Готовим на природе

Как оценить вкус вина: правила дегустации

 Как оценить вкус вина: правила дегустации

Многие из нас считают, что дегустацией вина должны заниматься эксперты, и что не хватит целой жизни, чтобы узнать все о винном этикете и разных сортах винограда, а также запомнить эти витиеватыми французские термины, кажущиеся нелепыми. Кому нужен эксперт, который говорит о том, что и так понятно: качество вина Petrus 1989 года, хранящегося в погребе, намного превосходит Pinot Grigio 2016, которое стоит в вашем холодильнике. Конечно, со всем этим трудно поспорить, однако, обладая некоторыми знаниями, вы все же сможете по достоинству оценить превосходное качество своей бутылки Petrus.

Чтобы помочь вам получать больше удовольствия от выпитой бутылки вина, редакция журнала MR PORTER обратилась за консультацией к Майклу Шустеру – автору новой книги «Для чего нужна дегустация вина». Он даст несколько рекомендаций по ключевым правилам дегустации, которыми он, как эксперт и один из лучших мировых сомелье, пользуются сам.

Визуальная оценка

Внешний осмотр – важный этап дегустации. Без него оценка будет менее точной. Возможно, цвет напитка немногое скажет о его качестве или вкусе, однако поможет сделать предположение относительно сорта винограда, места происхождения и возраста вина.

Для начала загляните в бокал, отмечая яркость цвета и прозрачность вина. Если цвет яркий, значит, вино, скорей всего, молодое. Наклоните бокал и, удерживая его, на уровне глаз, внимательно посмотрите, нет ли в вине пузырьков или осадка. Пузырьки – это углекислый газ, который выделяется в процессе брожения, о его присутствии в вине говорит шипение и мельчайшие брызги. Хотя осадок для большинства вин – это редкость, о его возможном присутствии тоже нужно знать. В основном его можно встретить в старых красных винах, при этом он портит не только их внешний вид, но и вкус. Винный осадок – это кристаллы дубильных веществ, например, танина или тартрата.

Слегка покачивая и вращая бокал, можно получить примерное представление о содержании алкоголя в вине. Вино с высоким содержанием алкоголя отличается большей вязкостью, оно как бы прилипает к стенкам бокала, образуя так называемые винные слезы.

Аромат

Определите запах вина, вдыхая его букет. Обратите внимание на чистоту и насыщенность аромата. Как бы вы описали запах вина: цветочный, растительный, минеральный, запах специй, животный, запах сухофруктов, горелый, химический (недопустимый для любого вина)? Ознакомившись с этими категориями ароматов, вам легче будет разобраться с нюансами при дегустации вина.

Теперь вращайте бокал в руке и попробуйте снова уловить аромат вина, до того как оно осядет. Обратите внимание на разницу запахов. Во втором случае аромат должен быть насыщеннее, и вы сможете уловить новые нотки в букете.

Глоток

Проба вина на вкус («нёбом», как принято говорить в винной терминологии) – это более сложный этап дегустации, так при этом приходится различать много особых вкусов. Основные вкусовые ощущения: текстура, температура, острота; плюс многообразные нюансы, касающиеся алкоголя – все это требует более активной работы головного мозга по сравнению с идентификацией аромата.

Сделайте глоток вина и попробуйте всасывать его – как будто пьете через соломинку. Таким образом, вино во рту будет аэрироваться. Прополощите рот напитком. Чтобы по-настоящему оценить вино, вы должны заставить его «двигаться», прочувствовать его. Без всего этого вы ограничитесь лишь оценкой вкусовых качеств в букете вина.

При дегустации вы должны попытаться оценить сбалансированность вина – не слишком ли оно терпкое или сладкое, а также идентифицировать те параметры, о которых упоминалось выше.

Проглотить или выплюнуть

Выплюнуть или проглотить – от этого решения во многом зависит конечный результат дегустации. Всегда есть соблазн сразу же выпить вино, как только оно попало в рот. В этом случае вам вряд ли удастся оценить весь букет вина. Лучше какое-то время подержать вино во рту, стараясь смочить всю ротовую полость, чтобы обеспечить максимальный контакт вина со вкусовыми рецепторами, небом и обонятельными рецепторами. Полученные таким образом ощущения будут намного богаче.

Сделайте небольшой глоток, чтобы смочить вкусовые рецепторы в глотке, а остальное выплюньте. Подожмите губы и «надуйте» их в форме небольшой буквы «о». За счет мышц щек и языка, постарайтесь выплюнуть вино. У вас должна получиться тонкая струя, а не брызги во все стороны. И пожалуйста, никаких слюней!

Еще один глоток

Результаты научных исследований говорят о том, что у людей разное количество вкусовых рецепторов. Тех, у кого их много, называют «супердегустаторами». Однако дело в том, что их количество не всегда пропорционально качеству дегустации. Важна не столько ваша способность чувствовать вино во рту, сколько ваше умение анализировать информацию до того, как проглотить или выплюнуть вино. Чтобы добиться успеха в дегустации вин, вы должны научиться концентрировать внимание только на содержимом вашего бокала. Для этого вовсе не обязательно быть «супердегустатором», просто нужно уделять вину то внимание, которое оно заслуживает.

Сделайте следующий глоток, но на этот раз обратите внимание на яркость отдельных вкусов и на то, как вино раскрывается у вас во рту. Наконец, не забудьте отметить финишные ноты вина – баланс между ароматом и вкусом. Для этого вам, возможно, понадобится сделать не один глоток вина или даже выпить несколько бокалов.

Профессиональные сомелье при дегустации вина могут рассказать об этом напитке практически всё, не сверяясь с маркировкой на бутылке: год урожая, сорт винограда, какую ценность имеет этот напиток. Некоторые специалисты даже умеют по вкусу и аромату распознавать одинаковые по качеству напитки от разных производителей. Если представлять, на чем основана системы оценки вин, и знать о правилах винной дегустации, можно научиться хорошо разбираться во всем предлагаемом разнообразии.

Почему об одном вине разные мнения? Описать специфические вкусы любому человеку сложно. Трудность заключается в выборе слов. Кроме того, у людей разный пороговый уровень восприимчивости к вкусам и запахам, а также разный уровень их переносимости, который во многом определяется генетически.

О том, как правильно дегустировать вино, подробно рассказывается в этой статье.

Как оценить вино по виду

Первое знакомство с виноградным вином для оценки его качества происходит визуально. Необходимо обратить внимание на чистоту, блеск, цвет и тягучесть напитка. Опытный дегустатор может рассказать всю историю вина, оценив его только на глаз. Изучив прозрачность, оттенок и «ножки» напитка, можно получить представление о происхождении, возрасте, качестве и других особенностях вина. Иногда цвет так красив, что стоит рассмотреть его некоторое время, предвкушая наслаждение от дегустации.

Прозрачность.

Прозрачность определяют при проходящем и боковом освещении. Вино нужно оценивать при естественном дневном свете. Перед тем как оценить вино по этому критерию, нужно подготовить белый фон, а бокал с напитком немного наклонить. Молодое вино должно быть прозрачным без сторонних включений. Старые вина часто содержат осадок, который является признаком их элитарности и долгой выдержки.

Специалисты нередко оценивают прозрачность густоокрашенных вин в темных помещениях на фоне слабого источника света. Так поступают, например, с Кагором и Портвейном.

Характеристика прозрачности по убыванию: кристально прозрачное, прозрачное, пыльное, тусклое, мутноватое, мутное.

Цвет.

Цвет первым указывает на качество вина после прозрачности. Этот критерий при оценке вина определяют по двум параметрам: оттенку и интенсивности. По окраске вина бывают белыми, розовыми или красными. У каждой из этих разновидностей есть свой спектр оттенков. Их может быть много, так что для более точной оценки используют критерий интенсивности. Ни в коем случае нельзя оценивать вино при искусственном освещении: оно искажает восприятие. Например, при свете флюоресцентных ламп некоторые насыщенные красные вина выглядят как медные.

Черты качественного игристого вина:

  • Достаточно обильная пена держится продолжительное время
  • Пузырьки очень маленькие и одинаковые по размеру
  • Каждый пузырек держится не долго
  • оседания пены пузырьки поднимаются со дна, образуя цепочки

«Ножки» вина.

Если при оценке качества вина повращать бокал с напитком, появятся тонкие следы, стекающие по стенкам, - это так называемые «ножки», или «слезки». Если капли стекают медленно, это свидетельствует о высоком содержании спирта. Он влияет на вязкость напитка и его текучесть. В легких столовых винах «ножки» выражены слабо, а в более крепких сортах они достаточно рельефные и образуют красивые рисунки. У испорченного вина вместо «ножек» может появиться бесформенный подтек.

Что влияет на цвет:

  • Сорт винограда
  • Спелость винограда
  • Место произрастания
  • Метод виноделия
  • Выдержка вина

Яркие и насыщенные цвета присущи насыщенным, сладким винам из жарких районов.

Светлые цвета характерны для легких, сухих вин из районов с прохладным климатом.

Как нужно правильно дегустировать вино

Аромат вина создается сочетанием летучих эфирных масел, которые содержатся в том или ином сорте винограда. Запах может многое рассказать об особенностях напитка. Так, интенсивная и широкая палитра ароматов - признак высокого качества вина. Анализируя преобладающие запахи, опытный дегустатор может определить основной сорт винограда и возраст вина, а иногда даже способ его изготовления и год выпуска. В то же время у новичков процедура оценки аромата вызывает растерянность. Почувствовать себя уверенно можно только после некоторой практики.

Характерные ароматы:

  • Винный. Самый простой аромат, присущий столовым винам.
  • Аромат винной ягоды. Присущ свежим винам.
  • Сливовый. Термин обычно применяют для описания насыщенных вин.
  • Фруктовый. Термин, буквально отражающий присутствие фруктового аромата в вине.
  • Медовый. Присущ полусладким и десертным винам.
  • Ореховый. Обычно присущ белым и крепленым, десертным винам.
  • Запах нефти. Присущ зрелым Рислингам и некоторым Семильонам.
  • Цветочный аромат. Тонкий запах полевых цветов свойственен качественным столовым винам.

Процесс дегустации:

  1. «Первый нос» (первичные запахи). Налейте вино в бокал и вдохните его, не взбалтывая. Цель: подготовить рецепторы, ощутить аромат летучих соединений, которые быстро испаряются с поверхности вина.
  2. «Второй нос» (вторичные запахи). Покрутите бокал, чтобы насытить вино кислородом и высвободить ароматические вещества. Близко поднесите нос к бокалу и глубоко вдохните. Цель: составить представление о силе, богатстве и интенсивности букета, а также определить его составляющие.
  3. «Третий нос» (третичные запахи). Бокал нужно на некоторое время оставить на столе, а затем понюхать его содержимое. Цель: определить, как меняются ароматы, оценить их интенсивность и устойчивость.

Группы запахов.

Обычно вместо того, чтобы определять конкретный аромат, гораздо легче отнести его к той или иной группе. Первичные запахи выражают преимущественно фруктовый характер, присущий основному сорту винограда, из которого сделано вино. Вторичные запахи связаны с ферментацией. Они зависят от дрожжей и винодельческих приемов. Вторичные запахи в основном принадлежат к группе химических ароматов. Ароматы третьего ряда приобретаются при выдержке, во многом они впитывают запахи дубовой бочки.

Почти каждый человек может улавливать и различать более 1000 запахов. Большинство из них распространено в повседневной жизни. В винах насчитывается более 500 ароматических субстанций. Запахи одного и того же вина можно интерпретировать по-разному, что совершенно нормально.

При оценке вина по запаху большинство людей пользуются аналогиями из повседневной жизни.

Учимся нюхать.

Для тренировки дегустатору полезно принюхиваться к окружающим повседневным запахам и запоминать их. Пробуя вино, не стоит пользоваться сильными духами: они мешают различать другие ароматы. По этой же причине не рекомендуется нюхать вино в окружении еды с сильным запахом.

Вкусовые ощущения.

Оценка вкуса вина - завершающий этап, окончательно раскрывающий индивидуальность напитка. Вина, в которых органично сочетаются ощущения сладости, кислотности, содержания танинов и крепости, называются гармоничными, так как в них ни одна из основных характеристик не доминирует над остальными. Избыток или недостаток каких-либо компонентов приводит к нарушению гармонии. Такие напитки называются грубыми.

При правильной дегустации вино никогда не следует пить залпом. Вино потребляется медленно и небольшими глотками.

Как нужно правильно дегустировать вино:

  1. Сделайте глоток вина так, чтобы рот наполнился примерно на треть. Тогда напиток подействует на все рецепторы языка и внутреннюю поверхность щек. Постарайтесь различить основные вкусовые нотки вина.
  2. По правилам дегустации, нужно погонять глоток вина по полости рта, а затем сложить губы трубочкой и втяните немного воздуха, чтобы он прошел через напиток. Это поможет ароматическим компонентам продвинуться по носовой полости. В результате можно ощутить множество запахов, и вино полностью проявит себя.
  3. Вино проглатывается или выплевывается (если речь идет о профессиональной дегустации), затем следует сделать вывод о гармоничности его основных характеристик. Необходимо оценить, как долго вкус сохраняется нёбом - это хороший показатель качества. Запишите впечатления о вине.

Посмотрите фото, как проводится дегустация вина:



Как мы ощущаем вкус вина.

Познавая азы дегустации вина, не забывайте, что язык ощущает только базовые вкусовые ощущения. Оттенки вкуса мы различаем, скорее, с помощью обоняния. Любая пища или напиток испускают во рту ароматические вещества, которые поднимаются к носовому проходу. Там они различаются и фиксируются в памяти. Так как процесс происходит во рту, нам кажется, что ощущения относятся к вкусовым.

Вкусовые зоны языка.

  • Сладость - кончик языка
  • Кислотность - верхние края языка
  • Содержание танинов - внутренняя поверхность щек
  • Крепость - горло
  • Тельность - общее впечатление

О чем говорят дегустаторы - краткие описания вкуса.

  • Изящное - благородное вино с тонким вкусом.
  • Свежее - молодое вино с ярко выраженными фруктовыми оттенками вкуса.
  • Бархатное - мягкое вино, приятно услаждающее нёбо.
  • Легкое - вино с небольшим содержанием спирта или бледным оттенком.
  • Устойчивое - вино с гармоничным сочетанием вкусов и ароматов.
  • Зеленое - слишком молодое вино с высокой кислотностью.

Обязательно запишите свои впечатления о вине, постаравшись систематизировать вкусы и ароматы. Конечно, оценить вино намного проще, чем передать свои впечатления словами. Определения для вкуса не столь богаты, как, например, для звука и цвета. Однако слова, описывающие вкусовые ощущения, помогают их прояснять.

Заметки о вине, которое вы пьете, важны по разным причинам. Во-первых, они заставляют больше сосредоточиться на своих ощущениях, а это обязательно для человека, который хочет научиться правильной дегустации. Во-вторых, подобное занятие заставляет обращать внимание даже на легкие вкусовые оттенки и учит различать их. В-третьих, со временем вы сможете сделать нечто вроде краткого справочника, который поможет четко определиться с тем, какое вино вам нравится. В-четвертых, вы наглядно сможете сравнить свои ощущения от вин разных урожаев, виноградников и производителей.

Пример заметок во время дегустации:

  • Что дегустирую: сорт винограда рислинг, производитель Kabinett, год 2015, регион Мозель-Саар-Рувер.
  • Внешний вид. Вино водянисто-белое, скорее всего, произведено в холодном климате. Очень прозрачное, с вертикальными «слезками».
  • Запах. Бодрящий, яркий аромат. Зеленое яблоко, ваниль, мускат, жасмин.
  • Вкус. Резкий, плодово-цветочный. Легкая сладость, умеренная кислотность. Приятнее, чем ожидалось. Сухое, пикантное вино с легким абрикосовым послевкусием.
  • Оценка: 4 из 5.

Постарайтесь сначала записать самые яркие ароматы и вкусовые оттенки. Разделите их на группы в соответствии с основными категориями:

  • сладкие фрукты;
  • специи и пряности;
  • ягоды;
  • земля;
  • цветы;
  • цитрусовые;
  • травы;
  • сухофрукты и орехи;
  • кулинария;
  • другое.

Дегустация вина - это мастерство , которое требует определенных знаний, навыков и опыта. Потребуется время, чтобы достичь уровня, когда, отпив из бокала, вы сможете выдать десятиминутный монолог с развернутыми метафорами и сравнениями. Но составить собственное мнение можно уже сейчас. Итак, как же правильно дегустировать вино.

Перед тем как пробовать следующий сорт, лучше всего скушать корочку хлеба и сполоснуть ротовую полость простой водой.

Убийцы вкуса вина

Следует помнить, что прежде чем приступить к дегустации вина не стоит употреблять продукты питания, способных "забить" своим вкусом и запахом ваши вкусовые рецепторы (кофе, сигареты, ментоловые леденцы, чересчур острые или пряные блюда, традиционные соленья и т.д.). Важно помнить, что грань между вкусом и запахом весьма размыта, а если сознательно притупить свои возможности почувствовать вкус и аромат в полной мере, то можно забыть и об удовольствии от дегустации вина.

Также следует помнить о своем здоровье. Если у вас насморк или простуда, лучше отказаться от дегустации вина, иначе вы не прочувствуете ни запах ни вкус дегустируемого вина в полной мере. Перед тем как пробовать следующий сорт, лучше всего скушать корочку хлеба и сполоснуть ротовую полость простой водой.

Посуда для правильной дегустации вина

Посуда для вина должна быть идеально чистой и сухой. Для дегустации вина бокал лучше наполнять на одну треть , держаться лучше за ножку, чтобы рука не нагревала вино. При дегустации лучше идти от простых и молодых вин к более насыщенным и от сухих к сладким, от белых к красным. Стенки бокала, кстати, должны быть слегка запотевшими - это означает, что вино правильно охлаждено.

Приступив к дегустации вина сперва оцените цвет . То, как выглядит вино, может сказать очень многое о его качестве и происхождении. Прежде всего, необходимо оценить цвет вина в контрасте с белым фоном (для этого подойдет скатерть на столе или салфетка). Немного наклоните ваш бокал и обратите внимание на цвет вина и его глубину. Цвет вина может также рассказать вам немного о том винограде, который использовался для его создания. Например, цвет вина "Pinot Noir" будет наиболее бледным. Молодое белое вино, как правило, имеет зеленовато-желтый оттенок, а молодое красное - фиолетово-алый отлив. Со временем, цветовая гамма изменяется в сторону коричневого.

Молодые белые вина обладают золотистым цветом , более зрелые переходят в янтарные оттенки, а серый или коричневый ободок диска в бокале может свидетельствовать об угасании напитка. Красные вина постепенно переходят от пурпурного оттенка к коричневому. Большинство красных не выдержанных вин кажутся темно-фиолетовыми. Когда вино выдерживают, его цвет теряет глубину и становиться бледнее. Если в молодом вине вы заметили коричневый тон, это не очень хорошо. Скорее всего, это вино подверглось слишком стремительному и агрессивному окислению. Посмотрите, как играет вино в бокале, нет ли на его поверхности посторонних частиц, оцените прозрачность, блеск и наличие/ отсутствие пузырьков углекислого газа.

Иногда при дегустации вина можно встретить небольшие кристаллы "винного камня". Не стоит пугаться, это не является недостатком вина и означает, что оно подверглось влиянию низкой температуры. Некоторые производители специально охлаждают вино и фильтруют от винного камня, который смущает некоторых потребителей. Интересно, что белые вина из стран с более прохладным климатом не так искрятся, как вина, созданные в странах с более теплым климатом.

Если вы сильно наклоните бокал или поболтаете его, то сможете увидеть так называемые "слезы", стекающие вниз. Чем больше в вине спирта, тем более впечатляюще они выглядят и могут дать вам некоторое представление о спиртуозности напитка. После того, как вы насладитесь игрой вина в бокале, можно начать раскрывать для себя его аромат. Профессионалы делят так называемые "носы" на первый, второй и третий.


Первый нос . После того, как вы налили вино из бутылки в бокал, сразу понюхайте его, не взбалтывая. Вы почувствуете изменяющуюся гамму ароматов во время того, как вино взаимодействует с кислородом. Ваша задача - определить основные нотки и их интенсивность.

Второй нос . Вам необходимо покрутить бокал, держа его за ножку, дав вину возможность взаимодействовать с кислородом, избавиться от остатков углекислого газа и раскрыть свои ароматы. Опустите нос в бокал и вдохните, вы почувствуете букет отличный от первого носа.

Третий нос . Для того, чтобы проследить все изменения, происходящие в бокале с вином, следует подождать некоторое время и еще раз вдохнуть из бокала с вином. Так вы сможете отследить ароматическую эволюцию вина в полной мере, а также устойчивость вина к воздействию кислорода.

Для этого рекомендуется наполнять бокал примерно на 1/4-1/3, чтобы ничего не пролить. Можно поставить бокал на горизонтальную поверхность и уже там, придерживая его за основание, сделать несколько круговых движений. Теперь опять поднесите бокал к носу, можете даже немного опустить нос в бокал (не переборщите). Глубокий вдох. Не внюхивайтесь слишком сильно, так обоняние притупится. Лучше сделайте паузу в пару минут и попробуйте снова. Что искать? Ароматы можно (грубо) разделить на несколько групп:

  • фруктовые (цитрусовые, ягодные, плодовые, сухофрукты);
  • цветочные (герань, роза, фиалка);
  • травянистые (зеленый перец, артишоки, чай, табак);
  • пряные (анис, черный перец);
  • ореховые;
  • карамельные (масло, шоколад, мед, меласса);
  • древесные (дуб, кедр, ваниль);
  • землистые (грибы, сырость);
  • неприятные ароматы химического или микробного происхождения.

Оцените интенсивность и типичность тех или иных ароматов для данного сорта и типа вина. Подумайте о запахе из бокала: молодые вина имеют фруктовый запах (замечают запах малины или цитрусовых, например), более выдержанные вина обладают сложным ароматом (включая запах коры дуба или травы).


Проба вина на вкус

Очень часто, когда кто-то пробует вино, он еле-еле отхлебывает или просто смачивает губы. Пожалуйста, не делайте так. Наберите в рот такое количество вина , чтобы в него можно было полностью погрузить язык и покатать из стороны в сторону. "Раскатайте" вино по всей поверхности рта и языка, "пожуйте".

Не глотайте сразу. Сначала постарайтесь аккуратно вдохнуть воздух через рот. Согласна, выглядит это не очень эстетично, да и звук получается как у водяного свистка. Зато таким образом вы подключите к оценке ретроназальное обоняние, что позволит еще полнее прочувствовать букет. Профессиональные дегустаторы вина стараются набрать небольшую порцию вина в рот и пропустить через него кислород. Во рту вино нагревается и выделяет ароматы, улавливаемые нашим обонянием. Хорошее вино должно быть с гармонично сложенным вкусом и постепенно раскрываться во рту, отдавая свой букет.

Помните, что главное - не оценки экспертов и специалистов, которые могут быть лишь определенным ориентиром для вас. Главное, чтобы вино нравилось вам и подходило под ваши вкусовые пристрастия. Вы сможете лучше оценить вкус вина , если немного подержите его во рту, уделив особое внимание свои ощущениям и вкусу в задней части горла. Оценить вино на вкус можно по следующим параметрам:

  • терпкость;
  • кислотность;
  • гармоничность (сочетание всех элементов);
  • полнота вкуса (тело);
  • питкость (легко ли пить само по себе).

При дегустации вина разделяют короткий вкус (ощущение, которое чувствуется на нёбе лишь некоторое время и быстро уходит) и послевкусие. Они могут и, скорее всего, будут отличаться. Постарайтесь ухватить эти нюансы и описать.


Оцените послевкусие вина

Послевкусие вина - это ощущение, которое у вас остается после того, как вы, наконец, проглотите глоток вина. И оно может очень сильно отличаться от того вкуса, который вы ощущали у себя на нёбе.

На что необходимо обратить внимание, так это на вкус алкоголя (которого вы не должны ощущать) и на время, в течение которого вкус вина остается у вас во рту . Это и называется послевкусием. Вкус некоторых вин может сохраняться дольше одной минуты. Оцените баланс вина. Есть ли какие-либо доминирующие вкусы или у вина четкий и определенный вкус? Чем дольше послевкусие, тем лучше вино.

Просто пить (воду) – это физиологическая потребность, пить вино – это удовольствие, и оно может быть более или менее сильным в зависимости от вина, условий дегустации, чуткости дегустатора.

Существует несколько видов дегустации, каждая из которых имеет свои собственные цели: дегустация техническая, аналитическая, сравнительная, треугольная и т.д.. которые приняты у профессионалов.

Одна из форм дегустации, ставящая в тупик многих неофитов, – это исполняемый во многих ресторанах ритуал проверки вина на дефекты , в ходе которого официант наливает в бокал немного выбранного вами вина, чтобы вы его попробовали. Это позволяет вам убедиться в том, что, во-первых, оно имеет нужную температуру, и, во-вторых, у него нет очевидных изъянов, чаще всего связанных с пробкой . Отказаться же от вина просто потому, что оно вам не понравилось, вы при этом не вправе.

Для ценителей вина цель дегустации – вытянуть самую сущность из вина, причём так, чтобы иметь возможность о нём потом поговорить и развить остроту обонятельных и вкусовых ощущений.

Дегустацию вина не пристало проводить невесть где и кое как. Помещение должно быть приятным, хорошо освещённым (свет должен быть либо естественным, либо не искажающим цвета, так называемым «дневным») по возможности светлого цвета. В нём не должно быть посторонних запахов, таких как парфюмерия, запах дыма (табака или камина), запах кухни или ароматных цветов и т.д. Температура должна быть средней (от 18 до 20 °С).

Важен выбор подходящего бокала. Он должен быть бесцветным и по-возможности тонким, чтобы платье вина было хорошо видно. Его форма должна быть в виде тюльпана, то есть не открывающейся, как это часто бывает, а наоборот, слегка закрывающейся. Тело бокала отделяется от его основания ножкой. Такая форма позволяет избежать разогрева вина рукой (бокал держат именно за ножку) и упрощает вращательные движения бокала, которые необходимы для того, чтобы ускорить насыщение вина кислородом (и даже его окисление), чтобы проявить его букет.

Форма бокала настолько влияет на ольфактивное (обонятельное) и вкусовое восприятие вина , что Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR) и международные органы стандартизации (ISO) приняли, после исследований, нормы для бокала, который гарантирует и дегустатору и потребителю максимальную эффективность. Этот тип бокалов принято называть «бокал INAO» и применяют его не только профессионалы. Его можно купить в некоторых специализированных магазинах. С некоторых пор французские, немецкие и австрийские стеклодувы предлагают на выбор потребителя широкий выбор бокалов.

На дегустации используют зрение, обоняние, вкус и осязание. Конечно же. речь идёт не об осязании пальцами, а ртом, который также чувствителен к «механическим» воздействиям, таким как температура, консистенция, растворенный газ и т.д.

Внешний вид

Первый контакт с вином потребитель устанавливает, наблюдая его внешний вид. Один взгляд на одежду вина (речь идет о всей совокупности зрительных впечатлений), которая во многом зависит от использованных сортов, даёт много информации. Внешний вид вина даёт повод для первичной оценки. Каков бы ни был его цвет, вино должно быть ясным, его цвет – однородным. Мутность является признаком болезней, от такого вина следует отказаться. Допускается наличие мелких нерастворимых кристаллов виннокаменной кислоты, так называемого «гравеля» – осадка, который возникает в некоторых винах от переохлаждения, при том. что это не влияет на их качество. Для того, чтобы проверить ясность вина, следует поместить бокал на одной линии между глазом и источником света, а прозрачность красных вин проверяется на белом фоне (скатерть или лист бумаги), для чего следует слегка наклонить бокал.

Диск (поверхность вина в бокале) принимает форму эллипса и наблюдение за ним даёт информацию о возрасте и условиях хранения вина . После этого оценивают нюансы его цвета. Молодые вина должны быть прозрачными, но это не всегда является необходимым условием для старых качественных вин.

Примеры словаря , используемого при описании визуального анализа вина.
Нюансы: пурпурное, гранатовое, рубиновое, фиолетовое, черешневое, пионовое.
Интенсивность: лёгкая, стойкая, насыщенная, глубокая, интенсивная.
Отблеск: матовое, тусклое, грустное, сияющее, сверкающее.
Ясность и прозрачность: непрозрачное, мутное, затуманенное, прозрачное, идеальное.

При визуальной оценке вина следует обратить внимание на его отблески или, как ещё говорят, сверкание. Вино, у которого есть отблески, приятно и живо, тусклое же вино, скорее всего, грустно... Анализ внешнего вида вина завершается оценкой насыщенности цвета. Её не следует путать т тонами и оттенками.

При визуальном анализе на стенках бокала также могут быть «ножки» или «слёзки» – потёки, образуемые вином на стенках бокала, когда вино в нём крутят для того, чтобы лучше чувствовать его запах. Ножки свидетельствуют об уровне насыщенности вина спиртом: у коньяка всегда есть ножки, а у местных вин – редко.

Нос

Ольфактивная (обонятельная) оценка – это второй этап дегустации вина . Некоторые запахи сразу отвергаются, например летучие кислоты (прокисание, уксус), запах коры пробкового дуба (вкус пробки), но в большинстве случаев букет вина – комплекс запахов, которые источает бокал – производит всё новые и новые впечатления.

Ароматические составляющие проявляются в зависимости от их летучести. Это в своём роде испарение вина, поэтому температура имеет столь важное значение. Если вино слишком холодное, то ароматов нет, если слишком тёплое – испарение идёт слишком быстро, сочетая окисление, разрушение летучих ароматов и выявление неестественных тяжёлых ароматических элементов.

Таким образом, как принято говорить «нос» вина, это нескончаемый поток переменчивых ароматов; они проявляются один за одним, в соответствии с температурой и скоростью окисления вина воздухом.

Примеры словаря , используемого при описании ольфактивного анализа вина Цветочные: фиалка, липа, жасмин, бузина, акация, ирис. пион.
Фруктовые (плодовые): малина, чёрная смородина, черешня, вишня, красная смородина. абрикос, яблоко, банан, чернослив.
Растительные: травянистый, папортник. мох, подлесок, влажная земля, мел. различные грибы. Специи: всевозможные, от перца до имбиря, не считая гвоздики и мускатного ореха.
Бальзамические: смола, сосна, терпентин.
Животные: мясо, мясо с душком, дичь, дикий зверь, мускус, мех.
Эмпироматические: горелое, жареное, жареный хлеб, табак, сушёная солома и различные оттенки торрефакции (кофе и пр.)

Именно поэтому вращение бокала при дегустации столь важно. Сначала принято вдохнуть запахи неподвижного бокала, после этого его вращают, воздух производит своё действие и проявляются иные ароматы.

Качество вина напрямую связано с интенсивностью и сложностью его букета. У малых вин, как правило, мало или вообще нет букета: они простые и монотонные и их легко описать одним словом. Великие вина, напротив, имеют широкий, глубокий и сложный букет.

Словарь, описывающий букет, фактически неограничен, ибо это описание может строиться лишь на аналогиях. Неоднократно предлагались различные системы классификации запахов, но для простоты стоит запомнить такие обобщающие характер букета аналогии, как цветочный, фруктовый (плодовый), растительный (травяной), специи, бальзамический, животный, лесистый (бочковый), эмпироматический (имеющий отношение к огню) и химический.

Рот

После того, как вино успешно прошло две оценки – внешнего вида и ольфактивную (обонятельную), следует последняя – во рту.

Небольшое количество вина берётся в рот, но не проглатывается. Всасывается небольшая струйка воздуха для того, чтобы вино распространилось по всей ротовой полости. Либо просто «жуют». Во рту вино разогревается и источает новые ароматические составляющие, которые улавливаются носоглоткой. Известно, что вкусовые бугорки языка способны различать лишь четыре основных вкуса – горький, кислый, сладкий и солёный. Именно поэтому человек, страдающий насморком, не в состоянии дегустировать вино (или блюдо).

Если слишком много кислоты – вино агрессивное, если недостаточно – оно плоское. Если слишком много сладости – вино тяжёлое, густое, если недостаточно – оно тощее, невыразительное.

Помимо четырёх вышеперечисленных основных вкусов, рот в состоянии анализировать температуру вина, его густоту (вязкость), присутствие или отсутствие углекислого газа и вяжущих ощущений (сенсорных впечатлений, связанных с отсутствием смачиваемости языка слюной и стягиванием слизистых оболочек рта под воздействием танинов – того, что «вяжет» рот).

Именно во рту проявляется сбалансированность, гармоничность или наоборот, плохая конструкция вина (что значит, что его не следует покупать).

Примеры словаря , используемого при описании "рта" (вкусового анализа) вина. Критические оценки: бесформенное, вялое, плоское, тощее, водянистое, ограниченное, прозрачное, бедное, тяжёлое, массивное, грубое, густое, несбалансированное.
Похвальные оценки: структурированное, насыщенное, каркасное (крепко сбитое), сбалансированное, тельное, полное, элегантное, тонкое, зернистое (рельефное), богатое.

Белые и розовые вина характеризуются хорошей сбалансированностью кислоты и сладости. Для красных вин сбалансированность строится на кислоте, сладости и танинах («вяжущих» соединений).

Хорошее вино располагается в точке равновесия трёх вышеперечисленных компонентов. Подразумевается, что этому сопутствует и ароматическое богатство; великое вино отличается от просто хорошего строгой и мощной структурой (пусть и смягчившейся) и ароматическим размахом и сложностью.

Послевкусие

После вкусового анализа вино проглатывают. В этот момент любитель вина обращает своё внимание на то, чтобы определить длительность ароматических ощущений – «послевкусие». Эту долготу принято выражать в «каудалях» , – термин, который, несмотря на свою звучность, попросту обозначает... одну секунду. Чем длиннее послевкусие, тем больше ценят вино. Одна только его долгота является параметром, по которому можно выстроить иерархическую лестницу вин – от малых до самых великих.

Измерение в секундах длительности послевкусия – это одновременно и простая, и сложная вещь, так как измеряют только долготу ароматов, но не основные элементы структуры вина (кислотность, горечь, сахар и спирт). Эти дегустационные параметры не следует смешивать.

Как правильно дегустировать пиво


В этой статье Вы найдете: правила дегустации пива,основные стили пива,рейтинг пива,топ 10 стран- по производству пива.

При дегустации прежде всего нужно определить стиль пива. Наиболее полная классификация пивных стилей регулярно публикуется американской организацией Brewers Association. Этот гид называется Brewers Association Beer Style Guidelines и доступен на официальном сайте . В нем учтены все детали: от вкусовой и визуальной оценки до плотности и биттерности.
Но у этого справочника есть и недостатки - характеристики пивных стилей не всегда совпадают с общепринятыми. В большей степени это касается европейского пива. Так что стоит держать в уме и альтернативные классификации. Как минимум, по бельгийским сортам (Confederation of Belgian Brewers), британским (Campaign for Real Ale) и чешским (Výzkumný ústav pivovarský a sladařský).

Затем необходима правильная температура напитка. При обычном употреблении рекомендуется поддерживать температуру пива, исходя из его типа. При дегустации температура всех сортов одинакова: 10-12 °С.

Бокал для пивной дегустации стоит выбирать коньячного типа - широкий в центре и сужающийся кверху. В таком бокале лучше чувствуется аромат напитка.



Н а что обращать внимание

Один из важных компонентов пива - цвет. Он должен точно соответствовать стилю напитка. Принятых оттенков пива несколько: на одном краю шкалы соломенный цвет, на другом - черный. Оценивая цвет, дегустаторы пользуются обычным белым листом бумаги и карманным фонариком. Лист используется как фон, на котором видна цветность пива.

Следующий этап: оценка аромата и выявление дефектов - то есть запахов, которые в данном стиле пива присутствовать не должны. Для этого дегустационный бокал заполняется на треть. Сначала аромат медленно вдыхается - для того чтобы составить первоначальное ощущение от основного запаха. Затем бокал нужно
Один из основных показателей вкуса пива - горечь, или биттерность. Он измеряется инструментальным путем и выражается по шкале IBU. У легкого «Лагера», например, IBU 5-10 единиц, чешский «Пильзнер» содержит 30-40 единиц, India Pale Ale имеет IBU от 40 единиц и выше

повращать по часовой стрелке - ароматика пива поднимается на поверхность. Далее - пить. Первоначальный запах будет раскрываться либо полутонами схожей ароматики, либо дополняться новыми ароматами. Основные пивные ароматы: хлебный, дрожжевой, карамельный, фруктовый, пряный, ягодный, цветочный.

Кроме правильных ароматов, в пиве могут присутствовать посторонние запахи - те самые дефекты. Самые распространенные из них: диацетиловый (запах топленного масла), диметилсульфидный (вареных овощей), ацетальдегидный (зеленых яблок или свежескошенной травы), затхлый, горелый, запах метала или ржавчины, аромат растворителя, феноловый, запах лекарств.

Один из основных показателей вкуса пива - горечь. Горечь пива, или биттерность измеряется инструментальным путем и выражается по шкале IBU - International Bitterness Units Scale, но дегустатор должен определить на вкус, насколько горечь соответствует конкретному стилю пива. В большей степени это вопрос штудирования шкалы и постоянной практики. У легкого «Лагера», например, IBU 5-10 единиц. Чешский «Пильзнер» содержит 30-40 единиц. Настоящий «Пильзнер» должен обладать четкой горечью, а не солодовостью (сладостью) вкуса - сейчас это, к сожалению, распространенная в мире практика. India Pale Ale имеет IBU от 40 единиц и выше.

Ш кала биттерности



Еще одна важная характеристика вкуса пива - оценка его тела. Тело определяется по ощущениям, во время употребления. Понятное дело, есть градации в помощь. Тело может быть легким, водянистым, плотным, насыщенным, неровным (с каким-либо выпирающим вкусом), округлым - сбалансированным; сильно, слабо или умеренно карбонизированным (пузырьки углекислоты, имеющиеся в пиве). Например, у рисовой «Оболони» тело водянистое, у светлого «Крушовице» - плотное. Во время употребления пиво можно немного как бы «пожевать» - его тело тогда чувствуется лучше.

Завершающая стадия: оценка послевкусия пива. Какие вкусовые ощущения остались на рецепторах и насколько это соответствует стилю пива? В профессиональных дегустациях, кстати сказать, послевкусие пива отдельно не выделяется, а оценивается наряду с остальными критериями как общее, итоговое впечатление о пиве.
Как правильно пить

Для начала следует определиться с базовыми понятиями вкусовых характеристик пива. Вкус представляет собой ощущения, возникающие при воздействии раздражителей на рецепторы человека. Рецепторы находятся на языке, глотке и небе. После воздействия вещества на рецепторы информация передается в мозг, где она обрабатывается и воспринимается как тот или иной вкус. Принято выделять пять видов базовых вкусов: кислый, сладкий, горький, соленый, умами.
Из привычных нам продуктов вкус умами можно почувствовать в сырах пармезан, рокфор, в соевом соусе.

Рецепторы, отвечающие за восприятие базовых вкусов, находятся на разных частях языка. Сладкий вкус - это кончик языка, горький - его корень (то есть самая конечная часть); кислый, соленый и умами - бока. Вкус умами вот уже более ста лет принято отделять от соленого благодаря стараниям японских ученых. Из привычных нам продуктов умами можно почувствовать в сырах пармезан и рокфор, а также в соевом соусе.

Зная особенности расположения рецепторов, легко понять, как правильно употреблять пиво при дегустации. Если при винной дегустации можно не глотать вино, то при дегустации пива его обязательно следует проглотить, чтобы рецепторы, находящиеся в конце языка, смогли оценить горечь пива. Тем не менее, способ дегустации вина, при котором вы наполняете рот жидкостью, а потом вдыхаете, приоткрытым ртом, не глотая (для насыщения его кислородом), хорошо подходит и для пива.

О сновные сорта пива

Ale - крепкий, горький напиток, производимый быстрым верховым брожением при высокой температуре брожения. В Англии эль известен, по крайней мере, с XV века, аналогичный напиток без хмеля варили еще в VII веке. Обычно на изготовление эля требуется от 3 до 4 недель, однако некоторые разновидности могут занять до 4 месяцев. До того, как в Англию привезли хмель из Нидерландов в XV веке, слово «Ale» употреблялось исключительно по отношению к напиткам, полученным в результате брожения без хмеля. Для напитка с добавлением хмеля постепенно укоренялось слово пиво. Эль был очень важным напитком в Средневековье и, наряду с хлебом, считался товаром первой необходимости

Ale Приготавливается настаиванием и верхней ферментацией (верхнее брожение) дрожжей при комнатной температуре

Bitter К этой группе относятся несколько сортов с цветом от светло-желтого до светло-коричневого. Все они сухие, с заметной горчинкой в послевкусии и популярны как бутылочные сорта. Для приготовления используется самый светлый и очищенный ячмень, дающий светлый солод, и относительно большое количество хмеля, что придает напитку специфический хмельной вкус

Trappist Крепкий сорт эля янтарно-медного цвета, слегка кисловатый и пряный, значительно отличается от других сортов. Траппистское пиво - сорт пива, сваренного траппистскими монахами, или под их контролем

Barley Wine Совершенно необычный сорт пива с очень высоким содержанием алкоголя и высокой плотностью. Имеет темный гранатовый цвет и винный вкус

Porter Темное крепкое плотное пиво с сильным хмелевым вкусом

Stout Группа самых темных сортов пива, приготавливается из смеси обычного и обжаренного солода и имеет сильный хмельной вкус. Stout - преимущественно английский напиток и, в основном, больше нигде не варится. Из группы Stout самым темным сортом является Extra Stout, к которому, кстати, относится и великий GUINNESS.

Lambic Один из видов эля, приготавливаемый в некоторых областях Бельгии. Раствор солода выставляется на открытый воздух и процесс брожения происходит с помощью "диких" дрожжей, находящихся в воздухе. Для улучшения вкуса пиво обычно ароматизируется фруктами

Weisse Берлинское пшеничное пиво верхнего брожения с небольшим содержанием алкоголя. Готовится из 25% пшеничного солода. Очень пенится, имеет кислый вкус, вызванный брожением с участием бактерий молочной кислоты

Weizen Пшеничное пиво Южной Германии, 50-67% пшеничного солода. Обычно это светлое пиво, но готовят и темное (dunkel weizen). Некоторые марки пшеничного пива дображивают в бутылках (hefeweizen), в нем дрожжевой осадок остается во взвешенном состоянии. Пшеничное пиво содержит мало хмеля и имеет аромат гвоздики от специального вида дрожжей

LAGER

Lager - тип пива и название пивных дрожжей, которые приводят к брожению пива, с последующей ферментацией при низкой температуре, начинающемуся на дне бочки - то, что называется низовое брожение. При низовом брожении дрожжи оседают на дно бродильного чана. Их название происходит от немецкого слова lagern - «собирать». Эти дрожжи «работают» в условиях низкой температуры, они перерабатывают большее количество сахара, и вкус пива получается более чистый, отчетливый. Вкус настоящего «лагера» может быть разным - от сладковатого до горьковатого, что зависит от количества хмеля и технологических тонкостей.
Цвет пива «лагер» обычно светлый, но может быть и темный. В настоящее время это наиболее распространённый тип пива, доля которого в мировом потреблении доходит до 80 %. Бутылочное пиво часто пастеризуют или используют тонкую фильтрацию для увеличения срока хранения

Lager Хотя и считается,что Lager простое легкое пиво, оно коренным образом отличается от Элей и является продуктом совершенно иной системы пивоварения. В отличие от Элей Lager приготавливается вывариванием и нижней ферментацией (нижнее брожение) с медленной вторичной ферментацией при низкой температуре в течение нескольких месяцев. Другими словами, это пиво использует скорее технологию производства вина. В основном Lager - светло-желтое, хотя и встречаются темные сорта. Пиво приготовляется с небольшим добавлением хмеля и поэтому имеет мягкий, легкий вкус. К Lager относятся такие стили как Bocks, Doppelbocks, а также большое количество Pilsner

Pilsner Впервые пиво было приготовлено в городе Пльзень в Чехии и было первым прозрачным пивом. Низкой плотности, светло-желтое. Уникальные экологические условия и новейшие технологии сделали WARSTEINER одной из самых популярных марок этого сорта в мире

Bock Традиционно приготавливается в Германии в конце уборки урожая, когда и ячмень, и хмель имеют "полную силу". Пиво отстаивается в течении всей зимы и является основным напитком на празднике весны. Bock бывает светлым (helles) и темным (dunkles). Наиболее крепкое пиво называют "двойным" (doppelbock)

Octoberfest/Marzen Янтарное крепкое мюнхенское пиво. Готовится в марте, а употребляется во время ежегодного фестиваля в октябре

Rauch Пиво с копченым привкусом, который придает пиву солод, поджаренный на огне от сжигания буковой древесины. Распространено в районе Бамберга в Германии. Подается исключительно к копченому мясу или шашлыку, с ржаным хлебом и острым сырам

Dry Легкое пиво, в котором все сбраживаемые сахара из солода превращаются в алкоголь. Для этого типа берется меньше солода. Имеет низкую начальную плотность и имело бы очень слабый аромат, если бы не большое количество хмеля

Draft (Draught) Означает пиво из бочки, не пастеризуется. Некоторые пивзаводы разливают его в банки или бутылки, но транспортируют в холодильных контейнерах или подвергают тонкой очистке, заменяющей пастеризацию. WARSTEINER в любой таре - непастеризованное пиво!

Ice Beer Легкое пиво, которое после окончания варки, но до финального брожения, быстро охлаждают почти до температуры замерзания. Образовавшиеся кристаллики льда удаляются и получается пиво с почти двойным содержанием алкоголя по сравнению с другими типами легкого пива.

Т оп 10 стран производителей пива


1 место Англия


Эта страна является наибольшим в мире экспортером пива и всех его производным. Особенно популярен в других странах эль, ценимый настоящими гурманами. В Англии на душу населения производится наибольший в мире объем пива. Пиво - часть истории этой страны.

2 место Германия

Пивной фестиваль является самым известным праздником в Германии, ставшим практически международным. На сегодняшний день в этой стране насчитывается около 1300 компаний, производящих любимый немцами напиток.

3 место Бельгия

Конечно, эта страна известна всем без исключения любителям пива. Стоит только упомянуть Stella Artois - и все становится ясным. Однако, кроме этого производителя, в Бельгии работают еще около 300 различных производителей пива.

4 место США

Пиво составляет 85% всех алкогольных напитков, производимых в США. Во Франции любят вино, в Америке обожают пиво. В этой стране насчитывается более 1400 крупных, средних и мелких производителей, начиная такими гигантами, как Budweiser и Coors, и заканчивая крошечными пивоварными, производящих пару пластиковых пакета пива в день.

5 место Канада

В этой стране очень много известных производителей, а сорта пива, производимого в Канаде, импортируются другими странами десятками тысяч литров. К наиболее известным производителям причислим Labatt, Molson, Sleeman, и Moosehead.

6 место Мексика

Мексиканцы любят пиво, но смогли поставить на поток производство любимого напитка только в 19 веке, когда в эту страну началась массовое переселение немцев. Переселенцы оказали очень сильное влияние на жизнь Мексики, в том числе и на пивоварение. Сегодня Мексика представлена на рынке пива двумя наиболее известными своими производителями: Negra Modelo и Dos Equis Ambar.

7 место Ирландия

Производство пива в этой стране также насчитывает сотни лет. Наиболее известным производителем пива в этой стране является Guinness, компания, основанная в далеком 1756 году. Сейчас компания является одним из наиболее крупных производителей пива в мире.

8 место Австралия

Как только англичане заселили Австралию, они столкнулись с главной трудностью всех жителей жарких стран - невозможностью поддерживать нужную температуру для производства пива (естественно, в те времена холодильников не было). Производство этого напитка поставили на поток только в 1887 году, когда холодильные установки уже получили довольно широкое распространение. Нам известно два австралийских производителя: Foster’s и Lion Nathan.

9 место Япония

В Японии тоже любят пиво - а сорта этого напитка, производимые в Стране Восходящего Солнца ценят и там, где Солнце заходит. Сорта пива, производимые в Японии, очень сухие, насыщенные карбонатами. К наиболее известным сортам относят Asahi и Sapporo.

10 место Шотландия

Считается, что еще древние племена кельтов научились варить пиво, примерно 5 тысяч лет назад. Сейчас искусство пивоварения в Шотландии достигло таких высот, какие и не снились древним. Наиболее известными производителями пива в этой стране являются Arran, McEwan"s и Belhaven

Г де учиться на пивного дегустатора

Обычно специалиста в дегустации пива называют пивной судья или пивной дегустатор. Если говорить о Европе, то школы пивных дегустаторов функционируют в Праге, Мюнхене, Лондоне. Прага ближе территориально, да и по цене более приемлемая - курс стоит около $400. В Мюнхене есть совместный проект World Brewing Academy и Siebel Institute. Цена курса - $1400.

В США есть школы, в которых готовят к сдаче экзаменов на различные степени мастерства пивных судей. Выпускники впоследствии работают дегустаторами на местных пивных конкурсах. У нас в стране дегустациям обучают в международных пивоваренных концернах, оснащенных лабораториями качества пива.

Т рудимся на кружечку пива)