Как приготовить

Абсент и творческие люди. Безумие в бутылке: история волшебного напитка, который сводил с ума - Абсент. Зеленая фея парижской богемы

Абсент и творческие люди. Безумие в бутылке: история волшебного напитка, который сводил с ума - Абсент. Зеленая фея парижской богемы

Загадочный, дурманящий, страстный, ядовитый, губительный, восхитительный, модный, коварный и даже мистический...
Как только не называли этот напиток.

Настоящий зеленый волшебник - символ противоречивости. Абсент...

Описывая начало XX века, невозможно не упомянуть об абсенте! Я долго откладывал этот пост, все надеясь однажды подружиться с зеленой феей. Ведь собственные впечатления и ощущения не заменит даже тысяча слов. Но видно не судьба…

Попробуем просто рассказать, и конечно показать, то время когда «Малахитовый странник» (еще одно прозвище абсента) покорил весь мир.

По сути абсент - это крепкая полынная настойка. Чаще всего эта горькая настойка имеет изумрудно-зеленый цвет, но абсент также может быть коричневым, желтым и даже красным. В состав абсента, кроме экстракта полыни, входят экстракты аниса, фенхеля, мелиссы и других лекарственных трав. Для удержания эфирных масел в растворённом виде требуется высокая концентрация спирта, поэтому абсент имеет крепость до 70-75%. Важным компонентом этого напитка является вещество под названием «туйон». В больших количествах туйон является мощным галлюциногеном и опасным ядом, в малых - вызывает опьянение, во многом отличающееся от алкогольного. Эффект от употребления абсента может быть разным. Кому-то полынный напиток дарует расслабление, кого-то заряжает бодростью, кого-то после употребления настойки охватывают порывы безудержного смеха.

Загадочный, дурманящий, страстный, ядовитый, губительный, восхитительный, модный, коварный и мистический…
Сегодня, даже трудно представить, насколько популярным был абсент в конце XIX века. Некоторые энтузиасты считают, что в те времена абсент обогнал во Франции по популярности вино. Абсент стал даже одним из символов Франции.

«Зеленая Фея» полностью завладела французской богемой. Среди поклонников абсента оказались Винсент Ван Гог, Ги де Мопассан, Артюр Рембо, Эдгар По, Шарль Бодлер, Гийом Аполлинер, Оскар Уайльд, Клод Моне, Пабло Пикассо, Эрих Мария Ремарк и многие другие представители творческой интеллигенции. Писатели, художники и поэты искали в абсенте вдохновение и, следует заметить, успешно его обретали.

Moi, ma gloire n"est qu"une humble absinthe ephemere
Prise en catimini, crainte des trahisons,
Et, si je n"en bois pas plus, c"est pour des raisons.

Моя слава - лишь жалкий эфемерный абсент,
Выпитый тайно, со страхом предательств,
И если я его больше не пью, у меня на это есть причины

"Виски и пиво - для дураков, абсент - для поэтов. Абсент обладает колдовской силой, он может уничтожить или обновить прошлое, отменить или предсказать будущее", - писал английский поэт Эрнест Доусон.

"После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они и не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле, и это очень страшно" (Оскар Уайльд).

Популярности абсента способствовали также интересные ритуалы связанные с его употреблением. О нет, абсент не пили как обычное спиртное – питие абсента это целое магическое действо. Дело в том, что из-за того, что для удержания эфирных масел (туйона) в растворённом виде требуется высокая концентрация спирта, абсент имеет крепость до 70-75%. Как понимаете пить его не разведенным очень сложно, к тому же абсент из-за полыни был достаточно горький (конечно, не такой безумно горький как современные полынные водки – которые продают под видом абсента, но все-же). Поэтому абсент приходилось разбавлять и подслащать.

Существовало несколько способов:

Классический способ. Поперёк бокала кладётся специальная ложечка (модный и стильный аксессуар – помните о ритуалах), на ложечку - кусочек сахара. Ледяная вода наливается через кубик сахара до того момента, пока напиток не помутнеет (это выпадают эфирные масла). Сироп разбавляет абсент, и делает его слаще.

Второй способ более зрелищный - кусочек сахара предварительно смачивается в абсенте и поджигается. После того, как в стакан упадет несколько капель расплавленного сахара, заливается ледяная вода. Этот способ ещё сильнее смягчает вкус напитка, но несет некоторую опасность: абсент в стакане может загореться (это ведь почти чистый спирт).

Вода растворяет сахар, который смешивается с абсентом. Сладкая вода помогает скрыть горький вкус абсента. Существует мнение, что сладкая вода является катализатором действия туйона. Когда вода смешивается с абсентом, напиток мутнеет и приобретает радужный белый цвет с оттенками зелёного и жёлтого цвета. Такой эффект получил название louche. Помутнение происходит из-за того что разбавленный водой спирт не в состоянии удерживать эфирные масла, содержащиеся в абсенте, и они выпадают из него.

Изящные аксессуары…

…специальные красивые рюмки…

… и весь романтический налет «Зеленой Феи» (La Fee Verte) способствова большой популярности.

Но, бешенная популярность абсента, сослужила ему плохую службу…
Это ведь был очень крепкий напиток - 70 градусов…
Естественно, им было намного легче банально спиться, чем традиционным вином. Парадоксально, болезнь филлоксеры, уничтожившая почти все виноградники в Европе в начале ХХ века, способствовала закату абсента. Сложилась парадоксальная ситуация –

"Стакан абсента, стоивший 15 сантимов, был в три раза дешевле хлеба, а бутылка вина в то время могла стоить и целый франк". Пьянство богемы встретилось с пьянством рабочих. В абсенте обрели единство народ и интеллигенция. Абсентом успокаивали маленьких детей. А любовь к абсенту среди женщин объясняли эмансипацией - вместе с короткой стрижкой и курением. Привыкшие к вину простолюдины просто стремительно спивались… Обвинили не сам алкоголь вообще – а именно популярный абсент. Сравните с критикой водки в России – ну пили бы не водку, а например виски или коньяк. Много ли изменилось бы?

В августе 1905 года швейцарский фермер Джин Ландфрэй, выпив много вина, ликёров, абсента и другого алкоголя, застрелил всю свою семью. Поскольку Ландфрэй был известным абсентщиком, вина за происшедшее была возложена на абсент. Эта история заняла первые страницы европейских газет. В статьях говорилось, что фермер находился под влиянием выпитого абсента, причём тот факт, что он в тот день выпил несколько бутылок самых различных алкогольных напитков, был проигнорирован.

Тем не менее судьба абсента была решена. В 1907 году в Швейцарскую конституцию была внесена статья, запрещающая абсент.

Но окончательно абсент убила Первая мировая - в 1915-м абсент запретили во Франции, во многом в поисках козла отпущения за поражения армии в 1914. Россия вообще с началам войны ввела «сухой закон». Запретили абсент и в Америке. В результате через несколько лет «Зелёная фея» была законодательно запрещена к употреблению во многих странах мира. Порадоксально, но так любимая мною «Belle Époque», закончилась одновременно с запретом абсента.

Сегодня абсент вроде-бы вернулся на прилавки…
К сожалению, то что сегодня продается под названием «абсент» по сути является простой полынной водкой.

В продаже даже можно встретить напитки под названием абсент крепостью 55%. (помните про эфирные масла?). Подобные "абсенты" имеют очень отдаленное отношение к легендарному напитку. Ждать каких либо ярких впечатлений от такого "абсента" бесполезно. Чем хорош такой напиток, так это легкостью питья, в сравнении с водкой.

Европейский союз, разрешив современный «абсент», практически лишил напиток самого главного компонента – туйона. Теперь содержание туйона не должно превышать 10 мг на литр, тогда как в прежние времена содержание туйона было раз в 20 выше - нынешний абсент по своему биохимическому составу имеет такое же отношение к «тому самому абсенту», как белый медведь к магеллановым облакам:)

Вот тут и начинается самое интересное…

Оказывается, настояний абсент довольно просто можно сделать самому дома.
Я, грешным делом, давно планировал маленькую операцию по превращению нескольких безвредных травок в настоящий абсент на собственной кухне. :)
Но в связи с некоторыми жизненными обстоятельствам наверно это уже не реально.
Поэтому поделюсь с вами нехитрым рецептом (вынуждено проиллюстрированым фотографиями некого сетевого энтузиаста…)

Понадобиться совсем не много ингредиентов:

На ЛИТР спирта: (где взять спирт надеюсь обьяснять не надо?) :)

100 г. - полынь горькая (аптечной)
50 г. - анис
50 г. - фенхель

Полынь тщательно измельчается. Все ингредиенты засыпаются в стеклянную банку. Заливаем спирт. Плотно закрываем крышку

Потом можно смесь оставить настаиваться неделю-две в теплом месте.

Можно ускорить процесс нагреванием смеси (не рекомендуется). Сжимаем бутылку так, чтобы в нем не оставалось свободного воздуха, и закручиваем крепко пробкой. Получаем такую измятую пластиковую бутылку с полуфабрикатом.

Кладем эту измятую бутылку в воду, и сильно нагреваем. (Внимание: часть спирта переходит в газообразное состояние и бутылка начинает выпрямятся под избытком паров спирта. И надо следить чтобы пары спирта не выбили пробку). По идее, нагрев (не доводить до кипения) должен выпарить эфирные вещества в спирт. "Горячее" замачивание производится, по крайней мере, в продолжение 12 часов. "Холодное" замачивание (обычное настаивание в тёплом месте) длится 1 неделю (рекомендуется).

Не важно каким способом – обычным замачиванием ли, или нагревом - но мы получаем сильную настойку на травах. Дальше эту настойку надо перегнать.
Да-да – так как самогон:)
На самом деле это не так сложно как может показаться. Схем дистилляторов (самогонных аппаратов) великое множество. От самых примитивных, до самых сложных. Можно купив медную трубку (надеюсь все знают, что трубку надо выгибать засыпав туда предварительно песок) и найдя старую скороварку сделать такой несложный аппарат:


Нижний шланг подаёт от кухонного крана холодную воду, верхний отводит ее в раковину (все соединения прекрасно герметезируються хлебным мякишем)

Заливаем в скороварку настойку с травами. Обязательно вливаем 450 гр. воды и перемешиваем.

Начает капать.

Первые 10-20 грамм надо вылить (отделить легкие фракции)

Примерно через 5 часов, должно накапать грамм 900 почти прозрачного абсента.

В полтаралитровую бутылку заливается дисцилят.
Доводка (рецепт):
2 г. - полынь горькая
3 г. - шалфей
5 г. - мята перечная
5 г. - мелисса
5 г. - лакрица(корень солодки)
Цедра с одного лимона
Все это как в первой части без воздуха закрывается, встряхивается и в горячюю воду. Окрашивание происходит на глазах. Напиток получился янтарнозеленым. Надо заметить, что мягкость вкуса абсента, при всех способах его приготовления, появляется только спустя некоторое время. Поэтому полученному напитку надо дать отстояться (в темной стеклянной таре)

Не очень большие усилия и расходы – а у нас в руках НАСТОЯЩИЙ абсент.

Остается пригласить добрых друзей… Поджечь сахар и упасть в объятья колдовской зеленой феи, ведя неспешные беседы о волшебной La Belle Epoque…

Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний. Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»? Обо всём и по порядку в сегодняшней статье.

Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе. Доктор Ординер умер в 1821 году — к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка. Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.

Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.


Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку. После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.

Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) — это был респектабельный буржуазный обычай. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами. Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.


Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции. Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.

Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».

Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.

Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю — историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.

Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в “Фоли-Бержер”».

О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом. О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», — смертельное сочетание бренди и абсента. «Нужно пить помалу, но часто», — говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе “Ла Ми”».


«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», — однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см). К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма. В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.


Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам. А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом». На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.


О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному. Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то — что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери. Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В “Мулен Руж”».


А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.


В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.

В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра. Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Это вы утратили нравственность». В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.

Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет “Абсент” произведением искусства», — писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.

Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», — писал он. Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо — справа.

С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать. После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.


В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.

В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив. Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены — в случившемся виноват абсент. Иллюстрация: «Абсент — это смерть».


Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году. Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне. Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).


После запрета абсент еще некоторое время сохранялся в Испании, Восточной Европе и на Кубе. С самой большой ностальгией о достоинствах этого напитка писал Эрнест Хемингуэй, который на тот момент жил во Флориде и продолжал пить абсент уже после французского запрета, получая его с Кубы. В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» одно из немногих утешений его главного героя — это абсент, возвращавший воспоминания о прекрасной и беззаботной парижской жизни, которой этот американский партизан оказался лишен.

«Одна такая кружка заменяла все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже цветут… словом, всё то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг и желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье». И еще: «Лучше абсента нет ничего», — пишет Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол». Иллюстрация: Жан Беро, «В кафе».

Абсент возродился относительно недавно — в 1990 году, когда его производство возобновилось в Чехии и напиток снова запустили на международные рынки под маркой Hill’s.


Французам и швейцарцам не слишком понравилось то, что где-то возродился хоть какой-то абсент: «Это отвратительная иностранная дрянь. Если бы Бодлеру и Рембо предложили это чешское пойло, они бы перевернулись в своих гробах».


Одним из самых ярых противников чешского абсента во Франции стала Мари-Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, которая в 1994 году открыла музей этого напитка в Овер-сюр-Уаз — местечке, где похоронен Винсент Ван Гог. В 2000 году при содействии Мари-Клод Делаэ была запущена новая марка абсента французского типа — La Fée («Фея»).

Вдохновляясь историями знаменитых абсентистов, современные художники и по сей день создают работы, посвященные абсенту. Иллюстрация: Елена Хотулева, «Абсент».

Возродившаяся «Зеленая фея» вновь вызывает жажду и будоражит воображение, как будто бы пробудив культурную память о таинственном, мучительном и таком важном напитке декадентского fin-de-siècle (конца XIX — начала XX века).



СТАРЫЕ ОБЫЧАИ

Пить абсент стал в своём роде обычай, а то и можно сказать ритуалом, французы выпивали одну порцию заканчивая свой дневной быт и переходили в вечернее настроение, вообщем это была вечерняя трапеза. Считалось что он улучшает апетит, его можно было назвать хорошим крепким аперитивом своим полыниным свойством которое возбуждало желудок на аппетит. Не кто не пил во время трапезы, да его и не возможно совмещать с едой из за его резкого травяного вкуса. Время между пятью и семью часами вечера называлось зеленым часом (“l”heure verte”), что даже можно было почувствовать его благовонию на улицах Франции. Во всяком случае время для пития было установлено не просто так, это удерживало людей от злоупотребления абсента. Если замечали что человек злоупотребляет, то это было презрительно и не престижно. Всё из того что абсент вызывал алкоголизм, даже дали этому название «Абсентизм». Любителям абсенту было стыдно много пить на людях, поэтому многие перебегали из одного в кафе в другое.

АБСЕНТ И ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ

САЛЬВАДОР ДАЛИ

Сальвадор Дали – гений, достояние Испании и мировой культуры, основополагатель сурреализма. Тоже любил абсент, но славу бога им не болел. Вот его агитплакат связанный с напитком. Скорее всего плакат характеризует взгляд Дали во время французских колониальных войн и что губила этих солдат, абсент, ночные бабочки с сифилисом.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
Великий художник голландский художник Винсент Ван Гог регулярно пил абсент, содержащий компонент туйон и его передозировка приводит к изменению восприятия цвета: человек видит все в желтых тонах. Может и поэтому он выделял в своих картинах большое значению желтому цвету или он просто любил желтый цвет?

Автопортрет и «Натюрморт с абсентом».

ПИКАССО
Испанский художник, основоположник кубизма. Личность его настолько сложна, что не умещается в рамки обычных представлений. Так же любил абсент.
«Любительница абсента» 1901 г.

ЭДУАРД МАНЭ
За то что Эдуард Манэ изобразил пьяницу картину отверг салон, а после его долго критиковали не только за это, но то что в этой картине была не правильная перспектива стола «Ощущение летающего стакана» и тени фигур не были на своём месте.

ЭДГАР ДЕГА

Это картина так же вызвала большую критику. И он была вызвана тем что образ их был отвратителен. Женщина сутулая, с опущенным взглядом, ноги вытянуты в дополнение всего рядом абсент. Мужчины с усталым и повернутым взглядом куда то вдаль, задумывается о своём похмелье, а как раз с боку от него стоит холодный, тонизирующий напиток от похмелье «Мазагран»(Вода, Коньяк, Сахар, Кофе молотый). Напи¬ток был придуман французами в 1840 году в Алжире, во время засады от многотысячной армии Алжирцов, что бы держать себя в руках в такой напряженный обстановке. Пили его не через чашу для кофе, а через стакан для Глинтвейна, дело в том что где они держали засаду не было другой посуды, поэтому это стало некой традицией. А что говоря о картине то потом ей дали хорошие отзывы, вроде она имела «Мораль» тех времён «Времён Абсента». Сейчас картина находится в Музее Орсе в Париже.

ВИКТОР ОЛИВА
Чешский модернист увлекся абсентом в Париже. Известная работа “Пьющий абсент” Олива создал в 1901 году. Картину можно увидеть в кафе “Slavia”. Кстати картина получила хорошие отзывы со стороны критиков. Её не называли олицетворения пьянства или наркомании.

ЧАРЛЬЗ КРОСС
Чарльз Кросс был очень талантливым разносторонним человеком. Он был и изобретателем, и поэтом, и художником. Известен как изобретатель цветного фотоаппарата. Часто употреблял абсент чуть ли не по 30 раз в день. Был известен во многих парижских абсент-кафе.

ПОЛЬ МАРИ ВЕРЛЕН
Поэт Парижа, болел абсентизмом. Из за своей болезни к абсенту избивал свою жену, стрелял в свою подругу и угрожал родственникам. Он был противоречие самому себе, одни словом она был «Зависим».

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
Поэт абсентщик, пил абсент даже после его запрещения во многих странах мира. Не легально перевозил абсент в США. “Зелёный дурман” ,”Смерть в полдень” ,”По ком звонит колокол” там встречается абсент, но в скорее в виде героя который участвует в произведениях.

АЛИСТЕР КРОУЛИ
Ярый защитник абсента. Абсент он называл искусством и в своём творчестве написал много своих произведений на эту тему. «Зелёная богиня»известное произведение, где он защищает и оправдывает абсент. Вот один из примеров “Отделить ту часть себя, которая “существует” и воспринимает, от другой части, которая действует и страдает во внешнем мире”.

Хоть абсент был популярен, ему отдавали особую дань великие люди своим творчеством, он всё же не ужился в обществе. Думаю всё из за его наркотических свойств он потерял респектабельность в обществе и само общество стало его обвинять в убийствах, в шизофрении и в алкоголизме. Поэтому в наше время этот напиток как некая старая легенда, без особой популярностью нежели в тех веках.Знаменитые люди о нём не говорят, о нём не кто не пишет и в своих картинах не кто его не олицетворяет.

Тот кто справлялся с болезнью абсента получал вдохновение – писал бестселлеры, рисовал востребованные картины. Так что назвать абсентом плохим или хорошим напитком нельзя, это зависит от человека. Анализируя почему он так стал востребован среди творческих личностей, могу сказать одно. Все известные писатели и художники любили что то наркотическое, дурманное, то что раскрывало их фантазию для их работ. По этому абсент хорошо вжился в 19 веке во время «Пафоса, гламура и светского общества» когда искусство почиталось как что иное богемное.
Он словно не обузданный феникс который потерпел крах и снова возродился,
и конечно возродился с менее содержание туйона, что делает его безопасным для употребления. Но есть в Швеции марка «King of spirits. Gold.» которая содержит 100 г на литр, кто знает может и можно будет увидеть зелёную фею в наше время.

ТРАДИЦИОННОЕ ПИТИЕ АБСЕНТА

ФРАНЦУЗСКИЙ.
Это единственно правильный способ употребления «Зеленой феи». Налейте в бокал небольшую порция напитка (40 мл), положите сверху специальную ложку для абсента, а на нее кусочек сахара. Перед тем как пить абсент, лейте через сахар холодную, ледяную воду до тех пор, пока напиток не начнет мутнеть, у французов этот эффект называется «Louche» (мутный). Разбавленный спирт перестает удерживать эфирные масла и те образуют с водой эмульсию, выпадают в осадок и появляется аромат.

ЧЕШСКИЙ.
Абсент наливается в небольшую рюмку, сверху кладется абсентная ложечка, а на нее смоченный в напитке кусочек сахара. Сахар поджигают и ждут, пока он карамелизируется, то есть растает, превратится в карамель и просочится в абсент. Затем содержимое бокала нужно разбавить водой по вкусу и пить. Данный способ сложно назвать классическим – это, скорее всего, дань моде и современной барной культуре.

РУССКИЙ.
Не знаю, почему его называют русским способом, но именно так его называют во всех литературных источниках. Сироп готовится заранее: по вкусу нужно развести сахар в воде, а потом добавить полученный сироп в абсент (снова по вкусу) и пить. Также чистый абсент можно сначала поджечь, а затем погасить и перелить в бокал с сиропом.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ.
Так очень часто подают абсент в ночных клубах. Нам понадобится рокс, то есть бокал с толстыми прямыми стенками, коньячный бокал, салфетка и трубочка. В рокс наливается спрайт, а в коньячку абсент. Коньячный бокал кладется на рокс, абсент поджигается, после чего коньячку нужно прокручивать, чтобы напиток и стакан подогревались равномерно. После, абсент выливается в спрайт и рокс накрывается коньячным бокалом – пламя тухнет. Перед этим нужно подготовить салфетку, в центре которой нужно проделать отверстие и продеть туда короткую часть трубочки. После того, как пламя будет потушено, коньячку нужно поставить вверх дном на трубочку. Выпейте абсент со спрайтом и подышите парами, оставшимися в коньячке через трубочку или наоборот.

В XIX веке считалось, что абсент - гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний. Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»? Но, обо всем по порядку.

Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе. Доктор Ординер умер в 1821 году - к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка. Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.


Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.


Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку. После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.


Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) - это был респектабельный буржуазный обычай. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами. Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.


Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции. Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.


Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».


Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.


Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю - историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.


Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в “Фоли-Бержер”».


О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом. О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», - смертельное сочетание бренди и абсента. «Нужно пить помалу, но часто», - говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе “Ла Ми”».


«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», - однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см). К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма. В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.


Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам. А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом». На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.


О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному. Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то - что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери. Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В “Мулен Руж”».


А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.


В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.


В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра. Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы - любитель абсента. Это вы утратили нравственность». В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.


Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет “Абсент” произведением искусства», - писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.


Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», - писал он. Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо - справа.


С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать. После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.


В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.


В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив. Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены - в случившемся виноват абсент. Иллюстрация: «Абсент - это смерть».


Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году. Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне. Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).

После первого стакана ты видишь вещи такими,
какими тебе хочется, чтобы они были. После
второго ты видишь их такими, какими они и не были.
Наконец, ты видишь их такими, какие они
на самом деле, и это очень страшно.

Оскар Уайльд, об употреблении абсента

Роскошный темный костюм, цилиндр, тонкие сигареты… и бокал абсента. Именно таким мы представляем себе образ декадента конца XIX века. Для нас, современных людей, абсент и культура его пития являются неотъемлемыми атрибутами эпохи эстетизма и утонченного упадка в европейской культуре. Абсент – напиток, которому удалось собрать в свою темно-зеленую бутылку богатейшую коллекцию человеческих эмоций: в него влюблялись, он становился образом жизни, ему посвящали стихи, в нем видели величайший источник вдохновения… Его ненавидели, запрещали, уничтожали, называли проклятием нации. Несмотря на все это, абсент существует и в наши дни, и он сохранил все свои лучшие свойства, в отличие от людей, которые всегда относились к нему двойственно.
Что же такое абсент? Это крепкий алкогольный напиток, содержащий от 70% до 85% алкоголя, его важнейшим компонентом является экстракт горькой полыни «Artemisia absintum» , от которой и произошло название «абсент». При возгонке полыни получается бурое маслянистое вещество с большой концентрацией эфирных масел, которое на сто граммов содержит до 400 мг туйона. Кроме полыни в состав абсента также могут входить в различных пропорциях анис, фенхель, мята, мелиса, аир, кориандр, кардамон, дягиль, иссоп и другие ароматные травы и специи.

Вопреки распространенному заблуждению, опьяняющий и дурманящий эффект от употребления абсент обусловлен не высоким содержанием алкоголя, а именно концентрацией туйона. Абсент с наибольшим содержанием туйона изготавливают в Чехии и Швейцарии. Чешские марки абсента содержат до 100 мг/кг, швейцарские – до 70 мг/кг. Вообще же когда абсент был легален во Франции, содержание туйона в нём доходило до 260 мг/кг. До сих пор наиболее насыщенным и качественным является абсент, приготовленный самостоятельно в домашних условиях.

Плакат 1: Текст в нижнем левом углу гласит: «Автобус идёт в Шаронтон!» Шаронтон был приютом для душевнобольных, он располагался за пределами Парижа.

Разгульный образ жизни и чрезмерное употребление абсента расшатали психику Винсента Ван Гога. В конце концов, художник оказался в клинике для душевнобольных в Арле, отрезал себе ухо, а затем предпринял попытку самоубийства.
К 1880 году во Франции сравнялись объемы потребляемого абсента и вина. Если изначально это был довольно дорогой и сложный в приготовлении напиток, то теперь он стал и доступнее, и вреднее. «Буржуазной привычкой» заразились рабочие и низшие классы. Одной из причин таких явлений была гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы и, как следствие, повышение стоимости вина и виноградного спирта. И тогда дешевые сорта абсента стали изготавливать из промышленного спирта. Некогда благородный напиток, который теперь стал дешевле вина в 10 раз, оказался настоящим ядом. Неудивительно, что к концу XIX века абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille).
Катализатором начала гонений на абсент стал чудовищный случай в Швейцарии в августе 1905 года. Джин Ландфрэй, фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков, расстрелял всю свою семью. Употребление преступником в тот же день рюмки мятного ликёра, рюмки коньяка, двух чашки кофе с коньяком и трех литров вина почему-то прошло незамеченным для прессы и общественного мнения. Эта история заняла первые полосы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии (петиция была удовлетворена в начале 1906 года).

Винсент ван Гог (с отрезанным ухом)

Однако несмотря на негодование блюстителей морали и здорового образа жизни, до начала Первой мировой войны абсент продолжал оставаться неотъемлемым элементом западной культуры и искусства. Первое упоминание абсента в кино состоялось во французской короткометражке 1899 года La Bonne Absinthe. Любопытно, что эта лента была поставлена первой в мире женщиной-кинорежиссером Элис Гай . 7 января 1913 года в США вышел первый полнометражный немой фильм «Абсент».
Образ абсентье часто находил отражение в живописи. На картинах Альберта Меньяна «Зеленая муза» (1895) и Виктора Олива «Пьющий абсент» (1901) изображены довольно похожие люди, оба предположительно поэты, которых после употребления напитка настигает муза в образе «зеленой феи», словно желая приоткрыть неведомую доселе истину, или показать путь в иной мир.
У Пабло Пикассо , как на автопортрете, так и у женщины на картине «Любительница абсента» (1901) присутствует потерянный взгляд и странное задумчивое выражение лица. Также кисти великого художника принадлежит картина с изображением бутылки абсента «Перно» и бокала, он же – создатель скульптуры «Бокал абсента».
Более натуралистичное изображение абсента и его приверженцев можно увидеть в работе Эдгара Дега «Абсент» (1876). Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе «Новые Афины». Однако Эллен играет вовсе не себя, а женщину из простонародья. Она сидит в расслабленной позе, ее взгляд усталый и потерянный.

Плакат 2: Смерть «Зелёной Феи». Плакат, выражающий недовольство запрещением абсента в Швейцарии. Одновременно с напряжением в обществе росло и напряжение в европейской политике. Пожар Первой мировой войны разжег еще одну войну – войну против «зеленой феи».

Прямо перед ней стоит бокал с помутневшим абсентом (напиток мутнеет от добавления в него воды), явно не первый. Слева от нее сидит мужчина с признаками похмелья, а перед ним – мазагран, холодный черный кофе с сельтерской водой. Общее впечатление – тяжелое и неприглядное утро любителей крепкого алкоголя.
Наиболее прозаичный портрет абсентье запечатлен на полотне Эдуарда Мане «Любитель абсента». На уступе стены в грязном темном переулке сидит человек в обтрепанной одежде, с заросшим лицом и почти незаметными глазами. Рядом с ним стоит бокал с мутной зеленоватой жидкостью, а на земле валяется пустая бутылка. Э. Мане демонстрирует нам опустившегося алкоголика, как бы предупреждая, до чего может довести человека любовь к «зеленой фее».

Когда правительство Франции осознало, что страшно дешёвый и невероятно популярный напиток ведет к вырождению целой нации – оно приняло меры по организации активной контрпропаганды: на улицах стали развешивать плакаты против употребления абсента.