Напитки

Закончи предложения кашей в древней руси. Каша из дробленой овсяной крупы. Каша пшенная с творогом

Закончи предложения кашей в древней руси. Каша из дробленой овсяной крупы. Каша пшенная с творогом

Каши варили из обрушенных целых и дробленых зерен ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса (пшено). На Руси до XVIII в. возделывали древний вид пшеницы - полбу, используя ее для варки каш.

Летописи засвидетельствовали использование в Древней Руси четырех злаков: пшеницы, ячменя, проса и ржи. Первые три восходят еще к эпохе палеолита. Конечно, использовали их и для приготовления каш - простейших крупяных блюд. Так, Феодосии Печерский писал: «Да сваривши пшеницу и смесив с медом, представивши на трапезе братии». А византийский писатель и политический деятель Псевдо-Маврикий (VI в.) сообщал, что просо было некогда основной пищей древних славян.

В столе богатых людей уже в XVI в. стал появляться рис - пшено сарацинское. Кроме этого названия встречается в источниках XVI–XVII вв. слово «брынцы» («куря под брынцем с шафраном», «пироги подовые с брынцем да с хворосты» - «Книги во весь год в стол ествы подавать»). Слово «брынец» происходит от персидского «бюриндж». Очевидно, существовало два названия риса в зависимости от того, откуда он привезен.

Для варки каш использовали не только крупы из целых и дробленых злаков, но и муку из них. Очень давно применялась и гидротермическая обработка (по современной терминологии) овса. Из него делали толокно, блюда из которого считаются древнейшими славянскими кушаньями. Для получения толокна овес парили, высушивали и толкли. После такой обработки в крупе возрастает содержание растворимых легкоусвояемых веществ и ее можно есть без дополнительной тепловой обработки, разводя водой или молоком. В толокне содержится сахара больше, чем в овсяной крупе, оно имеет сладковатый вкус и используется для приготовления сладких блюд (толокно с ягодами).

Из недозрелого зерна делали зеленую крупу. Зеленая каша готовилась в голодные периоды, когда кончались в доме запасы, а овощи и рожь еще не поспели. Незрелые зерна ржи сушили, мололи и варили из полученной муки кашу. Безусловно, появилась зеленая каша в крестьянском быту из-за нехватки продуктов, но, очевидно, она полюбилась за нежный и своеобразный вкус, а затем вошла в арсенал блюд профессиональной кулинарии. Уже В. Левшин пишет о том, что такую кашу подавали с растопленным коровьим маслом, и включает ее в перечень обычных русских блюд. Готовили зеленую кашу и в богатых домах, даже в XIX в. Вот как описывается она у Е. Молоховец: «Когда рожь или пшеница нальется, но еще не дозреет, сжать снопы, опустить колосья в кипяток на несколько минут, потом высушить их в печи, смолоть, как каждую крупу, и варить на воде или на молоке, положив соль и масло».

Крупы использовались для приготовления каш, супов, начинок для пирогов и пирожков, колбас с кашей, караваев, блинов и других кулинарных изделий (крупеников, запеканок). Наряду с крупами из зерновых культур готовили каши из бобовых (в целом виде и из гороховой муки). Четкого разграничения между крупами и мукой не было: каши варили как из круп, так и из крупяной муки.

Гречневая крупа появилась в России много раньше, чем в других странах, и каши из нее удивляли иностранцев, посещавших нашу страну. Спутник патриарха Макария П. Алеппский, путешествовавший по России в XVII в., оставил интересные записи о крупяных культурах Московии: «Пятый посев - мазари (род гороха), его варят взамен чечевицы… седьмой посев - хришка (греча), плод подобен зерну проса, но он белый и мягкий и идет в начинку взамен риса, которого они не любят»; «есть у них бобы фиолетовые и белые по цене фунта 3 коп.»; «чечевицу и овечий горох можно найти разве в доме франков по цене дороже перца».

Этот отрывок требует пояснения. Действительно, маш (фасоль золотистая, овечий горох), столь популярный на Востоке, русские не знали. Что же касается чечевицы, то тут произошла явная ошибка. Дело в том, что чечевица широко использовалась на Руси еще в XIII–XIV вв. Широко использовали ее монахи Киево-Печерской лавры (Феодосии Печерский), но спутники Макария, очевидно, знали мелкозернистую чечевицу, а наша тарельчатая (крупнозернистая) была им, вероятно, непривычна.

Восточные гости, конечно, хорошо знали «царьградские рожки» - бобы со сладкими сочными плодами. На Руси их знали и называли просто «рожками», но они были изысканным лакомством. Поэтому внимание гостей привлекли так называемые «русские бобы» с крупными черными (фиолетовыми) и белыми плодами. Впоследствии в России их оттеснила фасоль, блюда из которой по вкусу похожи на кушанья из древних бобов, поэтому быстро вошли в наш быт.

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».

Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"

"Русского мужика без каши не накормишь"

"Без каши обед не в обед"

"Щи да каша - пища наша"

"Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова "

У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, - это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы - засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.

Самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно - в ХV в. О ней же и пословица: "Горе наше – гречневая каша: поел бы такой, да нет ни какой ". Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу – «велигорку» и совсем мелкую – «смоленскую».

Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо.

Злаки – это спрессованный свет Солнца.

Кушайте кашу и будьте здоровы!

А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.

Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине - квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться - это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. "Питие ", - говорил он, - "это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия ". Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.

Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.
А каково Ваше мнение?

Ни одно торжество на Руси не обходилось без традиционной русской каши. Крупы из цельного зерна – важный источник растительных белков и углеводов. В них содержатся довольно много минеральных веществ и необходимых витаминов, особенно витаминов группы В.

Поэтому каши, приготовленные из круп, широко применяются в питании детей и пожилых людей. Еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и ягодами.

На протяжении многих последних лет диетологи призывали нас более активно использовать в своем повседневном питании злаковые и бобовые растения. В цельном зерне есть все, что необходимо нашему организму. В нем достаточное количество клетчатки, а именно грубых пищевых волокон не хватает в рационе современного человека. Из зерна злаков мы получаем жизненно важные аминокислоты, 18 из которых незаменимые.

Каша – это культовое блюдо

Каша – несомненно, исконно русское блюдо. Более того, каша – это культовое блюдо. Согласно старорусским традициям, во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. Очевидно, от этой традиции и зародилась поговорка: «С ним (с ней) каши не сваришь». С кашей неразрывно связана вся история российского государства. Русская каша - самое важное блюдо национальной русской кухни.

Россия, так уж исторически сложилось, всегда была и, хочется верить, будет аграрной страной. Основным продуктом российского земледелия всегда были злаковые (и, в меньшей степени, бобовые) культуры. Организм русского человека, на протяжении многих веков (и даже тысячелетий), формировался и эволюционировал на основе структурного состава злаков. Человек и злаки, за время совместного существования, создали неразрывное сообщество.

Только растениям дарована природой способность, аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Человеческий организм самостоятельно способен производить лишь мизерную долю веществ, жизненно необходимых ему для полноценного существования.

Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. В них сосредоточено все то, что нужно нашему организму для полноценной жизнедеятельности.

Каша - русский продукт

И вот сегодня наконец возвращается в наш рацион такой исконно русский продукт, как каша из цельнозерновой крупы. Сначала самые модные и пафосные рестораны Москвы и Санкт-Петербурга стали вводить в свои меню блюда из исконно русских круп: ржаной, ячменной, овсяной, пшеничной (манки), гречневой и т.д. Вслед за ними почти все предприятия «общепита», как минимум на завтрак, стали предлагать различные каши, приготовленные по старорусским рецептам.

Это закономерный процесс. Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. К кашам на Руси всегда относились трепетно.

Каша для русского человека всегда была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник.

Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Кашу варили на свадьбу, при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны.

Кашу варили на свадьбу, при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны. Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали «кашей»: например на свадьбе Александра Македонского «кашу чинили» дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде. Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение «заварить кашу». Каша на Руси «определяла» даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и не сговорчивом говорили: « с ним каши не сваришь».

Готовились рождественские каши, и каши по случаю окончания уборки урожая. Девушки готовили кашу на день Аграфены Купальницы из смеси различных круп. Кроме зерновых и гороховых каш, варили рыбные и овощные каши. А кто не слышал про знаменитую «Суворовскую кашу»?

По преданию, в одном из дальних походов, Суворову доложили, что осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной, гороховой и пр. Т.е. каши из любого из оставшихся видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда великий полководец, не мудрствуя лукаво, приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. «Суворовская каша» солдатам очень понравилась, а великий полководец внес свою лепту в развитие русского кулинарного искусства.

Каша и современная диетология

Современная диетология подтвердила, что каша из нескольких видов круп полезнее, чем каша из одной определенной крупы. Каждая крупа имеет свой химический состав, со, свойственными только этому злаку, полезными качествами, а смесь из нескольких круп сочетает в себе полезные свойства каждой крупы, что увеличивает пищевую и биологическую ценность такой каши.

Популярна бала «молодильная каша». Крупу делали из зерна ржи молочно-восковой зрелости. Получалась очень вкусная и душистая каша, которая благотворно влияла на здоровье и омолаживала организм.

Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из не шлифованного (цельного) зерна.

Ячневые каши были любимым кушаньем Петра первого. Он признавал «ячную кашу самою спорою и вкусною». Популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода.

Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно «культурные» сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Сегодня, благодаря ее высокой биологической ценности, наблюдается возрождение производства полбы. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется «зандури». Продается сегодня в России и американская полба. Называется она «спельта», а продается у нас под торговым наименованием «камут». Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Она так и называется «спельта».

Все это вносит некоторую неразбериху, но и «полба», и «зандури», и «спельта», и «камут», названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

Почему же на Руси всегда с таким почитанием относились к каше?

Мне кажется, что корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроются в наших языческих корнях. Известно из рукописей, что кашу приносили в жертву богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель. Поэтому, долгое время слово «каша» было синонимом слова «артель».

Говорили: «Мы в одной каше», что означало в одной артели, в одной бригаде, что-то наподобие современного выражения «мы одна команда». На Дону еще сегодня можно услышать слово «каша» в этом значении.

Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых, до дробленных различным образом. Самой любимой кашей была гречневая. Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу – «велигорку» и совсем мелкую – «смоленскую».

Для гурманов того времени в журнале «Эконом» за 1841 год приводится рецепт каши из роз: «Оборвите несколько роз и истолките листочки в ступке как можно мельче; выпустите в ступку белок яйца и подбавьте столько картофельного крахмала, сколько нужно, чтоб вышло густое тесто. Потом протрите сквозь сито на сухую доску и высушите на солнце. Таким образом, получите превосходную крупу. Каша из нее варится на сливках. Можно подбавить в нее немного сахара, если она покажется не довольно сладкою».

Итак, думаю, что все вышесказанное доказывает, что русская каша не только самый полезный из продуктов, но и может удовлетворить даже самые изысканные вкусы. Просто готовить ее, как и любое другое блюдо, нужно с хорошим настроением, любовью и фантазией.

Каша «Детская радость»
  • пшено 1 стакан
  • вода 2 стакана
  • чернослив без косточек 0,5 стакана
  • орехи грецкие измельченные 3 ст. л.
  • сливочное масло 1 ст. л.
  • соль и сахар по вкусу

Чернослив вымыть и мелко нарезать. Положить в кастрюлю, залить холодной водой и варить на слабом огне 5 минут. Затем всыпать перебранное и промытое пшено, добавить сахар, соль и варить кашу 15 минут. За 5 минут до окончания варки положить орехи. Горячую кашу приправить сливочным маслом, перемешать и подавать на стол.

Брюквенно -картофельная каша
  • 0,3 литра молока
  • 400 г брюквы
  • 800 г картофеля
  • 150 г репчатого лука
  • 60 г сливочного маргарина или масла

Из отваренной брюквы и картофеля готовят пюре, заправляют его обжаренным на масле или маргарине луком и молоком.

Гурьевская каша с абрикосами
  • 100 г манной крупы
  • 4 стакана молока
  • 0,5 стакана измельченных грецких орехов
  • 300 г абрикосов или 200 г кураги
  • 2 ст. ложки сахара
  • 2 ст. ложки сливочного масла
  • 2 яйца
  • ванильный сахар
  • сахарная пудра
  • ягоды, цукаты для украшения

Способ приготовления: Молоко довести до кипения, посолить. Затем, помешивая, тонкой струйкой всыпать манную крупу. Сварить вязкую кашу, слегка охладить. Желтки растереть с сахаром, белки взбить в пену. Добавить в кашу по очереди растертые желтки, белки, ванильный сахар, орехи, аккуратно перемешивая. Абрикосы нарезать половинками, удалить косточки. (Курагу вымыть и нарезать крупными кусочками.) Масло мелко нарезать.

В смазанную сливочным маслом форму выложить слой каши. На него - половинки абрикосов (или курагу), кусочки масла, посыпать сахарной пудрой, накрыть слоем каши. Запекать кашу 15-20 мин в духовке, нагретой до 200°. Готовое блюдо украсить ягодами, фруктами, цукатами, осыпать сахарной пудрой и подать в той же посуде, в которой оно готовилось.

Ячневая каша с картофелем

150 г ячневой крупы, 1 л воды, 500 г картофеля, 0,5 л молока, соль Крупу промыть, опустить в кипяток и варить. Картофель очистить, разрезать на мелкие кусочки и добавить к крупе в конце варки. Следить, чтобы каша не пригорела. Частями добавить молоко, посолить по вкусу. Подавать кашу со шкварками или соусом из сметаны с луком.

Каша из дробленой овсяной крупы
  • 4 стакана молока
  • 2 стакана крупы
  • 1 чайная ложка соли
  • 1- 3 ст. ложки масла

Овсяную дробленую крупу всыпать в кипящее молоко, добавить соль и варить на слабом ог-не, помешивая 20-30 минут до загустения. В кашу добавить масло.

Манная каша на клюквенном соке
  • 0,4 литра сливок
  • 200 г манной крупы
  • 100 г клюквы
  • 1,1 литра воды и сока
  • 150 г сахара

Клюкву толкут и отжимают сок. Выжимки заливают водой и кипятят. Полученный отвар процеживают, добавляют сахар и доводят до кипения. Манную крупу разводят соком клюквы, вливают в кипящий сироп и заваривают густую манную кашу. Горячую кашу разливают на противни, дают ей остыть, нарезают на порции и подают на стол со сливками.

Каша манная вязкая с морковью
  • 0,25 литра молока
  • 200 г манной крупы
  • 0,5 литра воды
  • 30 г сливочного масла
  • 250 г моркови
  • 50 г сахара
  • 40 г сливочного масла

Сырую морковь измельчают на терке или мелко шинкуют и тушат с маслом. В посуду с кипящей водой кладут соль, сахар, нагревают до кипения, всыпают крупу и, помешивая, варят при слабом кипении 15 минут. В готовую кашу добавляют горячее молоко, морковь, перемешивают и ставят кастрюлю в духовку на 20-25 минут. Подают кашу с кусочком масла.

Приятного вам аппетита!

  • Каши варили из обрушенных целых и дробленых зерен ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса (пшено. На Руси до Xviii в. возделывали древний вид пшеницы - полбу, используя ее для варки каш.

    Летописи засвидетельствовали использование в древней Руси четырех злаков: пшеницы, ячменя, проса и ржи. Первые три восходят еще к эпохе палеолита. Конечно, использовали их и для приготовления каш - простейших крупяных блюд
    . Так, Феодосии печерский писал: "Да Сваривши Пшеницу и Смесив с Медом, Представивши на Трапезе Братии". А византийский писатель и политический деятель псевдо - Маврикий (VI в.) сообщал, что просо было некогда основной пищей древних славян.


    В столе богатых людей уже в XVI в. стал появляться рис - пшено сарацинское. Кроме этого названия встречается в источниках XVI - Xvii вв. Слово "Брынцы" ("куря под брынцем с шафраном", "пироги подовые с брынцем да с хво - росты" - "книги во весь год в стол ествы подавать". Слово "Брынец" от персидского "бюриндж происходит". Очевидно, существовало два названия риса в зависимости от того, откуда он привезен.


    Для варки каш использовали не только крупы из целых и дробленых злаков, но и муку из них. Очень давно применялась и гидротермическая обработка (по современной терминологии) овса. Из него делали толокно, блюда из которого считаются древнейшими славянскими кушаньями. Для получения толокна овес парили, высушивали и толкли. После такой обработки в крупе возрастает содержание растворимых легкоусвояемых веществ и ее можно есть без дополнительной тепловой обработки, разводя водой или молоком. В толокне содержится сахара больше, чем в овсяной крупе, оно имеет сладковатый вкус и используется для приготовления сладких блюд (толокно с ягодами.


    Из недозрелого зерна делали зеленую крупу. Зеленая каша готовилась в голодные периоды, когда кончались в доме запасы, а овощи и рожь еще не поспели. Незрелые зерна ржи сушили, мололи и варили из полученной муки кашу. Безусловно, появилась зеленая каша в крестьянском быту из-за нехватки продуктов, но, очевидно, она полюбилась за нежный и своеобразный вкус, а затем вошла в арсенал блюд профессиональной кулинарии. Уже в. лввгиин пишет о том, что такую кашу подавали с растопленным коровьим маслом, и включает ее в перечень обычных русских блюд. Готовили зеленую кашу и в богатых домах, даже в XIX в.


    Крупы использовались для приготовления каш, супов, начинок для пирогов и пирожков, колбас с кашей, караваев, блинов и других кулинарных изделий (крупеников, запеканок. Наряду с крупами из зерновых культур готовили каши из бобовых (в целом виде и из гороховой муки. Четкого разграничения между крупами и мукой не было: каши варили как из круп, так и из крупяной муки.


    Гречневая крупа появилась в России много раньше, чем в других странах, и каши из нее удивляли иностранцев, посещавших нашу страну.


    Этот отрывок пояснения требует. Действительно, маш (фасоль золотистая, овечий горох), столь популярный на Востоке, русские не знали. Что же касается чечевицы, то тут произошла явная ошибка. Дело в том, что чечевица широко использовалась на Руси еще в Xiii - XIV вв. Широко использовали ее монахи киево-печерской лавры (Феодосии печерский), но спутники Макария, очевидно, знали мелкозернистую чечевицу, а наша тарельчатая (крупнозернистая) была им, вероятно, непривычна.


    Восточные гости, конечно, хорошо знали "Царьградские Рожки" - бобы со сладкими сочными плодами. На Руси их знали и называли просто "Рожками", но они были изысканным лакомством. Поэтому внимание гостей привлекли так называемые "Русские Бобы" с крупными черными (фиолетовыми) и белыми плодами. Впоследствии в России их оттеснила фасоль, блюда из которой по вкусу похожи на кушанья из древних бобов, поэтому быстро вошли в наш быт.


    Чем каши для организма полезны.

    Мешки и синяки под глазами, нездоровый цвет лица, лишние килограммы, тусклые волосы, сыпь на лице, постоянная усталость и сонливость … эти симптомы означают, что наш организм заполнен различными ненужными веществами. Народная медицина ещё в давние времена способ решения проблемы обнаружила. Избавиться от токсических веществ нам помогут обычные каши.

    Крупа изначально является клетчаткой, причем с большим содержанием различных органических веществ необходимых организму человека для нормальной жизнедеятельности. Пестициды, тяжелые металлы и прочие плохие для нашего организма вещества притягивают к себе органические вещества. Поэтому особенно полезны каши тем, кто подолгу работает во вредных условиях, пожилым людям, а также незаменимы в рационе будущих мам.

    В той либо другой степени любые виды каш полезны организму. За исключением редких медицинских противопоказаний. На наш организм всякий вид каш влияет по-разному. Воздействие той либо другой каши на наш организм зависит от состава кислот, содержащихся в каше. А также их способность связывать и выводить вредные вещества.

    Пользу гречневой каши невозможно переоценить. Гречка хорошо улучшает пищеварение, поскольку содержит пектины. Она весьма полезна для поджелудочной железы и печени, так как в ее составе много железа. Гречневая каша быстро усваивается и содержит малое количество калорий, поэтому оптимально подходит для ужина. Лучше всего гречку не варить, а запаривать. Для этого крупу надо залить кипятком, укутать и поставить в теплое место. При этом способе готовки каша будет рассыпчатой и обеспечит большую полезность гречки в очищении организма от тяжелых металлов.

    Самым полезным видом риса считается коричневый, дикий, длинный среднеазиатский рис. Людям, у которых работа связана с риском отравления свинцом либо мышьяком, особенно рекомендуется, есть рисовую кашу. Между прочим, рисовая диета весьма эффективна для похудения. Перед приготовлением риса следует тщательно промыть крупу под струей проточной воды, поскольку вода промывает крахмал и ускоряется процесс готовки.

    Овсяная каша абсолютным чемпионом по полезности для женского организма является. Она снижает опасность возникновения онкологических заболеваний, помогает желудочно-кишечному тракту, препятствует возникновению язвы желудка и гастрита. Овсяная каша растительными белками и жирами полезна. В ней содержатся: магний, калий, кальций, железо, натрий, фосфор, цинк, витамины в 1, в 2, Е, РР. Такое богатство полезных веществ повышает защитные силы организма, помогает преодолевать депрессии. Овсяная каша способствует укреплению кости и поддержанию в норме кровяного давления, что особенно важно для людей пожилого возраста. Данная каша рекомендуется при склонности к дерматиту, весьма благотворно данная кашка действует на состояние кожи.

    Пшенная каша дополнительную силу и энергию организму дает. В ней содержатся элементы, которые способны укреплять ткани. К примеру, медь, придающая тканям дополнительную эластичность, кремний, который помогает формированию костей и зубов. Для здорового цвета лица и нормального кровообращения пшенка снабжает организм железом. Также в ней имеется фтор, который отвечает за здоровье зубов, магний, необходимый для трудоголиков, марганец, который способствует нормальному обмену веществ.

    Меньше всего витаминов содержит манная каша. Она рекомендуется людям с больным кишечником либо желудком, поскольку переваривается она достаточно легко из-за отсутствия в ней клетчатки. Манная крупа сама по себе готовится из очищенных от оболочки зерен пшеницы. В оболочке имеется более всего витаминов, поэтому манка не сильно богата ими. Но оставшиеся витамины прекрасно сохраняются после варки, поскольку не успевают разрушиться из-за быстрого приготовления.

    Почти вдвое превосходит прочие злаки по содержанию фосфора перловая каша. Фосфор способствует увеличению скорости и мощи мышечных сокращений, поэтому крайне необходим спортсменам и людям, занятым физическим трудом. Поэтому, посещая фитнес-клуб, непременно включите её в свой рацион. Перловая каша необходима для нормальной работы мозга и сбалансированному обмену веществ. Чтобы приготовить перловую кашу, требуется много времени, до полутора часов. Внимание! Только в том случае, если замочить её на 2-3 часа, то время на приготовление можно несколько сократить. Перловку следует съедать сразу после приготовления, поскольку после остывания она становится жесткой и невкусной.

    Отличным решением для очищения организма от ядовитых соединений фтора и хлора является кукурузная каша. Данная каша содержит витамины группы а, в, Е, РР, кремний и железо. Кукурузная каша также является низкоаллергенным продуктом питания. Она при кишечных и сердечно-сосудистых болезнях рекомендуется. Кукурузная каша помогает избавиться от органической ртути, которая имеется в веществе, которым обрабатывают зерно.

    Не существует жестких ограничений для диет на основе каш. Любая каша прекрасно сочетается с грибами, орехами, квашеной капустой, маслинами, баклажанами. Прекрасно воспринимается с мягким и овечьим сыром, брынзой, молоком. Такие продукты, как курага, изюм, сухофрукты, яблоки, мед отлично дополняют любую кашу. Как видим, польза каш для организма очевидна. Поэтому не следует от них отказываться только потому, что вы находитесь на диете, либо вам не нравится их вкус, либо есть кашу стало не модно.

    Румяна в Древнем Египте делали из охры – минерала, состоящего из гидрата окиси железа с примесью глины. Минерал был доступен и в буквальном смысле валялся под ногами. Охру использовали в качестве красителя для тканей, изготовления косметики, борьбы с насекомыми. Чтобы получить продукт нужной консистенции, к измельченной охре добавляли жиры и воск. Нехитрые яркие пятна на яблочках щек делали египетских женщин свежими и скрывали возраст.

    Из Египта мода на румяные щечки перешла в Грецию. Древние гречанки обходились доступной природной косметикой. Здесь румянец получали с помощью растения паэдерия и морских водорослей. В Древнем Риме тоже начали подрумяниваться, хоть здесь макияж и осуждался обществом.

    В ежедневном рационе русского народа еще с давних времен почетное и важное место занимали разнообразные каши. Они, по сути, являлись основным и главным блюдом на столе, без них не обходился ни один праздник или застолье, ели их, заливая молоком или медовой сытой, добавляли растительное и коровье масло, жир, квас, жареный лук и прочие ингредиенты. Одной из самых популярных каш на Руси были гречневая каша, которая в 17 веке уже по праву считалась национальным блюдом русского народа, хотя и появилась она просторах нашей Родины не так давно. Завезенная к нам из далекой Азии, эта культура быстро пришлась по душе нашему народу, который даже называл её «матушкой». И эта любовь неудивительна и вполне объяснима, ведь стоила гречка недорого, выращивалась повсеместно, гречневая каша замечательна по вкусовым и питательным качествам, скушав на завтрак миску такой каши можно чувствовать себя сытым очень долгое время. Народ считал гречку не только вкусной едой, но и еще очень полезной для здоровья, её употребляли при упадке сил и, даже, при симптомах простуды.

    История происхождения гречки

    Многим покажется удивительным тот факт что гречка, из которой и варится такой обыденный и традиционный для русского народа гарнир как гречневая каша, изначально на территории Руси не произрастала и была завезена туда из Византии.

    Одни исследователи утверждают, что гречка как зерновая культура появилась около 4000 тысяч лет назад в Гималаях (там блюда из неё до сих пор называют «черной кашей»), другие ученые-историки считают, что данный вид зерновой культуры появился на Алтае (именно там археологами были обнаружены окаменевшие остатки зернышек гречки в местах захоронений и на стоянках древних племен), оттуда он распространился по Сибири и Уралу. В те времена она произрастала как дикое травянистое растение с небольшими белыми соцветиями. Её семена, похожие на небольшие пирамидки, люди попробовали и поняли, что они съедобны, стали делать из них муку для приготовления лепешек, а также варить из них вкусную и питательную гречневую кашу. Соседние страны дружно позаимствовали это полезную культуру и стали повсеместно её выращивать и употреблять в пищу, как например это сделали болгарские народы, жившие на Волге, позже передавшие эстафету славянским племенам. Существуют также теории о Древней Греции как о Родине гречневой крупы.

    Как иностранка стала родной

    По данным различных историков гречку на Руси начали выращивать примерно в VII веке, свое название она получила во времена Киевской Руси, когда её разведением в основном занимались греческие монахи из местных монастырей. Славянам очень понравилась сытная и вкусная каша, сваренная из зерен гречки, которую раньше назвали гречиха, гречуха, греческая пшеница, греча, а также «татарка» по названию вида татарской гречки с зеленоватыми соцветиями. По этому поводу существует старинная легенда о царской дочери Крупеничке, которую полонили татары и заставили выйти замуж за хана. Дети, родившиеся у них, были такими мелкими и дробными, что со временем превратились в меленькие темные зернышки. Мимо проходившая странница взяла их собой в родные русские земли и там их посадила, так, на святой Руси по преданию и стала расти гречиха.

    К европейцам гречка попала значительно позже, в Средневековье, в те времена, когда шли войны с арабами, которых называли сарацинами. Отсюда и французское название гречки - сарацинское зерно, которая кстати там не получила большой популярности ни в те времена, ни сегодня.

    Как свидетельствует история, гречка гималайского происхождения оказалась довольно капризной и привередливой зерновой культурой, весьма хлопотной в возделывании, что, впрочем, не остановило упорных российских земледельцев, добившихся неплохих урожаев гречки на благодатных и плодородных русских землях.

    Как варили гречневую кашу на Руси

    Крупнейший знаток русской кулинарии, историк Вильям Похлебкин в своих трудах рассказывал, что при приготовлении рассыпчатой гречневой каши славяне пользовались ядрицей - крупой из цельных зерен гречихи, для сладкой и полусладкой каши брали смоленскую крупу (дробленые очищенные зерна ядрицы). Для того чтобы приготовить вязкую гречневую кашу, называемую в народе каша-размазня пользовались так называемым проделом, колотыми зернами крупного и мелкого размера. Готовилась каша на воде, молоке, с добавлением дополнительных ингредиентов (грибов, овощей, мяса, птицы, жареного лука и вареных яиц), подавалась в виде основной пищи или гарнира на завтрак, обед и ужин. Испортить гречневую кашу практически невозможно, для того чтобы она получилась вкусной и полезной необходимо соблюдать при приготовлении каши из гречки некоторые правила:

    1. Пропорция гречки к жидкости 1:2;
    2. Крышка кастрюли при варке должна быть плотно закрыта;
    3. После закипания кашу варят на медленном огне и дают ей настояться;
    4. До полного приготовления кашу не мешают и крышку не открывают.

    Готовилась и томилась гречневая каша в русской печи в глиняном горшке, подавалась с маслом или молоком как на праздники, так и в повседневной жизни и уже к 17 столетию она стала национальным блюдом русского народа, которое мы и сейчас готовим и уважаем, как и наши далекие предки.

    Так ласково говорят о гречке на Руси. Действительно, гречка – незаменимый продукт в рационе каждого россиянина. Мы не можем себе представить наш стол без ароматной и вкусной гречневой каши. К тому же она и в хозяйстве удобна: гречневая крупа хранится намного лучше и дольше, чем остальные крупы.

    Гречку высоко ценят диетологи: низкая калорийность и богатый состав делает её прекрасным блюдом здорового питания. А педиатры рекомендуют начинать прикорм грудных детей именно с гречневой каши, т. к. она очень сытна и питательна. В общем, каша из гречневой крупы полезна и детям, и взрослым, и пожилым!

    Мы давно считаем гречку «своей», хотя её настоящая родина – Северная Индия. Там эту культуру возделывали ещё 5 тысяч лет назад и называли «чёрным рисом». В Европу гречка попала благодаря турецким и арабским торговцам. А на Русь её завезли византийские греки, поэтому наши предки так и назвали крупу – гречневой.

    Давайте поближе познакомимся с уникальным составом этого продукта!

    Итак, гречка содержит:

    Пищевые волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, «чистят» организм от токсинов, выводят «плохой холестерин», благоприятно сказываются на состоянии нормальной микрофлоры и являются профилактическим средством рака толстого кишечника;

    Витамины группы B (в т. ч. фолиевую и никотиновую кислоты), а также витамин E, каротиноиды (провитамины А) и фосфолипиды, которые отвечают за рост и правильное развитие организма, поддерживают нормальный обмен веществ, помогают сохранить красоту и молодость (кстати, по содержанию этих биологически активных соединений гречка превосходит остальные крупы);

    Рутин (из группы витаминов Р), который укрепляет кровеносные сосуды, разжижает густую кровь, способствует усвоению витамина С, кальция, железа, благотворно влияет на щитовидную железу и иммунитет;

    Инозитол – витаминоподобное вещество, которое способствует нормализации уровня глюкозы крови и снижает риск возникновения сахарного диабета;

    Железо, магний, кальций, фтор, цинк, марганец, медь, хром, серу, фосфор, калий, натрий, и другие элементы, которые обеспечивают полноценный синтез и работу всех гормональных и ферментных систем организма;

    Органические кислоты (малеиновую, лимонную, щавелевую), которые способствуют хорошему пищеварению и образованию энергии в клетках;

    Белки, точнее набор аминокислот, который считается уникальным по усвояемости человеческим организмом (особенно важны такие аминокислоты, как лизин и метионин, обеспечивающие нормальную работу печени и нервной системы, а аминокислота триптофан участвует в построении новых клеток и препятствует развитию онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта);

    Сложные углеводы, которые обладают низким гликемическим индексом и поэтому долго усваиваются организмом (благодаря этому человек после употребления гречки чувствует себя сытым несколько часов);

    Калорийность гречневой крупы составляет чуть более 300 килокалорий на 100 граммов продукта. А соотношение белков, жиров, углеводов практически идеальное для обеспечения полноценного питания: белки – 12,6 г (~50 ккал); жиры – 3,3 г (~30 ккал); углеводы – 57,1 г (~228 ккал).

    Гречневую кашу полезно включать в рацион питания при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, а также при сахарном диабете, геморрое, анемии (малокровии) и сердечно-сосудистых заболеваниях.

    Поскольку гречка имеет антитоксические свойства, то её полезно применять людям, работающим на вредном производстве или проживающим в неблагоприятных экологических условиях.

    Гречневая каша является идеальным продуктом для полных людей и тех, кто следит за своим весом. Разгрузочные дни на гречке хорошо переносятся и достаточно эффективны.

    Перед приготовлением гречку можно обжарить, тогда она станет намного ароматнее. Чтобы сохранить больше полезных веществ, можно с вечера залить крупу кипятком, оставить настояться на ночь. Утром же не варить, а просто съесть – с йогуртом или сухофруктами. Чтобы разнообразить свой рацион, гречку можно употреблять с грибами, овощами, печенью, разными сортами мяса, сыром.

    И, наконец, ещё одно замечательное качество, косвенно влияющее на наше здоровье: гречиха – великолепный медонос. Цветки этого растения выделяют много нектара, из которого потом получается мёд красивого красно-коричневого цвета с пряным ароматом и характерным приятным вкусом. Гречишный мёд уникален тем, что в нём содержится намного больше белков и минеральных веществ, чем в светлых сортах. Его рекомендуют при анемии, гипертонии, хроническом гастрите, гиповитаминозах, снижении иммунитета, а также для восстановления сил после тяжёлых болезней и травм.

    Пусть гречневая каша будет самым желанным блюдом на вашем семейном столе!

    Приятного аппетита и будьте здоровы!
    Татьяна Аркадьевна Селезнева, врач-диетолог

    Из чего пили на Руси. "Дальние родственники" современных фужеров и рюмок... из чего пили на Руси?

    "Дальние родственники" современных фужеров и рюмок... из чего пили на Руси?

    Напитки в истории русского народа всегда имели немалое значение. Как сообщается в летописных источниках, многие мирские дела на Руси непременно начинались с честного пира. Нашим предкам было известно огромное количество различных напитков, яичных и медовых, которые они вынесли со своей арийской родины. В течение всей истории на Руси была выработана целая культура пития.
    Братина.

    Также вам будет интересно: Какое растение имеет самые мелкие семена?

    Братина – это сосуд для питья, обычно металлический, в виде горшочка. В древней Руси они использовались главным образом как заздравные чаши, из которых пили мёд, пиво и квас на общинных пирах. Кроме того, что братины были необходимой принадлежностью пиршественного стола, они также могли употреблялись как поминальные чаши.Возможно, что происхождение самого слова "братина" относится к тем временам, когда на торжественное застолье сходились кровные родственники-братья.Братина является важнейшим атрибутом, характеризующим русского человека.
    Ендова

    Ендова представляла собой круглую глубокую чашу для подачи напитков к праздничному столу. В верхней части ендовы делалось отверстие с вставленным желобком – носиком, которое называли "рыльцем". Некоторые ендовы имели короткую рукоять, с помощью которой можно было удерживать сосуд с напитком.
    Ендовы были самых разных размеров от вмещавших ведро до совсем небольших.
    Ковши

    Ковши – это деревянные ладьевидные, металлические сосуды, в которых подавали на стол напитки. Из маленьких ковшей пили как из чарки, из тех, что побольше – черпаками разливали хмельной напиток по другим сосудам.Известно, что ковши выдалбливались из целого куска дерева, его корня или капа. При этом пользовались сначала топором, а уж только потом резцом и ножом. Бывали на Руси и берестяные ковши, которые сшивали из берёзового лыка. Металлические ковши изготавливали из меди, железа, олова и серебра.
    Скобкари
    Скобкари – это ладьевидные, круглые или овальные, большие сосуды с двумя ручками, в которых выставлялись на праздничный стол всякие напитки. Ковш-скобкарь обычно делали из дерева: берёзы, ольхи, осины, липы или клёна. Само название этого сосуда ("скобкарь" или "копкарь") произошло от материала или способа его обработки (коп-копань, копаный, выкопанный)
    Чаши и чарки

    Это деревянная, глиняная, реже металлическая посуда, которая служила как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки.Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом.

    С приходом испанцев на территорию Америки и началом инквизиции, священнослужители объявили амарант «чертовским зельем». Испанцы прозвали амарант «растением дьявола». «Мистическое ацтекское зерно» испанцы невзлюбили за его прямую «причастность» к кровавым ритуалам – ведь амарант был ритуальной культурой. И католическая церковь полностью поддерживала испанских конкистадоров «в борьбе» с амарантом.

    Борясь с язычниками, испанские конкистадоры в буквальном смысле выжигали посевы амаранта (ацтеки называли амарант «хуатли»). Уничтожались семена этого растения. Если ацтеки тайно занимались выращиванием амаранта, их жестоко казнили «за непослушание». Вследствие такой «борьбы» амарант, к сожалению, почти полностью был искоренен с территории Центральной Америки. Несколько веков амарант был запрещенным под страхом смерти растением в Европе.

    Европейская цивилизация, считая себя более интеллектуально высоко развитой, топтала и угнетала незнакомую и чуждую ей культуру коренных американцев. Но даже страх перед колонизаторами не мог заставить древние индейские племена отказаться выращивать амарант. Особенно преуспели в этом племена, населявшие горные, труднодоступные, селения. Только, благодаря этим смелым племенам, амарант удалось сохранить.

    Такая «преданность» амаранту объяснялась далеко не только традиционными шаманскими ритуалами, в которых активно применялось данное растение. Дело в том, что ацтеки пекли из амаранта хлеб. Для них, после кукурузы, это растение было основой их растительного рациона. Зная о пищевых и лекарственных свойствах амаранта, вполне заслужено ставили амарант выше любых других пищевых трав и кореньев.

    Хлебцы из кукурузы (маиса) были не особо вкусными. Хотя они и утоляли человеческий голод, но вызывали боль в желудке и кишечные воспаления. При добавлении в тесто хлебца амаранта крестьяне эффективно решали вышеназванную проблему. Поэтому понятно, что Мексика, страны Южной и Центральной Америки, США культивировали и активно выращивали амарант на огромных площадях.

    Сегодня, благодаря усилиям продовольственной комиссии при Организации Объединенных Наций и, в частности, американского ученого Дэвида Ленмана, амарант был признан культурой двадцать первого столетия за свои удивительные целебные и пищевые свойства. Дэвид Ленман считает, что с помощью амаранта можно будет в будущем решить в мировом масштабе продовольственную проблему.

    Уже в середине IX века появился тот чёрный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню.
    Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебенных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки. Последние три категории почти на столетие позже, после появления пшеничной муки


    Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трёх десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно крахмальных киселей.
    В самом начале древнерусского периода сложилиcь и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с мёдом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мёд, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции.
    Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком. Они также отличались разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овёс, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница тоже три: целик, коркот, манную и т. д.), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие)

    Всё это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трёх видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия. Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.
    Уже в раннее средневековье возникло чёткое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно рыбно грибной) и скоромный (молочно мясо яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты.
    Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).


    Тот факт, что большинство дней в году от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.).
    На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солёными (квашеными), пареными, варёными или печёными отдельно одно от другого.
    Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п.

    Ещё большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, солёном, запеченном и реже в жареном виде.


    Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто рыбой. Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.


    Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счёт применения различных масел, преимущественно растительных конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее подсолнечного, а с другой употреблением пряностей.
    Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причём в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI начале XII века их дополнили имбирём, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.


    В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название хлёбоваk. Особенное распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлёбки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трёх элементов воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка.


    Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.

    Национальный сладкий стол состоял из ягодно- мучных и ягодно- медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоёмкой обработкой.