Закуски

Осенний праздник в начальной школе. Праздник картофеля. Праздник картошки «Картофельный БУМ

Осенний праздник в начальной школе. Праздник картофеля. Праздник картошки «Картофельный БУМ

Выполнила:
учитель начальных классов
Фотеева Елена Николаевна
МБОУ «Средняя школа № 7»
г. Каменск­Уральский, Свердловская область
Рекомендации по использованию: Все дети любят картошку. Картофель не зря называют
«вторым хлебом». Из него готовят разные блюда. А знают ли дети, как картофель оказался
на нашем столе? Это можно узнать, если провести с ними «Праздник картошки».
Возраст обучающихся: 9­11 лет.
Цель: расширить знания детей о картофеле.
Задачи: учить подбирать нужный материал в библиотеке и анализировать и обобщать
собранное; развивать художественные и творческие способности; воспитывать уважение к
людям труда.
Место проведения: в классе начальной школы.
Продолжительность проведения: 40 минут.
Оформление и оборудование: Проектор и экран. На доске: название праздника;
пословицы и поговорки о картошке; стенгазета, оформленная детьми. Выставки: рисунки
детей на тему «Что можно сделать своими руками из картофеля», коллективные
творческие работы детей «В деревне», выставка рефератов «Из истории картофеля»,
выставка литературы о картофеле «Во саду ли, в огороде», стенд «Интересное о
картошке», выставка кулинарных рецептов «Блюда из картофеля», выставка «О Петре 1».
Подготовительная работа:
Подготовка к «Празднику картошки» началась задолго до его проведения. Библиотекарь,
учитель, дети стали искать литературу о картофеле. Все искали информацию о продукте,
который мы ежедневно употребляем в пищу. Найденные сведения дети оформляли в
реферате и делились ими на уроках окружающего мира. Две девочки нашли очень
интересные сведения о картофеле и поместили их на стенде «Интересное о картошке». На
уроке изобразительного искусства дети рисовали на тему «Что можно сделать своими
руками из картофеля». На уроках технологии дети разделились по желанию на группы и
выполняли коллективные работы «В деревне», где природным материалом был картофель.
Библиотекарь готовила выставки: кулинарных рецептов «Блюда из картофеля» и «О Петре
1». Провела в библиотеке беседу с детьми о картофеле и нашла о нём песни. Классный

руководитель проводила после уроков с детьми игру « Картошка» и весёлые старты с
картошкой. Родители искали старинные рецепты приготовления картофеля и блюд из него.
Гости: родители, учителя начальных классов, директор школы.
Сценарий праздника картошки.
(ведущие – дети 4 класса)
1 ведущий:
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко –
А вдруг это... (картошка)?
(Д. Чиарди)
2 ведущий:
Итак, мы отправляемся в картофельное царство. Встречает нас сама Госпожа Картошка.
Фильм о картошке.
Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Я вас рада приветствовать на празднике,
проводимом в мою честь. Немного расскажу вам о себе. 500 лет назад никто в Европе не
знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины
картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов ещё не доплывал. Но вот из
дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного
мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена,
клубни, зёрна новых, неизвестных Европе растений. «Папа». Так называли картошку
индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали
крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины
танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. На корабле, вместе с захваченной
мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка. Тут начались мои
путешествия по суше. Сперва я разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями
дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же я перестала быть редкостью,

карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок. Но в Европе
не сразу поняли, что у меня главное – клубни. Один английский богач решил угостить
гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из
земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после
того, как картофель зацветёт. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном
блюде были поданы гостям. Кто­то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого­
то перекосилось лицо, кто­то выбежал из­за стола. Ведь ели картошку не с того конца. Не
везде приняли новинку. Кое­где в России даже начались картофельные бунты. Русские
мужики поверили слухам, будто я, картошка, ­ «чертово яблоко», сажать её грех, землю
запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а
самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что
выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего
нужна была дедке большая­пребольшая репка? Что б накормить и бабку, и внучку – семью.
Раньше в студёные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому
крестьянину хлеб. Сытная и урожайная папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а я
картошка, стала для вас и всех других народов Европы вторым хлебом.(Н. Надеждина)
1 ведущий: Сегодня мы будем говорить про хорошо нам известный и любимый овощ –
картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в
стране?
2 ведущий: Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде?
(Анды.)
1 ведущий: Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания.)
2 ведущий: Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста
картофеля? (Пармантье.)
1 ведущий: Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд,
сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с
горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева
благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же
вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые
поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке,
старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив
их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить,
какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде
возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.
2 ведущий: Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф.)
Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что
охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля
на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя
употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

1 ведущий: Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия.)
2 ведущий: Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко.)
История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман.
Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию,
Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только
потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись
на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать
из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».
1 ведущий: Когда у нас сажают картофель? (В последних числах апреля – начале мая.)
2 ведущий: Как летом за ним ухаживают? (Землю боронят, рыхлят, окучивают,
подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.)
1 ведущий: Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить
картофель! Когда нужно собирать урожай? (В конце августа, в начале сентября картофель
можно выкапывать.)
2 ведущий: Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете
собрать осенью?
1 ведущий: От чего зависит урожайность картофеля? От сорта (насчитывается более 200
видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.
2 ведущий: Послушайте в исполнении двух учеников «Оду картофелю».
Слово «ода» из «Толкового словаря» Ожегова означает поэтическое, а также музыкально­
поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью.
1.В одном прекрасном царстве...
2. А может, и не в царстве...
1. Жила­была картошка...
2. А может, не жила.
1. Была она большая...
2. А может, небольшая...
1. Кругла, бела, глазаста...
2. А может, не была.
1. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
2. А если и не сваришь...
1. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
2. А может, посильнее...
1. С огурчиком хрустящим...

2. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!
1 ведущий: А сейчас девочки исполнят частушки о картошке.
1. Мы девчата боевые,
Дружно, весело живем.
Мы сейчас свои частушки
Про картошку пропоем.
2. Мы картошечку сажали
В огороде у ворот:
Зацвели на ней цветочки,
Пусть любуется народ.
3. В огород пришла коза,
Растопырила глаза:
­ Где же лук? А где горошек?
Всё засажено картошкой.
4. Повар жарил, повар парил,
На диване задремал.
А потом вместо картошки
Угольки одни собрал.
5. Братец мой на кухне рыщет,
Целый час картошку ищет,
Ну, а мне­то что за дело,
Я её давно уж съела.
6. Ах, картошка, ты картошка!
До чего же хороша!
И пожаришь, и попаришь,
А как съешь ­ поёт душа!
7. Я картошку утром ела,
Так старалась, так пыхтела,
Что картошка – на бровях,
На носу и на ушах.
8. Обожает наш Серёжка
Кушать вкусную картошку.
Даже в чай, кисель, компот
Чуть картошечки кладёт.
9. Саша наш картошку ел
И нисколько не толстел.
Стал наш Саша много есть –
В дверь не может он пролезть.
10. Ой, спасибо, Петр Первый,
Что картошку нам привез,
А то ели бы доныне
Только репу и овес.
11. Про картошку можем петь
Мы без остановки.
Ох, устали! Дайте нам

Хоть одну морковку!
2 ведущий: Молодцы, девчата! А загадки вы отгадывать умеете?

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
Бурая ­ не мишка,
В норке ­ но не мышка.
(Картошка)
(Картошка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(картошка)
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(Картошку)

Красный глаз
богатырь Тарас.
Под землю ушел,
10 братьев нашел
Посмотри­ка посмотри,
каковы богатыри.
(Картофель)
1 ведущий: послушайте стихи о картошке.
1. Мы возьмём ведёрки,
Да и в путь дорожку.
Дружба нам поможет
Выкопать картошку.

Многочисленные исследователи считают, что первым человеком, доставшим картофель в
Европу, был монах Нероним Кордан. Что же, может быть именно он в 1580 году опустил на
землю Испании первую корзину с неведомым овощем, которому предстояло покорить
больше народов, чем любому полководцу. Но, возможно, время подбросит нам новую
версию...
Имя европейца, впервые описавшего картофель, известно точно. Это испанец Педро Чеза де
Леон. Он довольно основательно для своего времени изучил Перу и выпустил в Севилье
книгу, которую назвал «Хроника Перу» Именно из нее европейцы впервые узнали о
картофеле. Папа (так называли картофель в Перу.)­ писал Чеза де Леон, ­ это особый вид
земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они
покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля. Автор поведал и о торжественном празднике,
который индейцы устраивали по случаю сбора урожая картофеля.
Казалось бы, такой ценный продукт, каким является картофель, должен был быстро пробить
себе дорогу на стол европейцев. Однако этого не произошло. Наоборот, население
повсеместно встречало новый продукт с недоверием. Даже неурожайные, голодные годы,
которые не были редкостью для Европы в ту пору, не прибавили неприхотливому и
плодовитому картофелю популярности. Дело доходило до того, что правители многих
стран, видя в новом продукте решение продовольственной проблемы, прибегали к
принудительным, порой весьма жестким мерам по его распространению.
Когда западноевропейские народы уже во всю культивировали картофель, россияне, в
большинстве своем обходились репой. Нельзя сказать, что наши соотечественники узнали о
картофеле значительно позднее, например, тех же французов. Еще Петр I прислал в Россию
первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания. Но
этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни.
Фиаско потерпела и Екатерина II. В 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57
бочонков картофеля. Медицинская коллегия изыскивавшая средства, дабы «без большого
иждивения» помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший
способ предотвращения этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии
называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями».
Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и
наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли
местные губернаторы. Но затея провалилась ­ народ упорно не желал допускать на свой стол
иноземный продукт.
Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России.
Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением.
Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства,
так и не занял достойного места в питании народа.
Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали небылицы,
которые сочиняли о "земляной груше" ревнители "старой веры" ­ ярые противники всего
нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на
могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни по «наущению дьявола» была
распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным
искушениям и попадет за это в ад.

Естественно, подобные утверждения сводили на «нет» усилия многих популяризаторов
картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы
некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например в одном из рецептов
рекомендовалось варить картофель с добавлением... негашеной извести. Можно только
догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо. Но шло время,
и картофель из нежеланного «гостя« превратился в полноправного хозяина на нашем столе,
потеснив брюкву и репу...
Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось
ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом,
необходимым для всех слоев российского общества, ­ картофель охотно ели и богатые и
бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян,
особенно в годы хлебных недородов, он становился почти единственной пищей. Недаром в
народе сложилась пословица: «Картофель ­ хлебу подмога».
Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими животными и
растительными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых,
вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить,
запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям.
Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи ­ блюда из них только выигрывают при добавлении
картофеля. А картофельный крахмал ­ неотъемлемая часть традиционного сладкого блюда
русской кухни ­ киселя. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в
кулинарии.
Конкурсы:
1. Перенести картошку с одного стула на другой – по 5 человек в команде
2. Собрать мелкую картошку – по 2 человека в команде
3. Из картошки выложить по контуру ёлочку – команда из 2 человек.
4. Выложить дорожку из картошки – команда из 2 человек.
Чаепитие с пирогами из картошки.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Приветствуем вас на семейном празднике «Картошкины именины». Кто не любит картошку с запахом дымка, печеную на костре, или жареную на сковороде, сваренную целиком или пюре? С мясом, с рыбой, с грибами, с маринованными огурцами?

1 ребенок. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2 ребенок. Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Ведущий. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3 ребенок. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 ребенок. Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

Многое должны узнать….

Все дети. А теперь, пора начать.

Ведущий. И начинаем мы с утреннего семейного завтрака.

Проводится эстафета «Утренний завтрак». В эстафете участвуют дети с мамами и папами. Папы вместе с детьми стоят на линии №1, папина задача – очистить картофелину чисто, тонко и быстро. Как только папа картофелину очистил, рядом стоящий ребенок кладет картофелину в столовую ложку и бежит до линии №2, где мама должна как можно быстрее и тоньше порезать принесенный картофель. Чья команда-семья проделает это быстрее, та становиться победительницей.

Ведущий. Думаю, все остались сытыми и довольными от такого задорного завтрака. Хозяйкам на заметку, скажу, что в разных странах картофель называли по-своему: в Испании – «папа», в Англии «ирландский батон», во Франции – «земляное яблоко», а как называют картошку в дружеской нам Белоруссии? (бульба). Правильно – бульба. Там про нее сложили песню и танцуют в честь нее танец, который так и называется – «Бульба».

Дети исполняют песню «Бульба» или два ребенка читают стихи этой песни.

Из мешка бери картошку

И питайся понемножку.

Можешь, есть её варёной

Иль в мундире запеченной.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Без картошки худо нам!

Из картошки сварим кашу,

Всю родню накормим нашу.

Кому каша надоест,

Пусть картошку в супе ест.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Пусть картошку в супе ест!

Ведущий. И в твою, картошка, честь мы танцуем танец здесь.

Дети танцуют танец: Полька — бульба, либо по выбору (с листьями – 8гр., птицы –д/с70)

Ведущий. Для картошки станцевали, и картошка в этом зале, тоже хочет танцевать, будем даме помогать. А помогут даме, ваши родители, ведь они были только зрители и в честь картошки не танцевали в нашем уютном зале.

Проводится игра «Картошка по кругу».

Все встают в круг, под музыку, оборачиваясь вокруг себя, передают картошку. Музыка выключается, тот, у кого остался фантик, садится на место. Игра проводится несколько раз, самых стойких игроков награждают картошкой.

Ведущий. Сегодня мы видим плод нашего труда, а с чего все начиналось, как картошка с нами оказалась?

Все дети. Весной картошечку сажаем,

А осенью урожай получаем.

5 ребенок. Ходят часики природы:

День, неделя, месяц, год.

Если осень у народа,

Каждый день полно хлопот.

Дети поют песню об осени по выбору музыкального руководителя.

Ведущий. Чтоб картошке поспевать, надо часто поливать. Как раз этот год для картошки стал урожайным, много дождей пролилось этим летом на землю, вот картошечка и уродилась.

6 ребенок. Дождик, дождик,

Посильней,

Чтобы травка зеленей,

А еще немножко,

Чтоб выросла картошка.

Дети танцуют танец «Капитошка» (11, 5 группы), «Лягушки» (8 гр.), «Тучка»(д\с70).

7 ребенок. Вот картошка и поспела,

Время с грядок убирать,

Принимайтесь все за дело,

Будем маме помогать.

Ведущая. В давние, давние времена, когда картошка была редкостью, то ее развозили в каретах в бархатных сумочках и эти сумочки с клубнями картофеля дарили как драгоценность богатым вельможам. Затем, когда она стала популярной и перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку холщевый мешок. А в современном мире мешки с картошкой возят легковые и грузовые автомобили.

8 ребенок. Едем, едем мы домой,

На машине грузовой,

Ворота – отворяй,

Едет с поля урожай.

Ведущий. И мы с нашего импровизированного поля будем вывозить выкопанную картошку в погреб.

Проводится игра-соревнование для детей «Вывези картошку с поля». Две команды детей, у каждой игрушечная машина на веревочке. Дети с линии №1 с машиной, бегут к линии №2, берут одну картошку, кладут ее в кузов, бегут обратно, выкладываю картошку в корзину, передают машину следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока вся картошка не будет убрана.

Ведущий. Какие трудолюбивые ребята, повезло, вам, родители, видно, что правильно воспитываете их. Но не все же такими бывают, вот, например, Антошка из мультфильма – просто лодырь.

Дети инсценируют песню В.Шаинского «Антошка».

Ведущая. Ложка у Антошки, действительно большая, чем же мы кормить его будем?

Дети. Картошкой.

Ведущий. Картошка – гарнир к любому блюду, основа всех салатов. Даже самая неопытная хозяйка без труда приготовит из нее, по меньшей мере, два десятка вкусных блюд, а мы проверим, знают ли наши хозяюшки, рецепты блюд, которые можно приготовить из картофеля. И мы начинаем, наш, кулинарный турнир.

«Кулинарный турнир» для мам. На бумажных тарелках написаны рецепты известных блюд из картофеля. Тарелки разрезаны на части. Задача мам: сложить тарелку, прочитать рецепт и озвучить его название. Каждой маме за ответ дают, написанную пословицу про картошку. Мама сразу же читает эту пословицу.

Пословицы: «Картошка, да каша – еда наша», «Голодному и картошка лакомство», «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка», «Картошку копать – не руками махать!»

Ведущая. Ваши мамы настоящие хозяйки и кулинары. Браво им! Пожалуй, нет равного картофелю продукта, из которого можно приготовить столько разных блюд. Он вкусен и питателен, полезен каждому. Но… картошку можно не только есть, но и делать из нее различные шедевры – это подтверждает наша выставка под названием «Картошины именины».

9 ребенок. Мы хотим вам показать

И, конечно, рассказать,

Как при помощи картошки,

Любой шедевр можно создать.

Ведущий. И мы приглашаем желающих в гости к Самоделкину.

Проводится аттракцион «Самоделкин». Задача родителей и их детей очень быстро сделать ежика из картошки, выходит 3-4 семьи.

Ведущая. Умелые руки – не знают скуки. Какие красивые ежики у вас получились!

(можно взять интервью о поделках, которые выставили эти семьи на выставку «Картошкины именины» и наградить семьи, участвующие в выставке грамотами)

10 ребенок. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Пропоем мы вам частушки –

Очень замечательно!

Дети поют частушки о картошке:

Закопали в землю в мае,

И сто дней не вынимали,

А под осень копать стали

Не одну нашли, а десять.

Посадили мы картошку

Мама в поле, я – в саду,

Мама много – я немножко,

Я всего одну гряду.

Я минуты неподвижно

Я ее пересажу.

Вот и осень наступила,

Выросла картошка.

Только что-то посадила

Я совсем немножко.

Мы собрали урожай,

Радовались очень.

Не ленись, весной сажай-

Будешь сытым точно!

Это очень интересно

И давным-давно известно:

Была б картошка в погребке –

Зима будет налегке!

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли, плохо ли,

Все равно мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Ведущий. Праздник наш уже кончаем,

Что же вам еще сказать?

Вам картошечку по праву,

«Вторым хлебом» называть!

Ольга Ипатова
Сценарий постановки «Хвала картошке»

ХВАЛА КАРТОШКЕ!

Ведущий:

В некотором царстве

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне

Жила картошечка в земле

Свойства царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришел картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище,

Нынче в книгах мы поищем….

Многое должны узнать,

А теперь пора начать…

Недавно состоялось

Общее собрание

Прибыли ученые из разных стран.

Председатель - царь Картофель

Страшно был доволен и польщен

Тем что, избранный единогласно, открывал и вел собрание он.

Поблагодарив всех за доверье, начал председатель свой доклад….

Картофель

Знают обо мне все-все на свете:

Богачи и те кто не богат.

Всяк меня по своему готовит:

Варит, кто-то жарит, кто печет,

Но едят меня везде и всюду,

Мне за это слава и почет

Мы сюда собрались, что бы каждый из вас

Обо мне рассказал

Историк: Приношу большие извинения. А вы знаете, что картошка -иностранка?

Все: нет

Историк: Это было очень давно. Картошку привезли из Америки на большом корабле, но почему-то клубни этого удивительного растения не понравились сразу людям, может быть потому, что они растут в земле. Но зато они обратили внимание на прекрасные цветы - нежные и благородные, которые росли на кустиках. И люди стали украшать ими свои шляпы и платья. Дамы становились такими нарядными и грациозными, что обязательно хотели танцевать.

Гвоздика, ромашка и розы бутон

Не могут сравниться с картофельным цветком.

Он нежный, сиреневый, жёлтенький, белый.

Очень застенчивый, очень несмелый.

Цветком любимым будем наряд свой украшать,

И менуэт пойдем танцевать.

А позднее люди поняли, что есть нужно клубни и картофель стал главной едой русских людей.

Ой, спасибо Петр1,

Что картошку нам привез.

А то ели бы доныне

Только кашу и овес.

Доктор: Очень хорошо! Очень хорошо! Но Мне поступила телеграмма, что дети много говорят о картошке, может им нужна моя помощь?

У-у! Глаза так как горят –

Температура у ребят.

Знаю средство я одно,

Давно проверено оно:

Над картошкой подышали –

Сразу все здоровы стали.

Зачихала детвора?

Лечить картошкой их пора.

Будем тёплый пар вдыхать!

Будем горло прогревать!

Над картошкой подышали?

Сразу все здоровы стали!

Картофель является лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A.

И за это нужно поблагодарить картошку! Спасибо Ваше величество!

Наш картофель – хоть куда:

Вкусный, витаминный.

Если будешь есть всегда,

Здоровым будешь, сильным.

Картофель:

Чтобы вырастить меня

Нужно потрудиться,

Предлагаю нам сейчас

Выслушать специалиста

Агроном:

Я на поле, я на поле с настроеньем прибежал.

И картошку, и картошку весело сажал

Раз-два, не зевай, клубни в землю опускай

Раз-два, не ленись и с картошкой подружись

Дождик, дождик, лей, лей, лей.

Своих капель не жалей.

Помоги немножко

И полей картошку.

Солнце, солнце, жарче грей,

Не жалей своих лучей.

Ветер, ветер, прилетай,

Нам картошку овевай.

Картофель:

Скажу вам откровенно,

И это несомненно –

Главнее в королевстве картофеля нет!

Все мои росточки – сыновья да дочки.

Посмотрите, вон идут помощники – учёные,

Всё они на свете знают

И без устали считают.

Ученые (один со счетами – математик, другой с колбами):

1-й: Весной мы посчитали – всех клубней ровно пять,

А осенью – смотрите их стало двадцать пять

Считают хором: один, два, три, четыре пять (2 раза)

Разрешите доложить Вашему величеству

Точно высчитали всё…

Оба: Огромное количество!

2-й: А еще хочу сказать спасибо Вашему Величеству за крахмал. Ведь в 100 г картофеля содержится 20 грамм крахмала. Именно из крахмала можно сварить традиционное сладкое блюдо русской кухни – кисель! А еще картофель – это первый овощ, который побывал (в космосе и порос там) и пророс в космосе! Вот!

В картошке куча витаминов

Минералов и крахмал.

Он ценный, вкусный и полезный,

Его любит стар и мал.

Картофель:

Я картошка, загляденье,

Я картошка, объеденье!

Крах-ма-листа!

Да раз-ва-ри-ста!

Без меня – нет-нет,-

Не получится обед!

Повар: Как же вы правы ваше величество! В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют.

Ах, картошка-объеденье,

Детей и взрослых идеал.

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

Картофель.

Спасибо вам, милые. Оказывается, что очень много вы знаете обо мне и цените меня. И даже если трудновато вырастить меня такой… то не сердитесь: ведь я всегда отплачу добром.

Хоть хвалиться неприлично,

Но должна я вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать.

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

Хоть сердит зеленый лук,

А картошке – лучший друг.

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

Тронута я вниманием!

Закрываю наше собрание.

Ведущий:

Мы картошку полюбили,

В честь ее стихи сложили

Дружно славили, затем

Съели все - и нет проблем!

Но о ней хотим опять слово доброе сказать:

Все: Всегда она будет стоять на столе,

И в городе каждом и в каждом селе!

Да здравствует миска, да здравствует ложка,

Да здравствует то, что мы любим – КАРТОШКА!

В нашей группе проходит очень много различных мероприятий с участием родителей. Это различные выставки, конкурсы, КВН, праздники и развлечения.

В октябре мы провели нетрадиционное развлечение "Праздник картошки". К этому мероприятию у нас была проведена большая предварительная работа. Мы провели выставку поделок из картофеля "Картофельные фантазии". В выставке приняли участие почти все семьи. Поделки все разные: "Паук и олень", "Гусеница", "Букет ромашек", "Кактус", "Встреча в лесу", "Колобки", "Улыбка", "Чебурашка", "Дружная семейка" и другие. Родители вместе с детьми подбирали пословицы, стихи, загадки о картофеле, которые мы включили в сценарий праздника. К конкурсу "Картофельных дел мастер" нужно было сочинить стихи, частушки, сказки и рассказы о картофеле. Дети совместно с родителями сочиняли стихи и загадки. И вот что у нас получилось!

Сценарий "Праздник картошки"

(подготовительная группа)

Цели: Создание положительных эмоций у детей и взрослых. Расширить знания детей о картошке.

Оформление: Пословицы о картошке, пьедестал (дед и баба - картофель в платочке и шапочке).

Добрый вечер, дорогие дети и уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами в нашем уютном зале.

Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, :как оно зовется? (Осенью)

Песня: "Ах, какая, осень!"

Вед: Что осенью собирают с огорода? (Ответы детей)

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко -
Что это (картошка)

Ах, картошка - объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошку не едал.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола

Не везде приняли картошку. Кое - где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - "чертово яблоко", сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пес Антошка:
Гав! Гав! Гав! - привет, картошка!

Песня: "Антошка"

Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет -
Вот и завтрак и обед.

Меня единственную в мире,
Не просто варят, в мундире.

Лежит между гор
Толстый Егор.
Он и в мундире хорош и раздетый,
А ляжет в золу, вкусней его нету.

Что копали мы в земле,
Жарили, варили?
Что в земле мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошку)

Что-то засиделись мы немножко
И, вставать уж вроде, силы нет,
Но зовет на поле нас картошка
Подвигаться и поиграть немножко.

Эстафета

(дети стоят в двух командах, у первого игрока ведро с картошкой).

1. "Посади картошку" (Вперед бежать - картошку положить в обруч).

2. "Сбор урожая" (Собирать картошку по одной).

3. "Пронеси картошку в ложке" (Положить картошку в ложку и пробежать до обруча и обратно).

Аттракционы

1. "Почистить картошку спиралью" (Чтобы кожура была спиральной лентой, у кого длиннее)

2. "Картофельный дизайнер" (Порезать картофель на кружки и выложить из кружков картину)

Вед: Любит народ картошку, потому и песни о ней слагают и целые оды ей посвящают. Вот и у нас есть такие творцы. Объявляется творческий конкурс "Картофельных дел мастер". (Родители с детьми читают стихи, сказки, поют песни: собственного сочинения).

Представление блюд из картофеля "Ах, картошка, объеденье!"

Картошку можно пожарить,
Картошку можно сварить,
Картошкой можно вагоны затарить,
Картошку нужно любить!!!

Хоровод: "На горе-то калина".

Осень - это пора сбора урожая, пора сбора картофеля. Поэтому можно провести праздник, посвящённый этому овощу.

КАРТОФЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «АХ, КАРТОШКА»

Организуйте выставку необычных клубней. Ребята могут дополнить их отдельными деталями: глазки, ручки — спичечные головки, палочки; волосы — нитки, бумага; головной убор — платочек, шляпа и т. п. Установите таблички с названием композиции и именем автора изделия. Хорошо запечатлеть выставочные экспонаты вместе с автором на фото или видео. Можно положить рядом с каждым экспонатом чистый листок бумаги, чтобы желающие могли сами дать название экспонату. Подписи огласите за праздничным ужином.

ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН «ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КАРТОШКА»

Все блюда имеют непосредственное отношение к «виновнице» ужина. Вначале кулинары представляют свои блюда: сообщают название, ингредиенты, возможна творческая реклама (слоганы, частушки с подтанцовкой, куплеты и т. п.).

Парад блюд завершается беспроигрышной лотереей: билеты лотереи получают те участники, которые смогут что-то рассказать о картошке — из истории, рецепт блюда, о ценных свойствах картошки и т. д. К розыгрышу подготовьте жетоны с номерами билетов. Автор показывает свое блюдо, ведущий тянет из коробочки жетон, и обладатель номера получает это блюдо.

Затем проходит дегустация — заранее приготовьте индивидуальные тарелки, вилки, ложки.

КАРТОФЕЛЬНАЯ «УГАДАЙ-КА»

Игра проходит в несколько туров. Ведущий объявляет туры в течение всего вечера либо проводит игру единовременно. Победитель каждого тура награждается специальным призом или лотерейным билетом для участия в затее «Сюрприз из мешка» (из мешка вытаскивают подарки с номерами).

Примерные задания:

Определи вес мешочка с картофелем, подержав его в руке 10 секунд.

Сколько картофелин в прозрачном пакете? (В пакете мелкие клубни, смотреть можно в течение 10 секунд.)

Сколько весит картофельный клубень?

Сколько в прозрачном пакете красных и белых картофелин?

Сколько сантиметров между двумя тарелками с картошкой?

КАРТОФЕЛЬНЫЕ ИГРИЩА

Подготовьте ножи, посуду для отходов, сырую картошку.

Игра проходит в 7 этапов. За победу на каждом этапе присуждаются очки. Тот, у кого к концу соревнований очков оказывается больше, объявляется победителем и Великим Картофельным Магом. Очки выставляет жюри, состоящее из опытных «картофелеедов».

Конкурсные задания:

1. Кожура — очистить картофелину так, чтобы кожура образовывала непрерывную ленту. Побеждает тот, у кого лента из кожуры самая длинная.

2. Половинки — разрезать картофелину так, чтобы половинки были равны по весу. Побеждает тот, у кого разница в весе половинок самая минимальная.*

3. Дырокол — проделать в картофелине сквозное отверстие так, чтобы клубень не развалился. Побеждает тот, у кого отверстие самого большого диаметра.

4. Куб — обрезать картофелину так, чтобы получился правильный куб. Побеждает тот, у кого вырезанный многогранник наиболее похож на куб.

5. Пластинка — разрезать картофелину пополам, а затем отрезать от одной из половинок тонкую пластинку. Побеждает тот, у кого срезанная пластинка самая тонкая и притом — самая большая по площади.

6. Соломка — нарезать картофель «соломкой» так, чтобы длина каждой «соломки» была не менее пяти сантиметров. Побеждает тот, у кого получится больше всего пятисантиметровых «соломок».

7. Метаморфозы — путем обрезки превратить картофелину в любой другой овощ, фрукт или корнеплод, например в морковку или ананас. Побеждает тот, у кого получится самая оригинальная и точная копия.

ВИКТОРИНА по теме КАРТОФЕЛЬ

На карточках напишите вопросы и положите в специальный конверт. Участники викторины тянут карточку и отвечают на вопрос. Если ответ неверный, правильный ответ пытаются дать другие участники. Если и им это не удается, ответ озвучивает ведущий. За верные ответы даются призовые жетоны.

В финале участники, набравшие наибольшее количество жетонов, получают призы, остальные награждаются поощрительными призами за участие.

Вопросы:

Назовите родину картофеля. (Перу и Чили)

Где в наше время встречается дикорастущий картофель? (В Центральной и Южной Америке)

Когда, откуда и кем картофель завезен в Россию? (Петром Первым из Голландии)

Сколько существует способов размножения картофеля? (Три: клубнями, семенами и глазками)

Как называется насекомое-вредитель, поедающее ботву картофеля? (Колорадский жук)

Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, они ядовиты)

Какие вещества получают из картофеля? (Крахмал, патоку, глюкозу, спирт, клей и т. д.)

Что представляет собой клубень картофеля и является ли он корнем растения? (Нет, клубни — это мясистые утолщения на подземных частях стебля)

Когда и почему в России возникли картофельные бунты? (В 1834 и 1840-1844 годах после указа Николая I об обязательной посадке картофеля)

Как еще называют картофель? (Второй хлеб)

Как в России раньше называли картофель? («Чертово яблоко»)

ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ КАРТОШКА!

Программу можно проводить в течение дня или провести сразу, включив конкурсы для самых младших, старших, девочек, мальчиков и т. п. В финале вручите призы, разные и по разным поводам: самым быстрым, ловким, метким, смекалистым, артистичным, дружным, знатокам, и т. д.

Самый умелый

Кто быстрее и качественней почистит картофелину.

Самый меткий

Кто точнее попадет картошкой в ведро на определенном расстоянии.

Посади картошку

Участникам дается по ведру с картошкой. Задача — выложить ее в одну линию, клубень к клубню. Кто быстрее «посадит» картошку?

Сборщики картофеля

Задача — с завязанными глазами собрать как можно больше разбросанных вокруг картофелин.

Эстафета

Играют команды. Задача — наполнить кастрюлю картошкой. Картофелины переносятся членами команд по очереди на ложке, зажатой во рту.

Бег с картошкой

Участники соревнования зажимают картофелину между двумя палочками и бегут с ней к финишу. При потере надо поднять картофелину при помощи палочек, после чего двигаться дальше.

Червячки

Победит тот, кто за одну минуту проделает больше дырок в клубне картофеля так, чтобы он не развалился.