Готовим в мультиварке

Мясо запеченное в фольге с сыром. Мясо в духовке с помидором и сыром: рецепты. Как приготовить блюдо «Гармошка» из свинины и картошки в фольге

Мясо запеченное в фольге с сыром. Мясо в духовке с помидором и сыром: рецепты. Как приготовить блюдо «Гармошка» из свинины и картошки в фольге

Таинственный, близкий каждому из нас, радостный праздник Рождества Христова является одним из важнейших событий в христианском мире. Его отмечают особенно торжественно. Елки, украшения, подарки, рождественский гусь на столе — основные атрибуты праздника.

Многие ли из нас задумываются над сутью Рождества? Многие ли рассказывают чудесную рождественскую историю детям? Или каждый год по инерции мы наряжаем ель, дарим близким подарки и едим, едим?

Библейская история — лучшая иллюстрация сути Рождества

Практически все люди когда-либо читали историю, записанную на страницах Библии о рождении Иисуса Христа. Евангелист Лука по вдохновению Духа Святого рассказывает о том, как к деве Марии, которая была обручена с Иосифом явился ангел и сказал слова, которые пронзили ее в самое сердце: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою!» И далее ангел Божий возвещает ей великую весть о том, что она родит Сына и наречет Ему имя Иисус, и Он будет Спасителем мира.

В Евангелии от Матфея (1 глава 18 стих) ясно сказано, что прежде чем они сочетались, оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Святого. Другими словами, Мария оказалась в затруднительном положении. Предстоял разговор с Иосифом и многое зависело от его реакции.

По закону женщина, которая была в блуде наказывалась смертью. И если бы Иосиф распустил худую молву о невесте, будучи движим уязвленным самолюбием, то Марию просто побили бы камнями. Мы видим из текста, что Иосиф был праведным человеком и потому хотел после разговора тайно отпустить девушку. То есть без огласки, тихо, по-мирному.

Однако у Бога свой план. Ангел явился Иосифу и и сказал ему замечательные слова, после которых праведный муж принял Марию и не знал ее, пока она не родила. Ангел возвестил Иосифу о рождении Младенца, которого он должен назвать Иисус — «Господь спасение наше». Здесь как раз хорошо видна суть Рождества — спасение людей от грехов их.

Во второй главе Евангелия от Луки сказано, что в то время была перепись населения и каждый должен был отправиться в то место, откуда он родом. Скорее всего, это событие не происходило зимой по той простой причине, что погодные условия не позволили бы многим совершить поездку в свою местность.

Кроме того, в пользу того, что Иисус был рожден не зимой говорит тот факт, что пастухи, видевшие ангелов, не могли пасти овец в холодное время года. В этот период времени стада не выгоняли на пастбища из-за неблагоприятной погоды. Как ни странно, но вероятнее всего, дату 25 декабря, как день рождения Христа, принесли новообращенные христиане из язычников. А церковь, вместо того, чтобы бороться с языческими традициями, помогла их «христианизировать».

Как бы там ни было, важна не сама по себе дата (ведь это все условно), но событие, которое произошло много лет назад: родился Христос — Мессия, Спаситель, Тот, Кто стал посредником между Богом и человеком и чрез Которого мы имеем доступ к Творцу миров.

Но вернемся к библейской истории. Мария вместе с Иосифом отправилась в дом своего родства для переписи — в Вифлеем. Там в хлеву, из-за неимения места в гостинице был рожден Христос и положен в ясли для скота. Его рождение для окружающих было незаметным. Лишь те, кто в сердце своем ожидали больше всего на свете увидеть Мессию, те, в чьем сердце было место для веры смогли стать свидетелями этого чудесного события.

Пастухи пасли свое стадо. Ночью им предстал ангел Господень и слава Божья осияла их. Как бы мы отреагировали на присутствие ангелов? Написано, пастухи сильно испугались. Немудрено. Ночь, тихо, на небе звезды и вдруг — воинство небесное взывает: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.»

Но ангел сказал пастухам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Далее пастухи услышали о знамении, о том, что найдут Младенца, лежащего в яслях.

Удивительно, но первыми людьми, которые услышали благую весть стали простые люди, чей труд не был в почете у евреев. Не фарисеи — самые праведные из народа, не цари, не вельможи, а простые люди, ожидающие Спасителя и поверившие Слову Бога.

В этом хорошо виден смысл и суть Рождества: иметь веру, пусть с горчичное зерно, дабы можно было получать просимое. Христос родился, чтобы спасти нас не чрез наши добрые дела, а через веру. Веру в то, что Он есть и ищущим воздает.

Вера пастухов произвела действие. Они поспешили в Вифлеем и, нашедши там Младенца, поклонились Ему, а, возвращаясь, возвещали всем о чудном событии, которое произошло ночью.

Мудрецам с Востока выпала честь видеть новорожденного Иисуса. Можно с уверенностью сказать, что эти люди искали Бога. Они изучали звездные светила, законы мироздания. Во всем они видели Руку Творца и потому, читая Священные Писания, верили в приход Спасителя мира и ожидали Его.

Мудрецы видели звезду на Востоке и шли за ней в поисках Младенца для поклонения. Так было угодно Богу, что они встретились с царем Иродом. Ирод приказал волхвам разузнать время, когда должен был родиться Иисус для того, чтобы, якобы, поклониться Ему.

Мудрецам же было откровение от Бога не возвращаться к правителю. Ирод оказался осмеянным и, разгневавшись, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях до 2-х лет. Иосиф, Мария и Младенец в это время были далеко от того места. Во сне Иосиф получил откровение бежать в Египет.

Плач и крик наполнили землю. Первыми, кто пострадал за Христа были несмышленые дети. Именно о них Христос говорил: «Ибо таковых есть Царство небесное». Мы своим ограниченным умом не в состоянии понять пути Божьи. Потому станем опасаться роптать.

Звезда привела волхвов к месту рождения Христа. Они принесли Ему драгоценные подарки: золото, ладан и смирну. Золото поистине царский дар, символ того, что Христос — Царь и Бог.

Пахучая смола — ладан символизирует чистоту сердца. Сей дар принесли Иисусу как Первосвященнику.

Смирна — прообраз Совершенной Жертвы, которую Иисус принес за грехи мира. Эта жертва — Сам Господь.

Размышляя над этой истиной, возникает вопрос: а для чего вообще нужна жертва? Ответ дан в Писании: «Без пролития крови не бывает прощения». Как в физическом мире есть свои законы, так существуют законы и в мире духовном. Это один из них.

В ветхозаветное время за свой грех человек должен был пролить кровь животного. Но и она не смогла удовлетворить святость Божию. Тогда Творец в Своей любви к падшему человечеству послал Своего Сына родиться в этот мир, быть распяту и воскреснуть.

Суть Рождества — пришел, чтобы умереть за людские грехи. За нас, за тебя и меня или вместо тебя и меня. Зачат от Духа Святого, по плоти — человек, по духу — Бог.

Традиции как попытка отобразить суть Рождества

Официальная церковь и верующий люд начинают праздник с ожидания. Принято придерживаться поста. Ожидание символизирует духовный дар.

После этого начинается, так называемое, приближение Рождества — сочельник, когда готовят специальное блюдо. В это время положено готовиться к исповеданию и причастию, настраиваться на празднование Рождества.

Непременный атрибут торжества — ель, символизирующая вечную жизнь, дарованную во Христе, а звезда, как украшение верхушки лесной красавицы, напоминает о вифлеемской звезде, которая привела волхвов к Младенцу.

И, наконец, подарки, те, что мы дарим друг другу также помогают вспомнить рождественские события, когда мудрецы принесли к ногам Иисуса золото, ладан и смирну.

Зачем знать о сути Рождества?

Знать о цели прихода в этот мир Христа и нужно, и важно. Важно не просто передать будущему поколению традиции и обряды. Жизненно необходимо донести тем, кто будет после нас истинный смысл Рождества, побудить детей читать и изучать Библию, искать истину, размышлять, замечать во всем, что нас окружает Руку Божью.

Суть Рождества — благая весть

Основная цель рождения Иисуса можно сформулировать так:

Чтобы нас искупить

Чтобы восстановить или возродить нас

Чтобы примирить с Богом

Обобщая все вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что суть Рождества это благая весть. Весть о том, что когда-то в этот мир пришел Спаситель, чрез Которого открыт и поныне доступ к Богу, чрез Которого мы имеем право поднять свой взор к Небу и сказать: «Отец, ради Иисуса прости меня и прими, и когда придет мое время введи меня в Царство Твое».

Как донести суть Рождества детям?

В преддверии праздника важно прочесть малышу историю о рождении Иисуса. Это основное, что необходимо сделать. Просто и доходчиво с рассматриванием картинок раскрыть значение Рождества.

Некоторые аспекты, на которые следует обратить внимание:

1. За много лет до рождении Мессии об этом событии пророчествовали пророки Ветхого Завета.

2. Без Совершенной Жертвы стало невозможным удовлетворить святость Божью.

3. Мария и Иосиф были праведными людьми.

4. Из-за неимения места в гостинице Марии пришлось рожать в хлеву среди овечек и волов, а, спеленав, положить Младенца в кормушку для скота.

5. Сын Божий родился в убогой пещере, а не во дворце, дабы к Нему мог придти самый «никудышний» человек, самый большой грешник и самый бедный.

6. Первыми услышали благую весть пастухи. Они поспешили поклониться Новорожденному ибо верили.

7. Мудрецы с Востока искали и нашли. Когда ищешь, всегда находишь.

Кроме того, можно создать особую атмосферу праздника. Купить картинки с изображением Святой Четы, включить Рождественскую музыку, дать возможность посмотреть мультфильм о рождении Иисуса. Все это поможет донести до ребенка суть Рождества.

Не столь важны традиции и обряды сами по себе, сколько важно иметь трепет и благоговение перед Тем, Кто добровольно пришел в этот мир для искупления греха. Теперь нет необходимости за каждый свой грех идти и приносить в жертву животного. Христос отдал Себя, чтобы мы могли в простоте сердца, если согрешили, сказать: «Господи, ради сына Твоего, прости меня и дай силы поступать как учишь Ты».

Вот, в чем суть Рождества — Спаситель дарит одежды праведности каждому, кто этого желает, кто верит в Его искупительную жертву. Для каждого Христос может стать личным Спасителем. Только бы очень этого хотеть.

Одним из наиболее почитаемых праздников у христиан является Рождество Христово. Его обожают и взрослые, и дети. А что нам известно о его происхождении, какова история праздника Рождество Христово?
О Рождестве каждый год снимается множество самых разнообразных фильмов. В одних так или иначе раскрывается история празднования Рождества Христова, в других режиссеры стараются передать дух торжества.

Существует поверье, что накануне Рождества можно услышать звон небесных колоколов, которые восхваляют Господа за то, что рождается Иисус Христос, сын Божий, Спаситель человечества. В честь этого события на грешную землю опускается Божья благодать, у ангелочков начинают расти крылья.
Рождество и Новый год - это, пожалуй, самые светлые семейные праздники. Рождественская ночь окутана множеством тайн и легенд. Считается, что она прекрасно подходит для примирения.

История праздника Рождество Христово: Когда праздновать

Всем известно, что различные христианские конфессии празднуют Рождество в разное время:

  • католики - 25 декабря;
  • православные - 7 января.

Эта разница связана с тем, что православные и католики используют для определения даты рождения различные календари. В православной традиции летоисчисление ведется по старому стилю, или по Юлианскому календарю, в то время, как католики еще в 1582 году во время папства Григория XIII перешли на новый стиль и ведут летоисчисление по Григорианскому календарю.
Каждую сотню лет разница между стилями увеличивается на один день. На сегодня она составляет 13 дней. Именно на этот срок опережает Григорианский, или Новый календарь старое летоисчисление.
Надо сказать, что все подобные исчисления в любом случае достаточно приблизительны, ведь на сегодня точная дата рождения Иисуса неизвестна. Все, что мы знаем доподлинно, - это то, что рождение Христа произошло в Вифлееме в период 12-1 г. до н. э. Эти данные основаны на том, что Иисус родился в то время, когда правил Ирод Великой, а умер этот правитель в 4 г. до н. э. - 1 г. н. э.


Некоторые ученые пытаются вычислить рождение Иисуса по Вифлеемской звезде. Многие считают, что такое название получила комета Галлея, которая пролетала около Земли в 12 г. до н. э.
С чем же связана конкретная дата - 25 декабря или 7 января? Как множество христианских празднований, эта традиция корнями уходит в эпоху язычества. Именно в этот день древние римляне чествовали Сатурна. Праздники в период зимнего солнцестояния были невероятно широко распространены во всех без исключения языческих, особенно земледельческих культурах. По этой причине один из самых больших праздников христианства стали отмечать в этот день, наполнив традиционные ритуалы новым смыслом.

История праздника Рождество Христово по Библии

Библия достаточно много упоминает о том, как родился Иисус. Наиболее подробно на этом остановился Лука в своем Евангелии, где он подробно рассказывает о том, как Мария и Иосиф путешествовали в Вифлеем, и как родился сын Божий.
По легенде, Мария родила младенца в хлеву и положила его в ясли, поскольку в гостинице для них не нашлось места.
В это время пастухи увидели необычное сияние и пришли поклониться новорожденному. Дополняет повествование Евангелие от Матвея. Именно в нем содержится указание, что в тот момент, как родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда, указавшая путь волхвам к месту рождения Мессии.
Поскольку весть о необычном младенце, которому было суждено стать Царем Царей, быстро разнеслась по всей Иудее, Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков. Предупрежденный Иосиф с семьей бежал в Египет и спас маленького Иисуса.


Надо сказать, что, несмотря на подобные описания, ученые не могут доподлинно ответить на вопрос, когда и где был рожден Иисус. Это связано с тем, что иудеи не считали рождение праздником, поскольку этот день символизировал для них начало страданий и боли.
Точная дата впервые упоминается уже через столетия после того, как Христос покинул грешный мир. Только в 221 г. в летописи Секста Юлия говорится о конкретной дате - 25 декабря.
Вместе с тем, указание на пастухов заставляет задуматься относительно того, мог ли Христос родиться в декабре. Более вероятным кажется летний или осенний период. Дело в том, что зимой в данной местности дождливо и холодно, и в связи с этим стада не пасут.
Вместе с тем, какой бы ни была история праздника Рождество Христово, главное в этом празднике - именно дух единения, любви и всепрощения, которые нам дарует Господь, а мы, смертные, в свою очередь, делимся ими друг с другом. Сегодня уже не столь важно, в какое время жил сам Иисус, и жил ли он вообще. Гораздо более значимой стала идея милосердия, всепрощения и братской любви, которую символизирует празднование Рождества.

Рождество Христово

Дети, вы не забыли еще Иакова? Помните, который у старшего брата Исава за чечевичную похлебку купил отцовское благословение? Помните, как он закутал шею и руки козлиным мехом, чтобы казаться, как Исав, косматым, и вместо Исава получил благословение от своего отца Исаака? Теперь вы припомнили Иакова.

Благовещение. (Евангелие от Матфея 1:18–21)


Этот Иаков, когда умирал, тоже благословил своих сыновей. Одному из них, Иуде, Иаков сказал, что из его племени будут еврейские цари до тех пор, пока из его же племени не родится Спаситель мира. А когда у еврейского народа уже не будет царя из Иудина племени, тогда и следует ждать Спасителя.

Бог говорил устами Иакова, и пророчество его сбылось. Вспомните, из какого племени были цари иудейские Давид, Соломон и другие. Из племени Иуды.

Но иудейскую землю завоевали римляне, и римский император дал иудеям царя Ирода. Ирод не был потомком Иуды, он не был даже иудеем. Он был идумеянин, родом из земли, которая называлась Идумеей.

Римскому императору Августу захотелось узнать, сколько у него подданных, какое у них имущество, сколько кому лет, много ли годных в солдаты. Для этого он приказал провести народную перепись. Такие всенародные переписи бывают и у нас. Каждый должен был записаться в том городе, откуда родом.

Иосиф и Мария жили в Назарете. А так как родиной их был Вифлеем – небольшой и небогатый городок верстах в десяти от Иерусалима, то они пошли туда, чтобы записаться там. Пришли в Вифлеем поздно вечером. В это время по случаю переписи в Вифлееме собралось много народу и было тесно.

Иосиф и Мария недалеко за городом нашли пещеру, в которую пастухи иногда загоняли на ночь овец. Она была пуста. Иосиф и Мария так устали с дороги, что рады были и этому пристанищу, только бы не остаться под открытым небом, совсем без ночлега.

Иосиф и Мария вошли в пещеру и решили ночевать в ней.

Ночью в этой пещере от Преблагословенной Девы Марии родился давно обещанный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.

Добрые дети! Не в царском дворце, не в пышных чертогах родился Спаситель. Ему не нашлось места даже в простом доме. Царь Неба и земли, Сын Божий родился в пещере, где было сыро и холодно. Спеленали Его и положили в ясли. Жестко и неудобно было лежать там Младенцу.

И для чего же сходит Он с Неба на землю, рождается и терпит все это? Для того, чтобы спасти нас, грешных. Значит, как Сын Божий Иисус Христос любит нас! Грешно и нам не любить Его.

Поклонение пастырей

В ту самую ночь, когда родился Господь наш Иисус Христос, в поле, недалеко от Вифлеема, пастухи стерегли стада: смотрели за своими овечками, чтобы они не разбежались и чтобы их не украли воры и не съели дикие звери. Ночь холодная. Пастухи развели огонь и греются около него. Темно. Чуть-чуть во тьме ночной мелькает слабый свет от небольшого костра, у которого сидят пастухи. Вдруг вокруг пастухов делается светло, и перед ними является ангел Божий. Пастухи испугались. «Не бойтесь, – сказал им ангел, – я сообщаю вам о великой радости для всех людей. Сейчас в городе Давидовом (то есть в Вифлееме) родился Спаситель, Который и есть Христос Господь. И вот как вы можете узнать Его: вы найдете в яслях спеленутого Младенца».

В эту же минуту открылось небо, и на небе явилось много светлых ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Хвалите Всевышнего Бога! Теперь на земле мир, потому что Бог простил людей, примирился с ними. Бог показал, как Он любит людей, послав к ним Своего любимого Сына.


Рождество Господа нашего Иисуса Христа. (Евангелие от Луки 2:1–18)


Ангелы ушли на небо. Стало опять темно. Пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем сообщил нам Бог». Там, в пещере, которая была им знакома, потому что в ней приходилось иногда ночевать, пастухи нашли праведного Иосифа, Пресвятую Деву Марию и Божественного Младенца, лежащего в яслях.

Пастухи упали на колени и поклонились Ему. Они рассказали, как явились им ангелы и славили родившегося Спасителя. С благоговением слушал Иосиф рассказ пастухов, а Пречистая Матерь отмечала каждое слово и все услышанное старалась сохранить в Своем сердце.

В пути, а также возвратясь домой, в свою деревню, пастухи рассказывали всем, что они видели ангелов и родившегося Спасителя.

Сретение Господне

Прошло восемь дней после Рождества Христова, над Младенцем Иисусом было совершено обрезание, и ему дали имя Иисус. Вы, конечно, помните, что, сообщив радостную весть Деве Марии, а потом Иосифу, ангел предсказал, что родившегося Господа назовут Иисусом.

У евреев был закон, чтобы всякого первенца, то есть старшего сына, через сорок дней после рождения приносить в храм и посвящать Богу. При этом приносилась жертва. Богатые родители приносили ягненка, а бедные – двух молоденьких голубков или пару горлиц. Голуби продавались тут же, в храме, и были дешевы – их мог купить и бедняк.

Когда родившемуся Иисусу исполнилось сорок дней, Иосиф и Мария понесли Его в храм.

Иосиф и Мария были бедны, у них не было ягненка. Они принесли в жертву пару голубей.

В Иерусалиме в это время жил один набожный человек по имени Симеон. Бог ему обещал, что он не умрет до того времени, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон был очень стар. Он только одного и просил у Бога – увидеть Спасителя и умереть. И вот Дух Святой сообщает Симеону, что Спаситель, Которого он так ждал, уже родился, что Его принесут в храм. Симеон встречает там Иосифа и Марию, которые принесли сорокадневного Иисуса. Он с благоговением берет Божественного Младенца на свои слабые старческие руки и говорит: «Теперь, Владыко, Ты, как и обещал, дашь мне умереть спокойно, потому что я своими глазами видел Спасителя, Которого Ты послал для спасения всех людей, Который научит язычников и прославит народ израильский».

Иосиф и Мария удивлялись тому, что говорит этот старец, а Симеон продолжал: «Об этом вот Младенце будут спорить; одни уверуют в Него и спасутся, другие соблазнятся и погибнут. И Ты, Пречистая Матерь, будешь страдать, как будто Тебе Самой пронзили сердце мечом».

Здесь же была престарелая вдова Анна. Ей было уже восемьдесят четыре года. Замужем она была только семь лет, а когда овдовела, вела самую благочестивую жизнь: постилась, все время проводила в храме, только что не жила в нем – так любила она молиться Богу. Поэтому Бог наградил Анну. Она стала пророчицей. Бог открывал ей будущее. Анна подошла и восславила родившегося Господа.

Так вот, дети. Сретением называется встреча Спасителя с Симеоном и Анной в храме.

Поклонение волхвов

Перед Рождеством Христовым появилась особенная светлая звезда. Эту звезду заметили персидские мудрецы. Увидели персидские мудрецы, или волхвы, звезду и так как они ожидали появления Христа Спасителя, то подумали, что это Его звезда, значит, Он родился. Звезда двигалась, волхвы пошли за ней: куда звезда – туда и они.


Восточные волхвы, путеводимые чудесной звездой. (Евангелие от Матфея 2:1–12)


Звезда привела их в Иерусалим. Волхвы знали, что Спаситель родится в иудейской земле, но они думали, что Он непременно будет царем. Поэтому они и стали спрашивать в Иерусалиме: «Где родившийся Царь иудейский? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему».

До Ирода дошли вести, что какие-то люди из дальней земли пришли в Иерусалим и спрашивают, где родился Царь иудейский. Говорят, что они видели звезду, которая должна появиться перед Его рождением, и что звезда эта привела их в Иерусалим.

Сильно испугался Ирод, сильно встревожились жители Иерусалима. Вы знаете, что Ирод был не царского рода, даже не иудей. Он подумал: «Этот настоящий царь отнимет у меня царство и прогонит меня». Жители же подумали: «Начнут воевать два царя, настоящий Царь иудейский с Иродом, – беда нам: разорят и сожгут наши дома, разграбят наше имущество, перебьют нас, наших жен и детей».

Тотчас же созвал к себе Ирод первосвященников и иудейских ученых и спросил у них: «Где должен родиться Христос?» Те ему отвечали: «В Вифлееме иудейском».

Тогда Ирод приказал тайно, чтобы никто не знал, позвать к себе волхвов. Он подробно расспросил у них, давно ли появилась звезда. Он спрашивал это для того, чтобы узнать, давно ли родился Христос.

Когда волхвы все рассказали Ироду, он отпустил их и сказал: «Ступайте! Хорошенько разузнайте о Младенце и, когда найдете, сообщите мне. Я тоже хочу Ему поклониться».

Вышли волхвы из Иерусалима. Чудесная звезда опять ведет их, приводит в Вифлеем и останавливается как раз над тем самым домом, где был Младенец. Иосиф и Мария к этому времени уже переселились из пещеры в дом.

Обрадовались волхвы. Вошли в дом. Упали перед Младенцем Иисусом и поклонились Ему, как Царю и Богу. Они принесли Ему в подарок золото, ладан и смирну. Ладан – это смола, которую добывают из одного дерева. Смирна – тоже смола, только из другого дерева. И ладан, и смирна хорошо пахнут.

Вот откуда, из далекой страны, пришли поклониться родившемуся Спасителю восточные (персидские) мудрецы. А иудейские ученые? Ведь когда Ирод спросил их, где должен родиться Христос, они прямо сказали: «В Вифлееме иудейском». Это было давно предсказано пророком Михеем.

Они знали и пророчество Исайи, который предсказал, что Христос родится от Девы. Им известен был и пророк Даниил, который предсказал, в каком году нужно ждать Спасителя. Все это записано в священных книгах. А ведь еврейские ученые эти книги знали чуть не наизусть – не зря же они назывались книжниками. Они все это знали. Им даже сообщили, что Христос уже родился, а они поленились сходить и поклониться Ему. Почему? Потому что Христос родился в бедности, а они ждали не такого Христа, им хотелось, чтобы Христос родился царем, чтобы и самим царствовать вместе с Ним.

Собрались волхвы домой и по дороге хотели зайти в Иерусалим к Ироду рассказать ему все, что они видели и слышали в Вифлееме, но ночью явился им во сне ангел и сказал, чтобы не заходили к Ироду в Иерусалим, а возвращались в свое отечество другой дорогой.

Бегство в Египет

Когда волхвы ушли из Вифлеема к себе на родину, ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, беги в Египет и будь там, покуда не скажу тебе, потому что Ирод будет искать Младенца, чтобы погубить».


Бегство Иосифа с Пресвятой Богородицей и Младенцем Иисусом Христом в Египет. (Евангелие от Матфея 9:13–15)


Иосиф тотчас же встал, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. Так вот для чего Ирод расспрашивал волхвов, давно ли появилась звезда; узнавал у первосвященников и книжников иудейских, где должен родиться Христос. Он хотел убить Младенца! Значит, он обманывал волхвов, когда говорил, что хочет поклониться Христу.

Вот Иосиф ведет осла, на котором сидит Пресвятая Дева и держит на своих руках Младенца Иисуса. Ночь. Кругом пустыня. Страшно. Того и жди, что из-за скалы выскочат дикие звери и растерзают и путников, и животное или нападут жестокие разбойники, отнимут последнее у этих бедняков, пожалуй, еще и убьют.

И говорят, что в самом деле на Иосифа и Марию напали разбойники и хотели ограбить и убить их. Только один разбойник был добрее своих товарищей. Ему жалко было убивать этого слабого старика, беззащитную молодую Матерь и прекрасного Божественного Младенца. Он уговорил своих товарищей не убивать их.

Разбойники послушались своего доброго товарища, не тронули их и оставили в покое.

Избиение младенцев

Я Ирод ждет не дождется, скоро ли вернутся из Вифлеема волхвы, придут к нему и расскажут все, что они успели узнать о Младенце Иисусе. Много прошло уже времени, давно бы, кажется, следовало волхвам быть в Иерусалиме, а их нет. Видит Ирод, что волхвы обманули его. Что же он делает? Даже страшно об этом подумать.

Он послал в Вифлеем воинов и велел им убивать там всех мальчиков, которым было меньше двух лет. Ирод надеялся, что в числе этих детей окажется и будет убит и Христос.

У злого господина и слуги большей частью бывают злые. У жестокого и бесчеловечного Ирода и солдаты жестокие. Они входят во все дома, ищут во всех углах, не спрятан ли где-нибудь ребенок, и без всякой пощады убивают каждого мальчика, которому, как им кажется, не больше двух лет.

Все плачут в Вифлееме. Плачут матери. Плачут бедные малютки от испуга и боли. Матери защищают детей, прижимают их к своей груди, не желая их выпускать из рук. Солдаты отталкивают матерей, хватают малюток за что попало – за ручку, за ножку или за головку – и убивают их на глазах матерей. Одному отрубят голову, другого разрубят пополам, иного возьмут за ноги и ударят головой об угол стены. Везде кровь, везде обезображенные трупы малюток с оторванными руками и ногами. Давно ли держали матери этих прекрасных малышей на руках, ласкали их, прижимали к своей груди и любовались ими. А теперь? Несчастные матери, у которых отняли и убили их малюток, рвут на себе волосы, ломают руки, разрывают на себе одежду. Другие в беспамятстве не знают, куда броситься: бегут из города на высокие утесы и там проливают горькие слезы о своих погибших детях. Везде, не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, на горах и на полях рыдание и стон.

Добрые дети! Вы обязательно и сами бы заплакали, если бы увидели, что тогда делалось в Вифлееме. Ведь там было убито четырнадцать тысяч невинных младенцев.

…Уж не за то ли так страшно наказал Бог жителей Вифлеема, что они не были милосердны к бедным, не давали приюта странникам, не сжалились над путниками, в темную холодную ночь отказали в ночлеге престарелому, едва двигавшемуся от усталости Иосифу и Пресвятой Деве, не дали приюта, можно сказать, Самому Христу, родившемуся в эту ночь в холодной и сырой пещере?


Избиение младенцев в Вифлееме. (Евангелие от Матфея 2:16–21)

Возвращение в Назарет

Правосудный Бог наказал Ирода за его злодеяния. Вскоре после того как он отдал бесчеловечный приказ избить вифлеемских младенцев, его постигла тяжелая болезнь. Его тело покрылось нарывами, в которых копошились черви, так что Ирод был заживо съеден червями. Вот как мучился тот, кто мучил и убивал других. Никто не жалел Ирода, все желали только одного – чтобы поскорей умер этот злодей.

Но Ирод не столько страдал от болезней и червей, сколько от угрызений совести. Тут-то, во время болезни, перед смертью, он и вспомнил все свои злодеяния, вспомнил и о тех невинных младенцах, которых велел убить. Вы, дети, поймете, как тяжело и страшно Ироду было умирать.

После смерти Ирода ангел Господень в Египте явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю израильскую, потому что умерли те, кто хотел погубить Младенца».

Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в израильскую землю.

Пресвятой Деве Марии очень хотелось жить в Вифлееме, где родился Ее Сын. Но там царствовал Архелай, сын Ирода, такой же злой и жестокий, как и отец. Иосиф побоялся идти в Вифлеем и, получив во сне откровение, пошел с Пресвятой Девой Марией и Младенцем Иисусом в город Назарет, где жил раньше и где у него был дом.

Там, в доме Иосифа, «Младенец Иисус Христос рос и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божья была на Нем».

Какие счастливые назаретские дети! Среди них жил и с ними рос Сам Спаситель наш Иисус Христос. Каждый из вас хотел бы быть на месте этих счастливых детей, видеть Спасителя, разговаривать с Ним, сопровождать Его на прогулках.

Дети, Христос никогда не оставляет нас, всегда с нами, если только мы сами не бежим от Него.

Он с вами, когда вы приходите в церковь; Он с вами, когда вы молитесь в церкви или дома. Он помогает вам, когда вы учитесь и работаете. Он охраняет вас, когда вы спите. Не только видит, что мы делаем, слышит, что мы говорим, но даже знает, что каждый из нас думает. Он всегда с нами, если только мы послушны, внимательны, прилежны. Однако мы бежим от Него, когда ленимся, шалим, не слушаем старших, сердимся, бранимся, воруем. Он всегда с нами, если мы стараемся быть добрыми и делать Ему угодное. Он рядом с вами и во время ваших детских игр: любуется, когда вы играете тихо, скромно, без брани, без драк, без жалоб. Если же ваши игры и забавы неприличны, если во время игры вы ругаетесь, ссоритесь, деретесь, то вы как бы отгоняете от себя Иисуса Христа. Вы только подумайте, с какими детьми, хорошими или плохими, Он дружил, когда и Сам был еще небольшим. Разумеется, с хорошими.

Будьте и вы добрыми детьми, и с вами будет Господь Иисус Христос.

Двенадцатилетний Отрок Иисус в храме

Благочестивый Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год на праздник Пасхи ходили в Иерусалим. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, Его взяли на Пасху в Иерусалим. Провели там праздники, помолились Господу Богу, принесли, какую могли, небогатую, но усердную жертву и пошли домой в Назарет.

Идут целый день. Наконец наступает вечер. Иосиф и Мария остановились на ночлег. Смотрят – Отрока Иисуса нет. Сначала они подумали, что Он идет в другой толпе с родными или знакомыми. Стали искать и спрашивать у всех. Но никто Его не видел.

«Дитя пропало! Что с Ним? Дитя могло заболеть и лежать без всякой помощи где-нибудь на дороге, могло сбиться с пути и заблудиться! Дикий зверь мог растерзать Его». Поймете ли вы, дети, что должна была чувствовать, как должна была страдать Пресвятая Матерь Иисусова?

Вместо того чтобы после дневного пути отдохнуть, Пресвятая Дева, не обращая внимания на свою усталость, идет назад в Иерусалим. За ней идет Иосиф. Несчастная Матерь громко зовет: «Иисус! Иисус!» Но никто не отзывается на Ее зов.

Дети, дети! Знаете ли вы, понимаете ли, чувствуете ли, как любят вас ваши матери? Нет человека, который желал бы вам больше добра, чем родная мать. Вот уедете вы в училище, или отдадут вас хозяину в лавку, или отвезут к мастеру учиться какому-нибудь ремеслу, вы, может, и забудете о матери, а она дома каждую минуту будет вспоминать о вас: «Здоров ли мой сынок, не скучает ли он, не избаловался ли он, хорошо ли ему, не обижают ли его?» Иногда вы на целый день убегаете с товарищами далеко от дома, играете, резвитесь, бегаете по полям, по лесам, купаетесь, лазаете, скачете – вам весело. А дома у бедной матери изболелось все сердце: «Что-то долго не идут мои дети, не заблудились бы, не ушиблись бы, не утонули бы, не избил бы их кто». И как рада мать, когда вы любите ее, как она дорожит каждой вашей лаской.

Жалко, однако, что есть плохие, злые дети, которые мало любят свою мать, неласковы и грубы с нею, огорчают и не слушают ее, скучают, когда она учит их добру, сердятся, когда она не дает им шалить и не пускает бегать с шалунами, а заставляет учиться, забывают ее, когда уезжают из дома, и не хотят написать ей письмо, которое с таким нетерпением ждет мать.

Это непростительно, это грешно!

Так Иосиф и Мария и не нашли Иисуса на дороге. Рано утром они приходят в Иерусалим. Идут ко всем родным. «Не у вас ли наш Иисус?» – «Нет, не был». Идут ко всем знакомым, и там тот же ответ: «Не был, не видали». Идут на площади, везде ищут, у всех спрашивают. Целых три дня ищут, и все напрасно. Нигде нет, никто не видал.

Наконец на третий день Иосиф и Мария приходят в храм и не верят своим глазам. Двенадцатилетний Отрок Иисус сидит среди учителей и беседует с ними о законе Божьем, слушает их и отвечает на все трудные вопросы, которые они задают Ему. Все слушающие удивляются Его уму и ответам.

«Что Ты сделал с нами? – говорит Иисусу Его Матерь. – Мы с великой печалью искали Тебя».

Иисус Христос ответил: «Зачем было Меня искать? Разве вы не знали, что Мне надо быть там, где назначил Мне Отец Мой?»

Иосиф и Мария не поняли тогда этих слов Иисуса. А этими словами Он как бы говорил: «Я послан Отцом Небесным учить людей. Где же Мне и быть, как не в храме, и что же Мне делать, как не учить».

И пошел Иисус с Иосифом и Марией в Назарет. Иисус был Сын Божий. Он слушался и повиновался Иосифу, хотя Иосиф был не отец, а только попечитель Его. Вместе с Иосифом Иисус занимался плотничеством. Он был добр и умен. Его любил Бог и любили люди.

Дети, послушайте, что я вам еще скажу. Двенадцатилетний Отрок Иисус, не сказав Своим родителям, ушел в храм. Он полюбил храм. Ему нравилось там молиться и учиться. А мы в храме скучаем, не молимся, разговариваем, смеемся, переходим с места на место, шалим.


Отрок Иисус в храме. (Евангелие от Луки 2:40–50)


Часто вместо того, чтобы идти в церковь, куда нас посылают родители, мы бегаем по улицам, играем и шалим, а дома обманываем, говорим, что были в церкви. Двенадцатилетний Отрок Иисус так много знает о Боге и делах Божьих, что Ему удивляются и у Него учатся учителя закона. А много ли у нас найдется двенадцатилетних детей, которые знают закон Божий? И как много детей, которые в двенадцать лет не знают ни одной молитвы, не умеют перекреститься как следует.