Из рыбы

Ценность хлеба как важная составляющая жизни человека. Значение хлеба в питании человека

Ценность хлеба как важная составляющая жизни человека. Значение хлеба в питании человека

Хлеб является основным продуктом питания населения, поэтому развитию хлебопекарной промышленности в стране уделяется большое внимание. В настоящее время предприятиями потребительской кооперации вырабатывается 12,5 млн. т хлеба, или около 35 % общего объема.

ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Хлебобулочные изделия являются источником углеводов, растительных белков, минеральных веществ и витаминов.

Углеводов в ржаных изделиях содержится примерно 40- 50 %, в пшеничных - 42-52 %. Основную долю их составляет крахмал. Количество клетчатки находится в пределах от 0,1 до 1,2 % и зависит от сорта используемой для приготовления хлеба муки: чем ниже ее сорт, тем больше клетчатки.

Белки хлебных изделий, содержащиеся в небольшом количестве (5-6,5 %-в ржаных, 7,5-8,5 %-в пшеничных), по аминокислотному составу неполноценны. Сравнивая биологическую ценность белков хлеба пшеничного и ржаного, следует отметить более благоприятный состав их в ржаном хлебе.

Витаминная ценность хлеба обусловлена содержанием в нем витаминов Bi, Вг и PP. С повышением сорта используемой муки количество их в хлебе снижается, так как наиболее богатые ими периферийные части зерна удаляются при обработке. Использование витаминизированной муки позволяет увеличить содержание их в хлебе в 2,5-5 раз.

Минеральные вещества в хлебе представлены К, Р, Мп, Са, Fe. С повышением сорта муки, из которой изготовлены изделия, содержание минеральных веществ снижается.

Таким образом, пищевая ценность хлеба недостаточно высока, поэтому необходимо повышать его витаминную и белковую ценность. Для этого целесообразно вносить в тесто обогатители с более ценным химическим составом - молочные, яичные и плодоовощные продукты. В настоящее время широкое распространение получило использование молочной сыворотки при производстве хлеба.

Отмечена важная физиологическая роль хлеба в питании человека, и обусловлена она пористой структурой мякиша. Благодаря этому свойству не только хлеб, но и пища, съеденная с ним, хорошо смачивается желудочным соком и усваивается. Установлено, что белки хлебных изделий усваиваются на 70- 85 %, жиры -на 85-93, углеводы - на 92-98 %.

2 ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ БОБОВЫХ КУЛЬТУР . Бобовые культуры содержат: белков 30 % и более (ценные по составу, так как богаты незаменимыми аминокислотами), углеводов до 60 %, жира около 2 % (кроме сои, содержащей жиров до 20 %, углеводов до 30 %, белков до 40 %).

Недостатком бобовых культур является медленная развариваемость их семян (от 90 до 120 мин). Для ускорения развариваемости семена некоторых бобовых культур (гороха, чечевицы) обрушивают, т.е. удаляют семенную оболочку. Это сокращает варку примерно в 2 раза.

Горох происходит из Афганистана и Восточной Индии, Плод гороха - боб - состоит из створок и семян. По строению створок бобов сорта гороха делят на сахарные и лущильные. Бобы сахарных сортов используют в пищу вместе с семенами в виде так называемых лопаток. Створки лущильных сортов не съедобны. При созревании семян створки бобов легко разлущиваются, поэтому такие сорта гороха называют лущильными.

Лущильные сорта подразделяют на мозговые, которые в молочной спелости используют для приготовления овощных консервов (зеленый горошек), игладкосеменные, которые в полной зрелости делят на два типа: продовольственный и кормовой. Продовольственный горох в зависимости от окраски семядолей бывает белым, желтым и зеленым. По крупности семян горох подразделяют на крупный, средний и мелкий.

Семена гороха сохраняют питательные и вкусовые свойства в течение 10-12 лет.

Фасоль по цвету делят на три типа: белая, цветная однотонная и цветная пестрая.

Чечевица - древнейшая сельскохозяйственная культура, в России известна с XIV в. Семена диаметром 5 мм напоминают двояковыпуклую линзу. Бывает двух типов - северная, произрастающая в центральных районах России, и южная, выращиваемая на Украине.

Соя - универсальная мировая бобовая культура. Из сои получают муку, масло, молоко, сыр; ее добавляют в кондитерские изделия, консервы, соусы и другие продукты питания. Сою используют только после промышленной обработки. В натуральном виде соевые бобы в пищу не пригодны.

Нут и чина во многом сходны с горохом. В пищу их употребляют, как и горох, в свежем, вареном и жареном виде. Из них приготавливают консервы, а из муки - печенье и другие изделия.

Введение

ассортимент хлеб изделие

Цель данной работы: изучение и рассмотрение нового в ассортименте хлебобулочных изделий.

В соответствии с ГОСТ 16814-88 "Хлебопекарное производство. Термины и определения" под хлебобулочными изделиями подразумевают пищевой продукт, выпекаемый из муки, дрожжей, соли, воды и дополнительного сырья для хлебобулочных изделий. ГОСТ 16814-88 (ГОСТ не действует в РФ. Взамен ГОСТ 16814-71.). Хлебопекарное производство. Термины и определения. Введ. 23.09.88 - Режим доступа: http://standartgost.ru/

Ни для кого не секрет, что хлеб в нашей стране всегда был продуктом не только доступным всем слоям населения, но и еще стратегическим. А сегодня это приобретает особое значение. Ассортимент хлебобулочных изделий очень разнообразен в зависимости от способа выпечки, массы наличия сдобного компонента, влажности мякиша. В настоящее время придается большое значение выпуску изделий лечебно-профилактического назначения.

Такая продуктовая группа, как хлебобулочные изделия, со временем все усовершенствованней, появляется все больше и больше производителей данного продукта, ассортимент хлебобулочных изделий пополняется, а качество все улучшается.

Хлеб в жизни человека

В России хлеб традиционно считается одним из основных продуктов питания, потребляемым круглый год независимо от сезона всеми группами населения. Суточное потребление хлеба в разных странах составляет от 150 до 500 г на душу населения, в России в среднем - 320-330 г. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище. Барыкин К.К. Хлеб, который мы едим - М.: Политиздат, 1982

Значение хлеба в питании человека, его пищевая ценность

За счет потребления хлеба человек почти на половину удовлетворяет потребность организма в углеводах, на треть - в жирах и на четверть в белках растительного происхождения. Хлеб из пшеничной или ржаной муки практически полностью удовлетворяет потребность в пищевых волокнах и большинстве витаминов группы В.

Пищевая ценность хлеба определяется в первую очередь его калорийностью, усвояемостью и содержанием в нем дополнительных факторов питания: витаминов, минеральных веществ и незаменимых аминокислот. Вместе с тем регулярный прием хлеба с пищей имеет также большой физиологический смысл, ведь хлеб придает массе поглощаемой пищи благоприятную консистенцию и структуру, способствующую наиболее эффективной работе пищеварительного тракта и наиболее полному смачиванию пищи пищеварительными соками. Таким образом, хлеб служит не только источником необходимых веществ, но также играет важную роль в физиологии питания.

«Хлеб в нашей жизни»

Хлеб в России - это продукт творчества многонационального народа огромной страны - её великое прошлое и полное надежд будущее, символ народного благополучия. История хлеба восходит в глубину веков, причем многие этапы её остаются неизвестными до настоящего времени, несмотря на то, что выработка хлеба у всех народов считалось делом богоугодным и ей уделялось особое внимание.

Великие мыслители и богословы прошлого всегда связывали хлеб с духовным и религиозным началом развития человечества. Упоминание о хлебе встречается в книге Бытия 56 раз, в Псалтыри 23, в Евангелии 88.

Во все века хлеб обоготворяли, ему посвящены народные обряды, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов, друзей хлебом и солью.

Тема хлеба отразилась и в различных видах искусства. Его изображение в виде колоса, зерна или выпеченного изделия можно увидеть на мозаиках и фресках, иконах, картинах, гобеленах, скульптурах и предметах декоративно-прикладного искусства. Даже росписи на гробницах Фараонов подробно рассказывают, как изготавливали хлеб в древнем Египте.

На Руси хлеб ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения:

  • «Заработать на хлеб» – означает заработать на то, что необходимо для существования;
  • «Хлебное место» – доходная работа;
  • «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь;
  • «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход;
  • «Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода;
  • О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…»
  • О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»;

О месте хлеба в питании россиян свидетельствуют результаты опроса, полученные Фондом общественного мнения. Так на вопрос – «В вашей семье во время завтрака, обеда, ужина хлеб едят часто или никогда?». 74% опрошенных ответили «всегда», 15% «часто», 9 % «редко», 1% - «никогда». То есть почти 90 % населения России употребляют хлеб регулярно.

При изучении ассоциаций вызываемых у людей словом хлеб выяснили, что у 81 (восьмидесяти одного) % россиян хлеб связан с положительными и приятными ассоциациями (основной продукт, всегда должен быть, хлеб –всему голова, благополучие и др.) и только у 19% ассоциируется с дороговизной, нехваткой денег, тяжелым крестьянским трудом и чувством голода.

К сожалению, сегодня, со страниц глянцевых журналов и некоторых телепередач о так называемом «здоровом» питании, модные диетологи наперебой рассказывают о вреде хлеба, связывая его потребление с возникновением сахарного диабета, ожирением и другими заболеваниями. В результате многие сторонники модных диет стараются уменьшить его использование или вообще отказаться от хлеба, забывая о том, что хлеб древнейший продукт с удивительной историей, в повседневном употреблении которого заложен сакральный психофизический смысл.

Кроме того именно зерновые продукты, лежат в основе пирамиды здорового питания которая графическим методом изображает рекомендуемое соотношение основных групп продуктов в пищевых рационах.

Суть этой пирамиды основана на преобладании в здоровом питании зерновых продуктов, овощей и фруктов, при сниженной доле мясных, рыбных и молочных продуктов и ограничении жиров, сахара и кондитерских изделий.

Учитывая значительный дефицит в рационах питания населения России белка, витаминов, минеральных веществ, В обществе необходимо ясное понимание, что без хлеба полноценное питание невозможно.

Именно с хлебом организм россиян привык получать энергию, большинство необходимых биологически активных нутриентов - незаменимые аминокислоты, витамины В1, В2, РР, минеральные вещества - калий, фосфор, магний, кальций, железо и др. Кроме того в процессе брожения в опаре, закваске, тесте накапливаются органические кислоты витамины, ароматические и бактерицидные вещества, которые повышают иммунитет и улучшают микрофлору кишечника, предотвращают развитие болезнетворных микроорганизмов и инфекционных желудочно-кишечных заболеваний, дисбактериоз и диабет.

В питании человека хлеб имеет важнейшее не только пищевое, но и психофизическое значение, его неповторимый вкус и аромат, приятный внешний вид воздействует на подсознание, возбуждает аппетит и стимулирует выделение пищеварительных соков, таким образом, способствует хорошему усвоению, как самого хлеба, так и других продуктов, употребляемых с ним.

У хлеба есть еще одна бесценная особенность – он никогда не приедается, его употребляют все, ежедневно, в течение всей жизни. Он обладает постоянной, не снижающейся усвояемостью, которая обусловлена благоприятным состоянием входящих в его состав различных пищевых веществ. Белки хлеба находятся в денатурированном виде, крахмал – клейстеризован, жир – в составе эмульсий или комплексов с белками, углеводами и другими компонентами, пищевые волокна – в набухшем и размягченном состоянии.

На сегодняшний день Россия все еще является одной из «хлебных» стран мира, несмотря на то, что в последние десятилетия количество хлеба в рационе питания россиян несколько снизилось, притом, что ранее, в XIX веке и первой половине XX века оно достигало более 500 г в день.

Чем же объяснялось традиционно высокое потребление хлеба в нашей стране? Прежде всего тем, что в нашем суровом климате, в котором не вызревают многие фрукты, овощи и недостаточно морепродуктов, хлеб был и остается основным источником необходимых макро- и микронутриентов. В старину на Руси единообразное питание бедного населения ржаным хлебом никогда не приводило к авитаминозам, что сегодня часто случается при огромном выборе продуктов.

Русский национальный хлеб - это черный хлеб, то есть хлеб из ржаной муки, приготовленный на закваске. В старину производство так называемого «кислого» ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок. Секреты приготовления ржаных заквасок держались в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение.

Ржаной хлеб отличается более высоким содержанием белков, пищевых волокон, минеральных веществ (фосфора, железа, магния, калия), витаминов В1, РР, Е, фолиевой кислоты, органических кислот.

Так, в трёх кусочках ржаного хлеба содержится в 1,6 раза больше железа, чем в целом яблоке, пищевых волокон и витамина Е– в 3,5 раза больше, чем в одной моркови, а фосфора – столько же, сколько в 3х картофелинах.

Сто граммов ржаного хлеба удовлетворяют потребность детского организма в пищевых волокнах на 40 – 50 %, в железе – на 25 – 30%, витамине В1 и магнии– на 11-16 % от суточной нормы.

Ржаной и ржано-пшеничный хлеб, как и в древние времена, вырабатывается на закваске, в процессе брожения которой накапливаются органические кислоты. Содержание этих кислот в 3х - 4х кусочках ржаного или ржано-пшеничного хлеба такое же, как в целом яблоке. Органические кислоты необходимы для развития «полезной» микрофлоры и прекращения гнилостных процессов в кишечнике.

По данным Росстата общее потребление продуктов хлебной группы в среднем составляет примерно 120 кг/год на человека, из них на хлеб и хлебобулочные изделия приходиться около 65%.

Для сравнения в Германии потребление хлебных продуктов составляет 111 кг/год на человека, во Франции 117, в Польше -139, в Италии -159, в Венгрии -170. И никого эти цифры не пугают, никто не планирует их сокращать. В соответствии рекомендуемыми рациональными нормами потребления пищевых продуктов, потребление хлебобулочных и макаронных изделий в пересчете на муку, а также собственно муки, крупы и бобовых в сумме должно составлять 95-105 кг\чел в год.

Относительно невысокий уровень потребления хлеба в современной России объясняется, с одной стороны, тем, что многие «экзотические» и отечественные фрукты и овощи, морепродукты и др. стали более доступны для населения в любое время года; а с другой тем, что выпускается все меньше «полезного» хлеба из ржаной муки и, напротив, больше сдобных высококалорийных хлебобулочных изделий из рафинированной пшеничной муки высшего сорта. Одновременно в средствах массовой информации, как я уже сказала, появляются сообщения о «вреде» хлеба, «дрожжах-убийцах», «неправильных» технологиях, формируя при этом у потребителей негативное отношение к этому жизненно важному продукту.

Говоря о хлебе России, необходимо отметить, что на её обширной территории, кроме русских, на протяжении веков проживали и проживают более 150 народов, в том числе украинцы, белорусы, грузины, армяне, татары и многие другие. Национальные кухни практически всех народов, населяющих РФ, используют зерновые и мучные продукты, имеют свои рецепты и технологии хлеба, дрожжевых и пресных лепешек, пирогов с различными начинками, оладий, блинов. В северных регионах европейской части РФ используют, в основном, ржаную муку; в южных регионах, на Северном Кавказе - пшеничную. У многих народов любимы хлебобулочные изделия с добавлением кукурузной, ячменной, овсяной и других видов муки.

Ассортимент хлебобулочных изделий в России характеризуется большим разнообразием и включает в себя около 800 наименований. Основными группами являются: хлеб из пшеничной муки, хлеб из ржаной муки, хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки, булочные изделия, сдобные изделия, бараночные, сухарные, а также пироги, пирожки, пончики.

Структура потребления хлебобулочных изделий имеет существенные различия по административным округам. Так, по хлебу из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки наибольшее потребление отмечается в Центральном и Северо-западном округах, наименьшее - в Южном; по хлебу из муки 2 сорта напротив наибольшее в Южном федеральном округе, наименьшее в Центральном (особенно в Москве и Санкт-Петербурге); булочные и сдобные изделия из муки высшего сорта больше потребляют в Центральном федеральном округе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге), меньше в Сибирском федеральном округе.

Введение в рецептуру хлеба компонентов, придающих ему лечебные и профилактические свойства, позволяет решить проблему профилактики и лечения различных заболеваний, связанных с дефицитом тех или иных веществ.

К одним из приоритетных направлений работы НИИ хлебопекарной промышленности относится создание технологий и ассортимента хлебобулочных изделий для здорового питания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на различные культурные, кулинарные веяния современного общества, хлеб в России остается пищей, которую нельзя заменить ничем и привести слова Антуана Огюста Пармантье (агронома и фармацевта, основателя школы хлебопечения, жившего в XVIII веке) «Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления. Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели - с мясом или любым другим блюдом, - он не теряет своей привлекательности».

Технология приготовления бутербродов.
Цели мастерской: обобщить и систематизировать знания учащихся о хлебе, его значении в питании человека; ознакомить учащихся с ассортиментом блюд, которые можно приготовить с использованием хлеба; научить готовить открытые бутерброды. Развивать у учащихся умения следования правилам техники безопасности и организации рабочего места, развивать способность к рефлексии и корректировке на её основе процесса и результатов учебной деятельности, развивать критическое мышление, формировать у учащихся умения решать творческие задачи.
На доске девиз: "Вырос в поле колоском, на столе лежит куском".
Ход мастерской:

1. Индукция (наведение). Учитель зачитывает загадку с доски, ученики её отгадывают.

Слово мастера. "Хлеб - всему голова" гласит народная мудрость. И, действительно, какие бы разносолы ни подавала хозяйка на стол без хлеба не обойтись. Хлеб обладает ценным качеством - он никогда не приедается.

Буханка хлеба - это настоящий

Осколок солнца на моей земле,

Огонь обогревающий, горячий

Извечно на обеденном столе. (Э.Мижелайтис)

2. Учащимся предлагается познакомиться с высказываниями о хлебе в приложении №1 "Народная мудрость", "Величайшее изобретение - хлеб".

3. Затем словами описать, какие ассоциации возникают у них при слове ХЛЕБ... Ребята записывают свои мысли в тетради, а потом передают её по кругу, партнёры по группе, прочитав текст, продолжают ход мысли или опровергают её. В итоге в группе создаётся несколько произведений, из них выбирается лучшее, которое затем афишируется перед классом.

4. Слово учителя. Издавна человек узнал истинную цену хлеба, с уважением относился к нему. Долгий путь проходит зерно, чтобы превратиться в хлеб. Из одного зёрнышка получается всего около 20 мг. муки, для выпечки одного батона надо вырастить, собрать и размолоть 10000 зёрен. Это обязывает каждого из нас, бережно относиться к хлебу, чтобы даже маленький кусочек его не пропал даром.

Мне больно, когда я, случается, вижу

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже,

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс,

Земле, на которой родился и рос. П.Бровка.

5. Учащимся предлагается информация для размышления в приложении №4 "Поклон хлебу", а затем им предлагается пройти путь от зёрнышка до хлеба на столе.

6. Каждый учащийся несколькими фразами формулирует, как он понимает «бережное отношение к хлебу». Обмен мнениями в группе, подготовка группового отчёта "Бережливость, не скупость".

7. Внимание учащихся обращается на схему «Блюда с использованием хлеба». Хлебобулочные изделия используются не только по прямому назначению, из них можно приготовить разнообразные блюда.

Какие блюда, из предложенных на схеме вам нравятся?

С какими блюдами вам не пришлось встречаться?

Я и не сомневалась, что самой большой популярностью пользуются бутерброды. Как вы думаете почему? Ответ: просты в приготовлении, быстрота изготовления, можно комбинировать из того, что есть в холодильнике, можно брать в дорогу и т.д.

8. Сейчас насчитывается более 700 видов разнообразных бутербродов. С классификацией бутербродов можно познакомиться в учебнике Трудовое обучение 4 кл. 2003. на стр.219-220. Интересные факты о названиях бутербродов можно найти в приложении.

9. Слово мастера. Несмотря на большое разнообразие бутербродов, общие правила их приготовления одинаковы. Смотрите памятку №2. "Основные правила приготовления бутербродов". С приёмами и видами нарезки хлеба можно познакомиться на рис. 112 стр. 224, а способами оформления бутербродов рис.113 стр.225 учебника 4 класса «трудовое обучение».

10. Индивидуальная работа учащихся с материалами учебника и приложения.

11. Учитель даёт учащимся новое задание. Приготовьте закусочные бутерброды, придумайте его оригинальное оформление и дайте им название.

12. Каждый учащийся индивидуально выполняет практическую работу с соблюдением правил техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями. Уборка рабочих мест. Задание выполняется с учетом домашних заготовок.

13. Афиширование. Организация мини-выставки «Фуршет-шоу» с использованием работ учащихся, сервировкой фуршетного стола учителем.

14. Слово учителя. В молодёжной среде большой популярностью пользуется сервировка стола фуршетного обслуживания, т.е. все закуски и напитки располагают на небольшом столе, стулья не используют. Посуда и приборы индивидуального пользования располагаются на краю стола, и каждый желающий может самостоятельно ими воспользоваться.

15.Обзор фуршетного стола, самоанализ.

16. Организуется рефлексия, взаимоанализ. Каждый ученик выражает своё мнение о полученных результатах, выбирается лучшее блюдо.

17. Полилог. Дегустация блюд. Культура поведения за фуршетным столом.

18. Самоопределение учащихся в отношении домашнего задания (ребята выбирают из вариантов)

Вспомнить и записать названия сказок, рассказов и др. произведении, в которых хлеб или его братья играют важную роль.

Найти и записать известные фразы или стихи о хлебе.

Оформить рецепт блюда с использованием чёрствого хлеба.

Попробуйте дома приготовить (под руководством родителей) горячие бутерброды и пусть ваши родственники напишут отзыв о полученных результатах в рабочей тетради.

Приложение 1. Величайшее изобретение – хлеб


Хлебное зерно стало пищей человека более 10 тысяч лет назад. Сначала люди питались сырыми зернами, а потом научились дробить их и поджаривать на огне. Первоначально, много тысяч лет назад, люди ели зерна злаков в сыром виде. Затем они стали растирать их между камнями, смешивать с во­дой, получая жидкую кашицу. При подогрева­нии кашица из поджаренных зерен становилась гораздо вкуснее.

В Швеции, неподалеку от Орлюнда, археологи обнаружили при раскопках кусок хлеба, которому 1400 лет. Вместе с обглоданными костями он находился в глиняном горшке.

Хлебцы разных форм и размеров были обнаружены при раскопках египетских гробниц. Так, в гробнице египетской царицы Хатшепсут найден хлеб, возраст кото­рого насчитывает 3 500 лет. Еще более древний хлеб обнаружен в гробнице фараона Рамзеса III, ему почти 4600 лет. В иле высохшего озера археологи нашли; окаменелый кусок хлеба, который был выпечен еще в каменном веке - примерно 6 тысяч лет назад. Сейчас он хранится в музее города Цюриха.

В Древнем Египте разрыхляли тесто с помощью дрожжей. О том, как труден и тяжел труд пекаря, говорят рисунки на пирамиде Тутанхамона. В го­роде Пуп (Египет) можно увидеть маленькую статуэтку месителя теста. Более того, в Древнем Египте хлеб был единственным вознаграждением за труд.

Искусство приготовления хлеба постепенно пе­решло и в Древнюю Грецию. В то время хлеб был очень дорог и купить его могли лишь знатные люди. Читая Гомера, мы узнаем, что аристок­раты считали хлеб особым блюдом. Богатство хозяина оценивалось тем, какое количество хле­ба подносили гостям.

Греки уже тогда выпекали 24 сорта хлеба и продавали их по разной цене, черный - для простого народа, на оливковом масле - для больных (первое упоминание о лечебном хлебе!), для атлетов - со стимулирующими веществами (не самый ли это древний допинг в спорте?). Спартанцы считали хлеб роскошью и ели его толь­ко по праздникам. Древние эллины запекали в хлеб овощи, фрукты, сыр. Именно из Древней Греции к нам пришло слово «хлеб» («клибанос» - специальные формы горшков для выпечки хлеба).

Древний Рим прославился и тем, что две тысячи лет назад там установили 13-метровый монумент потомственному пекарю Марку Вергилию Эврисаку.

На Руси пекари были также уважаемыми людьми. К ним нельзя было обратиться, как к крепостному крестьянину: Ванька, Петька, а только уважительно: Иван, Петр. Хотя мастерами-хле­бопеками были мужчины, в семье выпечкой хлеба занимались женщины.

Наши предки возносили молитвы небу о хлебе насущном, величали его кормильцем, батюшкой. Из большого уважения к хлебу народ сложил о нем много пословиц и поговорок: «Любая пища приедается - хлеб никогда», «Не человек хлеб носит, а хлеб человека», «Не в пору и обед, коли хлеба нет», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Хлеб на столе – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».

Приложение 2. Свежий или черствый?


Слишком свежий, только что из печи хлеб тоже не очень хорош для еды: он плохо разжевывается, ска­тывается в комки, которые трудно пропитываются пище­варительными соками, а значит, хуже перевариваются. Особенно вредны слипшиеся комки горячего ржаного хлеба, они могут вызвать даже расстройство пищева­рения. Людям, страдающим заболеваниями желудка, пе­чени и сердца, полезнее есть вчерашний или слегка под­сушенный хлеб.

Не покупайте слишком много хлеба: от долгого хранения он черствеет, теряет вкус, может заплесневеть. Хлёб начинает черстветь уже через 10-12 часов хранения. Рекомендуется хранить хлеб из обойной муки не более 48 часов, хлеб из сортовой муки - 24, а булоч­ные изделия - 16 часов, считая со времени выпечки.

При хранении хлеба испаряется содержащаяся в нем вода и места разреза подсыхают. Чтобы избежать этого, его следует хранить в специальных металлических, плотно закрывающихся хлебных контейнерах, но можно
использовать также закрытую эмалированную кастрюлю (конечно, хорошо вымытую и высушенную), пластмассовуюпосуду, полиэтиленовые мешочки. Толстые, окрашенные в разные цвета полихлорвиниловые мешки, для
хлеба не годятся.

Контейнер или кастрюлю, в которых хранится хлеб, не реже одного раза в неделю надо мыть горячей водой и хорошо просушивать. Полиэтиленовые мешочки надо мыть и просушивать через два-три дня.

Не следует держать хлебные изделия в темном, сыром месте, хранить в холодильнике, так как они поглощают влагу и начинают быстро плесневеть, приобретают не­приятный запах и вкус, в них накапливаются ядовитые вещества, образуемые некоторыми видами плесени.

Русская пословица гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». В старые времена у каждой хорошей хозяйки не пропадало ни кусочка хлеба. Зачерст­веет хлеб - и вот уже дымится ароматный кресть­янский суп из него. Остались корки черного хле­ба - можно сделать отличный квас.

Из чёрствого хлеба сегодня можно приготовить много вкусных и полезных блюд.

Приложение 3. Белый или черный?

Есть у хлеба одно редкое и весьма приятное качество - он не приедается. Хорошо сказал по этому поводу поэт М. Светлов: «В каждой, даже самой вкусной пище есть свой привкус, а у ржаного хлеба вкус есть, но привкуса нет».

Высокая биологическая ценность хлеба обусловлена, прежде всего, содержащимися в нем полноценными белками, а также минеральными веществами и витами­нами . Белки хлеба, особенно ржаного и из муки низших сортов, содержат все незаменимые аминокислоты, без которых немыслима жизнь. В хлебе недоста­точно очень важной аминокислоты - лизина. Поэтому полезно использовать при изготовлении хлеба молочную сыворотку, обрат, богатые лизином. Хлебом человек удовлетворяет примерно 1/3 суточной потребности в пи­тательных веществах.

С хлебом "организм"" человека получает калий, фосфор, кальций, железо и различные микроэлементы (медь, цинк, йод и другие ). Из витаминов в хлебе имеются В1, В 2, РР, Е, в сочетании хлеба с животными продуктами обеспечивается наилучшая сбалансированность аминокислот белков, минеральных солей и витаминов, необходимых организму.

Организм, лучше усваивает питательные вещества, которые содержатся в белом хлебе, однако пищевая ценность его намного ниже, чем хлеба из муки грубого помола. Черный хлеб содержит значительно больше белков, минеральных солей и витаминов, чем белый. По­стоянное употребление только белого хлеба приводит к снижению перистальтики пищеварительного тракта. Однако людям, страдающим воспалительными процесса­ми желудка и кишечника, полезнее белый хлеб. Такие люди, поев черного хлеба, страдают повышенным газообразованием.

Интересно и полезно знать.

Храните отдельно хлеб пшеничный и ржаной, когда они вместе, белый хлеб легко воспринимает запах черно­го, теряет вкус.

Хлебные изделия храните отдельно от других про­дуктов, особенно если они имеют резкий запах (рыба, сельдь, пряности), так как хлеб легко воспринимает посторонние запахи, кроме того, может загрязниться.

Хлеб черствеет медленнее, если завернуть его в чистую белую бумагу или ткань.

Свежий хлеб легко нарезать на тонкие ломтики, если нагреть нож на печке или опустить его на 1-2 минуты в кипяток.

Хлеб долго сохранит вкус и приятный запах , если держать его в эмалированной кастрюле, на дно которой насыпано немного ванилина, а поверх постелен целлофа­новый кружок.

Раз в неделю очищайте хлебницу от крошек и про­мывайте ее слабым раствором уксуса - это поможет уберечь хлеб от плесени.

Следите за тем, чтобы в хлебнице не залеживались остатки хлеба - со временем они становятся источником плесени.

Приложение 4.

ПОЧЁТ ХЛЕБУ
Кого может оставить равнодушным аро­мат свежеиспеченного хлеба - горячего, румяного, с янтарной хрустящей корочкой? У любого человека этот дивный, неповто­римый запах легко возбудит аппетит. На протяжении всей жизни по нес­кольку раз в день берет человек в руки ло­моть хлеба, с удовольствием ощущает его запах и вкус - и не приедается хлеб, не надоедает, как любая другая однообразная пища.

Человек и хлеб - вечные спутники.

Тысячелетиями хлебороб пашет землю, земля дает силу колосьям, из которых по­лучается зерно для хлеба. Хлеб в свою очередь дарит силу людям. Этот кругово­рот в природе повторяется из года в год, из века в век.

В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. И нам не следует забывать об этой доброй народной традиции, рожденной уважением к человеческому труду. Хлеб наш насущный заслуживает к себе разумного и бережного отношения.

В книге В. Карамзина «Наш хлеб» говорится: «Если в семье из четырех человек выбросят в день лишь ломоть хлеба (100г) - потери в год составят 36,5кг. Чтобы их восполнить в масштабах страны, потребуется: вспахать и засеять 1,3 млн. га, вырастив по 16 ц зерна, намолотить 2078 тыс. т хлеба. Этот хлеб нужно было бы хранить в 104 элеваторах, ем­костью по 20 тыс. т каждый. Молоть его целый год должно непрерывно несколько крупных мель­ниц. Чтобы испечь хлеб, необходимо также 30 тыс, т поваренной соли, 18 тыс. т прессованных дрож­жей, сахар, солод, молоко, яйца. Потребуется дополнительная энергия, транспорт, да еще необ­ходимо учесть и накладные расходы в торговле».

В нашей стране цены на хлеб стабильно низ­кие, но это не значит, что относиться к нему мож­но расточительно.

Информация к размышлению:

На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонн хлеба;

В мире известно более 750 видов хлебобу­лочных изделий.

С недавних пор стала замечать небрежное отношение к хлебу в школьной столовой. И мы решили провести эксперимент в нашей школьной столовой. После того как класс пообедал, собрали ос­татки хлеба, булочек и взвесили их. Оказа­лось 790 г. Умножили на 36 (в школе 36 классов) и получили хоть и приблизитель­ную, но внушительную цифру: вес хлебных отходов составил 28 кг 440 г. И это только за один день!


Загадки о хлебе:

Комовато, ноздревато,

И кисло, и пресно,

И легко, и кругло,

И черно, и бело.

Режут ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят!
Вырос в поле колоском,

на столе лежит куском.

Приложение 5 Бутерброды
БУТЕРБРОДЫ – в переводе с немецкого языка «хлеб с маслом» (бутер–хлеб, брод–масло). Полноценная питательная закуска.

Специалисты на­считывают до 700 их видов, начиная от обычного лом­тика хлеба, намазанного маслом и кончая многослой­ными бутербродами-пирамидами или бутербродными торта­ми и рулетами, начиненными самыми разнообразными продуктами.

Виды бутербродов

Гренки – мелкие сухарики из пшеничного хлеба, подают к супам-пюре. Тосты – обжаренные ломтики черного хлеба. Крутон – обжаренные ломтики хлеба для подачи на них блюд из мяса, рыбы

Гамбургеры еще вкуснее, если подать их с лимоном и майо­незом, со шпинатом и сыром «рокфор», соусом острым, вареным окороком, ананасом, глазуньей и беконом, йогуртом, сметаной и др. Для бутербродов (хот-доги, чизбургеры ), используют круглые булочки с кунжутом, их разрезают на две половинки и вклады­вают рубленый бифштекс или сосиски.

Пита приготавливают из дрожжевого теста в форме лепешки, за счет перепада температур образуется воздушный карман, который наполняют в теплом виде сыром, салатом, жареным мясом или птицей, ветчиной и другими продуктами.

Закрытые бутерброды (сандвичи) Хлеб (батон) нарезают в длину узкими полосками, смазыва­ют сливочным маслом, укладывают тонко нарезанные мясные или рыбные продукты, сыр, икру, различные салаты, омлеты, паш­теты, накрывают другой полоской хлеба, смазанного маслом, слег­ка прижимают и разрезают на кусочки длиной 7-8 см. Бутербро­ды могут быть двух - трехслойными и комбинированными. Бутерброды незаменимы в дороге, туристских походах, на загородных прогулках.

Бутерброды закусочные (канапе) Нарезать батон толщиной 1-1,5 см, с помощью выемки при­дать фигурную форму размерами 4 см, обжарить, намазать маслом с горчи­цей. Гастрономические продукты нарезать, вырезать требуемой формы и уложить на хлеб. Гарнир выкладывается разнообразным рисунком. Можно использовать зеленое масло, вареное яйцо, лук зеленый, икру красную, черную, сливочное масло и др. При много­слойной пирамиде продукты прокалывают шпажкой.

Волованы. Выпекают корзиночки из слоёного теста, наполняют салатом рыбным, мясным, украшают продуктами, входящими в салаты.

Тартинка - это небольшая корзиночка из несладкого теста или ломтики хлеба, смазанные сливочным маслом, обсыпанные сыром и запеченные в духовке или микроволновой печи.

Тарталетка – маленькая корзиночка из сдобного или вафельного теста, для подачи холодных блюд и закусок

Дьябли – острые гренки из ломтиков пшеничного хлеба, смазанных смесью тёртого сыра, томата, перца, яиц и запеченные.

Приложение 6. Приготовление бутербродов

Форма ломтиков хлеба для бутербродов может быть самой разнообразной: прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой. Для фигурной нарезки хлеба применяют формочки для выпечки печенья, а также специальные металлические выемки с острыми краями.

Л
омтики хлеба для бутербродов должны быть толщиной 1 - 1,5см. Аккуратные и тонкие ломтики получаются, если исполь­зуется слегка зачерствевший хлеб. Жесткую корку предва­рительно срезают или стирают теркой.

Мягкий хлеб режут специальным ножом - пилкой или простым кухонным, но очень острым, систематически опуская его в горячую воду. Нарезанный свежий хлеб можно поместить в горячую духовку, тогда он будет подсушенным снаружи и мягким внутри.

Такие ломтики особенно подходят для маленьких закусочных бутербродов. Для изготовления бутербродов можно также использовать хрустящие хлебцы, печенье.

При приготовлении бутербродов необходимо учитывать сочетание продуктов по цвету, по питательной ценности, по вкусовым ка­чествам. Чаще бутерброды готовят из белого хлеба. На черном лучше делать бутерброды с жирными (шпик, корейка) или солеными (сельдь, килька) продуктами.

Для связывания продуктов с хлебом, улучшения вкуса и повышения калорийности бутербродов используются жиры (масло, маргарин), различные масляные смеси, овощные массы, паштеты.

Масло (маргарин) должно быть мягким, тогда его легче наносить на хлеб ровным слоем. Намазывать ломоть удобнее ножом с закругленным концом. Со сливоч­ным маслом сочетаются повидло, джемы, сыр, паштет, рыбные продукты, вареные колбасы без жира.

Б

утерброды с жареными мясными продуктами сочетаются со свежими овощами, салата­ми. Продукты, предназначенные для бутербродов, нарезают не бо­лее чем за 30-40 мин и хранят в холодильнике.

Приложение 7. УКРАШЕНИЕ БУТЕРБРОДОВ
Из охлажденного масла . Например, «соломку» или «стружку» можно получить, натирая твердое масло на терке с круп­ными отверстиями, «ракушки» - специальным ножом, который опускают в горячую воду. Хорошо также обогащать масло мелко изрубленной зеле­нью, натертыми овощами. Причем лучше такую массу взбивать.

При помощи чайной ложки, которую нужно время от времени опускать в горячую воду, можно сделать «ромаш­ку» или «розочку». 6-10 овальных лепестков, выдавлен­ных ложкой, соединить в цветок, в центре которого поместить горошинку, кусочек яркого овоща, и украсить веточкой зелени.

Питательный и витаминизированный, приготавливают из нескольких видов продуктов. Формочками для печенья выдавить фигурки (листья клевера, звездочки, сердечки и т. д.), сверху намазывают маслом, кладут кружочки ветчины, помидоров, украшают лу­ком, кресс-салатом.

Веточки укропа, петрушки, кинзы укладывают в виде букетиков, толстые пе­рья зеленого лука нарезают на кусочки, концы которых надрезают ножницами и укладывают в виде цветочков, вее­ров.

Мясные и рыбные продукты значительно лучше усваиваются вместе с овощами и зеленью, поэтому, нужно широко использовать салат, ук­роп, петрушку, редис, огурцы, помидоры, свеклу, морковь и т. д. Можно готовить и просто овощные бутерброды.

Фигурную нарезку овощей , а также небольшие цветочки из них можно сделать хорошо заточенным кухонным но­жом. Для нарезки тонких ломтиков мягких и сочных ово­щей, например помидоров, удобно пользоваться специаль­ным пилообразным ножом.

Красиво выглядят на бутербродах звездочки, выполненные из моркови, огурца, лимона. Для этого в кожице острым ножом вырезают неглубокие продольные бороздки, а затем нарезают овощ поперек тонкими ломтиками.

Красивы украшения из свежих или соленых огурцов, нарезанных в форме листиков, вееров или перышек. Огу­речный веер приготовляют из бокового среза огурца толщиной не более 1см, который с одной стороны над­секается частыми разрезами (не до конца), а затем укла­дывается в виде веера.

Маленькие колокольчики легко выполняются из огурца, вареной моркови, свеклы. Верхушка овоща обрезается под остроконечный конус, с которого затем срезается тонкий слой в виде колпачка.

ТЕСТ «Бутерброды» Вариант 1


  1. Слово «бутерброд» произошло от двух немецких слов:
а) хлеб и ветчина; б) колбаса и хлеб; в) масло и хлеб;

  1. Характерной особенностью белорусских хлебных изделий является:
а) наличие молочных продуктов;

б) наличие дрожжей;

в) наличие воды и жиров;


  1. По способу приготовления бутерброды классифицируются:
а) холодные и горячие; б) сладкие и соленые; в) рыбные и мясные;

  1. К простым бутербродам относится :
а) бутерброд с сельдью и огурцом;

б) с маслом и сыром;

в) с джемом и бананом;


  1. К горячим бутербродам не относятся:
а) тосты; б) тартинки; в) канапе;

  1. Маленькие фигурные красиво оформленные бутерброды – это:
а) канапе; б) тартинки; в) волованы;

  1. Сэндвичи – это:
а) открытые бутерброды; б) закрытые бутерброды; в) слоистые бутерброды;

  1. Для приготовления сэндвича используют:
а) 2 кусочка хлеба; б) 3 кусочка хлеба; в) 1 кусочек хлеба;

  1. Тарталетки – это:
а) бутерброды из слоеного теста;

б) маленькие фигурные бутерброды;

в) корзиночки, выпеченные из сдобного пресного теста;


  1. Бутерброды, подаваемые в горячем виде и представляющие собой поджаренные кусочки хлеба, гарнированные различными продуктами, называются:
а) сэндвичи; б) тартинки; в) тарталетки;

ТЕСТ «Бутерброды» Вариант 2


  1. Для приготовления закрытых бутербродов не используют:
а) сыр, мясо, огурец; б) колбасу, салат, шпик; в) ветчину, рыбу, помидор;

  1. Для приготовления закрытых бутербродов хлеб нарезают кусочками толщиной:
а) 1 – 2см.; б) 0,5 – 1см.; в) 1,5 – 2,5см.;

  1. Для бутербродов в сочетании с черным хлебом не используют:
а) масло, икра, огурец; б) сыр, молоко, мед; в) сельдь, ветчина, лук;

  1. Вареную колбасу для бутербродов нарезают :
а) под прямым углом толщиной до 4мм.;

б) наискосок толщиной до 3мм.;

в) брусочками толщиной до 5мм.;


  1. Для нарезки сыра используется нож с …:
а) волнистым лезвием; б) прямым лезвием; в) изогнутым лезвием;

  1. Помидоры и огурцы нарезают для бутербродов:
а) под прямым углом; б) наискосок; в) форма нарезки различная;

  1. Тарталетки готовят из …:
а) сдобного пресного теста; б) дрожжевого теста; в) песочного теста;

  1. Валованы– закусочные бутерброды готовят из:
а) дрожжевого теста; б) слоеного теста; в) заварного теста;

  1. Согласно санитарным нормам бутерброды можно хранить:
а) сутки; б) 8 часов; в) 3 часа;

  1. Перед подачей протыкают вилочками – шпажками бутерброды:
а) канапе; б) сэндвичи; в) тартинки;

1. Дегустация -- это...

а) изучение меню;

б) оценка приготовленного блюда;

в) подача различных блюд.

2. Бутерброд - слово...

а) немецкого происхождения, означает «хлеб с маслом»;

б) голландского происхождения, означает «хлеб с сыром»;

в) немецкого происхождения, означает «хлеб с колбасой».

3. Бутерброды классифицируются...

а) по вкусовым качествам;

б) по внешнему виду;

в) по толщине приготовления.

4. По способу приготовления бутерброды бывают...

а) холодные и сложные мясные;

б) холодные и горячие;

в) сложные и горячие.

5. Хлеб и сыр - это...

а) коктейльный бутерброд;

б) слоистый бутерброд;

в) простой бутерброд.

6. Закрытый бутерброд называется...

а) тартинкой;

б) сэндвичем;

в) гренкой.

7. Хлеб для бутербродов нарезают...

а) шириной 0,5-1,5 см;

б) шириной 2,0-2,5 см;

в) шириной 3,0-3,5 см.

8. Сладкие бутерброды можно украсить.

б) лимоном;

в) кондитерским мешочком.

9. Бутерброды подают как...

а) самостоятельное блюдо к полднику;

б) отдельные продукты к супу;

в) закуску, самостоятельное блюдо.

10. Тарталетки - это...

а) маленькие фигурные бутерброды;

б) корзиночки, выпеченные из сдобного пресного теста;

в) бутерброды из слоеного теста.

Сафина Разиля Ришатовна

Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать».

Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

«НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ - 2018»

Номинация « Технология хлеба, кондитерских

и макаронных изделий »

Исследовательская работа

«Значение хлеба в питании населения»

Выполнила: Сафина Разиля Ришатовна

Ученица 8 класса

МБОУ «Кзыл Тауская СОШ

им.М.Х.Гайнуллина

Руководитель : Сафина Ильсияр Вазыхзяновна

учитель химии

Казань, 2018

Введение …………………………………………………………………

II . Основная часть :

  1. Значение хлеба в жизни человека……………………………………

2. Исследовательская часть:

1. Норма потребления и пищевая ценность хлеба…………………

2. Изучение качества хлеба на ОАО «Каратун ХПП»…………..

3. Вкусовые качества разных видов хлеба.

4. Разнообразие хлеба в торговой точке деревне Кзыл-Тау….

5. Домашний хлеб……………………………………………………….

6.Отношение к хлебу……………………………………………………

III. Заключение ……………………………………………………………

Введение

Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать».

Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

II . Основная часть :

  1. Значение хлеба в жизни человека.

Хлеб - гениальное изобретение человечества. В мире мало ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. Когда хочется есть, вспоминаешь прежде всего хлеб. И кто из нас усомнится в том, что запах горячего хлеба, один из самых лучших на свете. Его не спутаешь ни с каким другим. Ведь хлеб пахнет хлебом. Прекрасные слова о хлебе написал Антуан Опост Пер-ментье, живший в XVIII веке. «Хлеб, - писал Перментье, - является великодушным подарком природы, такой пищей, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь, это служит признаком выздоровления. Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели, с мясом или любым другим блюдом, он не теряет своей привлекательности. Он настолько нужен человеку, что, едва родившись на свет, мы уже без него не можем обойтись, и до смертного часа он нам не надоедает».

Хлебные изделия являются одними из основных продуктов питания человека. Суточное потребление хлеба в разных странах составляет от 150 до 500 г на душу населения.

В России его потребляют традиционно много - в среднем до 330 г в сутки. В периоды экономической нестабильности потребление хлеба неизбежно возрастает, так как хлеб относится к наиболее дешевым продуктам питания.

В хлебе содержатся многие важнейшие пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна.

За счет потребления хлеба человек почти наполовину удовлетворяет свою потребность в углеводах, на треть - в белках, более чем наполовину - в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб из пшеничной обойной или ржаной муки почти полностью удовлетворяет потребность в пищевых волокнах.

Усвояемость хлеба в значительной мере связана с его органолептическими показателями, -в первую очередь такими, как вкус, аромат, разрыхленность мякиша, которые формируют понятие качества хлеба. Качество хлеба обусловлено составом и свойствами компонентов, входящих в его состав, а также процессами, протекающими в тесте при его созревании и выпечке тестовых заготовок.

Современное хлебопекарное производство характеризуется высоким уровнем механизации и автоматизации технологических процессов производства хлеба, внедрением новых технологий и постоянным расширением ассортимента хлебобулочных изделий.

Именно поэтому о нем говорят: «Хлеб всему голова». Он также занимает важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка.

Согласно историческим сведениям хлеб появился на земле около пятнадцати тысяч лет назад. Он был изготовлен из растертых камнями зерен и воды, со временем для его приготовления начали использовать прокисшее молоко, но первыми, кто научился печь настоящий хлеб, используя дрожжи, были древние египтяне. Они открыли способ разрыхления теста путем брожения, в результате чего выпекали мягкий и пышный хлеб, который был не только вкуснее прежнего, но и дольше мог сохраняться свежим. Этот метод выпечки хлеба от египтян перешел к грекам, у греков его позаимствовали римляне, которые со временем разработали свою усовершенствованную технологию и распространили ее по всей завоеванной территории.

В конце XIX в. появились первые хлебопекарные предприятия, которые начали вытеснять кустарные. В Москве, например, славился булочник Филиппов. На его предприятии вырабатывался широкий ассортимент хлебобулочных изделий, многие из которых производятся и сегодня. К 1905 г. в фирме Филипповых в одной только Москве было 16 булочных и пекарен, а также филиалы в еще шести городах. Основное предприятие находилось на Тверской, д. 10 и включало сухарное, бараночное, кондитерское отделения, два отделения немецкого хлеба, рижского, петербургского столового, расстеганного, черного, белого и шведского хлеба, жареных пирогов, калачей.

К началу первой мировой войны (1914 г.) в России имелось только несколько крупных хлебопекарных предприятий в Москве, Петербурге, Кронштадте. Преобладали мелкие кустарные пекарни. Начало создания современной отечественной хлебопекарной промышленности, способной высвободить большой объем ручного труда и обеспечить население качественным хлебом, было положено в конце 20 - начале 30 годов строительством крупных высокомеханизированных хлебозаводов. Хлебное дело обретало индустриальные черты, хлебозаводы оснащались современной техникой. За годы предвоенных пятилеток в строй действующих в стране вошло 280 хлебозаводов. В 1940 г. на хлебозаводах вырабатывалось более 55% всей продукции.

Значение хлеба в питании человека на самом деле огромнейшее. Хлеб содержит много жизненно необходимых пищевых веществ, таких как: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соединения, пищевые волокна. При ежедневном потреблении хлеба человек может полностью удовлетворить потребность в пищевых волокнах, наполовину – в углеводах и витаминах группы В, солях железа и фосфора, и на треть – в белках и калориях.

Помимо этого, хлеб имеет свою отличительную черту – он никогда не приедается, так как обладает постоянной усвояемостью. Усвояемость хлеба связана c особенностью его химического состава. Белки хлеба – денатурированные, крахмал находится в клейстеризованном виде, а жиры входят в состав комплексов с углеводами, белками и другими компонентами. Такая консистенция и структура способствуют наиболее эффективному пищеварению, благодаря чему лучше усваивается другая пища, употребляемая вместе с хлебом. Поскольку ржаная мука богата на фолиевую кислоту, железо, аминокислоты, витамины группы В1, В2, ржаной хлеб имеет большую биологическую ценность, и также кислотность, нежели пшеничный. Именно поэтому большинство различных биологических добавок вносятся в хлеб из пшеничной муки. Следует также отметить, что чем больше отрубинистых частиц содержится в хлебобулочных изделиях, тем они полезнее. Ведь в этих частицах имеются биологически полезные вещества, необходимые для поддержания здоровья и обеспечения жизнедеятельности любого человека.

Существует большой ассортимент хлебобулочных изделий, предназначенный для снижения риска заболеваний людей, которые живут в экологически неблагоприятных районах, а также для лечебного и профилактического питания детей дошкольного и школьного возраста.

Одними из важнейших характеристик качества хлеба и хлебобулочных изделий являются такие показатели как влажность и кислотность этих продуктов питания. В своей работе я хочу научиться определять эти показатели, изучить соответствие этих характеристик существующим требованиям (нормативным документам), а также возможности потребления хлеба в зависимости от выше указанных показателей различными группами населения.

2. Изучение качества хлеба на ОАО «Каратун ХПП» .

«Чей хлеб?» - спрашивают люди в торговых точках нашей деревни и с удовольствием берут хлеб нашего родного Каратунского хлебозавода.

Мы совершили экскурсию на это предприятие, и выяснили, что хлебозавод обеспечивает своей продукцией жителей Апастовского района.ОАО «Каратунское ХПП» Основным видом деятельности предприятия является производство хлебобулочных изделий. Численность 102 человека. В настоящее время выпуск продукции составляет 1,5 тонн в сутки.

ОАО « Каратунское ХПП » является основным поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий жителей Апастовского района.Все производственные процессы на предприятии механизированы, имеется склад бестарного хранения муки. Предприятие имеет свой автотранспорт, в том числе автомуковоз и хлебные автофургоны для доставки продукции потребителям. В настоящее время хлебозаводом вырабатывается широкий ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий согласно утвержденным ГОСТ с применением русской традиционной технологии при производстве продукции. Хлеб создаётся естественным методом брожения, без скороспелых улучшителей, разрыхлителей и химических добавок, которые наносят вред здоровью людей. Другими словами можно сказать так: вырабатываемые на предприятии ОАО « Каратунское ХПП », хлебобулочные изделия - экологически чистый продукт.

Всё сырьё, поступающее на предприятие, контролируется производственной лабораторией. Основным поставщиком муки для выпечки хлеба является Каратунский мукомольный комбинат, который занимает по качеству производимого им сырья одно из ведущих мест в Татарстане.

Технологическая служба предприятия разработала и освоила свыше 30-ти наименований хлеба и хлебобулочных изделий и продолжает работать над расширением ассортимента. Среди новых изделий – заварные сорта хлеба, хлеб с отрубями, диетические сорта, которые предпочитают употреблять в пищу люди с сердечно - сосудистыми заболеваниями, нарушением обмена веществ, ведущие малоподвижный образ жизни.

Вес буханки хлеба от 600г до 650г. Ассортимент выпускаемых хлебобулочных изделий разнообразен.

ОАО « Каратунское ХПП » более 16 наименований хлебобулочных изделий.

3. Вкусовые качества разных видов хлеба .

Сырье. Для изготовления хлеба используют основное и дополнительное сырье. К основному сырью относятся мука, вода, дрожжи и соль; к дополнительному - жиры, сахар, патока, молочные продукты, солод, яйцо и яичные продукты, отруби или цельносмолотое зерно, орехи, изюм, пряности и др.

Муку используют хлебопекарную пшеничную и ржаную различных сортов. Для обеспечения стабильного качества хлеба возможно смешивание различных партий муки разного качества. Например, муку со слабой клейковиной можно смешивать с мукой, имеющей сильную клейковину. С целью улучшения хлебопекарных свойств муки низкого качества можно использовать улучшители. Благодаря комбинации различных компонентов улучшители имеют широкий спектр воздействия на качество хлеба и выпечки, а именно улучшают биологические свойства теста, вызывают образование и обеспечивают задержку газов, повышают пластичность и влагоудерживающую способность теста.

На подготовительном этапе муку обязательно просеивают для отделения примесей и насыщения кислородом воздуха. Затем ее пропускают через магнитные аппараты для удаления металлических примесей.

Вода должна соответствовать требованиям стандарта к питьевой воде. Жесткость воды обусловлена содержанием солей кальция и магния, которые не только не ухудшают качество хлеба, но иногда даже улучшают его, укрепляя слабую клейковину, а также обеспечивают организм человека солями. Для регионов с мягкой питьевой водой, например невской, предлагается проводить ее минерализацию, т. е. обогащение солями кальция и магния. При замесе теста используют воду, подогретую до 30 °С, чтобы обеспечить оптимальную температуру теста.

Дрожжи - одноклеточные микроорганизмы, применяемые для разрыхления пшеничного теста и обеспечения необходимой пористости изделия. Для их нормальной жизнедеятельности необходимы жидкая среда, содержащая питательные вещества, соответствующая реакция среды и температурные условия. В хлебопекарном производстве применяют дрожжи прессованные, сушеные, жидкие. Возможно использование замороженных дрожжей после их медленного оттаивания при температуре 6-8 °С. Дрожжи предварительно размешивают в теплой воде. Для производства ржаного хлеба и некоторых сортов пшеничного хлеба используют закваски.

  1. Разнообразие хлеба в торговой точке деревне Кзыл-Тау.

Ассортимент хлебобулочных изделии велик и разнообразен. В магазине имеется отдел, в котором мы можем легко приобрести хлеб, а также булочки, лаваши, лепешки и прочие мучные продукты.

  1. Домашний хлеб.

С давних времён хлеб выпекают в домашних условиях.

Рецепт домашнего хлеба:

  • Тёплая вода- 600 мл
  • Молоко-200 мл
  • Подсолнечное масло- стакан
  • Соль-2 ч.л
  • Сахар-4 ст.л
  • Пшеничная мука-1200 г
  • Быстродействующие влажные, свежие дрожжи

Время выпекания-1ч30мин

Я считаю, что это самый лучший домашний хлеб, потому что он без всяких искусственных добавок.

  1. Отношение к хлебу

Какое же было отношение к хлебу ? Хлеб очень ценился и почитался человеком. Хлеб стоял в одном ряду с солнцем и золотом. В древнеегипетской скорописи хлеб, солнце и золото обозначались одним символом: кругом с точкой в средине. О хлебе слагали песни и гимны. В усыпальнице одного из египетских фараонов на стене есть картина с детальным изображением изготовления хлеба. В музее Египта есть статуэтка тестомеса, ей несколько тысяч лет.

В некоторых странах считалось, что хлеб обладает целебными свойствами и излечивает от многих заболеваний, например: вдыханием запаха свежеиспеченного хлеба лечили насморк, а черствым хлебом – заболевания желудка и кишечника.

За всю свою историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном объеме, его никогда не было вдоволь. Именно по этому отношение к хлебу всегда было почтенным и уважаемым, от него зависела жизнь.

III. Заключени

В результате моего исследования я сделал вывод, что в магазине нашей деревне продается качественный хлеб. Однако, исследуя различные сорта хлеба (как из пшеничной, так и из ржаной муки), я задался вопросом, какой же хлеб полезнее? Хлеб из ржаной муки эффективно удаляет вредные вещества из организма – соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества и увеличивает продолжительность жизни, так как употреблении хлеба, богатого клетчаткой, благотворительно сказывается на всей пищеварительной системе организма человека, улучшает работу кишечника, предотвращает образование холестериновых бляшек в артериях. Однако, по моим исследованиям, его кислотность выше, чем хлеба из пшеничной муки. Известно, что употребление хлеба повышенной кислотности (ржаные сорта) может привести к обострению хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Хлеб, испеченный из пшеничной муки, имеет более низкую кислотность, чем из ржаной, и он также содержит питательные вещества. Однако, я считаю, что он менее полезен для питания на каждый день. Во время экскурсии на хлебокомбинат я узнал, что существуют такие сорта хлеба, которые рекомендованы врачами. Изменяя химический состав хлеба и хлебобулочных изделий, выпекаются различные диетические виды хлебов: с пониженным содержанием углеводов для больных фенилкетонурией.; бессолевые – для больных гипертонией и имеющих проблемы с почками, сердечнососудистой системой; с пониженной кислотностью (исследованная мной булочка с пониженной кислотностью) для людей, страдающих язвой желудка. А как же быть здоровому человеку? Я считаю, что в рационе здорового человека может присутствовать хлеб как из ржаной муки, так и из пшеничной. Несомненно, польза от употребления хлеба велика, нет еще пока такого продукта, который бы заменил хлеб.

Список используемой литературы

  1. Микромир. Детская энциклопедия – РОСМЭН, 2014. – 96с.; ил.
  2. Цеханский, С.П.

Большая детская энциклопедия, 5000 событий, фактов, явлений/ С.П. Цеханский. – Москва: АСТ, 2014.- 160 с.; ил. – (Детская Энциклопедия)

  1. Несмеянов А.Н.. Пища будущего. Для среднего и старшего школьного возраста. 2-е издание. Авторы: А.Н. Несмеянов,В. М. Беликов. Москва: Издательства «Педагогика» 2012 – Серия «Ученые - школьнику»
  2. Интернет ресурсы