новой религии почитали одного-единственного Христа.

Катакомбы, предназначенные для погребений

Ранее существовало мнение, что в катакомбах Рима прятались люди, которых преследовали солдаты императора, однако это не так: в подземных лабиринтах, где всегда темно, никто не жил, поскольку это просто невозможно. Испытавшие на себе гнев правителей, христиане использовали для захоронений своих близких отдельно от язычников заброшенные каменоломни или частные владения римлян, принявших новую веру. Чувствующие себя в безопасности, они рыли ходы в туфе и расширяли уже существующие коридоры, создавая огромную сеть лабиринтов высотой от 2,5 до 5 метров. Горная пористая порода довольно мягка, легко крошится, и в ней несложно выкопать обычной лопатой или киркой целую систему переходов.

Немного фактов о погребении в галереях

По обе стороны коридоров христиане выбивали в стенах многоярусные ниши (локулы), в которые помещались тела усопших. Затем своеобразная усыпальница замуровывалась каменными плитами. Умерших единоверцев омывали, умащали благовониями, поскольку христиане не бальзамировали тела, заворачивали в саван и клали в нишу подземелья, закрывая ее кирпичами или плитой, на которой было высечено имя умершего и лаконичные эпитафии. Частенько в стену вмуровывали

Углубления в узких коридорах высекались в несколько ярусов высотой до пяти метров. В подземных коридорах вырубались кубикулы - боковые комнаты, которые представляли собой фамильные склепы или места захоронения пап и мучеников.

Любопытно, что людей, которые выкапывали подземные галереи, а впоследствии содержали лабиринты в удовлетворительном состоянии, называли фоссорами, а руководили ими управляющие, назначаемые епископами. Многие подземелья названы в их честь, например катакомбы Каллиста в Риме получили имя протодиакона Каллиста, ставшего понтификом. В начале IV века, когда христианство было объявлено официальной религией, все гонения на верующих прекратились, а подземелья, вырытые ими, признаны официальными захоронениями.

Открытие забытых подземелий

Катакомбы Рима считались очень важным явлением в жизни столицы страны, однако уже через столетие лабиринты приходят в запустение, поскольку они перестают использоваться для погребения усопших. В подземелья, превратившиеся в святилища мучеников, стекались сотни тысяч паломников. Но вскоре по воле римских епископов мощи извлекаются и переносятся в городские храмы.

Лишенные останков почитаемых святых, галереи были забыты до 1578 года, когда начинается строительство дороги via Salaria и обнаруживается первое кладбище. Так были найдены катакомбы Присциллы - аристократки, происходившей из знатной и уважаемой семьи и владевшей большим участком земли, на котором и появились подземные захоронения.

Масштабное изучение катакомб святых в Риме происходит в XIX веке, и большой вклад в их исследование вносит русский художник Рейман, написавший около ста копий фресок, сохранившихся на стенах галерей. С 1929 года начинается сбор и опись сохранившихся в тоннелях предметов.

Catacombe di Priscilla

Система христианских подземелий самая обширная из всех, и старейшими из них являются прекрасно сохранившиеся катакомбы Присциллы, ставшие настоящей сенсацией. В них обнаружились уникальные образцы древнего искусства: настенные росписи с изображениями сцен из Нового и Старого Завета, красочные фрески, главным персонажем которых является Добрый Пастырь - символ Иисуса Христа. А важной достопримечательностью римских катакомб является небольшое помещение с надписями на греческом языке, где были установлены скамейки для поминальных трапез (Cappella Greca).

Особый интерес ученых вызывает выполненная во II веке яркая фреска, на которой изображена женщина в ярком малиновом платье и светлой вуали. Это самое древнее изображение молящейся святой.

Попасть в подземные лабиринты, расположенные по адресу: Via Salaria, 430, можно городскими автобусами под номерами 86 или 92. Необходимо выйти на остановке Piazza Crati, а далее следовать указателям с надписью via Priscilla. Попасть во все подземелья возможно только в составе экскурсионной группы.

Catacombe di San Callisto

Однако самым крупным христианским захоронением считаются катакомбы Святого Каллиста в Риме, появившиеся во II веке. Протянувшиеся на 12 километров под Аппиевой дорогой, они представляют собой четырехуровневый лабиринт, который можно назвать "городом мертвых", поскольку здесь есть свои улицы, перекрестки и даже площади. В подземных галереях, в которых объединены кладбища разных периодов времени, и сейчас работают археологи, и далеко не все захоронения открыты для посетителей. На протяжении долгой истории здесь нашли последний приют около 50 мучеников и 16 римских пап, и за это катакомбы называют главным памятником христианских кладбищ.

Самым популярным склепом является усыпальница (Santa Cecilia), где прекрасно сохранились настенные фрески и мозаики. На площади с названием "Маленький Ватикан" покоятся руководившие церковью римские понтифики и святые мученики.

Подземное кладбище, обустройством которого занимался диакон Каллист, признано самыми известными катакомбами Рима. Как добраться до Catacombe di San Callisto, расположенных по адресу: Via Appia Antica, 110/126? Городские автобусы под номерами 118 (выйти нужно на одноименной остановке) или 218 (конечный пункт маршрута Fosse Ardeatine) довезут до исторической достопримечательности.

Catacombe di San Sebastiano

Самыми доступными из всех подземных галерей являются четырехуровневые катакомбы Святого Себастьяна. Расположенные по адресу: Via Appia Antica, 136, они сохранились намного хуже, чем остальные. Когда-то в лабиринтах хоронили своих близких язычники, а к концу II века освященный некрополь становится христианским. бросивший вызов императору Диоклетиану, погиб в 298 году, и после захоронения его останков получили свое нынешнее название ранее безымянные катакомбы Рима.

Как попасть в уникальные тоннели, в которых когда-то проводились религиозные собрания во времена гонения на христиан? Добраться до них можно на городских автобусах под номерами 118 и 218, а выйти необходимо на остановке Cecilia Metella.

Притягательные для туристов подземные кладбища

Туристы, побывавшие в подземных галереях, признаются, что им сложно описать всю гамму чувств при виде могильных плит, появившихся много веков назад.

Мрачные безлюдные коридоры, в которых всегда тихо, навевают мысли о неминуемой смерти, однако таинственные лабиринты, которые хранят множество тайн, все-таки притягивают посетителей, любящих острые ощущения. В нетронутых современностью катакомбах Древнего Рима каждый прикоснется к далеким раннехристианским временам.

Свя-тая му-че-ни-ца До-ро-фея жи-ла в Ке-са-рии Кап-па-до-кий-ской и по-стра-да-ла при им-пе-ра-то-ре Дио-кли-ти-ане в 288 или 300 го-ду вме-сте с му-че-ни-ца-ми Хри-сти-ной, Кал-ли-стой и му-че-ни-ком Фе-о-фи-лом.

Свя-тая До-ро-фея бы-ла бла-го-че-сти-вой де-ви-цей-хри-сти-ан-кой, от-ли-ча-лась боль-шой кро-то-стью, сми-ре-ни-ем, це-ло-муд-ри-ем и дан-ной от Бо-га пре-муд-ро-стью, удив-ляв-шей мно-гих. Схва-чен-ная по при-ка-за-нию пра-ви-те-ля Са-при-кия, она твер-до ис-по-ве-да-ла ве-ру во Хри-ста и бы-ла под-верг-ну-та ис-тя-за-ни-ям. Не сло-мив во-ли свя-той, пра-ви-тель от-дал ее двум жен-щи-нам-сест-рам, Хри-стине и Кал-ли-сте, ко-то-рые рань-ше бы-ли хри-сти-ан-ка-ми, но, убо-яв-шись му-че-ний, от-рек-лись от Хри-ста и ста-ли ве-сти нече-сти-вую жизнь. Он при-ка-зал им уго-во-рить свя-тую До-ро-фею при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Од-на-ко про-изо-шло об-рат-ное: жен-щи-ны, убеж-ден-ные свя-той До-ро-фе-ей, что ми-ло-сер-ди-ем Бо-жи-им да-ру-ет-ся спа-се-ние всем ка-ю-щим-ся, рас-ка-я-лись и сно-ва об-ра-ти-лись ко Хри-сту. За это их свя-за-ли спи-на-ми и со-жгли в смо-ля-ной боч-ке. Свя-тые сест-ры Хри-сти-на и Кал-ли-ста стра-даль-че-ски скон-ча-лись, при-не-ся по-ка-ян-ную мо-лит-ву Гос-по-ду и ис-ку-пив грех от-ступ-ни-че-ства.

Свя-тая До-ро-фея вновь бы-ла под-верг-ну-та му-че-ни-ям, с ве-ли-кой ра-до-стью пре-тер-пе-ла их и так же ра-дост-но при-ня-ла смерт-ный при-го-вор. Ко-гда свя-тую ве-ли на казнь, некий уче-ный че-ло-век (схо-ла-стик), Фе-о-фил, с на-смеш-кой ска-зал ей: "Неве-ста Хри-сто-ва, по-шли мне из са-да Же-ни-ха Тво-е-го ро-зо-вых цве-тов и яб-лок". В от-вет му-че-ни-ца кив-ну-ла ему. Пе-ред смер-тью свя-тая по-про-си-ла дать ей вре-мя по-мо-лить-ся. Ко-гда она окон-чи-ла мо-лит-ву, ей пред-стал Ан-гел в ви-де пре-крас-но-го юно-ши и по-дал на чи-стом по-лотне три яб-ло-ка и три ро-зо-вых цвет-ка. Свя-тая по-про-си-ла пе-ре-дать всё это Фе-о-фи-лу, по-сле че-го бы-ла усе-че-на ме-чом. По-лу-чив бла-го-дат-ные да-ры, недав-ний го-ни-тель хри-сти-ан был по-ра-жен, уве-ро-вал в Спа-си-те-ля и ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном. Под-верг-ну-тый за это же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям, свя-той Фе-о-фил при-нял му-че-ни-че-скую кон-чи-ну через усе-че-ние ме-чом.

Мо-щи свя-той До-ро-феи на-хо-дят-ся в Ри-ме, в церк-ви ее име-ни, гла-ва так-же в Ри-ме, в церк-ви Бо-го-ма-те-ри в Трасте-ве-ре.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

03.03.2015 0 9256


Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Возникновение захоронений

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км, это около 750000(!) захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).

Аппиева дорога

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

«Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи» (Пс. 54:16).

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

«Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий».

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Погребальные обряды

Катакомбы в период П—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фо ссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фо ссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Ниши (локулы, дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии.

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

Заново открытые

С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио (ок. 1576-1629), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.

Виды катакомб

Христианские катакомбы

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них являются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

Особого интереса достойны катакомбы святого Себастьяна, в которых присутствуют языческие захоронения, украшенные фресками.

Символы и декор

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

Якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море);

Голубь — символ Святого Духа;

Феникс — символ воскресения;

Орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));

Павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);

Петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);

Агнец — символ Иисуса Христа;

Лев — символ силы и могущества;

Оливковая ветвь — символ вечного мира;

Лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии цветка лилии);

Виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря... Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

Омплекс катакомб святого Каллиста формировался в течение II-IV века на базе нескольких ранее существовавших зон захоронений, постепенно расширявшихся и слившихся в единую сеть к концу IV столетия. В числе первичных базовых кладбищ можно упомянуть собственно катакомбы Каллиста, а также крипту Луцины , кладбища святого Марка , Марцеллина , Дамасия и Бальбины . Первоначально территория будущих катакомб находилась в частных руках, затем владельцы земель, став христианами, передали свои владения церкви.

Решение обустроить здесь кладбище для всех членов христианской общины Рима принадлежит римскому епископу Зефирину. Организация и управление комплексом захоронений были поручены диакону Каллисту. В обязанности Каллиста было вменено достойное погребение каждого умершего христианина, при этом похороны бедных осуществлялись за счёт церкви. Каллист, ставший после кончины Зефирина его преемником, значительно расширил и благоустроил катакомбы в течение своего понтификата, так что в церковном сознании этот погребальный комплекс тесно связан с именем Каллиста.

Наиболее древними частями катакомб Каллиста являются крипта Луцины и секции, включающие крипту Пап, крипту святой Цецилии, кубикулы Святых Таин. В конце III века к ним были присоединены секции святого Гая и святого Евсевия, а во второй половине IV века - святого Ливерия.

Катакомбы с самого своего возникновения играли в жизни церковной общины двойную роль. С одной стороны, это было кладбище, на котором должным образом мог быть погребён каждый христианин, с другой, катакомбы становятся местом паломничества к гробницам почитаемых мучеников. В соответствии с традицией, в дни памяти мучеников (преимущественно в дни их мученической смерти - рождения в вечную жизнь) на их гробницах совершалась литургия, и читались мученические акты - повествования об их героическом свидетельстве о Христе. К гробницам мучеников приходили и в другие дни, об этих частных паломничествах свидетельствуют многочисленные граффити - молитвенные обращения к святым на стенах катакомб. В IV веке подземное кладбище были украшены папой Дамасием, им же написаны многочисленные стихотворные эпитафии, помещённые в важнейших местах катакомб.

Святой Антер (235-236) - преемник предыдущего, 43 дня своего короткого понтификата проведший в темнице.

Святой Фабиан (236-250) - после долгого понтификата, пришедшегося на период религиозной терпимости, был обезглавлен во время гонений Деция. Часть мощей находится в церкви Сан-Мартино-аи-Монти, другая - в .

Святой Луций I (253-254) - был сослан в Чивитавеккью, где и умер. Мощи находятся в церкви .

Святой Сикст II (257-258) - был казнён во время гонений Валериана. Его мученическая кончина напрямую связана с катакомбами: здесь он был арестован во время Богослужения и после короткого суда казнён с четырьмя диаконами 6 августа 258 года. Ещё один его диакон святой Лаврентий является одним из самых известных римских мучеников. Мощи святого Сикста почивают в церкви Сан-Систо-Веккио (напротив )

Святой Евтихий (275-283) - последний из девяти пап, погребённых в этой крипте.

Помимо этих пап в крипте были погребены святые Стефан I (254-257), Дионисий (259-268) (мощи обоих почивают в ) и Феликс I (269-274).

На правой стене крипты сохранились два отрывка из поэмы папы Дамасия, посвящённой мученичеству Сикста II. От имени Сикста II автор говорит: «В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству

Крипта святой Цецилии

Рипта представляет собой обширное помещение, в нише левой стены которого находился саркофаг святой Цецилии. Гробница оставалась нетронутой вплоть до понтификата Пасхалия I, пожелавшего перенести мощи святой в Рим. Долгие поиски в заброшенных к тому времени катакомбах не давали результата. По легенде, утомлённый Пасхалий вопросил явившуюся ему во сне Цецилию о месте нахождения её мощей. В ответ Цецилия указала это место, сказав, что папу отделяла от гробницы всего одна стена. После этого видения Пасхалий I обрёл мощи святой и перенёс их в римскую церковь . При перестройке церкви в 1599 году саркофаг был вскрыт, и присутствующие убедились в совершенной нетленности тела святой. Стефано Мадерно, свидетель последнего события, создал статую святой Цецилии, изобразив её тело таким, каким он его видел при вскрытии саркофага. В крипте помещена копия этой скульптуры (оригинал находится в Санта-Чечилия-ин-Трастевере). Голова святой, укутанная материей, отсечена от тела, три пальца правой руки сложены щепотью, пальцы левой руки, за исключением одного, сжаты в кулак. Традиционно считается, что таким сложением пальцев святая продемонстрировала палачам свою веру в Единого Бога и Святую Троицу.

В крипте сохранилось несколько фресок, датируемых не позднее рубежа VIII-IX веков. Среди них - Христос Пантократор, святая Цецилия «Оранта», святой папа-мученик Урбан I. На сводах крипты помещено изображение креста между двух агнцев и трёх римских мучеников Поликама , Себастиана и Квирина . В крипте сохранились также несколько надгробных греческих надписей, в том числе сенатора Септимия Фронтона (конец III века).

Кубикулы Таинств

Убикулы святых Таин представляют собой пять последовательно расположенных кубикул, предназначавшихся для погребения членов одной семьи. Стены кубикул украшены хорошо сохранившимися фресками начала III века, символически изображающими таинства крещения и евхаристии, а также будущее общее воскресение.

Таинство крещения символически представлено на фресках, изображающих Моисея, своим жезлом рассекающего скалу, крещение Христа в е, рыбака, самаритянку у колодца и расслабленного при купальне Вифезда. Здесь же находится древнейшее из ныне известных изображение собственно крещения: пресвитер в тунике и паллиуме возлагает руку на голову крещаемого, стоящего в потоке воды.

В нескольких кубикулах таинство евхаристии символически представлено в изображении чудесного умножения хлебов. Сюжет всех фресок одинаков: семеро сидят вокруг стола, на котором находится два-три блюда с хлебами, ещё несколько корзин с хлебами помещены рядом со столом. Помимо собственно евангельского сюжета, эти фрески примечательны тем, что на них запечатлена евхаристическая практика первых христиан.

Во всех кубикулах присутствует изображение Ионы, спасённого из чрева большой рыбы. Трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита прямо знаменует трёхдневное воскресение Христово, а также общее воскресение. Кроме того, Иона своей проповедью склонил к покаянию грешных , что напоминало христианам, погребённым здесь и приходящим сюда, об их языческом прошлом и о спасении через покаяние и веру во Христа.

Фрески кубикул сохранили представления христиан первых веков о христианской жизни. Для всех них она началась в крещении, продолжалась в непрерывном евхаристическом общении и вела в вечную жизнь во Христе.

За кубикулами начинается Лестница мучеников, вырубленная в конце II столетия, то есть ещё до решения папы Зефирина обустроить в катакомбах общинное кладбище. Лестница получила своё название оттого, что по ней, как принято считать, спускались в катакомбы погребальные процессии с телами убиенных пап.

Секция святого Мильтиада

Екция святого Мильтиада, примыкающая к кубикулам Таинств, была создана во второй половине II века. С её помощью секция, содержащая крипты пап и святой Цецилии, соединяется с криптой Луцины, в которой был погребён ещё один папа-мученик Корнилий. Поскольку этим маршрутом регулярно пользовались паломники, основной коридор этой секции достаточно широк, а в высоту достигает местами 7 метров.

На левой стене коридора сохранились многочисленные изображения, любимые древними христианами, в том числе: голубь (символ Святого Духа), монограммы с именем Христа, рыба (ихтис - аббревиатура греческих слов: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель»), (символ веры), пьющая из чаши птичка (душа, обретающая утешение в Боге). Здесь же находится усвоенное и переосмысленное христианами изображение феникса в сиянии лучей, символизирующее преходящую, временную смерть по плоти и вечную жизнь во Христе. Над одним из аркосолиев сохранилось изображение похороненной здесь девочки Ирины в позе Оранта и парящего над ней голубя.

Из многочисленных крипт и кубикул этой секции выделяются следующие:

- крипта святого Мильтиада , в которой был погребён Мильтиад, последний из пап, похороненных в катакомбах святого Каллиста,

- крипта Четырёх времён года - фрески символически представляют четыре времени года и символизируют, тем самым, непрекращающуюся вечную жизнь,

- кубикула Аквилины - здесь сохранилась надгробная надпись «Aquilina dormit in pace», то есть «Аквилина почиет в мире»,

- крипта Океана - фреска изображает персонифицированный океан, напоминающий христианам о всеобъемлющей жизни вечной,

- крипта саркофагов с двумя хорошо сохранившимися саркофагами.

Здесь же находится кубикула Софронии , названная так благодаря двум граффити, содержащим это имя и сохранившимся здесь. Ещё две надписи с именем Софронии существуют в коридоре, примыкающем к крипте пап. Все четыре надписи образуют выразительный ряд: «Да почиет Софрония со святыми », «Софрония в Господе », «Дорогая Софрония, ты будешь жить вечно в Боге », «Да, Софрония, ты будешь жить вечно ».

Секции, закрытые для посетителей

Ольшая часть катакомб святого Каллиста ещё закрыта для посетителей. Тем не менее, в закрытых секциях находится ряд важных помещений.

Секции святого Гая и святого Евсевия

Рипта святого Гая выделяется своими исключительными для катакомб размерами. В ней одновременно может находиться до 60 человек. Предполагается, что крипта изначально сооружалась для совершения в ней общественных Богослужений. Стены крипты покрыты белой штукатуркой.

В центре крипты находится большая гробница папы Гая, на которой сохранились фрагменты греческой надписи «Погребение Гая, епископа, 22 апреля» (296 года). В стенах крипты находятся погребальные ниши - аркосолии , в полу - формы . В числе граффити, сохранившихся на стенах, есть упоминание о посещении крипты тремя африканскими епископами, желавшими поклониться мощам своего соотечественника - святого Оптата. Возможно, последний был также погребён в этой крипте.

Прямоугольная крипта святого Евсевия расположена напротив крипты святого Гая. Она меньше последней, но роскошнее украшена - пол и стены облицованы мраморными плитами. В крипте находятся три гробницы- аркосолия . В одной из них было помещено тело папы Евсевия, умершего на Сицилии. Арка, накрывающая гробницу папы, была украшена мозаикой, а на закрывающей гробницу плите вырезана эпитафия папы Дамасия, прославляющая его предшественника. В центре крипты помещена ещё одна мраморная плита с той же эпитафией Евсевию, а на обратной стороне сохранилась ранее вырезанная похвала императору Каракалле. Вероятно, плита была перенесена сюда по повелению Дамасия из одного из языческих храмов Рима.

Эпитафия Дамасия прославляет Евсевия за его милость к lapsi , то есть падшим - христианам, отрекшимся от веры во время гонений. Когда преследования закончились, падшие просили Церковь вновь принять их в общение. Некоторые из ревнителей веры во главе с пресвитером Гераклием воспротивились прощению отступников. Евсевий, указывая на Христа, всегда прощающего кающихся, учил о необходимости прощения падших и принятия их в церковное общение после принесения ими должного покаяния. Внутрицерковная дискуссия перешла в конфликт, и император Максенций, не разбирая правых и виноватых, выслал руководителей той и другой партии из Рима. Папа Евсевий был сослан на Сицилию и там умер от голода. Вскоре тело Евсевия было перенесено его преемником Мильтиадом из катакомб Сан-Джованни в римские катакомбы святого Каллиста. Эпитафия Дамасия гласит: «Гераклий не позволял падшим принести покаяние в их грехах. Но Евсевий учил этих несчастных оплакивать свою вину. Из разгоревшегося гнева народа, разделённого на две партии, произошли бунты, убийства, война, разногласия, столкновения, и тогда тиран выслал их (то есть Евсевия и Гераклия) обоих. Первосвященник, желавший мира и согласия, спокойно претерпел изгнание, ожидая Божественного суда, покинул этот мир и земные жизнь на сицилийских берегах ».

Вслед за криптой святого Евсевия галерея приводит к крипте мучеников Калоцера (Lat. Calocerrus) и Парфения , погибших в 304 году во время гонений Диоклетиана. Граффити на стене указывает на имена лежащих здесь: «PARTEN(i) MARTIRI» и "CALO(c)ERI MARTIRI. Паломники молились в специальной комнате, примыкающей к крипте мучеников.

Кубикула пяти святых названа по хорошо сохранившейся фреске, представляющей пятерых человек в позе «Оранта». Святые изображены в ском саду, окружённые птицами, цветущими и плодоносящими деревьями. Все пятеро поименованы: «Dionisia in pace, Nemesius in pace, Procopius in pace, Eliodora in pace, Zoe in pace» . Исследователи относят фреску к началу IV века.

Двойная кубикула диакона Севера относится к понтификату Марцеллина (296-304). Надпись на мраморной плите, закрывавшей аркосолий, гласит: «Диакон Север, с позволения папы Марцеллина (лат. PP Marcellinus), устроил двойную кубикулу с аркосолием и световой шахтой, в качестве спокойного и мирного места отдохновения для себя и своих домашних,..почивающих и ожидающих Бога, своего Создателя и Судию… » Воздавая хвалу своей юной дочери Севере, диакон продолжает: «Её земное тело погребено здесь в ожидании дня, когда Он восставит её. И Господь, призвавший её целомудренную, чистую и неповреждённую душу.., возвратит её, украшенную вечной славою. Она жила девять лет, одиннадцать месяцев и пятнадцать дней

Эта надпись подтверждает уверенность древних христиан в будущем воскресении. Историческая же ценность этой надписи состоит в том, что в ней впервые упоминает титул римских епископов - папа (в сокращении PP, нередко используемом и нынешними понтификами).

Кубикула овец украшена фресками середины IV столетия. В центре аркосолия изображён окружённый овцами Добрый Пастырь, несущий на своих плечах агнца. По обе стороны от Пастыря двое мужчин идут к источникам, текущим из скалы, изображая, тем самым, христиан, пьющих воду жизни в райских обителях. На левой стене Иисус благословляет хлебы и рыбок, предлагаемых Ему двумя апостолами. На правой стене Моисей изображён благоговейно разувающимся. Рядом с Моисеем находится фреска с неожиданным сюжетом: апостол Пётр высекает воду из скалы, а из образовавшегося источника утоляет жажду римский легионер. Черты Петра и Моисея сознательно сделаны схожими: подобно Моисею, утолившему жажду древних евреев, Пётр напоил истинной верой уверовавших язычников.

Западная секция

Ападная секция возникла в начале IV века и заполнена захоронениями эпохи, когда гонения на христиан закончились. В связи с этим, эта часть катакомб не использовалась для Богослужений. Среди многочисленных кубикул выделяется одна - куполообразным сводом, вместившая 50 захоронений.

В одном из аркосолиев найден цикл сильно повреждённых фресок, посвящённых Богородице. Наилучшим образом сохранилась фреска с Поклонением волхвов.

Секция Ливерия

Екция Ливерия - северная часть катакомб святого Каллиста, созданная во второй половине IV века. Три надгробные надписи, обнаруженные здесь де Росси, связывают эту часть катакомб с папой Ливерием Исповедником (352-366). Главной особенностью этой секции является значительное количество просторных кубикул, украшенных колоннами или пилястрами. Среди немногих сохранившихся фресок находятся Христос Пантократор, и Ева с искушающим их змием, Сусанна и старцы.

Большинство из найденных в катакомбах святого Каллиста 2 378 надгробных надписей приходятся именно на секцию Ливерия. В этой секции находятся указания не только имени, но и профессии и статуса погребённого, как-то: Дионисий, врач и пресвитер, Аврелий Аврелиан, центурион V когорты, Горгоний, учитель, Валерий Пард, садовник, Путеолан, скульптор, Редемпт, диакон, Анний Иннокентий, апостольский нунций и т. д.

Крипта Луцины

"Крипта Луцины, возникшая во второй половине II века, представляет собой одно из самых ранних, изначально не связанных с катакомбами святого Каллиста, подземных кладбищ. Археологи дали ей такое название, связав с записью в Liber Pontificalis о папе Корнелии: « Блаженная Луцина…взяла ночью тело святого Корнелия, дабы похоронить его в крипте, выкопанной в принадлежащем ей имении, недалеко от катакомб Каллиста на Аппиевой дороге, 14 сентября». Корнелий был сослан в Чивитавеккию, где и умер в заключении в июне 255 года.

Крипта состоит из двух гипогеев, образованных из нескольких связанных галереями кубикул, и имеет две выводящих наверх лестницы. Только в конце IV века крипта Луцины была соединена подземным туннелем с катакомбами святого Каллиста для того, чтобы паломники могли посещать гробницу папы Корнелия.

Тело папы было погребено в одном из гипогеев. Нишу с его телом закрывала сохранившаяся мраморная плита с надписью CORNELIUS MARTYR EP(iscopus). Слева от гробницы находится фреска с изображениями папы Сикста II и мученика Оптата, над гробницей - самого Корнелия и его современника мученика Киприана Карфагенского. Все четверо изображены в епископских одеяниях, с Евангелием в руках, и мученическим венцом над головой.

В соседних помещениях находятся фрески, представляющие Крещение Господне, Даниила во львином рву, сюжеты из книги Ионы, Доброго Пастыря, а также символическое изображение Евхаристии - рыбы, корзины с хлебами и чаша с красным вином.

Впоследствии, в окрестностях Рима, катакомб было открыто несколько десятков. Говорят, общая длина их коридоров составляет более 500 километров. Cамые древние датируются 107 годом, а вовсе не первым веком, как думают доверчивые читатели романа Сенкевича «Камо грядеши».

Христиан в Риме хоть и не жаловали, но репрессиям подвергали с большими перерывами. Иногда их на долгие годы оставляли в покое, потом вдруг снова хватали, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. Потом опять все на несколько лет стихало.

Император Троян на вопрос правителя Вифании Плиния Младшего как поступать с христианами, ответил, что разыскивать их и следить за ними не надо, но если на них донесут - наказывать. Так что меру гонений и их продолжительность часто определяли характер и личные убеждения правителей провинций. Бывало, что в Риме христиане жили спокойно, а в Африке или Галии их жестоко преследовали, и наоборот. Иногда, спасаясь от преследований, они бежали из одной провинции в другую, иногда скрывались в катакомбах.

После смерти императора Валериана I христиан в Риме больше двадцати лет никто не трогал, и у них было время обустроить жизнь своей общины. Город был разделен на 46 приходов, каждый со своей церковью, священником, диаконом и клиром. Они помогали бедным, посещали больных, поучали новообращенных, собирали на все это деньги. Язычники приходили послушать проповеди, участвовали в открытой для них части богослужений. Но все это было возможно лишь потому, что большинство церквей находилось в частных домах богатых людей.

Как умудрялись христиане собираться для молитвы, не вызывая подозрений? Да просто, по обычаю, богатые римляне по утрам принимали посетителей - клиентов, вестников с письмами из провинций, торговцев невольниками, вольноотпущенных, друзей. Все они свободно заходили во внутренний двор, кто-то шел во внутренние комнаты, кто-то, передав то, что ему было нужно, слугам, уходил, не повидав хозяина. Так что входить поутру в дом и выходить из него, можно было не возбуждая подозрения и любопытства.

Катакомбы же поначалу были в основном местом погребения. А поскольку для римлян почитание усопших было священным, они отдавали христианам тела казненных собратьев и не мешали хоронить их в запутанных многоуровневых подземных галереях, образовавшихся на месте старых каменоломен и карьеров.

«Всякий делает принадлежащее ему место священным, принося туда своих мертвых», - гласил римский закон. Катакомбы были известны магистратам и полиции и должны были строиться по определенным правилам: было запрещено вести работы выше уровня земли, так что, когда катакомба наполнялась, прорубали ступени на более низкий уровень и начинали строить галерею ниже. Некоторые катакомбы насчитывают шесть уровней.

Умерших христиан клали в выдолбленные в камне одну над другой ниши - без гробов, просто завернув их тела в чистый холст, пропитанный ароматическими составами - и закрывали мраморными плитами или кирпичами, на которых иногда писали имя покойного, а иногда изображали один из христианских символов: якорь, рыбу, голубя, агнца, льва, оливковую ветвь, лилию, виноградную лозу, корзину с хлебом…

Узкие коридоры изредка расширялись, образуя круглые или квадратные залы, где в годовщину смерти собирались помолиться о милости Божьей к усопшим, почитать священные книги и пропеть гимны в честь в Бозе почивших. Там возникало ощущение единства Церкви, в которой живые молятся за умерших, а те помогают живущим своим заступничеством. Отсюда традиция совершать литургию на мощах святых, частицы которых потом стали зашивать в особые платы - антиминсы.

Бывали и трагические эксцессы. Так в начале 80-х годов III-го века император Нумериан велел засыпать вход в одну из каменоломен в тот момент, когда там собрались верующие. Когда после прекращения гонений вход отрыли, в подземелье нашли трупы мужчин, женщин и детей, а рядом - чаши, приготовленные для причастия…

К IV веку хоронить в катакомбах перестали. Последним погребенным в них римским епископом стал папа Мельхиад. Его преемника Сильвестра похоронили уже в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Вслед за паломниками в подземелья потянулись грабители, и чтобы уберечь останки святых от осквернения, их стали переносить в городские церкви. Папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. С конца IX века паломничество в римские катакомбы практически прекратилось, и на 700 с лишним лет о них забыли.

Первым в XVI веке ими заинтересовался папский библиотекарь Онуфрий Панвинио: он исследовал раннехристианские и средневековые источники и составил список 43 римских захоронений. Его книга вышла в 1568 году.

А уж потом изучением катакомб занялся Антонио Босио, описавший результаты своих трудов в трехтомном сочинении «Подземный Рим» (Roma sotterranea). Но открытые им подземелье вскоре снова погребло под завалом, и в следующий раз археологи раскопали их лишь в 1921 году.