Super-Bluda

Колосок — украинская народная сказка

 Колосок — украинская народная сказка

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал один.
- Только не я!-закричал другой.
- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал Круть.
- Только не я!- закричал Верть.
- Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
- Только не я!-запищал Круть.
- Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Колосок" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. История происходит в далекие времена или "Давным-давно" как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Сказка "Колосок" читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.

Ж или-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал один.
— Только не я!-закричал другой.
— Ладно,-сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал Круть.
— Только не я!- закричал Верть.
— Ладно,-сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё.
— Только не я!-запищал Круть.
— Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.


«

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

Нужно его обмолотить.

А кто будет молотить? - спросил петушок.

Только не я!-закричал один.

Только не я!-закричал другой.

Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

А кто понесёт? - спросил петушок.

Только не я!-закричал Круть.

Только не я!- закричал Верть.

Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

Только не я!-запищал Круть.

Только не я!-запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Ох и проголодался я! - пищит Круть.

Ох и есть хочется! - пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

Ты нашёл! - громко закричали мышата.

А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

Ты обмолотил! - потише сказали оба.

А кто зерно на мельницу носил?

Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Волк, кот и собака (Белорусская народная сказка)

Жил старик. Так себе жил, небогато. И была у него старая собака. Дед и прогнал её со двора. Пошла собака в лес, глядит - а там сидит волк. Волк и говорит: "Иди ко мне, будем с тобой в дружбе жить!"

И пошла собака жить к волку. Лежали они как-то раз в логове, и захотелось им есть.

Иди, - говорит волк, - погляди: может, кто есть в поле!

Вышла собака, поглядела и говорит:

Гуси ходят!

Хлопот много, а поживы мало! - отвечает волк. А собака есть хочет, так ей хоть бы и гусятинки! Прошло время, волк снова говорит:

Выйди-ка погляди: может, ещё кто-нибудь ходит! Собака вышла и говорит: - Свиньи ходят!

Ну, с ними хлопот много, а поживы мало! Через час-другой волк снова говорит:

Выбеги: может, кто ходит! Собака выбежала и говорит волку:

Там конь ходит!

Ну теперь пойдём!

Волк окунулся в воду, вывалялся в песке и спрашивает собаку:

Здорово я прикинулся? Не узнать меня?

Здорово!

Пошли они к коню. Волк зашёл ему спереди, встал прямо перед мордой и отряхнулся. Конь глаза зажмурил, а волк его и задушил. Поели они с собакой, та и говорит волку:

Ну, я теперь научилась, пойду одна.

Пошла она, а навстречу ей кот. Собака и зовёт кота:

Пойдём со мной, я научу тебя давить скотину. Пошли они в лес. Собака приказывает коту:

Иди погляди: может, кто-нибудь ходит в поле! Кот вышел и говорит:

Гуси ходят!

Э, хлопот много, а поживы мало! - отвечает собака. А кот есть просит. Собака и говорит:

Выйди-ка теперь: может, кто ходит! Кот вышел и говорит:

Свиньи ходят!

Э, хлопот много, а поживы мало!

Через час-другой собака опять посылает кота:

Выбеги: может, кто ходит! Кот выбежал и говорит:

Конь ходит!

Ну вот теперь пойдём!

Пошла собака, окунулась в воду, вывалялась в песке, воротилась к коту и говорит:

Здорово я прикинулась?

Нет! - отвечает кот.

Нет, ты скажи, что здорово!

Ну, здорово!

Собака и пошла к коню, подошла к нему сзади, а тот как хватит её копытом по лбу, она и покатилась замертво. А кот говорит:

Вот теперь здорово! Вот и сказке Волк, кот и собака конец, а кто слушал - молодец!

Золотая утка (польская народная сказка)

Давным-давно, когда Варшава еще не была столицей Польши, а только крепостью князей мазовецких, жил в этом городе один ученик сапожника по имени Ясько. Паренек он был лихой, смелый, и страшно любил всякие приключения. А поскольку кошелек у него был пустой, то частенько подумывал Ясько, как бы его немного наполнить честным способом. Ходила в то время легенда, будто бы в подземелье старого замка князей мазовецких, стены которого и сегодня находятся на улице Тамка, было маленькое озерцо. По этому озерцу плавает золотая утка. Эта утка - прежняя хозяйка этого замка. Жадной и скупой она была при жизни, и теперь живет в подземелье, стережет свои богатства. Говорили также, что эта хозяйка огромным богатством одарит смельчака, который спустится в подземелье и найдет озеро. Однажды решил Ясько испытать свое счастье. Решил он отыскать утку и честным способом немного разбогатеть.

Надел он самое лучшее, что у него было, и отправился к замку. Долго блуждал он темными переходами, подземными коридорами, на ощупь водя рукой по влажным стенам, и спускался по каменным ступеням все глубже и глубже.

Наконец оказался он в огромной пещере, освещенной каким-то дивным светом, бьющим не то с потолка, не то с каменных стен. В этом бледном свете плескалась серебристо-темная вода озерца.

Остановился Ясько у самой воды и подумал: <Правду люди говорили, что есть в подземелье озеро. Только где же искать эту утку и попросить у нее сокровища?

Только он подумал об этом, как из воды вынырнула утка с золотыми перышками, от которых в пещере сделалось еще светлее.

Подплыла она к самому берегу и так ответила человеческим голосом:

Смелый ты, должно быть, парень, раз не побоялся сюда прийти. Положена тебе награда. Но чтобы получить мои богатства, нужно иметь не только смелое, но и твердое сердце. Потому что тот, у кого мягкое сердце, очень быстро богатства потратит. Так вот, прежде чем я открою тебе мои сокровища, тебе придется пройти еще одно испытание. Вот тебе сто таллеров. Потратить их ты должен только на себя в течение одного дня. Если хоть грош потратишь на других, не получишь ничего.

Молча выслушал Ясько все это, потом нагнулся и поднял тяжелый кошелек, который со звоном упал у его ног. Поклонился утке и пошел обратно.

Взвешивая в руке тяжелый кошелек, усмехнулся про себя Ясько и начал думать, на что деньги потратить.

Приоденусь красиво, наемся досыта и позабавлюсь вволю. Таллер круглый, катится быстро. Как ничто потрачу эти сто таллеров, а завтра за новыми сокровищами пойду.

В центре города купил он себе красивую одежду, выбирая самые дорогие вещи, но хотя он и приоделся, с ног до головы, кошелек его был еще довольно тяжелый. Тогда зашел Ясько в наилучший трактир, велел принести себе самые изысканные блюда, сладкого меду. Когда же пришлось расплачиваться, то он очень удивился, что в него взяли один таллер.

Наступал вечер. Где же потратить оставшиеся деньги? Ясько бродил по улицам, заходил в лавки, покупал разные ненужные мелочи. Пришел он наконец на площадь, где стояла большая палатка, в которой давали представление жонглеры и фокусники. Уселся Ясько на почетном месте, дорого его оплатив, до слез насмеялся от представления, но когда вышел, снова вспомнил о своих хлопотах. В кошельке осталось еще десять таллеров. Как их потратить?

Стоял так Ясько задумавшись, как вдруг подошел к нему седой сгорбленный старичок, просящий милостыню. Вытянул руку и просит:

Помоги старику, красивый панич...

Доброе сердце было у Ясько, чуткое ко всякой людской беде, не задумываясь, положил он золотой таллер в вытянутую ладонь.

Вдруг что-то как треснет около него, как будто молния ударила. И услышал вдруг Ясько за собой голос золотой утки, не сладкий уже, как в подземелье, а суровый и гневный:

Не сдержал уговора, сжалился над убогим! Слишком чувствительное у тебя сердце, чтобы унаследовать мои сокровища. Не пытайся даже спускаться в подземелье, потому что тебя там только смерть встретит.

Оглянулся Ясько, но никого не увидел. Исчез седой старичок. Наверное, незаметно ушел, пока Ясько слушал голос утки.

Пожал Ясько плечами и усмехнулся про себя:

Не нужно мне таких богатств, которых я не смогу употребить для добра других.

Весело посвистывая, пошел он домой. Красивую одежду, что купил на золотые таллеры, спрятал в сундук. Наутро оделся во все старое. С тех пор жил Ясько как прежде.

А поскольку был он паренек добрый, до работы охочий, то везло ему в жизни не меньше. Вскоре стал Ясько подмастерьем и открыл свою мастерскую. Никогда не жалел он об утраченных сокровищах.

Дороже золота для меня людское уважение, - говорил Ясько, привычно ударяя молотом по колодке. - И приятнее мне тот грош, что я заработаю собственным трудом, чем те подземные сокровища.

Вот и сказке Золотая утка конец, читай снова наш Ларец Эге, да это же мой братец Тойво рубил!"

Отвел Матти сани в сторону, поднял топор, хотел было сосну рубить, да раздумал: "Дай-ка сначала на кантеле поиграю - веселее работа пойдет!" Вот какой он был, Матти-весельчак!

Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся медведь-хозяин:

Кто это звенит? Кто уши мне щекочет?

Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, брови круглые, глаза веселые, щеки румяные - сам песню поет.

Хотел медведь на Матти броситься, да не смог: ноги сами в пляс так и просятся - удержу нет!

Заплясал медведь, заухал, заревел:

Ух, ух, ух, ух!

Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:

Эй, парень! Научи меня на кантеле играть!

Можно, - говорит Матти-весельчак. - Отчего не научить?

Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам - ох, как скверно играет!

Нет, - говорит Матти, - плохо ты играешь! Надо тебе лапы тоньше сделать.

Сделай! - кричит медведь.

Ну, будь по-твоему!

Подвел Матти медведя к толстой ели, надрубил ее топором, в щель клин вставил.

Ну-ка, хозяин, сунь лапы в щель да держи, пока я не разрешу вынуть!

Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин, медведю лапы-то и прищемило. Заревел медведь, а Матти смеется:

Терпи, терпи, пока лапы тоньше станут!

Не хочу играть! - ревет медведь. - Ну тебя с кантеле твоим, отпусти меня!

А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?

Не буду! - ревет медведь. - Только отпусти!

Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорее в берлогу забрался.

Смотри, - говорит Матти, - не забудь свое обещание! Не то приеду - напомню тебе!

Нарубил Матти полные сани сосновых дров и поехал из лесу. Едет, сам на кантеле играет да песни поет.

Вот он какой, Матти-весельчак!

С тех пор медведь на людей перестал нападать. Как услышит голос да стук топора, думает: "Уж не Матти ли приехал?". И лежит в своей берлоге тихо да смирно.

Формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;

Развитие интеллекта младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, внимание);

Развивитие навыков слушания (понимание, осмысление).

Воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира, чувства сопереживания, сочувствия, доброты, товарищества.

Воспитание трудолюбия, уважения к труду близких, доброжелательность по отношению друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок"

УУД:

Формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;

Развитие интеллекта младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, внимание);

Развивитие навыков слушания (понимание, осмысление).

Воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира, чувства сопереживания, сочувствия, доброты, товарищества.

Воспитание трудолюбия, уважения к труду близких, доброжелательность по отношению друг к другу.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

Вхождение в урок (психологический настрой).

К нам на урок залетели три облачка, посмотрите одно весёлое, второе равнодушное, третье грустное. Какое вам больше нравится? (ответы детей).

И я надеюсь, у вас у всех к концу урока будет весёлое настроение.

Сегодня у нас необычный урок, за каждый правильный ответ вы будете получать зёрнышки, которые в конце урока превратятся в оценки.

II. Актуализация знаний по ранее изученному материалу.

Повторение - мать учения. (Заполнение кроссворда) Слайд №1

1). Игра "Угадай-ка"

  • Человек без друзей - что дерево без корней. (Пословица)
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала.
    Оказалась впереди,
    Кто не верит - выходи. (Считалка)
  • Как у нашего Мирона на носу сидит ворона. (Небылица)
  • Зелененький листочек
    Скакал меж бурых кочек.
    Проквакал в тёплой луже
    И муху съел на ужин! (Загадка. Лягушка)
  • Дождик, дождик поливай
    Будет славный урожай! (Закличка)
  • Огуречик,огуречик,
    не ходи на тот конечик -
    Там ребята побегут
    Тебе ножки отшибут. (Потешка)
  • От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка)
  • Ой ду-ду! На дубу
    Грянул ворон во трубу.
    И пошли чудеса:
    Засинели небеса,
    Вышли в море паруса,
    Встали тёмные леса,
    А в лесной избушке затопилась печь:
    Пироги с морошкой начал зайка печь.
    Пирогов покушай,
    Сказочку послушай. (Присказка)

Какое ключевое слово получилось? (Сказка)

Каким словом можно заменить все эти слова? (Фольклор)

За правильно названое слово ставить "зёрнышко" на доску. Собираем колосок.

2). Работа в парах.

Карточка "Сказки" Заполнить схему, проверить, правильно ли сделали работу. (Добавляем верхнее зёрнышко)

3). Упражнение с книгами.

"С книгой поведёшься - ума наберёшься" СЛАЙД № 2

На парте две книги: Б.Житков "Слон"; Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца".

Посмотрите, перед вами две книги.

  • Кто автор первой книги?
  • Как она называется?
  • О ком эта книга? Докажите.
  • Что за жанр этой книги?

Посмотрите на вторую книгу. Назовите её.

  • О ком эта книга?
  • Назовите жанр этого произведения.

Сделаем модель обложки к этим книгам.

4). Работа на доске Smart. Коллективная работа. Составление моделей обложек.

Чем похожи эти модели? (Здесь указаны фамилии авторов книг, оба произведения о животных). Добавляем остья.

Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнём и снова в путь!
Петушок совет вам даст
Наклоняйся 10 раз.

Вот мышат двоих слова
Чтоб спина была пряма
Поднимайся на носочки
Дотянись до колосочка.

А теперь вам мой совет
Если будешь, прыгать, бегать
Проживёшь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь.

III. Тема урока Слайд №2

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

Посмотрите внимательно на доску. Вы собирали по одному зёрнышку, и в итоге у вас получился большой, красивый, полный колосок. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Но мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.

Откройте учебники на стр.37.

IV. Слушание сказки. "Добро того учит, кто слушает" СЛАЙД № 3

Перед чтением хочу раскрыть вам несколько секретов:

1 секрет:

Чтобы сказку понять,
Надо в ней героем стать.

2 секрет:

Чтоб ответить на вопрос,
Вникнуть надо в смысл слов.

3 секрет:

Послушайте произведение.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. - Вслух читает тот, кого я коснусь рукой. Читать надо громко и выразительно.

V. Беседа после слушания.

  • Понравилось ли вам это произведение?
  • Кто автор?
  • Прочитайте заголовок?
  • Назовите правильно это произведение. (Украинская народная сказка "Колосок")
  • С какой из этих двух моделей можно соотнести это произведение? Докажите, что это сказка. (Животные не умеют разговаривать, не могут испечь пирожки; есть зачин - дети находят в тексте...)

Экспресс-опрос.

Колосок нашли мышата.

Мышат было двое.

Мышата работали, а петушок играл.

Мышата обмолотили колосок.

Петушок отнёс колосок на мельницу.

Мышата играли в чехарду.

Петушок играл в лапту.

Мышата натаскали дров.

Петушок испёк торт.

Петушок угостил мышат.

Ученики фиксируют истинность или ложность высказываний с помощью цифр "1" и "0".

(Взаимопроверка 0100110000)

Обратная информация: сигналы (красный кружок, если есть ошибки и зелёный, если всё верно)

Покажите сигналом свой результат.

У кого одна ошибка, две?

VI. Работа над сказкой

1. Назовите героев сказки. (Мышата и петушок)

2. Как звали мышат? (Круть, Верть)

3. Почему народ дал такие имена мышатам? (Потому что они только и знали, что крутиться и вертеться)

5. Почему его так назвали?

6. Каким народ изобразил в сказке петушка? (Трудолюбивым).

7. Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения? (Бодро, весело).

8. А в конце произведения? (Тихо, еле слышно).

9. Почему меняется тон их речи? (Стало стыдно за своё поведение).

VII. Выборочное чтение сказки. Характеристика героев. СЛАЙД № 4

1. Что делали мышата и петушок?

2. Чем еще занимались герои?

4. Что еще узнали о петушке и мышатах?

Во время обсуждения на доску вывешиваются карточки со словами:

Давайте сделаем вывод: что можно сказать о петушке? А о мышатах?

  • Можно ли сказать, что мышата полностью отрицательные герои? (Нет, они все поняли, и сами вылезли из-за стола).
  • А правильно ли поступил петушок, что не удержал их? (Да, таких лентяев надо было проучить).
  • Кто из героев вам понравился больше? Почему?
  • А теперь давайте прочитаем еще раз: что пришлось сделать петушку, чтобы испечь пирожки?
  • Ребята, а теперь давайте немного пофантазируем: расскажите мне, какие пирожки испек петушок (вкус, запах, цвет).
  • Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? Покажите этот путь. (Задание №4 в тетради)
  • Очень много сил и времени требуется, чтобы из зерна получился хлеб. Как к нему надо относиться?

А теперь прочитайте то предложение, которое является уроком сказки.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

В) Чтобы каждый день мы с вами кушали свежий душистый хлеб, ЛЮДЯМ МНОГИХ ПРОФЕССИЙ ПРИХОДИТСЯХОРОШО ПОТРУДИТСЯ.

Кто может рассказать нам, как до нас доходит хлеб.

Посмотрите в наш Толковый словарик.

Какие слова вы сможете использовать в своём рассказе

  • Пахарь - земледелец, который пашет землю, взрыхляет почву.
  • Агроном - специалист, ухаживающий за сельскохозяйственными культурами.
  • Комбайнер - водитель комбайна, на котором убирают урожай, чтобы отвезти его в зернохранилище или на мельницу.
  • Мельник - работник мельницы, где размалывают зерно в муку.
  • Пекарь - специалист по выпечке хлеба.

Ну и как великий труд вырастить хлеб?

Вывод

  • Хлеб проходит такой трудный путь.
  • Хлеб - наше богатство.

Как нужно относиться к хлебу? (нужно бережно относиться к хлебу.)

Легко ли было петушку одному?

Чему учит нас эта сказка?

Как вы это понимаете? Прочитайте пословицы, написанные на доске.

Сказка мудростью богата. П �

Колосок

Украинская сказка, художник Денис Кравец

или-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

Нужно его обмолотить.

А кто будет молотить? - спросил петушок.

Только не я!-закричал один.

Только не я!-закричал другой.

Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

А кто понесёт? - спросил петушок.

Только не я!-закричал Круть.

Только не я!- закричал Верть.

Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

Только не я!-запищал Круть.

Только не я!-запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Ох и проголодался я! - пищит Круть.

Ох и есть хочется! - пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

Ты нашёл! - громко закричали мышата.

А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

Ты обмолотил! - потише сказали оба.

А кто зерно на мельницу носил?

Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.


Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал один.
- Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.


Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.


А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.


- Кто будет месить? - спросил петушок.
А мышата опять своё:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.


Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.


- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?


Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

— КОНЕЦ —

Украинская народная сказка с иллюстрациями