Super-Bluda

Откуда взялось пиво и кто его придумал? Кто придумал пиво — история появления

Откуда взялось пиво и кто его придумал? Кто придумал пиво — история появления

Первое упоминание об особом «ячменном соке», производимом в баварском городке 1айзенфельде, относится к 736 г. Спустя почти 30 лет старейшая в мире «пивная грамота» засвидетельствовала поставку этого напитка из Гейзингена на Дунае в аббатство Сен-Галлен. В южной 1ермании пивоварение в Средние века находилось в руках монастырей, разработавших процесс низового брожения и получавших значительные доходы от продажи пива.

Родом из Месопотамии Баварцы склонны считать, что именно они придумали «жидкий хлеб», чтобы кружкой крепкого питья облегчать себе тяготы поста. Но они ошибаются. Первыми начали варить пиво шумеры. Уже в III тыс. до н.э. оно было в Месопотамии популярным народным напитком. В Древнем Египте всякий мужчина выпивал в день не менее двух кружек пива.

Чистое и беспримесное

Через посредство римлян пиво попало к германцам, которые сочли его напитком богов. В XVIII в. пиво было так популярно, что производилось на всей территории Германии, правда, по разным строго соблюдавшимся региональным правилам. Борясь с фальсификацией, баварский герцог Вильгельм IV издал в 1516 г. закон о чистоте пива, ставший с 1906 г. обязательным для всей Германской империи. Закон предписывал при варке пива ничего не использовать, кроме солода, хмеля и воды; о дрожжах в нем не упоминается, поскольку природа брожения была тогда неизвестна. И хотя с 1987 г. рынок открыт также для соевого, рисового и прочего подобного пива, немцы по-прежнему предпочитают отечественный «ячменный сок», выпивая в среднем 110 литров любимого напитка в год,

  • 1759 г.: Артур 1иннес открыл первую в Ирландии пивоварню. Его темное крепкое пиво получило название «стаут».
  • 18б4 г.: в Амстердаме семейство Хейнекен приобрело пивоварню, существующую с 1592 г.
  • 1888 и Ральф и Уильям Фостер в австралийском Мельбурне выпустили в продажу свое первое пиво.
  • 1895 г.: открыла торговлю пивоварня Будвайзер.

Думаете пиво придумали в Европе? Европа, которая незаслуженно считает себя колыбелью пивоварения, зря водрузила на себя этот лавровый венок. Справедливо то, что она является обладательницей самых крутых в мире брендов пива, но в этом вопросе ее претензии не обоснованы. Заглянем в историю изобретения пива.

В статье:

Где придумали пиво

Так, где придумали пиво? Это невероятно, но на территории современной страны, где не работают светские законы, где царит шариат и любые спиртные напитки запрещены под страхом смертной казни, а именно - в Иране. Во всяком случае, его химические остатки были найдены на территории Западного Ирана и датируются серединой седьмого тысячелетия до нашей эры.

Согласно химическим исследованиям, пиво уже было на территории современного Ирана более 7000 лет до Рождества Христа.

Все остальные находки, касающиеся его производства, относятся к гораздо более позднему периоду. Месопотамия и Ассирийское государство, Урарту, или нынешняя Армения, Древний Египет и Шумерская цивилизация - все благополучно варили и употребляли его повсеместно. Итак, мы пришли к выводу, что это любимый напиток всего человечества с незапамятных времен.

История появления пива

История пива спрятана в глубине тысячелетий. И, как всегда, когда нет достоверных фактов, то мифы и легенды начинают расти как грибы после дождя. Не миновала эта участь и наш любимый напиток. Всем известно, что миф - это полуправда, полувымысел. Поэтому не стоит сбрасывать их со счетов в поисках истоков того или иного явления. А пиво - это явление, с этим вряд ли кто поспорит.

Месопотамия

Богиня пива Нинкаси

Абсолютно достоверно известно, что его варили в Месопотамии уже в VII тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют глиняные таблички, найденные в Междуречье, где изображен процесс его приготовления. Шумеры, населявшие в то время Месопотамию, имели даже свою богиню пива Нанкаси Светлоструйную. Тогда оно варилось без хмеля и из не проращенных злаков и имело невысокий процент алкоголя.

Вавилоняне усовершенствовали рецепты шумеров и стали варить этот напиток из солода. Качество продукта пивоварения у вавилонян контролировалось на государственном уровне. Вавилонский царь Хаммурапи за разбавленное водой пиво казнил безжалостно. Вот бы сейчас так!

Египет

Египтяне по сей день уверены, что именно их бог Осирис придумал этот напиток. Но в Египте его варили только жрецы, знавшие тайну приготовления, а проще говоря, рецепт. Называли его в Египте не иначе как божественным нектаром. Фараоны имели при дворе собственные пивоварни, потому что обладали и светской и духовной властью. Минимальная оплата труда же равнялась двум боченкам пива.

Король Гамбринус — якобы изобретатель пива

Забавно, что легендарный король-изобретатель пивоварения Гамбринус, явный европеец, якобы был женат на египетской богине плодородия Изиде, которая и поведала ему секретный рецепт божественного нектара.

Хотя в действительности у Гамбринуса есть вполне реальный прототип - герцог Брабантский Ян Гримус, живший во второй половине 13 века и бывший почетным председателем гильдии брюссельских пивоваров. Сейчас имя Гамбринуса, короля изобретателя пивоварения, красуется на этикетках чешских, американских и даже французских торговых марках пива (читайте о подробнее). А уж, сколько баров, пабов по всей Европе с таким названием не сосчитать.

Греция и Рим

А вот Древний Рим и Древняя Греция этот напиток не уважали и считали его напитком для черни. А чернь варила хмельной продукт и радовалась ему, отдавая должное его вкусу и аромату. Для греков этот хмельной напиток был чересчур крепок, вино они неизменно разбавляли водой.

Низшее сословие было покрепче изнеженных аристократов и хлестало его с удовольствием. Правда, в день римской богини земледелия Цереры этот пенный напиток пила и знать. В честь богини его называли церес.

Европа и Африка

Когда и как оно появилось в Африке достоверно неизвестно, но это ритуальный напиток у многих африканских племен с древних времен. Варится он из сорго и других злаков. В Европу сорговое пиво пришло из Африки и доныне существует, как самостоятельный сорт.

В Европе, как и у древних египтян, пиво варилось по монастырям. Культовым напиток не был, но монастыри на нем хорошо зарабатывали. Древние галлы и германцы, скандинавы и кельты варили свои сорта хмельного пенного напитка, и остались ему верны по сей день.

История пива в России

Как бы там ни было, но и у нас, на Руси, его любят и варят исстари. Уже в древних летописях есть о нем упоминание. Варили его повсеместно на свадьбы и поминальные тризны, на братчины (пир всем миром по различным поводам). Хмельной этот продукт уберег страну нашу от мусульманства. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, большой почитатель этого напитка, отказал исламским миссионерам в принятии их религии в качестве единой государственной под очень уважительным предлогом, что, дескать, народу русскому без пития хмельных браг жить нельзя. Светлая ему за это память!

Летописи говорят, что история пива на Руси уходит вглубь истории государства российского. Им платили крестьяне оброк своим господам, уж, на что новгородцы народ предприимчивый, торговавший со всем светом, а этот напиток предпочитали только отечественного происхождения, а привозное считали негожим.

При дворах русских царей всегда были свои пивоварни, где этот продукт варился по старинным русским рецептам. Первый царь, отдавший предпочтение пенному продукту европейского происхождения, был наш славный реформатор Петр I. Не то чтобы своего не пил, но предпочитал немецкое и голландское. Более того, именно Петр ввел в рацион армии пиво, как общеукрепляющее и противоцинговое средство. Закладывая Петербург, позаботился в план города включить и пивоварни. Но к царскому столу привозили его из Голландии.

А вот дочь Петра Елизавета ввела в моду все английское, в том числе и предмет нашего обсуждения. Екатерина II, отдавая предпочтение английскому пиву, велела варить сей продукт на придворных пивоварнях по английской технологии. К концу XVIII века пивоваров вывели из штата царского двора, а пиво ко двору стали брать от проверенных поставщиков. Первым иностранным производителем, поставлявшим свой продукт императорскому двору, был Абрахам Крон. Его и портер пользовались большим спросом при царском дворе.

История пивоварения в России не закончилась с появлением иностранного хмельного напитка. Напротив, в Петербурге было построено два пивоваренных завода, позднее слившихся в единое предприятие на Калинкинском пивзаводе.

В 1875 году был заложен «Трехгорный пивоваренный завод» в Москве, ныне Бадаевский. Он был основан русским купцом Гивартовским и образованным немцем А.А. Кемпе. Спустя год, после начала строительства, была получена первая партия готовой продукции, высоко оцененная царским правительством, и им было даровано высочайшее позволение использовать в качестве логотипа предприятия герб Российской Империи. История пива в России это обширная тема не одной статьи, а нам еще надо заглянуть в другие регионы земного шара, где к нему относятся так же трепетно, как и в России.

Древнейший хмельной напиток на земле достоин всяческого внимания. Тысячелетия он существует на земле и радует людей вкусом и ароматом. Так будет и впредь, пока крутится земной шар и люди живут на нем.

По способу брожения

В США и большинстве стран Европы основной классификацией сортов пива является именно такая. Согласно ей, большинство сортов пива по способу брожения можно отнести к лагеру или элю.

Эль сбраживается при относительно высокой температуре (15-25 °C) с использованием дрожжей веpхового брожения. Эли часто имеют фруктовый привкус, обычно в них повышенное содержание спирта.

Лагер - наиболее распространённый в мире тип пива. При приготовлении лагера используются дрожжи низового брожения. Лагер сбраживают при относительно низких температурах (5-15 °С), после чего длительное время выдерживают при температуре около 0 °C - за это время пиво осветляется и насыщается углекислым газом.

Однако некоторые сорта пива в Европе не вписываются в такую классификацию и выделяются в самостоятельные группы:

Ламбик (бельгийское пиво самопроизвольного брожения) - сбраживается без использования культурных дрожжей при помощи микроорганизмов, присутствующих в самом сусле и попадающих в него из воздуха.

Пшеничное пиво - помимо наличия пшеничного солода отличается тем, что для приготовления пива используют метод дображивания в бутылке. Как правило, пшеничное пиво подается нефильтрованным, поэтому вместо названия Weizenbier (нем. - пшеничное пиво) используют Weissbier (нем. - белое пиво).

Гибридные сорта - их приготовление связано с комбинированием ингредиентов и технологий, характерных для разных типов пива.

Особые сорта - как правило, к этой категории относят необычные по составу сорта пива, а также пиво с различными добавками, или родственные пиву напитки на основе брожения.

По цветам

Классификация пива по цветам широко распространена в России, а также некоторых других европейских странах, например Испании. Различают тёмное, светлое, красное и белые виды пива.

При приготовлении тёмного пива используется обжаренный солод.

Цветность пива определяется степенью обжаренности солода и количеством темного солода, используемого при варке. Наиболее темные сорта солода не могут использоваться самостоятельно без светлых сортов, так как при обжаривании теряют ферменты, необходимые для осахаривания сусла.

Наиболее распространённые виды темного солода:

  • Мюнхенский
  • Венский
  • Карамельный
  • Шоколадный
  • Жжёный

Чёткого сопоставления цветов и классификации по способу брожения нет: тёмным может быть как эль, так и лагер.

Безалкогольное пиво

Несмотря на название, в безалкогольном пиве содержится 0,2-1,0 % спирта, полностью от него избавиться не удаётся. Существует несколько технологий получения безалкогольного пива. Спирт, содержащийся в обычном пиве, убирают при помощи вакуум-дистилляции (используя низкую точку кипения спирта) и при помощи диализа (мембранный способ). Также избавляются от спирта путем подавления брожения, с применением особых дрожжей, не превращающих мальтозу в алкоголь, либо останавливают процесс брожения, понижая температуру. Мембранный способ считается лучшим, поскольку используется традиционная технология производства, и вкус пива менее всего отличается от обычного. Но из-за малого содержания спирта вкус безалкогольного пива при любой технологии получается другим, т.к. спирт оказывает существенное влияние на вкус пива. Из-за более сложной технологии производства безалкогольного пива, его стоимость выше чем у обычного.

Отдельные виды

  • Портер
  • Стаут
  • Альтбир
  • Кёльш
  • Пильзнер
  • Ламбик
  • Vores
  • Полпиво - старинное название слабого пива, которое получали разведением содержимого чана (вари) наполовину водой
  • Брага - в прошлые века домашнее пиво, каждый раз разного качества с добавлением различных ароматизаторов
  • Зелёное пиво - ещё не готовое пиво, полуфабрикат
  • Канун - пиво, которое готовилось к большим праздникам, таким как Михайлов день (6 сентября), день Николая Чудотворца (Никола зимний, 6 декабря), в честь празднования которого сохранилась пословица «Красна Никольщина пивом и пирогами». Канун варили также в храмовый праздник в день того святого, которому была посвящена церковь. Такой праздник назывался «братчина», так как устраивался всей общиной совместными трудами на общие деньги.

Пиво смело можно назвать самым древним алкогольным напитком. Варили его все народы на всех континентах. Известно, что когда конкистадоры впервые высадились на берегах Южной Америки, индейцы угостили их местным аналогом пива – чучей. Своеобразное банановое пиво варили первобытные племена Африки. А уж Европа с Азией по количеству сортов были впереди всей планеты. Правда, то, что называли пивом наши далёкие предки, ни по вкусу, ни по внешнему виду не было похоже на напиток, к которому привыкли мы. Но тем интереснее будет проследить его историю с древности до наших дней.

Происхождение пива учёные связывают с колыбелью человечества – Месопотамией. Именно здесь при раскопках археологи нашли датированные VII тысячелетием до нашей эры шумерские глиняные таблички с изображением пивоваров, склонившихся над чаном. У шумеров была даже богиня пива Нинкаси Светлоструйная, которой посвящали поэмы. Хмельным в полном смысле слова шумерское пиво назвать нельзя: его варили без хмеля, из ячменя и полбы, добавляя для аромата душистые травы. Крепость составляла 3-4%.


Шумеры пили пиво через трубочку

Наследники шумеров, древние вавилоняне, рецепт пива усовершенствовали: они стали варить его не из ячменной муки, а из солода. Причём борьба за качество напитка шла серьёзная. Согласно законам царя Хаммурапи, правившего во II тысячелетии до нашей эры, трактирщика, завышавшего цены на пиво, следовало утопить. Если же он разбавлял напиток водой, его поили испорченным пивом, пока он не умирал в страшных муках. Смертной казни подлежал и трактирщик, в чьём заведении посетители заводили разговор о политике.

Древние египтяне создали собственные рецепты: кроме ячменного, они стали варить и пшеничное пиво, изобретение которого приписывали верховному божеству Осирису. Пивовары в Египте были в большом почёте, а египетский иероглиф, обозначавший «обед», состоял из двух символов: «хлеб» и «пиво».

Брага Одина

В далёком северном краю суровые викинги тоже варили пиво. Вместо хмеля они добавляли в состав сосновые и еловые иголки. Получившееся питьё содержало витамины B и C, поддерживавшие силы воинов в дальних походах. Скальды называли своё пиво брагой Одина.

И дружеские пирушки, и ритуальные застолья у викингов сопровождались большими пьянками. Умение много выпить (а ещё лучше – перепить соседа) ценилось наравне с воинскими доблестями.

В одной из древних саг повествуется об умопомрачении, постигшем короля Сигурда. Признаком безумия скальд счёл плохое настроение и неспособность короля поддерживать весёлую беседу во время попойки. Именно викингам мы обязаны традицией наливать внеочередной бокал припозднившемуся гостю. Только у них роль бокалов выполняли огромные турьи рога.


Вместо бокалов викинги наливали пиво в огромные рога

Сумрачный германский гений

Римский историк Тацит искренне ужасался тому пойлу, которое пили древние германцы. Местные пивовары и вправду были большими затейниками: то медвежью жёлчь в питьё добавят, то парочку галлюциногенных грибов. Кто бы мог подумать, что результатом этих варварских экспериментов через две тысячи лет станет знаменитое немецкое пиво, одно из лучших в мире!

С принятием христианства в Германии и соседней Фландрии пивоварением всерьёз занялись монахи. Дело поставили на широкую ногу. Известны даже случаи сожжения «пивных ведьм» – женщин, якобы испортивших монастырское пиво. До сих пор лучшими сортами голландского пива считаются те, рецепты которых появились в монастырях.

Первыми в Европе варить пиво начали монахи

Постепенно и обычные горожане оценили выгоду пивоварения. В средние века в городах появились гильдии пивоваров. В одном только Гамбурге к концу XV века насчитывалось около 600 пивоварен. Своим покровителем немецкие пивовары считали мифического фламандского короля Гамбринуса.

Прототипом этого персонажа был сиятельный гуляка – герцог Брабантский Ян Первый (Примус). Это отважный воин, одержавший немало побед в войнах и турнирах. Но пиво он любил особо.

Однажды гильдия пивоваров Брюсселя решила выбрать старшину. На городской площади поставили бочку с пивом, а честному народу объяснили, что старшиной станет тот, кто отнесёт эту бочку на край площади. Первые городские силачи не смогли поднять тяжесть и, устыдившись, отступились. И тогда его светлость господин герцог открыл кран и выпил всю бочку, а затем легко перенёс её в условленное место. За этот подвиг гильдия пивоваров единогласно провозгласила его своим старшиной. Однако, как гласит легенда, во время празднования этого события все участники напились так, что уже не могли правильно произнести имя нового старшины, а потому называли его Гамбринусом.

Герцог Ян Примус погиб в 1294 году на очередном турнире. Ему было 33 года, это был его 76 турнир. Но слава великого любителя пива не померкла в веках. Один из лучших сортов чешского пива назван в его честь.

Ян Примус — покровитель немецких пивоваров

Напиток настоящих джентльменов

Пиво в доброй старой Англии любили всегда: и до норманнского завоевания, и после. Ещё в VII веке одному из королей Кента пришлось издать указ против повального пьянства. Но пенный напиток продолжали пить и в замках, и в аббатствах, и в хижинах вилланов. В те времена эль имел сладковатый вкус: в него добавляли мёд и немного вереска. Только с XV века англичане в полной мере оценили благородную горчинку хмеля.

Английский король Генрих VIII за завтраком выпивал галлон (около 4,5 л) пива. Не отставали от него и придворные. А его дочь, Елизавета I, объезжая владения, первым делом узнавала, вкусное ли пиво варят в городе, который она намеревалась посетить. Если пиво было невкусным, то любимый напиток королевы везли из Лондона.

В XV-XVI веках в Англии появилась профессия дегустатора пива. Этот человек носил кожаные штаны. Перед тем, как попробовать напиток, он выливал немного на скамью, садился в лужицу и начинал неспешно смаковать. Через определённое время он вставал. Если штаны прилипали к лавке, значит, пиво было некачественным, с добавлением сахара.


В Англии дегустация пива была профессией

В XVI веке англичане стали разливать пиво в бутылки. А к XIX веку его производство максимально механизировали, пивоварение стало прибыльной статьёй экспорта.

История пива на Руси и в России

Княжеские пиры проходили именно так, как описал их Пушкин в бессмертных строках из «Руслана и Людмилы» Вот только пиво, что лилось рекой на подобных пиршествах, было медовым. Пасек тогда не было, а профессия бортника – человека, добывавшего дикий мёд, – была трудна и опасна. Поэтому простому люду приходилось зачастую довольствоваться пивом без мёда. Чтобы улучшить его вкус, в него стали добавлять хмель.

Отечественные учёные считают, что именно Киевская Русь научила Европу варить пиво с хмелем.

Пиво было почти стратегическим товаром. В летописях зафиксированы случаи, когда крестьяне платили оброк мёдом, хмелем и солодом.
Любили пиво и русские цари. Очень много для его популяризации сделал Пётр I, который приказал ввести пиво в рацион солдат как лучшее средство от цинги (для живого пива это утверждение справедливо). Сам император любил напиток, сваренный по голландскому рецепту. Императрица Елизавета I, напротив, отдавала предпочтение английским сортам: элю и портеру. Вплоть до конца XVIII века пиво для русских царей варилось на придворных пивоварнях.

В 1795 году, в правление Екатерины II, А.Ф.Крон построил в Петербурге завод Александра Невского, а П.Казалет примерно тогда же – создал Калинкинский пивзавод. В 1848 году эти заводы объединились, а в 1923 году объединённому производству было присвоено имя Степана Разина. В 1875 году построен Московский «Трёхгорный пивоваренный завод», ныне – «Бадаевский». С 1881 году Самарский пивоваренный завод, принадлежавший А.фон Вакано, стал выпускать пиво «Венское». В XX веке его переименовали в «Жигулёвское». В конце XX века в России стали бурно развиваться пивоваренные компании: «Балтика», а также Клинский, Майкопский, Очаковский заводы.


Завод Александра Невского — начало промышленного производства пива в России

Однако появление пива, расфасованного в удобную пластиковую и стеклянную тару, не заменит настоящим любителям живого напитка. В наше время во всём мире происходит «возврат к истокам»: всё более популярными становятся маленькие частные пивоварни, чья продукция изготавливается по древним, проверенным временем рецептам и отличается удивительным, ни с чем несравнимым вкусом.

Пиво – прекрасный напиток, с каждым днем приобретающий все большее количество поклонников. И это не удивительно, ведь на протяжении тысячелетий люди совершенствовали его вкусовые качества, открывая все новые и новые грани. В современном мире миллионы людей из всех некрепких алкогольных напитков отдают предпочтение именно пиву. В настоящее время существует такое огромное количество сортов, что даже опытному ценителю пива с многолетним опытом порой бывает трудно решить проблему выбора и отдать предпочтение тому или иному сорту. Одна из задач данной книги и заключается в том, чтобы научить читателя разбираться в разнообразных сортах пива и не покупать «кота в мешке», а иметь четкое представление о том, каким вкусом и какими качествами будет обладать приобретенный напиток.

Практически каждому, кто считает себя современным и разносторонне развитым человеком, будет полезно узнать, откуда же произошел этот «божественный» напиток, сколько лет (или тысячелетий?) насчитывает его история, где и как пьют пиво .

В наши дни одним из самых распространенных и популярных напитков является пиво. Но кто-нибудь задавался вопросом, кто и когда придумал этот удивительный золотистый напиток? Есть несколько интересных версий и фактов, говорящих о том, что пиво появилось несколько тысячелетий назад, и его с большой охотой пили как знатные люди, так и бедняки.

Чем глубже уходят исследователи в историю пивоварения, тем больше кажется, что пиво вообще никто не изобретал. Оно было всегда, от начала времен. Есть, правда, одна наиболее древняя версия. Говорят, некое зелье, в котором плавали ячменные зерна, охотно пили древние скифы. И обладало это зелье чудесным свойством не только утолять жажду, но и снимать усталость, даря радость и веселье.

На самом же деле пиво, скорее всего, ровесник цивилизации. Этот напиток воспевался еще в третьем тысячелетии до н. э. в шумерском эпосе о Гильгамеше. О пиве сообщают египетские папирусы и глиняные таблички, найденные в междуречье Тигра и Ефврата. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного котла. У шумеров была даже поговорка: «Не знать пива – не знать радости».

Редкая находка ожидала археологов и на одном из островов архипелага Новые Гебриды. В глиняном сосуде, возраст которого около 4 тысяч лет, оказалась хорошо сохранившаяся жидкость. Лабораторные анализы показали, что она представляет собой нечто подобное пиву, приготовленное из ячменя, овса, меда и папоротника.

Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей «Истории Месопотамии»: «Я нашел убедительную клинопись в храмовом инвентаре. Там содержались прелюбобытные рецепты приготовления шумерского пива». Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он мог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления этого напитка.

При раскопках в Шеих-Абд-ель-Кварне археологи нашли мумию, хранившуюся около трех тысяч лет. На ее шее находился венок из проросших ячменных зерен. Во времена Страбона пиво было известно и в Александрии. Согласно одной надписи, на папирусе, во время торжественных празднований в честь богов пиво смешивали с вином и медом. Этот напиток хорошо знали и в Карфагене.

В древности процесс пивоварения был примерно таким же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили через специальные тростниковые трубочки. Древние народы, населявшие Месопотамию, знали более 70 сортов пива, которые имели свои названия в зависимости от вкуса, запаха и цвета. Было даже сладкое пиво, которое очень любили женщины.

Но наиболее распространенным в Месопотамии было темное пиво, довольно густое, с осадком и с освежающим кисловатым вкусом. У шумеров даже существовала покровительница пивоварения царица Нинкаси, что в переводе означает: «Та, которая так щедро напоила меня». Ей посвящали гимны, поэмы, оды. В честь нее устраивали праздники и каждый год люди обязательно подносили ей дары.

Пиво всегда считалось весьма демократичным напитком, ведь наслаждаться им могли позволить себе не только представители знати, но и простолюдины. Ну а сами пивовары всегда были весьма уважаемыми людьми и обладали многими свободами. Так, например шумеры своих пивоваров даже освобождали от военной службы.

В Вавилоне правила приготовления и продажи пива были указаны в знаменитом своде законов царя Хаммураппи (1790-1750 гг. до н. э.). Судебник Хамураппи предусматривал суровые наказания пивоварам, которые разбавляли пиво водой. Виновным предоставлялось право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадешь замертво. Особенно строго каралась спекуляция. Например, если пивоварка нарушала установленную цену пива, то ее штрафовали, а если она сильно провинилась, то ее могли заживо закопать в землю (в Вавилоне пиво варили только женщины).

У историков до сегодняшнего дня сохранились записи, которые подтверждают тот факт, что в Вавилоне прославилась некая Кубаба, которая построила город Киш, где якобы вдоволь варили пива. Задушевно же пел о горьковатом напитке и слагал стихи неизвестный поэт эпохи царя Шу-Суэна: «Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем!». Пивовары же поклонялись своему богу Ану, а молитвы возносили к высшему покровителю Марцуку.

В Древнем Египте также знали немало сортов пива. Египтяне по этому поводу даже придумали выражение «пиво – жидкий хлеб». Но этот напиток в основном пили бедняки и средние слои населения. Пиво, хлеб и лук – вот основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид составляла три буханки хлеба, три чана пива и три пучка зелени. Древние египтяне полагали, что навыки пивоварения людям передал бог Осирис, научив смертных также земледелию, врачеванию и строительству.

Но на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. В одном из свитков папируса, дошедших до наших дней, отец упрекал сына за то, что тот слишком часто посещал заведение, где пьют «гаг» – один из сортов пива. Не случайно на каменных плитах были высечены наставления: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, и не теряй разума своего!» В результате раскопок в древнейшей столице Египта археологи не раз обнаруживали остатки пивоварен, глиняных сосудов, в которых варили этот удивительный напиток.

Верившие в загробную жизнь египтяне готовили для умерших все необходимое. Без пива они не представляли себя ни на том, ни на этом свете, считая этот напиток священным. Поэтому в гробницах устанавливали сосуды с золотистым напитком и деревянные раскрашенные фигурки пивоваров, а стены усыпальниц были украшены картинами, изображающими процесс пивоварения.

Народы Древнего Египта не были единственными, кто умел варить пиво, они передавали свое искусство пивоварения и другим людям. От египтян пиво пришло в Эфиопию, в Грецию, в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэты и писатели также упоминали о «ячменном вине». Так, например, древнегреческий историк Ксенофонт (430-125 гг. до н. э.) писал в своем труде «Анабасис»: «Там хранилось ячменное вино в огромных карасах-кувшинах. В уровень с краями сосуда там плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и малых размеров. Кто хотел пить, тот должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был очень терпкий и приятный на вкус».

Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в IX-VII вв. до н. э. на территории современной Армении.

В Риме пиво употребляли по праздникам в честь богини плодородия Цереры. Отсюда название пива – Церес. А фракийцы пили светлое ячменное пиво, как народное питье, о чем говорится в Библии. К I в. н. э. в Европе уже изобрели 195 сортов ячменного напитка. Существует версия, что добавлять хмель в пиво стали восточные финны и татарские племена, а до этого применяли разные травы и пряности.

В VII в. н. э. хмель в пиво стали добавлять в Нидерландах и в Северной Франции. В IX в. при Людовике Благочестивом славилось пиво монашеских орденов св. Бенедектинца и св. Августинца. А в X в. один из городов получил от Генриха Первого герб с веткой хмеля. Крепкое же пиво варилось только для монастырской знати, а для братии готовили послабее.

Пиво было традиционным напитком и у кельтов. Они готовили его из пшеницы и меда. Оно было не столько напитком, сколько едой. Популярность еды-напитка была велика, об этом говорит описание личных качеств одного из великих мудрецов. Помимо его знаний и мудрости приводились сведения и о том, сколько пива он мог выпить.

Германцы развивали пивоварение наряду с земледелием. А во Фландрии сохранилась легенда о короле Гамбринусе – его пивовары считали своим покровителем. По легенде, сказочный король Гамбринус является изобретателем пива.

С XIV в., особенно в Таллинне, пивоварение приобретает все больший размах. Магистрат города издает распоряжение – для продажи варить пиво только профессиональным пивоварам. А в дополнение к зарплате строителей ежедневно выдавать этот напиток.

В Эстонии с давних времен использовались деревянные пивные кружки и ковши. Но предпочтение все же отдавалась изделиям из можжевельника и ели. Кружка и ручка вырезались из березы, а стягивались прутьями черемухи. В Риге папа Сикст VI предоставил право взимать пошлину с пива, а собранные деньги обращать на пользу города.

В 1562 г. развернулось пивоварение и в Пярну. В инвентаризационную книгу орденского замка были вписаны три пивоваренных котла. В следующем же году была сделана запись о фогтском и прислугском пиве, первое из которых было крепким, а второе – слабым.

В Америке пиво знали задолго до Колумба. Индейцы потчевали его маисовым напитком, напоминавшим по вкусу горьковатое темное пиво.

В Лондоне по сей день находится древнейший и единственный в своем роде пивной памятник – камень с выбитым на нем рецептом приготовления золотистого напитка для английской королевы. Каждый год к нему съезжались все пивовары страны. Они обменивались своими рецептами, опытом и дегустировали все новые и новые сорта.

Благородные страницы в истории пива, повествующие о разного рода пожертвованиях, писались и прежде. Издавна существовал обычай угощать народ пивом на Рождество. В Йиндржихувом Градце с XV в. княжеский замок раздавал на Пасху пиво, медовую кашу, хлеб и по полдинара. Таких даров готовилось на 5 тысяч человек. Позднее сладкую кашу заменил пивной суп с пряностями, заправленный медом и маковым маслом.

Князь Бретислав в XI в. ввел закон, по которому пьяниц и ярых любителей пива сажали в тюрьму и штрафовали. Ян Жижка приравнивал пьяниц к лгунам, ворам, грабителям, развратникам и прелюбодеям. Хотя он от этого напитка вовсе не отказывался, признавая, что он поднимает воинский дух. Пиво всегда было главным напитком солдата. В захваченных городах войско опустошало все пивные запасы. Без обильной раздачи дармового пива не обходилась вербовка рекрутов. Когда молодой парень приходил в себя, отпечаток его пальца в знак «согласия» уже красовался на документе, а самого новобранца везли в полк.

По старочешским обычаям пиво пили «по половинке» и «по порядку». «По половинке» означало, что первый пил полкружки, второй допивал. Потом поступали наоборот. «По порядку» значило на общий счет, а потом скидывались. Был способ, когда начинали с малых кувшинчиков, переходя к более вместительным. Иногда бросали кость, она и решала, в какой очередности и сколько пить.

«Проба на ноготь» состояла в том, что выпивали жбан до дна, а последнюю каплю выливали на ноготь и слизывали. Если хозяин корчмы верил гостю, оставшемуся без денег, то мог налить ему в долг, но делал зарубку. Это называлось «пить на топор». Студенты пили, стоя на стуле, на столе, сидя и лежа на полу, через руку, через ногу, не держа кружку рукой.

Когда был введен григорианский календарь (1584 год), народ, особенно деревенский, не мог взять в толк, куда делись десять дней, прожитых без пива, и кинулся наверстывать упущенное. А из-за любви к чешскому пиву пострадал великий датский астроном Тихо Браге, служивший в конце жизни при дворе короля Рудольфа Второго в Праге. Спор с земляком под пенистую кружку закончился дуэлью, стоившей астроному уха и носа.

Именно в чехах пиво нашло самых преданных поклонников. Чехи всегда предпочитали пиво вину и слагали ему гимны. Сын трактирщика в шутливом эссе «Почему пивная пена белая?» по красочности языка мог бы посоперничать с поэтами Востока: «Кто не оценит этот восторженный взгляд на запотевшую кружку с прозрачным, как хрусталь, напитком?! Какое зрелище представляет собою это золото пенящегося нектара, это воздушное облако, нежное, как легкие кружева! Пиво – это свадьба хмеля с солодом, а тихоня-пена – их прекрасная подружка в белом одеянии...»

В Чехии пиво, можно сказать, является обязательным компонентом жизненного пространства. В Чехии около семидесяти пивных заводов, не считая десятков маленьких, «семейных» пивоварен. Лейблы пива можно увидеть повсюду: на футболках, на кепках, на шортах, на стаканах, бокалах, кубках, на ручках, карандашах, открытках, на брелоках, на вымпелах, тентах – на всем, что может попасть в поле зрения.

Пиву посвящают праздники, конкурсы и музейные экспозиции. Когда южно-чешский музей в Будеевицах открыл выставку с решительным названием «Айда в трактир!», или Пивоварение и трактиры на протяжении веков», от гостей не было отбоя. У входа молодой человек наливал каждому посетителю бокал страконицкого «Нектара». Устроители выставки считали, что зрительные и умственные впечатления при этом становятся богаче, когда подкрепляются пивом.

С кружкой золотистого напитка в руке зрители переходили от витрины к витрине, погружаясь в мир пивных кружек, бутылок, трактирных вывесок, старинных меню, деревянных бочек, этикеток, картонок под пивные бокалы. Но главным героем экспозиции все же оставалось пиво, его история, производство и ассортимент.

Южно-чешское пиво славилось всегда. Перед Первой мировой войной немецкие океанские пароходы «Кайзер Вильгельм II» и «Кайзер Вильгельм Великий» возили его в Австралию и Восточную Азию.

Хмель, выращиваемый в Чехии, считается уникальным. Особые климатические условия и почвы, благоприятные для его роста, совместились в районе Жатец близ Праги, который уже семьсот лет поставляет свою продукцию всем отечественным пивоварам. По производству хмеля Чехия занимает третье место в мире после Германии и США. А в Жатце в первые выходные сентября устраивают Праздники хмеля.

Больше же всего полицейских на улицах можно было увидеть не Первого мая и не на другие праздники, а накануне повышения цен на пиво в 1984-м. Чехи пили до отпада. Печальный факт подорожания пива вылился в настоящий праздник.

Католическая церковь благословила пиво как природный дар, приносящее телесное здоровье и охрану душе, но только при умеренном потреблении. Поначалу его имели право варить только монастыри и королевские города. При монастырях же чаще всего открывались корчмы. Рыцари и феодалы, наслаждавшиеся вином, сначала относились к пиву как к «низкому» напитку, производство и продажа которого оскорбляла их герб и репутацию рода. Но когда они поняли, сколько смогут заработать, от их заносчивости не осталось и следа.

Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году, но особенно широко распространилось пивоварение в IX веке в Новгородских землях Руси. Название «пиво» произошло от слова «пить». Легкое же пиво называли полпивом, а уже затем появилось и слово «брага», обозначавшее домашнее пиво.

Брага использовалась с добавлением различных ароматизаторов, среди которого долгое время не было хмеля. Различали же простую, малиновую, сладкую, медовую, густую, пшеничную, овсяную брагу – и все это считалось разными напитками. Вопреки распространенному мнению, хмель не усиливала опьяняющие качества пива, придавала ему всего лишь приятный вкус и аромат, а также способствовала сохранности этого напитка.

Восточные славяне и другие народы первоначально пиво варили из проса. Итальянский путешественник XV века так писал о Московском государстве: «Там нет винограда, но они варят пиво из меда, другие готовят брагу из проса. И в то, и в другое добавляют цветки хмеля, которое создают брожение. В итоге получается напиток, опьяняющий как вино». У тюркских же народов такой напиток назывался «буза». Пиво, так же как и мед, было непременным напитком как на княжеских пирах, так и в дни деревенских праздников.

В рамках одного цвета возможны совершенно неожиданные варианты. Бывает пиво верхнего и нижнего брожения. «Верхнее» пиво – это в первую очередь знаменитый английский портер. Сорт, который англичане предпочитают всем другим. Вот это как раз и есть самое почти черное, сильно охмеленное, сладковатое пиво с весьма специфическим ароматом (только не путать с другими темными сортами).

Секрет портера в том, что, попробовав его три-четыре раза, привыкаешь к нему настолько, что с трудом возвращаешься к обычным сортам. А наиболее популярные марки портера – это «Гиннес» и «Басе». Светлое «верхнее» английское пиво – эль, в приготовлении которого используют сахар и рис. Получается горький, суховатый напиток. Идеальная порция эля – это пинта (0,568 литра). Абсолютно идеальным сортом «верхнего» пива считается брюссельский «Ламбик» – с большим количеством хмеля и спирта (что, кстати, на этикетке не указано).

Самым популярным как было, так и остается пиво светлое «низовое», «Пльзенское» – поскольку первоначально было создано на пльзенском пивоваренном заводе, а потом с большим или меньшим успехом стало дублироваться повсеместно, сильно потеснив другие сорта. Ныне пльзенское пиво (настоящее, завода «Праздрой») считается эталонным в отношении вкуса. Это горьковатый, золотистый напиток, оттененный белоснежной пеной.

Очень приятное пиво подобного рода делают в Мюнхене – одном из крупнейших пивоваренных центров мира. А самой популярной пивной считается пивная Хоффбраухфуз. Помимо пива, там достаточно всевозможных пивосопутствующих вещей, вплоть до баварских кожаных порток с подтяжками, которые носили пивовары. Знаменито и «низовое» темное баварское пиво, сделанное в Мюнхене, крепкое и сладковатое, но не имеющее портерного привкуса.

Первым раритетом считается дортмундское – с очень характерным среднегорьким вкусом. Помимо темного и светлого пива, оно бывает слабым (до 5 градусов), средним (до 12 градусов) и крепким (14 градусов).

Когда-то в руках мастера и мастерицы (в старые времена пиво нередко варили женщины) не было даже термометра. Но и сегодня, когда производство автоматизировано, есть такая стадия, где человека не заменит ни один прибор: дегустация.

Раньше каждые три года специалисты обязаны были сдавать экзамены. Только выдержавшие этот экзамен допускались к пивоварению. А задания были примерно те же, что и сегодня. Испытуемый получал склянку воды с разной степенью горечи. Он должен был отличить, к примеру, десятую степень от двенадцатой. Если выдерживал испытание на горькое, то держал на сладкое, потом на соленое, а затем на обоняние – насколько способен ощущать характер и интенсивность запахов. И только после этого проводились всевозможные эксперименты с пивом.

За качеством следили всегда. Только методы проверки менялись. Существовал даже такой способ, что-то вроде «народного контроля». Староста, городской писарь и специально назначенный чиновник приходили в пивоварню в штанах из оленьей замши и садились на дубовую лавку, основательно политую пивом. Целый час сидели и пили, потом одновременно вставали. Если лавка поднималась вместе с ними, претензий к пиву не было. В противном случае пивовару грозил штраф.

В 1516 году в Германии был принят закон о чистоте пива. Его следовало варить только из солода, хмеля и воды. А требования к качеству воды предъявляли особенно строгие. Она должна была быть вкусной и экологически чистой. Пиво же, соответствующее этим нормам, в странах Европы считалось классическим. Но в XX веке многие пивовары пустились во всевозможные опыты и эксперименты. Хмель и вода по-прежнему входили в состав пива, но вместо солода иногда добавляли непроросшие пшеницу и ячмень, примешивали рис и ароматизаторы – так постепенно стали появляться различные фруктовые сорта пива.

В России первое официальное упоминание о пиве встречается лишь в летописях XIV века. А после окончательной победы над татарами Великий князь Иван Третий запрещает кому бы то ни было готовить пиво, присвоив это право государству.

Только через 200 лет разрешено было вновь варить пиво частным образом и зарабатывать на этом деньги.

При отце Петра Первого, царе Алексее Михайловиче, пиво варилось в кремлевском Сытном дворе. Он получил свое название от слова «сыта», то есть вода, насыщенная медом. Двор же занимал более 30 погребков и ледников, где, кроме меда и кваса, хранилось пиво – «малиновое», «мартовское», «поддельное», «приказное», то есть сваренное по особому приказу.

В 1703 году одновременно со строительством Петербурга начинает развиваться и пивоварение, столь необходимое для армии, флота и царского двора. Петр Первый при этом учитывал опыт Голландии. Наиболее же крупные пивоварни сосредоточивались на правом берегу Невы, у ответвления Малой Невки.

Во второй половине XVIII века наряду с модой на все английское становится популярным и пиво на «английский манер». Им запасались в апреле и в октябре на полгода, а продавали только бочками. Позже русские пивовары начали ставить его ведрами в кабаки.

Ежегодно в конце XVIII века в Россию привозилось импортное английское пиво на сумму от 212 000 до 312 000 рублей. Петербургское пивоварение не всегда удовлетворяло столичные вкусы и пристрастия. В большом количестве в Санкт-Петербург помимо английского пива поступало и шведское, датское, немецкое, гданьское. Привозное пиво стоило достаточно дорого – от 15 до 30 копеек за бутылку.

До 1917 года Петербург фактически считался пивной столицей России. Здесь располагались крупнейшие пивоваренные заводы России, такие как «Калинкин», «Бавария», «Вена» и др. Особенно бурно пивоварение развивалось в начале XX века. Но после начала Первой мировой войны многие заводы вынуждены были приостановить свою деятельность из-за введения «сухого» закона, а большинство пивоваренных предприятий вовсе прекратили существование.

В России ежегодно устраивали пивные выставки. На суд всех любителей этого напитка выставлялись последние достижения и все алкогольные новинки. Признанное пиво, также как и его изготовителя, удостаивали награды. Для получения медали надо было приложить немало усилий. Впоследствии пивовары и любители пива не могли представить свою жизнь без пивных смотров и фестивалей. Их местом проведения стали Петербург и Сочи. В Москве же пиво начали варить на Бадаевском заводе и делают это второе столетие.