Закуски

О хлебе насущном. Разговор о хлебе насущном

О хлебе насущном. Разговор о хлебе насущном
Среда, 14 Ноя. 2012

Роспотребнадзор принял к рассмотрению НИИ промышленной и морской медицины. Ученые предлагают максимально оградить потребителя от употребления всех молочных продуктов включая: сыр, мороженное, маргарин, майонез, и дрожжи Российского производства. Дрожжи особенно. Их можно считать практически ядом. Зарубежные дрожжи, тоже ситуацию не спасают. Все они содержат ГМО. В этих продуктах больше всего пищевых добавок, они способствуют процессу брожения в организме человека. Нарушают работу иммунной системы, ведут к болезням и быстрому старению.

”И когда они ели, Иисус взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое.

И взяв чашу, благодарив, подал им и пили из нее все.

И сказал им: сия есть Кровь Моя нового завета, за многие изливаемая” (Мк. 14; 22-24).

Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Лк. 14; 20, 21).

Значение хлеба в жизни человека невозможно переоценить. С древнейших времен хлеб, хлебные злаки считались основой питания и не случайно - ибо в пшеничных, ячменных, ржаных зернах содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты. Поэтому воспевает Царь и Пророк Давид в Псалтыри: ”Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; ... и хлеб сердце человека укрепит” (Пс. 103; 14, 15).

Но с приходом на землю Господа нашего Иисуса Христа, проповедавшего нам Евангелие правды и создавшего церковь Нового Завета, значение хлеба приобрело новую безценную духовную значимость, ибо Иисус сказал: ”Я - хлеб живый сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира” (Ин. 51) и далее ”Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 53, 54).

В этих словах Божественного Евангелия открывается для нас Таинство причастия святых Таин Христовых.

В “Известии учительном” иерейского “Служебника” в разделе: “О вещи тайны самого Тела Христова” говорится: “Вещь тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа, есть хлеб от чистыя пшеничныя муки, водою простою естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый”.

Далее говорится, что если священник что-то еще добавит или убавит из вышесказанного, или использует иную муку и иные вещества - “зело тяжко согрешит и извержению подпадет, яко таинство на таковых видах не совершится”.

А что мы имеем сейчас? В 2004 г. была переиздана брошюра под названием “Что такое просфора, антидор, артос”, в которой говорится, что просфора - это и есть тот “квасной, то есть дрожжевой хлеб”.

В этой же брошюре на стр. 34 говорится, что “просфора приготавливается из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды”.

В этой брошюре отражено нынешнее, почти повсеместное отступление от заповеданных нам канонов. Произошла подмена закваски на дрожжи, и еще рекомендуют добавление соли, хотя подсаливание запрещено.

Что же из себя представляла закваска.

Это жидкое тесто, сквашенное с помощью хмеля или изюма с добавлением натурального сахара или меда . Все компоненты закваски всегда растительного происхождения и вызывают процесс квашения .

Теперь рассмотрим, что такое дрожжи .

Согласно “Библейской энциклопедии Брокгауза” (Lexikon Zur Bibel c 1994) “Дрожжи, горьковатое на вкус вещество, состоящее из микроскопических грибков , вызывающих брожение .

У древних евреев дрожжи считались нечистым продуктом. Использовались при изготовлении вина.

Сравнивая в Псалме 74 (с. 9) Божий суд с чашей в руке Господа, псалмопевец говорит, что ”даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли” , которые в полной мере познают горечь суда.

Спиртовое разложение

Пр. Иеремия говорит о моавитянах, а пр. Софония об иудеях, что они ”сидят на дрожжах своих” (Иер. 48, 11; 1, 12), т. е. сделались нечестивыми, неспособными к нравственному очищению” (стр. 256, 257).

Из современных научных источников нам стало известно, что технология производства дрожжей основана на использовании костей животных, преимущественно свиней. В отличие от закваски - они полностью животного происхождения. Вместо процесса квашения они вызывают процесс брожения.

Одного это вполне достаточно, чтобы понять, какой громадный духовный вред наносит нам замена закваски на дрожжи при приготовлении “вещи тайны самого Тела Христова” - “яко таинство на таковых видах не совершится”, а раз не совершится таинство, то мы не получим нужных нам сил для спасения и наследования Царства Небесного.

Откуда же взялась эта напасть на наши головы и души? Для этого нужно рассмотреть отношение к хлебу и его составляющих врагов нашего спасения. Читаем в Сионских протоколах, протокол 13, первая фраза: “Нужда в насущном хлебе заставляет гоев молчать и быть нашими покорными слугами”. А вот развитие темы у В. И. Ленина в работе “Сумеют ли большевики удержать власть” (1907 г.). В этой работе он говорит: “Хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля. И это средство контроля и принуждения к труду посильнее гильотины. Гильотина только запугивала, только сламливала активное сопротивление. Нам этого мало, нам надо не только запугать, нам надо сломать и пассивное сопротивление, нам надо работать в новых организационных государственных рамках. И мы имеем средства для этого, эти средства - хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность. Хлеб нужно взять, разделить его правильно и мы будем господствовать”.

Чтобы господствовать над нашими телами, революционерами и были придуманы средства захвата (продразверстка, экспроприация и пр.), а затем контроля распределения хлеба.

Нынешним строителям нового мирового порядка мало господствовать над нашими телами - теперь им понадобилось господство над нашими душами. Усыпляя нашу бдительность, а скорее пользуясь доверчивостью, граничащей с халатностью, в течение нескольких десятилетий (начиная с сороковых годов двадцатого века) тихо, без рекламного шума внедрялась в нашу страну эта чума двадцатого века.

Чтобы глубже понять пагубность внедрения дрожжей, рассмотрим влияние их на здоровье человека. В первую очередь нужно подробней разъяснить, что такое дрожжи и что такое закваска.

Дрожжи - это искусственно созданная плесень, имеющая структуру грибка. Плесень отличается смердящим запахом, обладает свойство вызывать брожение, которое оказывает разрушающее действие, входя в состав клетки, лишая ее (клетку) способности делиться, т. е. порождать здоровые клетки.

Это фактически приводит к гибели здоровых клеток, лишает организм способности обновления. Хлеб же, содержащий в себе плесень, производящую дурной запах, становится не только неудобоперевариваемым, но и отбирает здоровье, силу и разум по причине выбраживания этих способностей.

Изучая природу дрожжей, ученые в Российской Государственной библиотеке (бывшая Ленинская) наткнулись на информационные источники из фашистской Германии, где сообщалось, что дрожжи выращивались на человеческих костях и еще, что если Россия не погибнет в войне, то она погибнет от дрожжей. Нашим специалистам не позволили скопировать эти документы, т. к. они были засекречены.

Негативное воздействие дрожжей на организм было раскрыто многими учеными всего мира. Об этом писали: французский профессор Этьен Вольф, академик Ф. Г. Углов, Б. И. Искаков, Н. П. Дубинин (труды МИНХа им. Плеханова), Розини Джанфранко (”Наличие убивающей особенности дрожжей”. Канадский журнал микробиологии, 1983, т. 29 № 10, с. 1462), Г. Басси и Д. А. Шерман (”Убивающий фактор - биохимия, биофизика”, 1973, № 298, с. 868-879), С. А. Коновалов (”Биохимия дрожжей”, 1962, М., Пищепромиздат, стр. 13-14), Б. А. Рубин (”Брожение”, БМЭ, т. 3, 1976, с. 383-384), В. М. Дильман (”Четыре модели медицины”, Л. Медицина, 1987, с. 40-42, с. 214-215) и др.

Учеными установлено, что главное свойство дрожжей - брожение. Дрожжами это свойство передается в кровь, и кровь начинает не циркулировать, а бродить. Образующийся при этом сивушный газ поступает в первую очередь в мозг, нарушая его функции. Резко ухудшается память, способности к логическому мышлению, творческому труду . Воистину: имеющий уши становится не слышащим, имеющий глаза - не видящим, имеющий ум - не разумеющим.

Также дрожжи, действуя на клеточном уровне, вызывают в организме образование доброкачественных и раковых опухолей. Происходит воздействие на клетку, которая, вместо деления на другие живые клетки, становится мертвой. Клетка, отравленная сивушным газом, который сродни трупному яду, естественно не может родить здоровую клетку. Таким образом организм лишается Богом заложенной способности к самообновлению, регенерации органов.

Еще один из отрицательнейших факторов воздействия дрожжей - образование алкогольной зависимости . Механизм простой. При попадании в организм, в котором имеются дрожжи, сахара начинается процесс спиртообразования (как в самогонном аппарате). Эта малая доза спирта, попадающего в кровь, и вызывает потребность увеличения дозы.

Вышеизложенного, полагаю, вполне достаточно, чтобы понять любому здравомыслящему человеку, что дрожжи являются не просто вредоноснейшим веществом, а фактически биологическим оружием, предназначенным для уничтожения нашего народа.

Что же делать? Вернуться к выпечке хлеба на заквасках, которые использовались в глубокой древности и в недавнем прошлом.

Знаменитые крестьянские закваски готовили из ржаной муки, ячменя, пшеницы, соломы хмеля и др. Именно такие закваски обогащали организм витаминами, минеральными веществами, ферментами, биостимуляторами и прежде всего насыщали организм кислородом. Благодаря этому тело человека становилось энергичным, работоспособным, устойчивым к простудам и другим заболеваниям.

До сих пор в некоторых деревнях и в старых (изданных до 1980 г.) кулинарных книгах сохранились рецепты приготовления заквасок и выпечки хлеба на их основе.

Приведем один из них.

Для приготовления хмелевой закваски 0,5 л. воды доводим до кипения и засыпаем 3 столовых ложки соплодий хмеля (шишки хмеля) и кипятим на слабом огне 15 мин.

Отвар процедить, остудить до 30-30 градусов, добавить одну чайную ложку меда или сахара и заправить мукой до состояния густой сметаны. Закваску поставить в теплое место на 24-30 часов, пока в процессе квашения масса не увеличится в 2-3 раза. Готовую закваску хранить в стеклянной посуде в холодном месте.

Для приготовления теста готовится опара. Замес опары лучше всего делать в деревянной (квашне) или эмалированной посуде.

Для одной порции на 1 л. воды берем 1 кг. муки и 4 ст. ложки закваски.

Сначала в емкость вливаем примерно 200 г. теплой воды, добавляем 4 ст. ложки закваски, перемешиваем и постепенно добавляем муку, все перемешивая и доводя массу до состояния густой сметаны. Опара готова.

Она утепляется и ставится в теплое место на 6-8 часов - в зависимости от всхожести опары.

Для приготовления теста в эмалированную или другую посуду высыпаем большую часть оставшейся от 1 кг. муки, вливаем, помешивая, оставшуюся часть воды (примерно 800 г.), вливаем опару, тщательно перемешиваем, добавляем оставшуюся муку, доводя массу до консистенции густой сметаны.

Посуду с тестом утепляем и ставим в теплое место на 7 часов. После подъема теста добавляем муки и месим до крутого теста (для просфор) и мягкого теста для хлеба.

После замеса тесто ставится на 40-60 мин. в тепло. Затем закладывается в формы или на противень, опять даем время для подъема теста, после чего ставим в печь. Для облегчения замеса в тесто для хлеба добавляет 1-2 ст. ложки натурального растительного масла.

Как видно из рецепта, ничего сложного в процессе выпечки хлеба на закваске нет. Раньше любая хозяйка знала и умела печь хлеб - иначе замуж не брали. Более того, многие умели разнообразить его вкус, добавляя в закваску изюм, свеклу, морковь, тмин, укропное семя и др. Все это следует восстанавливать.

В последнее время с хлебом возникла еще одна проблема. В муку начали добавлять, под предлогом заботы о нашем здоровье, железо и биологически активные добавки (БАД).

Это преступное вмешательство в природу. Самим Богом в хлебных злаках заложены все необходимые и полезные для человека вещества. У Бога нет никаких недостатков. У Него все предусмотрено и сбалансировано, поэтому любое вмешательство в созданную Им гармонию ведет только к разрушительным результатам. А здесь вопрос связан с нашим здоровьем. Поэтому мы должны потребовать от Минздрава, Министерства сельского хозяйства и других правительственных органов немедленного запрещения подобной практики.

Начнем, наконец, каждый в своем доме и нашем общем доме - Отечестве защищать себя и наших детей от уничтожения.

Игумен МИТРОФАН (Лаврентьев),

благочинный Южского района Ивановской епархии.

08.02.2005

Уважаемая редакция,

Алексей Алексеевич Сенин!

В № 3 за этот год в вашей газете в статье ”О хлебе насущном: закваска или дрожжи” игумен Митрофан приоткрыл одну из важнейших составляющих тайны беззакония - хлеб, потребляемый нами, начиная с 40-х годов ХХ в., целенаправленно превращен в тонкую отраву посредством дрожжевых грибков, тотально заменивших в хлебе нашем насущном обычную природную закваску.

Причем немецкие источники сообщают, что дрожжи “выращивались на человеческих костях”, очевидно - микродозы среди свиных костей.

Не доверять немецким источникам нет никаких оснований, ведь мы, начиная с 1917 г., находимся во власти самых настоящих чудовищ, пожравших (и продолжающих пожирать) сотни миллионов людей.

По расчетам гениального Д. И. Менделеева население России должно было к концу ХХ в. составить 600 млн. человек. Где добрых 300 млн. человек?

Но вернемся к статье игумена Митрофана. То, что он нам приоткрыл - лишь малая часть извивающейся, смердящей, мерцающей чешуей тайны беззакония.

Прошу вспомнить о тоннах гематогена, колбасы-кровянки на наших прилавках.

Невозможно себе представить наших православных предков, до 1917 г., оскверняющих себя и своих детей этими, так сказать, продуктами. Не происходит ли на наших глазах наглое осквернение целого народа, когда-то православного, благочестивого, многодетного, имевшего некогда общепризнанное название - Святая Русь?

И еще. Не происходит ли в результате этого осквернения невиданное сокращение населения - по 500000 человек в год на Украине и по миллиону человек в год в России (это данные только за годы перестройки - превышение смертности над рождаемостью с 1991 по 2004 гг.). Причем вымирает именно славянское население - потомки тех самых благочестивых христиан, отступившие от веры отцов. Магометане и прочие, наоборот, начиная с 1917 г., утроили свою численность.

Обратимся снова к цифрам, которые, как и факты, - упрямая вещь. По данным последней императорской переписи населения в России в 1900 г. проживало 150 млн. человек (магометан из них - 1 млн.). Даже несмотря на потери в Первой мировой войне с 1914 по 1917 гг. население России продолжало расти и к февралю 1917 г. составило около 181 млн. человек. Россия тогда почти догнала Китай, в котором в те дни проживало немногим более 200 млн. чел. (Ныне в Китае около полутора млрд. чел.) Доля населения бывшей России по отношению к населению всей Земли уменьшилась не менее удручающе: если перед февралем 1917 г. каждый десятый житель Земли был подданным России, то ныне только каждый 35-й. А если искать среди них православных, то, наверное, каждый двухсотый.

Да, “по плодам их узнаете их, волков в овечьей шкуре”.

Для начала необходимо отказаться от употребления кровавых лакомств. Слишком дорогую цену мы платим за них. Однако лукавому, смердящему серой модернизатору мало вышеуказанных жертв христианских. Он недоволен слишком малыми, по его мнению, темпами нашего вымирания. Именно поэтому сегодня во всех без исключения видах продовольствия имеются т. н. консерванты. Для непосвященных профанов объявлено, что консерванты добавляются с благой целью продления срока их годности (например, кока-кола, пепси, пиво и т. д. не портится 15 лет). Но одно дело - обмазывать консервантом мумию Ленина, чтобы она не портилась, а совсем другое дело - принимать эту гадость внутрь с пищей и напитками.

Воистину, символ западных религий - яд.

Действие таких ядов, как например, консервант бензоат натрия или Е-211 , принимаемых хоть и в малых дозах, но регулярно и поражающих прежде всего нейроны головного мозга, приводит именно к тому эффекту, о котором в вышеуказанной статье предупреждает игумен Митрофан, а именно: при наличии глаз человек много не видит, при наличии ушей - не слышит и т. д., вплоть до полного отупения, бесчувствия, т. е. превращается в живой труп.

С уважением,

р. Б. АЛЕКСАНДР

г. Киев

06.03.2005

Комментарий :

Газета «Русский вестник» всегда отличалась некоторой резкостью многих публикуемых материалов. Не стала исключением и статья благочинного (старшего по округу) Южского района Ивановской епархии игумена Митрофана (Лаврентьева) “О хлебе насущном: закваска или дрожжи”.

Игумен резко критикует сложившуюся в современной Церкви практику выпечки просфор (специального хлеба круглой формы, используемого при богослужении) с применением дрожжей.

Никогда раньше не применяли дрожжи для выпечки просфор, утверждает отец Митрофан, а подмена произошла из-за неправильного понятия сути квасного хлеба.

Свиные дрожжи. Подмена закваски современными технологиями — нарушение Божиих законов

Одно из главных таинств христианства, которое завещал Сам Христос, — это евхаристия: таинственное превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Согласно традиции, сложившейся в первые века христианства, хлеб для евхаристии (просфоры) изготавливался из квасного теста. Позже Западная Церковь ввела в практику использование пресного хлеба, взяв за основу опресноки, применяемые на иудейскую пасху, но Восточная Церковь осталась верна древним традициям. Квасное же тесто — это тесто, изготовленное на основе закваски: жидкого теста, сквашенного на хмеле, либо изюме, либо овсе с добавлением сахара или мёда. Все компоненты закваски растительного происхождения, в отличие от повсеместно применяемых современных термофильных дрожжей, которые имеют грибковое происхождение, и, как утверждает автор статьи, в современных технологиях могут изготавливаться даже из костей животных, преимущественно свиней. Главное отличие закваски от дрожжей: первая вызывает процесс квашения, вторая — брожения. И это брожение вызывает в человеческом организме самые негативные последствия.

Наш организм, для того, чтобы нейтрализовать кислоту, образующуюся при брожении, вынужден расходовать щелочной резерв, а его значительное снижение существенно организм ослабляет. При расходовании на нейтрализацию кислоты железа гемоглобина крови человек ощущает усталость. Если же на эти нужды расходуется кальций, появляются бессонница, раздражительность. Из-за снижения щелочного резерва ухудшается умственная деятельность, появляется депрессивное состояние. Вымывание из костей солей кальция для нейтрализации кислот становится одной из главных причин остеопороза. Естественной закономерностью дрожжевого брожения в организме является снижение работоспособности, иммунитета, устойчивости к инфекционным заболеваниям, повышается риск заболевания диабетом. Негативное опосредованное влияние оказывает оно и на деятельность сердца.

Существует множество научных исследований, в которых дрожжи называются опаснейшим для нашего здоровья компонентом ежедневно потребляемых продуктов. Действуя на клеточном уровне, дрожжи вызывают новообразования, в том числе и злокачественные.

Проведенные эксперименты показали, что злокачественные опухоли, находящиеся в дрожжевой основе, растут в геометрической прогрессии и полностью исчезают при извлечении из дрожжевой среды.

Недаром в США, Швеции и других странах бездрожжевой хлеб рекомендуется в качестве одного из средств профилактики и лечения онкозаболеваний. Некоторые исследователи в своих работах клетки дрожжей называют «клетками-убийцами», которые убивают менее защищенные клетки организма путем выделения в них ядовитых белков малого молекулярного веса. Токсичный белок ослабляет плазменные мембраны, увеличивая их проницаемость для патогенных микроорганизмов и вирусов.

В канадском «Журнале микробиологии» (N 10, 1983 год) по этому поводу была помещена статья с характерным названием: «Наличие убивающей особенности дрожжей».

Верить вышеприведённым сведениям или нет, дело каждого. Ведь чего только не наслышишься в наше перепересыщенное информацией время. И справедливости ради, стоит отметить, что существует немало исследований, доказывающих наличие в дрожжах массы полезных для организма элементов, действие которых перекрывает возможные негативные последствия их употребления. Но вот недавно Центральное телевидение показало довольно поучительный сюжет из детского приюта при одном из православных монастырей.

Проживали в приюте бывшие бродяжки и беспризорники, дети из неблагополучных семей. Несмотря на неплохие условия проживания и постоянную заботу взрослых, ослабленное здоровье детей никак не приходило в норму, и приют всё больше становился похожим на детский лазарет. И вот в обитель прибыли двое монашек, биологи по образованию, которые изменили хлебную составляющую детского питания: полностью исключили из рациона хлеб на дрожжевой основе и жирные сладкие печенья и начали сами готовить бездрожжевой хлеб по старинным рецептам. Как ни странно, эти несложные ограничения вскоре привели к тому, что дети практически перестали болеть.

Недаром диетологи всё чаще призывают переходить на ржаной хлеб, при изготовлении которого используются не дрожжи, а закваска или солод. Какой хлеб выпекается в Новосибирске, «Вечёрка» расскажет в ближайшее время, а пока вернёмся к статье игумена Митрофана в газете «Русский вестник».

В единственной молитве, оставленной Иисусом Христом, «Отче наш», слово «хлеб» является синонимом еды вообще, а наши предки говорили: «Хлеб — дар Божий». На Руси и хлеб, и церковную просфору всегда готовили на квасном хлебе, выпеченном из муки с добавлением закваски. И хотя иногда эту закваску и называли дрожжами, но к современным дрожжам она не имеет никакого отношения. Из поколения в поколение передавались рецепты приготовления русского хлеба — сытного, питательного, долгое время не теряющего свежесть. Потому и крепкой закваски были наши предки, не чета хлипкому нынешнему поколению, основная просьба которого в молитвах — это просьба о здоровье.

А может быть, это потерянное здоровье и давал нам Господь в своей молитве «Отче наш» через хлеб насущный, который издревле готовился на солоде и закваске?

Валерий МЕЛЬНИКОВ

17.03.2005

И в продолжение темы

Квасной или пресный? Возвращаясь к напечатанному

Публикация статьи «Свиные дрожжи» вызвала неоднозначную реакцию среди наших читателей, а особенно среди прихожан новосибирских православных храмов. В частности, возникали вопросы: есть ли принципиальные отличия хлеба, испечённого на заквасках, от дрожжевого хлеба, правомочно ли выпекать просфоры (специальные богослужебные хлеба, используемые для совершения главного православного таинства — Евхаристии) с применением прессованных дрожжей, могут ли современные дрожжи изготовляться из свиных костей, почему в Православной Церкви используют при служении Литургии квасной хлеб, а не пресный?

В Православной Церкви предъявляются следующие требования к просфорам, употребляемым при служении Божественной литургии: просфоры должны изготовляться из пшеничной муки, при замешивании теста применяют воду и соль. Тесто должно быть квасным. На протяжении уже многих десятилетий для закваски используются дрожжи. По свидетельству авторитетных специалистов-хлебопёков, биохимические процессы, протекающие в тесте при использовании дрожжей и при использовании различных заквасок (хмеля, изюма и т.д.), идентичны.

Как выяснилось, никаких «свиных дрожжей» в Новосибирске не производится, поэтому и тут опасения беспочвенны. Следовательно, нет никаких оснований утверждать, что просфора, выпеченная из дрожжевого теста, чем-то отличается от просфоры, выпеченной из теста, приготовленного на закваске. Поэтому, если более удобным является приготовление теста с использованием дрожжей, это не запрещается. Если на каком-либо приходе умеют выпекать хорошие просфоры, используя тесто на закваске, то и такие просфоры можно использовать при служении Литургии.

Более того, Церковь никогда не вырабатывала каких-либо правил относительно технологии приготовления теста. Православными церковными правилами запрещено лишь употребление за Литургией пресного хлеба.

Между тем те, кто читал Евангелие, могли обратить внимание на то, что первая Литургия была совершена Иисусом Христом на Тайной Вечере, когда Он с апостолами собрался для совершения обрядов, связанных с празднованием ветхозаветной Пасхи. При этом кроме пасхального агнца, горьких трав, кисло-соленого соуса полагалось есть и пресный хлеб.

Может быть, Иисус Христос во время установления Таинства Евхаристии употребил именно этот, пресный хлеб?

Действительно, на Тайной Вечере Христос и апостолы исполнили все предписания Ветхого Завета и ели пресный хлеб. Но Евхаристия была установлена уже после того, как пасхальный агнец был съеден и все ветхозаветные обряды, связанные с этим, были исполнены. Евангелисты пишут, что Иисус Христос после этого взял хлеб, благословил, преломил и дал Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое…» (Мф. 26, 26).

Причём в оригинальном греческом тексте Евангелия хлеб называется артос . В греческом языке было два слова, обозначающих хлеб: азимон пресный хлеб и артос хлеб вскисший, поднявшийся . Именно такой хлеб и был употреблен Христом для первой Литургии.

Правило выпекать хлеб для Евхаристии из квасного теста установлено со времён апостольских.

О хлебе насущном

«Это сакральное понятие - хлеб! Но во все времена на Руси хлеб был на заквасках, на хмелю, а не на искусственных дрожжах», - считает кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев).

Уважаемая редакция!

В № 7 газеты «Благовест» в статье «Сейчас важнее всего добродетель рассудительности» кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев) назвал скверной, хоть и косвенно, дрожжевой хлеб. В последнее время по своим материальным обстоятельствам я один только хлеб и могла носить на канун. И это неправда, что «сегодня практически у всех есть возможность приобрести хлебопечку». Я лично ее приобрести не могу, да и незачем, ведь времени заниматься хлебопечением все равно нет.

Я живу там, где много торговых точек, торгующих хлебом, от больших магазинов до киосков, но далеко не всегда по времени и обстоятельствам можно купить то, что хочешь. А главное, я принципиально против того, чтобы устраивать такие разборки вокруг хлеба. Хлеб он и есть хлеб. Ведь он не из чего-то нечистого, чтобы его избегать.

Ваша постоянная читательница с первых номеров газеты

Евгения Садохина, прихожанка Свято-Воскресенского монастыря, г. Самара.

Мы попросили прокомментировать это письмо и высказаться по такому актуальному вопросу кандидата медицинских наук, настоятеля храма в честь Великомученика Димитрия Солунского с. Сырейка, руководителя отдела по взаимодействию с учреждениями здравоохранения Кинельской епархии Самарской Митрополии иеромонаха Антипу (Авдейчева).

Автор письма не осведомлена о сегодняшней ситуации с массовой выпечкой хлеба. Иначе бы она не стала упрощать проблему до лозунга «хлеб есть хлеб». Роспотребнадзор (контролирующая организация в России) принял к рассмотрению заключение НИИ промышленной и морской медицины, который не рекомендует применять в пищу дрожжевые хлебобулочные изделия. Эту информацию я недавно узнал из выпуска новостей! То, что мы сегодня условно называем дрожжами, на самом деле даже дрожжами-то не является. Это не те растительные грибковые организмы, которые существуют в природе, а созданы они в лабораториях путем химических технологий и манипуляций с генетическим кодом. Ситуация в хлебной промышленности сегодня заметно отличается от той, которая была 30-40 лет назад.

Религиозный диссидент и доктор-диетолог Виталий Васильевич Караваев (1913 - 1984 гг.) во время войны был псаломщиком в Псковской Духовной миссии (мы узнали о ней из фильма «Поп»), за что отсидел десять лет в лагерях. А значительно позднее он был принудительно помещен в «психушку» на лечение уже за то, что заявил следующее: «При отсутствии процессов брожения отсутствуют препятствия к духовному росту человека». Этот ученый-диетолог установил, что процессы брожения препятствуют не только физическому здоровью, но даже духовному росту! Брожение - это разложение органических веществ с образованием неорганических, т.е. углекислого газа и конечных продуктов распада. Он вел речь в первую очередь о дрожжевом хлебе!

- Как вы относитесь к словам Виталия Караваева, что брожение мешает духовности. Вы согласны с ним?

Эти слова о духовной порче от дрожжей я считаю справедливыми, и не только в медицинском отношении. Современные дрожжи - это в конечном итоге плесень. А плесень вырастает сама по себе, без труда. Она растет, если человек начинает лениться, начинает попустительствовать своим греховным наклонностям. Вместо того, чтобы трудом («в поте лица») добывать и разумно потреблять Богом данные продукты, он берет то, что ближе, что дается ему без труда. Так образуется и растет эта самая плесень.

Еще в конце 80-х годов замечательной певице Жанне Бичевской попал в руки ГОСТ по производству отечественных дрожжей. Она показывала распечатку официального ГОСТа, по которому у нас до сих пор производится хлеб. Список этих ингредиентов вызывает оторопь, каких только ядов и химикатов там нет!

- Вы считаете хлеб сакральным понятием?

Да, это сакральное понятие - хлеб. И я понимаю боль автора письма, которая посчитала, что я своим высказыванием посягаю на святыню. Но сегодня уже по сути дела речь идет не совсем о хлебе. Во всяком случае, не о том «хлебе насущном», который мы просим у Бога в молитве «Отче наш». Во все времена на Руси хлеб был на заквасках, на хмелю, а не на искусственных дрожжах. И я считаю, что сакральное понятие хлеб относится лишь к тому хлебу, о котором мы знаем, из чего его пекут. И который действует укрепляюще на тело и не вредит душе.

Есть данные, что в 1938 году, еще до начала Великой Отечественной войны, из Германии были поставки гуманитарной помощи в СССР. И оттуда нам почему-то навязчиво привозили именно дрожжи. Позже стало известно высказывание, приписываемое Геббельсу: «если мы не сломим русских оружием, то мы их сломим дрожжами». Так это или нет, точно не установлено, но сам посыл характерен.

А вот французский ученый Этьен Вульф уже опытно установил, что дрожжи являются мощным фактором для развития онкологических заболеваний. Этот исследователь опухоль помещал в пробирку, добавлял туда дрожжи, и опухолевые клетки начинали бурно расти, в три раза увеличивались за сутки. Потом он убирал дрожжи, и раковые клетки погибали.

- Считается, что если поднять цены на хлеб, качество жизни у малоимущих людей еще более ухудшится.

Сегодня мы все зациклились на дешевом хлебе. Считаем, что «хлеб он и есть хлеб», и чем меньше за него заплатишь, тем лучше. Но дешевый хлеб делают из низкосортной муки. К тому же мука, прежде чем попасть в хлебопекарню, проходит обработку на мельнице, на элеваторе. Перемалывают зерно, оно проходит через металлические жернова, бывает, что металлическая стружка попадает в муку. Эта стружка потом может попасть к нам в кишечник. Ведь если хлеб дешевый, то экономят на чем? Не ставят мощный магнит для «сборки» металлической стружки. Такая дешевизна на пользу нам не пойдет!

Нужно есть хлеб настоящий. А настоящий хлеб - дорогой. Он приготовлен по недрожжевым технологиям, на заквасках, из качественной пшеницы. Вот самый простой признак, как отличить недрожжевой хлеб: когда его режешь, крошки не падают с ножа. А если хлеб не настоящий, дрожжевой, то обязательно будут крошки. Дешевый хлеб легкий на вес и блестящий. Он красивый, воздушный, но… по сути дела он вредит здоровью.

Известный современный диетолог Алексей Ковальков (его книга о способах похудения «Метод Ковалькоова» разошлась очень большим тиражом!) считает, что современные искусственные дрожжи термофильные (thermе - тепло и philеo - люблю), и они не погибают при термической обработке. Они попадают с хлебом в живом виде к нам в кишечник. Там процесс брожения проходит с вовлечением необходимых организму минеральных солей и микроэлементов (магний, кальций, селен и др.). Одна из гипотез происхождения гипокальцемии (снижение содержания ионизированного кальция в сыворотке крови) - употребление в пищу дрожжевого хлеба, потому что кальций из-за этого погибает. Если дрожжи попадают в кишечник, то они прилипают к стенкам кишечника, в отличие от хлебных заквасок. Рак кишечника в основном образуется на сгибах, то есть в переходных местах, где есть трудности для переваривания пищи. Там раковые опухоли и формируются.

Сегодня у нас в России настоящий хлеб в массовом количестве выпекают всего несколько компаний: «Русский хлеб» в Рязанской области, еще есть несколько компаний на Дальнем Востоке. И мелкие частные пекарни, которые дорожат своим добрым именем. У них действительно высокие цены на хлеб для частных потребителей. А хлеб качественного помола не просто питательный продукт, он еще и очень полезный. Поэтому такой вот настоящий хлеб - всему голова!

Мы не знаем, что едим, даже не интересуемся этим, и называем это хлебом. При этом готовы со всей искренностью бросаться на защиту хлеба. Не задумываемся над тем, что потреблением некачественной дрожжевой продукции оскверняем тело, которое дано нам как храм души.

- А как сегодня пекут хлеб для церковных обрядов и таинств?

Вот что пишет Епископ Виссарион (Нечаев) в своей книге «Толкование на Божественную литургию»: «Хлеб для Евхаристии должен быть чистым как по веществу, из которого приготовляется, так и по способу приготовления. Того требует благоговение к величию и святости Таинства» (цит. по: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1996 г. (репринтное издание). Епископ Костромской и Галичский Виссарион писал свой фундаментальный труд еще до революции, когда ни о каком дрожжевом хлебе и помину не было. Так что в этих его словах можно увидеть нечто пророческое, какое-то предупреждение сегодняшним церковным труженикам. Ведь не секрет, что во многих современных просфорных при крупных храмах пекут просфоры на дрожжах. И потому каждый священник должен помнить, что он отвечает за свой приход и не должен перекладывать ответственность на кого-то другого. И если есть возможность использовать закваску для выпечки просфоры, не стоит этим пренебрегать.

Отец Антипа, какая разница в способе выпечки хлеба для Евхаристии у католиков и у Православных? Что такое опресноки?

У нас в Церкви для этого великого таинства используется только квасный хлеб, а у них - опресноки. Квасный (на закваске) хлеб - скисшийся хлеб, это символ возрастания в вере, символ души человеческой, которая поднимается - устремляется к Богу. А у католиков хлеб опресночный - мука с водой, не поднявшийся хлеб. Во времена земной жизни Христа еврейский хлеб был скорее всего таким, опресночным. На нем, по-видимому, была совершена первая Евхаристия на Тайной Вечере Самим Христом.

- Многие подвижники советуют не испытывать качество пищи: «перекрести - и кушай!».

Да, молитва все освящает… В известной книге «Отец Арсений» рассказывается, как этот подвижник в лагере исцелял людей… просто снегом! «По вере вашей да будет вам… » Но не у всех такая глубокая вера. Этот принцип: «перекрести - и кушай», он больше подходит для подвижников, не для нас.

А тут нам свои принципы навязывает коммерция. С дрожжами удобнее дело иметь, чем с закваской. Ведь закваска должна долго скисать. Настоящий хлеб долго созревает, к столу доходит через большой промежуток времени. Мука должна вылежаться, все процессы технологические должны быть пройдены неукоснительно. А дрожжевой хлеб только что поставили, и он тут же поднялся, тут же его испекли и вам дали. Коммерческая выгода несомненна. Но того же не скажешь о пользе для здоровья.

- Как вы пришли к таким грустным мыслям о современном производстве хлеба?

Когда я еще только начинал священническое служение, мне попал в руки диск. Там в документальной киноленте батюшка с матушкой сами выпекали хлеб. Они показывали, как закваску делать, как ее в холодильнике хранить. Показывали весь свой простой технологический цикл очень подробно и тщательно.

Я как врач и как священник предполагал, что не могла быть обойденной лукавым такая важная сфера нашей жизни. Обязательно будет подвох! Вряд ли враг нашего спасения окажется настолько опрометчивым, что оставит такую сакральную сферу не затронутой. К сожалению, все так и случилось.

«Подмена» хлеба произошла в послевоенные годы. Все это давно закрепилось у нас на уровне ГОСТа и стало чуть ли не обязательным в потреблении для всех россиян.

Сам я хлеба ем мало. Мы с сыном вдвоем живем, нам одной городской булки хватает на неделю. А всем я советую поступать так. Найти возле дома магазин, где продают бездрожжевой хлеб. Потом проверить, узнать, действительно ли в той пекарне, которая поставляет сюда хлеб, пекут хлеб на закваске. Для этого лучше с пекарем познакомиться лично. Если на самом деле все так и есть, нужно установить с этой пекарней постоянные отношения. И не экономить денег, если этот - настоящий хлеб - окажется чуть дороже. Тут экономия окажется как раз в убыток.

У меня есть знакомый, который заболел раком. И вот он перешел на питание по Лебедеву. А Лебедев рекомендует не есть дрожжевой хлеб, заменить его крупами. Мой знакомый нашел место, где можно в Самаре заказывать и покупать качественную муку, чтобы выпекать хлеб самому. Эта мука в три раза дороже, чем обычная, но ему нет другого пути. Теперь мой знакомый выпекает хлеб у себя в духовке. Так что и хлебопечку покупать не обязательно.

Могут наступить какие-то вредные последствия для здоровья, если отказаться от хлеба?

Митрополит Мануил не любил, когда при нем называли хлеб белым или черным. Он говорил, что такого хлеба нет, а есть пшеничный и ржаной.

Всякое слово несет в себе духовную нагрузку. Черный цвет - это цвет безнадежности. А у верующих людей не должно быть безнадежности, у нас всегда есть надежда на Бога. Поэтому и хлеб неправильно черным называть.

1. Энергетик
Как бы это странно не звучало, но хлеб это очень ценный растительный белок. Хотя его, белка, не очень много, он все же есть. Так же в хлебе содержаться необходимые организму минеральные вещества: железо, магний, фосфор, кальций, калий. Почти отсутствует жир. Благодаря медленным углеводам, хлеб является очень хорошим источником энергии. Потому хлеб очень хорошо употреблять в пищу с утра и до обеда. Если соблюдать это правило, то можно не бояться набрать лишний вес.

2. Хорошее настроение
Хлеб один из основных поставщиков витаминов группы В. Благодаря этим витаминкам мы не погружаемся в бездействие и апатию. Ученые проведя исследования, выявили что "едаки" хлеба живут в 1.5 раза веселей тех, кто от хлеба отказался. Связано это с тем, что данные витамины принимают непосредственное участие в выработке серотонина, так называемого "гормона счастья". И в целом дружат с другими витаминами, помогая им лучше усваиваться. Дневную норму витаминов В Вы можете найти в паре подсушенных тостером кусочков хлеба со сливочным маслом и стаканом апельсинкового сока. К слову, подсушенный хлеб лучше усваивается организмом.

3. Очищает организм
Здесь ключевое - клетчатка. эти ценные пищевые волокна, подобно метле, выметают всю гадость из желудочно - кишечного тракта. При этом очищают и оздоравливают. Клетчатка не добавляет другим продуктам калорий. Выводится из организма в неизменном виде, до куче прихватывая с собой избыток жиров, снижая уровень холестерина. В особенности данным свойствами обладает хлеб с отрубями, грубого помола и цельнозерновой хлеб.

4. Помогает худеть.
Конечно надо понимать, что речь идет не обо всем подряд хлебе. В данном случае мы говори о ржаном. Такой вариант будет отличным выбором для тех кто следит за фигурой. Хорошо подойдет для людей страдающих гастритом,язвой или просто повышенной кислотностью. Связано это с тем, что ржаную муку смалывают вместе с оболочкой, в которой и содержится основное количество полезных веществ. Так например ржаной хлеб может похвастаться содержанием железа выше в 4 раза чем его белый брат:) Ну и не будем забывать о клетчатке, которая способствует чувству насыщения.

5. Как выбрать хлеб
Не стоит относиться поверхностно к этому вопросу. Дрожжи могут быть как полезны, так и опасны. Очень важно выбрать правильный хлеб. Лично я,пока не получил возможность поработать в одной большой пекарне, тоже относился к вопросу абы как. Поэтому запоминайте или записывайте.
Не хватайте первый попавшийся хлеб. Рассмотрите внимательно. Хлеб не должен быть помятым. Не должно быть ярко выраженных трещин. Буханка должна выглядеть аппетитно и аккуратно. На корочке не должно оставаться вмятины если Вы нажмете пальцем. Если же корочка не приняла прежнюю форму, это говорит о том, что хлеб не свежий, в нем скопилась влага, а технология была нарушена. Так же подозрение должен вызвать черный налет. Конечно если хлеб "крафтовый", то бывает остаются небольшие огарки. Откровенно черный налет - нарушение технологии, из-за которых дрожжи начали портиться. Ну и конечно же зеленые или желтоватые вкропления - признак испорченного хлеба. Если Вы предпочитаете бездрожжевой хлеб, стоит запомнить, что такой хлеб не бывает объемным. Так как исключен процесс "подъема теста". Как правило это невысокие, увесистые и очень плотные хлеба.

6. "Лучшие друзья хлеба"
Оптимальное, если не сказать лучшее, сочетание это цельнозерновой хлеб и оливковое масло первого отжима. Однако оливку можно заменить сливочным маслом. Такое сочетание рекомендовано диетологами. Но в случае со сливочным маслом, злоупотреблять нельзя. Согласно врачебным советам - 5-10 граммов в день.
Классический бутерброд - с кусочком слабосоленой красной рыбки или вовсе сырой. Хорошо сочетается хлеб с томатами. Как свежими, так и вялеными.
Очень хорошее сочетание хлеба и сыра. Но сыра не жирного, желательно до 25% жирности.
А вот излюбленный многими "бутер с колбасой" пользы Вам не принесет. Колбасу нельзя отнести к натуральным продуктам. В ней очень низкое содержание полезного белка и с избытком вредного жира. Да и вообще, бывал я на колбасных заводах..."не то пальто" :) Лучше заменить колбасу кусочком свежего, нежирного мяса.
Хлеб хорошо дополняет первые блюда. То есть супы. Польза жидкого и горячего плюс клетчатка, содержащаяся в хлебе. Просто КОМБО. Кроме того, благодаря хлебу понадобится меньше еды что бы насытиться.

Хлебу - наш самый глубокий поклон; хлеб овеян очарованием старинных легенд, с хлебом связаны многочисленные обряды и обычаи.

Еще сегодня на крестьянском столе самое почетное место занимает ароматный каравай хлеба, выпеченный на капустном листе.

Еще и сейчас особенно почетных и любимых гостей встречают у нас хлебом-солью.

Красиво украшенные свадебные калачи (в старом написании «колачи», от «коло» - «круг») бывали настоящими произведениями народного искусства. Но их выпекали только к празднику, в особо торжественных случаях. В Польше в старину человек, приносящий в дом хорошее известие, получал в дар белый калач.

А на каждый день пекли очень питательный черный хлеб. В изданном в 1611 году «Гербарии» Сирениуша можно найти очень интересные сведения о сортах хлеба, который выпекали в то время. «Королевский» или «панский» хлеб пекли из самой белой пшеничной муки. Из средней муки, содержащей некоторую долю отрубей, делали «городской» или «купеческий». Для выпечки обычного хлеба служила мука грубого помола. Из ржаной муки делали «крестьянский» хлеб. На Руси и в Литве ели хлеб, выпекавшийся из смешанной муки.

Как мы уже говорили, народ относился к хлебу с величайшим уважением. Если кусок хлеба падал на землю, его поднимали и, прося у него прощения, целовали.

Говорили даже, что кто не умеет резать хлеб, тот, верно, и заработать на него не умеет. Даже сегодня, о человеке, который живет на собственноручно заработанные деньги, говорят, что он «сам зарабатывает себе на хлеб».

Существует широко распространенное, хоть и совершенно неверное, убеждение, что полезнее всего белый пеклеванный хлеб. Но надо знать, что белая пеклеванная мука лишена тех самых ценных веществ, которые содержат пшеничные или ржаные зерна. Чем белее мука, тем меньше в ней содержание белков, витаминов группы В и минеральных солей.

Покупать только городские булки, батоны и пирожки, особенно если это основное средство утоления голода (в частности, для тех, у кого не хватает времени заниматься хозяйством), - значит систематически лишать свой организм витамина В и кальция. Поэтому завтрак, состоящий из стакана чая и булки, нельзя считать удовлетворительным.

Мягкие, нежные, свежие булочки, конечно, очень вкусны, но они не могут быть хлебом насущным. На вашем столе они должны появляться не слишком часто - только «по большим праздникам». Зато черный хлеб - «украинский», «бородинский», «московский», «обдирный» и другие сорта - достоин самой нежной привязанности. Ржаной хлеб не только обеспечит ваш организм питательными веществами, но и поможет ему избежать запоров - очень неприятного недомогания, вызывающего плохое самочувствие, потерю аппетита, появление нездоровой кожи, «утомленных глаз» (внимание, девушки!) и частых головных болей.

Черный хлеб содержит большое количество клетчатки (простите, что мы говорим о таких «прозаических» вещах, но, ей-богу, это для вашей же пользы!). Именно клечатка помогает регулярной работе кишечника.

Так что, если вы никак не можете отказаться от булок. и батонов, рядом всегда должны лежать два-три ломтика ржаного хлеба. Оправдать отказ от черного хлеба может только запрещение врача.

О хлебе всегда следует говорить почтительно и благодарно. Не стоит, однако (как и во всем остальном), впадать в крайность.

Вопреки тому, что можно довольно часто услышать, одного только хлеба для нормального питания вовсе не достаточно. Как утверждают специалисты, белки, содержащиеся в нем, неполноценны, нет в нем и некоторых других веществ, необходимых для постоянного обновления организма. Так что хлеб не может быть нашим единственным питанием. Но как дополни¬тельная еда он незаменим.

Знаете ли вы, что крахмал - главная часть муки - не так легко переваривается, как кажется? Хлебная корка куда удобоваримее мякиша, потому что крахмал подвергся в ней процессу карамелизации.

И еще одна информация, которую мы приводим скрепя сердце, так как сами очень любим свежее тесто: черствые хлеб и булка куда полезнее! Но тут есть выход: свежие булки и хлеб можно подсушить, а черствые «освежить», разогрев их. Так и «волк будет сыт, и овцы целы».

А сейчас несколько практических советов.

Не покупайте хлеб и булки в большихх количествах. Иначе вы всегда будете есть их слишком много, облегчая себе, правда, решение проблемы «скорых» завтраков и ужинов, но мешая правильной работе организма.

Лучше всего ешьте вчерашний хлеб.

Городские булки, сайки, батоны и т. д. черствеют гораздо быстрее, чем черный хлеб. Они быстро теряют вкус и аромат.

Черные же сорта хлеба, наоборот, «дозревают» на следующий день после выпекания. Если черный хлеб держать на тарелке прикрытым салфеткой или в целлофановом кульке и к тому же в прохладном месте, он сохранит свежесть, вкус и аромат от трех до пяти дней.

Хлеб можно есть не только с маслом. Творог, сыр, мед и сливовое повидло (витамин В 1) значительно улучшают не только вкус съеденного с аппетитом ломтика хлеба, но и увеличивают его питательность - они содержат вещества, которых хлеб сам по себе не имеет.



Электронные книги. Книги которые нам помогают:

Книги ONLINE

О хлебе насущном

В Бомбее попадался дрожжевой, он же квасной, хлеб, но хорошего в нем было мало: сухой, некрасивый, безвкусный - бедный и бледный родственник пресного хлеба. Он был «ненастоящий». «Настоящим» хлебом был чапати, или фулка, который подавали на стол с пылу с жару: нан-из-тандура, а еще его сдобный приграничный вариант, нан по-пешаварски; а для пущей радости - решми-роти, ширмал, парата. Рядом с этими аристократами белые дрожжевые буханки моего детства заслуживали разве что описания, которое придумал для себя и себе подобных бессмертный мусорщик Шоу Альфред Дулитл: они были воистину «недостойными бедняками».

Первый проблеск понимания того, что дрожжевой хлеб может быть вкуснее, чем я думаю, забрезжил во время поездки в Пакистан, в Карачи, где я узнал, что в некоем монастыре Ангелов существует тайный орден монахинь, которые пекут вроде бы самый обыкновенный хлеб. Чтобы купить буханку этого хлеба, нужно подняться на рассвете - вернее, это вашему слуге нужно подняться на рассвете - и занять очередь у маленького окошка в монастырской стене. Печь у монахинь небольшая, ежедневный «выход» крайне невелик, а репутация у этой тайной пекарни громкая. Кто первый пришел, тот первый съел. В назначенный час окошко открывалось, и монахини начинали выдавать буханки ожидающим. Отпуск в одни руки строго регламентировался. Оптовые покупки были строжайше запрещены. Да и стоил этот хлеб, разумеется, недешево. (Все это я знаю понаслышке, потому что так и не заставил себя встать в такую рань и убедиться лично.)

Монастырские буханки - белые, духовитые, с хрустящей корочкой - стали небольшим откровением, не лишенным, благодаря особому происхождению этого хлеба, некоторого эксцентризма. Хлеб этот являлся из-за границ обыденного, волоча за собою шлейф странности и тайны. Он был практически - как бы это сказать? - литературным. (Впоследствии он полностью превратился в литературу, когда я вставил эпизод с монастырем и его таинственными сестрами в «Детей полуночи».) А хлебу такие вот сверхъестественные вещи совсем не по чину. Хлебу полагается быть частью повседневной жизни. Он должен быть обыкновенным. Он всегда должен быть досягаемым. Чтобы не надо было вставать среди ночи и дожидаться возле окошечка в монастырской стене. И хотя хлеб у ангельских сестер был очень вкусный, он воспринимался как отклонение, как вызов естественному ходу вещей. Переворота в моих представлениях он не вызвал.

А потом, в возрасте тринадцати с половиной лет, я прилетел в Англию. И внезапно увидел его - в каждой магазинной витрине. Белые Батоны, Цельные и Нарезные. Маленький Каравай, Большой Каравай, Датский Сдобный. Безрассудное, развратное изобилие этого хлеба. Перинно-подушечная пухлость этого хлеба. Упругая податливость этого хлеба на зубах. Твердая корочка и мягкая сердцевина, услада идеального контраста фактур. Я пал мгновенно. В публичных домах - булочных я регулярно, ненасытно, безрассудно изменял всем этим чапати-из-соседней-лавки, которые дожидались меня дома. Восток есть Восток, а Запад есть запах. Запах дрожжевого хлеба.

Все это, напоминаю, было задолго до того, как английские хлебные прилавки подверглись освежающему нашествию европейских сортов, задолго до появления хлеба с оливками и хлеба с помидорами, чиабатты и бриошей; стоял 1961 год. И все же родившаяся тогда любовь так никогда и не утратила своей силы; новые, экзотические разновидности хлеба только добавили ей новых восторгов.

Стоит присовокупить, что тогда же я сделал еще одно открытие, не менее пронзительное: я открыл для себя воду. Дома вода была непригодной для питья, ее приходилось долго кипятить. Возможность пить воду из-под крана - это ли не роскошь? В этом смысле качество жизни на Западе в последнее время несколько понизилось… но я крепко запомнил, что, впервые ступив на землю немыслимо богатой и могучей страны, первые доказательства своего везения нашел в каравае и в стакане. С тех самых пор я никак не могу понять, какие такие лишения испытывает человек, которого «посадили на хлеб и воду».

Ноябрь 1999 года.

Перев. А. Глебовская.

Из книги Газета День Литературы # 149 (2009 1) автора День Литературы Газета

Николай БЕСЕДИН ВОСПОМИНАНИЯ О ХЛЕБЕ "Многим ли, действительно приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испечённого хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума". К.А. Тимирязев Я давно хотел написать,

Из книги Копилка народной мудрости. Традиции, обряды, приметы, пословицы, поговорки автора Демус Валерий Анатольевич

О хлебе и еде У древних славян прием пищи был своеобразным обрядом общения с богами, поэтому за стол не садились в головном уборе. Сначала подавали поляницу – круглый хлеб, символ солнца. За столом могли решать самые разные вопросы, от бытовых до политических. Для этого в

Из книги Нью-Йорк. Заповедник небоскребов, или Теория Большого яблока автора Чумакова Карина Хасановна

7. Сэндвич с пастрами на ржаном хлебе (Pastrami on rye) Пастрами – одно из лучших изобретений еврейской кухни. В вопросе изготовления мясных деликатесов, где большинство национальных кухонь опирается на свинину, евреи смогли достичь волшебных результатов с говядиной.