Тесто

Энергетическая ценность пельменей. Полезны ли пельмени? Основные производители пельменей

Энергетическая ценность пельменей. Полезны ли пельмени? Основные производители пельменей

По достижению 10-летнего возраста подросшие дети начинают новую жизнь. С появлением первых изменений в физиологии начинает постепенно меняться поведение детей. Анализ психологии детей и подростков еще раз доказывает, что практически каждый год в жизни ребенка является определенной ступенькой в его развитии.

Современные подростки в компании

Путь от чистого ребенка до подростка

Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.


Подростковый возраст - признаки

Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.

Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.

Изменения у подростков в 12 лет

12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.


Проблемы внешности начинают беспокоить подростков

Родителям не стоит паниковать от таких перемен, а лучше позаботиться о здоровье их подростка, приобрести ей натуральную косметику с отсутствием химии.

Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.


Эмоциональная сфера подростков - особенности

Рассвет подросткового периода

Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.

Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.


Подростковый кризис- кризис становления личности

Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.

Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.


В этом возрасте появляются первые личные трагедии и тайны от родителей

13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.

Ох уж эти детки!

Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний - совершенно разные вещи.

Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.


Девочка «взрослеют» раньше мальчиков

Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители. Именно в 12 лет многие родители начинают вести со своими детьми тонкую политику. Ребенку в 13 лет уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, - создать доверительные отношения с подростком.

Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.

Только таким способом каждый из нас проходил этап взросления. Необходимо вспомнить себя в этом возрасте. 12 лет – это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить. Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.


Как проявляется чувство взрослости у подростков

А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.

Влияние компании на подростка

Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?


Подростки и сверстники - социальный аспект возраста

Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.

Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.

Укрощение строптивой девочки

Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.

К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.


Подростковый кризис часто приводит к девиантному поведению

Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор. Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.

Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.


Подросткам надо набраться терпения на пубертатный период

Родителям на этот период придется запастись терпением. Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.

Первые проявления личности

Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе. Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе. Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками. Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.

У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой. Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.


Подростки начинают купить, чтобы казаться взрослее

Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.

Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.


Главное - наладись с подростком доверительные отношения

Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением. Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им. И ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.

Похожие материалы

Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие ребенка в 9 лет характерно тем, что он стал не только более уравновешенным, но и ответственным, он хорошо разбирается во многих вопросах и больше понимает. Развитие ребенка 11 лет характерно тем, что подросток активно начинает изъяснять и отстаивать собственную точку зрения, его мнение превалирует над мнением окружающих и кажется единственно верным. Также развиваясь, ребенок 12 лет «отвоевывает» личное пространство и самоутверждается. Чтобы развитие ребенка в 10 лет и на протяжении всего подросткового периода проходило безболезненно и правильно, родителям стоит понимать изменения, происходящие в организме и сознании их ребенка и уметь своевременно к ним адаптироваться.

Физиологическое развитие подростка

Несмотря на раннее развитие современного молодого поколения, все же период полового созревания принято относить к 10-13 годам. Физиологическое развитие ребенка в 9 лет обычно протекает без каких-либо ярко выраженных метаморфоз. А вот ребенок 10-12 лет обычно уже вступает в стадию подростковых изменений, которые затрагивают не только организм, но характер и самосознание. У некоторых детей данный период проходит безболезненно, другие же переживают массу волнений и трудностей. Так как избежать данной «перестройки организма», запрограммированной природой, не удастся, важно быть осведомленным о ее особенностях. Ведь многие дети не могут понять своего состояния и происходящего и поэтому на данном этапе помощь должны оказать родители.

  • Развитие ребенка 10 лет. Десятилетний ребенок только вступает в подростковый период. У девочек физиологические изменения в организме происходят обычно раньше и быстрее, чем у мальчиков. В большинстве случаев гормональная перестройка сопровождается резкой сменой эмоций, возникновением выраженного интереса к противоположному полу, активным формированием межполовых отношений. С началом полового созревания в кровь усиленно поступает половой гормон.
  • Развитие ребенка 11 лет. Примерно к 11 годам девочки начинают прибавлять в массе тела, тогда как у мальчиков пока не наблюдается существенных изменений в весе. Нередко в этом возрасте проявляются и первые признаки личностный изменений, ребенок становится вспыльчивым, отдаляется от родителей.
  • Развитие ребенка 12 лет. Происходит развитие вторичных половых признаков и перераспределение жира на теле. У мальчиков резко увеличивается размер яичек, происходит ломка голоса, появляются волосы в интимных зонах, случаются ночные поллюции. У девочек также появляется волосяной покров в интимной зоне, растет грудь, очерчивается фигура. Главным авторитетом для ребенка в этом возрасте являются сверстники, у подростков снижается интерес к учебе, могут меняться ценности и увлечения. Ребенок может присоединиться к молодежной субкультуре. Этот возрастной период является подготовительным этапом к общественно-половым отношениям, поэтому родителям следует обсуждать волнующие подростка темы и просто непринужденно беседовать о семейных, межличностных и половых отношениях.
  • Развитие ребенка 13 лет. В этот период происходит так называемый скачок роста, когда подросток быстро вытягивается. Продолжается увеличение массы тела, мальчики могут весить от 38 до 50 кг, а девочки 43-52 кг. У мальчиков происходит наращивание мышечной массы, а у девочек продолжает формироваться женская фигура.

Что могут сделать родители, для правильного развития ребенка 10 лет и на протяжении всего подросткового возраста? Во-первых, со стороны родителей требуется понимание и соблюдение дружеского тона общения. Нужно продолжать беседовать с ребенком, причем не читать нотаций, а вести диалог, разговаривая тогда, когда ребенок открыт к общению. Важно не только обсуждать различия между мужчинами и женщинами и обговаривать нюансы межполовых отношений, но и показывать ребенку различные аспекты социальных отношений. Не стесняйте обсуждать с ребенком и сексуальные аспекты, импульсы и влечение, помогая ему разобраться в себе. Если ребенок не желает выходить на откровенные разговоры, можно предлагать ему качественную литературу и фильмы на данную тематику. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок активно познает себя и пытается выстроить новые отношения с окружающими, следует помочь ему найти гармонию между собственным и общественным.

Психологическое развитие ребенка 10 лет и 11-13 лет

К десяти годам ребенок выглядит действительно повзрослевшим, а к 12-13 годам практически полностью заканчивается формирование личности ребенка. В этот период важно сохранить связь между родителями и детьми, так как она именно в это время наиболее слабая и хрупкая, ведь ребенок готов слушать кого угодно, только не родителей.

Для развития ребенка 10 лет характерно повышение коммуникабельности и самостоятельности. Ребенок легко заводит знакомства, уютно чувствует себя в компании сверстников, проводит много времени с друзьями. Все попытки сократить общение ребенка будут восприняты с негодованием, поэтому запреты здесь не помогут. Свои просьбы и пожелания выражайте не в ультимативной форме, а в виде дружеских советов или констатации факта.

Для правильного психологического развития ребенка 11 лет необходимо ему предоставить большую степень свободы. К примеру, можно отправить его в хороший пионерский лагерь, здесь он может безопасно отдохнуть без родительского контроля.

Психологическое развитие ребенка 12 лет характеризуется отдалением от родителей, подросток пытается «огородиться» от окружающих. В этот период важно ослабить контроль, но ни в коем случае не убирать его. Разговаривать с ребенком следует методом ведения переговоров и достижения компромиссов.

Развитие ребенка 13 лет относится к периоду большей психологической стабильности, у подростка уже сформированы основные ценности и взгляды на жизнь, он имеет собственные убеждения и готов считаться с мнением близких. Понимая особенности развития ребенка 13 лет, родителям важно относиться к нему, как к равному, учитывая его мнение и пожелания, но все же продолжайте соблюдать правила, заведенные в семье и воспитывать ребенка.


Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

“Вызов взрослым - не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.


Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:


1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.


2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье - реальной помощи по хозяйству, ответственности.
5. Изменение положения ребенка в семье - с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка - предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.
Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе - мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе - костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А. П. Краковский, 1970).

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. (И. С. Кон).


Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:
“эгоцентрическая доминанта” - интерес подростка к собственной личности;

“доминанта дали” - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

“доминанта усилия” - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

“доминанта романтики” - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Учение . Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л. С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность (Л. И. Божович, 1968). Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий” (Л. С. Выготский). Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. (Л. И. Божович, 1968).

Общение . Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л. И. Божович, 1968). Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.

Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль.


Мышление

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника.

Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей мысли саму мысль. И именно в подростковом возрасте появляются все условия для этого.


В 12-13 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

Этой потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности у учащихся средних классов.

Общее интеллектуальное развитие учеников, не умеющих оперировать абстрактными понятиями, сформированность которых является важным показателем мыслительно-речевого развития, значительно замедляется. Не владея способами логико-речевых преобразований, школьник демонстрирует низкий уровень языкового развития. При этом он неточно выражает свои мысли, делает неправильные выводы, стремится к дословному воспроизведению текста учебника, тем самым, создавая у учителя представление о себе как о неспособном, “трудном” ученике.

С несформированностью абстрактно-логического мышления связано и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня - обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в системы.

Не формировать абстрактное мышление у подростков, значит не научить их по-настоящему мыслить, по сути, остановить их умственное развитие.

Школьники, только начинающие учиться в средней школе, в связи с низким уровнем сформированности абстрактно-логического мышления уже с первых дней начинают испытывать значительные трудности в обучении, и, кроме того, у них может в связи с этим сформироваться стойкое отрицательное отношение к учению и интеллектуальной деятельности в целом.

Целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления должно явиться основной задачей развития учащихся средней школы, начиная с младшего подросткового возраста.
В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

Переоценка ценностей;

Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.
Противоречивость морального развития характеризуется следующим типичным проявлением: “Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и, в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.

Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны” (А.Фрейд).

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Божович, 1968).
Самосознание

“Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка” (Л. С. Выготский). В мышлении подростка открывается способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль.

Соответственно самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте - одна из самых динамично развивающихся психологических структур.

Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.
Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. У подростков 12-13 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня - я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой - повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной,что довольно редко встречается в этом возрасте, он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков. Так, в сочинениях на тему “Какой я?” подростки пишут: “Я хороший, честный, иногда вру родителям...” и т. п.

Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес к вопросу “Каким я могу стать в будущем?” Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее (Н. Н. Толстых).
Отношения с родителями
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.

В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:

Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых;

Эмоциональные связи с семьей ослабевают;

Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план;

В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.
Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).

Отношение к сверстникам
Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший - плохой”, “за меня - против меня”, а также - небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%- положительное, 30%- нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в подростковом возрасте и психологические особенности возраста позволяют решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного развития Я-концепции.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения.

КРИЗИС 13 ЛЕТ

Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний - как их структуры, так и содержания.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа “Я”, так и идентификацией с образом пола. Для младших и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания - пониженная самооценка. По многим критериям - “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. - в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3- 4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя - и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

Изменившаяся система мотивов и переживаний провоцирует разного рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушения поведения, неврозы, шизофрению (А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции и детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и себя самого.

Механический перенос на подростков прежних воспитательных мер “борьбы с недостатками” оказывается крайне неэффективным, необходимы качественно иные педагогические воздействия - опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические образования.

Наверное, каждый ребенок хочет иметь карманные деньги и не просить их у родителей, а поэтому многие подростки начинают работать в летнее время, чтобы заработать деньги и потратить их так, как хочется. Несмотря на то что официально работать могут дети только с 14 лет, даже если вам 12, можно найти несложную подработку для себя. Чаще всего дети работают по несколько человек, так как в одиночку выполнять сложные задания сможет не каждый человек.

Если вы хотите заработать денег, но не можете найти работу из-за своего юного возраста нужно поговорить со своими родителями, быть может, они смогут найти вам подработку на своей работе. Например, перебирать документы, ставить печати, помещать их в папки и файлы. Конечно, платить вам будут родители со своего кармана, но так они будут уверены, что летом вы не просто так убиваете свое время.

Распространенные вакансии

Работа в 12 лет на лето может быть представлена разными вакансиями. Самыми популярными можно назвать следующие:

Для того чтобы не оказаться обманутым нужно внимательно смотреть на работодателя и лучше всего это сделать родителям.

Стоит отметить, что промоутеры, расклейщики объявлений и люди, которые раздают флаера, получают заработную плату за фактически отработанные часы в день выполнения работы. Если работодатель начинает обещать вам деньги в конце месяца или недели, то нужно бежать от него.

Заработок в интернете

Так как можно зарабатывать официально только с 14 лет, одним из актуальных вариантов подработки для ребенка можно назвать интернет. В социальных сетях можно найти много способов заработка, но не стоит вестись на те, где необходимо вкладывать свои деньги. Да и вряд ли это заинтересует ребенка 12 лет, ведь у него нет собственных средств.

Заработок в интернете является несложным, а даже интересным. Кроме того, такой способ заработка актуален не только летом, но и круглый год. Но стоит отметить, что ждать больших денег от такой работы не стоит, но у 12 летнего подростка запросы не велики, а поэтому такая подработка сможет их устроить. В день, как правило, удастся зарабатывать не более 100 рублей. Самыми распространенными способами заработка можно назвать следующие:

  1. Клики по рекламе. Не стоит переживать по поводу того, что вы заразите компьютер вирусами, так как сайты, на которые необходимо делать переходы предварительно проходят проверку. Родители не должны беспокоиться, так как ребенок не сможет натолкнуться «запрещенные» ресурсы.
  2. Чтение писем и прохождение тестов. Необходимо читать небольшие письма и отвечать на вопросы.
  3. Простые задания. Для заработка нужно регистрироваться на сайтах, писать отзывы, ставить лайки.

Можно зарабатывать и в социальных сетях, например, делать репосты записей или проходить несложную регистрацию. Вариантов для заработка много. Конечно, в интернете масса работы, но для подростков 12 лет она подойдет не вся. Например, больше всего можно заработать на написании статей.

Кроме того, можно вести свой блог на Youtube и зарабатывать на просмотрах рекламы. Для того чтобы стать узнаваемым, нужно снимать что-то интересное и неповторимое, тогда ваш канал на платформе станет быстро развиваться, и вы сможете зарабатывать неплохие деньги. На своих видеороликах можно рекламировать организации или другие каналы на Youtube. Самое важное в такой тематике – это регулярное наполнение контента. Также можно в режиме онлайн играть в игры, а игроки будут платить вам деньги, для того чтобы вы продолжали проходить уровень за уровнем.

Если идея с каналом вам не близка, то можно, например, создать свой личный сайт, на котором вы будите размещать полезную информацию для пользователей. Сегодня можно создавать простые сайты бесплатно, например, на платформе Wix , обучиться которой сможет любой человек и даже школьник. Правда с наполнением контента и его оптимизацией лучше обратиться ко взрослым.

В интернете очень много обмана и мошенничества. Наверное, люди, кто хоть раз искали работу в сети, натыкались на такие вакансии: сотрудник по сбору шариковых речек или другой канцелярии. Стоит знать, что такие вакансии могут быть мошенническими, которые предлагают внести предоплату за рабочий материал, а только потом они пришлют вам по почте ручки, которые нужно собрать. И самое интересное, что за такую простую работу «платят» не маленькие деньги, а поэтому желающих попробовать много.

Работа для девочек

Все девочки любого возраста любят что-то мастерить и рукодельничать, а почему бы не совместить приятное с полезным? Очень часто дети зарабатывают на своем хобби. Работа для 12 летних девочек может быть основана на продаже таких вещей:

  • картины, вышитые крестиком или бисером;
  • браслеты, серьги и кольца из разных материалов;
  • рамки для фотографии;
  • самодельное мыло;
  • фигурки из соленого теста, глины.

Если же вы умеете красиво рисовать, то можете продавать свои работы. Такое искусство очень востребовано, так как люди часто в качестве подарка заказывают портреты своих друзей. А если ваши работы качественные, есть возможность продать их недорого, что привлечет поток клиентов, нужно только правильно прорекламировать свои услуги.

Работа для мальчиков

Одной из распространенных вакансий для мальчика подростка можно назвать садовника. Очень часто пожилые люди присматривают за своим садом, огородом или дачей. Но не каждому человеку позволяет здоровье копошиться в земле. А поэтому пожилые люди ищут для себя подмогу, и чаще всего это дети. Ребенок в 12 лет уже умеет полоть грядки, поливать цветы и выполнять несложные поручения в саду. Работа для 12 летних мальчиков может быть и другой: подросток может быть помощником автомойщика, курьера или просто помогать папе.

Помощь соседям

Если вы живете по соседству с гостеприимными людьми, то возможно подработку предложить они смогут вам. Самыми распространенными должностями можно назвать следующие:


Стать актером

Если ребенок имеет актерские навыки, умеет петь, танцевать или выразительно читать стихи можно попробовать пройти актерские пробы. Быть может, у него талант и его пригласят сниматься в рекламных роликах, сериалах или фильмах. Попробовать стоит, так как благодаря детской подработке можно устроить хорошее будущее ребенку. Очень часто в городах проходят пробы на детские роли. Согласно законодательству, то вакансии для детей 12 лет с официальным трудоустройством могут быть такими:

  • кинематограф;
  • цирк;
  • театр;
  • концертные организации.

Эти положения прописаны в 63 статье трудового кодекса, 3 части.

Есть ли опасность

Если ребенок нашел работу в 12 лет, то в первую очередь он должен посоветоваться с родителями, можно ли ему так зарабатывать, даже при условии дохода в интернете. Так как в нашей стране можно работать только с 14 лет, никакого договора с работодателем вы не заключаете, а поэтому не стоит исключать того факта, что вас обманут и ничего не заплатят за выполненную работу. А если вы обратитесь в полицию, то ваших родителей могут наказать за то, что они не следят за своим ребенком.

Немногие работодатели принимают на работу подростков с удовольствием, так как с детьми много хлопот. Очень часто детей не трудоустраивают официально, насторожить подростка должно следующее:

  • испытательный срок;
  • платное обучение;
  • покупка дополнительных предметов для работы.

Если вам предлагают что-то из этого списка, то от этого работодателя нужно идти куда-нибудь подальше, вероятнее всего, вас хотят обмануть. Очень часто разносчикам газет работодатель предлагает заплатить залог за материал, вдруг вы его просто выкинете в мусорный бак, и работа будет не выполнена. Не стоит сотрудничать с такими работодателями, так как они хотят наживаться на четных людях.

Так как найти работу для подростка без обмана сложно, нужно прислушиваться к следующим советам и рекомендациям:

  1. Сходить в школу и узнать о свободных вакансиях на лето. Очень часто там требуются помощники вожатых, работники на огороде.
  2. Обойти организации, расположенные недалеко от дома. Это один из приемлемых вариантов – найти работу недалеко от дома. Не стоит стесняться заходить в организации, так как им часто требуются помощники.
  3. Поговорить с родителями, родственниками и друзьями взрослых. Очень часто помощь в поиске работы оказывают взрослые люди, может, им на работе требуются помощники. И так ребенок будет под присмотром взрослых, а значит, поводов для переживания нет.
  4. Обратиться в орган по работе с молодежью. Но чаще всего такие организации предлагают подработку для детей от 14 лет. Но попробовать обратиться к ним стоит.

Перед тем как попробовать заработать денег, нужно прочесть в интернете отзывы про ту или иную организацию. И если это мошенники, то вы найдете не один отрицательный отзыв о них. Подработка для детей 12 лет может быть в разных отраслях, главное – поговорить с родителями и убедиться, что вы хотите этого.

Вашему сыну 11-12 лет? Цените это золотое время — именно сейчас закладываются его будущие отношения с вами, родителями, его успешность в выбранной области и даже будущая профессия! Что происходит с мальчиками с 6-7 до 12-13 лет и как правильно прожить с ними этот период, рассказывает психотерапевт Александр Полеев.

В жизни мальчиков есть такой период, когда сексуальность во всех ее аспектах — от мыслей и эмоций до поступков — является латентной, то есть скрытой. Этот период длится в лучшем случае 7 лет — с 6 до 13, в худшем — всего 5 — с 7 до 12. На всем его протяжении инфантильная сексуальность (переполнявшая ребенка между 3 и 6 годами) уходит, эротическое начало дремлет, и внимание мальчика сосредотачивается на развитии интересов и навыков, на контактах со сверстниками своего пола.

Приобретения латентного периода

В эти годы мальчик активно включается в жизнь социума, и — одновременно — начинается процесс деидеализации родителей, эмоционального и практического отхода от них. В латентный период процесс этот (абсолютно закономерный и необходимый) происходит медленно, бесконфликтно, без резких сцен и обидных слов. К этому моменту ценности, установки, стереотипы поведения родителей стали частью личности мальчика, он воспринимает их как свои собственные.

Обычно мальчики в эти годы успешно учатся и — самое главное — чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях, спортивных клубах. Резко расширяется сфера общения, у мальчика появляются друзья в классе, в кружке, в спортивной секции, и эти друзья ходят к нему домой, а он — к ним. Но дети еще собираются в группы в соответствии с полом: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.

В 11-12 лет формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковые годы, эти способности тоже могут на время существенно уменьшиться или исчезнуть. Но если латентный и предподростковый этапы пройдены «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращаются и уважение к родителям, и мотивация к обучению, и способность доводить дела до конца, и многие другие очень полезные качества характера.

Только мальчики

Пиком латентного периода мы, специалисты, считаем ситуацию «половой гомогенизации» : мальчик общается только с друзьями своего пола. С девочками он не только общается лишь по крайней необходимости — он о них практически не говорит ни со сверстниками, ни с родителями, просто не упоминает. И в семье мальчик больше обращается к отцу, внимательнее прислушивается к его замечаниям, хотя раньше больше общался с матерью.

Такую мощную «половую гомогенизацию», такое полное игнорирование психологи объясняют тем, что существует период (не дольше года — полутора!), когда вес мальчиков увеличивается, а количество полового гормона, андростенолона, вырабатываемого в это время надпочечниками и яичками, не увеличивается ни на миллиграмм. Таким образом, на единицу веса ребенка приходится абсолютно минимальное количество полового гормона , к тому же очень слабого. А сильный, тестостерон, в этот период секретируется в мизерных количествах — меньших, чем в первый год жизни ребенка.

Препубертат — задел на будущее

Последние один-два года латентного периода мы, врачи-психотерапевты и сексологи, выделяем в некий отдельный этап, отдельный период: предподростковый. И внутренний мир, и переживания мальчика, и его интересы, и поведение, и биофизиологические процессы, лежащие в основе всего перечисленного выше, существенно отличаются и от латентного периода, и от пубертата.

Первый признак препубертата: интересы, которые появляются у мальчика в эти один-два года (а иногда и раньше, в латентном периоде), очень устойчивы, в большинстве случаев они сохраняются на всю жизнь и часто определяют выбор профессии. Этой своей стойкостью они отличаются от интересов, возникающих в подростковом возрасте, — последние чаще всего в этом же возрасте и заканчиваются.

На первый взгляд кажется странным, что формирование интересов, будь то любовь к чтению, поездкам и путешествиям, стремление мастерить что-то своими руками или что-либо изучать вне школьной программы происходит так рано: в 11-13, а не в 17-18 лет. Но это только на первый взгляд: интересы, наклонности, увлечения «препубертатного» мальчика — они его собственные, они закономерно порождены его характером, его личностными особенностями. Более поздние, подростковые интересы порождены, а часто навязаны подростковой группой, ее ценностями, ее требованиями.

Многочисленные многолетние исследования показывают, что 62-63% мальчиков выбирают профессию, о которой подробно говорили с родителями в возрасте 11-13 лет; потом, в подростковом возрасте, они обсуждали и другие профессии, но, миновав пубертат, возвращались к прежним интересам. Так что мы советуем родителям быть особенно внимательными к интересам мальчика в этом возрасте, почаще и поподробнее обсуждать с ним, чем бы он хотел заниматься профессионально, а что существовало бы только как увлечение — пусть в 12 лет столь серьезные разговоры могут показаться смешными.

В этом возрасте он делает какие-то поделки (модели машин, к примеру), какие-то рисунки, что-то собирает, коллекционирует. Через пару лет, в подростковом возрасте, он обо всем этом чаще всего забудет. Но задача родителей — все это полностью сохранить, чтобы мальчик смог на все это посмотреть, ко всему этому вернуться. Величайший знаток пубертата, американский врач-психотерапевт Дебора Таннен подчеркивает: «Увлечения и интересы 10—12-летнего мальчика идут из глубины его души, они порождены его сокровенными интересами и способностями. Все более поздние интересы навязаны ему микросоциумом, за ними стоит желание понравиться «ближнему кругу».

Еще два признака препубертата

Вторым признаком наступления препубертата нам представляется существенное увеличение двигательной активности: согласно современным видеонаблюдениям, в день 11—12-летние проходят — точнее, пробегают — расстояние в полтора раза большее, чем за 6 месяцев до этого. Другими словами, начиная с 10,5-11 лет расстояние, которое они преодолевают в течение дня, удваивается. И средняя скорость их передвижения также возрастает в два раза!

Третий важный признак — усиление любознательности вкупе с повышенным вниманием к разговорам взрослых: мальчик внимательно слушает беседы взрослых, особенно если их, взрослых, несколько, чего раньше вы не наблюдали. Он понимает далеко не все, но пристально наблюдает за общением, задает много вопросов, не всегда удобных и уместных, подсматривает за родителями и гостями. А вот свое мнение он высказывает крайне редко. Как правило, особое внимание он проявляет к приходам маминых подруг или подруг сестры, словом, к общению женщин между собою: у него уже есть интерес к противоположному полу.

Поразительно, что уже через год-два, а то и просто через несколько месяцев, с наступлением настоящего пубертата и повышением тестостерона до уровня 18 нмоль/л и выше, разговоры взрослых между собою, разговоры взрослых с ним самим перестают быть сколь-нибудь интересными. Интересными становятся только разговоры со сверстниками, участниками его «референтной группы»: они могут продолжаться часами, при этом даже квалифицированным психологам они кажутся «разговорами ни о чем».


Тело и гормоны

За тремя этими явлениями, тремя новыми феноменами в поведении мальчика стоят важные биологические изменения. До сих пор его рост и развитие определяли, конечно же, мужские половые гормоны. Главным среди них был андростенолон , вырабатываемый корой надпочечников и яичками, — гормон слабый, на собственно сексуальную сферу не влияющий. Но постепенно гипофиз начинает секретировать очень малые дозы гонадостимулирующего гормона (ГСГ), в яичках мальчика вырастают клетки Лейдига, а они вырабатывают «настоящий» половой гормон — тестостерон.

При этом яички увеличиваются в объеме, затем кожа мошонки темнеет и становится складчатой, затем в паху, вокруг гениталий и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Истинным началом пубертата специалисты считают увеличение яичек в объеме. Изменения мошонки, рост волос, огрубение голоса происходят только после роста яичек. В яичках, в надпочечниках, в костно-мышечной ткани, в сердечно-сосудистой системе начинаются важные, часто болезненные, перемены.

Рост костей начинает опережать рост мышц, и через год-два, в пубертате, это опережение часто сопровождается неприятными ощущениями напряжения и раздражения, отвлекающими от учебы, а у некоторых подростков порождающими настоящую дисфорию : депрессию с оттенками раздражения и злобы.

Рост сердца опережает рост сосудов, вызывая тахикардию и повышение артериального давления. Все эти процессы в организме начинаются еще в препубертате, но на уровень субъективно переживаемых симптомов выходят только в настоящем пубертатном периоде.

В эти один-два года эндокринная система мальчика вырабатывает эстроген (женский гормон) в количестве чуть большем, чем мужские — андростенолон и тестостерон. Эстрогены же, как известно, воздействуют на мозг как вещества, уменьшающие напряжение, тревогу, раздражительность. Они делают мальчика более мягким, общительным, готовым впитывать информацию и рекомендации. Именно в эти годы совершенно необходимо приучить ребенка к общению с родителями, привить навык информирования их о своих делах и проблемах, навык спокойного обсуждения своих проблем с родителями.

Золотое время для родителей

В этом возрасте интеллектуальное и социальное развитие мальчика уже достаточны для содержательного общения, усвоения им информации, в том числе и сексуального характера. В то же время еще не развились присущие пубертату реакции оппозиции и протеста против всего «взрослого», немотивированного негативизма , девальвации родительского мнения. Установка «все, что говорят предки, — полный отстой» сформируется только через год-два.

В период препубертата родители должны стремиться «ввести» подростка в какую-либо положительную группу сверстников (спортивную секцию, художественную студию), а со своей стороны — познакомиться с друзьями и приятелями сына. В настоящем пубертатном периоде это «окно», созданное эстрогенами, существенно сузится или практически закроется. Так что тем родителям, кто не воспользовался периодом препубертата для формирования доверительных отношений с сыном, в дальнейшем придется трудно.

Купить эту книгу

Обсуждение

Спасибо, познавательно.

Комментировать статью "Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика"

Воспитанием детей мать заниматься должна. Чем вы в это время занимаетесь? Я бы на вашем месте тоже подумала о разводе. Воспитание ребенка - это работа день за днем.

Обсуждение

А Вы считаете, что жизнь состоит только из всего супер полезного? Вот Вы и занимайтесь уроками, чтением с ребенком, манерами,а то О Вашем участии в жизни ребенка ни слова!! Да Вы радоваться должны, что отец играет с ребенком уделяет ему столько времени!!! Если Вы не в курсе, то мужчины до старости остаются детьми. И да, развод это поступок взрослого, мудрого человека. Вам бы сеье мозги вправить, простите,а не мужу. Удачи.

29.05.2018 08:01:14, ))) Кристина

Не вижу ничего в этом плохого, что папа играет в какие то игры с ребёнком, пусть и не самые лучшие. Но чем больше положительных эмоций ребёнок получает, тем лучше.вот я до сих пор помню, как с отцом дурачились, хотя его 25 лет нет в живых. Что касается матерных слов... В моей семье тоже есть матершиники, но ребёнок не матерится, и даже взрослых одергевает. Если у ребёнка есть тесный контакт с родителями, ему не так уж сложно объяснить, что плохо, а что хорошо. Автор, мне вот интересно, вы всерьёз думаете из за всего этого разводится?? Думаете чужой дядя так называемый отчим, будит заниматься вашим ребёнком. Может просто вам самой не хочется заниматься, и воспитывать???

26.05.2018 13:40:50, Мэри2912

Раннее созревание. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные...

Обсуждение

Проблемы нет вообще никакой.....Надо повзрослеть и пройти этот непростой этап в жизни маленького мужчины...А то, что может произойти, так это могло быть с каждым и извините все мужчины прошли в детстве через это и такие конфуз в даже и днем не смертельны

03.09.2017 11:38:44, Маша С.

Раздел: Воспитание (как воспитывать 13 летнего подростка). нужны советы по воспитанию 13-ти летних мальчиков.

Обсуждение

Согласна с мамой Гарика, что у Вас дома - наркоман. Но если я правильно помню, откуда Вы, то в Вашем городке 2 школы, и мальчик уже ходит в лучшую ((Так? Я бы шла разговаривать с директором школы и создавала с другими родителями общественный комитет по контролю за наркотиками в школе. Вплоть до дежурств в туалетах, да. Иначе все правильные меры, описанные у мамы Гарика, останутся полумерами - очевидно, у вас распространение и употребление наркоты идет в школе. Я от своих однокурсников то же самое слышала про Ваш городок ((Блин, такой город загробили...

12.12.2014 10:45:40, неважно

Скажу за кальян. Девушки, это не метровый кальян, это крошка, прекрасно умещающаяся в рюкзаке среди учебников. Под видом смесей- реально спайсы. У нас в школе та же хрень. Курят в школе на переменах. В туалетах. Никто ж проверять не полезет. В кабинку. Деньги нужны и расплатится за сам кальян, и за табак.
Поэтому "Курит 1-2 дня" вполне правда. только что купил. Поэтому вы и запах учуяли- не сигаретку в 2 затяжки.
Что делать? Зависит от вашей степени решительности. У вас в доме-наркоман. Можно зарыть голову в песок, можно доказывать всем "он не такой" и прочее.. А можно признать этот факт и хотя бы идти на форумы родителей наркоманов. Узнавать, как можно контролировать.
Если школа никакая- искать новую и переводить его туда. Через нехочу или скандалы. Или жить с наркоманом, запирать все двери в доме, завести сейфы, он все равно будет воровать что-то ну и так далее.
Не ведитесь ни на что. Ребенок уже проблемный и спихнут вам. Ищите психологов, обследуйте у психиатров. Пусть лучше они ничего не найдут, чем упустите время для возможной медикаментозной коррекции.
Не бойтесь признать проблему. Не бойтесь называть вещи своими именами. Четко ставьте границы- еще один раз учую запах- положу в стационар для наркоманов. Будем колоть лекарства (хоть витамины- ему все равно что-главное колоть будут). Покажите всю серьезность положения и что вы в своем доме терпеть это не будете.
Извините, много написала.

Обсуждение

Мой наотрез отказывается заниматься единоборствами. Каждый год предлагаю. Но считаю, что этим можно заняться и в старших классах, когда придет понимание, что это не только мордобой, но и способность защитить себя и девушку.

А спорт это только драки? Мальчику совсем необязательно владеть каким-то боевым искусством, для некоторых это даже вредно:)
У меня старший сын тоже отказался заниматься каратэ. Я искренне не понимала почему - все мальчишки хотят, а мой нет.
А ему просто тяжело было кого-то ударить ни за что:)
В прошлом году (ему было уже 11) он за компанию с братом стал ходить на акробатический рок-н-ролл, и это оказалось для него "тем самым". Там и серьезная физ.подготовка, и чувство ответственности перед партнером, красиво опять же:) Выступления, соревнования. За год он очень многого добился и начал занимать призовые места.
Просто ищите то, что подойдет именно вашему мальчику.
Плавание, теннис, фехтование - ему еще нигде не поздно.

Как воспитывать мальчика?. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Обсуждение

У нас уже второй мальчик. Первому 6 лет, и я думаю он совсем неплохой получается пока. По-спартански - нет. Но и баловать тоже нет. Обызательно прививать любовь к "мужским" видам спорта - плавание, футбол, бейсболЮ, карате. Муж мой очень много с ним занимается и в кружках он с раннего возраста (плавание с полутора лет). Я всегда сына останавливаю, когда он делает что-то дурное и объясняю почему так делать не надо, с самого раннего возраста. (к примеру Почему нельзя бегать и орать в кафе - потому что другим людям это не приятно, они отдыхать пришли.) Всегда рассуждаем кто как поступил. Анализируем героев сказок. Хвалить и поощрять - обязательно. Целовать - обязательно. Я очень против того что парней целовать нельзя - ведь так они убеждаются в родительской любви. Если наказывать - то ребенок должен понимать почему его наказали (у нас это лишение интересных занятий, отмена ТВ, высылка в его комнату). Нельзя угрожать тем, что все равно не сможете выполнить (если ты не уберешь игрушки, я их выброшу - если сказали то и надо выбросить). Выполнять свои угрозы (поэтому они должны быть реально выпоолнимы). А главное много времени посвящать им.

Удачи вам!

Вчера по REN tv был фильм и об этом. Французский феодал решил для пользы человечества провести эксперимент. Разделил двух близнецов, родившихся у служанки, девочку и мальчика. Девочку поместил в благоприятную среду: обучение, манеры, детские праздники, наряды и пр. Мальчика - в хлев к животным, полное унижение и отстутствие даже общения.
Что получилось? Девочка, уже девушка, убивает своего благодетеля..а мальчик, мужчина уже, как ни странно жалеет, укладывает на свое ложе в хлеву..водичкой умывает.
Вопрос: выводы какие? Разочарование полное испытал экспериментатор...
Но и это ничего не доказывает..

воспитание мальчика. ТВ, видео, аудио. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

Обсуждение

наверное есть..я стараюсь не потакать, когда он ударится и плачет..я пожалею, но скажу: "ты же мальчик...быть моряком или летчиком"..и второй момент - не даю обижать девочек...говорю ему, что девочек надо защищать.. и помогать им во всем...в разборки с мальчишками не встреваю...а вот, когда у девочек что-то пытается отнять - подхожу и объясняю, что это девочка, что надо ей что-то дать свое...а если хочет что-то у нее взять - надо попросить...иногда он рвет букетики и девочкам дарит...что еще? да вроде больше ничего такого особенного...например, он увелекся детской кухней и готовит еду..но я считаю, что для мужчины - это большой плюс...и покупаю ему посудку и игрушечную еду:)))) у нас и папа хорошо готовит...

правила поведения в семье, обращение с женщиной в семье и везде, занятие спортом. Я всегда стараюсь акцентировать его внимание на правильное и неправильное поведение мужчин и он запоминает как надо вести себя:)