Свойства продуктов

Тосканские вина. Пресловутая сассикайя и супертосканские вина-интересно узнать,ваш винный эксперт. Информация да я покупателя за что я плану

Тосканские вина. Пресловутая сассикайя и супертосканские вина-интересно узнать,ваш винный эксперт. Информация да я покупателя за что я плану

В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп , куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам » , «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога ». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

В катакомбы входили также гипогеумы - от латинского (лат. hypogeum ) - помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare ). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах , совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах… ». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах! ».

Исторические свидетельства

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита »:

Недалеко от того места, где оканчива­ется городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных свя­щеннодействий .

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад . Его приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите . В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников , желавших помолиться на могилах апостолов , мучеников и исповедников . Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Открытие и изучение катакомб

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге , наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum ). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году .

Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок. -), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цементериев (раскопок Бозио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении «Подземный Рим » (лат. Roma sotterranea ), вышедшем в свет уже после его смерти . Бозио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге - за молящегося мученика , а отроки в пещи огненной - за сцену Благовещения .

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века , когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства » (1872-85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842-1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857-1944) «Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).

Погребальные обряды

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами . На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой », «Спи в мире Господа » и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу .

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире », «Почить в Боге ») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: «Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия ». Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам .

Формы захоронений

Название Изображение Описание
Ниши
(лат. Loculi , локулы )
Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi… ). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
Аркосолии (лат. Arcosolium ) Аркосолий - невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
Саркофаги (лат. Solium ) Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
Кубикулы (лат. Cubiculum ) и крипты Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой », покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Захоронения в полу
(лат. Forma - «канал, труба»)
Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мученников .

Виды катакомб

Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:

Христианские катакомбы

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant"Agnese ) - получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III-IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура , построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб.

Катакомбы святого Каллиста с открытыми нишами

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры , цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета .

Синкретические катакомбы

Катакомбы на Виа Латина

Символы и декор

Общая характеристика

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета , языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (ихтис , «Добрый пастырь »). К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов » (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры . Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

  • якорь - образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя » (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии .

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода .

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II-III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение . По мнению Иосифа Вильперта, при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.

Хороший стиль выражается здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры - прекрасных пропорций, а движения отвечают действию. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего столетия, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнате, в грубых контурах, непокрытых живописью, и широких каймах, обрамляющих сцены. Далее, достоверным критерием являются одежды и их украшения: безрукавная туника указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматика ранней формы; далматика с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV столетия. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким «клавом» .

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Для раннего периода (I-II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации , которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности .

Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона , Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.

Изображения Иисуса Христа

В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса . Среди фресок конца III - начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса : умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку» , что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами .

Изображение Название Описание

Орфей Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару , иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос , Геракл) также были переосмыслены.

Добрый пастырь Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику . Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.

Крещение Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения . Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

Учитель При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа , облачённого в тогу . Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.

Христос Такие изображения отличаются от античной традиции: лицо Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба .

Изображения Оранты

Изображение Название Описание

Адам и Ева Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения , вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама , искупившего своей смертью Первородный грех .

Иону выбрасывают в море Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.

Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе , в которых он сравнил себя с Ионой (Мф. 12:38-40).

Появление таких изображений относят к IV веку , что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).

Агапы

Наиболее интересна для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапы, обнаруженная в 1893 году .

Число изображённых хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук предстоятеля непосредственно в свои руки, а потом по очереди отпивали вино из чаши.

Надписи в катакомбах

Примеры катакомбных надписей

Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов , начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR . Учёный предположил, что речь идёт о мученнике Корнелии (CORNELIUS ), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus ).

Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом (греч. ZOE - «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium ), cubiculum (cubuculum ), forma , имена фоссоров, описание их деятельности.

Посещение катакомб

Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии . К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III-IV вв.) на Via Casilina .

В культуре

живопись : литература :

Процессия в катакомбах святого Каллиста

  • Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо » (Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастиана.
  • Генрик Сенкевич . Роман «Камо грядеши » (описано собрание христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века).
  • Р. Мональди, Ф. Сорти. «Imprimatur: В печать». Исторический детектив. М: АСТ , . ISBN 5-17-0333234-3
  • Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy ) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):

Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане! », чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах , - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

музеи :
  • Музей Пио-Кристиано в Ватикане посвящён собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах: мраморные языческие и христианские саркофаги, статуи, таблички с надписями на латинском и греческом языках.
  • В музее сакрального искусства в библиотеке Ватикана (итал. Museo Sacro ) находятся артефакты из римских катакомб и церквей: лампы с иудейскими и христианскими символами, изделия из стекла, медальоны.
  • В музее Кьярамонти в Ватикане представлены множество саркофагов I-IV вв.
  • Часть коллекции античного периода Национального римского музея составляют иудейские саркофаги, таблички с надписями, большое число артефактов из языческих гробниц.

Примечания

  1. Fink, Joseph Die römischen Katakomben. - Mainz: Philipp von Zabern, 1997. - ISBN 3-8053-1565-1
  2. Интерактивная карта Рима с указанием катакомб и гипогеев (англ.) . Проверено 13 февраля 2009.
  3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. С. 73
  4. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 332
  5. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 333
  6. Места молитвенных собраний христиан I-III веков // Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике
  7. лат. Monumentum Valerii Mercurii et Iulittes Iuliani et Quintilies verecundes libertis libertabusque posterisque eoiiim at religionem pertinentes (pertinentibus) meam
  8. лат. Marcus Antonius Restutus fecit ypogeum sibi et suis fidentibus in Domino
  9. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  10. В оригинале εν κοιμητηρίοις .
  11. Апостольские постановления. VI:30
  12. Бароний. Церковные анналы
  13. Зарайский В. Два эпохальных открытия
  14. Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан . Глава II. Структура церкви
  15. Антонио Бозио
  16. Fink, Joseph. - Mainz: vom Zabern, 1997.-С. 77 ISBN 3-8053-1565-1
  17. Покровский Н. В. Живопись катакомб (По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000)

“Супертоскана” - это по сути течение, особое направление в производстве итальянских вин. Возникновение этого феномена привело к повышению статусности итальянских вин. Как и многие интересные и уникальные вещи, супертосканские вина - отчасти случайность. Давайте же разберемся, что можно относить к понятию “супертосканы” и в чем его уникальность.

Основоположником этого направления в виноделии стал ​маркиз Марио Инчиза делла Роккетта. Всю свою жизнь он был поклонником сложных и богатых вин Бордо , а конкретнее Медока . Красные вина Италии в то время не могли соперничать с Францией. Поэтому маркиз, будучи патриотом, решил совместить приятное с полезным. Он высадил в своем тосканском поместье Tenuta San Guido французские лозы Каберне Совиньон и Каберне Фран . Следует упомянуть, что поместье маркиза располагалось в малоизвестной области Тосканы - Маремме, а точнее - в местечке Болгери. Местные виноделы не производили ничего выдающегося, однако для французских лоз место оказалось идеальным. Каменистая почва и теплый климат Мареммы позволил винограду прекрасно вызреть и дать неповторимое, мощное вино. Посодействовал его появлению на свет Джакомо Такиса, один из величайших энологов Италии того времени. Именно он определил части - 80% Каберне Совиньон и 20% Каберне Фран в окончательном ассамбляже и поставил использование французских бочек обязательным условием. Результатом этой работы стало знаменитое сейчас на весь свет вино Sassicaia, первые бутылки которого было выпущены в 1968 году. Однако, в момент своего появления оно, можно сказать, было “вне закона”. В то время культивирование французских сортов было законодательно запрещено на территории Италии. А королем Тосканы всегда был Санджовезе и его клоны, и именно он был единственным разрешенным в этом регионе сортом для красных вин. Вот так и вышло, что изначально это прекрасное вино было классифицировано как “столовое”.

Как же из причуды одного винодела это стало целым направлением? Как и в случае с “гаражными” винами, маркизу помогли винные критики. В 1974 году на слепой дегустации знаменитого винного журнала Decanter вино маркиза одержало победу над прославленными винами Бордо.


Эта победа привела к появлению самого термина, а так же к популяризации французских сортов в Италии.

Племянник маркиза, Людовико Антинори, продолжил эксперименты с сортами в своем поместье Tenuta Dell`Ornellaia - сейчас там выращивают также и Пти Вердо, и Мерло. Местное вино Masseto сделано из чистого Мерло и является одним из самых знаменитых сортовых вин. Главное вино хозяйства - Ornellaia ассамблируется из разных сортов и занимает второе место среди супертосканских вин.

Популярность французских сортов вынудила местные власти на создание для Bolgheri своей зоны - Bolgheri DOC, в которой официально разрешили выращивать французские сорта винограда. Супертосканские вина из других уголков Мареммы идут под категорией IGT. Таким образом, эксперимент маркиза перевернул отношение к итальянским винам по всему миру. Никогда вина Италии не могли поспорить с Францией, общепризнанным мастером сложных ассамбляжных вин. Однако в наше время ситуация поменялась. Хотя в Италии много традиционных вин, таких как Кьянти и Бароло , многие виноделы продолжают ставить эксперименты - как с международными сортами, так и с местными автохтонами. Примером последнего может стать прекрасное ​Эдиционе Чинке Аутоктони Фарнезе из 5 малоизвестных итальянских сортов.


Но вернемся к нашим супертосканским винам. Естественно, право первенства позволяет производителю значительно поднимать цену на свое вино. В наши дни вина Sassicaia и Ornellaia являются объектом коллекционирования. Однако, популярность этих вин в наши дни позволяет выбирать из множества производителей со всей Мареммы. В нашем ассортименте представлено несколько виноделен, принадлежащих к этому направлению.

Одним из самых известных является ​Ambrogio e Giovanni Folonari. Одно из поместий этого производителя - ​Tenute del Cabreo - специализируется исключительно на супертосканских винах и располагается в знаменитой деревне Болгери. В эту линейку входят красные вина Campo al Mare, Campo al Mare Baia al Vento, Cabreo Il Borgo, а также белое вино из Шардоне Cabreo Il Borgo. Знаменитый винный критик Роберт Паркер дал поместью высокую оценку:​«Это маленькое хозяйство из Болгери производит изысканные вина высокого класса». И действительно, вина Folonari отвечают всем параметрам лучших супертосканских вин - они сложные, насыщенные и благородные. У этих вин невероятно бархатные танины и прекрасная структура. В аромате можно встретить ноты черной смородины, сливы, вишни, кожи, ванильные нотки, оттенки табака и многое другое.

Винодельня другого нашего производителя, Santa Lucia, расположена в другой деревне Мареммы - Капальбио. Это семейное производство, где прекрасно сочетаются традиции и инновации. В их линейке можно найти чистый Каберне Совиньон, оригинальный ассамбляж французских и итальянских сортов винограда под названием Бетто, а также сортовые вина из Санджовезе и белого Верментино. Супертосканские вина этого производителя также выдерживаются во французских барриках, а более южное расположение деревни позволяет винограду лучше вызреть и дать бархатное, полнотелое вино с долгим послевкусием.

Винодельня производителя Querceto di Castellina расположена в самом сердце Тосканы, в регионе Кьянти. Это, однако, не мешает ему экспериментировать и помимо традиционных вин из Санджовезе разной выдержки производить также супертосканское вино. Его вино Подалирио - это 100% Мерло в стиле Masetto от Ornellaia, о котором мы уже говорили выше. По традиции, вино выдержано во французских бочках. Сортовой состав предполагает сложный и сладковатый ароматический букет, характерный для Мерло - специи, кожаные и мятные нотки, оттенки сливы и кекса. Вкус же насыщен нотами черных ягод и обладает мягкими танинами.

Анохина Татьяна

Некоторые считают супертосканские вина мифом, а некоторые признают их появление настоящим прорывом в итальянском виноделии. На фоне общей классификации эти вина не привлекают к себе внимания громкими регалиями, но их популярность гораздо больше, чем того заслуживают простые столовые вина.

Супертосканские вина как явление появились во второй половине прошлого столетия. Созданные в Тоскане против всех правил и законов виноделия из международных сортов винограда, они быстро завоевали всеобщее признание за божественный вкус и отменное качество. Эти вина не попали в официальные группы наименований, контролируемых по происхождению DOC или DOCG. Им отвели место в более скромной группе Vini da tavola. С появлением в 1995 году новой категории Indicazione Geografica Tipica (IGT) они приобрели, наконец, свой законный статус.

В Италии супертосканские вина называют vini ribelli — «вина-бунтари». Их родоначальником считается винодел со звонким именем Роккетта. Маркиз Марио Инчиза делла Роккетта проводил на тосканской земле свои эксперименты с французскими сортами. В результате этих опытов появилась Сассикайя — вино на основе Каберне Совиньона и Каберне Фран.

Дерзкое решение добавлять белые сорта в национальный напиток Кьянти повергло приверженцев традиционных взглядов в шок, но результат вызвал не менее сильный общественный резонанс, только с положительным знаком.

Супертосканское вино Орнеллайя создала маркиза Инчиза делла Роккетта. В его составе — великолепная тройка: Мерло, Каберне Совиньон и Каберне Фран.

Кроме нехарактерного для Тосканы сортового состава, виноделы-новаторы ввели в моду новые правила хранения, используя 225-литровые французские баррики. Они не побоялись разбить виноградники в зонах, которые считались непригодными для виноградарства. Незаслуженно забракованные ранее земли Болгери и Мареммы сегодня являются центрами производства замечательных супертосканских вин.

Идея супертосканы была основана на вызове обществу и держалась на её противопоставлении старым устоям. Со временем эта идея стала привычной, став частью традиции под знаком IGT. Но нельзя сказать, что эти вина устарели. Если их идеологическая позиция и утратила свой революционный смысл, то их вкус продолжает радовать покупателей. На путь супертосканы встали многие винодельческие хозяйства — Маркези де Фрескобальди. Кастелло Банфи, Кастелло ди Ама, Фонтоди, Фаттория Петроло, Ла Бранкайя и многие другие.

Уходя от бюрократических рамок, виноделы Тосканы расширили возможности вина, пересмотрев традиционные рецепты. Сделав единственным критерием оценки человеческое восприятие, отталкиваясь от вкуса потребителя, они шаг за шагом совершенствовали качество своего вина. Супертоскана стала для виноделов всего мира прекрасным примером ухода от знаменитых брендов в пользу обновления и возрождения на более высоком уровне.

Винные туры в Болгери, родину Супертосканских вин. Однодневный (8 часов*) дегустационный тур на комфортабельном минивэне (для групп из 1-6 человек). Экскурсии и дегустации на винодельне (80-100 евро) или Ле Маккьоле (55 евро), Джованни Кьяппини (25 евро), либо других ведущих местных хозяйствах – , Гуадо аль Мело, Кастелло ди Болгери, Бизерно и т.д. Обед и дегустация вин Тенута Сан Гуидо ( , Guidalberto, le Difese) в ресторане, принадлежащем этому хозяйству. Поесещение замка Болгери и знаменитой энотеки Тоньони (лучшая коллекция приморских тосканских вин и возможность дегустаций всего топа вин Bolgheri Superiore DOC). 8-часовой винно-экскурсионный тур в Болгери, включая экскурсии и транспорт до 6 пассажиров стоит 300 евро (на всю группу); для туристов из Флоренции, Монтекатини Терме и т.д. -350 евро. Для лучшей организации Вашего визита и для получения более подробной информации обращайтесь на мой электронный адрес: [email protected].

«Чудо» Болгери. В последней трети ХХ века Болгери, крохотный городок на юге провинции Ливорно, ранее известный только поклонникам местного уроженца - великого поэта и нобелевского лауреата Джозуэ Кардуччи, неожиданно стал «меккой» для ценителей великих вин со всей планеты. Действительно, Болгери это едва ли не главная сенсация в винной истории Италии ХХ века, ведь всего за пару десятков лет первое вино здешнего субрегиона, знаменитая (Сассикайя) , ныне - самое востребованное великое вино Италии на международном рынке, завоевало всемирную славу, открыв вместе с Tignanello и Solaia (Тиньянелло, Солайя) из Кьянти эпоху «супертосканских» вин. Интересно, что осенью 2015 году один из самых авторитетных на планете винных критиков Роберт Паркер даже назвал именно 1985 года « ». «Бордо» Тосканы. Тенута Сан Гуидо и Sassicaia. История Болгери началась в военном 1944 году, когда маркиз Марио Инчиза делла Роккетта, правнук пьемонтского маркиза Леопольдо Инчиза, составителя знаменитого каталога вин 1862 года, пережидал военное время в охотничьем замке Кастильончелло ди Болгери. Лишившись своих знаменитых конных заводов в Маремме, реквизированных немецкими оккупантами, маркиз решил посвятить себя второй своей страсти – виноделию. Он высадил на холме близ Кастильончелло на высоте около 300 метров виноградники невиданных тогда в Тоскане сортов Каберне Совиньон и Каберне Фран, а вино стал выдерживать в миниатюрных французских бочках - барриках, а не в традиционных для Тосканы многотонных «ботти».

Маркиз Марио Инчиза делла Роккетта с сыном Николò

Через какое-то время маркиз высадил новые виноградники уже не на холме, а на равнине значительно ближе к морю, но сорта винограда, как и способ производства вина, по-прежнему были заимствованы из французского Бордо, ведь именно бордосские вина выше всего ценились маркизом. Первоначально Инчиза делла Роккетта делал вина только для себя и друзей, не выпуская их в продажу. Все изменилось в 1968 году, когда в гости к маркизу Инчиза делла Роккетта заехал его свояк маркиз Никколò Антинори: жена Инчиза делла Роккета Кларисс и супруга Антинори Карлотта были родными сестрами, происходившими из древнего и богатого пизанского рода графов делла (один из графов, несчастливый , живший в XIII веке даже был упомянут в «Божественной Комедии»Данте). Никколò Антинори оказался так впечатлен «бордо из Болгери», что уговорил маркиза Инчиза делла Роккетта выпустить свое вино в открытую продажу. В подтверждение своих слов он отправил в Болгери молодого энолога Джакомо Такиса, плодом усилий которого и стало скорое появление обновленной Sassicaia. Такису удалось создать удивительное вино, обладающее насыщенно-рубиновым цветом, с плотным «телом» и бархатными танинами, отлично сбалансированной структурой и мощным букетом, отмеченным ароматами черной смородины, вишни, сливы, малины, сырой кожи, ванили, оттенками табака и свежей травы. В масштабах Тосканы (и даже всей Италии) Sassicaia оказалась первым «супервином», сломавшим обычные представления о том, что можно делать в Тоскане. Несмотря на свои грандиозные качества, Sassicaia до 1994 года (тогда вино получило собственный аппелласьон – ) официально имела уничижительный статус «столового вина» (vino da tavola), так как его производство не следовало установленным для Тосканы правилам виноделия. Чтобы выделить Sassicaia на фоне обычных тогда для Италии массовых дешевых вин журналистами был изобретен термин «супертосканских вин», обозначивший приход новой эпохи «супертосканцев» в Болгери и во всем регионе.

Винная лихорадка. В 1980-х годах после сенсационного успеха Sassicaia на землях Болгери началась настоящая «лихорадка» супертосканских вин. Новое поколение местных виноделов решило заняться производством вина противоположного по своим характеристикам массовому тосканскому Кьянти. Примеру «пионеров» из винодельни Тенута Сан Гуидо последовали основатели хозяйств Граттамако (), Микеле Сатта ( ), Ле Маккьоле (), Чиприана (Cipriana), Гуадо аль Тассо (Guado al Tasso), Ка’Марканда (Ca’ Marcanda) и других, выпустившие вина из бордосских сортов, которые вскоре составили «золотой фонд» Болгери. Однако, сравнимую с Sassicaia славу в Болгери получили лишь вина хозяйства Орнеллайя ( ), вина прочих тридцати восьми местных производителей расположились на почтительной дистанции позади.

Дегустация вин хозяйства Орнеллайя

Орнеллайя. Второй винодельней Болгери стала Граттамакко ( , 1977), а третьей - Орнеллайя (), созданная Лодовико Антинори в 1981 году на землях, доставшихся ему в наследство от матери Карлотты делла Герардеска и использовавшихся ранее только для охоты. Берясь за новое дело, маркиз Лодовико Антинори, очевидно, горел желанием превзойти своего брата Пьеро, унаследовавшего по праву майората, до сих неофициально практикуемого тосканской аристократией, большую часть земель и место «главы» клана Антинори. Своей цели Лодовико добился, ведь вина из хозяйства Орнеллайя безусловно имеют большую славу и признание, чем вина из «главного» хозяйства клана Антинори в Болгери Гуадо аль Тассо (Guado al Tasso), принадлежащего семье Пьеро Антинори. Примером для Лодовико Антинори стало вино , созданное в поместье Тенута ди Сан Гуидо (Tenuta di San Guido) в Болгери мужем его тетки маркизом Марио Инчиза делла Роккетта и «отцом» супертосканских вин энологом Джакомо Такисом.

Непосредственным создателем вина Ornellaia стал американский энолог русского происхождения Андрей Челищев. Поначалу Челищев сделал ставку на привычный ему по Калифорнии и уже «прогремевший» в Болгери Каберне Совиньон. Однако вскоре Челищев открыл Массето – участок, позволяющий получать Мерло исключительного качества. С тех пор хозяйство Орнеллайя вина производит вино Masseto из 100% Мерло, получая изумительно сочные и деликатные вина с яркими ягодными ароматами, в которых доминирует слива. Masseto считается самым дорогим вином в Болгери, цена выходящей в продажу бутылки обычно превосходит 500 евро. Основное же вино хозяйства Орнеллайя, носящее его имя – Ornellaia, создается на основе Каберне Совиньон, Мерло, Каберне Фран и Пети Вердо и стоит, выходя в продажу, почти в три-четыре раза дешевле.

В наши дни Орнеллайя более не принадлежит Лодовико Антинори, направившего все свои силы на развитие хозяйства Tenuta di Biserno (Тенута ди Бизерно), расположенного в 5 километрах к северу от Болгери. Новыми хозяевами Орнеллайя стали вечные соперники клана Антинори в Тоскане – маркизы Фрескобальди, первоначально разделившие права собственности с американской семьей Мондави, но затем оставшиеся главными собственниками винодельни. В 2016 году в судьбе хозяйства произошли важные изменения – было принято решение выделить виноградник Массето в отдельное хозяйство с собственной винодельней.

Моносортовые вина хозяйства Le Macchiole (Ле Маккьоле)

42 винодельни Болгери . В наши дни в винный консорциум входит 42 винодельни, и эта цифра вряд ли изменится, так как консорциумом запрещено разбивать в Болгери новые виноградники. Общий объем производства вина консорциума примерно равен 4,5 миллионам бутылок. Из них на красные вина категории Bolgheri Rosso приходится около 3 миллионов бутылок, а на красные вина Высшей категории – около 1 миллиона. Историческое вино Bolgheri Sassicaia DOC производится в объеме примерно равном 200 тысячам бутылок. Большая часть красных супертосканских вин Болгери, в том числе такие легенды, как Sassicaia и Ornelaia, производят путем смешения двух и более бордосских сортов (Каберне Совиньон, Каберне Фран, Мерло, Пети Вердо), зачастую блендируемых с классическим тосканским автохтоном Санджовезе (Grattamacco) или южнофранцузским сортом Сира (Guado al Tasso). Не меньшую знаменитость завоевали и моносортовые вина – пример «драгоценного» Masseto (100% Мерло) первыми использовали в хозяйстве Ле Маккьоле (Le Macchiole), создав легендарные вина Messorio (100% Мерло), Paleo Rosso (100% Каберне Фран), Scrio (100% Сира), затем ему последовали множество прочих хозяйств, включая соседнюю с Орнеллайей винодельню Джованни Кьяппини (), где помимо вина Высшей категории Guado dei Gemoli (80% Каберне Совиньон, 20% Мерло), производят моносортовую линейку Lienà (Lienà Merlot, Lienà Cabernet Franc, Lienà Cabernet Sauvignon, Lienà Petit Verdot).

Ядром концерна Bolgheri DOC, производящим большую часть его продукции, остаются аристократические поместья, связанные с исконными владельцами местных земель – графами делла Герардеска (большая часть территории Болгери поны не принадлежит прямым наследникам трех сестер из семьи Герардеска): Тенута Сан Гуидо (маркизы Инчиза делла Рокета), Гуадо аль Тассо (семья маркиза Пьеро Антинори), Орнеллайя (маркиз Лодовико Антинори - маркизы Фрескобальди), Кастелло ди Болгери (графы Дзильери даль Верме) и т.д. Прочие, но зачастую не менее знаменитые винодельни, принадлежат внешним инвесторам (Граттамакко, Кампо алла Сугера, Ка’Марканда т.д.) и местным жителям (Ле Маккьоле, Джованни Кьяппини и т.д.).

Винные области Bolgheri DOC и Bolgheri Sassicaia DOC – всего лишь клочок земли, площадью в 12 квадратных километров, затерянный на просторах Мареммы – южной половины тосканского побережья, где вино делают повсюду. Тем не менее, именно Болгери (Bolgheri) остается главным центром виноделия в приморской Тоскане и одной из «винных столиц» Италии и мира вообще. Винодельческая зона Bolgheri DOC была образована в 1994 году, тогда же в ней была выделена субзона Sassicaia . Производственный регламент аппелласьона несколько раз менялся, последний раз он бы изменен в 2013 году, тогда же субзона Sassicaia получила статус самостоятельной винной зоны Bolgheri Sassicaia DOC . Действующий производственный регламент Bolgheri DOC подразумевает производство следующих вин: белые вина Bianco имеет в составе следующие сорта - Верментино (0-70%), Совиньон Блан (0-40%) и Треббьяно Тоскано (0-40%); розовые вина Rosato и красные вина Rosso состоят из Каберне Совиньон (0-100%), Мерло (0-100%), Каберне Фран (0-100%), Сира (0-50%) и Санджовезе (0-50%). Красные вина выходят в продажу не ранее сентября следующего за урожаем года. Красные вина Superiore (Высшей категории) производятся с низкоурожайных виноградников, имеют повышенное содержание алкоголя, и обязаны иметь двухлетний срок выдержки, включая один год в дубовых бочках.

Винодельческая зона Bolgheri Sassicaia DOC это единственная в Италии защищенная зона, расположенная в пределах одного хозяйства Tenuta San Guido , где к тому же производится единственное вино - Sassicaia . Sassicaia была образована в 2013 году и включила 68 гектаров виноградников Каберне Фран и Каберне Совиньон хозяйства Tenuta San Guido. По производственному регламенту красное вино Bolgheri Sassicaia имеет в обязательном составе минимум 80% Каберне Совиньон, к нему можно добавлять другие красные сорта, официально одобренные для возделывания в регионе Тоскана, общей долей до 20%, но классический для Sassicaia бленд это 85% Каберне Совиньон и 15% Каберне Фран. Вино выдерживается минимум два года, из них 18 месяцев - в дубовых барриках, объемом 225 литров. «Лучшее вино в мире» и его лучшие годы. Роберт Паркер, один из авторитетнейших на планете винных критиков, в 2015 году в интервью итальянский прессе назвал Sassicaia урожая 1985 года «самым впечатляющим вином, встреченным им за все 37 лет его карьеры », затем уже в конце 2018 году он присвоил Сассикайе 2015 года заветные 100 пунктов. Знаменитый винный критик Даниэле Чернилли, провел вертикальную дегустацию вина Sassiacaia на Антеприме приморских вин Тосканы «Anteprima Grandi Cru della Costa Toscana” 5 мая 2018 года в городе Лукка отметил и другие «хорошие годы для этого вина: «Лучше годы? Не говорите никому, но я предпочитаю 88-й год 85-му, ставшему настоящим мифом. Еще – 1998, 2001, среди старых годов – 1977-1978. Среди последних – 2009, «волшебную триаду» 2011, 2012, 2013 и мощнейший 2015 » http://www.doctorwine.it/firmato-doctorwine/firmato-dw/la-stella-del-sassicaia .

Сперва Болгери, затем Маремма. К настоящему моменту в Болгери уже очень «тесно», площадь виноградников здесь составляет более 800 гектаров, под них использованы все пригодные для виноделия земли. Все великие винодельческие семьи Тосканы и Италии в целом осознали потенциал этого аппелласьона и обзавелись здесь собственными хозяйствами, общее количество которых уже перевалило за сорок. Но дело здесь может быть не только в уникальных особенностях, но и сугубо коммерческих факторах – бутылка вина из Болгери автоматически стоит в несколько раз дороже, чем вино, произведенное хотя бы в расположенной на отдалении в 3 километра от Болгери Биббоне, где на винодельне Tenuta di Biserno (Тенута ди Бизерно) творит новые шедевры маркиз Лодовико Антинори после расставания с созданным хозяйством Орнеллайя. Достоинства терруара Болгери - уникальный климат, близость моря, богатая минералами почва, гряда высоких холмов, защищающая виноградники от северных и восточных ветров, на самом деле, свойственны землям почти всего побережья Тосканы, известного как «Маремма», протянувшимся к югу от Пизы и Ливорно до границы с Лацио почти на 200 километров. Маремма может похвастаться четырьмя аппелласьонами с защищенной маркой контролированного и гарантированного происхождения DOCG - это Мореллино ди Скансано (Morellino di Scansano), славящийся тонкими и свежими винами из автохтонного сорта Санджовезе, «младшие сестры» и соперницы Болгери Валь ди Корния (Val di Cornica) и Суверето (Suvereto), где производятся только красные вина на основе Каберне Совиньон, Мерло и Санджовезе, а также Монтекукко (Montecucco Sangiovese), где на внушительной для местного виноделия высоте (до 500 метров) выращивают «героический» Санджовезе. Остальные классифицированные области, включая Bolgheri Sassicaia, добились лишь статуса «DOC» но их список весьма обширен: Bolgheri Sassicaia, Bolgheri, Ansonica Costa dell’Argentario, Capalbio, Parrina, Sovana, Montescudaio, Bianco di Pitigliano, Montereggio, Terratico di Bibbona, а также упомянутые выше Val di Cornia, Suvereto, Montecucco. Кроме того, производители из всей Мареммы, при необходимости могут свободно экспериментировать с сортовым составом вин, пользуясь возможностью обозначать свои вина как Maremma Toscana IGT. В последние годы ведущие мировые винные дома, например бароны Ротшильды, активно инвестируют в Маремму. Можно предположить, что со временем вся Маремма – весь «Этрусский берег» заработает ту же славу, которую имеет ныне маленькое Болгери. Важной особенностью виноделия Мареммы является ее пока еще не до конца сложившийся «экспериментальный» (в хорошем смысле) характер – здесь делают великолепные (и часто – великие) красные, белые, розовые и игристые вина из автохтонных и международных сортов, не уходя при этом в излишнюю «технологичность». Именно в Маремме трудятся самые именитые ныне энологи Тосканы — Карло Феррини, Паоло Трапполини и Лука д’Аттома.

* Для частных групп я делаю блиц-фотосессию на зеркальную фотокамеру (около 30 снимков) в подарок. Ваши фотографии на фоне городских и сельских пейзажей Тосканы помогут сохранить память об этих замечательных местах и о времени, проведенном в прекраснейшем регионе Италии.

(+39) 331 996 6738

Из всех винодельческих областей Италии Тоскана должна была бы быть самой блестящей. В конце концов, из всех городов Италии Флоренция и Сиена прославились достижениями в искусстве, философии и науке, и по счастливой случайности удивительную красоту этих двух городов почти не обезобразило влияние двадцатого столетия. И пока проходящая между ними дорога идет то в гору, то под гору, огибая Сан-Кашано, Грив и Кастеллину, и едва ли не за каждым поворотом открывается прекрасное местечко для пикника, обрамленное оливами, вьющимися растениями или живописно грубыми скалами, а за редкой кипарисовой рощей скрывается от докучливых взоров сельская вилла, стоит откинуться на сиденье и попытаться прочувствовать то, что должно символизировать саму душу итальянского вина, даже саму итальянскую жизнь. Ныне грезы ближе, чем когда-то в прошлом. С точки зрения виноделия за недавно прошедшие годы Тоскана проделала длинный путь, и ряд наиболее интересных вин Италии родился именно в этих холмах.

В Тоскане под виноградники, обладающие потенциально выдающимися качествами, отведено больше площади, чем в какой-либо другой области. Ей принадлежит марка «Кьянти» (Chianti, DOCG) - название самого прославленного итальянского вина; оно практически олицетворяет собой все итальянское, от пламени оплывающих свечей в самой сомнительной траттории до величественных творений Микеланджело. Тоскана обладает Brunello di Montalcino (DOCG) - вином, которое своей первостепенной целью имело звание «самого дорогостоящего итальянского вина». Затем, здесь есть и величественно названное Vino Nobile di Montepulciano (DOCG), которое ныне слишком часто полагается на самоуверенную звучность своего названия, и Vernaccia di San Gimignano (DOCG), которое в своем лучшем виде способно воздать должное замечательному, со множеством башен на холме, городу Сан Гиминьяно, возле Сиены, давшему свое имя вину.

И нашлись «бунтари-иконоборцы» - преимущественно те, кто в смятении наблюдал, как Кьянти взяла курс на «обрядовое разделение». Они дали зарок, что пойдут своим путем, чтобы выявить потенциал благородства, которое, без сомнений, кроется в почве тосканских холмов. Низвергателями традиций выступили Tignanelio (из подзоны Chianti Classico) и Sassicaia (из района Bolgheri, что возле моря): они игнорировали правила, которые предписывали определенные сорта винограда и требования к выдержке, и стали делать вина по собственному усмотрению, используя такие запрещенные лозы, как «каберне-совиньон», или «мерло», или чистый «санджовезе», и выдерживали вина в новых маленьких дубовых бочонках. Эти вина продавались как столовые вина (Vina da Tavola) и по существенно более высоким ценам, чем в случае, если бы они принадлежали к категориям DOC или DOCG. Вина категории Vina da Tavola получили широкое распространение в 1980-х годах: они все щеголяли броскими названиями, наподобие Sammarco, или Solaia, или Cepparello. Они все продавались в элегантных бутылках, и отследить их всех не мог никто. Затем в 1992 году появился закон Гориа. Теперь все эти вина могут вернуться в отчий дом и иногда могут даже использовать собственные категории DOC, Sassicaia, на 100 процентов состоящее из «каберне-совиньона», начиная с урожая 1994 года носит маркировку «DOC Sassicaia di Bolgheri». Остальные не спешат последовать этому примеру сохраняя многозначительное молчание.

Кьянти тем не менее предпринимает масштабную попытку улучшить качество, проводя программу под названием «Chianti 2011». Суть ее состоит в том, что раз виноградники Кьянти будут засажены заново, то в будущем следует использовать только лучшие клоны «санджовезе». Скрупулезно исследуются также такие проблемы, как сколько лозы нужно высаживать на гектар и как ее следует подрезать и формировать.

Прежде всего Тоскана - район красного вина, а наибольшее влияние имеет сорт «санджовезе». Сорт с мелкими ягодами, «санджовезе пикколо» - или «санджовето»,- является оплотом кьянти, в то время как «санджовезе гроссо», с более крупными ягодами, дает Brunello di Montalcino и Vino Nobile di Montepulciano (все - DOCG) . Исторически «санджовезе» дает вино пикантно-свежее, слегка резкое, травянисто-пряное, полное кислого фруктового вкуса, которое хорошо утоляет жажду. Его обычно и пьют молодым в барах и тратториях близлежащей Флоренции, из заплетенных в солому двухлитровых бутылок – фиасок, которые в наши дни, к сожалению, почти что исчезли. Именно это вино имел в виду барон Рикасоли, когда более ста лет тому назад фактически создал современное кьянти - вино, которое следует употребить в течение года после сбора урожая. Но виноделы Кьянти начали выдерживать свои вина в больших старых дубовых бочках. Одно это не могло бы погубить все вина, но бредовые законы, которые позволяли использовать в купаже до 30 процентов безнадежного белого «треббиано», слишком часто приводили к тощему, апельсиново-кислому вину со слабо выраженным фруктовым тоном, которое не доставляло удовольствия. Хвала небесам, правила регулирования DOCG самым решительным образом сначала уменьшили разрешенный в кьянти объем белых сортов винограда до значений от 2 до 5 процентов, а теперь их добавление вообще запрещено; также они разрешают добавлять максимум 10 процентов других сортов красного винограда.

Вино Antinori’s Vino da Tavola от Tignanello определило новую моду, и теперь практически во все высококачественные кьянти к «санджовезе» добавляют некую долю «каберне», «мерло» или «сира» или используют одно лишь «санджовезе» (зачастую с малым количеством «канайоло»). Но стоит помнить, что с незапамятных времен в Carmignano, превосходном районе DOC, чуть западнее Флоренции, имеется каберне (лучшие производители: Capezzana, Villa di Trefiano). Нет сомнений, что производители, которые делают такие вина, часто используя маленькие дубовые бочонки (благодаря им получаемые вина теряют меньше фруктового аромата и окисляются куда медленнее), движутся в сторону от пути традиционного кьянти. Но они, по крайней мере, создают условия для создания вин мирового класса. Лучшие производители - (если не указано иначе, имеется в виду район Classico): Antinori, Badia a Coltibuono, Castell’in Villa, Castellare, Castello dei Rampolla, Castello di Ama, Castello di Poppiano (Colli Fiorentini), Castello di San Polo in Rosso, Castello di Volpaia, Felsina, Fontodi, Frescobaldi (Rufina), Isole e Olena, Monsanto, Riecine, Ruffino, Selvapiana (Rufina) и Basciano (Rufina).

Виноград «санджовезе» из Кьянти, который как будто способен изменять характер в зависимости от того, где он высажен, и который на бедных почвах и в прохладных местах дает только богатое, глубокое вино, является тем самым сортом, из которого делают Brunello di Montalcino - вино, эффективно опустошающее банковские счета ценителей вина в Италии. В своих наилучших проявлениях оно в самом деле может быть великим, сложным вином, но только немногие образчики достойны запрашиваемой за него цены. Закон требует выдерживать в бочках вина, которые для этого не всегда пригодны, и это означает, что из нового вина Rosso di Montalcino DOC может выйти нечто получше - там, где нет ограничений на выдержку, получают более мягкие, сочные вина.

Лучшие производители: Altesino, Argiants, Banfi, Barbi, Caparzo, Castelgiocondo, Col d’Orcia, Costanti, Poggio Antico, Il Poggione, Talenti.

Vino Nobile di Montepulciano тоже неплохо справляется с делом, когда требуется избавить бумажники от лишних денег. Подобно Brunello, его делают из «санджовезе» (здесь известного как «пруньоло») с добавлением в небольших объемах «маммоло». Здесь также имеется хороший, более молодой вариант - вино Rosso di Montepulciano DOC, но лучшие производители изготавливают изысканные вина класса DOCG, которые по стилю находятся между Brunello и высококачественным кьянти.

Лучшие производители: Avignonesi, Boscarelli, Le Casalte, Poliziano, Trerose.

Наряду с «санджовезе» во всех обличьях и с другими упомянутыми мной традиционными сортами винограда здесь все больше выращивают «каберне» («совиньон» и «фран»), «мерло» и «сира» - даже «гаме», как для купажирования в вина DOCG, так и для создания столовых вин Vino da Tavola - мода на них не проходит, и каждое уважающее себя поместье выпускает по меньшей мере одно наименование,- которые стремятся получить оценку на мировой арене.

Наилучшие красные вина Vino da Tavola: («санджовезе» и другие тосканские разновидности) - Boscarelli, Cepparello, Coitasssala, La Corte, Elegia, Flaccianello della Pieve, Fontalloco, La Gioia, Palazzo, Percarlo, Le Pergole Torte, Romitorio di Santedame, Sangioveto II Sodaccio, I Sodi di San Niccoli»; (купажи «санджовезе» и «каберне») - Alte d’Altesi, Baiifico, Cabreo il Borgo, Ca’ del Pazzo, Camartina, Grffi, Sammarco, Solaia, Tignanello; («каберне-совиньон») - Collezione, II Pareto, Olmaia, Le Stanze; («мерло») – Masseto, Vigna L’Apparita, (кулажи «каберне» и «мерло») - Gkiaie della Furba, Lupicaia, Ornellaia, Tassinaia, («сира») - L’JEremo, Vigna del Bosco.

Из белых сортов наиболее широко выращивается «треббиано-тоскано», который с ужасающей эффективностью дает огромные количества винограда. В кьянти его больше не используют и наконец стали перерабатывать в вино по современной методике, получая чистые, освежающие, но тем не менее довольно не запоминающиеся вина, в том числе Galestro, хотя добавление «мальвазии» и «шардоне» способно дать пристойные результаты (лучшие производители: Antinori, Frescobaldi, Bafioc, Teruzzi & Puthod). Шардоне от высококлассных виноделов само по себе может быть превосходным.

Лучшие производители: Avignonesi, Caparzo, Felsina, Isole е Olena, Manzano, Rufino.

Виноград сорта «верначчия» дает потенциально самое интересное в Тоскане белое вино San Gimignano (DOCG) - сухое, но с ореховым вкусом, с легкой медовой нотой, причем со значительным фруктовым ароматом. Лучшие производители: Ambra delle Torri, Falchini, Montenidoli, Pietraserena, San Quirico, Teruzzi & Puthod, La Torre, Vagnoni. Но здесь вдобавок есть и масса бесстыдной продукции! Bianco Vergine Valdichiana (DOC) - обычно ничем не примечательное вино из «треббиано». Встречаются также «совиньон-блан» и даже «вионье».

И еще здесь есть Vin Santo, или «святое вино»,- хотя оно вообще-то и не тосканское, но традиционно к нему причисляется. Изготавливают его из «треббиано» и «мальвазии», собранные грозди оставляют под стропилами, чтобы они подсохли, и лишь потом пускают под пресс и оставляют бродить. Вино может быть сухим, просто сладким, очень сладким или чем-то промежуточным. Затем его выдерживают в маленьких запечатанных бочонках по меньшей мере три года. Некоторые наименования вин принадлежат DOC, некоторые нет. Какие-то из вин - вершины виноделия. Какие-то - совсем нет.

Лучшие производители: Avignonesi, Badta а Coltibuono, Capezzana, Castello di Ama, Castello di Brolio, Castello di Cacchiano, Felsina Berardenga, Isole e Olena, Poliziano, Selvapiana.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Расположенный между Флоренцией и Сиеной, район Chianti Classico является самым лучшим и самым известным из семи подзон Кьянти. Остальные шесть районов - это Colli Aretini, Colli Fiorentini, Colli Senesi, Colline Pisane, Montalbano и Rufina, из которых Руфина и Колли Сенези - наиболее значимые. Вина класса Riserva могут теперь выдерживаться до реализации всего два года, и разрешен только красный виноград. Большая часть основного вина называется просто Chianti, без какой-либо дальнейшей дефиниции. Вина Riserva марки Brunello di Montalcino требуют пять лет, марки Vino Nobile di Montepulciano соответственно три года выдержки в бочке и бутылке. Число вин Super-Tuscan и Vino da Tavola, о которых в последние годы много говорилось, в условиях нового закона теоретически должно начать сокращаться, поскольку они признают различные классификации DOC. Посмотрим! Siamo in Italia.

ОРГАНИЗАЦИЯ

В настоящее время все, без исключения, самые изысканные тосканские вина поставляют имения преданных своему делу виноделов и виноградарей. Торговцы сталкиваются со все возрастающими трудностями в приобретении высококачественного вина, и в этом одна из причин столь низкого падения стандартов основного тосканского вина. Тем не менее ряд производителей, как, например, Antinori, в состоянии сочетать высокие стандарты виноградарства с ориентированным на качество коммерческим производством. Кооперативы, в которые до сих пор входит много мелких виноградарей, качеством своих вин не славятся, но лучшие из них стремятся изменить положение.

ЧИТАЕМ ЭТИКЕТКУ

Слово «Classico» указывает на основную и наиболее строго контролируемую зону производства кьянти. Словом «Riserva» предполагается обозначать вино высшего качества, которое соответствует требованиям более длительной выдержки. На практике, за исключением самых хороших производителей, часто это лишь служит гарантией, что вино стало более сухим и потеряло фруктовый тон. Держитесь подальше от старых вин от неизвестных производителей. Слова «Vino da Tavola» на винах из отдельного имения часто являются признаком экстракачества. Это означает, что сорта винограда и методика виноделия не соответствуют правилам DOC. К вящему замешательству, самые дешевые вина также классифици руются как «Vino da Tavola» но вас должна насторожить цена!

О ВКУСЕ

Считается, что в настоящее время в Тоскане существует три основных направления красного вина (если оставить в стороне многие образчики усталых и лишенных фруктового тона вин прошлых лет). Во-первых, есть резкие молодые красные вина, типичным образцом их является правильно сделанное молодое кьянти - ему положено быть свежим, агрессивным, горько-сладким пенящимся напитком, которому суждено быть бездумно выпитым за едой в течение года после сбора урожая. На мой взгляд, такие вина - лучшее, что дает традиционный и редкий метод governa, при котором подвяленные гроздья обычно используют для начала вторичного брожения, придавая вину характерную и изысканную колкость. Затем идет привычное, розлитое в имениях по бутылкам вино из Кьянти, Монтальчино и Монтепульчано - в компании с розовыми винами из Монтальчино и Монтепульчано - которые подают себя более серьезно и которые в своих лучших образцах являются ароматными, питкими винами, с сильными, характерными для «санджовезе» букетами вишни, черной смородины и пряностей, подкрепленными разумной долей танина и кислотности. И в-третьих, есть вина Riserva и Vino da Tavola - и не забывайте, здесь мы говорим лишь о лучших имениях,- которые желают котироваться на мировой арене. Наилучшие кьянти Chianti Classico Riserva отмечены утонченностью и структурой с богатыми ягодны ми букетами и немалой традиционной остротой «санджовезе» - хотя ее прекрасно можно сбалансировать добавлением сортов «каберне-совиньон», или «каберне-фран», или «мерло», или «сира». Vino Nobile может иногда возвыситься до чистой мощи Brunello, одновременно сохраняя большую деликатность, напоминающую лучшие кьянти,- но, к сожалению, этот пряный и сандаловый стиль остается скорее исключением, чем нормой. Самые преуспевающие производители Brunello способны в хороший год добиться потрясающего сочетания фруктового тона и танина, что может дать великое вино с ароматами изюма, перца, танина, лакричника и бодрящего черного шоколада,- хотя мало кто может себе позволить столь дорогостоящее приобретение.

Vino da Tavola примечательны благодаря своему беспримесному сладкому аромату различных ягод - соответственно сортам используемого винограда - и определенной жесткости, которая скорее внушает уверенность в потенциале вина для выдержки, чем заставляет волноваться о состоянии эмали зубов. Carmignano, со своим «каберне», способно досгичь восхитительной черносмородиновой сладости.

Тосканские белые – менее интересны, хотя хорошее Vernaccia di San Gimignano может обладать приятными ароматами лесного ореха и дягиля, а редкое Bianco Vergine Valdichiana явля ется освежающе-бодрящим напитком для летнего сезона. В своих лучших проявлениях бродившее в бочках шардоне с успехом смешивает ароматы Старого и Нового Света.

ХОРОШИЕ ГОДЫ

В этой части Италии год сбора урожая играет свою роль: Тосканские холмы - регион прохладный и подверженный воздействию заморозков, и вина в менее удачные годы бывают тощими. Белые вина в общем следует пить молодыми; для старения предназначены только красные, но многие из них ничуть не хуже, если пить их молодыми.

2000 Высокие уровни содержания сахара, что приводит к возможной несбалансированности.
1999 Ранний урожай дал ряд классических вин.
1998 Неровный урожай, получше для Brunello, чем для кьянти.
1997 Исключительно здоровые и богатые лозы. Хороший год.
1996 Сухая погода в конце сбора спасла урожай, но сами сборы были низки.
1995 Хороший год для красных вин.
1994 В целом хороший год, долгожданный после нескольких плохих.
1993 Погода во время сбора была сырой, но красные - хорошо концентрированные; можно пить.
1992 Избегайте Brunello. Можно пить остальные.
1991 Хороший год в Тоскане: и красные, и белые были зрелыми, с хорошей структурой и концентрацией.
1990 Превосходный год. Самые лучшие красные обладают большой насыщенностью и концентрацией и будут хорошо храниться (впрочем, многие уже достигли своего пика).
1988 Изумительные красные без исключений; лучшие вина по-прежнему хорошо пьются.
1986 Хорошее, долгоживущее кьянти.
1985 Сильные, глубокие, мясистые вина по-прежнему прекрасно пьются.

КАК ИХ ПИТЬ?

Во многом Тоскана край, где кухне не обойтись без вина: местным красным винам определенно нужно сопровождать трапезу. С повседневными тосканскими блюдами из мяса и птицы, с crostini и другой простой пищей, особенно приготовленной с использованием изумительного местного оливкового масла и пряных трав, я бы пил очень молодое кьянти или неклассифицированное санджовезе, а с более сложными, обладающими более выраженным вкусом блюдами - либо Rosso di Montalcino или Montepulciano, либо какое-нибудь из красных с добавлением каберне.

Chianti Riserva и сильные, плотные вина Brunello и Vino Nobile, учитывая, что они сохраняют свой фруктовый тон, лучше всего пойдут с сытной жареной дичью или местной говядиной на вертеле. Разновидности с менее выраженным фруктовым тоном хороши со спагетти, запеканками и пикантным сыром Pecorino.

Vernaccia di San Gimignano обладает значительным телом и хорошо идет с местными острыми, пряными салатами и блюдами из бобовых. Хотя вина Vin Santo и в самом деле хороши, но их трудно найти и они дороги; традиционно их неторопливо потягивают на десерт, вместе с cantucci (сухими ореховыми бисквитами).

ИНФОРМАЦИЯ да Я ПОКУПАТЕЛЯ ЗА ЧТО Я ПЛАНУ?

По стоимости тосканские вина занимают весь ценовой диапазон. На верхнем конце планки Brunello di Montalcino и Vino Nobile di Montepulciano должны действительно иметь хорошие букеты, иначе они не оправдывают свою цену. В Кьянти есть хорошие дешевые вина, которые можно приобрести на месте, но не все экспортированные кьянти будут хорошим приобретением. Однако качество за последние годы упало, и если искать хорошие названия, то, наверное, что-то удовлетворяющее найдется. Carmignano из Капеццаны - хорошее и не слишком дорогое Sassicaia которое в прошлом было Vino da Tavola, а теперь - DOC, непомерно дорого, но это вино мирового класса; то же самое можно сказать в отношении некоторых «супертосканских» Vino da Tavola но даже те, которые не являются выдающимися, по-прежнему стоят крайне дорого. Тосканские белые - как недороги, так и неинтересны, за исключением немногих «бутиковых» вин из «шардоне» и других международных разновидностей - эти могут быть и дорогими, и интересными.

ДОСТУПНОСТЬ

Возможно, кьянти - самое известное итальянское вино, и в продаже оно имеется почти везде. Тем не менее выбор хорошего кьянти требует определенной осторожности. По-прежнему есть немало импортеров и дешевых заграничных итальянских ресторанов, которые подбирают вина, единственно ориентируясь на цену. Другие тосканские красные вина не получили широкого распространения. Brunello di Montalcino. Vino Nobile di Montepulciano, Carmignano и лучшие Vino da Tavola обычно можно отыскать лишь в специализированных магазинах. Белые вина не так легко найти за пределами Тосканы или итальянских ресторанов, и часто они все равно не стоят усилий, потраченных на их поиски.

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЙ

Chianti Classico 1997 (Isole е Olena) качество 8*, цена 7*, ценность 8*

Хорошие годы: Тосканские белые вина лучше всего пить молодыми. Ныне гораздо больше красных вин выпускаются в продажу также молодыми. Только Brunello di Montalcino и лучшим Vino da Tavola требуется длительная выдержка после поступления в продажу.
Замечания о вкусе. Кьянти меняет курс от вина изысканного к основному, но в своем лучшем - пряном и скорее агрессивном проявлении оно великолепно сочетается с итальянской кухней. Brunello, Vino Nobile Carmignano и лучшие Vino da Tavola - богатые, плотные и более концентрированные. Белые вина по большей части легкие и более или менее ореховые.

Внимание, только СЕГОДНЯ!