Из рыбы

Поминальный обед: меню. Что приготовить на поминки? Постный поминальный стол - что готовить

Поминальный обед: меню. Что приготовить на поминки? Постный поминальный стол - что готовить

Я часто рассказываю о своей работе, о том в каких количествах и на сколько персон мне приходится готовить на какое-либо мероприятие. Но почему-то одну часть своей работы обхожу стороной. И совершенно напрасно, как выяснилось. Очень часто в личных обращениях мне приходится давать консультации по приготовлению поминальных обедов. Очень часто такие обеды мне приходится готовить самой.

Совсем недавно у меня разгорелся совершенно дурацкий спор о том, приемлимо или нет на поминках, разрезать блинчики на две части. И в пылу этого спора выяснилось такое количество заблуждений и суеверий, связанных именно с поминками. Так что такой текст просто назрел.

Я искренне желаю, чтобы мои советы вам никогда не пригодились. Но если всё таки в вашей семье потеря – то пусть этот текстпоможет вам сориентироваться в тяжелую минуту.

Итак, поминальный обед .

Усопших по христианской традиции поминают трижды. В день похорон, на 9 и на 40 дней. В день похорон на обед приглашают всех, кто пришел попрощаться на кладбище.

Следует помнить, что поминальный обед – это всего лишь обед и ничего больше.Ни в коем случае не следует превращать его в долгое застолье с излишествами. Ни в коем случае на столе не должно быть спиртных напитков.Еда должна быть максимально простой, сытной. Обязательно горячей (особенно зимой и в межсезонье).Для того чтобы уставшие люди, пришедшие простится с близким и родным человеком могли успокоиться, согреться и совместно помолится об упокоении, вспомнить человека и его добрые дела.

Если поминки приходятся на постный день – то и обед готовится постный. Я приведу два варианта поминального меню, с учетом скоромных и постных дней вы сможете выбрать более для вас подходящий вариант.

Многие обычаи соблюдаемые с невероятным упорством, не имеют никакого отношения к Православию. Например, принято ставить рюмку с водкой прикрытую куском хлеба, якобы для покойного. Но подумайте сами – зачем вашему дорогому покойнику на том свете водка? По вашему ему не мешает замахнуть сто грамм перед тем как явится на суд к Отцу Небесному? Согласитесь – это не просто глупо, но и кощунственно. Точно так же как положить в гроб сигареты, или даже втыкание зажженных сигарет в могилу. Вместо свечи – сигарета.

Даже если ваш близкий был при жизни заядлым курильщиком и выпивохой, после смерти он нуждается единственно в ваших молитвах, а не в алкоголе и никотине.

Для этого существует традиции дарить пришедшим на похороны небольшие вещицы для поминания.Эти вещи – действительно поминальные, служат нам напоминанием, своеобразным будильником. Пользуясь такой вещью, мы вспоминаем, по какому поводу она у нас оказалась, и возносим молитву за этого человека. Чаще всего таким вещами являются носовые платки. Но моя бабушка, например, на похороны себе собирала вещи заранее, и помимо носовых платков, приготовила расчески для женщин и мыло для мужчин. Она была практичная, и знала, что носовым платком в деревнях не часто пользуются. А вот мыло и расческа нужны ежедневно, и значит поминать её будут чаще.

Традиции завешивать зеркала в доме умершего, не использовать за поминальным столом вилки и ножи – тоже языческие и не имеют никакого отношения к Христианству.

Точно также расхожая фраза земля ему пухом - никак не годится дляпрощания с покойным. В земле пухом нуждаются лишь те, кому придется копать могилу. А родственникам умершего лучше выражать соболезнование словами упокой Господи его душу.

Перед началом поминальной трапезы читается молитва Отче наш и 17 кафизма из Псалтири. По окончании обеда читается молитва со святыми упокой Христе, душу раба Твоего (имярек) в месте злачне, в месте покойне и сотвори ему вечную пямять. После чего все присутствующие троекратно поют Вечная память и расходятся.

Если людей пришло много, то поминальные обед проводят в две-три очереди. Как правило, в первую очередь за стол усаживают приехавших издалека гостей. Во вторую – все остальные гости. В третью очередь за стол садятся близкие родственники и те, кто помогал хоронить и накрывать стол.Вот поэтому обедать не принято долго. Помолились, поели, помолились. Быстро привели стол в порядок и накрыли опять.

Ещё одно заблуждение – что на поминках не благодарят. Какое отношение к покойному имеют слова благодарности в адрес тех, кто готовил обед и накрывал на стол? Сдержанные и искренние слова благодарности всегда к месту.

На поминальный обед принято готовить суп. Это либо борщ (который может быть постным) либо суп-лапша домашняя. На второе блюдо – котлеты, либо жареная курица, либо жареная рыба. Если вы подаете мясное блюдо, то отдельно, на общие тарелки можно поставить рыбное блюдо. В качестве гарнира – картофельное пюре или гречневая каша. Можно приготовить салат из овощей по сезону. Но рекомендую не выкладывать его на общие тарелки, а добавлять по 2-3 ложки салата в качестве подгарнировки ко второму блюду.

Напитки – компот из свежих ягод или сухофруктов или кисель. Чай и кофе – по желанию. Обязательно готовят кутью, которую заранее освящают в церкви. Это блюдо символизирует Жизнь Вечную и попробовать его должен каждый из гостей.

Блины (по 1-2 на каждого гостя) выкладывают либо на общие тарелки, либо на небольшую пирожковую тарелку для каждого гостя непосредственно. Принято печь небольшие сдобные булочки и ставить вазы с конфетами. Как правило, булочки и конфеты гости не съедают за столом, а берут с собой. Чтобы позже, возможно дома, помянуть ещё раз усопшего.

В скоромные дни, если в качестве второго блюда подают мясо, на стол отдельно на общие тарелки можно поставить жареную рыбу.

Теперь я приведу пропорции и количество продуктов, которые вам потребуются для приготовления поминальных обеденных блюд.

Кутья

На поминальный стол для 50 человек:

500 граммов круглого риса

200 грамм изюма без косточек

200 грамм кураги

3 столовые ложки меда

1 чайная ложка соли

Курагу порежьте небольшими кусочками и замочите вместе с изюмом в кипятке на 30 минут. Затем откиньте на дуршлаг.

Рис промойте, залейте 1 литром воды, посолите и сварите не размешивая на среднем огне. Варите рис7-10 минут после закипания. Затем снимите с плиты и оставьте под крышкой на 10 минут.Затем всыпьте изюм и курагу, добавьте мед и хорошо размешайте. Подавать кутью следует в маленьких пиалках с чайной ложкой. Каждый из присутствующих должен съесть три чайные ложки этого блюда.

Суп-лапша домашняя

На 50 порций потребуется:

Мясо курицы (можно куриные окорочка) 1,5-2 килограмма

Морковь – 600 грамм

Масло растительное – 100 грамм

Вода – 12 литров

Соль – 2 столовые ложки с верхом

Молотый перец, зелень укропа свежая или сушеная, лавровый лист

Для лапши:

1 килограмм муки высшего сорта

6 яиц

1 чайная ложка соли

Сварите куриное мясо в подсоленной воде. Процедите бульон. Курицу переберите – отделите мясо от костей и порежьте небольшими кусочками. Морковь очистите, и натрите на мелкой терке. Спассеруйте морковь на растительном масле. Добавьте в бульон мясо курицы и пассерованую морковь и доведите до кипения.

Отдельно заранее приготовьте лапшу. Соедините яйца, соль и муку. Замесите крутое тесто. Разделите его на на 10 частей. Каждую часть раскатайте скалкой очень тонко и слегка подсушите. Затем из получившихся сочней нарежьте тонкую лапшу.

Непосредственно перед приходом гостей опустите лапшу в бульон с куриным мясом и пассерованой морковью. Доведите до кипения и сразу же снимите с плиты. Добавьте перец, укроп и лавровый лист.

Борщ постный

На 50 порций потребуется:

2-3 килограмма свежей или 2 килограмма квашеной капусты

1 килограмм свеклы

500 грамм репчатого лука

500 грамм моркови

300 грамм томатной пасты

3 килограмма картофеля

200 грамм растительного масла

10 литров воды

2,5 столовые ложки соли

Молотый перец

Зелень, лавровый лист

Очистите картофель, порежьте крупными кубиками. Когда вода закипит, опустите в неё картофель и посолите.

Свежую капусту мелко нашинкуйте. Если капуста квашеная – хорошо промойте её проточной водой и откиньте на дуршлаг. Свеж ую капусту добавляйте в суп вместе с картофелем. Квашеную – почти в самом конце – когда картофель сварится.

Варите картофель (с капустой или без) 25 минут после повторного закипания.

Мелко порежьте лук, измельчите морковь на терке и спассеруйте с половиной растительного масла. За 5 минут до готовности добавьте весь томат. Отдельно спассеруйте на оставшемся масле порезанную мелкой соломкой свеклу.

После того, как картофель и капуста будут готовы, опустите в суп пассированные овощи (лук, морковь, томат и свеклу). Доведите до кипения, проварите 5 минут и выключайте.Добавьте зелень, лавровый лист, специи. Можно заправить борщ измельченным чесноком. Дайте борщу настояться под крышкой 15-20 минут и затем разливайте по тарелкам.

Если день для поминовения не постный, вы можете приготовить борщ на мясном бульоне.

Блины скоромные

На 50-60 блинов потребуется:

8 яиц

3,5 стакана муки

1 литр молока или кефира

5 стаканов воды

6 столовых ложек сахара

1 чайная ложка соды

2 чайные ложки соли

8-10 столовых ложек растительного масла

Все продукты хорошо размешайте венчиком, чтобы не оставалось комочков. Дайте тесту постоять 20 минут и затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазывать растопленным сливочным маслом. Подавайте блины на тарелках, свернув уголком или трубочками.

Постные блинчики

На 50-60 блинов потребуется:

4,5 стакана муки

7 стаканов воды

2 чайные ложки сухих активированных дрожжей

4 столовые ложки сахара

1,5 чайные ложки соли

6 столовых ложек растительного масла

Воду подогрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар и оставьте на 10 минут. Затем всыпьте соль, всю муку. Хорошо размешайте венчиком, в конце добавив растительное масло. Получившееся тесто оставьте в теплом месте на 30 минут. Затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазать немного медом.Подавайте блины свернув уголком или трубочками, либо на общих, либо на порционных пирожковых тарелках.

Котлеты

На 50 штук потребуется:

3 килограмма готового фарша (свинина+говядина)

1 буханка белого хлеба

3 яйца

4 чайные ложки соли

1 чайная ложка молотого черного перца

Панировочные сухари (250 грамм)

200 грамм растительного масла для жарки

Хлеб замочите в воде, затем отожмите и разомните в однородную массу. Смешайте с фаршем, солью, перцем и яйцами. Хорошо размешайте получившуюся котлетную массу и слегка отбейте её. Разделите котлетную массу на 50 равных частей и сформируйте круглые или овальные котлеты. Каждую котлету обваляйте в молотых сухарях и обжарьте с двух сторон на сковороде или в духовке до готовности.

Жареная рыба

На 50 порций потребуется:

6 килограмм филе любой рыбы

Соль, перец

Мука для панировки (200 грамм)

250 грамм растительного масла для жарки

Рыбу разморозьте, порежьте на нужное количество порций. Смешайте соль и перец с мукой. Каждый кусочек рыбы панируйте в муке и обжаривайте с двух сторон на растительном масле.

Курица жареная

На 50 порций потребуется:

7 целых тушек потрошеных кур

Или 8-9 килограмм куриных окорочков

3-4 столовые ложки кавказской аджики

3-4 столовые ложки майонеза

4 чайные ложки соли

Курицу или окорочка разрежьте по количеству порций. Целую курицу следует разделывать на 8 частей. Окорочка в зависимости от размера на 2 или 3 части. Посолите кусочки кур и смажьте смесью аджики и майонеза. Дайте помариноваться несколько часов. Затем запеките в духовке, выложивкусочки курицыв один слой на противень. Время запекания 45 минут при температуре духовки 200 градусов.

Картофельное пюре

На 50 порций потребуется:

8 килограмм картофеля

Соль

Картофель очистите, порежьте на 4 части. Промойте и переложите в подходящую кастрюлю. Залейте водой, добавьте соль. Варите 30=35 минут после закипания. Затем слейте отдельно картофельный отвар. Горячий картофельпереложите в миску и быстро растолките в пюре. Понемногу вливайте горячий картофельный отвар в толченую картофельную массу и хорошо размешивайте до получения нужной консистенции пюре. В конце заправьте сливочным или растительным (если день постный) маслом и ещё раз размешайте.

Гречневая каша

На 50 порций потребуется:

1,5 килограмма гречневой крупы

1,5 столовые ложки соли

Сливочное или растительное масло

Переберите и промойте гречку. Залейте 5 литрами воды. Посолите. Варите до готовности. Готовую кашу заправьте сливочным или растительным маслом.

Компот из сухофруктов

На 50-60 порций потребуется:

15 литров воды

1 килограмм сухофруктов

1 килограмм сахара

1 чайная ложка лимонной кислоты

Сухофрукты замочите холодной водой на час, а затем тщательно промойте избавляясь от посторонних примесей. В кастрюлю с водой переложите сухофрукты, всыпьте сахар. Доведите до кипения и варите 20 минут. За пару минут до конца варки добавьте лимонную кислоту. Готовому компоту нужно дать настояться. Поэтому варить его нужно заранее, с вечера. Остывший компот переставьте в холодильник.

Кисель из свежих ягод

На 50-60 порций потребуется:

1,5-2 килограмма свежих (можно свежемороженых) ягод на ваш вкус (вишня, смородина либо любая ягодная смесь)

1 килограмм сахара

100 грамм картофельного крахмала

15 литров воды

Сварите ягоды с сахаром. Отдельно небольшим количеством холодной воды разведите крахмал.Затем добавьте крахмал в воду с ягодами, размешайте. Доведите до кипения, но не кипятите. Снимите кисель с плиты и оставьте остывать.

Постная булочка

На 50 порций потребуется:

2 килограмма муки высшего сорта

1 литр и 100 граммов воды

1 маленькая пачка сухих активированных дрожжей

300 грамм сахара

1,5 чайные ложки соли

50 грамм растительного масла

Воду нагрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар. Оставьте дрожжи на 10 минут. Затем добавьте соль, всыпьте всю муку и замесите тесто. В конце замешивания в тесто влейте растительное масло.

Дайте тесту подняться 2 раза. Затем разделите тесто на 50 равных частей. Сформируйте булочки и разложите на смазанном растительным маслом противне.Дайте булочкам время для расстойки (30-40 минут). Затем выпекайте в нагретой до 220 градусов духовке в течение 15-20 минут. Готовые горячие булочки можно смазать сахарным сиропом.

Вместо обычных булочек из этого теста вы можете испечь постные духовые пирожки с начинкой из варенья, или сформировать сахарные плюшки.

Ещё раз искренне пожелаю, чтобы мои советы вам никогда не пригодились. Но если всё-таки вам придется ими воспользоваться – то надеюсь, что они помогут вам сэкономить и время и деньги в это непростое для вас время.

Поминки – один из самых древних обычаев нашего народа. Первые поминки начали отмечать древние славяне. Тогда они назывались тризной. Справляли их преимущественно по вождям и уважаемым воинам. В тризну входило застолье и военные состязания, проводимые в честь умершего или погибшего мужа. С приходом христианства на Русь смысл поминок изменился – больше внимания начало уделяться душе покойного, находящейся в этот период в «подвешенном» состоянии.

Фото 40 дней после смерти

Поминки по душе

Поминки 9 дней очень важны. В большинстве мировых религий в этот день душа покидает место обитания своего тела и отправляется в «путешествие» по тонким мирам. На «девять» дней в доме покойного собираются родственники и самые близкие друзья покойного. Говорят о нем только хорошее и условно «отпускают» его душу.

Фото сороковины

На стол подаются обязательные кутья, блины и кисель, а также блюда, характерные для местности, в которой проживал усопший.

Сороковины – это критический срок для души. Именно в этот день определяется, куда она попадет – в Рай или Ад. Поэтому родственники собираются на поминки 40 дней после смерти, чтобы поддержать душу усопшего. Чем больше хорошего будет сказано про покойника, тем выше его шансы найти приют среди светлых ангелов и обрести вечный покой.

На поминки 40 дней собираются на только родственники. В доме ждут друзей покойного, приятных ему коллег, сослуживцев, учеников и наставников. По сохранившейся с языческих времен традиции, поминки 40 дней сопровождаются застольем.

Фото поминки 40 дней

Принцип подбора блюд для меню на поминки 40 дней следующий:

  • Обязательные блюда: кутья пшеничная или рисовая, блины без начинки, подаваемые с медом и кисель. Каждое из этих блюд уже многие столетия сопровождает тризну. Каждое из них имеет сакральное значение, помогая присутствующим оценить бренность бытия.
  • По традиции на 40 дней после смерти пекут пироги. С рисом и грибами, потрохами с луком и мясом, с ягодами и творогом.
  • Мясные блюда, если сороковины не припали на пост.
  • Рыбные блюда, которые более лояльно рассматриваются церковной кулинарией.
  • Супы, бульоны – особенно в холодное время года.
  • Маринованные овощи и салаты, большинство из которых имеют постные интерпретации, поэтому считаются универсальными яствами на любом поминальном событии.
  • Многие хозяйки готовят любимое блюдо покойного. Например, холодец или куриное фрикасе.
  • Сладкие ватрушки, коржики, пирожки, печенья, конфеты. Именно эти продукты будут розданы людям, собравшимся на сороковины, или отвезены в ближайший приют.
  • За столом на 40 дней после смерти стихи, речи произносятся. Но, они должны быть как можно менее пафосными и как можно более душевными.

    Год после смерти

    Год после смерти – заключительное событие по поминовению покойного. На него собираются преимущественно родственники и самые близкие друзья. Меню поминок на годовщину смерти аналогично тому, что подается на 9-ть и 40-к дней.

    Фото с поминок год после смерти

    Во время отмечания поминок на год после смерти люди вспоминают то хорошее, чем обладал покойный, перечисляют его достижения и успехи. Поминки год после смерти сопровождаются заупокойной молитвой и совместным походом на кладбище ближайших родственников усопшего.

    Поминки на полгода отмечаются очень редко, потому что этот срок не имеет никакого сакрального значения. Но, при особом желании или сложившихся обстоятельствах – отъезд за границу, грядущая свадьба, крестины, некоторые родственники могут отметить поминки через полгода после смерти.
    Девять дней, сорок дней, поминки 1 год – веховые события для души покойного и его родственников в деле увековечивания его памяти. Именно поэтому их принято отмечать поминальной молитвой, застольем и добрыми делами, совершенными во имя памяти покойника.

    Смерть родственника всегда беда и боль. Поэтому о правилах проведения церемоний близкие, как правило, думают в последнюю очередь. В народе существовал обычай, живой и поныне. Когда в семье случается горе, приходят соседи, знакомые, дальние и близкие родственники. Кто-то из них берет «бразды правления» в свои руки. Обычно, это женщины старшего возраста, являющиеся знатоками обрядов и традиций.

    Традиционные блюда для поминок

    Поминки — древняя традиция. Она заключена в том, что народ, помогающий при погребении, необходимо накормить. То есть, смысл не в застолье, а в еде. Люди, не знакомые с традициями, стараются устроить из поминок настоящее застолье. Готовят разносолы, стремятся сделать меню многообразным, «дорогим». Это неправильно.

    Суть в том, чтобы просто и сытно накормить людей. Поминки – это обед. Он должен состоять из трех блюд. Приблизительно так:

    • первое (обычно, борщ);
    • второе блюдо;
    • компот с булочкой или пирожком.

    Никаких излишеств в виде нарезок и закусок на стол ставить не следует. Во-первых, на застолье людям задерживаться не положено. Во-вторых, это не праздник. Лишние «посиделки» являются неуважением к памяти усопшего.

    Приблизительное меню поминок

    Первый вариант:

    • борщ,
    • пюре с котлетой,
    • узвар и пирожок.

    Рассчитывать необходимо порционно. Естественно, если поминальный обед проходит дома, то нужно приготовить «про запас». Ведь на похороны могут прийти те люди, на которых вы не рассчитывали. Неудобно будет выгонять их сразу после погребения.

    Второй вариант:

    • суп с фрикадельками,
    • отварной рис, рыба в кляре,
    • компот и булочка.

    Третий вариант:

    • суп-лапша,
    • гречневая каша, курица жареная,
    • кисель и печенье.

    На стол обязательно ставят кутью. Это блюдо не обсуждается и не меняется. Что бы вы ни готовили, кутья обязательно должна быть в составе меню. Она имеет более духовный смысл, нежели физический.

    Главное блюдо — кутья

    Кутья представляет собой сладкую зерновую кашу. В каждой области ее готовят по-своему. Кто из риса варит, кто из пшеницы. Только зерно еще нужно уметь сварить, чтобы люди могли его есть. Поэтому приведем рецепт кутьи из риса. Данной порции хватит на сорок человек.

    Универсальный рецепт поминальной кутьи

    Сварите полкило риса до готовности. Когда остынет, добавьте в него по двести грамм кураги, изюма, сто грамм меда. Еще можно добавить размельченные орехи, цукаты, иные фрукты. Это по желанию повара. Данное блюдо ставят на стол в пиалах или салатниках. Те, кто пришел на поминки, должны взять себе по ложечке и съесть прежде, чем приступить к основной трапезе.

    Учтите, что нынче не все в курсе данной традиции. Желательно просто сказать людям о том, что необходимо сделать (или показать собственным примером). Кроме того, кутью принято носить в Храм на панихиду. Батюшка ее освящает перед поминальной церемонией.

    Как проводят поминки?

    Данное застолье традиционно заканчивает погребальную церемонию. То есть, пришедших с погоста людей приглашают к столу. Перед тем, как войти в помещение, все должны вымыть руки. Для этого на улице ставят умывальник или ведро с водой, полотенце. Считается плохой приметой войти в любое помещение с невымытыми руками после кладбища. Необходимо это учитывать.

    Одно место за столом необходимо оставить незанятым. Оно готовится «для покойного». Рядом садятся близкие люди. Начинается застолье с прочтения молитвы «Отче наш». Обычно это делает кто-то из старших членов семьи. Иногда все вместе читают 90 псалом. Но это не обязательно.

    Хозяева за стол приглашают всех участников траурной церемонии словами:

    «Просим, разделите наше горе».

    За столом не принято громко разговаривать, тем более ругаться, браниться нецензурно или смеяться. Кстати, острые предметы тоже не употребляются. Независимо от меню к столу подают только ложки (вилки не используют). Застолье не должно продолжаться долго. Все, кто покушал, встают и уходят, предварительно выразив соболезнования родным и близким.

    Об алкоголе следует сказать отдельно. Священнослужители не рекомендуют его вообще на стол ставить. Но многие люди уверены, что таким образом нарушают народные традиции. Поэтому, в каждом отдельном случае люди сами решают, как быть. Если хозяева считают, что во время поминок алкоголь необходим, то покупают водку и красное вино. Обычно, «Кагор». Этот напиток считается «церковным».

    Гостям наливают в рюмки не более трех раз.

    Пьянка во время поминок строго запрещена. То есть, необходимо следить, чтобы никто лишнего не выпил. Учтите, что на первые поминки приходят все желающие. Среди них могут оказаться совсем случайные люди, охотники до «дармовой выпивки». За мини и следует присматривать.

    Блюда на 9 дней, 40 дней, полгода, год

    Эти даты традиционно считается «семейными». На эти поминки не принято приходить без приглашения или предупреждения. Хозяева обычно знают, сколько человек ожидается к обеду. В этот день меню можно немного разнообразить, так как тон застолья меняется. Оно проводится не с целью накормить, а для того, чтобы посидеть и вспомнить усопшего.

    Но это не означает, что следует проводить банкет. К обычному обеду можно добавить пару закусок или салатов, нарезку. С алкоголем следует поступать так же, как и во время первого поминального обеда. Не стоит превращать скорбную трапезу в веселое застолье. Подойдя к столу нужно прочесть «Отче наш», затем все усаживаются и ведут неспешную беседу, вспоминая только хорошее из жизни усопшего.

    Чем больше времени проходит после похорон, тем меньше людей приходит на поминки. Такова жизнь. У всех свои дела. Поэтому поминальный обед не является строгой традицией на полгода, год. В это время уже собираются только самые близкие. Всех остальных принято угощать сладостями. Чаще всего, люди покупают конфеты и печенья. Их раздают детям, сотрудникам на работе, соседям или просто чужим людям.

    Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

    1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
    2. на девятый день (девятины).
    3. на сороковой.
    4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

    Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

    Сороковины и их значение в культуре

    Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

    Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


    Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

    1. день вознесения Иисуса Христа.
    2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
    3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
    4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
    5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

    Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

    Порядок поминовения

    Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

    Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

    1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
    2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
    3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
    4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

    В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

    1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
    2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
    3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
    4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
    5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
    6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
    7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

    Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

    1. трогать и оформлять могилу.
    2. оставлять дом пустым и запирать его.
    3. трогать одежду умершего.
    4. гасить свет (в некоторых местностях).
    5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
    6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
    7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

    Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

    1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
    2. недопущение спиртного.
    3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
    4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

    Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

    Меню сороковин

    Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

    1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
    2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
    3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
    4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
    5. котлеты или курица.
    6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
    7. компот из сухофруктов или кисель.

    Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

    1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
    2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
    3. один-два салата из свежих овощей.
    4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
    5. винегрет.
    6. оливье.
    7. различные закуски и салаты.
    8. различные соленья.

    Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

    Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

    Некоторые рецепты поминального стола

    Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

    О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

    1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
    2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
    3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
    4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
    5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
    6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

    Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

    1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
    2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
    3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
    4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
    5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

    Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

    1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
    2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
    3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
    4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
    5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
    6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

    С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

    Заключение

    Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

    Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

    1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
    2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
    3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
    4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
    5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

    И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

    Смерть близкого друга или родственника - это событие, наполняющее скорбью сердце каждого человека. Но верующие люди находят утешение в молитвах и действиях, способствующих тому, чтобы душа усопшего как можно легче ушла из земной жизни. Поэтому искренние молитвы и поминки - огромная помощь в этом.

    Значение 40 дней после смерти

    По христианским обычаям, третий, девятый и сороковой день после смерти имеет для души усопшего особенную значимость, однако, сороковой день - наиболее важен для него, ведь означает, что душа навсегда покидает землю и предстает на Божьем суде для определения ее дальнейшей участи. И именно поэтому данная дата считается наиболее трагичной, нежели физическая кончина близкого или родного человека.

    Наше тело всю жизнь находится в единстве с душой, но когда человек умирает, душа оставляет тело, забирая с собой все имеющиеся привычки человека, которые были у него при жизни, страсти, привязанности, а также хорошие и плохие поступки. Душа не имеет способности забывать и должна получить награду или наказание за совершенные деяния в период жизни человека.

    В сороковой день она проходит самое трудное испытание , так как перед переходом за грань земной жизни сполна отчитывается за прожитые дни. Необходимо понять, что делают на 40 дней после смерти.

    Что происходит на сороковой день с душой

    До наступления сорокового дня душа не покидает мест своего обитания, так как не может получить должного понимания, что ей делать без физической оболочки.

    На 3-й или 4-й день она постепенно начинает приходить в новое состояние и может отпустить свое тело и гулять по окрестностям около родного дома.

    На 40-й день или в ближайшие дни после этого душа в последний раз может спуститься на землю, чтобы посетить любимые места и навсегда проститься с ними. Многие люди, потерявшие своих близких, рассказывали, что видели сны о том, как их усопший родственник приходил прощаться и говорил, что уходит навсегда.

    Важно понимать, что нельзя после смерти человека громко рыдать и, более того, закатывать истерики, ведь душа все будет слышать и станет испытывать вместе с этим непреодолимые мученья. Поэтому лучше всего в тяжелые моменты скорби прибегнуть к молитвам или читать Священное Писание.

    Что делают на сороковой день после смерти

    На 40-й день родные усопшего должны посетить церковь. Важно, чтобы пришедшие люди в храм были крещеные, как и усопший, о котором следует подать записку «Об упокоении».

    Также в этот день нужно придерживаться следующих правил церковного поминовения:

    Важно в этот день посетить кладбище и принести ушедшему из жизни человеку цветы и лампадки . В каждом букете, который будет положен на его могилу, количество цветов должно быть четным, при этом неважно искусственные это цветы или живые.

    В православии на сороковой день необходимо перебрать все вещи усопшего и отнести их в церковь или раздать нуждающимся людям. Проведение такого ритуала считается добрым деянием, которое поможет усопшему и зачтется при принятии решения об участи его души. Родным можно оставить себе вещи, которые будут ценны, как память. Выбрасывать вещи нельзя.

    Чем больше в 40-й день прозвучит добрых слов и искренних молитв о душе усопшего, тем лучше будет скорбящим о нем и самому покойному, поэтому немаловажным мероприятием является поминальный обед, на который родственники умершего человека приглашают близких друзей и знакомых покойного.

    Важно отметить, что допускается проводить поминки раньше или позже точной даты, приходящейся на 40 дней. Священнослужители объясняют это тем, что жизнь сама по себе непредсказуема и часто люди не имеют возможности провести запланированные события, поэтому несоответствие даты не считается грехом. Однако запрещается переносить поминовение на кладбище или на панихиде.

    Как правильно поминать усопших

    Есть предположения о том, что происходит на 40 день с душой: душа покойного возвращается домой и по истечении суток навсегда уходит. Поэтому христиане считают, что если не провожать ее и не делать «проводы», то она будет вечно мучиться. Именно поэтому данному мероприятию уделяется особое внимание. Возникает много противоречивых мнений о том, как поминать на 40 день.

    Тем не менее существует ряд определенных правил, которых необходимо придерживаться:

    Что готовят на поминальный обед

    В поминальный день организация обеда также обязательна, как чтение молитв за умершего человека. Цель этого обеда - вспомнить усопшего и помочь в упокоении его души. В данном случае пища не является главной составляющей на поминках, поэтому не нужно готовить шикарные блюда и кормить собравшихся людей деликатесами.

    При составлении меню необходимо придерживаться нескольких важных принципов:

    Кого приглашать на поминки

    На 40 день после смерти умершего на поминальный обед собираются его родственники и хорошие друзья , чтобы должным образом проводить усопшего и почтить его память, вспомнив светлые и значимые моменты из его жизни.

    На поминки принято приглашать не только близких и родных людей умершего человека, но и его коллег, наставников и учеников. На самом деле не так важно кто придет на поминки, это могут быть и незнакомые люди родственникам усопшего, главное, чтобы каждый из них хорошо относился к покойному.

    Как и что говорят на 40 дней

    За поминальным столом принято вспоминать не только умершего человека, по поводу которого все собрались, но и других усопших родственников. А самого покойного необходимо представлять так, как будто он тоже находится на поминках.

    Поминальная речь произносится стоя . По христианской традиции считается обязательным почтить усопшего минутой молчания. Рекомендуется назначить ведущего (хорошего друга семьи), который сможет контролировать свои эмоции и следить за тем, чтобы все в порядке очередности смогли сказать добрые слова об усопшем.

    Ведущий должен заранее подготовить несколько фраз, чтобы разрядить обстановку в случае, если речь родственника вызовет слезы и сильные эмоции собравшихся людей. Подготовленными фразами ведущий также сможет отвлечь гостей, если речь того, кто говорит, прервется также из-за слез.

    Находясь дома, перед поминками или после них, можно обратиться к Богу своими словами или прочитать молитву святому Уару о прошении свободы умершего от вечных мук.

    В обязанности ведущего входит:

    Не допускается вести разговоры о наследстве или болезнях членов семьи , а также о личной жизни присутствующих - это не то, что нужно говорить за поминальным столом. Поминки принято считать «подарком» для души усопшего, поэтому данное мероприятие не должно быть поводом оповестить знакомых и родственников о собственных проблемах в жизни.

    Приметы и традиции

    На Руси появилось огромное количество обычаев, которых придерживаются и в наши дни. Существуют различные приметы о том, что можно и нельзя делать до и после сорока дней.

    Также существует немало суеверий, связанных с 40 днями после смерти близкого человека. Рассмотрим самые известные из них: