Заготовки

Кто и когда придумал такую вещицу как самовар? Русский самовар. Долгая история

Кто и когда придумал такую вещицу как самовар? Русский самовар. Долгая история


Самовар вот уже почти три века считается исконно русским символом гостеприимства и неотъемлемой частью жизни славянского народа. Но, как сейчас ни прозвучит странно - история этого древнейшего приспособления насчитывает несколько тысячелетий. И появился самовар вовсе не в России, как принято считать во всем мире.

Но, как бы там ни было, русское слово "самовар" перекочевало во многие страны и это приспособление называют - "samovar" и англичане, и французы, и испанцы, и итальянцы, да, впрочем, и турки называют его - "semaver".

Античный самовар Древнего Рима

Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.


Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, - аутепса. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.

Китайский самовар «Хо-Го»


Аналогичное древнейшее приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша со встроенной трубой и поддувалом - вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Они бывают металлическими и фарфоровыми, и подают в них, как правило, суп или кипящий бульон.

Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.

Когда появился первый самовар на Руси


По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.

Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.


Массовое производство в России чудо-приспособления

Но как бы там ни было, именно реформы Петра повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России и уже в первой половине 18 века массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом казаны с трубами и поддувалами, называемыми - «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара.


Само же производство самоваров - дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов - золота, серебра и даже из чистого кварца.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-015.jpg" alt="Самоварчики для детей императора Николая II." title="Самоварчики для детей императора Николая II." border="0" vspace="5">


Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. "Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры". Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-021.jpg" alt=" Алексеич.

Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные - на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар - тем дороже.

Самовар - душа каждого дома

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-019.jpg" alt="У самовара.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-006.jpg" alt=" Чаепитие.

Этот добрый толстый "друг" был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под "пыхтение" самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.

Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях."

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-028.jpg" alt=" В гостях у бабушки.

Где б ты ни был днем ли, ночью -
Словно дома рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.

September 15th, 2013

"… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа "
Александр Блок

Самовар- по определению В.И.Даля - ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри» . Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура - культура чаепития.

Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая - 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.

Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством - снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.

Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.


Китайский самовар (хого) 火

Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».

Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.


В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.


Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.

В тридцатых годах XVIII века появляются пер-вые русские серебряные чайники для завари-вания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изго-товление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самова-ров и самоваров-«кухонь

Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова - беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная - четвертины, кумганы, чайники, винокуренная - казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.


СБИТЕННИК. XVIII в.

Предшественником чая в России был сбитень.

В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.

В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.

Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.

Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар - уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках - сбитенники - внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.

Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища - лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный» .

Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился - теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.

Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.

Сбитень - любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом - во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:

-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)

В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.

кофейный самовар

Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме - чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.

Кофе, сбитень, чай - все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 - начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.

Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кух ни.

Незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.

Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.

"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит.
"

(А.С.Пушкин)


дорожный погребец.

Для чайного и столового прибора предназначался погребец . Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.

Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета.


Многие ходили в трактиры именно для чаепития:


«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.

За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.


Еще одна разновидность самовара (относительно размера) - это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра» , но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».

Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».


Высота самовара 23 см, ширина 11 см.
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда - это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем.

В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах мож-но было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для ох-лаждения вина: в центре фонтана также про-ходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство на-ливали вино.

Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.

И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает лёгкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живёт в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством. Откуда же начинается история самовара?

Однозначно, самовар истинно русское детище, занимающее особое положение в . Удивительно – насколько он распространён, настолько и загадочен. И правда, далеко не каждый знает, когда и где запыхтел первый водогрейный для чаю сосуд. А ведь история самовара, в самом деле, уникальна и почти не исследована.

Что касается происхождения слова «самовар», – даже здесь мнения историков расходятся. Разные народы на Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», по-вятски же его величали «самогрей». Прослеживается общая идея предназначения медного друга, «сам варит». Другие же исследователи находят подтверждения татарского происхождения от слова «снабар» (чайник). Но у этой версии меньше приверженцев.

Версии происхождения самовара

Где искать ответы на вопрос о происхождении самовара и его создателе? К сожалению, точных ответов найти не представляется возможным. Историки полагают, что русский самовар, синоним нашего гостеприимства и непременный атрибут русского чаепития, берёт начало из древних цивилизаций. Но это, опять же, версии.

1. Античный самовар Древнего Рима

Если верить одной из версий, корни самовара уходят куда глубже, чем кажется. Они произрастают из места, куда ведут все дороги на Земле – Древнего Рима. Археологи обнаружили приборы, работающие по принципу русского самовара. Невероятно, но напитки из самоваров пили римляне ещё во времена античности. Аутепса - так назывался античный самовар. Довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное изобретение устроено следующим образом: внешне аутепса представляла собой нечто похожее на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскалённый уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.

2. Китайский самовар 火锅 «Хо-Го»

Аналогичное приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабжённая поддувалом и трубой – вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Изготавливают «Хо-Го» из металла и фарфора. В них, как правило, подают суп или кипящий бульон. Возможно, происхождение самовара, как и , обязано Китаю, и прообразом русского самовара является китайский «Хо-Го».

Появление на Руси – из истории самовара

Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское приспособление.

Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.

История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара согласно документально подтвержденным данным известно следующее: в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.

Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара ?

Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В XIX веке самоварное дело распространяется за пределы больших городов и наблюдается в Вятской, Владимирской и Ярославской губерниях. К 1850 году во всей России насчитывалось 28 самоварных мастерских. В год производилось около 120 тысяч медных самоваров. Самовары делали на усмотрение и по желанию заказчика: от большого до малого, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, даже дулей. Фантазия ремесленников и кошелёк заказчика не знали пределов. Внешний облик самовара трансформировался в ногу со временем, модой и укладом жизни людей. В следующих выпусках нашего блога обязательно опубликуем историю самовара в картинках.

Чаепитие и самовар – понятия неразделимые!

Пройдя по страницам истории самовара , вглядитесь в себя. Что для нас значит самовар? Как он полюбился и стал синонимом русского гостеприимства и великодушия?

Какое чаепитие без самовара! Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал центром праздничного застолья и незаменимым атрибутом . Неспешный и гостеприимный самовар создавал дружелюбную атмосферу и располагал к беседе. Этот добрый друг был вне сословий, он был в почёте и у бедняка, и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Самовар воспевается в русских народных песнях, о нём сложились пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее», «Где есть чай, там под елью рай». Самовар стал незаменимым помощником чаёвника, значительно облегчив процесс заваривания чая. Отпала необходимость топить печь, чтобы накипятить воды, с самоваром это занимало несколько минут и превратилось не в ежедневный труд, а в традицию чаепития. Вода остывает долго, чай в самоваре заваривается лучше, да и получается намного вкуснее!

Владимир Стожаров у самовара.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.

муниципальное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя школа»

Николаевского района Волгоградской области

Проект

«Откуда к нам пришел самовар»

Составила: Тупикова Т.В., учитель начальных классов

первой категории

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель: Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи:

2. Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта.

3.Изучить историю возникновения самовара, сохранение и укрепление семейных традиций.

3.Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.

Гипотеза: Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии в доме.

Актуальность:

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение,вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта:

Проект « Самовар» является информационно- творческим.

Срок реализации проекта:

Проект является краткосрочным – рассчитан на 3 месяца.

Участники проекта:

Учащиеся 4 класса, родители, учитель.

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

Цель:

Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.

Методы и приёмы:

1.Опрос учащихся на тему: Что вы знаете о самоваре?

2. Создание творческих групп по подготовке материала для проекта.

3.Разработка идей и выбор лучшего решения по созданию проекта.

2 этап

Основной

Цель:

1.Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре и особенностями его строения.

2. Расширить представления детей о традициях русского чаепития через картины известных русских художников.

План

1.История возникновения самовара на Руси

2.Формы самовара и его устройство.

3. Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

История возникновения самовара на Руси.

Самовар, самоварец, самоварчик"... - читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Когда-то на Руси ни один праздник, ни одно чаепитие не обходилось без пышущего жаром самовара. Он украшал быт и бедняков, и богачей, стоял в трактирах, его брали в дорогу. Самовар, такой же славный, как матушка-Русь, имеет интересную историю.

Точно неизвестно, когда именно в России появился самовар и кто его изготовил. Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами, а со временем на их основе стали изготавливать специальное устройство для приготовления традиционного русского напитка из меда с пряностями и специями – «сбитенник».

Самовар сбитенник

Эти приборы представляли собой некое подобие чайника, но с внутренней трубой и поддувалом . Именно «сбитенник» в итоге и стал прототипом русского самовара. Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар.

Первые самовары отличались от современных собратьев. Они были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар занимал прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость .

Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле. Здесь же из года в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем . Подражателей Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик, а в 1850 году их было уже 28 с годовым выпуском самоваров в 120000 штук. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, бр. Баташевых, Рудакова и много других.

Производство самовара – довольно трудоемкий процесс, в котором принимали участие рабочие многих специальностей: наводильщики, лудильщики, токари, слесари, сборщики, чистильщики. Мастера, которые обычно жили в деревнях, дома делали отдельные части самовара, а потом привозили их на завод, где другие работники собирали готовый самовар. Известны случаи, когда целые деревни и села занимались производством самоварных частей .

В конце XIX – начале XX в. появляется керосиновый самовар с резервуаром для топлива, тогда как его предшественники работали на древесном угле. Керосиновый самовар выпускала фабрика Тейле, расположенная в Туле. Особенно популярен был такой самовар на Кавказе, где этот вид топлива был дешевле.
В 1908 г. появился самовар «Паричко» со съемным кувшином. Он не мог испортиться, если при топке в него забывали налить воду, жидкость в нем дольше оставалась горячей. Для такого самовара подходили спирт, уголь и другие виды топлива. Производила эти устройства фабрика братьев Шахдат и К°. Свое название самовар получил от имени изобретателя – инженера А. Ю.Паричко.

Довоенный период, а именно-1913 год, соответствует наибольшему расцвету самоварного производства. По данным промышленной переписи 1912-13 года, число самоварных фабрик в Туле достигло 50, с ежегодным выпуском в 660000 штук самоваров. И если бы война не прервала хода развития промышленности, то самоварное производство продолжало бы, вероятно, развиваться, так как в конце 1913 г. и начале 1914 г. возникло еще несколько новых фабрик.

Война 1914-17 г. положила конец развитию самоварного дела, переведя производство самоварных фабрик, в силу военных требований, на изготовление предметов военного назначения.

Как шло производство на самоварных фабриках довоенного времени? Тогда 2/3 работы по производству самоваров делалось кустарями, которые не только обрабатывали самоварный полуфабрикат, но делали для мелких фабрик и готовые самовары, разделяя труд между собою, т. е., если одна группа кустарей обрабатывала полуфабрикат, то другая собирала из него готовые .

Таким образом, в довоенный период, самоварное производство в основном покоилось на кустаре - квартирнике, который эксплуатировался самым широким образом

. В 1956 г. появляются электрические самовары . Их выпускает тульский завод «Штамп». Затем здесь же выпускают самовары, работающие по комбинированному принципу: жаровые и электрические одновременно .

Самовар, ставший символом России, все реже встречается в наших домах и того реже используется. А ведь он собирал вместе за огромным столом наших бабушек и дедушек, мам и пап. Стоявший во главе стола, самовар дарил тепло, в нем томился горячий чай. Не в этом ли уют настоящего дома? Может, когда-либо забыв современные чайники, мы вернемся к самоварам и, как и наши предки, будем коротать зимние и летние вечера вокруг стола за старым добрым самоваром. Время покажет…

Форма самоваров и его устройство.

Видов самоваров насчитывалось огромное количество, каких только форм и размеров их ни выпускали. Однако только фабрика Баташева, продукция которой считалась самой качественной и красивой, изготовляла 54 формы самоваров. Конечно, далеко не все они получили признание.

Наиболее популярными видам самоваров были стандартные формы, такие как самовар-рюмка, самовар-банка . Их конструкция отличалась лаконичностью и изяществом,и к тому же, процесс их производства был предельно прост. Это были недорогие приборы, рассчитанные на массового потребителя. Их внешний вид, несмотря на различную внешнюю отделку, был неизменен на протяжении нескольких десятилетий. Чаще всего их покрывали никелем, а более дорогие варианты расписывались вручную (керамические самовары) и золотились.

Дорожные самовары были тоже востребованы. В отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами. Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. В начале двадцатого века появились новые самовары "Паричко", медные с боковой трубой, со съемным кувшином, самовары на керосине с емкостью для топлива..

Самыми востребованными видами самоваров были :

    Самовар-банка,

    Самовар-рюмка,

    Самовар-ваза,

    Самовар-желудь,

    Самовар-дуля,

    Самовар-репка,

    Самовар-яйцо,

    Самовар-пламя,

    Самовар-кувшин и т. д.

Объем самоваров мог быть различен: от поллитровой чашки до 20-литрового гиганта. В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров :

    Самовары-кофейники,

    Самовары-кухни,

    Статические самовары,

    Дорожные самовары т.д.

В девятнадцатом веке самовар обзавелся модными чайными аксессуарами, такими как бульотка ( небольшая емкость на подставке со спиртовкой для поддержания воды в горячем состоянии).

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из следующих частей:

    Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения.

    Кувшин - внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли.

    Круг - литое кольцо, которое находится на верхней части стенки.

    Шейка - низ самовара.

    Поддон - основание самовара.

    Ручки.

    Репеёк - фигурная пластина, которая прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.

    Ветка - ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений.

    Донышко.

    Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды.

    Подшишки - гвозди для прикрепления деревянных шишек.

    Конфорка - приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой.

    Заглушка - колпачок чтобы закрывать кувшин.

    Решётка - обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения топлива.

Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.


Самовар с топочной трубой

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки .

Семейная традиция чаепития в поэзии и картинах русских художников.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает легкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живет в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой .
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает. Круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай» песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...

По мнению специалистов в области истории и искусствоведения создание древней русской традиции чаепития можно изучить по картинам известных русских художников . Например, в сюжетах картинах художника Кустодиева Б.М. традиция русского чаепития за самоваром встречается очень часто. В основном картины этого художника изображают провинциальную купеческую жизнь жителей России в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Для того, чтобы получить представления о том, как пили чай в купеческих и дворянских семьях, достаточно изучить картины знаменитого художника, такие как «Купчиха за чаем», написанную в 1918 году, «Московский трактир», которая написана в 1916 году, «На террасе» 1926 года написания. Эти картины безупречно отражают национальные традиции чаепития того времени, использующие самовары.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причем ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах русского народа.

3 этап

Заключительный

Цель:

Обобщить полученные детьми знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире самовар объединяет близких людей и является другом семейного очага.

Результат проекта:

1 Презентация проекта для учащихся начальной школы.

2. Выпуск буклета на тему «От сбитенника к самовару»

3. Оформление стенда с работами учащихся.

4. Подведение результатов социологического опроса среди учащихся Комсомольской средней школы на тему: «Жив ли в вашем доме самовар?

Вывод:

Проект «Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Некоторые из них:

Бударникова Виолетта (самовар из пластилина) Урузгалиева София(самовар из гороха)



Бударникова Виолетта (поделка) Ворона Александр(рисунок краска

Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

На протяжении полутора веков самовары были неотъемлемой частью русского быта. Они представляют собой устройство для кипячения воды и приготовления чая. Изначально вода в них нагревалась внутренней топкой, которая представляла собой наполняемую древесными углями высокую трубку. Чуть позже появились керосиновые, электрические и прочие виды самоваров. В настоящее время они практически повсеместно вытеснены чайниками.

Старинные самовары: немного истории

Сегодня эти старинные устройства с изысканным художественным оформлением популярны среди коллекционеров и просто истинных ценителей.

В Россию традиции чаепития, как известно, пришла с Востока, где для приготовления чайных напитков существовала специальная посуда. Но самовар в виде всем нам привычного устройства придумали именно русские мастера.

Точную дату появления таких изделий назвать сложно, но пиком их популярности считается 19-й век. В это время было открыто множество фабрик по всей стране, выпускающих такую продукцию. Но среди них особенно прославились именно мастера Тулы. Такие фабриканты, как Лисицыны, Капырзины, Ломовы, Шемарины, Горнины, Воронцовы, Баташевы, Тейле и многие другие, известны были как в России, так и в Европе.

Первыми производителями самоваров в Туле стали братья Лисицины, которые в конце 18 века открыли самоварное заведение. Их изделия славились своими изысканными формами. Также хорошо известны старинные тульские самовары Ломовых, которые в то время выпускали около 1000 изделий в год.

Как правило, производством продукции занимались всей семьей, и свой опыт и инструменты передавали по наследству. Именно поэтому на одном изделии могло быть несколько клейм мастеров. Тульские самовары изготавливали не только непосредственно в самой Туле, но также и в ее окрестностях, но это не мешало называть все самовары из этих мест тульскими.

Для изготовления изначально использовалась медь (точнее сплав меди с цинком). Но так как было принято эти изделия начищать до блеска, медный самовар очень быстро выходил из строя. Через некоторое время мастера стали использовать латунь и мельхиор.

Виды конструкций

По способу нагрева воды старинные самовары подразделяются на:

  • Жаровые (угольные, дровяные), с которых собственно и начиналась история самоварного дела. Для нагрева воды можно использовать практически любые древесные горючие материалы (уголь, дерево, шишки, и т. д).
  • Электрические. Вода нагревается с помощью нагревательного элемента. Основным достоинством является отсутствие дыма и копоти.
  • Комбинированные, совмещающие в себе два типа нагрева воды - от электричества и от тепла сгорающего топлива.

На рубеже XIX-XX века стали выпускаться новые виды самоваров: керосиновые, изделия «Паричко» и медные приборы Черниковых с боковой трубой.

Также старинные самовары различаются по форме. Самыми дешевыми считаются банки, затем по возрастанию цены рюмка, шар и далее ваза, яйцо.

Объем самоваров

Данные устройства различаются по литражу.

Самые ходовые старинные самовары - угольные от 3 до 7 литров. Изделия менее 3 литров обычно стоят дороже своих больших аналогов, поскольку они сложнее в изготовлении и встречаются реже.

Самовары электрические бывают от 1,5 до 3 л. Большие размеры встречаются довольно редко.

Материал для изготовления

Самовары изготавливаются из разных материалов. Самыми распространенными являются латунные изделия, а также из меди, мельхиора и томпака.

Медные самовары считались праздничными, поэтому они самые дорогие. Сейчас продаются в основном латунные с медным покрытием изделия, но можно найти и старинный медный самовар. В продаже же чаще всего встречаются латунные устройства золотого цвета (выглядят они очень нарядно, но нуждаются в тщательном уходе за своей поверхностью) и латунные с никелированным покрытием (имеют серебристый цвет, выглядят тоже красиво, но не требуют особого ухода).

Широко распространены также латунные самовары с росписью.

Жаровые самовары

С точки зрения антикварной ценности наибольшую привлекательность имеют именно самовары на угле, где основное топливо - уголь. Поскольку что в те времена уголь по карману был далеко не всем, для топки зачастую использовали дрова, которые закладывали во внутреннюю трубу.

В среде антикваров не менее востребованы старинные самовары на дровах. Визуально от угольных аналогов они мало чем отличаются. Но истинные ценители древности их различат мгновенно.

Наибольшую ценность имеют подлинные изделия 17 - начала 19 веков, каждое из которых по-своему уникально и является произведением искусства. Стандартом высочайшего качества старинного самовара считается клеймо мастера.

Достоинства и недостатки дровяных самоваров

Это настоящие старинные самовары, а, значит, можно прикоснуться к настоящей русской традиции чаепития, которой уже почти две сотни лет. Плюс жаровых изделий - нагретая вода в них медленнее остывает.

Среди недостатков можно выделить:

1) Жаровые самовары старинные (цены на них самые разные) нужно нагревать, когда они заполнены полностью водой. Если это правило не соблюдать, они могут распаяться. Поэтому при необходимости в остывшем устройстве подогреть воду нужно обязательно долить жидкость, а уже потом заново разогреть. Однако растопить потухший самовар непросто, поэтому, скорее всего, придется не доливать, а слить воду, убрать старое топливо, налить воду и вновь растопить.

2) Растапливать угольные самовары можно только в открытых помещениях, либо трубу вставлять в специальную вытяжку.

3) Жаровые самовары гораздо дороже подобных электрических.

Электрические самовары

Эти изделия пришли на смену жаровым аналогам уже в эпоху развитого социализма. По своей конструкции они устроены гораздо проще и не имеют традиционной изысканности форм и элементов. Именно поэтому самовары электрические обладают наименьшей коллекционной ценностью.

Достоинства и недостатки электрических самоваров

Электрические варианты удобнее разогревать, причем при любом объеме воды (лишь бы был покрыт ТЭН). Они могут использоваться в закрытых помещениях. У большей части электросамоваров имеется термовыключатель.

Главным минусом электрического самовара является то, что это не самовар, а, скорее, электрочайник нестандартной формы. Здесь нельзя почувствовать запах шишек или яблоневых веточек. После нагревания он быстрее жарового остынет, поскольку внутри него нет медленно остывающих углей. Им нельзя пользоваться на природе, так как там нет электричества.

Комбинированные старинные самовары

Поскольку прогресс не стоит на месте, покупка самовара комбинированного будет очень удачным приобретением, объединяющим достоинства жаровых и электрических собратьев. Растопить такое устройство можно дровами, а когда остынет вода, подогреть ее электричеством. Использовать его можно как на природе, так и в помещении.

Единственный минус комбинированных самоваров - их стоимость, которая выше и дровяного, и электрического варианта подобного объема и формы.

Сколько стоит старинный самовар?

Желающие иметь у себя в доме старинный самовар без особых проблем могут его приобрести на антикварном рынке, который очень успешно снабжает всех желающих такими изделиями, которые отличаются внешним видом, качеством, художественными достоинствами, временем изготовления, объемом и ценой. Простым покупателям, в отличие от коллекционеров, разобраться во всех тонкостях довольно сложно, хотя порой даже коллекционеры не знают, как оценить то или иное изделие. Ведь, например, только одна тульская фабрика В. С. Баташева изготавливала более 50 форм и размеров различных самоваров, а если учесть еще и других производителей, то не так-то уж просто становится определить цену этого популярного товара.

Как мы уже сказали, стоимость старинных самоваров может быть самой разной, что зависит от множества факторов. И в первую очередь здесь важен именно возраст изделия (чем оно старше, тем ценнее). К примеру, устройство, которое выпущено в царские времена, в несколько раз ценится дороже, чем советские аналоги.

Немаловажное значение также имеет уникальность самовара. Эксклюзивные вещи, ручная работа всегда оценивались достаточно высоко, а если еще и возраст изделия солидный, то это, без сомнения, антиквариат. Это же можно сказать и о форме.

Еще одним критерием, влияющим на цену самовара, является известность фабрики-производителя, наличие штампа изготовителя либо клейма фабриканта. Так, например, самовар старинный с медалями стоит гораздо дороже. Кроме того, важна сохранность и художественная ценность декоративных элементов.

Все самовары условно можно разделить на 3 категории:

  1. Самовары старинные (цены на них самые разные). Изготовлены они, как правило, на самом высоком художественном уровне и выполнены из дорогого материала. На антикварный рынок такие экземпляры попадают нечасто, и стоимость здесь определяет, как правило, продавец. Покупателю остается либо приобретать за эту цену, либо же искать по другой цене. Стоимость такого товара доходит до нескольких десятков тысяч долларов.
  2. К этой категории относятся изделия, которые имеют хорошую художественную проработку, нестандартную форму, покрыты серебром. Таких самоваров на рынке гораздо больше, поэтому продавец с покупателем могут договориться в цене. Диапазон цен колеблется в пределах 10 тыс. долларов.
  3. В эту категорию входят массово выпускаемые изделия, обыкновенные и чисто функциональные. Цену на такой товар предлагает, как правило, покупатель. Стоить такие самовары могут приблизительно 500 долларов.