Готовим в мультиварке

Как правильно пить коньяк по этикету — с чем, из каких бокалов и чем закусывать: культура распития коньяка. Коньяк пьют: с каким соком, теплым или холодным? Сколько можно пить коньяка? Что будет, если пить коньяк каждый день

Как правильно пить коньяк по этикету — с чем, из каких бокалов и чем закусывать: культура распития коньяка. Коньяк пьют: с каким соком, теплым или холодным? Сколько можно пить коньяка? Что будет, если пить коньяк каждый день

Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами. Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Значение Арктики для России


Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона на международном уровне пока не решен. В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью.

В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.


Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктические войска будут созданы к 2015 году

На прошлой неделе 21 февраля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников объявил о том, что первая мотострелковая арктическая бригада будет создана к 2015 году. «В соответствии с ожидаемым поступлением перспективной спецтехники в 2015 году бригада, которая будет отвечать всем требованиям региона, должна быть создана в этот срок», – отметил главком.

По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию.

Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин.

Подготовка офицерских кадров для службы в арктических бригадах будет проводиться на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища. Об этом осенью 2011 года заявил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов. По словам Грызлова, в настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск об обучении в училище взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок программы обучения 4 года.


Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.

Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

Бывший генеральный инспектор Минобороны России адмирала флота Иван Капитанец считает, что Арктика должны рассматриваться как потенциальный театр военных действий, поэтому России просто необходимо наращивать свое военное присутствие в данном регионе. По его мнению, существующий оборонно-промышленный комплекс позволит России нарастить мощный морской боевой потенциал в северных районах страны, а северное направление и Северный флот должны быть усилены АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей».


Специальная техника

Для действия в условиях Арктики должна использоваться специальная техника. Российская армия уже сейчас располагает образцами техники, которая успешно эксплуатируется в условиях Крайнего севера. Примером таких машин являются МТ-ЛБВ и ДТ-30ПМ «Витязь». МТ-ЛБВ является вездеходной модификацией бронированного армейского тягача.

Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях.

Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человек (1+11).

вездеход «Витязь» ДТ-30ПМ


Еще более совершенной машиной для действия в районах Арктики является гусеничный бронетранспортер «Витязь» ДТ-30ПМ, представляющий собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения.

Высокие свойства гусеничного движителя, которые сочетаются с преодолением водных преград и уверенным маневрированием в любых природных условиях, позволяют считать двухзвенные вездеходы «Витязь» уникальными снегоболотоходными машинами, которые в состоянии без инженерного оборудования маршрута движения и предварительной разведки преодолеть большие расстояния, недоступные для других транспортных средств.

Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

Сочетание в одном транспортном средстве таких качеств, как высокая маневренность и проходимость, максимальная скорость и запас хода, плавучесть и грузоподъемность, возможность преодоления всевозможных препятствий и водных преград с полной нагрузкой и многофункциональность позволяют считать ДТ-30ПМ «Витязь» машиной, не имеющей аналогов в мире.

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

  • Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся , которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

ОСК «Север» было создано на основе Северного флота, который вывели из состава Западного военного округа. В подчинении этой командной структуры находятся корабли, подводные лодки, морская авиация, береговые войска и подразделения противовоздушной обороны, несущие дежурство от Мурманска до Анадыря.

Ударную мощь Северного флота, который вооружён широким спектром баллистических и крылатых ракет (в том числе с ядерными боеголовками), подкрепляет растущее количество средств ПВО и авиационной техники. На сегодняшний день за Полярным кругом дислоцированы несколько полков, оснащённых зенитно-ракетными комплексами С-400 «Триумф». Их прикрывают артиллерийские комплексы «Панцирь» и береговые противокорабельные комплексы «Бастион» и «Рубеж».

  • Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф»
  • РИА Новости

Предполагается, что по мере запланированного восстановления 13 арктических аэродромов ОСК «Север» будет пополняться бомбардировщиками Су-24, Су-34, штурмовиками Су-25, истребителями-перехватчиками МиГ-31 и вертолётами Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор». Также на аэродромах в случае необходимости будут приземляться стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160.

Возвращение утраченного

По словам заместителя главнокомандующего ВКС РФ Виктора Гуменного, цель России — закрыть Арктику сплошным радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет. Ещё одна задача — патрулирование воздушного пространства и обеспечение готовности войск к отражению потенциальной агрессии любого характера. К 2018 году у России должны появиться самодостаточные мобильные группировки войск.

Согласно последней информации, в регионе завершено строительство шести военных баз. Пять из них расположены на островах: Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля) и на острове Врангеля. Ещё одна военная база дислоцирована на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ). В Арктике были восстановлены практически все городки замкнутого цикла и боевые позиции, оставленные после распада СССР.

На Западе с большим вниманием следят за развёртыванием арктической группировки войск. Об этом свидетельствуют регулярные заявления генсека НАТО норвежца Йенса Столтенберга. Так, 21 ноября 2016 года он решительно призвал страны — участницы альянса сохранить военное присутствие за Полярным кругом. О претензиях на Арктику и необходимости противостоять России в разное время говорили власти США, Канады, Норвегии и Дании.

Создание ОСК «Север» свидетельствует об увеличении численности военных и наращивании боевого потенциала России в регионе. К тому же у Москвы имеется мощнейший в мире ледокольный флот и самая крупная военно-морская группировка за Полярным кругом.

Однако укрепление ОСК «Север» происходит за счёт модернизации техники и переброски воинских частей из Западного, Центрального и Южного военных округов. Это означает, что численность российской армии остаётся на прежнем уровне (около 760 тыс. человек), и потому неразумно говорить о дополнительной милитаризации. Арктические сухопутные силы пополнились двумя компактными бригадами (от 1-2 тыс. человек), а не дивизиями (от 10 тыс.). Минобороны РФ формирует небольшую по численности группировку, рассчитывая на возможности современных средств контроля и поражения.

На страже ресурсов

В беседе с RT эксперты заявили, что восстановление военного присутствия за Полярным кругом необходимо России для надёжной защиты природных богатств, расположенных в пределах 350-мильной зоны, право на освоение которой она добивается у ООН с 2001 года. На данный момент доподлинно неизвестно, какими запасами нефти и газа обладает Арктика, которую называют «кладовой Земли». По предварительным оценкам учёных, подо льдами находится примерно четверть разведанных запасов углеводородов в мире.

Военный эксперт, кандидат исторических наук Вадим Соловьёв уверен, что с учётом растущей международной конкуренции за ресурсы Арктики создание ОСК «Север» было полностью оправдано. «Район непростой, вести там военные действия довольно сложно. Нужно его осваивать, готовить соответствующую инфраструктуру, необходимо накапливать определённый военный потенциал с точки зрения складирования вооружения, военных припасов, обучать личный состав в плане работы в очень непростых условиях», — отметил собеседник RT.

  • Береговой ракетный комплекс «Бастион»
  • РИА Новости

Выведение Северного флота из состава Западного военного округа было оправданным шагом, считает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин. «В короткие сроки без колоссальных затрат удалось создать эффективный механизм управления, который полностью отвечает современным вызовам», — сказал RT эксперт.

«В стратегическом плане мы закрываем очень важное направление, где действуют подводные лодки НАТО. К этому стоит добавить, что время подлёта ракеты, запущенной из арктического региона, — самое короткое для того, чтобы ударить по нашей стране. Поэтому России необходимо контролировать бескрайние заснеженные пространства», — пояснил RT начальник сектора военной политики и экономики Российского института стратегических исследований Иван Коновалов.

«Уборка» Арктики

Решение о восстановлении военного присутствия России в Арктике принял президент Владимир Путин, утвердив в феврале 2013 года Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

По словам Коновалова, функционал ОСК «Север» не ограничивается решением исключительно военных задач: «Экологические проблемы Арктики не являются секретом. С советских времён осталось немало ржавых пустых бочек, железа и безумное количество другого мусора. Наша армия, которая сейчас возвращает свою инфраструктуру, начала вывозить мусор. «Уборка» Арктики — это долгая работа, но она уже даёт положительный экологический эффект».

Председатель полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский в беседе с RT напомнил, что программа очистки арктических архипелагов стартовала в 2012 году. «Военное присутствие является естественным стимулом развития региона. Я имею в виду не только улучшение экологии, но и развитие всей инфраструктуры Северного морского пути. То, что сейчас происходит, — это не наращивание некой мощи, это просто возврат к нормальному положению дел», — резюмировал Боярский.

Алексей Заквасин, Анастасия Шляхтина

Основной задачей арктических войск России является обеспечение безопасности в северных регионах страны. Область их действия простирается от города Мурманска, который находится за полярным кругом, до Анадыря, что на северо-востоке страны.

Появление

Указом президента России в апреле 2014 года была создана система базирования кораблей и подводных лодок нового поколения, а также создан новый орган для исполнения политической воли в этих регионах. Он и развернул масштабный проект по созданию и внедрению аэродромов в шести основных регионах.

Фото арктических войск России вы можете увидеть ниже.

В состав арктической группировки войск России входят регионы:

Земля Франца-Иосифа;

Мыс Отто Шмидта;

Северная земля;

Новая Земля.

Постройке, реконструкции и модернизации подлежат тринадцать аэродромов в различных регионах северной части страны. Группы войск в составе шести областей объединены в одну тактическую. Сухопутные военные силы составляют две бригады.

Оружие и техника арктических войск России

С начала мая 2015 года действующим инструментом мониторинга Чукотского автономного округа стал отряд беспилотных летающих аппаратов под названием «Орлан-10». Помимо военных нужд они используются для слежения за экологической обстановкой и формированием ледниковых масс в прибрежной морской зоне.

В 2017 году на очередном параде в Москве были показаны современные образцы военной техники, предназначенной для защиты районов с суровым Среди них такие как ЗРК «Панцирь-СА» — зенитно-ракетный комплекс ближнего действия; гусеничный ЗРК «ТОР». Основной их особенностью является способность работать в морозы при температуре -40 о С градусов и ураганных ветрах, достигающих 40 м/с. Задачей комплексов является защита и прикрытие баз в основных северных регионах.

Радиолокационный комплекс «СОПКА» сконструирован специально для суровых условий Заполярья, и активно используется арктическими войсками России. Мощная антенна комплекса способна различить отдельные объекты, летящие одной группой. Усиленная конструкция РЛС позволяет работать при морозах до -40 о С градусов и ветре более 35 м/с, что очень важно в суровых погодных условиях работы.

Комплексом противовоздушных средств обороны арктической части страны являются зенитные ракетные системы на базе ракет С-400 и С-300.

Для эффективного передвижения по снегу и льду армейские подразделения оснащены вездеходами «Трекол» и ДТ-30ПМ.

Патрулирование акваторий обеспечивают боевые катера. В настоящее время активно внедряются технологии «Стелс». Специальное покрытие боевого корабля гарантирует полную невидимость для радаров противника, а универсальность конструкции делает возможным использование его в качестве буксира и ледокола. Установленные артиллерийские орудия на борту превратят любое судно в могучую боевую машину, способную атаковать как морские, так и сухопутные цели, повышая эффективность группировки арктических войск России.

Подобные боевые единицы отлично работают и в условиях жарких тропиков, и во льдах, толщиной до 1,5 м.

Воздушная техника

Арктические войска России применяют вертолёт Ми-8АМТШ-ВА. Экипаж данного аппарата будет чувствовать себя вполне комфортно даже при температуре за окном иллюминатора -50...-40 о С градусов. Вертолёт одинаково хорош как для перевозки военнослужащих, так и для длительных спасательных операций. Особенностью винтокрылой машины является то, что управлять им можно в полной темноте. Для этих целей конструкторы спроектировали очки ночного видения. При порывах ветра до 15 м/с встроенный автопилот может самостоятельно посадить арктический вертолёт. Дальность полёта на одной заправке составляет до 1300 км.

Для сравнения, стандартный вертолёт Ми-8 способен пролететь всего 500 км без дозаправки, что почти в 2,5 раза меньше, чем арктическая модификация. Усиленный вариант двигателя и движущихся частей позволяет справляться с манёврами в условиях непогоды.

Инфраструктура

Специально для солдат арктических войск военные технологии разработали «умную» одежду со встроенным компьютерным модулем, оснащённым медицинскими датчиками. В зависимости от погодных условий он обеспечивает комфорт солдату и включает подогрев одежды, если это необходимо. Данные передаются в командный центр, что позволяет отслеживать состояние подчинённых.

Для повышения боеспособности и выносливости в комплекте с формой идут инновационные усилители, помогающие быстрее бегать, переносить большие грузы и т.п. Высокие технологии позволяют встраивать их непосредственно в ткань униформы. Серьезной проблемой суровых арктических будней является изнурительная однообразность и монотонность - полярная ночь длится 6 месяцев, военнослужащим очень сложно нести службу в таких условиях. Именно поэтому на военных базах строятся развлекательные сооружения (спортивные площадки, бассейны, кинозалы и т.п.).

Обмундирование

Комплект формы арктических войск России состоит из тринадцати различных предметов. Среди них: нательное бельё с эффектом отведения влаги, флисовое термобельё, маска для защиты лица от сильного ветра, тёплая зимняя шапка, утеплённые рукавицы, куртка и штаны, сумка для переноса вещей, разгрузка, бронежилет, каска и другие.

Особое внимание уделено маскировке арктических войск России. Для маскировки в снегах используется традиционный белый камуфляж. Для смешанных областей используется маскировка с рисунком из мелких серых квадратиков - подобная расцветка ткани военной формы служит идеальной защитой от обнаружения в условиях Арктики.

Задачи и цели

Освоение и милитаризация Арктики со стороны не случайны. По оценкам экспертов здесь содержится по самым скромным подсчётам пятая часть мирового запаса нефти и газа. По мере истощения ресурсов из основных источников рано или поздно возникнет интерес к добыче полезных ископаемых и в арктическом регионе.

Спор за эти территории может возникнуть ещё у трёх стран, претендующих на часть Арктики.

Месторасположение Арктики довольно выгодно: путь в Европу и Азию отсюда самый короткий, а значит самый экономически выгодный. В будущем его начнут эксплуатировать для перевозки добытой нефти и газа в страны Европы и Азии. Кроме добычи нефти и газа успешно развивается рыбный промысел.

Российская Федерация владеет половиной всей территории Арктики, остальную половину между собой разделили Соединённые Штаты, Канада, Норвегия, Дания, Исландия.

Спорные территории

Согласно постановлению ООН от 1982 года разграничение территории происходит по закону о морском праве. Кроме Соединённых Штатов все страны признали этот документ. Он говорит о том, что если у страны есть граница с Арктикой, то она может претендовать на 370-километровую зону с возможностью расширения ещё на 270 км, если сумеет доказать принадлежность своей территории.

В настоящее время спорной территорией является хребет Ломоносова. За него ведут спор сразу три страны (Россия, Канада и Дания), каждая из которых считает его продолжением своего материка. Спор за территорию, имеющую в своих недрах нефть и газ, может со временем перерасти в вооружённый конфликт.

Заключение

Проблемой Арктики на сегодняшний день является загрязнение материка техногенными отходами. Правительство России выделило более двух миллиардов рублей на очистку земли Иосифа Франца от залежей мусора и других отходов - это важно для экологии планеты в целом.

Военное присутствие и наращивание потенциала в северных регионах страны минимизирует вероятность начала вооружённого конфликта.


РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2015

RUSSIA AND THE ARCTIC. NEW 2015

В 2015 году Северный флот (СФ) продолжит активную деятельность по решению задач в Арктической зоне ответственности.
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв при постановке задач подчиненным силам подчеркнул, что «приоритетным направлением деятельности объединенного стратегического командования Северный флот в 2015 году станет защита государственных интересов России в Арктике».
Владимир Королёв также отметил, что «у Северного флота накоплен громадный опыт деятельности в Арктике - это и применение подводных сил в арктическом бассейне, и деятельность надводных сил по обеспечению безопасности в районах главной арктической транспортной магистрали России - Северного морского пути, а также в области проведения спасательных операций и обеспечения экологической безопасности в арктической зоне».
В связи с этим Объединенное стратегическое командование планирует походы отрядов кораблей по северным морям, проведение комплекса мероприятий по слаживанию подразделений, размещенных на арктических островах.
В Арктической зоне спланировано проведение учений по обеспечению безопасности прибрежных и островных территорий России, а также мероприятий учебно-боевой подготовки спасательной направленности.
В 2014 году Северный флот уверенно закрепил свои позиции в данном стратегически важном районе Мирового океана и разместил ряд подразделений на арктических островах, которые начали выполнять задачи в Арктике на постоянной основе.
Наряду с освоением Арктики Северный флот продолжит выполнять задачи по защите экономических и политических интересов Российской Федерации в других районах Мирового океана, в том числе в Атлантике и Средиземном море.
Пресс-служба Северного флота