Выпечка

Золотой бокюз - российский отборочный тур конкурса. «Папа Римский» французской гастрономии

Золотой бокюз - российский отборочный тур конкурса. «Папа Римский» французской гастрономии

Кто из нас не зачитывался в детстве увлекательными романами о похождениях пиратов, о том, как они грабили корабли, а потом зарывали на отдаленных необитаемых островках, разбросанных в океане, свои сундуки, доверху набитые сокровищами?..

Смелые и жестокие, они не останавливались ни перед чем в желании наполнить трюмы и кошельки золотом, а желудки – ромом, носясь по морям и океанам в поисках вожделенной добычи. Детское воображение поражали сцены, описывающие захват, дележ богатой добычи и процесс ее сокрытия в глубинах очередного кокосового островка, где пиратские клады встречались гораздо чаще, чем грибы и ягоды…

Но так ли обстояли дела на самом деле? Закапывали ли пираты свои клады в таком количестве, которое описываются во всех известных романах о корсарах? Может быть, на самом деле все происходило не с таким размахом, а может… не происходило и вовсе! Возможно, многим эта мысль покажется настолько крамольной, что возникнет ощущение разрушения давно выстроенного в нашем сознании образа, согласно которому настоящий пират это тот, кто обязательно зароет свой золотой сундучок на острове сокровищ. Мы не хотим разочаровывать читателя, настроившегося на повествование о пиратских кладах, до сих пор ожидающих своего припозднившегося хозяина. Конечно, клады, зарытые джентльменами удачи, существуют и более того, периодически обнаруживаются в тех местах, где и должны быть, но происходит это не так часто, как должно было бы, если учитывать ту концентрацию пиратских кладов, которую указывают романисты в своих литературных произведениях.

Специалисты в области средневекового пиратства начинают сомневаться в том, что традиция пиратского братства зарывать сокровища в землю, носила массовый характер. Почему? На это, как они утверждают, были причины. Оказывается, пираты не были склонны к накопительству, считая это занятие совершенно пустой затеей. Они открыто говорили об этом, поскольку такая, обратная нормальной, жизненная установка, как раз и носила массовый характер, в отличие от желания накопить и припрятать награбленное на черный день. В эпоху, когда человеческая жизнь ничего не стоит, даже если говорить о человеке законопослушном, гражданском, стоило ли думать пирату о завтрашнем дне, если каждую минуту стоишь на грани жизни и смерти? Зачем золото в земле, если ты и сам уже в ней, или на дне морском? Проводя время в сражениях и погонях за золотом, каждый из простых пиратов, заботился только о насущном, текущем дне. Глупо откладывать деньги в долгий ящик, если удовольствие можно и нужно получить сейчас, незамедлительно, пока ты жив и есть вожделенные потребности! Вот и пропивали, прогуливали и проигрывали золото в кости и карты, получившие «получку» кровожадные вояки. Украл – гуляй, прогулял – кради! Под таким лозунгом корсары проживали свои короткие и бурные жизни: уходили в поход, возвращались, или исчезали навсегда, унося на дно свои клады.

Конечно, не все были такими, но оставшееся количество участников кровавых рейдов, несомненно, было в меньшинстве. Пираты – разношерстная компания, и нельзя всех называть людьми без будущего. Среди сброда беглых каторжников были и люди, которые рассматривали пиратство как неизбежное, но временное свое ремесло и хотели вернуться к нормальной жизни, скопив для начала нового мирного коммерческого предприятия, достаточный капитал. И вот эти немногочисленные, но, несомненно, существующие тогда, личности, конечно, могли и должны были доверять свои денежки самому надежному банку во все времена – земле. Уходя в походы, они расставались с ними, а возвращаясь – дополняли «вклады» новыми «процентами». Такие небольшие пиратские клады находили и находят до сих пор, в разных частях света, где в свое время орудовали банды пиратов. Естественно, что клады эти были сконцентрированы в местах, где были так называемые, пиратские базы. Целые острова, куда не совали свой нос корабли ни одного из морских государств, в боязни поплатиться жизнями и свободой их экипажей, морские порты и города, созданные и поддерживаемые пиратами, где сам воздух был пропитан терпким духом корсарства, греха и кровавого золота, добытого разбоем и убийством, давали приют и убежище многочисленной воинственной братии. Тут, в харчевнях и притонах спускалось награбленное, а в пальмовых рощах закапывали свои клады пираты, желавшие сохранить сокровища, накапливаемые на новую, будущую мирную жизнь.

Но в таких местах были не только пиратские клады: многие владельцы вертепов и питейных заведений, у которых барыши росли, как на дрожжах, доверяли земле свои накопления, поскольку в такой взрывоопасной атмосфере было рискованно хранить их непосредственно в самом заведении…

Но оставим мелких торговцев и «несчастных» пиратов, ведь была «рыба» и покрупнее – капитаны пиратских судов, владельцы целых пиратских флотилий, главари шаек разбойников, чьи капиталы невозможно было сосчитать, ведь они-то должны были прятать излишки, занимающие трюмы их судов, чтобы набить их снова вожделенным золотом!

Все эти Флинты, Морганы, Тичи и Лафитты, вот кто действительно мог прятать награбленное в песок островков, потерянных в океане! И они, естественно, прятали, но историки убеждены – совсем в других, меньших количествах, нежели привык думать обыватель. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, жизнь любого капитана не особо отличалась по продолжительности от жизни простого матроса, поскольку если капитан и не принимал участия в рукопашных схватках наравне с рядовыми пиратами, он мог быть однажды подстрелен из ружья, или легко расстался бы с жизнью, будучи пораженным выстрелом из пушки с атакованного корсарами, корабля. Прибавьте к сказанному и эпидемии неизлечимых, тогда, болезней, подстерегающих каждого морского путешественника. Закапывать клады на далеком острове также было не очень хорошим решением и по причине сложности в навигации и управлении парусным судном, а еще и тем основным фактором, который не давал возможности воспользоваться деньгами оперативно, в нужный момент, из-за малой скорости средневековых судов. Добавьте сюда еще и процедуру закапывания-откапывания сокровищ, которую можно было доверить далеко не каждому, а только проверенным людям. Мифы о зарытых вместе с кладами мертвецах, «охраняющих» пиратские клады, историки считают преувеличенными. Если даже такое и случалось, то убитыми были не пираты, а пленные, которых пираты заставляли таскать тяжелые сундуки с сокровищами.

Такие островки, на которых знаменитые пираты зарывали свои клады, выбирались ими не случайно. Парусные суда часто нуждались в обслуживании и ремонте – необходимо было поправлять такелаж после частых южных штормов, или полностью разгружать корабль, чтобы провести плановое кренингование, или, говоря сухопутным языком, очистить днище от ракушек, поскольку чистое дно пиратского корабля – это скорость, а скорость и маневренность – залог победы в коротком морском бою.

Пираты обосновывались в тихих бухтах отдаленных от основных транспортных путей, островов и спокойно занимались своими делами, в то время как капитан и приближенные люди устраивали судьбу сокровищ и денег…

Многие из этих островов известны современным кладоискателям, которые с упорством параноиков прочесывают дебри и прибрежные отмели в поисках пиратских кладов. В ход идет все, что может предложить сегодня индустрия поиска: металлодетекторы, щупы, радары. Там, где невозможно использовать ни то, ни другое, в ход идут кирки и лопаты, ведь золото не ждет: если ты не отроешь его сегодня, завтра его отроет кто-то другой!

Но над пиратскими кладами как будто тяготеет проклятие – не хочет оно отдаваться в руки алчным чужакам, а если и открывается, приносит новым владельцам одни несчастья. Да и как может быть по-другому, если эти богатства густо политы кровью невинных жертв, осквернены жестокостью пиратов, их захвативших, а теперь должны попасть в руки новым хозяевам, у которых глаза горят лихорадочным и недобрым блеском?

В поиске зарытых кладов, пещер, погребов и прочих хранилищ принимают участие тысячи поисковиков, людей самых разных национальностей, профессий и наделенных различными поисковыми способностями. Досконально изучены все международные исторические архивы, карты, составлены маршруты движения золотых пиратских рейдов, но толку ото всего этого мало, поскольку нет адекватной, затраченным силам, отдачи, оценить которую можно только по количеству найденного.

Есть немало мест, где люди, собирая на берегу выброшенные морем сокровища затонувших кораблей, достигают значительно больших результатов, нежели те, кто проводит годы в глубинах островов, надеясь найти сразу и много.

Нельзя с достаточной точностью сказать, сколько же в действительности могло быть спрятано пиратами золота и других богатств, включая жемчуг, драгоценные камни, изделия из серебра, поскольку эта масса была слишком подвижна, и не поддавалась никакому учету ни при жизни пиратского братства, ни тем более, сейчас, когда столетия разделяют нас и кровавых владельцев этих сокровищ.

Если отрешиться от мистических аспектов и попытаться трезво взглянуть на историю кладоискательства, оценить возможные перспективы, то может быть действительно, не стоит искать миллионы Флинта и Тича, коль нет уверенности в том, что они вообще что-то спрятали в землю?

Мы умышленно коснулись в этой статье только тех богатств, которые корсары, по многочисленным легендам, прятали именно в земле и не описываем подводных сокровищ, поиск которых проходит гораздо успешнее. Просто хотелось представить, насколько актуальна и достижима эта задача в современном мире, что ожидать в ближайшем будущем от тех, кто неустанно пытается опровергнуть гипотезу о крайне малой концентрации пиратских кладов, находящихся в земле.

По данным Гидрографического управления США за последние сто лет, в мире ежегодно гибнет в среднем 2172 судна торгового флота. И это только учтенные потери. С 1500 года, когда европейцы, прежде всего испанцы, положили начало ограблению Нового Света, и до середины нашего столетия, то есть за 450 лет, мировой гражданский флот потерял почти миллион судов. Только Португалия и только в XVI веке лишилась морских грузов на сумму 124 миллиона долларов. Если к этому прибавить стоимость самих погибших судов, сумма потерь возрастет до астрономической цифры.

И это только суда, судьба которых известна и отражена в документах. А сколько безвестных трагедий хранит Мировой океан? Считается, что на каждый известный и зарегистрированный случай гибели судна приходятся сотни неизвестных. На морских картах Адмиралтейства Великобритании отражена гибель почти 1600 судов, затонувших в Ла-Манше, и почти 6,5 тысяч, погибших у побережий Британских островов. Суммируя данные Адмиралтейства о погибших торговых судах и их грузе, можно заключить, что в морских катастрофах потеряно почти 20 процентов всего добытого на Земле золота и серебра.

А вот данные по Великим Американским озерам: с 1679 по 1951 год здесь затонуло 7167 судов с грузом меди, железа, свинца, леса, угля, муки, зерна, масла и наличных денег.

Итак, на дне океанов, морей и озер лежат огромные богатства, и половина их может быть поднята на поверхность с помощью современной подводной техники. Это значит, что поиск затонувших сокровищ надо считать не просто бизнесом, а Бизнесом с большой буквы, весьма привлекательным и для профессионалов и для любителей. Законный вопрос: почему же в таком случае поиск и добыча затонувших сокровищ не ставится на широкую государственную основу, с привлечением опытных профессионалов?

На самом деле это не совсем так. В Великобритании, Франции, Италии и США различные агентства занимаются спасением погибших грузов, в основном затонувших во время второй мировой войны. В перечисленных европейских странах соответствующие программы стали разрабатываться сразу же по окончании войны и реализуются до сих пор. Что касается США, то специальный отдел Министерства внутренних дел не располагает достаточным персоналом и оборудованием для подобных работ и вынужден ограничиваться проектами, предполагающими минимальные затраты при высокой ценности затонувших грузов. В то же время правительство как будто поощряет поиск и добычу подводных сокровищ частными предпринимателями.

На деле же профессиональные охотники за сокровищами редко берутся за крупные проекты из-за обычной в таких случаях бюрократической волокиты. Им легче и выгоднее заниматься мелкой работой, в которой нет недостатка, и не связывать себя официальными контрактами.

Работа охотника за подводными сокровищами трудна и опасна, и настоящий профессионал возьмется за конкретное дело, только имея хорошие виды на отдачу. Учитывается все, вплоть до состояния погоды: ведь оборудование подводника весьма дорого и задержка из-за погодных условий может лишить предпринимателя всех надежд на прибыль.

Каждое дело, каждый проект предоставляет охотнику за подводными сокровищами новый вариант, пополняет его профессиональный опыт. Такие факторы, как географические и топографические изменения морского дна, вызванные, например, тектоническими причинами, в свою очередь меняют направления течений, приливов и отливов. В результате затонувшее судно может быть полностью похоронено, скрыто донными материалами или же быть перемещенным в другое место. Движение судна на дне может создать и другие препятствия: сильную деформацию корпуса, которая не даст исследователю проникнуть внутрь.

Юг Флориды - популярный район среди искателей подводных сокровищ. Техника поиска проста: курсируй вдоль прибрежных отмелей и старайся обнаружить признаки затонувших судов. А самый верный признак - скопление крупных камней, остатки судового балласта. Такие камни бывают хорошо видны в воде до глубины 16 - 18 метров. Большинство затонувших у берегов Флориды судов находят на глубине 12 - 15 метров, обычно на рифах или отмелях. Так, недавно был найден 44-пушечный британский фрегат, пропавший в 1744 году.

Один из местных охотников за сокровищами, некий Арт Макки, известен тем, что нашел несколько слитков чистого серебра весом более 3 кг каждый. Кроме того, он обладатель множества других "даров моря", выставленных в его собственном музее. Большинство экспонатов - всевозможные предметы с испанских галеонов, ставших жертвами ураганов. Останки этих галеонов усеивают морское дно Флоридских проливов - от восточного побережья полуострова до Багамских островов.

Огромный галеон "Санта-Роза", шедший в Гавану из порта Веракрус (Мексика), затонул недалеко от Ки-Уэста (западная оконечность длинного, узкого острова Флорида-Кис, к югу от полуострова Флорида) с грузом золотых и серебряных слитков и других сокровищ на сумму 30 миллионов долларов. В наши дни он был обнаружен водолазами Военно-морских сил США к югу от Ки-Узста, в районе, закрытом для посещения.

Предварительный осмотр затонувшего судна показал, что его корпус, по-видимому, не поврежден, несмотря на то, что галеон покоится на дне не одну сотню лет. Естественно, он сильно оброс кораллами и моллюсками. После того как этот район будет открыт, водолазы намерены поднять сокровища.

Первым, кто нашел сокровища в Карибском бассейне, был известный своими злодеяниями пират XVII века Франсуа Олонэ - гроза испанцев, предводитель пиратов Тортуги. Во время своего знаменитого набега на Маракайбо (Венесуэла) Олонэ услышал о сокровищах на сумму 300 тысяч долларов, спрятанных на одном из соседних островов. Покончив с Маракайбо, Олонэ отправился на этот остров со своими головорезами. История свидетельствует, что Олонэ действительно нашел там сокровища, но умалчивает о их точном местонахождении и названии острова.

Бартоломью Португалец

Другой не менее известный пират Карибского моря, Бартоломью Португалец, оставил на дне у берегов Кубы испанский галеон с грузом золота и серебра на сумму полмиллиона долларов. История эта такова. Однажды Португалец шел на небольшом барке у западных берегов Кубы и, обходя мыс Корриентес, неожиданно встретил большой испанский галеон. Несмотря на неравенство сил - на барке было 40 человек и 4 пушки, на галеоне соответственно 70 и 20, - пираты напали на испанцев, но их первая атака была отбита. Со второй попытки галеон был захвачен и пираты повели его на запад. Однако почти сразу же они наткнулись на три других испанских корабля.

На этот раз схватка была недолгой: испанцы захватили пиратов, предводитель которых оказался среди пленных. Недавняя добыча пиратов - 70 тысяч пиастров и 120 тысяч мешков какао - снова перешла в собственность прежних хозяев, и испанцы на четырех галеонах, с пленными пиратами на борту, направились в Кампече (Мексика, западное побережье полуострова Юкатан). Местные купцы, узнав о пленных, хотели немедленно повесить Португальца, но казнь отложили до следующего утра. В то время как в городе сооружали виселицу, Португальцу удалось бежать с галеона. Под покровом темноты он миновал город и скрылся. Две недели он провел почти без еды и питья, пока в 40 милях от Кампече не набрел на шайку знакомых пиратов, высадившихся на берег в поисках воды. Португалец поведал им свою историю, не забыв, разумеется, упомянуть о привлекательном добре на борту испанских галеонов. После этого ему не составило труда собрать подходящую команду: двадцать пиратов с Португальцем во главе отправились в Кампече на небольших лодках.

Проникнув ночью в бухту, пираты захватили самый большой из галеонов и не дожидаясь утра ушли на нем в открытое море. Португалец вернулся к Кубе, где его застиг шторм. Галеон погиб на скалах у южных берегов острова, самому Португальцу с несколькими пиратами удалось добраться до берега. Второй раз Португалец лишился огромной добычи, которая и по сей день лежит близ скал Жардин-Рокс. Никто никогда не пытался достать сокровища этого галеона - золотые и серебряные слитки и монеты, стоимость которых оценивается в 2 миллиона долларов.

Бартоломью Португалец появляется на исторической сцене через два года после описанных событий. Он снова в том же районе, у острова Пинос, к югу от Кубы, на борту очередного испанского галеона. На этот раз его добыча - 12 тонн серебра в слитках. Но опять шторм губит судно - на скалах у восточной оконечности острова Пинос, где оно лежит до сих пор с нетронутым грузом чистого серебра.

История другого испанского галеона, "Санта-Паула", многие годы будоражит воображение искателей сокровищ. Галеон вышел утром 12 августа 1679 года из Гаваны и направился к острову Тенерифе (Канарские острова). В списке пассажиров значились испанские гранды, чиновники и прочие важные персоны, в том числе сестра губернатора Канарских островов. В трюмах галеона, кроме других ценностей, находился и "живой товар" - чернокожие невольники. Путешествие едва началось - галеон проходил в трех милях от юго-восточной оконечности острова Пинос (современный мыс Пунта-дель-Эсте), - когда капитану доложили, что из трюма доносятся какие-то странные звуки. Капитан Фернандес сам спустился в трюм и стал свидетелем ужасной картины: в днище судна зияла дыра, прорубленная одним из невольников, этаким чернокожим Геркулесом, и трюм стремительно наполнялся водой. Капитан ринулся на палубу и изменил курс, направив судно к Пунта-дель-Эсте в надежде добраться до берега, прежде чем галеон затонет.

Но "Санта-Паула" успела дойти лишь до рифов у юго-восточной оконечности острова и стала опрокидываться. Команда и пассажиры едва успели на шлюпках покинуть гибнущий галеон, который ушел на дно перед самым рифовым барьером. Разумеется, весь груз остался на борту, спасли лишь судовой журнал. Этот журнал впоследствии отправили в архив Адмиралтейства, где он и был обнаружен. Согласно реестру, на "Санта-Пауле" находился груз ценностью 3,5 миллиона долларов: слитки золота и серебра, монеты и прочее, а также шкатулка с изумрудами, принадлежащими сестре губернатора Канарских островов.
Единственный человек, видевший с тех пор "Санта-Паулу", - известный исследователь-подводник лейтенант Гарри Ризберг. В трюме галеона он нашел сундуки с монетами на сумму 65 тысяч долларов. Лейтенант Ризберг обнаружил "Санта-Паулу" на выступе подводной скалы, на глубине более 50 метров, с южной стороны рифа, простирающегося к востоку от Пунтадель-Эсте.

Впрочем, может быть, затонувшую "Санта-Паулу" видел не только лейтенант Ризберг. Как-то раз в офис президента Ассоциации охотников за подводными сокровищами (Флорида, США) Ф. Коффмана зашел человек, имевший немалый опыт подводных исследований в Карибском бассейне. Он рассказал, что обнаружил затонувшее судно неподалеку от острова Пинос, на глубине около 50 метров. Судно, по-видимому, затонуло давно: фальшборт отсутствовал, доступ в трюм был свободен. При видимости около 30 метров этот исследователь смог увидеть, что вдоль всего трюма размещались небольшие сундуки, плотно поставленные друг к другу. Все они были сильно занесены илом и песком, но в том, что это были именно сундуки, рассказчик не сомневался. Не имея никаких специальных средств для извлечения сундуков, он покинул место своей находки, надеясь вернуться сюда с соответствующим снаряжением. Эта территория принадлежит Кубе. После неоднократного обсуждения проекта с кубинскими чиновниками этот подводник не решился продолжать дело: было ясно, что кубинцы стараются выведать у него необходимые сведения, чтобы самим поднять сокровища.

Ф. Коффман, весьма искушенный в подобных делах эксперт, не отвергает вероятности того, что найденное судно - это "Санта-Паула".

С XVI века до 40-х годов XIX века Карибское море являлось ареной бурной и плодотворной деятельности корсаров и пиратов всех мастей, охотившихся за испанскими судами, перевозившими богатства из Мексики и Южной Америки через Гавану в Мадрид. Здесь действовали такие известные пираты, как Олонэ, Морган, Монбарс, Басилиано, Скотт, Дэвис, Боне, Роджерс, Гаспарилья, Тич (Черная Борода), Кидд, Пэйн, Боннетт и множество других, меньшего калибра.

В этом районе лежат на морском дне останки многих тысяч кораблей "серебряного флота" Испании, погубленных жестокими штормами и ураганами, коварными рифами и злодеями пиратами. Остров Тортуга у северо-западного побережья Гаити буквально окружен кольцом затонувших кораблей: сотен галеонов, фрегатов, шлюпов, барков и других, погибших на пути в Испанию с грузом золота и серебра из Нового Света. В двухстах милях к северо-востоку от Тортуги находится Банка-Силвер (Серебряная), где в середине XVII века погибли корабли испанского "серебряного флота" с грузом общей стоимостью 21 миллион долларов.

У восточного побережья Гаити, близ мыса Энтаньо, лежат на дне останки испанского судна "Золотая лань", попавшего в ураган 4 июля 1502 года. Судно везло королю Испании золото, серебро и драгоценные камни на сумму 5 миллионов долларов, которые губернатор Эспаньолы (так тогда назывался остров Гаити) - Бобадилья - "приватизировал" у туземцев. Большая глубина и сильные течения делают весьма проблематичной возможность достать эти сокровища, среди которых надо особо выделить стол из чистого золота - личный подарок Бобадильи королю Испании.

Некоторые подробности о сокровищах Банка-Силвер. Ежегодно испанский флот, прежде чем отплыть в Испанию, собирался в Пуэрто-Плата (северное побережье Гаити) с грузом сокровищ из Нового Света. Одна флотилия (она называлась Галеонской) "работала" вдоль берегов Новой Кастилии (Перу, Чили, Колумбия, Панама) , вторая - "Флора" - курсировала по Карибскому морю, собирая дань в Центральной Америке. Нагрузившись добычей, обе флотилии встречались в Гаване, а затем направлялись в Пуэрто-Плата перед 4000-мильным броском через океан.

Ноябрьским утром 1643 года испанский флот покидал Пуэрто-Плата. Возглавлял флот адмиральский корабль "Ла Сантиссима Тринидад". Зная, что крупные рифовые отмели располагаются цепью вдоль северного побережья Эспаньолы, моряки держали курс на север, в пролив между банками Мушуар и Силвер. Ветер был благоприятным, но неожиданно он стих, а потом подул с северо-запада, постепенно усиливаясь. Вскоре в проливе уже бушевал настоящий ураган, весь флот неотвратимо несло на рифы банки, носящей теперь название Силвер. Одно за другим гибли суда "серебряного флота", и только адмиральский корабль сумел обойти смертельные препятствия.

Через несколько дней, в жалком состоянии, он сумел вернуться в Пуэрто-Плато, принеся горестную весть о гибели флота с грузом 21 миллион долларов. Сорок лет спустя часть груза на сумму 1,5 миллиона долларов была поднята, а уже в нашем столетии лейтенант Ризберг нанес на карту местоположение затонувших судов. Старые документы Британского адмиралтейства свидетельствуют: "...банка состоит из двух крупных рифов и множества отмелей; расстояние между Северным и Южным рифами около 7 лиг. Испанский флот лежит почти посередине Северного рифа, длина которого 7 лиг, ширина 0,5 лиги".

Большинство остатков испанских судов находится на глубине от 15 до 30 метров; одно судно лежит на глубине 36 метров, еще одно - 60 метров. Весь флот насчитывал 16 судов, значит, затонуло пятнадцать. Близ острова Крукед-Айленд, к северу от восточной оконечности Кубы, лежит еще один большой испанский галеон, затонувший в 1668 году.

Уже не одну сотню лет охотники за сокровищами со всего света охотятся за кладами наиболее известных пиратов Карибского моря, Индийского и Тихого океанов. Легенды о немыслимых богатствах кочуют вместе со старинными пиратскими картами из поколения в поколение.

Сокровища Черной Бороды

Пираты, не уверенные в том, будут ли они живы завтра или погибнут на плахе, легко расставались с сокровищами и мало заботились о своем будущем. Большинство флибустьеров вели разгульный образ жизни, проводя время в кабаках и публичных домах. Но были среди них и те, кто заботился о своем будущем. Учитывая их незаконное положение, единственным способом обеспечить себе старость было зарыть сокровища в различных потаённых местах.

Пиратский бизнес, процветавший в Карибском море в период освоения Америки, всегда привлекал людей разный сословий. Тягой к битвам и грабежам были охвачены многие: от простых рыбаков, уставших от монотонного труда, до профессиональных солдат и моряков, сделавших разбой своим ремеслом. Встречались среди них и личности совсем странные. Скажем, Эдвард Тич, больше известный под прозвищем Черная Борода.

Этот пират, ставший прототипом капитана Флинта из романа Стивенсона, прославился безудержными грабежами. По преданию, на небольшом островке Амалия знаменитый корсар ремонтировал корабли и укрывал свои сокровища. Награбленные ценности он уносил в глубь острова вместе с несимпатичным ему человеком из команды. Тич выбирал подходящее место, и пока матрос копал, сидел рядом, покуривая. Когда все было готово, и тот вылезал из ямы, Черная Борода стрелял матросу в затылок и, опустив сундук с золотом, туда же сталкивал труп. На вопрос команды, куда делся его спутник, Тич обычно отвечал: «Завяз в болоте» или «Сорвался с утеса в море». Поскольку до следующего похода в глубь острова проходило немало времени, часть команды не знала о случившемся. А те, кто догадывался, предпочитали молчать.

Судьба Тича оказалась печальной, но закономерной. В ноябре 1718 года он был убит в схватке с лейтенантом Мэйнардом, посланным для его поимки. Голову Черной Бороды отрубили и вывесили в качестве трофея на судне Мэйнарда. Судьба же сокровищ пирата осталась неизвестной.

Пропавшие сокровища Левассера

Не менее известны Сейшельские острова в Индийском океане, где, по преданию, располагались базы таких пиратов как Оливье Левассер, Эдвард Ингленд и Джон Тэйлор. Эта троица была грозой Индийского океана. В апреле 1721 года Тэйлор и Левассер захватили один из самых ценных призов в истории пиратского промысла – португальское судно «Вьерж дю Кап». Корабль буквально ломился от обилия золота, серебра, жемчуга и алмазов. О количестве сокровищ, попавших пиратам в руки, говорит тот факт, что после раздела баснословной добычи каждый моряк получил по 5 тысяч золотых гиней и по 42 алмаза. Огромные деньги по тем временам. Что говорить о доле капитанов – они получали половину всех захваченных сокровищ.

После этого Левассер на время прекратил свои походы и остепенился, но затем снова принялся за пиратство. В 1730 году он был схвачен и приговорен к смертной казни через повешение. Его тело, болтающееся на виселице, должно было стать назиданием другим джентльменам удачи. Когда 17 июля того же года ему на шею набросили веревку, перед тем, как умереть, корсар бросил в толпу лист с какими-то иероглифами, крикнув: «Мои сокровища достанутся тому, кто до них докопается!» Вполне в духе Левассера. Однако до сего дня не известно, действительно ли это была карта с указанием пути к сокровищам или это была его злая шутка.

Клады Левассера искали очень многие, но никому не удалось до них добраться. В 1949 году на поиски сокровищ отправился отставной морской офицер Реджинальд Круз-Уилкинс, считавший, что он разгадал тайну карты пирата. Раскопки на острове Маэ, в местечке под названием Бель-Омбр заняли долгие годы, но единственное, что нашел кладоискатель, – множество предметов быта пиратов XVII–XVIII веков, несколько монет и скелетов. Кости, вероятно, принадлежали ненужным свидетелям захоронения клада. Тем не менее, основная часть сокровищ по-прежнему лежит где-то на Сейшельских островах.

Неприступные богатства острова Кокос

Однако самый привлекательный для кладоискателей, вне всякого сомнения, клад зарыт пиратами на острове Кокос. Этот остров в Тихом океане находится вдалеке от торговых путей и хранит, как полагают, самый большой из ненайденных пиратских кладов. История этих сокровищ запутанна. Осенью 1820 года войска освободителя Аргентины, Чили и Перу генерала Хосе Сан-Мартина наступали на испанских колонизаторов с юга. Столица Перу оказалась отрезана с севера от владений Испании войсками Симона Боливара. Вице-король страны Хоакин Песуэла решил переправить богатства Перу в Панаму, чтобы при удобном случае перевезти их в Испанию.

Сокровища тайком доставили в порт Кальяо. Современная их оценка различна: 10 миллионов песо, 30 млн. фунтов стерлингов и 30 млн. долларов. В Кальяо стояло 5 кораблей. Ценности погрузили в трюм одного из них. У входа в Панамский залив эскадре преградил дорогу бриг пирата Грехема по кличке Бенито Бонито...

По легендам, Грехем служил в английском королевском флоте и, командуя бригом «Девоншир», отличился в Трафальгарском сражении 1805 года. Но после смерти адмирала Нельсона был вынужден оставить службу и, назвав себя новым именем, стал главой пиратов. Народная молва окрестила его Кровавым Мечом. Корсары во главе с Грехемом в абордажной схватке овладели кораблем с перуанскими сокровищами. И, благополучно скрывшись от преследования, повели судно к острову Кокос. Там, на берегу бухты Уэйфер, пираты спрятали бочки и сундуки с драгоценностями в подземной пещере. Через некоторое время два английских военных корабля навязали флибустьерам бой вблизи берегов Коста-Рики. Пираты потерпели поражение. Взятый в плен Бенито Бонито был повешен на рее, но унес тайну клада с собой.

По второй версии, сокровища Перу были отправлены из Кальяо на пиратском судне капитана Скотта Томпсона «Мэри Дир». Испанцы обещали ему большое вознаграждение за перевозку «важных государственных документов», которые погрузили в трюм, поставив свой караул. Но провести Томпсона было трудно. Заподозрив, что испанцы пытаются вывезти драгоценности, пираты перебили немногочисленную охрану и, обрубив якорный канат, устремились в открытый океан. За ними бросился военный корабль. Он смог догнать судно Томпсона, но слишком поздно – пираты успели выгрузить сокровища в бухте Уэйфер и спрятать их где-то в глубине острова Кокос. Испанцы повесили всех пиратов, сохранив жизнь только капитану и старшему штурману. Они надеялись, что в тюрьме те станут разговорчивее. Но штурман вскоре умер, а Томпсон хранил тайну клада, понимая, что нужен испанцам как единственный свидетель, без которого нет пути к сокровищу.

В 1821 году волна освободительной борьбы докатилась до Панамы. Из тюрем на волю выпустили узников, среди которых оказался и Скотт Томпсон. Он перебрался в Канаду и долгие годы жил на острове Ньюфаундленд, собирая деньги для экспедиции на Кокос. Бывший пират заключил договор с капитаном Киттингом, но перед самым плаванием тяжело заболел и, умирая, отдал Киттингу карту острова со схемой нахождения клада.

Экспедиция Киттинга достигла Кокоса. Капитан и его новый компаньон Боуг пытались скрыть от команды цель визита. Под предлогом охоты они вдвоем сошли на берег и отыскали нужную пещеру. «Охотники» несколько дней ходили на берег, что вызвало подозрение команды. Матросы в их отсутствие обыскали каюту капитана и нашли мешок с драгоценными камнями. Произошло объяснение, команда требовала дележа. Киттинг и Боуг согласились, но ночью тайно покинули судно, спрятавшись в пещере. Морякам не удалось отыскать их, а так как припасы кончались, корабль ушел.

Через некоторое время случайный китобоец подобрал с Кокоса измученного человека. Это был капитан Киттинг. Он рассказал, что команда подняла мятеж, захватила бриг, а его высадила на берег. О Боуге он не упоминал. Видимо, Киттинг убил компаньона при дележе клада. В складках одежды ему удалось сохранить горсть драгоценных камней. Но вернуться вновь на заветный остров он не смог. Перед смертью капитан передал карту приятелю. С нее были сняты многочисленные копии, которые разошлись по миру. Подсчитано, что на острове Кокос побывало более 500 кладоискательских экспедиций, но все закончились неудачей. По крайней мере, официальных сообщений о находке клада нет.

Удача ждёт смелых

ВпроЧем, не всегда поиск пиратских кладов заканчивается провалом. Есть множество примеров побед охотников за сокровищами. Так, в 1939 году на острове Мона, расположенном в Карибском море между Гаити и Пуэрто-Рико, американская экспедиция обнаружила золото, спрятанное английским пиратом Уильямом Дженнингсом. От продажи на аукционе в Чикаго найденных золотых монет и драгоценностей было выручено более миллиона долларов.

В Индийском океане на острове Астов в 1911 году сделали другую находку – 107 серебряных монет, несколько вилок и ложек, две пряжки от башмаков и боцманский свисток. Все это, вероятно, принадлежало одному из членов пиратского судна, бросившего когда-то якорь у острова.

То, что огромное количество ненайденных сокровищ по-прежнему остается лежать в земле, заставляет все новые и новые поколения кладоискателей отправляться в далекие страны на поиски пропавших сокровищ.

Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте , Одноклассники , Facebook , Twitter , Instagram .

Арсений РАГУНШТЕЙН

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Надо идти металл искать!!!



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Если для киноактеров самая высокая награда - Оскар, для спортсменов - медали на Олимпийских играх, то для мастеров высокой кухни - это победа на кулинарном сражении «Золотой Бокюз». Статуэтку повара мечтает получить каждый, но для большинства участников это так и остается мечтой.

История конкурса

Уникальный конкурс «Bocuse d’Or» был впервые проведен в 1987 году. Почетный президент выставки для поваров-профессионалов, Поль Бокюз решил устроить в Леоне гастрономические соревнования среди поваров со всего света. Пригласил прессу и множество гостей наблюдать за кулинарными состязаниями молодых талантливых поваров, а компетентное жюри их оценивать. Поварской мировой чемпионат теперь проводится через каждые 2 года и пользуется огромным успехом. Российские повара принимают участие в битве сильнейших кулинаров с 2003 года. Пока не слишком успешно.

Сейчас организатор соревнований высокой кухни — французская компания GL events Exhibitions.

Какие правила?

На кулинарном ринге сражаются 24 повара из разных стран. Каждый должен приготовить 2 блюда (мясное и рыбное), а времени дается пять с половиной часов. Все готовится непосредственно во время конкурса, под наблюдением представителей специального комитета.

Команда состоит из руководителя, шефа, су-шефа и тренера, который может помогать советом. Процесс создания гастрономических шедевров происходит в отдельном боксе. Всегда есть ограничения по использованию продуктов и способам приготовления блюд. Интересно, что поварам сообщают из чего они будут готовить за месяц до соревнований. А на рынок за травами они идут за полтора часа до начала состязаний.

Как стать участником?

Участвовать в престижном соревновании могут лишь те повара, которые победили в отборочных турах в своей стране. Повар обязательно должен иметь гражданство той страны, которую намерен представлять. Есть возрастное ограничение, участник должен быть старше 24 лет (помощник моложе 22 лет). У него должен быть опыт работы шеф-поваром, су-шефом или поваром на территории своей страны. Все остальные критерии не слишком важны.

С чего начать? Подготовить уникальную команду. Выиграть региональный конкурс, затем, одержать победу в национальном отборочном туре и добро пожаловать в Леон на грандиозный «Bocuse d’Or».

Отборочные туры

Они проходят в каждой стране, в России тоже есть представительство этого престижного конкурса.

Мастера, которые будут соревноваться в 2017 году на «Bocuse d’Or» во Французском Леоне уже определены. Отборочные в России прошли в Москве в июне 2015 года, европейский полуфинал в Будапеште в мае 2016 года. Победила Венгрия, наши повара лишь на 18 месте.

Следующие региональные отборочные туры будут проходить уже на возможность стать участником конкурса «Золотой Бокюз — 2019».

Для подготовки и участия в подобных соревнованиях требуется внушительный багаж знаний, хорошая финансовая поддержка. Если вы всё же решились участвовать, готов вам помочь контакты можно найти на главной странице