Первое

Методическая разработка открытого урока «Лепка из соленого теста. Подсвечник "Кот". Конспект урока технологии "изготовление сувениров из соленого теста"

Методическая разработка открытого урока «Лепка из соленого теста. Подсвечник

План-конспект урока по технологии « Работа с соленым тестом»
Цели и задачи:
1. Сформировать понятие о работе с соленым тестом, специальные умения и навыки в изготовлении изделий из него. Историческая справка.
2. Научить технологической последовательности изготовления и обработки изделий из соленого теста.
3. Дать основные способы изготовления изделий.
4. Научить самостоятельной работе с инструкционными картами.
5. Воспитывать творческое начало личности, эстетический вкус.
6. Развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
Оборудование: компьютер, наглядный материал, инструменты, образцы готовых изделий, инструкционные карты, готовое тесто и т.д.
Межпредметные связи: история, рисование.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Любая трудовая деятельность на уроках технологии должна сопровождаться стремлением к красоте и эстетическому наслаждению.
Труд, нравственность и красота неразрывны. У вас у всех разные интеллектуальные возможности, но уметь работать руками великое начало для творческой работы ума. Только в процессе создания вещей, ценных с эстетической точки зрения, учащийся может развить в себе лучшие качества личности, постичь законы красоты, у него могут сформироваться творческие способности и нравственные качества.
Лепка – любимое и увлекательное занятие. На уроках технологии появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками.
При работе с соленым тестом развиваются художественные способности, наблюдательность, чувство линии, формы, пропорции
. В процессе работы осваиваются основные приемы изготовления элементов композиций.
Немаловажную роль играет и то, что необходимые материалы доступны, экологически чисты. Поделки из соленого теста прочны и дешевые. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире.
Историческая справка.
Поделки из соленого теста – очень древняя традиция.
В Китае, с 17 века, делали марионетки для кукольных представлений.

В Гималаях использовали для изготовления жертвенных культовых фигур.

В Эквадоре - это один из художественных промыслов (тесто окрашивалось).

На западе Испании на торжествах в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.

На Руси, когда вошло в обычай праздновать Новый год, люди дарили друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Глубокие корни имеет мастерство приготовления пряников. До сих пор в Астраханской области пекут фигурки из теста, называемые «козули».
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества. Этому занятию дали название - тестопластика.
II. Основная часть
I. Материалы и инструменты.
Материалы: мука, соль, клей, вода, краски, приспособления.
Рецепт приготовления соленого теста: мука: соль: вода = 2: 1: 0.5, то есть 2 стакана муки, 1 стакан соли, 125 мл воды
Рабочие инструменты и приспособления: стеки, скалки, противни, формочки, чеснокодавилка, ситечко, чашки и стаканы, кисточки, карандаши, иголки, алюминевая фольга, рамочки, пуговицы, ткань и т.д. Все, что подскажет собственная фантазия.
II.Технология изготовления изделий из соленого теста:
1.Замес
2.Лепка

3. Сушка
4. Раскраска
5. Лакирование.
1. Замес – смешать в подходящей посуде все ингредиенты, тщательно вымесить тесто. Оно должно получиться однородным, эластичным, крутым. При необходимости в мягкое тесто добавить муку и соль.
2.
Лепка – лепить или вырезать изделия, фигурки нужно сразу на твердой поверхности (линолиуме), разделочной доске, тогда обратная сторона изделий останется ровной и не будет деформироваться.
3.
Сушка и обжиг – способы сушки: в духовке электроплиты или газовой плиты, на воздухе, комбинируют. Сушат на белых и черных противнях. Просушивают изделия на малом огне до зарумянивания, затем противень перемещают с верхней полки на среднюю. Мы будем сушить при комнатной температуре на разделочной доске. Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий.
4.
Раскрашивание – перед тем как раскрашивать изделие, их обычно грунтуют белой масляной краской, после высыхания красят гуашью.
5.
Лакирование – используют как жидкий, так и густой прозрачный лак. Под защитным слоем лака краски не будут осыпаться, крошиться, выцветать.

III.Последовательность обучения изготовлению деталей, изделий:
Изготовление мелких орнаментальных деталей – важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает к аккуратности, тщательности при изготовлении деталей. Мелкими орнаментальными деталями можно украсить практически любое изделие. Резать и раскатывать тесто лучше и удобнее на клеенке или разделочной доске. Инструменты обязательно должны быть сухими.
Соединять при помощи воды.

При оформлении использовать шарики из теста, бисер, бусины.

Практическая часть:

Технология изготовления деталей, изделий:

а) изготовление цветов, ягод, фруктов, листиков и т.д.

б) составление композиций из них.

ТБ при выполнении практической части:
до работы – надеть фартук, косынку; подготовить рабочее место;
во время работы – осторожно обращаться с колюще-режущими предметами, красками, водой, лаком (покрывает работу только взрослый)
после работы – убрать рабочее место.

Сдать рабочее место дежурному ученику.
Лепка из соленого теста позволит реализовать ваши творческие возможности, а этот урок станет к этому начальным толчком. И тогда древнее ремесло в ваших руках превратится в искусство, которое будет радовать окружающих и вас.
приложение.

Работы детей.

Открытый урок

Тема: «Удивительное соленое тесто»

(5А класс)

Разработала учитель технологии школы- гимназии:

Сухарева Римма Николаевна

г. Макинск

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель обучения: Объяснить учащимся значение изделий из теста в пи­тании человека, ознакомить с видами теста и изделиями из него; научить готовить изделия из теста;

Цель воспитания: Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратно­сти;

Цель воспитания: Развивать исполнительские умения и творческие способности.

Методы обучения : беседа. наглядно-демонстрационный, практическая работа.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, солёное тесто, приспособление для

изготовления поделок, выставка изделий из соленого теста.

Ход урока

    Организационный этап.

Приветствие

Проверка учащихся

Выявление дежурных

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению.

Устный опрос. Загадки:

1) В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять.

2) Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины. Если делаете тесто, положить меня

должны.(мука)

3) Отдельно – я не так вкусна.

Но в пище – каждому нужна (соль)

4) Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы

Дядя. длинный и худой

Носит воду бородой

И сестрицы в месте с ним

Нарисуют дом и дым (краски и кисточки)

5) Чинишь рваную тетрадь. Им листы намажь скорей. Нужно крепко их прижать,

чтоб быстрее высох (клей)

    В водный инструктаж.

Тема урока: Удивительное соленое тесто.

Цель урока: Научиться правильно работать с тестом.

Изделия из теста издревле являются люби­мыми продуктами питания человека. Их многообразие - от обычного хлеба до праздничных пирогов, тортов, кексов - от­ражает многовековой опыт, мастерство, вкусы и традиции на­рода

Объяснение учителя.

Мука - основной продукт в приготовлении теста. Этот питая тельный порошкообразный продукт получается путем размола зерен пшеницы, ржи, кукурузы и других зерновых культур.

Мука - порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и т. дл Они являются носителем всех необходимых для организма пита-1 тельных веществ.

В зависимости от вида используемого зерна различают пшеничную, ржаную, кукурузную муку, которая в зависимости от качественных показателей делится на товарные сорта. Качество муки 1 определяется по ее цвету, запаху, вкусу. Качество выпеченных изделий - их подъем, вкус, внешний вид - зависит от качества муки. Муку хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте. Перед приго­товлением теста муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом.

Область применения муки очень разнообразна: мука служит основой теста, из которого выпекаются хлебобулочные изделия, мучные кулинарные и кондитерские изделия, из нее приготавлива­ют такие блюда, как пельмени, блины, оладьи.

Какие сорта муки вы знаете?

Какие виды теста вы знаете?

Какие изделия из получаются из дрожжевого теста?

Из песочного теста?

Из пресного теста?

Перед использованием муку проверяют на доброкачествен­ность: вкус муки должен быть сладковатым и пресным, без горечи; мука не должна иметь затхлого постороннего запаха; влажность должна быть в пределах нормы.

Перед употреблением мука проходит первичную обработку -просеивают ее через сито, чтобы удалить из муки случайно попав­шие посторонние примеси и улучшить пекарные свойства муки, насытить ее кислородом.

Немного из истории

Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…

Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.

На доске вы видите иллюстрации изделий из солёного теста и поделки из теста.

Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для этого нам потребуется:

Материалы и инструменты

1. Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пше­ничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки об­ разуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.

2. Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкого и грубого помола. Соль грубого помола можно легко размельчить в кофемолке.

3. Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4. Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоц­веты, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении ком­позиций.

5. Шаблоны. Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепрони­цаемым покрытием.

6. Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания дета­лей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка. Карманная расческа с помощью, которой можно отпечатать ребристый продоль­ный узор, вдавливая ребра ее зубчиков в тесто. Кончиками острых зубцов расчески делают узор из точек. Маникюрные ножницы, кото­рые помогут сделать иголки. Чеснокавыжималка и чайное ситечко.
Если тесто пропустить через них, то получаются кудряшки в форме
спагетти, с помощью которых вы сможете сделать моделям волосы, шерсть, крону деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной фор­мы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы,
благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть вопло­щено все, на что только хватит фантазии.

Технология изготовления изделий из соленого теста

/. Замес теста

2. Лепка изделий.

3. Сушка и обжиг изделий

"4. Лакировка изделий

5. Раскрашивание изделий

6. Цветовые эффекты. Соляное глазурование

Для получения эффекта перелива оттенков в течении последнего часа обжига изделие выдерживают в духовке при температуре 150°С, многократно смазывая кисточкой, смоченной в насыщенном растворе соленой воды.

7. Эффект сдобной выпечки

4.Повторение правил техники безопасности

5. Практическая работа

Сейчас вы все подумайте, какую бы композицию или картину вы хотели слепить, а затем приступайте к работе. В работе вам помогут распечатки, которые находятся у вас на столе, где дано как можно изготовить ту или иную поделку.

Композиции из природного материала, будет долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

6. Итог урока

Выставка готовых поделок. Оценивание работ самими учащимися.

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

  1. Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Формировать умение преодолевать трудности.
  4. Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Форма занятия: беседа, игра, практическая работа.

Время проведения занятия: 40 минут.

Наглядность, материально-техническое обеспечение: фигурки и фотографии кошек, фотографии сувениров, картин из соленого теста. Подсвечник в форме кота (образец), клеенки, соленое тесто, свечи (чайные в гильзе), стаканчики с водой, кисти.

Для конкурса “Котофей”: 2 резиновых мяча, корзина или картонная коробка.

Ход занятия

1 этап. Организационно-подготовительный.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодняшнее занятие необычное.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

  • Вы любите играть?
  • А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка.
(Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью.

На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье.

В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье.

Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

2 этап. Основной.

Сначала мы немного поиграем. Проведем конкурс, который называется “Котофей”.

Для этого мне нужны 2 команды (Дети самостоятельно делятся на две команды.) Придумайте названия своим командам. Я дам вам мячи, а вы будете по очереди бросать их в корзину, каждое попадание принесет команде 1 волшебный балл, то есть противоположную команду нужно превратить в “Котофея”. Победит та команда, которая быстрее превратит соперников в “Котофеев” (1 балл = одна буква слова). “Котофеи” должны будут исполнить желание победителей - дружно мяукнуть три раза. (Идет конкурс)

Пока вы восстанавливаете силы после конкурса, я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики. Дам рецепт приготовления соленого теста.

В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях.

Древние египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество различных сортов хлеба.

А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.

Но из теста выпекали не только хлеб.

Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы - марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия.

В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

Хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.

Рецепт соленого теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды. Главное хорошо вымесить и размять, пока тесто не станет эластичным.

Важный момент: замешивая тесто, думайте о чем-то приятном, хорошем, и тесто впитает в себя доброе и ласковое прикосновение ваших рук.

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста.

Из теста лепят почти также как из пластилина или из глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. А вот палочку колбаску делают иначе. Только на столе. И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится.

Для того чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Вы немного отдохнули, теперь поработаем.

Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот) .

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой) .

Мы повторили, как надо работать с соленым тестом, приступаем к выполнению подсвечника.

Практическая часть:

1. Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

2. Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

4. Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

5. Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

6. Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

7. Далее работаем над мордочкой. Скатайте два шарика, расплющите их и приклейте на мордочку - это щечки. Скатайте шарик – носик и приклейте чуть выше щечек. Прикрепите глазки. Для глаз можно использовать гвоздику.

8. Украшаем кота усами. Вставьте леску в щечки по 3 шт. в каждую.

9. Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

3 этап. Контрольный.

Скажите ребята,

  • С каким материалом мы сегодня работали?
  • Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?
  • Что нового вы узнали о нем?
  • Каким должно быть настроение при замешивании теста?
  • Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

(Ответы детей)

4 этап. Итоговый.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала. Но коты получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все молодцы. Спасибо за работу.

5 этап. Информационный.

На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и не забываем свои умелые ручки. До свидания.

Используемая литература

  1. Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
  2. Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
  3. Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.

Конспект «Знакомство с соленым тестом»

Конспект занятия кружка по лепке из соленого теста «Мукосолька»

На тему: «Знакомство с соленым тестом»

Средняя группа детского сада - это дети 4 - 5 лет. Большинство ребят в этом возрасте начинают жить в состоянии осознанного творчества. Любое предложение творить, создавать, что то собственными руками воспитанники восторженно принимают.

Цель: создать все условия для реализации и развития творческих способностей у детей, поощрять желание фантазировать и превращать фантазию в осязаемый продукт, растить малышей умелыми. Кружковая работа в средней группе - замечательная форма для реализации данной цели.

Материалы: Соль мелкая, мука, вода, эмалированая посуда, дощечки для лепки, салфетки, стеки, образцы тестопластики и иллюстрации готовых изделий из соленого теста.

Ход занятия

Давным - давно, много тысяч лет назад, когда еще дедушки ваших дедушек и не родились, древние люди научились из зерна печь лепешки и хлеб. Шли годы, народы населяющие землю стали много сеять зерна - выращивать рожь и пшеницу. Человечество все больше и больше употребляло хлеба. Потом придумали запекать разные фигурки из теста и на праздниках дарить их друзьям и родственникам. Почти все народы, знающие вкус хлеба поклонялись ему, а еще верили в силу соли. Со временем, стали из зерна и соли лепить фигурки того, чего бы хотелось в этой жизни приобрести. Например, хочется человеку дом, то и слепит дом, хочется вырастить сад, вот и сделает из соленого теста дерево. А, захочется друзей найти - старательно вылепит человечка. Но, время таких праздников давно уже прошло. Сейчас соленое тесто - это прекрасный материал для творчества детей и взрослых. Фигурки из соли и муки в народе ласково кличут «Мукосольками».

Вот и мы сегодня с вами из соленого теста будем лепить. Но для этого необходимо замесить тесто.

Кто мне поможет? (дети проявляют свое желание)

Итак, нам потребуется тазик, где будем все замешивать, мука, соль, вода.

Наберите две кружки муки и насыпьте ее в таз (дети выполняют, считают).

Теперь потребуется 1 кружка мелкой соли. Добавьте соль к муке и перемешайте (дети насыпают, мешают ингредиенты).

Обратите внимание, какая смесь в тазике, из нее можно лепить? (смесь из муки и соли сыпучие, лепить нельзя)

Чтобы мы смогли лепить, к соли и муке необходимо добавить 1 кружку воды и хорошенько перемешать. Наливайте водичку в таз (дети наливают воду в таз).

Какое стало наше тесто? (липкое, комками, мокрое)

Лепить из него можно теперь? (нет)

Почему? (не получается лепить, липкое тесто, не держит формы)

Для получения правильного теста для лепки, его надо хорошенько вымесить, чтобы оно стало крутым, пластичным, не липло к рукам. Но, - это очень трудная работа месить тесто.

Дети, вы мне поможете замесить тесто? (да)

Дети замешивают тесто вместе с педагогом в тазу, затем на столе, пока не получится то, что нужно для творчества.

Наконец, тесто для лепки у нас получилось. Берите по кусочку теста и пробуйте его покатать по столу прямыми и круговыми движениями (дети катают тесто и высказывают свои ощущения).

Вспомните, как вы лепили из пластилина. Попробуйте использовать те же приемы лепки. Дети, расскажите, что вы чувствуете, когда работаете с тестом? (дети манипулируют со своим тестом, рассказывают, что они переживают, работая с ним, хвалятся результатами)

Попробуйте стекой поработать. Однако помните, что стека - это опасный инструмент, стекой нельзя размахивать, тыкать в себя и детей. Будьте аккуратны!

А теперь, попробуйте, что ни будь слепить из теста.

Детям дается время для самостоятельной лепки из соленого теста.

Если, педагог видит, что дети затрудняются лепить по замыслу, то он может сам начать лепить, например бублик.

Дети, а знаете ли вы, что при лепке из соленого теста, что бы соединить концы бублика потребуется вода и кисточка? Вода у нас вместо клея. Но сильно мочить поделку не стоит, иначе она раскиснет и потеряет форму.

При лепке из соленого теста, для украшения поделок, используются разные пряности, бусинки, семена.

По окончании лепки из соленого теста, предложить детям показать и рассказать о том, что они сегодня вылепили и каковы у них впечатления от знакомства с таким необычным материалом, как тесто.

К сожалению, работы из теста сегодня забирать домой, или сразу использовать в игре нельзя. Дети, как вы думаете, почему? (работу из сырого теста во время игры можно нечаянно испортить, помять)

Надо набраться терпения и подождать, когда поделки высохнут. А сохнуть поделки из муки и соли, наши «Мукосольки» будут на подносе, на подоконнике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс работа с соленым тестом

Пошаговое выполнение работы с ребенком"Город из теста "Сначала рисуем шаблонПотом вырезаем его и детали вылепливаем из мукасоли Потом приклеиваем к основе и разукрашиваем красками гуа...

Фантазии из муки, соли и воды. Практический тренинг для родителей в работе с соленным тестом.

Соленое тесто- один из наиболее доступных для творчества материалов. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете е...

Из опыта работы. ДОУ

Кораблева О.Л.

Творческие задания на занятиях по лепке

Барельефы и горельефы

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие

для детей и взрослых

Использование занятий по лепке из соленого теста и

включение элементов из соленого теста в детские творческие работы, выполненные в смешанной технике

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. С удовольствием лепят из соленого теста малыши, дети старшего возраста и их мамы и бабушки. Занятие приносит неповторимые тактильные ощущения от такого доброго и душевного пластического материала как тесто, и кроме того дает приятные ощущения простоты и легкости созидания, создание своих собственных маленьких «творений», превращая процесс лепки в настоящий творческий процесс. Особенно полезно это занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение, что позволяет найти еще один подход к работе с детьми, перевозбужденными и активными, а с другой стороны – активизирует детей менее активных, включая в работу мускульный аппарат и развивая общую моторику. Лепка, как один из видов изобразительной деятельности, является превосходным тренингом для выработки двигательной активности, чувствительности и гибкости пальцев. Если занятие по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Известно, что правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому можно сказать, что успех развития наших детей во многом «лежит ни кончиках их пальцев». И лепка, в том числе и лепка из соленого теста, является одним из видов творческой деятельности, разносторонне развивающей детей младшего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возрастов.

На наших занятиях кроме различных видов традиционной лепки из пластилина, а также живописной лепки и объемной композиционной лепки на плоскости, мы используем барельефную, горельефную и фигурную лепку из соленого теста. Соленое тесто имеет некоторое преимущество перед глиной: мука, соль, вода – это самые доступные по средствам материалы. Соленое тесто пластично, не так сильно пачкает руки и не тает, как пластилин, к тому же дает возможность широкопланового экспериментирования, как с самим пластичным материалом (его можно тянуть, расплющивать, скатывать, раскатывать в лепешку скалкой, присбаривать, скручивать, резать ножом и кондитерскими формочками продавливать через ситечко или чеснокодавку, протыкать, сушить, запекать), так и с выбором инструментов, приспособлений для лепки и предметов для создания рельефа на поверхности деталей (скалочка, ситечко, чесноковыжималка, кисточка, формочки для вырезания теста, стеки, зубочистки, расчески, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, портновское колесико, насадки для кондитерского шприца, одноразовые вилки и зубчатые ножички, формочки для лепки из песка и т.д.). Соленое тесто – уникальный материал. Его можно сочетать с природными и декоративными материалами: шишками, камушками, ракушками, песком, засушенными растениями и семенами, кусочками кружев и лоскутками, кусочками кожи, бусинками и пуговицами. Поделки можно после сушки раскрашивать гуашевыми и акварельными красками или оставлять не раскрашенными, сохраняя золотистый цвет хлеба (после запекания) или молочный (после сушки на воздухе), - в этом тоже есть своя оригинальность.

Существуют некоторые несложные технологические правила работы с данным материалом, которые нужно выполнять, чтобы добиться наилучшего результата труда в условиях изостудии.

Рабочее место. Влажность и температура в помещении имеют некоторое значение, так как при высокой влажности и температуре изделия во время лепки будут расплываться на рабочем столе и терять свою первоначальную форму. Поэтому в помещении должно быть прохладно и руки тоже должны быть прохладными – можно вымыть их перед началом работы холодной водой, одновременно используя данную процедуру как закаливающий элемент. Оптимальная температура в помещении не должна превышать 20 градусов. Поверхность стола, на котором вымешивается и раскатывается тесто, должна быть гладкой и ровной. Для детей в качестве рабочей поверхности используются пластиковые доски. Лишних предметов на рабочем пространстве стола быть не должно – необходимые в ходе творческой работы инструменты и материалы лучше выдавать индивидуально по мере необходимости. Поэтому приспособления, инструменты и дополнительные материалы лучше расположить на отдельном столике. Если работа не большая материалов и будет использовано не много, то размещения можно воспользоваться одноразовыми секционными пластиковыми тарелками или секторными контейнерами. Последний вариант удобен тем, что в ходе работы ребенок самостоятельно принимает решение об использовании различных материалов, создавая свой художественный образ.

Замешивание соленого теста. Осуществляется преподавателем, воспитателем перед занятием или накануне, в последнем случае тесто помещается в полиэтиленовый пакет и в холодильник, что способствует повышению качества массы для лепки. На кружковых занятиях в подготовительной к школе группе можно предложить детям замесить тесто самостоятельно. Тогда для замешивания теста в индивидуальном порядке детям понадобятся: фартуки, неглубокие эмалированные или металлические чашки, миски, стаканы (емкости) для измерения сыпучих продуктов и измерения объема жидкости, ложка или палочка для перемешивания.

Приготовление соленого теста. Классический рецепт соленого теста: 1 стакан соли (200 г), 2 стакана муки (200 г), 3\4 стакана воды (125 мл). Смешать соль с мукой, развести смесь водой, вливая ее в углубление. Замесить тесто, как на пельмени или лапшу, чтобы к рукам не прилипало. Хорошо вымесить до эластичности.

Лучше использовать белую пшеничную муку высшего сорта с высокой клейковиной. Помимо пшеничной можно использовать ржаную или смешанную в соотношении 1:1 пшеничную и ржаную. Ржаная мука придает тесту коричневый оттенок, отдаленно напоминающий цвет глины, что можно использовать в неокрашенных изделиях. Тесто из одной ржаной муки менее эластично, чем тесто из пшеничной муки, поэтому используют добавки: картофельный крахмал (1 столовая ложка), обойный клей (1-2 чайные ложки), клей ПВА, растительное масло (в небольших количествах). Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое не плесневеет. Для того чтобы изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую – «Экстра». Вода должна быть чистой. Если замесить тесто на предварительно охлажденной воде, то оно будет более эластичным. Тесто можно сделать цветным на стадии замешивания или вымешивания, добавив порошковые пищевые красители или какао – порошок и кофе для получения коричневых тонов. Цветное тесто при высыхании немного светлеет, поэтому окрашивание производят из расчета один пакет красителя на 100-150 г теста, красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому их можно использовать для окрашивания 200-300 г теста. Можно приготовить цветное тесто, добавив при замешивании гуашевые краски, только необходимо учесть, что в дальнейшем такое цветное тесто будет окрашивать руки.

Необходимо учесть, что дети в процессе работы с тестом старательно его разминают и играют с материалом, отчего тесто быстро становится мягким и липким, поэтому замесить его следует покруче. Лепить лучше всего сухими руками, чтобы тесто не прилипало, или в ходе работы обмакивать пальцы в муку.

Хранение теста. Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Цветное тесто храниться отдельно друг от друга. Желательно не хранить тесто более 2-3 дней, так как при длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок, в готовом изделии могут выступать нежелательные пятна.

Лепка. В зависимости от поставленной задачи лепка из соленого теста может быть поэлементной или фигурный. Отдельные элементы, вылепленные в основном на базовой форме шара (палочки, ленточки, куличики, лепешки), объединяются в простые формы (цветочек, листья, снеговик, солнышко и т.п.), из которых составляется композиция. Если выполняется много отдельных элементов, работа не закончена или необходимо прерваться, то готовые элементы и тесто накрывают полиэтиленом, чтобы тесто не покрылось корочкой и не потрескалось при нанесении рисунка. Общий кусок теста тоже хранят в полиэтилене. При фигурной лепке необходимо учитывать размеры будущих фигурок: он не должен превышать 5 см. Фигурки большего размера при сушке могут растрескаться, кроме того внутри больших фигурок возможно образование полостей, что тоже может привести к глубоким трещинам.

Скрепление деталей. Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, понадобиться зубочистки и кисточка с водой. Для соединения маленьких деталей (глазки, пуговички и др.) достаточно аккуратно смочить места соприкосновения зубочисткой, так как кисточка может оказаться слишком мокрой. Более крупные детали соединяют аналогично, но уже при помощи мокрой кисточки. Большие детали, например, комочки для снеговичка скрепляются при помощи зубочисток, которые служат стержнем-основанием для нанизывания шариков-комочков, смоченных в местах соприкосновения. Нужно избегать попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка. Сушить изделие из соленого теста можно естественным образом и в духовке. Естественная сушка осуществляется в теплом месте на воздухе. У данного вида сушки есть недостатки: на изделии могут появляться трещинки, потому что внутри оно просыхает медленнее, чем на поверхности. Причиной трещин может оказаться сквозняк. Повышенная влажность в помещении так же мешает сушке. Летом можно выставить изделие на солнце. Большая толщина изделия при естественной сушке может привести к тому, что изделие внутри закиснет, прежде чем просохнет. Сушка в газовой духовке требует внимательного контроля. Чтобы изделия не пригорели, под противень нужно поставить емкость с водой. Ставят противень в хорошо разогретую духовку и ждут момента подрумянивания, чтобы форма зафиксировалась и не деформировалась, после чего пламя убавляют иначе возможно вздувание или растрескивание изделий с обратной стороны. Изделия, окрашенные пищевыми красителями сушат при температуре не более 125 градусов, иначе возможно изменение первоначального цвета. Полностью просушенное изделие легко снимается с противня. Чтобы убедиться, что изделие внутри не сырое – постучите пальцем. Если звук звонкий, то оно просушено, если приглушенный – не досушено. При сушке можно приоткрывать дверцу духовки, что не повредит изделию, но поможет регулировать температуру внутри. Сушка в электрической духовке начинается при низкой температуре с постепенным ее увеличением. Чтобы подобная сушка не была очень длительной и энергоемкой, можно просушить изделие в течение 2-3 дней естественным образом, а затем досушить в электроплите. Для этого противень сначала ставят на 1-2 часа при температуре 50 градусов, затем поднимают температуру до 75 и держат еще 2-3 часа. После этого печь отключают и оставляют изделие на ночь. Если после этого обратная сторона изделий не просохла, то их переворачивают и сушат до готовности.

Подрумянивание. Используя подрумянивание можно одноцветной композиции придать многоплановость, а монохромные композиции коричневых тонов из теста окрашенного при помощи какао, кофе или выполненных из ржаной муки – дополнить шоколадными оттенками. Подрумянивание производят при температуре 180-200 градусов, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. Если противень стоит вверху духовки, то первыми потемнеют самые выступающие вверх части изделий, а если противень стоит внизу – подрумяняться самые тонкие части работ. Кроме того, по-разному подрумянивания отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.

В микроволновой печи изделие из соленого теста сушить не следует.

Склейка . Если в результате сушки или транспортировки готовых изделий отломился кусочек, то его приклеивают при помощи клея ПВА или универсального клея «Момент». Желательно после склеивания оставить изделие на сутки. При изготовлении композиции из готовых элементов на холсте, картоне, оргалите их также приклеивают на фон при помощи данных видов клея.

Хранение изделий . Хранить изделия из соленого теста следует в сухом помещении: влага может непоправимо их испортить.

Примеры занятий по лепке из соленого теста

в разных возрастных группах

Тема и задачи занятия

Рисунок

Младшая группа

«Колобок» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Рисование на гафрокартоне: «Дорожка для колобка».

Занятие 2 . Знакомство с особенностями материала на доступном уровне. Игра с материалом: сминание, сплющивание, сдавливание, прищипывание, растягивание, скатывание. Лепка простейшей формы.

«Яблочко» (фигурная лепка). Показать детям разнообразие пластических материалов (возможности пластилина и теста): пластичность, вязкость, вес, цельность массы. На основе простейших форм учиться передавать выразительные образы (вкусное яблочко).

Средняя группа

«Зайка в белой шубке» (фигурная лепка). Провести сравнительный анализ материалов для лепки: пластилин и тесто, определить их сходства и различия. Показать приемы скрепления деталей из теста и приемы нанесения рельефного рисунка.

«Натюрморт» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Лепка. На основе простых форм учиться самостоятельно передавать знакомые образы: яблочко, груша, слива, апельсин. Создавать композицию, продуманную по размеру, форме и цвету.

Занятие 2. Раскрашивание барельефа гуашью, декорирование тесьмой, кружевом.

Старшая группа

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф).

Отработка приемов лепки элементов из теста. Передача движения. Знакомство со способами соединения деталей и креплением на фоне-картоне. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

«Елочка, елочка, нарядная иголочка» (фигурная лепка). Макетирование образа конструктивным способом на каркасе из конусообразных форм с выполнением «бахромы» при помощи стеки-ножика. Самостоятельное декорирование снежного сугроба рельефным рисунком, ветвей ели блестками, пайетками, бисером.

«Мартовские кошечки» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1. Отработка приемов лепки из теста: придание шарообразному комочку формы, напоминающей сидящую кошечку (получение формы типа «матрешка», вытягивание из общего куска «ушек», «хвостика», прищипывание «ушек»); выполнение лапок рельефным процарапыванием. Самостоятельное составление и склейка композиционных элементов на фоне-картоне, декорирование мелкими элементами из теста.

Занятие 2.Роспись композиционных элементов, декорирование дополнительными материалами.

«Гвоздика » (горельеф).

Коллективное панно.

Занятие 1 . Выполнение фона для коллективной работы «С праздником Победы!» (гуашь).

Занятие 2 . Закрепление приема нарезания «бахромы» на полоски теста, выполнение зубчиков встречным движением; сборка соцветия; самостоятельное выполнение стебля и листьев гвоздики. Сборка праздничной композиции.

Подготовительная к школе группа.

«Русская красавица» (барельеф в смешанной технике). Два занятия.

Мекетирование образа девушки конструктивным образом на каркасе-палочке. Экспериментирование с различными материалами: тестом, тканью, кружевом, тесмой, картоном, проволокой. Декорирование дополнительными материалами по замыслу: крупами, пайетками, бисером, бусинами, пуговицами и природными материалами.

«Куколка» (фигурная лепка).

Фантазийная работа из белого соленого теста и окрашенного какао-порошком, кофе. Знакомство с поэлементной фигурной лепкой, способами скрепления деталей при помощи мокрой кисточки и фрагментов зубочисток, со способом изготовления волос при помощи чеснокодавки. Декорирование одежды куклы рельефным рисунком, оттисками.

Занятие по тестопластике в старшей возрастной группе.

Картина на стену:

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф)

Задачи

Учить детей создавать выразительные образы соленого теста и передавать движения. Отрабатывать приемы лепки элементов из теста. Познакомить со способами соединения деталей картины. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

Материалы, инструменты, оборудование

Соленое тесто, пластиковые доски, лоток с мукой (для подсушивания кончиков пальцев), стаканчик с водой (для склейки элементов), кисть, зубочистки, клей ПВА, композиционный фон-картон, шнур или сутаж для крепежа; для выполнения декоративных резных и контррельефных оттисков – стека, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, насадки для кондитерского шприца, одноразовая вилка и зубчатый ножичек.

Педагог читает или напевает стихотворение Г. Лагдынь, предлагает представить и показать, как пляшет зайка:

Зайка, зайка, попляши!

Посмеши нас, посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Затем педагог раздает материал для лепки, чтобы изготовить друзей – зайчат, пляшущих на заснеженной полянке. Предлагает детям самостоятельно определить порядок работы: что нужно слепить сначала, что потом? (Сначала лепим снежные сугробы, потом зайчат.)

Правильно. А начать нужно с подготовки фона для картины: закрепить тесьму, завязав на узелок или крепкий бантик. Если мы это сделаем в конце работы, то повредим изображение.

Вылепленные элементы мы сразу будем переносить на композиционный фон картины, фиксируя крупные элементы клеем ПВА, а маленькие элементы будем соединять между собой при помощи мокрой кисточки.

Сугробы выполним в виде барельефа, чтобы придать объем нашей картине. На готовых «сугробах» разместим объемные фигурки пляшущих зайчат (горельеф). Собирать и склеивать «зайчат» будем сразу на фоне-картоне, чтобы избежать повреждений при переносе фигурок с места на место.

Для декорирования готовой композиции можно использовать вырезанные стекой из тонкого пласта теста звездочки-снежинки. Сугробы украсить контррельефным рисунком, оттисками.

Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечного зайчика или рисунок и определить форму будущих элементов лепки (овоиды, шар), их размер, количество.

Дети начинают лепить элементы композиции и размещать их на фоне-картоне: задний план сугробов, передний план, зайчики (туловище-овоид, голова-шар или овоид, ушки, лапки). Заканчивают работу декорированием по замыслу.

После занятия

Дети рассматривают готовые композиции, рассказывают о характерах своих героев, их настроение.

После сушки, сделанные работы используются для декорирования кукольных уголков или природных уголков.

Можно провести общую выставку объемных картин из соленого теста и организовать игру «Экскурсовод».

Из истории тестопластики

На Русском Севере в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигур людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

«Солнце» и «соль» - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища некрасна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай – встречать дорогого гостя хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Гостеприимных людей в народе издавна называли хлебосолами.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди покланялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений. Даже выпекание знаменитого каравая было почетной и ответственной обязанностью, выпекать священный каравай мог не каждый. Торжественный обряд длился несколько дней при участии придворных «каравачатов». Существовали обрядовые жернова для приготовления муки. Складывали песни с просьбами о помощи в замешивании теста, в которых люди просили, сойти бога с небес и принять участие в приготовлении каравая. Особую значимость имели свадебные караваи, с которыми до сих пор встречают новобрачных на пороге дома… Интересно, что в украинском фольклоре бог также олицетворяется в каравае, который называли дивень, дивный каравай. В Белоруссии каравай сравнивался со светилами – солнцем и луной. По поверью каравай, прежде чем вернулся на землю, побывал на небосклоне, где встречался с зарей и видел звезды. В старину каравай обязательно украшали вылепленными символическими фигурками животных и птиц.

У славян в древности год начинался в марте. Зазывая весну выпекали фигурки жаворонков, с которыми дети залезали на крыши сараев и деревья, чтобы весна их «увидела». А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях, водили хороводы, разжигали костры. Заканчивался праздник сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

В день мартовского солнцестояния отмечали еще один праздник, связанный с хлебом, - Масленицу. Пекли блины и угощали всех, ходили в гости, устраивали гуляния.

В России во многих областях сохранилась традиция выпекать фигурки из теста «козули» (в Архангельской губернии) и «коровки» (в Сибири и в Центральных областях России), которые раньше символизировали увеличение поголовья скота и урожайный год. Выпекали их на древний ритуальный праздник «коледа». Овечки и коровки из теста означали для крестьянина целое стадо, голубь – богатый урожай.

В других странах также существуют праздники, связанные с тестом. Во Франции 2 февраля отмечается Сретение Господне. В этот день пекут блины и даже устраивают своеобразные соревнования, кто выше подбросит блин со сковородки. Также во Франции есть праздник, традиция которого зародилась еще в 4 веке. Он посвящен приходу волхвов. В этот день пекут «пирог королей», в который закладывают боб. Пирог разрезают на количество гостей, и тот кому повезет его найти, может целый год рассчитывать на удачу и счастье.

Очень давно придумали выпекать необычные фигурные хлеба. Просто виртуозами по выпечке таких хлебов были в свое время итальянские мастера.

А в нашей стране очень полюбились фигурные пряники, которые дарили ко дню рождения, преподносили невесте на свадьбе, дарили в знак уважения и в качестве благодарности. Печатные пряники изготавливали при помощи печатных деревянных форм: плоских досок с контррельефным узором. Чуть позже (в 18 веке) появились пряники с жанровыми сценами, а украшать их стали подкрашенным сахаром, глазурью и даже специальной позолотой. Из сахарного сиропа плели «чудо-кружева». Архангельские пряники выпекали не только в виде фигурок птиц, зверей, но даже в виде фантастических животных и Деда Мороза, снегурочки. Знаменитые тульские пряники прославились на всю Россию и далеко за рубежом.

Многие исконно русские традиции сохраняются или вновь возвращаются. И замечательно, что многие из них связаны с хлебами-пирогами, пряниками и блинами. И самым известным сказочным «долгожителем» из нашего детства и детства наших бабушек и дедушек является Колобок!

    Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. Раздел 6. Тестопластика. – М.: изд.дом «Карапуз», 2009.

    Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – Пресс книга. – (Золотая библиотека увлечений), 2008.

    Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н\Д: изд.дом «Владис»; - М.: изд.дом «РИППЛ Классик», 2007.