Из курицы

История чая в средней азии. Чай в средней азии. Известная марка узбекского чая

История чая в средней азии. Чай в средней азии. Известная марка узбекского чая

Абашин С.Н.

Чай - удивительный напиток. Так говорят о его вкусовых и целебных свойствах тоже можно сказать о его культурной и социальной роли. У всех современных народов, которые включают чай в свою кухню, напиток мистифицируется, наделяется сакральными качествами, считается "душой", символом народа. Подобное отношение тем более удивительно, что у большинства народов чай появился по историческим меркам достаточно поздно.

История чая - это история культурных и социальных изменений в обществе. В начале I тыс. н.э. он был известен лишь южным китайцам. Только в VIII-Х вв., получив в буддизме признание в качестве священного напитка, чай проникает в Китай, Тибет и Японию и становится предметом экспорта . В большинстве других стран Азии чай проникает уже во II тыс. н.э., сначала в регионы распространения буддизма, а затем ислама и христианства. При этом существует любопытная закономерность: там, где пьют кофе, чай пользуется меньшей популярностью - таким образом мир условно делится на тех, кто предпочитает чай, и тех, кто отдает приоритет кофе . Этот примечательный факт имеет скорее социальное и культурное объяснение, нежели биологическое, поскольку кофе и чай - это вовсе не взаимозаменяемые с точки зрения их свойств напитки.

В Европу чай в 1517 г. привезли из Китая португальцы, и около 100 лет его пили только представители португальской знати. В 1610 г. чай появился в Голландии. В 1664 г. супругой английского короля стала португальская принцесса, с ней в королевский двор пришел обычай пить чай, после чего новая английская мода стала быстро распространяться в Европе среди дворянства, купечества и горожан. Напиток стал необычайно популярен, а торговля им превратилась в выгодное экономическое предприятие. Именно из-за торговых пошлин на чай в 1773 г. произошло "Бостонское чаепитие", с которого началась война Великобритании с ее Североамериканскими колониями, закончившаяся образованием нового государства - США.

В Россию чай впервые привез в 1638 г. посол Василий Старков в качестве подарка от одного западномонгольского правителя. Напиток понравился царю и боярам и уже в 1670-е годы стал предметом ввоза в Москву. Вплоть до конца XVIII в. чай был "городским" напитком и широко продавался только в Москве. Как отмечал исследователь кухни народов мира В.В. Похлебкин, есть множество факторов, которые должны были затруднять распространение чая, - наличие напитков-конкурентов, чужое сырье, необходимость специальных знаний и оборудования, дороговизна, консерватизм обычаев: "... но вот чудо - чай, несмотря на все эти препятствия материального, бытового, психологического и культурного характера на его пути к распространению в народе, сумел все-таки превратиться в подлинно русский (...) национальный напиток, притом такой, отсутствие которого стало просто немыслимым в русском обществе, а внезапное исчезновение которого из быта, скажем, в конце XIX века могло привести, без всякого преувеличения, к национальной катастрофе (...) чай, появившись в России в 30-х годах XVII века и начавший превращаться в народный напиток в Москве уже спустя 50 лет после этого, сделался к началу XIX века, т.е. за какие-нибудь полторы сотни лет, совершенно непременным, обязательным..." .

В 1714 г. чай пили в Казани, хотя это было еще дорогое удовольствие, а к XIX в. чаепитие "...настолько вошло в татарский быт, что без него не мыслился ни один праздник..." . Таким образом, существует общая закономерность: "народным" напитком в большинстве случаев чай становится только в XIX-XX вв., проделав сначала путь из палат знати в городские лавочки, а затем в сельскую местность. Весь этот путь прошел чай и в Средней Азии.

Первые известия о чае встречаются у путешественника А. Олеария, который писал, что в столице Персии Исфахане в 1630-е годы были "Tzai Chattai Chane", т.е. "...харчевни, в которых пьют иностранную теплую воду (...) черную (темноватую) воду, отвар из растения, привозимого Узбецкими Татарами в Персию из Китая (...) Это именно то растение, которое Китайцы называют чаем (...) Персияне варят его в чистой воде, прибавляют туда анису, укропу, а некоторые немного гвоздики..." . Данное сообщение прямо указывает на то, что уже в начале XVII в. чай был известен не только персиянам, но и "узбекским татарам", т.е. жителям Средней Азии. Однако это едва ли не единственное указание в письменных источниках, которое подтверждает столь раннее знакомство обитателей интересующего нас региона с напитком. Как отметила Е.М. Пещерева, которая провела специальное исследование этой проблемы, "... если подытожить все наши данные о времени начала широкого распространения чая (...) то, за исключением Бухары, для городов Средней Азии время это приходится на начало второй половины XIX в., для сельских местностей на равнине - на самый конец XIX в. и для горных районов Таджикистана - на XX в." . В Бухаре чай пили уже в XVIII в., причем только знать . Кроме вопроса "когда", интерес представляет вопрос "откуда". На этой проблеме стоит остановиться подробнее.

У истоков распространения чая в Средней Азии могли быть китайцы. Об этом есть достаточно очевидные свидетельства. Письменные источники содержат упоминание о том, что в середине XVIII в. китайские послы привезли кокандскому правителю Ирдане в дар "атласные ткани и чай" . Китай и китайская культура всегда оказывали влияние на регионы Средней Азии. В начале I тыс. н.э. китайцы неоднократно пытались утвердить там свое господство. На протяжении всего средневековья китайско-среднеазиатские отношения периодически возобновлялись и затем опять надолго прерывались. Достаточно интенсивными эти отношения были в XVIII-XIX вв. В XVIII в. маньчжурская династия Цин устремилась на запад. В середине столетия Китай захватывает Джунгарское ханство, под фактической властью которого находились многие регионы Средней Азии. Китайцы попытались утвердить свое влияние на всей территории, принадлежавшей джунгарам. Это удалось сделать в Восточном Туркестане (нынешняя китайская провинция Синьцзян). В 1758 г. киргизы послали послов в Пекин, фактически признав китайский протекторат . В том же году кокандский правитель Ирдана-бий также признал покровительство китайцев, которое затем подтвердил следующий правитель Норбута-бий . Это признание было не вполне добровольным и сопровождалось военными походами китайцев в Ферганскую долину . Есть, например, сообщение о вторжении 9-тысячного войска китайцев в 1759 (или 1760) г., которое, правда, закончилось поражением цинских войск . В самом центре Ферганской долины, на берегу Язъяван-сая, около города Маргелан, по сообщению местных жителей, было место кровопролитной битвы с китайцами . В XIX в. в Ферганской долине проживало немного китайцев, захваченных в плен в результате ряда войн, бывших в этом столетии между Китаем и Кокандом. Эти пленные принимали ислам и сливались с окружающими народами. Дипломатические контакты были менее интенсивными. По свидетельству Ч. Валиханова, последний китаец в Коканде был при восшествии на престол Шерали-хана в 1842 г., тогда он приезжал на траурную церемонию - на траурный костер по убитому хану Модали, после этого посланниками Китая в Коканде стали "туземные лица" .

Несмотря на все сказанное, вряд ли китайцы могли быть основными распространителями моды на чай в Средней Азии. Прямые контакты населения двух регионов были не очень продолжительными и осуществлялись в основном в форме политического, идеологического и военного противостояния. Влияние Китая на проникновение чая в Среднюю Азию скорее всего было опосредованным. Прежде всего речь идет о торговле. В конце XVIII - начале XIX в. китайский чай в виде спрессованных плиток был весьма популярен в среднеазиатских городах. По утверждению Ч. Валиханова, в начале XIX в. "вся Средняя Азия и Афганистан пользовались чаем, привозимым через Коканд из Кашгара, и употребление чая" стало повсеместным, причем, когда китайцы закрыли границу, то в 1829 г. "кокандцы решились с оружием в руках открыть себе торговлю" . Это влияние отразилось в одном из названий чая, забеленного молоком, - "синчой" (китайский чай), а также в популярности китайской чайной посуды.

Отвергая точку зрения о прямом заимствовании чая у китайцев, Е.М. Пещерева предполагает, что чай в Средней Азии распространяли монголы, бывшие в гораздо более тесных, чем китайцы, отношениях со среднеазиатским населением . В современных преданиях ферганских жителей калмыки нередко рассматриваются как коренное, наиболее древнее население Ферганы. Правда, в этом случае калмыков путают с "мугами" (кал-муг), древним немусульманским населением Средней Азии . Тем не менее, несмотря на эту путаницу, предания отражают ту реально огромную роль, которую калмыки сыграли в истории Ферганской долины и всей Средней Азии в позднем средневековье.

Калмыки принадлежат к числу западно-монгольских племен, которые по письменным источникам известны также как "джунгары" или "ойраты". Уже в XVI в. калмыки воевали с казахами, а в XVII в. нападали на Хорезм и Ташкент, вели переговоры о военном союзе с бухарскими правителями и совершали набеги на окрестности Бухары. В начале XVII в. в руках калмыков был Мангышлак, где у них скрывался будущий хивинский правитель Абулгази. В середине XVII в. калмыки взяли "верх над некоторыми туркменскими улусами", после чего напали на область Астрабад (северо-восточный Иран) и отправили послов к персидскому шаху . В середине XVII в. образуется так называемое Джунгарское ханство, которое начинает экспансию на запад. В 1680-е годы джунгарский правитель Галдан захватил весь Восточный Туркестан, совершил походы на Сайрам (нынешний Южный Казахстан), воевал с киргизами и жителями Ферганы. В 1723 г. джунгарские войска овладели городами Сайрам, Ташкент, Туркестан, Сузак и т.д. В том же году джунгарский правитель направил послов к бухарскому правителю из династии Аштарханидов и угрожал захватить Самарканд и даже саму Бухару. По разноречивым сведениям, джунгары фактически владели в начале XVIII в. Ходжентом, Джизаком, Маргеланом . Есть сведения, что под их номинальной властью находились "некоторые земли Дешт-и Кипчака (территория современного Казахстана и северной части Туркмении, некоторые южные области России. - С.А.) и Ирана, а также Бадахшана (современные северо-восточные районы Афганистана. - С.А.), Ташкент, Курам (Курама. - С.А.) и Пскент..." . Джунгары неоднократно посылали войска на завоевание Читрала, Бадахшана, Дарваза и Каратегина. Влияние джунгар было настолько значительным, что в первой половине XVIII в. в Бухаре были популярны предсказания: власть в Мавераннахре должна перейти от узбеков к калмыкам, как когда-то она перешла к узбекам от Тимуридов .

«Каспийские новости» уже писали об особенностях чаепития в Казахстане. Но поспорить с казахами о любви к чаю могут их соседи по Каспию - туркмены. Недаром одна из самых популярных поговорок в Туркменистане гласит - «Пей чай - удовольствие получай!». В этой стране трудно найти семью, где бы вошедшему в дом гостю не предложили «пиалушку чая». Так что же для туркмена чаепитие - удовольствие или ритуал?

Собственное «чайное» исследование Туркменистана провел в своей книге журналист Валентин Баюканский. Автор собрал рассказы и воспоминания туркменских ученых о чайных традициях родной страны.

Так, профессор Овез Гундогдыев рассказывает, что в Средней Азии чай появился в раннем средневековье - его по Великому Шелковому пути доставляли китайские купцы вместе с шелком, порохом и фарфором. Об этом рассказывает находка, напоминающая по форме современный чайник (датируется XII - XIII вв. - тем временем, когда почти вся территория Средней Азии входила в состав Куняургенчского государства туркмен). Чайник имеет шарообразную форму, вес - 1,5 кг. Он изготовлен из цельного куска камня и украшен «ковровыми» орнаментами. На сегодняшний день это пока единственная находка подобного рода.

Чай туркмены употребляют в большом количестве. И не случайно. Этот напиток - отличный терморегулятор тела. Вот что по этому поводу говорит немецкий этнограф Рихард Карутц, побывавший в начале XX в. у туркмен и казахов Мангышлака. Он отметил, что местные жители пьют невероятно много чая - от семи до десяти стаканов утром, днем и вечером. Рихард Карутц пишет: «… люди были правы, когда говорили: «Сегодня нужно выпить побольше чаю, очень жарко»; они сознательно выпивают такие количества этого привозного продукта, как в старину они выпивали с той же целью такие же количества горячей воды с распущенным в ней салом. И я нахожу, что холодная вода, молоко или пиво никогда не утоляют вполне жажды и не разливают по всему телу такого интенсивного приятного ощущения, как горячий чай».

Туркмены всегда были большими любителями зеленого чая. В конце XIX - начале XX вв. Ашхабад являлся важным торговым центром, откуда из Бухары, Хивы и Персии переправлялись товары в Россию, в том числе большие партии зеленого чая. Русский исследователь Евгений Марков , совершивший в конце XIX в. поездку в Туркменистан, писал: «Базары - это обычный всенародный клуб восточного человека, где он видится со всеми, с кем ему нужно и не нужно, где он узнает все новости дня. Оттого кухоньки, чайные лавки, продажи сластей - тут на каждом шагу, прямо на открытом воздухе, под сенью разбитых шатров, под тенью дерева. Целыми десятками усаживаются рядком в тени от солнышка полосатые халаты и не спеша потягивают из больших фарфоровых чашек без блюдцев неизобразительно жидкий, но вместе с тем и неизбежно дешевый зеленый чай, который в громадных количествах привозится для туземного потребления персиянами из Индии…».

Чай сделался до того необходимым ежедневным напитком степного туркмена, что многие носили на поясе кожаный круглый футляр с чайною чашкой. Эти футляры делали из дешёвой бараньей кожи.

Туркмены не обходились без зеленого чая даже на фронтах Первой и Второй мировых войн. Например, всадники Текинского конного полка, участвовавшие в 1914-1917 гг. в Первой мировой войне, постоянно получали с родины посылки с зеленым чаем. Вот одно из писем с фронта за февраль 1916 г. на адрес Дамского комитета в Асхабаде: «Туркменский конный полк приносит комитету глубокую благодарность за щедрые подарки, доставленные полку… Подарки состояли из двух пудов (1 пуд -16 кг.) двадцати пяти фунтов зеленого чая и двух пудов сахарных леденцов местного изготовления».

На первый взгляд, у туркмен нет четко выраженной чайной церемонии или обычаев, связанных с употреблением чая, пишет биолог и эколог Гочмурад Кутлиев. Но один ритуал все-таки есть. Как только принесут свежезаваренный чай, наливают пиалу и опрокидывают ее обратно в чайник. И так обязательно три раза. Потом отставят в сторонку со словами «demini alsyn» (пусть подышит) и только через некоторое время приступают к смакованию напитка. Причем кое-где первую кясе (посуда, похожая на пиалу, но большего размера - прим. КН) наливают хозяину - чтобы убедился, насколько хорошо заварился чай.

Несмотря на то, что большинство туркмен предпочитают зеленый чай, на западе страны пьют черный чай с молоком - верблюжьим. А вот у сарыков Марыйского велаята было принято готовить из молока верблюдицы первого удоя своеобразный напиток - «шир чай». В молоко добавляли по вкусу зеленый чай и немного курдючного сала и раздавали соседям.

Кстати, между туркменскими племенами нет единого стиля чаепития, если теке (одна из крупнейших племенных групп в составе туркменского народа - КН) пьют чай после приема пищи, то прикаспийские иомуды - наоборот.

С чаем неразрывно связана народная мудрость туркменского народа. Так, туркменская поговорка-высказывание дает очень точную характеристику крайне негостеприимному человеку: «Не нальет и одну пиалушку чаю». Или очень неодобрительно в отношении скупца - «Страдающему от жажды не даст чаю». О немощных, одиноких могут сказать - «Некому им подать чашку чаю» - это подчеркивание абсолютного одиночества.

Напоить чаем большое количество гостей в Туркменистане - например, на свадьбе - ответственное и сложное дело. «На любом крупном мероприятии где-нибудь в сторонке от казанов будут стоять громадные титаны „гуп“ на сто - сто пятьдесят литров, и рядом выстроятся батареи чайников и чайничков, - рассказывает Гочмурад Кутлиев. - Джигиты будут обходить ряды празднующих гостей, вполголоса (чтобы не мешать беседе) спрашивая: „Не принести ли свежезаваренного чаю?“. Здесь-то и понадобится особый артистизм и мастерство - попробуйте удержать в памяти, кому и какого чаю принести…».

Во время чаепития в Туркменистане существует гибкий избирательный подход к гостям: наиболее почитаемым - фарфоровые или фаянсовые чайнички и фарфоровая пиала, а также - блюдце со сладостями (кишмиш, мед, арахис); другим, для дальних рядов - металлические чайники на несколько человек и леденцы. Таким образом, по сопутствующим чаю сладостям узнается «статус» гостя - одному мед, а другому обыкновенный сахарок.

По материалам сети Интернет

На рынке Грузии довольно большую долю, примерно 75% занимает дешевый и низкокачественный импортированный чай. Потребитель почему-то пока все еще предпочитает его, между тем его качественные показатели нельзя даже сравнивать с чаем. Простой лабораторный тест явствует, что продукция насыщена красителями и ароматизаторами.

В Грузии в год производится приблизительно 3 тысяч тонн чая, и его большая доля уходит на экспорт, в том числе в виде сырья. Например, из Грузии в Азербайджан вывозят сырье чая, а оттуда грузинский чай возвращается к нам расфасованный, как азербайджанский продукт. В последние годы на местном рынке стараются создать и внедрить брэнды грузинского чая. Одним из них является "Шемокмеди".

Директор ООО "Милмарт" Георгий Маисурадзе: "В Гурии, в селе Шемокмеди, еще в 1975 году было создано экспериментальное предприятие "Шемокмеди", где обрабатывали местный чай. Потом, как известно, все остановилось, в том числе и производство чая, и чайная фабрика "Шемокмеди" в течение десятков лет не работала.

В 2011 году мы решили возродить на ее базе новое производство, но мы принципиально изменили подход, и если в советский период во время производства чая основной акцент делался на количество, мы взяли ориентацию на качество.

Мы выкупили предприятие, точнее, что от него осталось, осуществили переоснащение производственной линии и начали принимать местное сырье. Установки преимущественно изготовлены из дерева, что до минимума сокращает соприкосновение продукции с металлом. А это дает нам возможность производить чай высокого качества. Кроме того, с 90-х годов почти никто не вносит удобрения в местные чайные плантации, и это тоже стало предпосылкой для получения продукции высокого качества. Мы целиком на собственные средства подняли предприятие, кредит банка нам не понадобился. В Гурии и сегодня с сожалением вспоминают время, когда все были вовлечены в сбор чая, и у населения были доходы от этого. Поэтому все с радостью встретили то, что наша фабрика заработала.

Первую продукцию на внутренний рынок мы вынесли в 2011 году. Сначала мы просто назвали его грузинским чаем. Настолько был дефицитным на рынке грузинский чай, что мы свою стратегию рассчитали на это- указать потребителю, что продукция грузинская. Расчет оправдал. Чай "Шемокмеди" и раньше узнавали как в Грузии, так и за ее пределами, и скоро наш чай появился на рынке как раз таки под этим названием. Продукцию мы и сейчас упаковываем наполовину. В будущем намереваемся привезти из Европы автоматическую упаковочную установку, но на это требуется солидная инвестиция. А нашей продукции необходима большая популяризация, чтобы местные потребители знали какое преимущество есть у грузинского чая по сравнению с импортированным. Чай высокого качества, премиум-класса, по импорту в Грузию входит довольно мало, и стоит дорого, втрое-вчетверо раз дороже произведенного нами чая того же качества. А та импортированная продукция, которая продается дешево, очень низкокачественная, и возможно, экологически загрязненная. Импортированная продукция ставит нас в условия нездоровой конкуренции. Растаможка чая происходит по льготным условиям, тогда как наша продукция на местном рынке облагается налогом. Есть данные, что входит контрабандная и фальсифицированная продукция чая.

На данном этапе объем производства нашей компании составляет приблизительно 10 тонны, однако у нас есть потенциал удвоить производство. Только половина всего объема продукции продается на местном рынке, остальная мелкими партиями уходит заграницу.

В последнее время возросла популярность зеленого чая и у нас, и заграницей. Между тем в мире наблюдается дефицит качественного зеленого чая. Например, на рынках Средней Азии грузинский чай в период кризиса сменил китайский чай. Там принято пить в день более десяти стаканов зеленого чая, и у тех, кто интенсивно пил китайский зеленый чай, возникли сердечнососудистые проблемы. А грузинский зеленый чай отличается низким содержанием танина и нежным ароматом. После этого вновь появился спрос на грузинский чай, несмотря на то, что он дороже китайского. Производство чая довольно сложный процесс, но качественная продукция является достаточно прибыльной, поскольку срок хранения чая составляет три года".

В Узбекистане чай считается национальным напитком. Историки утверждают, что узбеки пили еще в 19 веке. Чай всегда употребляли в больших количествах. Его пили в мелких кишлаках, в больших городах. Напиток готовили в небольшом медном кувшине (кумгане). В зажиточных семьях чай пили из .

Узбекский чай тогда был дорогой, качественные сорта были доступны только богатым людям. Бедные люди пили смеси, которые состояли из разных трав и чайного листа невысокого качества. Часто употребляли чай с молоком, маслом, перцем и солью.


Известная марка узбекского чая

Узбекский чай, выпускаемый под маркой «Узбекский №95», является самым знаменитым чаем в Средней Азии. Он относится к крупнолистовым элитным чаям. Отличается характерным терпким вкусом. Этот напиток хорошо охлаждает организм, утоляет жажду, что очень актуально для жаркого климата страны. Крупные листья этого чая спиралевидно скручены. При заваривании они красиво разворачиваются.

Когда-то великий Авиценна сказал, что чай должен укреплять дух, освежать тело, пробуждать мысли, смягчать сердце и прогонять лень. Это высказывание прекрасно подходит к зеленому чаю 95. Выращивается чай номер 95 на китайских плантациях. Но расфасовывают его в самом Узбекистане. Здесь его называют Кок-чой. Производство чая традиционное, он проходит все стадии обработки зеленого чая - завяливание, сушку, скручивание, окончательную сушку.

Полезные свойства узбекского чая

  • Благодаря содержанию фтора укрепляет зубы, ногти, кости.
  • Улучшает пищеварение.
  • Благотворно влияет на работу сердца и состояние сосудов.
  • Снижает уровень холестерина.
  • Успокаивающе действует на нервную систему.
  • Нормализует обмен веществ.


Способ приготовления узбекского чая

Для приготовления узбекского зеленого чая 95 берут фарфоровый чайник. Его тщательно прогревают, засыпают сухую заварку зеленого чая. Залить горячую воду на четверть объема чайника. Чайник нужно поставить в открытую включенную духовку на несколько минут. Затем вынуть, долить чайник водой до половины, накрыть его салфеткой, оставить на три минуты.

Потом добавить в чайник кипятка до 3/4 объема чайника, снова оставить на три минуты под крышкой. Только в четвертый раз чайник доливается до края, спустя три минуты, его можно разливать по чашкам. Хозяин, разливая напиток, наливают чай понемногу, чем меньше чая он налил в чашку гостю, тем желаннее этот гость. Каждый раз, доливая чай в чашку, он выражает свое уважению к гостю.

Как пьют чай в Узбекистане

Неотъемлемой частью любого застолья в Узбекистане является узбекский зеленый чай. Его заваривают и подают в соответствии с узбекскими традициями. 95 чай предпочитают пить в больших компаниях, для этого собираются не только в кругу семьи, но и с друзьями в чайхане. В специально оборудованные чайханы приходят, чтобы отдохнуть, пообщаться. Чтобы защитить посетителей от зноя, вокруг чайханы сажают деревья. Сооружение расписывается узорами, украшают изречениями мудрецов Востока, картинами.

18 выбрали

Знакомство с чаем у среднеазиатских народов состоялось раньше Англии и Европы - здесь шли караваны Шелкового Пути, которые его везли вместе с другими редкостями. Чай в культуре народов Узбекистана, Таджикистана, Киргизии,Казахстана занимает гораздо больше места, чем в европейских странах и даже Англии.

Средняя Азия - вроде бы одна территория, а традиции совершенно разные, даже чайные!

Зеленый чай из пиалы, чай с маслом и солью, с верблюжьим молоком и даже со сметаной - все это среднеазиатское чаепитие, со своей культурой, обычаями и рецептами. Но есть одно общее - особое уважение, оказываемое гостям, собравшимся за чайным столиком в чайхане, у костра в степи или на кошме в юрте.

Узбекская чайхана (чайхона ): пиалы с зеленым чаем и знаменитые лепешки, самый что ни на есть культурный отдых, потому что чайхана - это прежде всего общение, неспешная беседа и даже деловые переговоры. Любая трапеза начинается зеленым чаем, им же и заканчивается: вначале подают сладости, выпечку, сухофрукты и чай, затем плов и другие блюда,а в конце снова чай.

Узбекский кок-чай: В прогретый фарфоровый чайник засыпается зеленый чай по 1 ч.л. на каждую пиалу плюс еще одна, заливают водой на четверть и держат над очагом или в духовке, через пару минут до половины, еще через 2 минут кипятком обливают чайник сверху и доливают воды до ¾, ещё через 3 минуты - доверху. Перед тем как пить чай не меньше трех раз женят - наливают в пиалу и выливают обратно в чайник.

Отличительная черта узбекской традиции чаепития: чем более уважаем гость, тем меньше чая в пиалу ему наливает хозяин. Обычно на треть трети пиалы, но при большом уважении нальют и меньше. Почему так? Дело в том, что в Узбекистане считается проявлением уважения частое обращение к хозяевам за добавкой. Хозяин даёт гостю такую возможность наливая минимум чая, одновременно показывая,что ему самому не в тягость услужить гостю лишний раз. Наливают чай по-особенному, так, чтобы на поверхности остались пузырьки. Полную пиалу нальют только незваному и нежеланному гостю!

Казахская чайная церемония - с уважением

Если русский человек пьет чаю,сколько может, то казах пьет еще больше: 5-7 пиал на завтрак, обед и ужин - это нормально.Когда пьют чай казахи? Всегда: перед всем и после всего. Чаепитие начинает любое застолье и оно же его заканчивает, составляя конкуренции традиционному кумысу. Казахи предпочитают черный чай, называя его красным по цвету заварки - кызыл-чай . Специально для хранения чай, сладостей и сахара у казахов есть специальные сундучки из дерева с замочком и на ножках -шай сандык.

Казахская чайная церемония не уступит китайской: разливать чай могут только женщины -хозяка или старшая дочь, нельзя перепутать пиалы, пиала никогда не должна быть пустой и в ней не должно быть чаинок. От души тоже наливают по-своему - ровно на треть, потому что чай должен быть всегда горячим!Вот только невестке чай на большой церемонии налить не позволят - считается, что невестка чай разливать не умеет! Только если старший мужчина в семье захочет похвалить невестку за домашним чаепитием, то скажет: "Хорошо чай разливаешь!".К чаю помимо варений-печений непременно подадут баурсаки ! Если гость напился, он не говорит об этом - показывает:опрокидывает чашку на блюдце, кладет пиалу на бок или ложечку на ободок чашки. И даже после этого хозяева будут уговаривать выпить еще пиалку! Чай пьют подолгу, с легкой беседой и веселым разговором и ни слова о делах!

Таджикский, туркменский, киргизский чай

Чай кабуд - таджикский зеленый чай, а чай с молоком – ширчай . Пьют его только из пиал, подаваемых на подносах с сладостями и лепешками. Как и везде в Средней Азии чай - всегда: за трапезой, за беседой и просто чай. В Туркмении пьют черный чарачай и зеленый кокчай , подавая каждому отдельный фарфоровый чайник с пиалой.

Туркменский способ заварки чая, принятый также в Казахстане и Таджикистане основан, на необходимости экономить воду: большой фаянсовый чайник прогревают, закопав его в горячий песок. Затем засыпают черный чай, около 25 грамм на литр, и вливают один стакан кипятка. Когда заварка достаточно набухнет, вливают горячее верблюжье молоко и все очень тщательно взбалтывают или переливают из посуды в посуду. Спустя 10 минут добавляют сливки и сахар. Разумеется за недостатком верблюжьего можно попробовать это способ заварки с обычным молоком самой большой жирности.

Киргизский (уйгурский) атканчай (эткен-чай) - пожалуй самый известный из необычных способов употребления чая!

Черный байховый чай заваривают очень крепко и доливают молоко 1:1, солят и дают закипеть. Весте с молоком добавляют сливочное масло, иногда сметану и повторно доводят до кипения. Разливают по пиалам, иногда посыпая кунжутом. Это очень сытный напиток, который пьют обычно на завтрак. Эткен-чай считается изобретением кочевников, как еда быстрого приготовления. Чай киргизы пьют с лепешками, баурсаками (жаренные в масле нарезанные куски теста), сушеными фруктами, медом.

Несколько общих черт среднеазиатского чаепития: пиалы, низкий столик дастархан , низкие сиденья суфа, неспешная беседа и халат, стеганый конечно!

Способы употребления чая по-среднеазиатски могут показаться вам весьма странными на вкус,но польза их для здоровья несомненна.

Доброго чаепития!