Из курицы

Простая народная пища - обычаи и культура. Что ели наши предки на руси

Простая народная пища - обычаи и культура. Что ели наши предки на руси

Кулинарные традиции русского народа уходят своими корнями в глубокую древность. Еще в дохристианской Руси, когда праздновалась масленица и приносились бескровные жертвы богам, были известны такие некогда ритуальные блюда, как каша, блины, весенние жаворонки и другие. Славяне занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо. В Х веке, по утверждениям путешественников, славяне “более всего сеют просо”. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: “Господи, ты, который давал нам пищу до сих пор, дай нам ее и теперь в достатке”.

Чуть позже появляется обрядовая каша — кутья. Она готовилась из зерновых с добавлением меда. Обычную кашу славяне варили из муки, для чего размалывали зерна, на воде или на молоке. Из муки выпекались хлебы — сначала пресные лепешки, а потом калачи и пироги, приготовленные на меду.
На Руси занимались возделыванием и огородных культур. Самыми популярными были капуста, огурцы, репа, брюква и редька.

Древние летописи, рассказывавшие о судьбах государства, войнах и бедствиях, тем не менее иногда упоминали факты, так или иначе, связанные с продуктами и питанием.

Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).

Год 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.

Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны. Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.

Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».

Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.

Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель.

Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в Х—XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.

Жарка на углях — древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV—XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже — в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в Х в.

В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских поваров.

Монастырские повара были весьма искусны. Князь Изяслав, побывавший за рубежами Русской земли, много видавший, особенно любил «трапезы» печерских иноков. Сохранилось даже описание труда поваров той эпохи:

«И облечеся въ власяницо и на власяницю свиту вотоляну, и нача уродство творити, и помагатъ нача поварамъ, варя на братью... И по заутрени идяше в поварницю, и приготоваше огнь, воду, дрова, и придясу прочий повари отъ брать».

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свидетельствует описание одного из домов богача XII в., где упоминается множество «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающе съ потьмъ» .

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила основой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611—1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья — щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, медки и другие.

Характер приготовления блюд русской кухни в значительной степени обусловлен особенностями русской печи, которая в качестве очага столетиями верно служила и простому городскому люду, и знатным боярам, и посадским крестьянам. Древнюю Русь невозможно представить как без рубленых изб, так и без знаменитой русской печи.

Русская печь своим устьем всегда была повернута к дверям, так чтобы дым самым коротким путем мог выйти из избы через открытые двери в сени. Печи в курных избах были большими, в них можно было готовить одновременно несколько кушаний. Несмотря на то, что пища порой слегка отдавала дымом, у русской печи были и преимущества: блюда, приготовленные в ней, отличались неповторимым вкусом.

Особенностями русской печи обусловлены такие черты нашей кухни, как приготовление блюд в горшках и чугунках, жаренье рыбы и птицы крупными кусками, обилие тушеных и запеченных блюд, широкий ассортимент выпечных изделий — пирогов, крупеников, расстегаев, кулебяк и т. д.

С XVI столетия мы можем говорить о различиях кухни монастырской, сельской и царской. В монастырской играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе - в непостное время обычно мясное - и пироги или пирожки, которые ели "на десерт".
Закуски были самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет. К концу XVII века популярен стал студень (от слова "студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи - помните присловие: "Щи да каша - пища наша" - так вот, щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.

Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки. Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

А вот на пирах бояр стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150—200. Обеды длились 6—8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.

Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов. Да и то очень умеренно. Рыбу для пирогов, например, не измельчали, а пластовали.

На пирах было принято пить мед до застолья, как возбуждающее аппетит, и после него, в заключение пиров. Пищу же запивали квасом и пивом. Так происходило до XV века. В XV веке в России появилось “хлебное вино”, т. е. водка.

В XVII веке начал меняться порядок подачи блюд (это касается богатого праздничного стола). Теперь он состоял из 6—8 перемен и в каждую перемену подавали только одно блюдо:
- горячее (щи, похлебка, уха);
- холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
- жаркое (мясо, птица);
- тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
- пироги несладкие, кулебяка;
- каша (иногда ее подавали со щами);
- пирожное (сладкие пироги, пирожки);
- заедки.

Что касается напитков, то, например, реестр отпущенных с Сытного двора для приема польских послов гласил: “Встол в наряд (от Сытного двора) было питей про Вел. Государя: 1 подача: романеи, бастру, ренскаго,по купку; 2 подача: малмазеи, мушкателя, алкану, по купку жъ; 3 подача: кипареи, вина французского,вина церковнаго, по купку жъ; медов красных: 1 подача: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, по ковшу; 2 подача: 2 ковша меду малиноваго, ковш же меду боярского; 3 подача: 2 ковша меду можжевеловаго, ковш меду черемховаго; белых медов: 1 подача: 2 ковша меду паточнаго с гвоздцы, ковш меду ковшечнаго; 2 подача: 2 ковша меду с мушкатом, ковш меду ковшечнаго; 3 подача: 2 ковша меду с кардамоном, ковш меду ковшечнаго. Всего про Великого Государя: романеи, бастру, ренскаго, малмазеи, мушкателя, алкану, кинареи, вина французскаго, вина церковного, по 6 кружек, да с 6 чарок водки; медов красных: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, костеничнаго, черемховаго, можжевеловаго, обварнаго, по ковшу; меду белых: ковшечнаго с гвоздцы, с мушкатом, с кардамоном, по 8 кружек, 9 кружек сахарнаго. Про бояр, и про околичных, и про думных людей, и про послов, и про королевских дворян: 2 кружки водки анисовой из романеи, коричной тожъ, 8 кружек водки боярской, 5 ведер романеи боярской тожъ, 5 ведер бастру, 2 ведра ренскаго, 5 ведер алкану, 4 ведра вина фряжскаго, 3 ведра вина церковнаго, 8 ведер вина вишневаго, 4 ведра меду малиноваго...” И это еще не конец реестра.

Однако, несмотря на разницу в количестве блюд у богатых и бедных, характер пищи сохранял национальные черты. Разделение произошло позже, с петровских времен.

На формирование русской кухни оказывал влияние и культурный обмен с соседними народами. Сразу же, как только после крещения на Русь пришла из Болгарии славянская письменность, стали переводиться и переписываться книги, причем не только богослужебные. Русский читатель в это время мало-помалу знакомится с литературными произведениями, историческими хрониками, естественно-научными сочинениями, сборниками изречений, В очень короткие исторические сроки — во времена Владимира и особенно его сына Ярослава — Русь приобщается к культуре Болгарии и Византии, русские люди активно усваивают наследие античной Греции, Рима и Древнего Востока. Наряду с развитием духовной и культурной жизни, на Руси введение церковных канонов в значительной мере изменило характер питания. Вошли в обиход пряности и приправы: черный и душистый перец, гвоздика и имбирь, заморские плоды — лимоны, новые овощи — кабачки, сладкие перцы и др., новые крупы — «сарацинское пшено» (рис) и гречневая крупа.

Русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских — «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных соседей — Индии. Китая, Персии. Первые русские люди, побывавшие в этих странах, привезли оттуда много новых впечатлений. Многое узнали русские из знаменитой книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1466—1472 гг.), содержащей описание незнакомых на Руси продуктов — фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634—1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кавказа и Ближнего Востока. Вот его наблюдения о том, как на Востоке осуществлялось производство сахара: «Да в том же Египте родится камыш, а из него делают сахар. А камыш копают близ моря... и как поспеет камыш, и ясти его, как есть сотовый мед».

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летописи: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI—XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были известны квасы — житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и механизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные наставления древних:

«Пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше, и тесто месяше и квасяше». Или: «А квас им квасить кислошную гущею, а не дрожжами». «Квас же разлучает совокупление и склеение теста и делает хлеб жидок и бухон».

И другие литературные источники подтверждают познания русских людей в области продуктов питания. Так, в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.) содержатся многочисленные рассуждения об отличии, например, молока коровьего от козьего, мяса заячьего от медвежьего и т. д. Любопытно, что уже тогда русские люди имели представление об антисептических свойствах белка: «белок яичный кладут в лекарство... на болячки и на всякие раны подкожные. Также пособляет белок на опрелину, в горячей воде обмачиваючи прикладывати» (раздел «о яйцах куречьих»).

Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.

Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.

Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.

«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.

Суп хлебный крестьянский. Небольшие сухие корки белого хлеба поджарить в жире с мелко порубленной петрушкой и мелко нарезанным луком, затем залить водой, посолить, поперчить и довести до кипения. Непрерывно помешивая, влить в суп тоненькой струйкой растертые яйца. Этот суп, по вкусу напоминающий мясной, нужно тотчас подавать к столу.

Сбитень-жженка. Чтобы получить жженку, сахар в ложке нагреть над слабым огнем, пока не образуется темно-коричневый сироп. Мед растворить в 4 стаканах воды и кипятить 20—25 мин, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Полученную смесь процедить через марлю и добавить для цвета жженку. Подавать горячим.

"Монастырская курица". Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть сковородой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

На фоне всяческих там "санкций" и для наших и для не наших интересно обсудить вопрос "от сохи" так сказать. А именно — поговорить о том, что едят в деревне. Между прочим, для городских жителей это может оказаться весьма интересным.

По утрам в деревне едят кашу с молоком и маслом. Идеал здорового питания — недорого, вкусно, сытно и полезно! На обед на столе обязательно будет свежий суп. Никаких пакетиков! Без ужина тоже никто не остаётся. Но готовится это всё совсем из других продуктов, нежели в городе.

Хлеб всему голова
Хлеб в деревне пекут сами. Конечно, большинство сельчан печёт его уже не в русской печке, а в современной газовой духовке. Но факт остаётся фактом: деревенские жители хлеб не покупают, а выпекают сами. У хороших хозяек есть "секретно-ингредиентные" сорта. Французский багет или Бородинская буханка тут получаются вкуснее и ароматнее, чем на заводе. А то, что этот хлеб полезнее — это и так ясно. Никто не будет в хлеб, который пекут для себя, добавлять какую-то "бяку".

Особо продвинутые хозяйки пекут хлеб на продажу. Покупатели из коттеджных посёлков и из Москвы заказывают по нескольку единиц выпечки еженедельно. Есть даже такие сельчанки, которые поставляют хлеб в некоторые столичные рестораны. Стоит такой хлеб на порядок дороже магазинного, но пользуется хорошим спросом.

Кстати, насчёт фабричного хлеба. Если вы не знаете, то большинство хлебозаводов принимает обратно хлеб, не реализованный магазинами (просроченный). И... выкидывает его. Все деревенские жители знают, где поблизости находится такое "место расточительства" и наезжают туда чтобы набрать относительно свежего хлеба на корм мясо-молочной скотине.

Молоко и околомолочное
Корова — дорогое и сложное удовольствие. Не в каждой деревне коровы сейчас есть. Но парное молоко найти и купить, при желании, можно. Крупные и мелкие фермеры держат коров и торгуют молоком.

С 3-х литров деревенского молока можно легко снять 800 гр сливок и даже сбить из них масло. Можно и сметану и масло покупать у той же молочницы. Сырое крестьянское молоко нужно сразу кипятить! Но, даже если молоко прокиснет — из него получится отличный творог. И сыворотка не пропадёт — её используют в выпечке или отдадут той же скотине. Некоторые из молока делают домашний йогурт для детей. И он гораздо вкуснее "растишки".

Коза — менее сложное удовольствие, чем корова. Несмотря на то, что козье молоко не всем по вкусу, оно является отличным источником... сыра. Да-да! Брынзу, Моцареллу, Пармезан, Бри и другие деликатесы многие жители в деревне делают сами из козьего молока. Вкуснятина необыкновенная! Нравится он даже тем, кто сыр не очень любит. Так что у хороших хозяек холодильники всегда заполнены вкуснейшим, свежим деликатесным сыром. Опять же — всегда можно выделить часть запасов на продажу. Покупают такой сыр даже в некоторых столичных ресторанах.

Мясная кулинария
В деревне мясо разнообразнее, чем в городе. Коза уже упомянута. Кроме неё есть свинина. Сало каждый солит по собственному рецепту и в подарок соседям могут принести "свою засолку". А ещё есть баранина, крольчатина, говядина. Кстати эта самая свинина, баранина и крольчатина размножается. Только успевай кормить и поедать то, что выросло. Это мясо. А ведь есть ещё и птица.

Ну и бонусом к птице идут яйца. Куриными никого не удивишь, хотя деревенское яйцо от городского отличается существенным образом. Куры могут нестись всю зиму, если включать им вечерами свет в курятнике и обогревать их жилище. Яйца — и еда и источник дохода. Другая птица так же способна производить яйца. Если нет необходимости выводить из них птицу — эти яйца тоже идут или в пищу или на продажу.

Закрома Розины Родины
С осени всевозможные заготовки закатывают и сносят в . Туда же складируется картошка, морковь, дайкон, свёкла, лук (разный), хрен, чеснок, фенхель и прочие чудеса огородного творчества.


Яблок, кстати, во многих местностях можно осенью набрать в каком-нибудь заброшенном совхозном саду. Хоть тонну собери — главное увези и сохрани. Некоторые дачники, которым лень перерабатывать урожай тоже часто предлагают забрать у них яблочки и другие плоды. Кстати – такие дармовые, экологически чистые яблоки идут и на корм скотине. Те, которые слегка подбитые и долго не пролежат. Скотинка очень радуется и даёт хорошее молоко и мясо!


Какое-нибудь лечо собственного приготовления, открытое зимой — неизменный источник наслаждения для хозяев и гостей. Остальные припасы позволяют хозяевам спокойно дожить до следующего лета, почти не выбираясь в магазины (фотографии сделаны в деревенском доме).



Пиво, воды, соки
Пивоварня или самогонный аппарат в сарае или в подвале — это не экзотика. Это реальность. Поскольку гонят и варят всё это для себя, любимого, то качество выпивки отменное. Торговать алкоголем нормальные люди не будут (незаконно же), но запросто напоят и одарят гостя собственным вином, пивом или "джином". И всё это будет вкусным, а голова утром болеть не будет. При этом напиваться до жути нормальный сельский житель не станет – просто незачем.

Летом в каждом доме делают квас. И выпивают сотни литров этого вкуснейшего домашнего напитка. А зимой пьют компоты или морсы из ягод, замороженных с осени. Кстати — промышленные морозилки есть во многих домах.

Свежая зелень
Тёплый зимний парник — это тоже уже не экзотика. Знаем людей, которые в небольшом парнике выращивают салаты в полу-промышленных масштабах, снабжая столичные рестораны наисвежайшей зеленью, выращенной не на питательном растворе, а на земле — как и положено. Деревенская зелень от магазинной отличается существенно. Каждый, кто попробовал — подтвердит это.

Магазинные закупки
В магазине покупают то, что нельзя вырастить самостоятельно. Впрочем, некоторые деревенский жители экспериментируют в парниках даже с ананасами.)))

Муку, крупы и прочие нужные продукты в деревне покупают мешками. Зачем несколько раз в месяц машины/телеги гонять? Благо в деревенском доме места много — это вам не квартира! Есть, где хранить продукты и использовать их по мере надобности.

Покупают в магазинах чай, кофе, некоторые сладости, а так же деликатесы. Рыбу и икру, кстати, некоторые деревенские жители получают "по бартеру" от родственников откуда-нибудь с Мурманска или с Дальнего Востока. Такие деликатесы часто служат подарками для соседей. Впрочем, в ближайшем райцентре в магазине обычно есть всё то же самое, что в столице. Здесь есть даже суши-бары (но об этом — в другой раз).

Самолепное...
Кстати. Суши тоже можно готовить дома. Что деревенские жители и делают. И эти суши вкуснее, чем в ресторане. Ещё упомяну о пельменях, которые гораздо чаще встречаются в наших пенатах. Их вручную лепят сотнями, выносят на мороз, а потом складируют в холодильники и используют по мере надобности.

Деревенская идиллия
Вот теперь представьте. Зимний вечер. На столе дымящаяся гора свежих пельменей (с собственным мясом), свежевыпеченный хлеб, свежайшая сметана, домашние соленья, бодрящий хренок и бутылочка домашнего вина.... И тихий, неспешный разговор людей, собравшихся в гостях по соседски обсудить местные дела. Ведь, в отличие от офисного населения, зима в деревне — время отдыха... А зима в России длинная, гораздо длиннее лета)))))

Впрочем, о чём разговаривают в деревне зимними вечерами, мы узнаем в следующий раз.

Еще лет 10 назад я и представить себе не могла, что именно консервативный деревенский уклад со всеми его атрибутами в виде сна на теплой печке, полоскания белья в ручье, парилки в бане по-черному, приготовлением еды в русской печи, возделывание огорода может слишком плотно войти в мою жизнь. Сиюминутное желание иметь домик в деревне в итоге вылилось в яркие воспоминания о первых знакомствах с русской печью и баней по-черному. Про первые огородные опыты вообще вспоминать страшно.

Сейчас хочу рассказать о печке, но не о той голландке из красного кирпича или о камине в гостиной, а именно о печке русской, на которой Емеля валялся. Тот, кто видит её впервые и думает, что топить её дело простое, то он либо просто городской идиот либо потерял связь с реальностью и витает в облаках собственной самонадеянности. Печка, на которой можно спать и в которой не только можно, но и нужно готовить, сейчас вызывает ощущение анахронизма и её сразу хочется снести, как пережиток старого, трухлявого и грязного. Затем воздвигнуть на её месте что-то типа одного из вариантов Кузнецова. Если в новокупленном доме русская печь имеет место быть, её надо реставрировать и беречь. Естественно, если вы купили дом с печкой, которая треснула пополам и швы разошлись на полметра, то а таком случае сносить надо не только печь, но и сразу весь этот Кошкин дом.

Топить русскую печь только для того, чтобы погреть спинку или помещение в доме, равносильно безответственному попустительству. В ней надо обязательно готовить, так как попусту сжигать дрова для прогрева лежанки ни в одной деревне не принято. И это не зависит от количества дров в сарае, пусть даже их там еще лет на пять припасено.

Готовить надо всегда легко и непринужденно! И это не зависит от места и способа приготовления пищи.


Изначально в русской печке готовили простые блюда русской деревенской кухни, например, щи в горшке, блины, различные каши, в горшке варили картошку или парили ягоды, и, конечно же, в печи пекли пироги. Поэтому у большинства русская печка ассоциируется только с кулинарией деревенской.

К сожалению, при готовке в русской печке есть один существенный нюанс. Остывшую печку топят один-два часа, за это время надо успеть все пожарить, и после протопки есть 2-4 часа, в течении которых можно печь пироги, готовить мясо, и доводить до готовности в стадии томления другие блюда.

И совершенно не обязательно топить печь только пару раз в неделю, например, один раз в пятницу, чтобы испечь хлеб на всю неделю и другой раз в среду, чтобы приготовить щей большой котелок. Русскую печь нельзя перетапливать, поэтому с электрической духовкой ей тягаться сложно. Надо умудряться вовремя и разумно использовать температурный режим и успевать готовить в печке до того момента, когда она начала конкретно остывать. В своей русской печке лютой зимою я готовлю через день, в теплое время года она используется в более щадящем режиме. И вообще. у меня в деревне есть газовая плита, поэтому 100% кантри-жизни что-то не получается.

Что можно готовить в русской печке? Абсолютно все! И никаких ущемленных кулинарных горизонтов!

Итак, что же я могу приготовить в русской печке.

Каши, всё из яиц, блинчики, оладьи и т.п.

Можно приготовить рыбу не только в собственном соку, но и запеченую или жаренную с корочкой.

Мясо и птица могут быть приготовлены не только по типичным деревенским рецептам, но и как в обычной духовке. Можно сделать шашлык, получится как на открытом воздухе или создать свиной окорок с медовым соусом.

А уж варианты приготовления овощей и первых блюд ограничиваются только собственной фантазией.

Самое удивительное, что в русской печке можно коптить любые продукты! Любой доступ к дымоходу предполагает, что можно соорудить подвес и вешать на крючке хоть ребрышки, хоть рыбу, хоть пирожное с кремом, хотя последнее это лишнее. Процесс копчения, в зависимости от температуры дыма, может быть как горячим, так и холодным.

В печке можно печь не только бисквиты для тортов или коржи для наполеона, но и делать куличи на Пасху. К сожалению, у меня не было возможности своевременно раздобыть сахарную пудру, поэтому на этих куличах сверху не белоснежная шапка, а шоколадный заварной крем. Чтобы куличи не прилипли к маленьким кастрюлькам, в которых они выпекались, их стенки надо обязательно смазать маслом и обсыпать мукой. Когда куличи остынут, то кастрюльки надо перевернуть и куличики сами из них выпрыгнут.

Есть еще один способ улучшить вкус своих блюд. Просто когда что-то готовишь, то надо думать только о том, что ты готовишь и при этом всегда быть в хорошем настроении.

Когда результат готовки получается неудовлетворительный, в смысле еда недоварена, разварена, пережарена, пересолена или наоборот, или положили не те приправы, и вообщем вкус не такой, какой хотелось бы, то причина только одна - вы не были сконцентрированы на процессе или были в плохом настроении. Соответственно, никакого удовольствия ни во время, ни после готовки не получили. Готовить "на автомате" можно только в СВЧ или мультиварке, закидал все в одну кастрюлю, а через 20-30 минут радостно вытащил свое варево или месиво. Ах, как вкусно и полезно...но только для младенцев и старичков. В споры вступать не буду - каждому свое.

Кухарничество предполагает собранность и безотлучное присутствие на месте, исключая только случай, если вы поставили вариться мясо для холодца, часа на три. И то надо каждые полчаса проверять какие дела творятся под крышкой.

В русской печке процесс готовки требует особенной внимательности. Поэтому сначала надо все подготовить, а уже потом растапливать печь. Пока печь топиться в неё можно ставить для жарки мясо, рыбу или совсем рядом с огнем поставить варить картошку, в это время из уже подошедшего теста пора начинать лепить пирожки. Время ограниченно, используйте его целесообразно.

Для того чтобы немного подтеплить печкину лежанку дров надо в разы меньше, чем, например, для варки картошки в чугунке. Поэтому берем чугунок, режем в него лук, наливаем масло, ставим на под, жарим рядом, с только что разгоревшимися, дровами. Лук пожарился, закладываем фарш, специи, томатный соус, я еще наливаю на 0,5 кг фарша стакан молока. Размешали, накрыли крышкой. И пока горят дрова, времени вполне хватит, чтобы приготовить болоньезе для спагетти.

Многие говорят, что посуда в русской печке сильно пачкается. Не соглашусь. Вот если вы поставите чугунок прямо в костер, тогда да, чтобы потом его отмыть ищите железный ершик.

Русская печь имеет высоту до свода около 80 см, длина пода в моей печке около 1,75 м, ширина около 1,2 м. Соответственно объема влздуха более 1,5 кубометра для дыма от 8-10 горящих поленьев вполне хватает. Я повторюсь, что разговор идет именно о русской печке, а не о современных очагах с размером пода 0,5х0,5м, с варочной поверхностью и пристроенной лежанкой. От поверхности, которая и называется под, то бишь на ней стоит сковородка, чугунок или противень, до нижнего уровня дыма минимум 25-30 см. Если с трубой проблем нет, то дым свободно уходит в неё через устье и вьюшку, и никогда не будет низко висеть в горниле.

Горнило - это внутреннее воздушное пространство печки, в котором происходит сжигание дров.

Под - так называется поверхность, на которой горит костер и готовится еда.

Устье - это отверстие в русской печи, через которое закладываются дрова. После того, как печь затоплена, то сначала дым собирается в горниле и, упираясь в свод, ищет выход на улицу. Выходит он через устье, далее устремляется вверх через отверстие над устьем, которое называется вьюшка. Дальше свободно утекает в атмосферу через трубу.

Труба далее не имеет права прямотоком устремляться в небо. Она должна быть изогнута в виде буквы Г. Первая часть трубы (первая сторона буквы Г), которая следом за перекрытием потолка лежит на втором этаже или на чердаке должна быть обложена кирпичом или быть вся кирпичная, хорошо если в длину она будет метра 2. Такую часть трубы у нас в деревне называют Боров. Боров нагревается горячим дымом, а если он будет отсутствовать и будет прямая труба в небо, то будет малая тяга и, до кучи, ценными дровами будем топить улицу. Это принцип работы камина и очага 17-го века. В последствии, когда все дрова прогорят, и надо будет печь пироги и, соответственно, долго держать высокую температуру, то надо закрыть въюшку. В этом случае теплый боров будет как дополнительная заглушка от попадания холодного воздуха сверху.

Печка топится только сухими дровами, от влажных много сажи, а это опасно, вплоть до её самовоспламенения.

Напоследок еще один элементарный пример готовки в русской печи.

Каша. Причем любая. Как вы её варите на газовой или электро плите? Молоко в кастрюлю налили, кинули крупу, соль и сахар, в процессе закипания помешали и через несколько минут готово. В печке то же самое, только кашу хорошо готовить уже после пирогов, а лучше через полчаса-час после того, как дрова прогорели. Просто поставьте ту кастрюлю около стеночки и закройте устье заслонкой. Через полчаса будет шикарная еда, положить масло сливочное сверху и сразу в рот. Каша не варится как на плите, получая жар только от дна кастрюльки, а нагревается со всех сторон, получая тепло в виде инфракрасного излучения от камней, кирпичей, глины, в общем от того из чего печь сложена.

Инфракрасное излучение - это практически обычный свет. Спектр его человеческому глазу не видим, так как попадая на предмет инфракрасные волны не превращаются в освещение, а поглощаются предметом, переходя потом в энергию тепла. Чем выше температура нагревания камней, из который построена печь, тем интенсивнее излучение. Инфракрасные волны не нагревают воздух, а нагревают предметы, соответственно еда не готовится горячим воздухом, и процесс готовки идет за счет инфракрасных волн.

Засуньте руку в протопленную печь, в ней практически комфортно, только через какое-то время начнет ощущаться жар. Потрогайте руками внутренние стены или под без углей - обожжетесь.

Многие интересуются тем, как определить степень разогрева русской печи. В смысле не слишком ли горячо и может повременить чтобы ставить в неё пироги, или наоборот, еще не достаточно протоплено. Мой откровенный совет - все познается только опытным путем. Никакое поджигание бумажек не подскажет вам соответствие температуры и времени на приготовление того или этого. Я сейчас говорю про те бумажки, кусочки которых бросают в печку, а потом изучают их внешний вид и степень сгорания, чтобы определить температуру внутри горнила. Не ориентируйтесь на лукавые подсказки, не тратьте свои нервные клетки на пустое. Если не можете интуитивно прочувствовать, то запоминайте и записывайте сколько надо заложить дров для того, чтобы потом печь пироги, сколько для каши, для мясных рулетов или для стейка с кровью. Через десяток протопок русской печи можно уже спокойно готовить в ней рождественского гуся или галантин. Изучайте процесс готовки в русской печи доверяя только своему чутью. Все русские печи разные и к каждой свой подход. Упражняйтесь и обогащайтесь навыками, а новые кулинарные идеи придут вместе с хорошим настроением и богатой фантазией.

Так что вот, русская печь это вам не микроволновка и не мультиварка и, уж тем более, не домашняя духовка.

Русская кухня характеризуется следующими чертами: чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммы, строгими канонами приготовления. Истоки русской кулинарии начинаются с создания зерновых каш, в первую очередь овсяной, ржаной и национального русского квасного (то есть кислого) хлеба из ржаной муки.

Уже в середине IX века появился тот чёрный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню.

Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебенных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки. Последние три категории почти на столетие позже, после появления пшеничной муки

Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трёх десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно крахмальных киселей.

В самом начале древнерусского периода сложилиcь и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с мёдом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мёд, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции.

Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком. Они также отличались разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овёс, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница тоже три: целик, коркот, манную и т. д.), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие)

Всё это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трёх видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия. Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.

Уже в раннее средневековье возникло чёткое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно рыбно грибной) и скоромный (молочно мясо яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты.

Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).

Тот факт, что большинство дней в году от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.).

На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солёными (квашеными), пареными, варёными или печёными отдельно одно от другого.

Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п.

Ещё большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, солёном, запеченном и реже в жареном виде.

Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто рыбой. Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.

Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счёт применения различных масел, преимущественно растительных конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее подсолнечного, а с другой употреблением пряностей.

Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причём в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI начале XII века их дополнили имбирём, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.

В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название хлёбоваk. Особенное распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлёбки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трёх элементов воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка.

Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.

Национальный сладкий стол состоял из ягодно- мучных и ягодно- медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоёмкой обработкой.