Готовим в мультиварке

Блж. Феодорит Кирский. Помочь тем, кому помогать не торопятся

Блж. Феодорит Кирский. Помочь тем, кому помогать не торопятся

Крымский поселок Новый Свет хранит традиции отечественного виноделия, заложенные князем Львом Голицыным, и чтит память о святом Царе Страстотерпце Николае II .

И снова Крым! Бархатное море с роскошными пляжами. Лиловые силуэты гор, сливающиеся с морской гладью. Ротозеи-чайки с розовыми клювами. Новый аэропорт Симферополя, Крымский мост с его автострадой. Святитель Лука, подлинный Хозяин этих мест, встречающий в своем храме паломников «при полном параде» - даже и в красивых тапочках, кажущихся чем-то почти волшебным. Мелькающая за окном машины надпись: поселок Кара-Су , со вторым, более привычным для нас названием Карасёвка

Который уже год я с семьей провожу часть отпуска в этих таких радостных крымских декорациях. Как только Крым стал «нашим» (хотя и всегда ведь был таким), за границу я ни ногой. Ближе к отпуску жадно шарим мы всей семьей взглядами по карте Крыма, ищем на ней подходящий уголок для гостей с севера. Но сколько ни шарь взглядом, ничего лучше поселка Новый Свет, что около шумного Судака, все равно не найти. Не первый раз уже здесь я, - согласно пословице: от добра добра не ищут.

В поселке живем мы на улице Льва Голицына. Да здесь и на каждом шагу разбросаны следы присутствия этого немолодого, величавого человека. Его строгий силуэт встречается всюду. Иногда он глядит на нас с макушки горы Орел (там, говорят, у него была смотровая площадка). Порой его встречают туристы на Голицынской тропе. А кто-то с ним, говорят, невзначай столкнулся буквально нос к носу – в Шаляпинском гроте... Он тут за главного до сих пор. Но именно «за » главного – потому что на самом деле главным тут не он. Не зря же в 1912 году все свое имение с заводом шампанских вин, виноградниками и заполненными до отказа винными складами рачительный хозяин князь Лев Сергеевич Голицын скрепя сердце отписал Святому Царю – в надежде, что тот не только по-царски щедро расплатится с его, Голицына, многочисленными кредиторами, но и сохранит его любимое детище – виноделие в этих местах. С того дня, как они встретились на берегу синего моря, и Голицын вручил Царю символический ключ от кладовых с вином, имение это стало называться Судакским винодельческим поместьем Двора Его Величества. А Голицын остался тут же на скромных правах управляющего царским имением. Пожертвовать на этом пути пришлось ему многим. Даже название поселка пришлось изменить. Из Парадиза (по-латински это означает Рай – так в старину еще бухту эту красивейшую назвали вездесущие генуэзцы!) стал поселок называться Новый Свет. Просто когда в апреле 1912-го Царь Николай уже чуточку «под шафе» вышел нетвердой походкой из безконечных винных лабиринтов князя Голицына, продегустировав шампанские вина, он и произнес, загадочно улыбаясь своей неподражаемой царской улыбкой: «Теперь я всё вижу в Новом Свете!» Так и назвали поселок - Новый Свет . Но это, можно сказать, псевдоним рая. Ведь новый свет – это уже иной некий свет, высший, нездешний… А то место в Голубой бухте, в трех километрах от райского поселка, где причалила тогда царская яхта «Штандарт», до сих пор называют Царским пляжем … И кто побывает в этих местах, обязательно посетите и Царский пляж. Место благодатнейшее. Поистине царское.

Отпуск отпуском, но 1 августа для меня все равно ведь особый день. Праздник Преподобного Серафима Саровского. И мой день рождения. Где в этот раз настигнет меня такая дата? Укрыться, спрятаться от нее все равно не получится. Ну так хоть встретить ее достойно… С кем буду праздновать очередную годовщину своего появления на свет? Это, наверное, хоть немного волнует каждого. Я – не исключение. И зная это, жена Людмила заранее придумала мне развлечение на этот день. Хотела отправиться вместе со мной на морскую прогулку до Коктебеля. Я не был сильно против. Почему бы и нет? Но море штормило, и поездку пришлось отменить. Теперь вот сиди и жди у моря погоды… Занятие, я вам доложу, скучное и малоперспективное, особенно если в твой день! 53-й уже по счету… И вот, чтобы я не скучал в день рождения, Людмила с дочерью Анной придумали мне другой маршрут. В этот день как раз в музее виноделия имени Льва Голицына в поселке нашем Новый Свет проходила экскурсия с дегустацией шампанских вин. Лучшего времени для такого маршрута не сыщешь! Сказано - сделано: идем дегустировать. В отпуске, да еще в день рождения, да еще в царских кладовых – ну как тут не продегустировать-то?! Самые строгие ревнители трезвости меня за это вряд ли так уж строго осудят. Тем более, что шампанские вина – особые, легкие (здесь они от десяти до тринадцати градусов) и ими сильно-то и не напьешься. Но чтобы увидеть жизнь, себя и всё вокруг в новом свете – как раз достанет. К тому же в Библии сказано: «И вино веселит сердце человека». А с Библией не поспоришь. Ну и еще: этот сорт вин во Франции придумали в XVII веке в монастыре под Шампанью. Да, католики, но все же ведь не из «мира» пришел к нам этот необычный игристый напиток. Из монастырских же, все-таки, стен…

Заходим в большой голицынский дом, почти что дворец, на самой окраине винного поселка, у подъема на гору Орел. Симпатичная молодая женщина экскурсовод, так похожая по тембру на предмет своей экскурсии, игристо, легко и радостно щебечет нам о хозяине этих строгих зал. О премудрости изготовления шампанских вин, - то ли выдает какие секреты, то ли заинтересовывает перед дегустацией, так что всем и без вина делается на сердце радостно и светло…

…Лев Сергеевич Голицын работал вначале в Массандре, по приглашению Императорского удельного ведомства виноградарства в Крыму. Но ни одной копейки из своей зарплаты он на себя не потратил, все деньги относил в банк, и из банка этого брал деньги только на стипендии лучшим виноградарям. Поддерживал тех из молодых, кто проявил себя в виноградарстве и виноделии. Лучших из них направлял на учебу заграницу...

Потом решился он сам стать первым российским изготовителем шампанских вин. Дело оказалось отнюдь не из легких! «В этом имении зарыто сразу три голицынских состояния, - щебечет нам молодая сотрудница-экскурсовод. – Им были здесь потрачены свои деньги, а также деньги первой жены, дочери Креченского генерал-губернатора. Потом сюда же пошли немалые средства второй его супруги, из знатного рода Орловых-Денисовых, Марии Михайловны Голицыной. Но и этого не хватило! Пришлось всё имение вместе с долгами передать Царю…»

Да, с трудом, с потом, с жертвами появлялось на свет русское шампанское! Саженцы винограда закупались тогда в Европе. Пришлось еще прорывать огромный, на семь километров (!) тоннель под горой Орел, чтобы складировать тысячи и тысячи бутылок с шампанским! (К слову, тот спуск к морю, возле которого находится наше временное пристанище в Крыму, так и назван Миллионником . Там под землей прорыт склад ровно на миллион бутылей!..) Так что не удивительно, что к концу жизни Голицын обанкротился. «Красиво жить» в России всегда получалось со скрипом. Шампанское – это ведь не стратегическое какое-нибудь предприятие. Но и без него ведь вкус жизни окажется совсем не тот… А свое дело Голицын любил больше всего на свете! И не особо печалился, когда его имя убрали с этикеток и заменили на царский вензель. «Поручик Голицын, несите бокалы!» - в той «белогвардейской» стилизованной песенке отразилась, как ни странно, реальная судьба князя Голицына. Он и правда своим трудом, старанием, жертвами сумел-таки принести, условно говоря, бокалы с шампанским - для всех россиян!



Образцы продукции завода "Новый Свет".

Как рассказали нам во время экскурсии, все лучшие традиции, заложенные князем Голицыным, на заводе шампанских вин «Новый свет» бережно соблюдаются. Только виноград привозят уже не из-за границы. Обходятся своим, тоже крымским, из-под Бахчисарая и Севастополя. Там и почва удобнее, и климат несколько отличается от здешнего. Шампанское изготавливают сегодня из винограда сортов шардоне, алиготе и рислинг. Предприятие выпускает сейчас 2 млн бутылок в год, много это или мало? Звучит-то цифра, конечно, внушительно. Но шампанское с этикеткой «Новый Светъ» не купишь, например, у нас в Самаре, да и в других крупных городах. Только в Крыму оно в свободном доступе. Так что предприятию есть куда расти. Хотя это и не просто сделать. Ведь 80 процентов технологических процессов здесь, на шампанском производстве – это ручной труд. Кто-нибудь усмехнется: до сих пор как при князе Голицыне шампанское «ваяют»… И будет неправ. Тут ручной труд оправдан, виноделие можно же приравнять к искусству, и без заботливых рук сразу же пострадает качество вина. Можно (и не сложно даже) все и здесь механизировать, как это пытаются сейчас сделать на родине шампанских вин, во Франции. Но знатоки вина сразу же, что называется, почувствуют разницу. Вот почему шампанское «Новый свет», изготавливаемое по «дедовским» технологиям, до сих пор пользуется таким спросом!

…Вот приехало вино к нам на завод, но мы только через год приступаем к тиражу – разливаем его в шампанские бутылки (это продолжается наша экскурсия). Используется бутылка всего один раз – ведь давление в бутылке от углекислого газа в процессе брожения доходит до 8 атмосфер! – это очень сильное давление. Нередко бывают разрывы бутылок. Но сейчас качество бутылок хорошее, и разрываются бутылки с вином гораздо реже.

Бутылка с шампанским сохраняется три года в наших тоннелях, которые уходят в глубь горы Орел. Некоторые бутылки выдерживаются полтора года, но то вино, которое выдерживается от трех лет и выше – это классическая технология, которой мы и придерживаемся. За это время полностью завершается процесс брожения, и вино становится игристым, в нем появляются красивые пузырьки. Остается только осадочек удалить: для этого бутылку из горизонтального положения в несколько присестов ставят горлышком вниз, и наши женщины-ремиоры поворачивают за смену от 40 и до 60 тысяч (!) бутылок, по часовой стрелке - на одну восьмую, на одну четвертую и на одну вторую. В Европе все давно автоматизировано, но мы считаем здесь, в виноделии, ручной труд более качественным. Дрожжевой осадочек при переворачивании бутылки опускается к пробке. Потом бутылку опускают в ледяную воду, окунают в рассольную ванну, и осадок примерзает к пробке. Пробка вылетает и заменяется на другую. Всё! Шампанское готово! Можно дегустировать.

Пока туристы рассаживаются за столами, позволю себе маленькое «шампанское» отступление. Ни вокруг какого либо другого сорта вина не накручено так много мифов и преданий, как возле шампанского! «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!» - все это знают. «Победители заслуживают его, побежденные нуждаются в нем» (Наполеон о шампанском). «Шипенье пенистых бокалов…» (Пушкин). «Ананасы в шампанском» (И. Северянин). Это самое «символическое» из вин, а не просто напиток слабого алкогольного действия с пузырьками, это целый ритуал, набор символических действий, ведь без шампанского просто невозможно представить себе некие события в жизни людей! Спускают на воду теплоход – и бутылку непременно шампанского разбивают о борт… А свадьба? Какая же свадьба без шампанского! День рождения, Новый год, юбилей… Всюду достается из холодильника вино именно этой марки. Почему? А кто ж его знает! Наверное, есть в нем что-то такое, что заставляет европейскую часть человечества столько уже лет проживать свою историю, отмечая все радостные события на своем пути «стрелянием» пробок из шампанских бутылок…

Когда в 1814 году русские гусары с боями вошли во Францию, дошли до Шампани и добрались-таки до вместительных подвалов вдовы Клико, то ее работники с ужасом в глазах прибежали к ней и, перебивая один другого, стали кричать, что все пропало и вот, теперь гусары выпьют все ее вино, разграбят все запасы, но мудрая женщина и бровью не повела. «Сейчас – пьют и грабят, а завтра придут за новыми бутылками! И будут счастливы за них заплатить достойную цену», - гениально-просто сказала она. И не ошиблась ни разу. Царский двор с той поры стал постоянным заказчиком именно этого сорта вин - до тех самых пор, пока Лев Голицын не преподнес Царю коронационное вино уже нашей, русской марки… А бравые наши гусары с той поры уже и не мыслили своих шумных пирушек без бутылок от вдовы Клико. Так что в проигрыше она не осталась.

…В центре дегустационного зала – памятник Царю Николаю и Льву Голицыну – двум владельцам этих винных покоев. По стенам стоят безконечными рядами бутылки с шампанским. Садись и пей, сколько осилишь… За длинными столами усаживаются гости. И начинается «матчасть». На столах появляются фужеры с шампанским, а всё та же «игристая» экскурсовод учит нас правильно выбирать шампанские вина, правильно их подавать (к легким закускам, к рыбе, и ни в коем случае не к мясу). Советует, чтобы шампанское вино подавалось к столу всегда охлажденным. Пробуем, радуемся. Дочь, хотя уже и совершеннолетняя давно, норовит мне отлить из своего фужера, распробовала немного - и довольно с нее. Справа от меня сидит женщина из Новокузнецка. У нее почему-то печальные глаза (наверное, потому что одна). Зовут Татьяной. Она хочет пригубить шампанское вместе с нами, знакомится с моей женой и дочерью. Пьем вино, разговариваем. Обстановка способствует легкой и приятной беседе. Глаза и у Татьяны постепенно оттаивают, веселеют. Ей завтра уезжать в холодный сибирский город, и хочется увезти отсюда вкус игристого легкого вина. Меняются фужеры, меняется и вкус в бокалах. От сухого с кислинкой до ароматно-сладкого… Даже цвет шампанского меняется от светло-прозрачного к малиновому. Но ощущение праздника устойчиво держится на протяжении всего времени экскурсии и дегустации. И дело не только в вине. Большим, знать, молитвенником был Лев Голицын! И столько оставил после себя людям радости. Слился с этим берегом, с этими скалами. С этим прекрасным вином… Стал частью крымского пейзажа. И его мудрость, его внутренний тихий свет как-то отразился на всем поселке. Голицын преподнес нам свой княжеский урок : любить дело больше своих амбиций. Не жалеть средств на то дело, которому служишь. И жить там, где делается твое дело.

Князь Голицын умер в 1915-м году, накануне кровавого большевистского безпредела. Он, к счастью, не увидел того, как пьяные красноармейцы грабят его винные склады. Как разбивают о скалы то, что уже просто не в силах были влить в свои алчные глотки… Как стреляют из револьверов в подбрасываемые бутылки. Как со смехом поят шампанским одичавших крымских кошек и собак - и те потом шарахаются, точно пьяные люди, по опустевшему перепуганному поселку… Он этого всего не увидел. Но, может, откуда-то сверху, из-за облаков, откуда и высоченная гора Орел кажется лишь кочкой, он все это видел и ужасался… Просил Бога об этих местах… Может, и Святой Царь Николай вместе с ним молился о Новом Свете… А может ведь статься и такое! – во время спуска в страшный Ипатьевский подвал в ту самую ночь, вдруг да припомнилось ему во утешение шампанскиие подземные лабиринты князя Голицына… Как знать… Ведь Новый Свет был уже для него совсем близко.

И вот в конце 1920-х годов, - не знаю уж почему, может, услышал Бог молитвы князя Голицына! - но в эти края нагрянул известный нарком Микоян. И ужаснулся увиденному разгрому. Сказал, что и новой власти нужны хорошие вина. Приказал восстановить виноделие в Новом Свете. Медленно, нехотя начало здесь восстанавливаться производство. Завод заработал только в середине тридцатых годов. А во время немецко-фашистской оккупации Крыма здесь гитлеровцы с немецкой аккуратностью наладили уже свое производство шампанских вин - для вермахтовских свирепых полчищ. Тех жителей Нового Света, местных виноделов, кто отказался работать на фашистов - всех их расстреляли фашисты. В память о погибших жителях поселка установлена стела в центре поселка, недалеко от памятника Царю Никола и Льву Голицыну. Рядом с прекрасным храмом в честь Святителя Луки Крымского.

Существует предание: когда в Победные дни 45-го года Сталин поднял бокал и произнес тост за русского солдата, в его бокале плескалось душистое вино из Нового Света!.. Царское, между прочим, вино. Что все-таки символично.

Заканчивается экскурсия по музею. Экскурсовод говорит нам о том, что совсем недавно это необычное предприятие с такой непростой судьбой из государственного стало акционерным обществом, теперь это частный бизнес (как в лучшие времена князя Голицына). «И мы надеемся, - сказала женщина-экскурсовод, - что теперь произойдет модернизация производства при сохранении качества. И шампанским этой марки смогут наслаждаться не только в Крыму, но и от Камчатки до Калининграда».

А от себя добавлю, что структура банка «Россия», основным владельцем которого является Юрий Ковальчук, в прошлом году приобрела на торгах 100% акций крымского завода шампанских вин «Новый свет». Его цена составила 1,55 млрд рублей. После присоединения Крыма к России предприятие находилось в собственности республиканской администрации. В пресс-службе минимущества Крыма рассказали, что Минсельхоз и Минэкономики Крыма подготовили обоснование приватизации завода шампанских вин. Согласно ему, уровень износа основных средств предприятия составлял 60%, а для повышения его конкурентоспособности и расширения рынков сбыта «требуются значительные инвестиции». За счет государства полномасштабная технологическая модернизации завода произведены быть не может. Так что из, условно говоря, «царской» собственности завод вновь перешел в частные руки. И хорошо, что держатели акций завода шампанских вин «Новый свет» находятся в России. А то в прошлом году в поселке поговаривали, что некая голландская фирма интересуется наследием Льва Голицына.

Нашла счастливое завершение и «голицинская» линия в Новом Свете. Уже в наше время, в 1999 году, приехала в эти места по приглашению поселкового совета единственная прямая наследница князя Голицына, его правнучка Татьяна Александровна Глонти. Ее с честью приняли и приветили на бывшем заводе ее именитого предка, обезпечили одинокой пожилой женщине достойную старость. В 2004 году она умерла и была похоронена здесь же, на кладбище поселка Новый Свет, рядом с домом князя Голицына, ее прадеда.

…Шел домой я «веселыми ногами», знал ведь, знал же я, что в холодильнике ждет нас припасенная бутылочка вина с этикеткой «Новый Светъ». День рождения удался, что и говорить, на славу. Вот бы и жизнь вся оставшаяся удалась мне так же, как этот чудный день в гостях у князя Голицына. В гостях у святого Царя Николая!

«Победители заслуживают его. Побежденные нуждаются в нем».

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит

Хлеб сердце человека укрепит , пророчествовал пророк о некоем чудном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое.

Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни (Ин. 6.48; . Этот хлеб - Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6.51-56)

Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития. Действие вещественных хлеба и вина служит образом действия тела и крови Христовых. Действие вещественных хлеба и вина - вещественно. Хлебом поддерживаются и укрепляются силы тела; вино, действуя на кровь, возбуждает в ней деятельность, содействует хлебу в питании и укреплении тела. Тело, лишенное вещественной пищи, должно по необходимости соделаться жертвою смерти. Духовный хлеб - тело Христово - укрепляет сердце человека, укрепляет все существо его, укрепляет волю, укрепляет ум, доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, естественные свойства человеков освобождает от недугов, которыми оно заразилось при падении, которые называются страстями, то есть страданиями, болезнями. Духовное питание содействует духовной пище. Оно сообщает душе качество свойств Христовых.

Аскетическая проповедь.

Прп. Исаак Сирин

Любви достаточно к тому, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот вино , веселящее сердце человека . Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные - и устыдились; испили грешники - и забыли пути преткновений; испили пьяницы - и стали постниками; испили богатые - и возжелали нищеты; испили убогие - и обогатились надеждою; испили больные - и стали сильны; испили невежды - и умудрились.

Слово 83.

Прп. Варсонофий Великий

<…> какими устами можем возблагодарить Того, Который сперва создал нас, потом даровал нам помощь на сопротивного, - сердечный разум, телесное здравие, свет очей, дыхание жизни и, что всего важнее, (даровал нам) покаяние, и Тело и Кровь Свою во оставление грехов и к утверждению сердца? Ибо (говорит Писание) хлеб сердце человека укрепит . И если кто думает, что это сказано о чувственном хлебе, то как же Сам Дух говорит, что не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4) ?

Руководство к духовной жизни. Вопрос 401.

Прп. Исидор Пелусиот

Вино веселит сердите человека , употребляемое умеренно в потребность телу. Употребляемое же сверх потребности называется блудным, укоризненным и непотребным. Ибо невинно вино, укоризненно же пиянство (Прит.20:1) ; и не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:18) , - говорит Божественное Писание. Да и сама природа, возмущаемая неумеренностью, делается учительницею доброго поведения.

Письма. Книга I.

Блж. Феодорит Кирский

«И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит». Но яснее перевел Симмах : прозябая траву скотам и злак на службу человекам, чтобы из земли произрастала пища, вино веселило сердце человека, сияло лице от елея, и хлеб укреплял сердце человека. Бог всяческих, говорит Пророк, непрестанно подает земле дождь для того, чтобы прозябали всякаго рода плоды, чтобы хлебом укреплялось и питалось естество человеческое, а вино увеселяло и доставляло большую приятность жизни, елей же не только употребляем был внутренно в пищу, но и отвне сообщал телам светлость.

Евфимий Зигабен

И вино веселит сердце человека.

И вино, говорит, веселит сердце человека, успокаивая, питая, согревая и производя в нем удовольствие и радость. И вино есть также плод земли; так как из земли произрастает виноградная лоза, а из плодов ее делается вино.

Слова божественного Кирилла : Естественное и трезвое и необходимое для жаждущих питие есть вода. А вино-полезно. И весьма хорошо смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными. Посему хорошо сказано: в радость для души и веселие сердца вино создано в начале, когда испивается во время в довольном количестве, а в горечь для души вино, испиваемое много во время раздражения и несчастия (Сир. 31,33) . Златоуста : Не сказал: питает тело, хотя и это оно производит; но, показывая сугубое действие его, говорит: веселит сердце. Исидора : Вино бывает врачевством и некоторым утешением, когда употребляется умеренно, и соразмерно нужде телесной, и будучи принято без нужды получает название блудного, обидливого и необузданного. Ибо необузданно вино и обидливо пьянство (Притч. 20,1) . Посему когда ты выйдешь из границ и выпьешь не в меру, оно делается для тебя ядом. Исихия : Очевидно говорит о таинственном вине; почему оно и не веселит тела, а сердце, ибо доставляет прощение грехов (т. е. простительных); чем особенно веселится сердце людей.

(Дабы) умастити лице елеем.

Земля, говорит, насыщается дождем, чтобы напаялись им маслины, и чтоб из маслин произвести елей, умягчающий и делающий блестящим сделавшееся жестким лице человека, употребляющего его в пищу, или в помазание себя.

И хлеб сердце человека укрепит.

Вино доставляет сердцу человека веселие и радость; а хлеб укрепляет его во время измождения его от трудов и голода. И хлеб также есть плод земли; потому что Бог, как творец всех тварей, промышляет о всех и бессловесных и словесных, и одушевленных и бездушных. Посему Он насыщает землю дождем, дабы утучнившись и укрепившись оным, могла произвести нужное для всех животных пропитание.

Златоуста : Сперва вспомянуты те вещи, которые более служат к поддержанию жизни нашей, и которые, снабжая человека своими плодами, приготовляют для него богатый стол: хлеб доставляет жизнь, вместе с сим вино подает утешение в печали, елей поддерживает здоровье и подкрепляет силы, когда употребляем его для помазания. Слова Евсевия : Лице внутреннего человека делается миловидным и просветляется питательным для божественного света и уничтожающим душевные болезни и изнеможения елеем, умственно только различающимся от изъясненного вина. Ибо Слово Божие есть как виноградная лоза, так и маслина: Я, говорит, как маслина плодоносная в дому Божием и учение Его в различных отношениях есть и вино и масло и хлеб. Исихия : Дарованием подаваемого Духа, так как Им просветляются лица верующих, и плод Духа есть любовь, радость, как и Павел говорит. А таинственный хлеб укрепляет сердце, подавая ему уверенность, что и мы делаемся Христовым телом чрез приобщение таинственного Хлеба.

В предыдущем номере «РОГ» мы поделились секретами приготовления в домашних условиях настоек и наливок из природных компонентов. Сегодня рассказываем о приготовлении вин.

Из широкого ассортимента алкогольной продукции хорошее вино заслуживает самого пристального внимания. Оно приятно на вкус, в разумных дозах веселит душу, греет сердце. Приглашая женщину в ресторан, мужчина заказывает, конечно же, вино. Вино — универсальный продукт практически для любой нормальной компании.

У многих народов есть веками сложившаяся традиция не садиться за стол без легкого вина. И процент пьяниц и алкоголиков у них наименьший на планете. Вот бы нам перенять их традиции!

Производство вина — самый сложный и трудоемкий процесс в сравнении с другими спиртными напитками. В домашних условиях, когда все контролируется на глаз и вкус, очень важен опыт, приходящий с годами. Чтобы не было осечек в этом сложном деле, требуется строго соблюдать ряд правил. Используемые ягоды должны быть полностью созревшими, без признаков плесени. Их нельзя мыть.

В последнее время в печатных изданиях появилось много рецептов приготовления различных вин, когда ягоды в течение месяца-двух участвуют в процессе брожения, что чревато самыми печальными последствиями. Если в сусле (винном сырье) присутствуют семечки, косточки, то в результате спиртового брожения может образоваться синильная кислота — очень сильный яд. Для производства вина в домашних условиях нужны сахар, вода, лучше родниковая или кипяченая остуженная, эмалированные кастрюли на 2, 3, 4 ведра в зависимости от количества ягод, стеклянные 10- или 20-литровые бутыли и, конечно же, сами ягоды.

В средней полосе России можно изготовить вино первого класса из вишни, черной смородины и винограда. Вино первого класса с годами становится только лучше. Однажды мы открыли бутылку черносмородинового вина десятилетней выдержки. Его вкус, аромат были настолько восхитительны, что мы решили не выпивать сразу (хотя нас было трое), а растянуть удовольствие на несколько дней. А вот, к примеру, яблочное вино нужно употребить в течение года после изготовления, иначе оно может испортиться. Впрочем, качество яблочного вина можно улучшить, о чем будет сказано ниже.

С рецепта какого вина начать? Наверное, с черносмородинового: ягоды смородины созревают первыми. Как раз сейчас, в середине июля, самое время!

На 20-литровую бутыль потребуется 12-литровое ведро ягод и 4-5 кг сахара, а возможно, чуть больше, в зависимости от содержания сахара в ягодах. Причем желательно, чтобы первая половина ягод была высокоурожайных сортов, а вторая — старых, средних по размеру. Почему?

Если раскусить крупную ягоду, то ее содержимое будет имеет бледный цвет, а у мелкой ягоды внутренность темная. Таким будет и вино: либо светлым, либо темным. Конечно, наилучший вариант — использовать мелкие ягоды, вино из которых имеет темный насыщенный цвет и восхитительный аромат. Но садоводы сейчас выращивают в основном высокоурожайные сорта, их крупные грозди смотрятся так восхитительно. Да и собирать их быстрее. Поэтому остановимся хотя бы на половине.

Фото Matt. Create./FLICKR.COM

Измельчаем ягоды с помощью мясорубки либо другим способом. Полученную массу выкладываем в эмалированную кастрюлю, выливаем ведро воды, размешиваем и ставим в теплое место на трое суток, регулярно помешивая (не менее трех-четырех раз в день, иначе на поверхности появится плесень).

За три дня масса забродит, после чего с помощью дуршлага отжимаем ее через двойной слой марли и полученный сок выливаем в бутыль. Добавляем пару килограммов сахара, размешиваем, закрываем бутыль резиновой перчаткой и ставим в темное место либо накрываем темной плотной тканью. Температура воздуха должна быть около 20 градусов.

Визуально определяем количество жидкости, не хватающей до «плечиков» бутыли, заливаем такой объем воды в отжимки, добавляем 300 г сахара, размешиваем и оставляем на двое-трое суток при регулярном помешивании. После указанного срока отжимаем, полученную жидкость выливаем в бутыль.

Через неделю-полторы добавляем еще 2 килограмма сахара, для чего отливаем часть жидкости в отдельную емкость, там и размешиваем.

Через месяц от начала брожения пробуем вино на вкус. Если оно кисло-горькое, то добавляем полкило сахара. Допустим, ягоды оказались кисловатыми, процесс брожения не закончился, тогда этот сахар перебродит за несколько дней. Вновь пробуем вино на вкус и по необходимости добавляем еще полкило сахара. Не исключено, что через неделю эту операцию придется повторить, а возможно, и дважды, только сахара следует брать поменьше.

Готовое вино имеет крепость 14-16 % спирта и чуть сладковато на вкус. А крепче при естественном брожении не бывает, так как при такой концентрации спирта дрожжевые бактерии гибнут. Поэтому, если изначально всыпать сахара больше необходимого, он может весь не перебродить, и вино окажется чересчур сладким.

Месяца через два от начала брожения его аккуратно, чтобы не взболтать осадок, через трубочку, сливаем в другую бутыль (в течение двух месяцев делаем это дважды, параллельно проверяя вино на содержание сахара). После этого разливаем вино в бутылки и укладываем их (лежа) в подвал на хранение при температуре 4-6 градусов.

ОТ РЕДАКЦИИ

В 1897 году в Тульской губернии вышла любопытная книжка с рецептами по изготовлению плодово-ягодных вин, расчитанная на крестьян и мещан. Так земские власти старались привить населению привычку употреблять слабые спиртные напитки.

    Ср. Много есть у меня Для пиров серебра, Для бесед красных слов, Для веселья вина. Кольцов. Песня. Ср. Я до отставки не пивал: Спросите, скажет весь квартал. Теперь же с горя как напьюся, То будто бы развеселюся. А.Е. Измайлов. Пьяница. Ср. Вино… …

    Ср. (cor, cordis?) грудное черево, принимающее в себя кровь из всего тела, очищающее ее чрез легкие и рассылающее обновленную кровь по всем частям, для питания, для обращения ее в плоть. Сердце, у человека, полая, сильная мышца, разгороженная… … Толковый словарь Даля

    Веселье Руси пить. Ср. Водка для нашего брата пользительна... И сколько ей однихъ названій: и соколикъ, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и съ дорожки, и посошо̀къ, и сиволдай, и сиводрала... Стало быть, разлюбезное дѣло эта… …

    οίνος - ο вино, используемое для совершения таинства Божественной Евхаристии, см. примечание 1 ΦΡ. οίνος ευφραίνει καρδίαν ανθρώπου (Ψαλμ. 103, 15) вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15) Этим. Происхождение слова не известно. Однако корень οιν в… … Η εκκλησία λεξικό (Церковный словарь Назаренко)

    Я до отставки не пивал: Спросите, скажет весь квартал. Теперь же с горя как напьюся, То будто бы развеселюся. А.Е. Измайлов. Пьяница. См. вино веселит сердце человека … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - (иноск.) не замѣчать (какъ бы не зная о существованіи чего), пренебрегать. Ср. Я противъ пьянства, но все же скажу, что водка большое подспорье. Бываютъ такія минуты и мгновенья въ жизни, что только въ ней и найдешь спасенье... Вотъ теперь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

    Содержание 1 Понятие трезвости в Христианстве 2 Трезвость в библейской традиции … Википедия

    В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия

    ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I - [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия

«Вино веселит сердце человека» (Пс.103:15)

Православные (и другие христиане) хватаются за эту фразу псалмопевца царя Давида, как за спасительную соломинку. На мои слова, что выпивка ничего нам не дает, нападают, говорят, что я кощунствую. Но я всё равно размышляю о том, что же веселит вино? Сердце? Интересное мнение я прочел недавно. Говорит настоятель храма архангела Михаила в г. Талдом (Московская область): «Признав, что именно алкоголь веселит сердце человека, мы должны будет признать то, что водка тоже веселит сердце человека, что и любой другой наркотик веселит сердце человека. Но мы категорически против такого понимания свойств алкоголя. Человек, не имеющий алкогольной психологической установки, никогда не получит ощущения радости и удовольствия от даже легкого опьянения. Мы не можем согласиться и с тем, что веселие сердца, о котором говорит псалмопевец, заключается в опьянении, пусть даже легком. Само по себе опьянение выражается прежде всего:

В нарушении координации движений,
- в замедлении реакции на внешние воздействия,
- в притуплении чувств,
- в потери остроты ума,
- в неспособности концентрироваться при напряженной работе.

Все эти изменения в человеке являются признаками отравления и сами по себе никак не могут вызывать радости. Только желание человека пребывать в таком расслабленном, расстроенном и одурманенном состоянии может принести человеку чувство некой удовлетворенности. Но это чувство нельзя назвать веселием сердца.»

Я скорее соглашусь с батюшкой. Действительно, какое уж там «веселие» в потере остроты ума и в замедлении реакции? Моя мама, вообще непьющий человек, всегда удивляется: «Почему людям обязательно надо выпить для того, чтобы почувствовать радость?»

Это только детки без вина на своих праздниках резвятся и носятся радостные, задорные. А нам, взрослым (я и о себе говорю тоже - коньячку тяпнуть не дурак), уже надо для радости и задора стаканчик-другой пропустить. Иначе праздник не праздник.

Вот что пишет по поводу детей автор книги «Легкий способ бросить пить»: «В раннем детстве ребенок обычно испытывает больше стрессов, чем в подростковом возрасте. Но мы переживаем этот период, не испытывая потребности в каком‑либо допинге. Понаблюдайте за детьми на дне рождения. В начале праздника маленькие гости держатся застенчиво и скованно. Но уже через полчаса они визжат от удовольствия. Они находятся наверху блаженства, и для этого им не нужен алкоголь, никотин или другие наркотики. Это настоящая радость - просто ощущать восторг от жизни. Вряд ли найдется много удовольствий, которые приносят больше радости, чем смех других людей - младенцев, детей или взрослых. Смех очень заразителен.»

Но отчего, отчего дети могут расслабляться, общаться, веселиться и радоваться без вина, их сердцам не нужно вино, чтобы они были веселы, а нам, взрослым, никак без стаканчика, не оживить своё сердце?

Знаете, почему так? Потому что мы, взрослые - хранилище шаблонов, предрассудков и стереотипов, навязанных нам извне , обществом. Мы гордо называем это "жизненный опыт". Но на самом деле это - шаблоны и стереотипы, навязанные нам. А когда мы выпьем, центр контроля в мозгу "отпускает" наш разум, и мы начинаем вести себя нормально, раскрепощенно (если, конечно, в меру выпиваем). То есть вести себя так, как дети ведут себя БЕЗ ВИНА. Потому что дети, слава Богу, еще не впитали в себя все эти шаблоны и стереотипы взрослого мира.

Таким образом, по моему скромному мнению, вино, которое "веселит сердце человека", есть то, чем мы изменяем своё сознание для входа в психическое состояние ребенка, радующегося жизни. Царь Давид, написавший этот псалом, тоже не без греха был: и унывал временами, и блудил. Вино ему было ой как необходимо для того, чтобы хоть на какое-то время забыться , забыть о грузе собственных грехов, ощутить вот эту лёгкость и радость, которую дети ощущают и без помощи вина . Он написал строки псалма, за которые русские православные ухватились со всем рвением, на которое только способны, найдя в них оправдание своей слабости, неумению жить без "допинга", радоваться миру без вина.

Быть может, одним из смыслов новозаветной фразы Христа: "Будьте как дети" является и "умейте радоваться жизни БЕЗ ВИНА"? Как вы считаете?