Готовим на природе

Молодежь нужно любить. Помочь тем, кому помогать не торопятся

Молодежь нужно любить. Помочь тем, кому помогать не торопятся

11 сентября отмечался День трезвости. Когда-то давно, больше ста лет назад, он был установлен Священным Синодом. Еще раньше, повсеместно стали появляться общества трезвости. И в Талдоме, в краеведческом музее, есть фотография 1907 года, на которой изображено открытие при приходе такого общества. Года четыре назад про День трезвости в нашей стране опять вспомнили.

Его опять установили, отмечают. Мне не кажется, как некоторым, что это нечто, насаждаемое сверху, а значит ненастоящее, неработающее. Мне кажется, что такой день – это лишь очередное напоминание нам всем, что трезвость и трезвение – это полузабытые добродетели в русском народе, которые пора возрождать.

Если родителей не спасти, то детей еще можно уберечь

Ко мне часто на исповедь приходят женщины, которые жалуются на пьющих мужей и сыновей. Трезвость и семья – вот что взаимосвязано, переплетено.

Я хорошо помню опыт собственной семьи. Помню счастливое детство, лет до пяти-шести, и то, что было после того, как отец запил. Еще пять лет спустя они с мамой развелись. Это был крах, катастрофа, разрушение моего счастливого детского мира. В подсознании воспоминание сидело крепко. Каждый раз, когда на исповедях мне открывалась реальность других людей, я все больше понимал какая это всеобъемлющая и сложнейшая проблема.

Начало двухтысячных годов было временем какого-то безумия, его пиком. Государственная монополия на продажу алкоголя снята и передана в частные руки. В стране происходили жуткие вещи, настоящий беспредел. К секспросвету добавилась открытая пропаганда алкоголя.

Тогда я познакомился с обществом трезвости и понял, если родителей не спасти, то детей хоть как-то еще можно уберечь. Среди них нужно сеять семена здравомыслия, целомудрия, трезвости, как христианской добродетели. Ведь если у человека есть духовная трезвость, то из нее неминуемо вытекает физическая.

Мы создали на приходе общество трезвости. Жизненный и пастырский опыт вошли в резонанс с обстановкой в стране и я понял, многие беды у нас от внутренней расслабленности, расхлябанности, от духовной нетрезвости.

Священник Илия Шугаев. Фото: mepar.ru

“А давай выпьем за здоровье отца Илии”

И вот я ходил с этой проповедью много лет. Причем в церковной среде часто труднее говорить о трезвости. Даже на собраниях в благочинии слышал смешки и ерниченье в свой адрес. Когда священники собирались вместе за трапезой, то и дело раздавались: «А давай выпьем за здоровье отца Илии, за успех его дела…»

Впрочем, несколько лет спустя, один из тех, кто больше других надо мной посмеивался, как то однажды подошел и поблагодарил меня:

«Понимаешь, трезвенник у нетрезвенника вызывает одну реакцию – раздражение, – сказал он мне. – Кто-то будет изображать из себя более святого, будет с презрением смотреть на выпивающих. Это всегда задевает. Но то, что ты никогда не надмевался, не огрызался в ответ, но был тверд в своей позиции – достойно уважения».

Проповедь трезвения действительно вызывает наибольшее сопротивление у верующих. Тем более, что есть в нашем языке и культуре устойчивые выражения. Некоторые из них – прямые цитаты из Писания. «Вино веселит сердце человека» – эти слова 103 псалма мы слышим на каждой вечерне и они сидят у нас в голове. Эти слова даже стали поговоркой, сопровождающей распитие не только вина, но и водки.

И когда православному скажешь о трезвости, он тут же назовет три-четыре аргумента против. Обязательно вспоминают и про претворение воды в вино в Кане Галилейской, и о том, как апостол Павел советует апостолу Тимофею употреблять немного вина, и да, слова царя Давида, куда же без них?!

Помню, как мы по благословению правящего архиерея владыки Ювеналия объехали всю епархию с пастырским семинаром по поводу трезвенной работы. В большинстве случаев все проходило хорошо, но были ситуации, когда лектор, заняв чуть более поучительную позицию, вызвал у духовенства ропот: «Что это вы нам впариваете?»

Мне порой даже кажется, что донести идею трезвости куда проще до человека неверующего, без стереотипов. Впрочем, утверждение трезвости – вовсе не антиалкогольная пропаганда. Это не история о том, что нельзя, потому что вредно. Это не проповедь запрета. Это идея о том, что трезвость – это хорошо, потому что добродетельно.

Увы, современный подросток сегодня стоит не перед выбором: пить – не пить, а перед выбором: пить много или пить мало. Понятие «трезвенник» ассоциируется у нас с чем-то отрицательным и опасным. «А ты что не пьешь, может, ты бывший алкоголик? Или язвенник? А может ты сектант ненормальный…»

Но трезвость – это не когда нельзя, а когда и не хочется, и не нужно, когда тебе не нужны внешние стимуляторы для радости, когда внутренние проблемы и конфликты решаешь без психоактивных веществах. Трезвость – это не унылое похмелье, когда перепил и больше нельзя, трезвость – это радостное и бодрое состояние тела, души и духа.

Я не идеалист, я понимаю, что проповедь о трезвости как христианской добродетели не может принести плоды ни завтра, ни послезавтра. Краткосрочной реакция может быть лишь на запретительные меры. Но я надеюсь, что дети тех, кому я проповедую сегодня, в сердце которых бросаю зерна, будут жить иначе, лучше.

Кажется, я здесь нужен

Воспитание у меня было советское. С пионерско-комсомольских времен было желание трудиться ради счастливого будущего, быть полезным, служить всеобщему благу. Пока учился, наивно полагал, что человеческое счастье состоит в научно-техническом прогрессе. Был уверен, что вполне могу и даже обязан реализовать себя в этом, поэтому позже поступил в МФТИ.

Правда еще в 1984 году, а учился я тогда в девятом классе, стал иногда слушать BBC и «Голос Америки». Застойные времена сменялись политическими волнениями, вот-вот наступит перестройка, в стране не пойми что происходит. Хочу во всем разобраться, а обсудить не с кем. И вот я слушаю «Голоса» и вдруг случайно попал на религиозную передачу.

Только что нас поливали грязью, а тут словно перенесли в иное измерение, где царят спокойствие, мир и какая-то внутренняя тишина. В одночасье перестал слушать политические рубрики, сосредоточился исключительно на религиозных. Но только на первом курсе, когда у меня умерла бабушка, мы с сестрой в тайне от мамы крестились.

Помню, закончилась зимняя сессия. Лежу на диване, отдыхаю, на стенку гляжу, где на тот момент у меня появился православный календарь. 18 января, освящение воды. «О, – думаю, – схожу-ка в храм». Прихожу, а там толпа, никто войти не может. Собрался развернуться. «Ну не судьба, – думаю, – не прорвешься тут». Вдруг бабулька какая-то подлетает, хватает за руку со словами «хорошо, что пришел, будешь помогать».

Протаскивает меня сквозь эту плотную человеческую массу прямо в центр храма. Поставила к одному мужичку, с которым мы сдерживали толпу во время и после молебна. Так мы и стояли: одну партию людей запустим, другую держим, другую запустим, новую сдерживаем. Стоял я и мысль у меня была единственная: «так много людей, а помочь некому, так много мужской работы, а мужиков нет. Кажется, я здесь нужен».

Постепенно я разочаровался в науке как источнике счастья для человечества. Хотел бросить институт, но духовник отговорил, сказал, что начатое следует доводить до конца.

Помню я своему научному руководителю в институте заявил, что «наверное не буду доучиваться…» «Да ты с ума сошел! Такая работа проделана. Диплом всегда пригодится. Ну, может, только в семинарии не пригодится…», – отговаривал он. А я ему в ответ: «А я как раз в семинарию и собрался». Он смеялся, не верил, потом просто очень удивился, понял, принял.

Священник Илия Шугаев. Фото: ku66.ru

Помочь тем, кому помогать не торопятся

Семинария произвела на меня большое впечатление. Когда живешь в приходе, ты первый парень на деревне. Молодёжи мало, все вокруг прыгают, охают «ах какой ты умненький, да какой хорошенький, да ты наша надежда, да ты радость». И у человека смещается представления о себе. В семинарии я увидел множество замечательных людей, которые духовно были на много голов выше меня. Я погрузился в новый для себя мир, понял куда расти. Никаких сомнений, как жить дальше, не было.

К 25 года у меня уже пульсировала мысль, что я готов к семейной жизни, у меня есть потребность реализовать себя в отцовстве, в созидании малой церкви, но главное – в служении Церкви Христовой. Я имею силы и на первое, и на второе.

Двадцать пять лет для брака поздновато, конечно, но я стал присматриваться к девушкам. В семинарии я пел в смешанном хоре, где рядом с семинаристами пели девушки из регентской школы. На спевках общались друг с другом. Одна из девушек запала в сердце. Я чувствовал, что она мне близка по духу, взглядам. Она уже заканчивала учебу и вот-вот должна была навсегда уехать в Красноярск. Я понял, что могу упустить возможность связать свою жизнь с ней. На первом курсе Академии, в 1997 году, мы поженились.

Когда мы приехали в Талдом, где население едва насчитывает 15 тысяч человек, где живешь, как в большой деревне, она, выросшая в большом городе с миллионным населением, долго привыкала, но не плакала. А когда родились дети, также без ропота оставила регентское служение и переключилась полностью на семью.

А когда уже все шестеро стали подрастать, а у нас появилось ощущение, что начинается расслабленная жизнь, хотя силы и желание воспитывать и растить детей еще есть. Мы почувствовали, что чему-то научились, хотя и понимаем, что имеем массу недостатков как родители. Когда маленький ребёнок бегает по дому – это особая атмосфера. Вот и у нас возникло ощущение, что чего-то не хватает в нашем доме, точнее кого-то.

Начались разговоры: а чего, собственно, не хватает? Поняли, что не хватает детей. Обсудили, решились. К тому же попали в волну на нашем приходе. Многие знакомые стали брать приемных детей. Мы заразились. Прошли ШПР. К своим шестерым взяли троих приемных. Сразу решили, что будем брать не одного, а братьев-сестер, потому что их берут реже, народ боится. Так что наша цель была помочь тем, кому помогать не торопятся. Достались местные детки.

Пока мы думали, кого взять, Господь Сам послал нам деток. В одной семье выявился случай. Мама с алкогольной проблемой бросала четырёхмесячного ребёнка одного в квартире. Начали процедуру изъятия и ребенок оказался в больнице. Его нужно было срочно устраивать в семью.

Маме давали время на размышление, чтобы пролечилась, устроилась на работу, но она этой возможностью не воспользовалась. Потом появилось еще двое детей, чью судьбу надо было срочно решать. Родителей лишили родительских прав. Оба они попали в тюрьму, а бабушка с детьми не справлялась. Так что мы никого не выбирали, взяли тех, кого предложили.

Молодежь нужно любить

Плодить нищету! Эта осуждающее и презрительное словосочетание, что тридцать, что десять лет назад, что сейчас, по-прежнему витает в воздухе. И если не озвучивается, то подразумевается многими. Но много лет назад я решил для себя с этим глупым стереотипом побороться, причем не только собственным примером.

В конце 90-х годов я стал ходить по школам с лекциями о семье. Сначала разово, потом систематически. У меня было желание рассказать подросткам о том, что такое любовь, что такое семья, в том числе развенчать довольно странные негативные представления о многодетности.

Мне было жутко обидно, что специалистами в физике и математике становятся единицы, хотя физику и математику изучают все и до 11 класса, а в брак будут вступать все, но эта тема никак не изучается в школе. О семейной жизни в школе мало что правильного и ценного тогда говорилось.

Я приходил в школу и примерно за месяц читал цикл лекций. Иногда мне ставили уроки вместо заболевшего учителя, но чаще преподаватели сами отдавали свои уроки, понимая важность семейного просвещения для детей. В школы директора пускали спокойно, да и дети меня принимали.

У подростков не было никаких провокаций, попыток сорвать уроки, да и я старался. Придумывал дискуссионные темы, приглашал собеседников. Девочки, понятное дело, слушают всегда куда более внимательно. Мальчишки обычно психологически девочек моложе, но протеста я у них никогда не вызвал.

Я давно понял: молодежь нужно любить и нужно любить с ними общаться. С подростками нельзя говорить сверху вниз, следует уважать их мнение, нужно допускать диалог и никакое «я тут умный, а вы тупые» не пройдет. Любая встреча должна превращаться в совместное размышление. Спустя пять лет, в 2007 году, из лекций я составил книгу, которая имела несколько переизданий.

Я понял, что если говоришь правильные вещи, то они входят в резонанс с тем, что написано у детей в сердце. Вокруг себя и с телевидения они видят какие-то модели семейного поведения, но их это не устраивает, и вдруг им священник говорит о любви, о чистоте и целомудрии, и это совпадает с их внутренним пониманием настоящей любви.

Записала Дарья Рощеня

Крымский поселок Новый Свет хранит традиции отечественного виноделия, заложенные князем Львом Голицыным, и чтит память о святом Царе Страстотерпце Николае II .

И снова Крым! Бархатное море с роскошными пляжами. Лиловые силуэты гор, сливающиеся с морской гладью. Ротозеи-чайки с розовыми клювами. Новый аэропорт Симферополя, Крымский мост с его автострадой. Святитель Лука, подлинный Хозяин этих мест, встречающий в своем храме паломников «при полном параде» - даже и в красивых тапочках, кажущихся чем-то почти волшебным. Мелькающая за окном машины надпись: поселок Кара-Су , со вторым, более привычным для нас названием Карасёвка

Который уже год я с семьей провожу часть отпуска в этих таких радостных крымских декорациях. Как только Крым стал «нашим» (хотя и всегда ведь был таким), за границу я ни ногой. Ближе к отпуску жадно шарим мы всей семьей взглядами по карте Крыма, ищем на ней подходящий уголок для гостей с севера. Но сколько ни шарь взглядом, ничего лучше поселка Новый Свет, что около шумного Судака, все равно не найти. Не первый раз уже здесь я, - согласно пословице: от добра добра не ищут.

В поселке живем мы на улице Льва Голицына. Да здесь и на каждом шагу разбросаны следы присутствия этого немолодого, величавого человека. Его строгий силуэт встречается всюду. Иногда он глядит на нас с макушки горы Орел (там, говорят, у него была смотровая площадка). Порой его встречают туристы на Голицынской тропе. А кто-то с ним, говорят, невзначай столкнулся буквально нос к носу – в Шаляпинском гроте... Он тут за главного до сих пор. Но именно «за » главного – потому что на самом деле главным тут не он. Не зря же в 1912 году все свое имение с заводом шампанских вин, виноградниками и заполненными до отказа винными складами рачительный хозяин князь Лев Сергеевич Голицын скрепя сердце отписал Святому Царю – в надежде, что тот не только по-царски щедро расплатится с его, Голицына, многочисленными кредиторами, но и сохранит его любимое детище – виноделие в этих местах. С того дня, как они встретились на берегу синего моря, и Голицын вручил Царю символический ключ от кладовых с вином, имение это стало называться Судакским винодельческим поместьем Двора Его Величества. А Голицын остался тут же на скромных правах управляющего царским имением. Пожертвовать на этом пути пришлось ему многим. Даже название поселка пришлось изменить. Из Парадиза (по-латински это означает Рай – так в старину еще бухту эту красивейшую назвали вездесущие генуэзцы!) стал поселок называться Новый Свет. Просто когда в апреле 1912-го Царь Николай уже чуточку «под шафе» вышел нетвердой походкой из безконечных винных лабиринтов князя Голицына, продегустировав шампанские вина, он и произнес, загадочно улыбаясь своей неподражаемой царской улыбкой: «Теперь я всё вижу в Новом Свете!» Так и назвали поселок - Новый Свет . Но это, можно сказать, псевдоним рая. Ведь новый свет – это уже иной некий свет, высший, нездешний… А то место в Голубой бухте, в трех километрах от райского поселка, где причалила тогда царская яхта «Штандарт», до сих пор называют Царским пляжем … И кто побывает в этих местах, обязательно посетите и Царский пляж. Место благодатнейшее. Поистине царское.

Отпуск отпуском, но 1 августа для меня все равно ведь особый день. Праздник Преподобного Серафима Саровского. И мой день рождения. Где в этот раз настигнет меня такая дата? Укрыться, спрятаться от нее все равно не получится. Ну так хоть встретить ее достойно… С кем буду праздновать очередную годовщину своего появления на свет? Это, наверное, хоть немного волнует каждого. Я – не исключение. И зная это, жена Людмила заранее придумала мне развлечение на этот день. Хотела отправиться вместе со мной на морскую прогулку до Коктебеля. Я не был сильно против. Почему бы и нет? Но море штормило, и поездку пришлось отменить. Теперь вот сиди и жди у моря погоды… Занятие, я вам доложу, скучное и малоперспективное, особенно если в твой день! 53-й уже по счету… И вот, чтобы я не скучал в день рождения, Людмила с дочерью Анной придумали мне другой маршрут. В этот день как раз в музее виноделия имени Льва Голицына в поселке нашем Новый Свет проходила экскурсия с дегустацией шампанских вин. Лучшего времени для такого маршрута не сыщешь! Сказано - сделано: идем дегустировать. В отпуске, да еще в день рождения, да еще в царских кладовых – ну как тут не продегустировать-то?! Самые строгие ревнители трезвости меня за это вряд ли так уж строго осудят. Тем более, что шампанские вина – особые, легкие (здесь они от десяти до тринадцати градусов) и ими сильно-то и не напьешься. Но чтобы увидеть жизнь, себя и всё вокруг в новом свете – как раз достанет. К тому же в Библии сказано: «И вино веселит сердце человека». А с Библией не поспоришь. Ну и еще: этот сорт вин во Франции придумали в XVII веке в монастыре под Шампанью. Да, католики, но все же ведь не из «мира» пришел к нам этот необычный игристый напиток. Из монастырских же, все-таки, стен…

Заходим в большой голицынский дом, почти что дворец, на самой окраине винного поселка, у подъема на гору Орел. Симпатичная молодая женщина экскурсовод, так похожая по тембру на предмет своей экскурсии, игристо, легко и радостно щебечет нам о хозяине этих строгих зал. О премудрости изготовления шампанских вин, - то ли выдает какие секреты, то ли заинтересовывает перед дегустацией, так что всем и без вина делается на сердце радостно и светло…

…Лев Сергеевич Голицын работал вначале в Массандре, по приглашению Императорского удельного ведомства виноградарства в Крыму. Но ни одной копейки из своей зарплаты он на себя не потратил, все деньги относил в банк, и из банка этого брал деньги только на стипендии лучшим виноградарям. Поддерживал тех из молодых, кто проявил себя в виноградарстве и виноделии. Лучших из них направлял на учебу заграницу...

Потом решился он сам стать первым российским изготовителем шампанских вин. Дело оказалось отнюдь не из легких! «В этом имении зарыто сразу три голицынских состояния, - щебечет нам молодая сотрудница-экскурсовод. – Им были здесь потрачены свои деньги, а также деньги первой жены, дочери Креченского генерал-губернатора. Потом сюда же пошли немалые средства второй его супруги, из знатного рода Орловых-Денисовых, Марии Михайловны Голицыной. Но и этого не хватило! Пришлось всё имение вместе с долгами передать Царю…»

Да, с трудом, с потом, с жертвами появлялось на свет русское шампанское! Саженцы винограда закупались тогда в Европе. Пришлось еще прорывать огромный, на семь километров (!) тоннель под горой Орел, чтобы складировать тысячи и тысячи бутылок с шампанским! (К слову, тот спуск к морю, возле которого находится наше временное пристанище в Крыму, так и назван Миллионником . Там под землей прорыт склад ровно на миллион бутылей!..) Так что не удивительно, что к концу жизни Голицын обанкротился. «Красиво жить» в России всегда получалось со скрипом. Шампанское – это ведь не стратегическое какое-нибудь предприятие. Но и без него ведь вкус жизни окажется совсем не тот… А свое дело Голицын любил больше всего на свете! И не особо печалился, когда его имя убрали с этикеток и заменили на царский вензель. «Поручик Голицын, несите бокалы!» - в той «белогвардейской» стилизованной песенке отразилась, как ни странно, реальная судьба князя Голицына. Он и правда своим трудом, старанием, жертвами сумел-таки принести, условно говоря, бокалы с шампанским - для всех россиян!



Образцы продукции завода "Новый Свет".

Как рассказали нам во время экскурсии, все лучшие традиции, заложенные князем Голицыным, на заводе шампанских вин «Новый свет» бережно соблюдаются. Только виноград привозят уже не из-за границы. Обходятся своим, тоже крымским, из-под Бахчисарая и Севастополя. Там и почва удобнее, и климат несколько отличается от здешнего. Шампанское изготавливают сегодня из винограда сортов шардоне, алиготе и рислинг. Предприятие выпускает сейчас 2 млн бутылок в год, много это или мало? Звучит-то цифра, конечно, внушительно. Но шампанское с этикеткой «Новый Светъ» не купишь, например, у нас в Самаре, да и в других крупных городах. Только в Крыму оно в свободном доступе. Так что предприятию есть куда расти. Хотя это и не просто сделать. Ведь 80 процентов технологических процессов здесь, на шампанском производстве – это ручной труд. Кто-нибудь усмехнется: до сих пор как при князе Голицыне шампанское «ваяют»… И будет неправ. Тут ручной труд оправдан, виноделие можно же приравнять к искусству, и без заботливых рук сразу же пострадает качество вина. Можно (и не сложно даже) все и здесь механизировать, как это пытаются сейчас сделать на родине шампанских вин, во Франции. Но знатоки вина сразу же, что называется, почувствуют разницу. Вот почему шампанское «Новый свет», изготавливаемое по «дедовским» технологиям, до сих пор пользуется таким спросом!

…Вот приехало вино к нам на завод, но мы только через год приступаем к тиражу – разливаем его в шампанские бутылки (это продолжается наша экскурсия). Используется бутылка всего один раз – ведь давление в бутылке от углекислого газа в процессе брожения доходит до 8 атмосфер! – это очень сильное давление. Нередко бывают разрывы бутылок. Но сейчас качество бутылок хорошее, и разрываются бутылки с вином гораздо реже.

Бутылка с шампанским сохраняется три года в наших тоннелях, которые уходят в глубь горы Орел. Некоторые бутылки выдерживаются полтора года, но то вино, которое выдерживается от трех лет и выше – это классическая технология, которой мы и придерживаемся. За это время полностью завершается процесс брожения, и вино становится игристым, в нем появляются красивые пузырьки. Остается только осадочек удалить: для этого бутылку из горизонтального положения в несколько присестов ставят горлышком вниз, и наши женщины-ремиоры поворачивают за смену от 40 и до 60 тысяч (!) бутылок, по часовой стрелке - на одну восьмую, на одну четвертую и на одну вторую. В Европе все давно автоматизировано, но мы считаем здесь, в виноделии, ручной труд более качественным. Дрожжевой осадочек при переворачивании бутылки опускается к пробке. Потом бутылку опускают в ледяную воду, окунают в рассольную ванну, и осадок примерзает к пробке. Пробка вылетает и заменяется на другую. Всё! Шампанское готово! Можно дегустировать.

Пока туристы рассаживаются за столами, позволю себе маленькое «шампанское» отступление. Ни вокруг какого либо другого сорта вина не накручено так много мифов и преданий, как возле шампанского! «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!» - все это знают. «Победители заслуживают его, побежденные нуждаются в нем» (Наполеон о шампанском). «Шипенье пенистых бокалов…» (Пушкин). «Ананасы в шампанском» (И. Северянин). Это самое «символическое» из вин, а не просто напиток слабого алкогольного действия с пузырьками, это целый ритуал, набор символических действий, ведь без шампанского просто невозможно представить себе некие события в жизни людей! Спускают на воду теплоход – и бутылку непременно шампанского разбивают о борт… А свадьба? Какая же свадьба без шампанского! День рождения, Новый год, юбилей… Всюду достается из холодильника вино именно этой марки. Почему? А кто ж его знает! Наверное, есть в нем что-то такое, что заставляет европейскую часть человечества столько уже лет проживать свою историю, отмечая все радостные события на своем пути «стрелянием» пробок из шампанских бутылок…

Когда в 1814 году русские гусары с боями вошли во Францию, дошли до Шампани и добрались-таки до вместительных подвалов вдовы Клико, то ее работники с ужасом в глазах прибежали к ней и, перебивая один другого, стали кричать, что все пропало и вот, теперь гусары выпьют все ее вино, разграбят все запасы, но мудрая женщина и бровью не повела. «Сейчас – пьют и грабят, а завтра придут за новыми бутылками! И будут счастливы за них заплатить достойную цену», - гениально-просто сказала она. И не ошиблась ни разу. Царский двор с той поры стал постоянным заказчиком именно этого сорта вин - до тех самых пор, пока Лев Голицын не преподнес Царю коронационное вино уже нашей, русской марки… А бравые наши гусары с той поры уже и не мыслили своих шумных пирушек без бутылок от вдовы Клико. Так что в проигрыше она не осталась.

…В центре дегустационного зала – памятник Царю Николаю и Льву Голицыну – двум владельцам этих винных покоев. По стенам стоят безконечными рядами бутылки с шампанским. Садись и пей, сколько осилишь… За длинными столами усаживаются гости. И начинается «матчасть». На столах появляются фужеры с шампанским, а всё та же «игристая» экскурсовод учит нас правильно выбирать шампанские вина, правильно их подавать (к легким закускам, к рыбе, и ни в коем случае не к мясу). Советует, чтобы шампанское вино подавалось к столу всегда охлажденным. Пробуем, радуемся. Дочь, хотя уже и совершеннолетняя давно, норовит мне отлить из своего фужера, распробовала немного - и довольно с нее. Справа от меня сидит женщина из Новокузнецка. У нее почему-то печальные глаза (наверное, потому что одна). Зовут Татьяной. Она хочет пригубить шампанское вместе с нами, знакомится с моей женой и дочерью. Пьем вино, разговариваем. Обстановка способствует легкой и приятной беседе. Глаза и у Татьяны постепенно оттаивают, веселеют. Ей завтра уезжать в холодный сибирский город, и хочется увезти отсюда вкус игристого легкого вина. Меняются фужеры, меняется и вкус в бокалах. От сухого с кислинкой до ароматно-сладкого… Даже цвет шампанского меняется от светло-прозрачного к малиновому. Но ощущение праздника устойчиво держится на протяжении всего времени экскурсии и дегустации. И дело не только в вине. Большим, знать, молитвенником был Лев Голицын! И столько оставил после себя людям радости. Слился с этим берегом, с этими скалами. С этим прекрасным вином… Стал частью крымского пейзажа. И его мудрость, его внутренний тихий свет как-то отразился на всем поселке. Голицын преподнес нам свой княжеский урок : любить дело больше своих амбиций. Не жалеть средств на то дело, которому служишь. И жить там, где делается твое дело.

Князь Голицын умер в 1915-м году, накануне кровавого большевистского безпредела. Он, к счастью, не увидел того, как пьяные красноармейцы грабят его винные склады. Как разбивают о скалы то, что уже просто не в силах были влить в свои алчные глотки… Как стреляют из револьверов в подбрасываемые бутылки. Как со смехом поят шампанским одичавших крымских кошек и собак - и те потом шарахаются, точно пьяные люди, по опустевшему перепуганному поселку… Он этого всего не увидел. Но, может, откуда-то сверху, из-за облаков, откуда и высоченная гора Орел кажется лишь кочкой, он все это видел и ужасался… Просил Бога об этих местах… Может, и Святой Царь Николай вместе с ним молился о Новом Свете… А может ведь статься и такое! – во время спуска в страшный Ипатьевский подвал в ту самую ночь, вдруг да припомнилось ему во утешение шампанскиие подземные лабиринты князя Голицына… Как знать… Ведь Новый Свет был уже для него совсем близко.

И вот в конце 1920-х годов, - не знаю уж почему, может, услышал Бог молитвы князя Голицына! - но в эти края нагрянул известный нарком Микоян. И ужаснулся увиденному разгрому. Сказал, что и новой власти нужны хорошие вина. Приказал восстановить виноделие в Новом Свете. Медленно, нехотя начало здесь восстанавливаться производство. Завод заработал только в середине тридцатых годов. А во время немецко-фашистской оккупации Крыма здесь гитлеровцы с немецкой аккуратностью наладили уже свое производство шампанских вин - для вермахтовских свирепых полчищ. Тех жителей Нового Света, местных виноделов, кто отказался работать на фашистов - всех их расстреляли фашисты. В память о погибших жителях поселка установлена стела в центре поселка, недалеко от памятника Царю Никола и Льву Голицыну. Рядом с прекрасным храмом в честь Святителя Луки Крымского.

Существует предание: когда в Победные дни 45-го года Сталин поднял бокал и произнес тост за русского солдата, в его бокале плескалось душистое вино из Нового Света!.. Царское, между прочим, вино. Что все-таки символично.

Заканчивается экскурсия по музею. Экскурсовод говорит нам о том, что совсем недавно это необычное предприятие с такой непростой судьбой из государственного стало акционерным обществом, теперь это частный бизнес (как в лучшие времена князя Голицына). «И мы надеемся, - сказала женщина-экскурсовод, - что теперь произойдет модернизация производства при сохранении качества. И шампанским этой марки смогут наслаждаться не только в Крыму, но и от Камчатки до Калининграда».

А от себя добавлю, что структура банка «Россия», основным владельцем которого является Юрий Ковальчук, в прошлом году приобрела на торгах 100% акций крымского завода шампанских вин «Новый свет». Его цена составила 1,55 млрд рублей. После присоединения Крыма к России предприятие находилось в собственности республиканской администрации. В пресс-службе минимущества Крыма рассказали, что Минсельхоз и Минэкономики Крыма подготовили обоснование приватизации завода шампанских вин. Согласно ему, уровень износа основных средств предприятия составлял 60%, а для повышения его конкурентоспособности и расширения рынков сбыта «требуются значительные инвестиции». За счет государства полномасштабная технологическая модернизации завода произведены быть не может. Так что из, условно говоря, «царской» собственности завод вновь перешел в частные руки. И хорошо, что держатели акций завода шампанских вин «Новый свет» находятся в России. А то в прошлом году в поселке поговаривали, что некая голландская фирма интересуется наследием Льва Голицына.

Нашла счастливое завершение и «голицинская» линия в Новом Свете. Уже в наше время, в 1999 году, приехала в эти места по приглашению поселкового совета единственная прямая наследница князя Голицына, его правнучка Татьяна Александровна Глонти. Ее с честью приняли и приветили на бывшем заводе ее именитого предка, обезпечили одинокой пожилой женщине достойную старость. В 2004 году она умерла и была похоронена здесь же, на кладбище поселка Новый Свет, рядом с домом князя Голицына, ее прадеда.

…Шел домой я «веселыми ногами», знал ведь, знал же я, что в холодильнике ждет нас припасенная бутылочка вина с этикеткой «Новый Светъ». День рождения удался, что и говорить, на славу. Вот бы и жизнь вся оставшаяся удалась мне так же, как этот чудный день в гостях у князя Голицына. В гостях у святого Царя Николая!

«Победители заслуживают его. Побежденные нуждаются в нем».

Прежде чем начать размышлять о подводных камнях винопития, хочу оговориться: Церковь не возражает против разумного и умеренного употребления вина и, более того, даже запрещает им гнушаться. К тому же, по собственному опыту знаю, что тема "сухого закона" среди воцерковленных мирян весьма непопулярна. Поэтому, чтобы никого не искушать, уточню: я никому ничего не хочу навязывать, пусть каждый руководствуется своей совестью. Данная статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой и Господом, к тем, кто искренне желает убрать любую преграду на пути возрастания во Христе.

Один известный православный публицист, полемизируя с членами "Общества трезвости", заявил: "Ну, слабые мы, нам, чтобы снять стресс, надо пятьдесят граммов водки выпить. А вы хотите нас лишить сего натурального антидепрессанта...". На первый взгляд, это - безобидное высказывание, а на самом деле - опасное, так как слабость возводится в ранг нормы. Так и напрашивается вопрос: где же решимость преодолеть сию слабость и обращение к всесильной помощи Божией?

Православные призваны быть представителями Христа, а Спаситель заповедовал сильным носить немощи слабых. Посему Апостол учил: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6). Нетрудно сделать вывод: если ты в чем-то духовно сильнее, к примеру, знаешь меру в спиртном за праздничным столом, а твой ближний в этом слаб, то, следуя голосу Христовой любви, тебе нужно постараться не соблазнять брата своего. Заповедь "возлюби ближнего..." должна проявляться в делах, а не в словах. Не зря апостол Павел говорил: "если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1 Кор. 8). Коль апостол такое говорил об идоложертвенном мясе, то тем паче эти слова можно отнести и к алкоголю, который еще в 1975 году на 28-й сессии Генеральной ассамблеи ВОЗ был признан наркотиком, подрывающим здоровье.

Конечно, апостол Павел советовал своему непьющему ученику Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5). Но, во-первых, данное высказывание относится к духовному человеку, у которого не было привязанности к спиртному. Во-вторых, имелось в виду хорошее вино, которое найти ныне весьма проблематично: в красивых бутылках зачастую содержится алкогольный суррогат. Впрочем, в наше время не только качественного вина практически нет, но и пива. "Нынешняя технология приготовления пива не имеет ничего общего с тем пивом, которое употребляли раньше, - пишет кандидат медицинских наук В. Ильющенков. - Все старинные секреты его приготовления отодвинуты. Новое пиво, которым "затоплены" сейчас все города и веси, напичкано всевозможными добавками и тоже обладает наркотическим действием, так же, как водка, вызывает привыкание и разрушение внутренних органов. Уже появился новый термин: пивной алкоголизм. Человек, который начинает с бутылки пива, через несколько месяцев выпивает их три-четыре, по нашим наблюдениям... Что характерно, современное пиво вызывает очень быстрое разрушение печени и поджелудочной железы. Причем цирроз печени наступает даже быстрее, чем от употребления крепких алкогольных напитков. А разрушение внутренних органов идет гораздо быстрее. Возникают патологии, связанные с хроническим панкреатитом".

В-третьих, и хорошее вино должно употребляться в небольшом количестве, что для многих современных верующих тоже является проблемой. Как точно подметил профессор Владимир Юдин: "Уже привыкшим к большим дозам вина куда легче отказаться от него полностью, чем терзать себя малыми дозами по праздникам. Я знаю, что многие этого искушения не выдерживают".

Православным необходимо жить в реальности. А реальность сейчас такова - пьянство и алкоголизм в нашей стране принимают катастрофические размеры. В России ежегодно от "зеленого змия" погибает от 40 до 50 тысяч человек. Поэтому спивающемуся обществу, утопающему в пучине "огненной воды", как спасительный круг, нужен пример православных, способных отказаться от всякого употребления спиртного. О какой любви к ближним может идти речь, если верующие не хотят вставать на борьбу за трезвые традиции? Кому, как не христианам, следует проводить безалкогольные свадьбы, торжества, трапезы. Опять же, по словам В. Юдина, "чем больше будет таких примеров, тем лучше. Тем большее число ныне пьющих (или, тем более, молодых, еще не втянувшихся в это дело) задумается о возможности последовать такому спасительному примеру".

Думаю, в этом смысле хорошим примером для всех православных может послужить житие преподобного Серафима Саровского. Он и на священническом служении при монастыре, даже до принятия на себя особых аскетических подвигов, не употреблял вино. Более того, "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" гласит, что старец Серафим "кушать, не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина - "чтобы и запаха его у меня в обители не было!"". Преподобный понимал: "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины?.. У тех, которые долго сидят за вином... Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное" (Пр. 23). К величайшему сожалению, проблема злоупотребления спиртным имеет корни и в церковной истории. Не хотелось бы касаться темы винопития в среде священства ("диаконы также должны быть... не пристрастны к вину" (1 Тим. 3)). Отмечу лишь, что в 1871 г. по Калужской епархии были осуждены церковным судом представители духовенства за: нетрезвость и буйство - 8 человек; нетрезвость - 30 человек ("Калужские епархиальные ведомости", 1872, N 10)... Как говорится, комментарии излишни.

Однако многие отстаивают идеи "культурного пития", привыкнув отмечать праздники со спиртным, и не задумываются над тем, что употребление и небольшой дозы алкоголя, по сути, свидетельствует о том, что верующий ищет удовольствия в вине. Получается, что общаться "на сухую", за чашечкой чая, даже в кругу братьев и сестер во Христе, такой православный не умеет. Давайте задумаемся: почему современный православный выпивает, какую пользу ему приносит алкоголь? Во-первых, наверное, мирянин выпивает потому, что "вино веселит сердце", - как говорил царь Давид в псалмах. Иными словами, алкогольные напитки вызывают приподнятое настроение и мышечное расслабление. Но верующий же должен приобретать "приподнятое настроение" другими способами. Например, через творческий труд, помощь ближним, занятия физкультурой и т.д. Православному необходимо радоваться и веселиться о Христе Воскресшем. Счастливому человеку и в голову не придет расслабляться с помощью вина: тот, кто всем доволен, не имеет такой потребности. Если у верующего в душе мир и радость, то допинг для того, чтобы комфортно чувствовать себя в компании, ему не нужен. Во-вторых, алкоголь хотя бы на время примиряет человека с жизнью, ибо пьющий индивид несчастен по своей сути. Следовательно, у выпивающего недостает смирения и адекватного восприятия жизни. Воистину, как сказал апостол Павел: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным".

Врачебная практика показала, что путь к алкоголизму часто лежит через "культурное застолье". Причем, допустим, если у девяти выпивающих есть "тормоза", то у десятого может оказаться предрасположенность к алкоголю. В беду попадают именно те, кто начинал пить "понемногу" и "красиво". Воля этих людей незаметно для них самих уже порабощена алкоголем. Кто-то может возразить: "Для меня спиртное - не проблема!". Но если это действительно так, то человеку должно быть все равно, с чем отмечать праздники - с чаем или с "Кагором". Определить, привязан кто-то к спиртному или нет, просто. Раз у человека возникает бурная реакция по поводу добровольного отказа от спиртных напитков, значит, зависимость у него еще присутствует, если не от вина, то от мнения выпивающих людей. Чтобы это понять, нужно просто быть честным с самим собой. Апостол Павел точно подметил: "все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6). Как видим, "ничто не должно обладать мною". Привычка же - второй характер. Чем чаще человек понемногу выпивает, тем меньше у него желания совсем бросить пить, он становится рабом "зеленого змия". Нельзя забывать: из умеренно пьющего человека даже верующий под давлением экстремальных обстоятельств может незаметно превратиться в пьяницу и алкоголика. Так как он привык снимать напряжение не духовными средствами, а спиртным. (Мне известны подобные случаи). Кстати, врачи-наркологи пришли к печальному выводу: деградация личности, как правило, начинается с нелепой философии "культурного пития". Тем не менее, любители "бахуса" в пример ставят грузин и молдаван, говоря, что они пьют с самого детства ежедневно, но алкоголиками не становятся. На это могу ответить: я лично знаю грузин и молдаван (правда, они проживают в Москве), у которых большие проблемы с алкоголем, а некоторые из южан даже закодированы.

Принцип Божественного Правосудия гласит: в чем застану, в том и сужу. "Многие в пьяном состоянии умирают и от сего света на оный переходят безо всякого чувства, а потому и без покаяния", - пишет святитель Тихон, епископ Воронежский. А без покаяния нет спасения. Причем, погибнуть от спиртного сейчас может и культурно пьющий человек, достаточно выпить всего 100 граммов поддельной водки. К примеру, по данным Мосгорстата пятая часть москвичей, умерших от спиртного, употребляла фальсифицированные алкогольные напитки. Принимать сейчас даже умеренно спиртное - это все равно, что играть в "русскую рулетку". Конечно, милосердие Господа велико, но зачем же искушать Господа? По телевизору недавно показывали одного интеллигентного россиянина, пострадавшего от "паленой" водки, который, очутившись на больничной койке, сокрушался: я же не алкоголик, всего-то сто грамм выпил... Даже в цивилизованной Латвии пару лет назад произошел курьезный случай: "Двух погибших мужчин нашли на кладбище возле недавнего захоронения. Рядом с умершими стояли две рюмочки. Всё говорило о том, что они отравились некачественной водкой. Два мужичка выпили за помин души покойного, но спиртное оказалось ядом - и сами они тут же отдали Богу души" (www.million.lv).

Важно помнить, что совместные трапезы с вином среди прихожан служат примером для подражания молодому поколению, даже если дети за столом пьют только сок. Разве можно будет потом юношу или девушку, у которых сформировался образ того, как надо отмечать праздники, переубедить в том, что веселиться со спиртным - не лучший вариант. А ведь молодежь нужно с детства учить искать радость в трезвом образе жизни. Ибо Священное Писание учит, что пьяницы Царства Божия не наследуют.

Профессор Владимир Юдин написал: "Чтобы помогать другим, надо быть самому здоровым и сильным. Твои же пороки подкашивают твою силу и сокращают время, в течение которого ты мог бы СЛУЖИТЬ БОГУ В СВОЕМ НАРОДЕ. Но мало того, что ты им не служишь. Ты способствуешь разрушению своего народа, подавая ДУРНОЙ ПРИМЕР своим образом жизни членам твоей семьи, родственникам и знакомым. А пример заразителен".

Конечно, не все верующие способны отказаться от умеренного употребления вина. От подобной скрытой зависимости вылечиться нельзя. Но остановиться, с Божией помощью, прекратить выпивать можно. Прекратить - значит не употреблять ничего, содержащего хоть каплю спиртного... Выбор, естественно, остается за каждым из нас. Но протянуть руку помощи своим больным соотечественникам, в первую очередь, должны православные.


http://www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Shal-et-ha-mekubal/rus_t_rav_2008-11-06_tohnit_bb_shal-et-ha-mekubal.html
Вопрос (Шими): В книге «Псалмы» написано: «Вино веселит человеческое сердце». В иудаизме вино считается символом веселья - его принято пить в честь празднования радостных событий. Почему люди любят алкоголь, и что символизирует возлияние? Почему в «Гмаре» написано: «Вошло вино, вышла тайна»?

(Смеются.) У вина высокий духовный корень – это свет хохма. Но так как свет хохма является наслаждением, то он должен войти в полностью исправленное кли отдачи, любви и связи с ближним. Поэтому у нас, например, принято пить вино, налив прежде в этот сосуд немного воды. Вода символизирует свет хасадим. Хесед – это милосердие. Таким образом, в соответствии с духовным корнем к свету хасадим мы добавляем свет хохма.

В физическом мире вино действительно нас веселит, как заложено в духовном корне. В его действии заключено много оттенков: вино веселящее, пьянящее, как, например, безграничное веселье в Пурим, когда выполняется заповедь опьянеть до бесчувствия. Пурим символизирует исправленные сосуды, в которые мы можем получить весь Высший свет - свет хохма, символом которого и служит вино. Если мы обладаем намерением в пользу ближнего, то можем вместить в келим все вино и «опьянеть», не обращая внимания на то, что будет, ведь это всегда пройдет через меня на благо миру. Но если я не исправлен так, что мое намерение полностью на благо ближнему, то вино может вызвать зло - также и в моих отношениях с окружением. Таков символ вина в этом мире. А духовные действия описываются в «Учении десяти сфирот»: как мы производим вино, отстаиваем, храним и пьем его, т.е. как получаем свет хохма и наполняем душу.

Ведущий: Что такое свет хохма? Объясните, пожалуйста, понятнее.

Свет хохма - это наполнение нашей души. Присутствие и ощущение Творца в творении воспринимается как высшее, вечное и совершенное наслаждение, ведь ты принимаешь и ощущаешь Того, Кто вечен и совершенен. Это наслаждение называется в каббале свет хохма. Получить его человек может при условии, что сам подобен этому наслаждению. Оно приходит, чтобы отдать, исходя из любви к тебе. Поэтому если ты со своей стороны разовьешь такое же отношение, то в этой мере удостоишься почувствовать Творца.

Ведущий: Такое мое отношение называется «свет хасадим»?

Совершенно верно. Выходит, что в исходящем от меня свете хасадим, означающим мою готовность быть милосердным ко всем, я удостаиваюсь получения света хохма - явления мне Творца. Поэтому ступень «возлюби ближнего, как самого себя» - это прыжок к ступени «возлюбите Творца вашего». И тогда Творец наполняет меня.

Ведущий: Есть возможность на простом языке объяснить, что такое «Вошло вино, вышла тайна», или это уровень продвинутых учеников?

«Вошло вино, вышла тайна» означает, что бывшее раньше тайным стало явным. Это уже не тайна, а раскрытие. То есть «выход тайны» не означает разглашения во вред - будто опьянел и разболтал всем. Наоборот: была тьма, тайна, я не знал и не понимал, пока не пришел свет хохма, называемый у нас вином. И тогда больше нет тайн. Поэтому наука каббала называется наукой раскрытия реальности, а ее свет называется «вином Торы».

«Псалом Давиду». Благодать всесвятаго Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и в точности учит, как надлежит песнословить Творца. Посему-то, употребив служителем блаженнаго Давида, написала и сей псалом, чтобы все мы знали, какими песнопениями надлежит воздавать благодарение Благодетелю. Изображает же здесь благодеяния, и показывает, что всяческих есть Творец и Правитель всего в совокупности.

. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием.

Пророк каждаго питомца благочестия научает песнословить Благодетеля Бога.

«Господи Боже мой» како «возвеличился еси зело». И здесь частица: "како" служит к усилению речи. Сие же: «возвеличился еси», не возрастание означает, но дает разуметь неизмеримое величие. Так перевел и Симмах: Ты, Боже мой, велик зело; потому что не как малый возвеличился, но как великий по естеству, явил Себя возвеличившимся пред благочестивыми, и явил им не все Свое величие, но сколько вместило естество человеческое.

«Во исповедание и в велелепоту облекся еси». Симмах перевел так: облекся в песнопение и славословие; потому что пользующиеся Твоими благами не пребывают уже в неведении о Тебе, и подобающей Тебе чести не воздают идолам, но песнословят Тебя, и приносят в дар должное славословие.

. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер.

«Одеяйся светом яко ризою». Согласно с сим сказал и Апостол: «един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем» (). Таков оный свет, что никто не дерзает приблизиться; преизобилие светозарности принуждает отвращать взоры. Ибо, если чувственное солнце заставляет делать сие покушающихся долго смотреть на него; то в состоянии ли кто устремлять взор на свет неприступный? Посему, хотя и Сам есть свет истинный; но одевается светом, как ризою, и живет во свете неприступном. «Облак и мрак окрест Его» (); «положи тму закров Свой» (). И сие не противоречит одно другому; потому что неприступный свет для тех, которые не могут взирать на него, есть тоже, что́ мрак и тма. Не может быть видимо, ни что́ во тме, ни что́ в оном свете. И тем и другим означается невидимость Божия естества.

«Простираяй небо яко кожу». Сим Пророк выразил удобство создания. Как человеку не трудно растянуть кожу и сделать кущу, так всяческих единым словом распростер великие круги небес.

. Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

«Покрываяй водами превыспренняя Своя». Сему учил и блаженный Моисей. Ибо сказал: «рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи между водою, яже над твердию, и водою, яже под твердию» ().

«Полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню». Сим Пророк изобразил повсюду распростирающийся промысл. Ибо говорит, что властвует над ветрами и облаками, Сам распоряжается и правит ими, и благовременно дает доставляемую ими пользу. А вместе с сим научает Пророк, что Божие естество повсюду присуще и над всеми парит. Поелику ветры по природе своей быстродвижнее всех чувственных вещей (в одно мгновение ока пробегают от запада к востоку и от востока к западу); то Пророк, не находя в чувственных вещах другаго более точнаго изображения быстроты, сказал, что носится «на крилу ветреню», давая тем разуметь, что Он присущ повсюду. Находим же, что и сынам Израилевым всяческих являлся в облаке, и в скинии присутствие Свое обнаруживал облаком; и когда Соломон обновлял дом, облако покрыло дом; и Владыка Христос на горе трем Апостолам показал окрест Себя светлое облако; и Его возносящагося светлый «облак подъят от очию их» ().

. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.

«Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Пророк показал, что Бог – Создатель не только видимаго, но и не видимаго. Духами же и огнем наименовал одних и тех же, тем и другим показывая могущество и быстроту; потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня. всяческих, употребляя служителями Ангелов, достойным благодетельствует, и наказывает сопротивных. Потому Пророк упомянул и об огне, означая сим карающую силу.

. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

«Основаяй землю на тверди ея». Акила же и Симмах перевели: на основании ея.

«Не преклонится в век века». Ибо, утвердив землю на ней самой, дал ей неподвижность, и таким образом будет она стоять, пока Ему сие угодно. Так и в другом месте сказано: «повешаяй землю ни на чем же» ().

. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят.

. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

«Бездна яко риза одеяние его» Пророк сказал: "его" вместо: «ея». Ибо так перевели Акила и Феодотион; бездною, как ризою, облек ее. Бездною же божественное Писание называет влажную сущность. Так блаженный Моисей и о начале творения сказал: «земля бе невидима, и неустроена: и тма верху бездны» (). Итак, Поелику земля отвсюду окружена водами, пределы ея – великия и непреплываемыя моря и еще другия многия моря средину ея разсекают: то Пророк справедливо сказал, что бездна, как риза, облегает собою землю.

«На горах станут воды:» «От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся» : «Восходят горы, и нисходят поля в место, еже основал еси им». Всем этим научает Пророк, что промыслительность Божия бодрствует над тварию. Посему-то море, волнами уподобляясь вершинам гор, не наводняет суши; но как мы приходим в ужас от грома, так и оно боится положеннаго ему предела. Сказано: «на горах станут воды, вместо сего: стали, как гора; сказано также: «восходят горы», то есть: как горы.

. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

«Предел положил еси, его же не прейдут, ниже обратятся покрыти землю». Море стыдится песка, и, пока не дошло до него, предается ярости, но, как уздою, удерживаемое Божиим пределом, смиряется потом, и возвращается назад.

. Ты послал источники в долины: между горами текут [воды].

«Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды». Потом Пророк показывает пользу сего.

. Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

«Напаяют вся звери селныя, ждут онагри в жажду свою». «На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас». И это величайшее доказательство Божия промысла – исполнять потребность не только людей, но и безсловесных животных. Посему, разделяя горы, проложил Он пути водам, чтобы иметь в изобилии водные источники не только людям, но и всем родам животных, живущих на суше и летающих по воздуху. Слова: «ждут онагри в жажду свою», Симмах перевел так: утолит онагр жажду свою.

. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

«Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля». не только внизу уготовляет и источает водное естество, но и свыше из облаков приносит орошение. Потом Пророк показывает происходящую от сего пользу.

. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу.

«Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли» ; потому что родится трава, и питает скотов, сотворенных для потребности людей. Дождями питаются плоды, приходят в зрелость, и предлагаются в дар людям. Сие сказал Пророк и в другом псалме: «человеки и скоты спасеши Господи» (). Впрочем на потребность людям и скоты пользуются таким о них промышлением.

. И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

«И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит». Но яснее перевел Симмах: прозябая траву скотам и злак на службу человекам, чтобы из земли произрастала пища, вино веселило сердце человека, сияло лице от елея, и хлеб укреплял сердце человека. всяческих, говорит Пророк, непрестанно подает земле дождь для того, чтобы прозябали всякаго рода плоды, чтобы хлебом укреплялось и питалось естество человеческое, а вино увеселяло и доставляло большую приятность жизни, елей же не только употребляем был внутренно в пищу, но и отвне сообщал телам светлость.

. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил.

«Насытятся древа полская». В еврейском подлиннике и в других переводах сказано: древа Господни. Перечислив дерева плодоносныя, Пророк, по необходимости, упомянул и о деревах безплодных; потому что и они удовлетворяют необходимой потребности человеков. Посему назвал их древами Господними; так как растут сами собою, не насаждаются руками человеческими, но прозябают по Божию слову. Почему Пророк и присовокупил: «Кедри ливанстии ихже еси насадил». Их насадителями были не какие либо охранители священных рощей, но Божие слово соделало сеннолиственными вершины гор. А упомянув о Ливане, как о горе знаменитой, и о кедрах на нем, Пророк дал сим разуметь и другия горы и дерева.

. На них гнездятся птицы: ели – жилище аисту.

«Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». Акила перевел так: «там птицы совьют себе гнезда, и ели еродию – дом». А Симмах переводит: «где воробьи совьют себе гнезда, и финик коршуну – жилище». Ибо одни и теже дерева для инаго употребления служат людям, а для инаго – птицам; годны людям для построения из них домов, и на себе самих помещают жилища птиц.

. Высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

«Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Твой промысл, говорит Пророк, не презирает и малых животных; но оленям дал Ты в убежище вершины гор, а самомалейшим животным – разселины камней.

. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

«Сотворил есть луну во времена». Пророк перечислив все земное, указав на создание невидимых естеств, представив сотворение небес, делает упоминание и о светилах небесных, которыя приведены в бытие в четвертый день, и говорит, что луна создана для научения, как познавать время; потому что видоизменения ея служат к измерению времени: она определяет продолжение месяца, возрастая и убывая именно в число дней составляющих месяц.

«Солнце позна запад свой». Не потому что оно одушевлено, или одарено разумом, но потому что совершает течение по Божиему определению, и появляясь, производит день, а скрываясь – ночь, и всегда имеет тоже течение, и сохраняет ту же меру.

. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери.

. Львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

«Положил есть тму, и бысть нощь». И потребность ночи необходима; она наступает по удалении света, и доставляет упокоение людям.

«В нейже пройдут вси зверие дубравнии:» «Скимни рыкающии восхитити, и взыскати от Бога пищу себе». Ночь людям приносит отдохновение, а зверям дает свободу наполнять гладное чрево. Сказанное: «взыскати от Бога пищу себе», означает, что и им потребное доставляет Божественный промысл. Ибо разумным тварям прилично испросить у Бога, а неразумным взыскать; впрочем и им необходимую пищу дает Бог.

. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища.

. Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

«Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут» : «Изыдет человекь на дело свое и на делание свое до вечера». По восхождении солнца, звери удаляются в свои убежища, а люди, сложив в себя утомление предыдущаго дня, снова с усердием проводят день в делах.

. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

«Яко возвеличишася дела Твоя Господи: вся премудростию сотворил еси». Пророк, разсмыслив по порядку о всем сказанином, и дознав великую Божию попечительность, среди повествования о сем вознес песнопение, сказав, что все твари Божии чудны, достойны крайняго удивления и исполнены премудрости. Ибо нашел, что весьма преполезна и ночь, порицаемая некоторыми злочестивцами, что и безплодныя дерева доставляют своего рода пользу, что и породы зверей на многое пригодны людям.

«Исполнися земля» достояния Твоего. Другие переводчики сказали: «твари Твоея» , то есть, наполнил Ты землю благами всякаго рода. От земли же Пророк переходит и к смежному с нею морю и говорит:

. Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими.

«Сие море великое и пространное: тамо гади их же несть числа, животная малая с великими». Доказательством Божией попечительности служит и сие, что малыя животныя живут вместе с великими, и не истребляются ими совершенно.

. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

«Тамо корабли преплавают». И от сего самая великая польза для людей. Посредством кораблестроительнаго искусства и мореходнаго знания друг у друга заимствуем нужное для себя, плоды, родящиеся у нас, сообщаем другим, и что производится у них, получаем от них сами.

«Змий сей егоже создал еси ругатися ему ». Именем змия Пророк означил великих китов, которые водятся в больших морях. Сказано: «ругатися ему», то есть самому морю, потому что у Еврея и у Сириянина имя: «море» мужескаго рода. Так оно велико, говорит Пророк, что содержит в себе тысячи родов рыб, и что самые великие киты свободно в нем плавают. Если же иным кажется, что слово: "змий" употреблено иносказательно, потому что и у Исаии идет «мечь великий святый и крепкий на драконта, змия лукаваго, сущаго в мори» (); то не будем и мы отвергать таковаго смысла, потому что и у Иова находим животное сие предаваемым поруганию божественными Ангелами, и Господь дал ученикам Своим власть «наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» ().

. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

«Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время». От Тебя говорит Пророк, во всякое время приемлют потребное; ибо безсловесныя, хотя сами ищут себе пищу, и не знают Подателя, однако же получают ее от Творца.

. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом.

«Давшу Тебе им, соберут». Поелику Ты доставляешь сие обилие, то каждая из тварей пользуется тем, что для нея полезно.

«Отвершу Тебе руку, всяческая исполнятся благости». Сим выразил Пророк удобство подаяния благ. Как не трудно разжать пригнутые пальцы, так и Богу удобно даровать обилие всяких благ.

. Скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются.

«Отвращшу же Тебе лице, возмятутся». Но как наслаждающимся благами доставляешь всякое веселие, с благоволением даруя им блага; так, если отвращаешься, все исполняется смятения и страха.

«Отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся». Ибо по Твоему изволению совершается разлучение души и тела, после котораго тело предается тлению, и разрешается в первобытную персть. Духом же Пророк назвал здесь душу.

. Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

«Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли». Здесь Пророк ясно предвозвестил нам воскресение и оживотворение Всесвятым Духом. Так великий Илия трижды дунул на отрока вдовы, возвращая жизнь обитавшею в нем духовною благодатию. Так и Елисей оживотворил сына Соманитяныни, употребив духовное дуновение и возвратив жизнь животворящим Духом. Так Пророк, показав Божественную силу и ея действенность, обращает уста свои к песнопению.

. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

«Буди слава Господня во веки», то есть, справедливость требует всегда и всем песнословить Господа.

«Возвеселится Господь о делех Своих». Сим предрек Пророк будущее Боговедение людей. Ибо когда люди освободятся от прежней прелести и приимут познание о Боге, возвеселится не о том, что покланяются Ему, но о том, что увидит спасенных.

. Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

«Призираяй на землю, и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся». Кстати присовокупил сие Пророк, научая, что естество Божие ни в чем не имеет нужды. Угодно Богу поклонение, не потому что имеет в нем нужду; но потому что хочет спасти, указует истину; и хотя может наказать, не налагает наказания, между тем как одно Его явление приводит в колебание землю, и горы исполняет огня и дыма. Сие совершил Он и на горе Синае, – потому что, когда нисходил на нее, всю гору показал дымящеюся.

. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

«Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему Дóндеже есмь». Кстати и сие присовокупил Пророк: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде кто исповестся Тебе» ()? Так заключена стала дверь брачнаго чертога юродивым девам, которыя время сретения со светильниками употребили на покупку елея.

. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

«Да усладится Ему беседа моя». О том молюсь, говорит Пророк, чтобы сие песнословие мое было самое приятное и угодное Ему.

«Аз же возвеселюся о Господе». Если исполнится это: то плодом сего будет для меня радость.

. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

«Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконицы, якоже не быти им». Сколько возможно человеческой природе, изобразив Божественную лепоту и несказанное богатство, Пророк желает, чтобы все люди причастились того же ведения, и просит, чтобы исчезло все сообщество грешных, впрочем не о погибели их молится, но испрашивает того, чтобы они переменились, умоляет о том, чтобы полчище их разсеялось, чтобы они были обращены и познали Божественное. Если же угодно кому речения сии понимать иначе, а именно, что Пророк живущих в злочестии подвергает проклятиям; то и в сем случае найдет, что пророчество согласно с апостольским учением. Ибо блаженный Павел, пиша к Коринфянам, сделал такое заключение послания; «аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (); потому что сие свойственно любящим пламенно.

«Благослови душе моя Господа». Поэтому нехотящие песнословить Подателя стольких благ потерпят, что было сказано; а ты, душа моя, непрестанно песнословь Создателя и Спасителя твоего.