Напитки

Хайям о пьянстве. Рубаи о вине - омар хайям и спиртное в жизни великих людей

Хайям о пьянстве. Рубаи о вине - омар хайям и спиртное в жизни великих людей

Вино рождено человеком и будет сопровождать его всю жизнь.

Омар Хайам

Увы, не много дней нам здесь побыть дано, Прожить их без любви и без вина – грешно. Не стоит размышлять, мир этот – стар иль молод: Коль суждено уйти – не все ли нам равно?

Омар Хайям

Но если уж придется пить – пей доброе вино. И смех и грех – гореть в аду за то, что ты лакал бурду.

Гете

Пьет умный в меру, а болван – хоть бочку, хоть бродильный чан. Однако долговечен тот, кто понемногу, с толком пьет.

С. Брант

Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга.

Пифагор

Вино - наш друг, но в нем живет коварство: Пьешь много - яд, немного пьешь - лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру - и продлится мир и царство.

Ибн Сина

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Сократ

Вино запрещено. Но есть четыре “но”: Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино. При соблюдении сих четырех условий Всем здравомыслящим вино разрешено.

Омар Хайям

Я извлек из выпивки больше, чем выпивка из меня.

Уинстон Черчилль

Вино – самый здоровый и гигиеничный из напитков.

Луи Пастер

Старых пьяниц встречаешь чаще, чем старых врачей.

Франсуа Рабле

Труд – проклятие пьющего класса.

Оскар Уайльд

После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется. После второго ты видишь их такими, какими они и не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они есть на самом деле.

Оскар Уальд

Не упускайте случая делать добро – если это не грозит вам большим ущербом. Не упускайте случая выпить – ни при каких обстоятельствах.

Марк Твен

Виски – самое популярное из всех средств, которые не помогают при простуде.

Джерри Вейл

Под плохим плащом нередко скрывается хороший пьяница.

Мигель Сервантес

Алкоголизм – причина многих увлекательных приключений.

Роман Воронежский

Умный пьет до тех пор, пока ему не станет хорошо, а дурак – до тех пор, пока ему не станет плохо.

Константин Мелихан

Алкоголь – это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь.

Джордж Бернард Шоу

Я, безусловно, видел больше мужчин, которых сгубило желание иметь жену и детей и содержать их в комфорте, чем мужчин, которых сгубило пьянство и шлюхи.
Уильям Йитс

Вино располагает к нежностям и разжигает. От выпитого в большом количестве неразбавленного вина бегут, исчезая, заботы. Тогда на сцену является смех, тогда и бедняк собирается с духом, тогда проходят грусть, заботы и морщины на лбу, тогда намерения становятся искренними – что так редко в наш век, – вино уничтожает всякую искуственность. Здесь красавицы часто пленяли сердца молодых людей, и любовь в вине оказывалась огнем в огне.

Публий Овидий Назон

Если выпивка и приносит вред, то вред этот проистекает не от употребления плохой вещи, а от плохого употребления хорошей вещи.

Авраам Линкольн

Кто хочет, тот допьется.

Венедикт Ерофеев

– Что значит – “нажрался”? – возразил Потоцкий. – Да, я выпил. Да, я несколько раскрепощен.

Сергей Довлатов

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, встреча, праздник, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство – без причин!”

Олдридж Томас (перевод С.Маршака)

Мы пьем за здоровье друг друга и портим собственное здоровье.

Джером К.Джером

Абсент и женщины – не живут ли эти два дьявола изначально в душе каждого мужчины?…

Альфред де Мюссе

Разумеется, больше, чем о любви к вине, великие писали о любви к женщине. Ну или к мужчине, если это писала женщина. Афоризмы от знаменитых людей – 100 лучших изречений о любви.

Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне -
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнется и мне!

Рубаи Омара Хайяма

Ах, сколько, сколько раз, вставая ото сна,
Я обещал, что впредь не буду пить вина,
Но нынче, господи, я не даю зарока:
Могу ли я не пить, когда пришла весна?

Рубаи Омара Хайяма

Без меня собираясь в застолье хмельном,
Продолжайте блистать красотой и умом.
Когда чашу наполнит вином виночерпий
Помяните ушедших чистым вином!

Рубаи Омара Хайяма

Беспечно не пил никогда я чистого вина,
Пока мне чаша горьких бед была не подана.
И хлеб в солонку не макал, пока не насыщался
Я сердцем собственным своим, сожженным дочерна.

Рубаи Омара Хайяма

Благоговейно чтят везде стихи корана,
Но как читают их? Не часто и не рьяно.
Тебя ж, сверкающий вдоль края кубка стих,
Читают вечером, и днем, и утром рано.

Рубаи Омара Хайяма

Бокала полного веселый вид мне люб,
Звук арф, что жалобно при том звенит, мне люб,
Ханжа, которому чужда отрада хмеля, -
Когда он за сто верст, горами скрыт, - мне люб.

Рубаи Омара Хайяма

Буду пьянствовать я до конца своих дней,
Чтоб разило вином из могилы моей.
Чтобы пьяный, пришедший ко мне на могилу,
Стал от винного запаха вдвое пьяней!

Рубаи Омара Хайяма

В бокалы влей вина и песню затяни нам,
Свой голос примешав к стенаньям соловьиным!
Без песни пить нельзя, - ведь иначе вино
Нам разливалось бы без бульканья кувшином.

Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне -
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнется и мне!

Рубаи Омара Хайяма

Не запретна лишь с мудрыми чаша для нас
Или с милым кумиром в назначенный час.
Не бахвалься пируя и после пирушки:
Пей немного. Пей изредка. Не напоказ.

Рубаи Омара Хайяма

Не зарекайся пить бесценных гроздий сок,
К себе раскаянье ты пустишь на порог.
Рыдают соловьи, и расцветают розы…
Ужели в час такой уместен твой зарок?

Рубаи Омара Хайяма

Не по бедности я позабыл про вино,
Не из страха совсем опустился на дно.
Пил вино я, чтоб сердце весельем наполнить,
А теперь моё сердце - тобою полно.

Рубаи Омара Хайяма

Не у тех, кто во прах государства поверг, -
Лишь у пьяных душа устремляется вверх!
Надо пить: в понедельник, во вторник, в субботу,
В воскресение, в пятницу, в среду, в четверг.

Рубаи Омара Хайяма

Не холоден, не жарок день чудесный.
Цветы лугов обрызгал дождь небесный.
И соловей поёт - мы будем пить! -
Склоняясь к розе смуглой и прелестной.

Рубаи Омара Хайяма

Нищий мнит себя шахом, напившись вина.
Львом лисица становиться, если пьяна.
Захмелевшая старость беспечна, как юность.
Опьяневшая юность, как старость умна.

Рубаи Омара Хайяма

О кравчий! Цветы, что в долине пестрели,
От знойных лучей за неделю сгорели.
Пить будем, тюльпаны весенние рвать,
Пока не осыпались и не истлели.

Рубаи Омара Хайяма

О кумир! Я подобных тебе не встречал.
Я до встречи с тобой горевал и скучал.
Дай мне полную чарку и выпей со мною,
Пока чарок из нас не наделал гончар!

Сколько бы изданий книг Омара Хайяма ни было, какими бы тиражами они ни выходили - всегда его стихи в дефиците. Русский читатель всегда тянулся к его поразительной мудрости, изложенной в изящных четверостишиях.
У него можно найти стихи и на трудную минуту в жизни, и на радостную, он - собеседник в раздумьях о смысле жизни, в минуты предельной искренности наедине с самим собой и в минуты веселого застолья с друзьями. Он уводит нас в космические дали и дает насущные житейские советы. Например, такие

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Кроме того, Омар Хайям был еще астрономом, выдающимся философом и математиком, в своих трудах он предвосхитил некоторые открытия европейской математики XVII века, которые при его жизни не были востребованы и не нашли практического применения. Хайям написал книгу «Алгебра», которую издали в XIX веке во Франции, специалисты были удивлены математическим прозрениям поэта. Вспомним, что Хайям жил в X веке.
Стихи Хайям писал на языке фарси в форме рубай. Именно благодаря ему эта форма стала известна всему миру. Рубай - это афористичное четверостишие, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки. Иногда рифмуются все четыре строки…

Лирика Хайяма носит философский характер, в ней чувствуется напряжённая бьющаяся мысль мятущегося, ищущего человека. Она проста по своим образам и языку, понятна и доступна каждому, но в каждой рубаи лежит скрытый смысл, понять который, можно только проникнув в атмосферу творчества Хайяма. Его смелая бунтарская мысль порой прерывается призывами к наслаждению и успокоению, порой становится печальной, отчаянной, но никогда Хайям не теряет надежды на жизнь, считая её даром всевышнего. Жизнь со всеми неурядицами и всем известным окончанием он принимает и ценит, не отделяя её от таких явлений как любовь и вино, находящихся у Хайяма в неразрывном симбиозе.

Язык стихов Хайяма условен и является приёмом персидской поэзии.
Имеющий уши - услышит. Центральным символом Хайяма является ВИНО…

Символ «любовь» у Хайяма очень близок к «вину», с той разницей, что «любовь» - для Сердца, а «вино» - для Духа. Можно сказать, что «любовь» - это тот настрой Сердца, при котором оно способно снабжать Дух возвышенными радостями Бытия. Чтобы пробудить Дух, Сердце должно радовать его «вином», а для этого предварительно само войти в постоянное состояние любви - любовного опьянения. «Любовь» - открытость взгляда, свежесть восприятия, жадная тяга ко всему прекрасному, постоянная готовность радоваться и радовать других. В любви истинная человечность радоваться и радовать других. Именно любовь концентрирует в человеке силу сравнимую с мощью богов, именно она порывает на самые благородные поступки, является основой творчества многих художников, поэтов, музыкантов, именно она делает человека возвышенней и прекрасней.

Вино отождествлено у Хайяма с любовью. Хмельной дурман любви подкреплён напитком из сока виноградных лоз. Как и вино, любовь будоражит кровь и ассоциативно представляется как нечто алое, багряное гранатовое словно вино.

Хайям ценит жизнь, не может разделить её с вином, считая самым мудрым и правильным это состояние между трезвостью и опьянением, вечное состояние влюблённости:


Бегут за мигом миг и за весной весна;
Не проводи же их без песен и вина.
Ведь в царстве бытия нет блага выше жизни,
Как проведешь её, так пройдет она.


Настоящая гармония и рай земной представляется Хайяму в объятиях роскошной красавицы с кувшином вина в окружении цветущих весенних садов:

В свое время Омар Хайям написал немало стихов о вине, где вино - является символом вдохновения, это напиток из источника мудрости или «опьянение от познания истины». Не потому ли, многие люди творческих профессий употребляют спиртное, не злоупотребляя им в изобилии, а принимают для вдохновения… Бунтарски выглядит и частое прославление в стихах вина. Ведь вино запрещено Кораном. Однажды один читатель убеждал меня, что на самом деле Хайям имеет в виду не обычное вино, а вино в некоем философском смысле. Может быть, и в философском тоже, но давайте внимательно прочитаем еще раз…


"Вино пить - грех". Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.

***
Вино напитком вечности играет,
Испей того, что радость в мир являет,
Хоть, как огонь, вино нас обжигает,
Но, как вода живая, воскрешает!

***
"Полоумный от чаши" - названье мое,
Поклоненье вину есть призванье мое.
Я - душа всех собратьев питейного дома,
Образ мира, как есть, содержанье мое!


***

У которого совесть была бы чиста.

***
Кравчий! Чашу подай, помогает нам Бог,
В милосердье своем все прощает нам Бог.
Позабудь про обряд, он ненадобен Богу!
Пей вино! О делах наших знает сам Бог.

***
Вином я магов опьянен, считают все — да, я таков.
Гулякой, идолопоклонником зовут — да, я таков.
Пускай все думают об этом как хотят, мне все равно:
Я знаю сам, каков я есть на самом деле, — я таков.

***
Спросил у чаши я, прильнув устами к ней:
"Куда ведёт меня чреда ночей и дней?"
Не отрывая уст, ответила мне чаша:
"Ах, больше в этот мир ты не вернёшься. Пей!".

***
Где по кругу идет винных чаш колдовство,
Завлекается в круг все мое естество!
Здесь друзья, здесь цветы, и вино в изобилье!
Дать зарок мне не даст все мое существо!

***
Назовут меня пьяным – воистину так!
Нечестивцем, смутьяном - воистину так!
Я есть я. и болтайте себе, что хотите:
Я останусь Хайямом. Воистину так!

***
Доколе будешь нас корить, ханжа ты скверный,
За то, что к кабаку горим любовью верной?
Нас радует вино и милая, а ты
Опутан четками и ложью лицемерной.

***
Шёл я трезвый – веселья искал и вина,
Вижу: мёртвая роза – суха и черна.
«О несчастная! В чём ты была виновата?»
«Я была чересчур весела и пьяна…».

***
Запрет вина – закон, считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.

***
Долго ль будешь скорбеть и печалиться, друг,
Сокрушаться, что жизнь ускользает из рук?
Пей хмельное вино, в наслажденьях усердствуй,
Веселясь, совершай предначертанный круг!

***
Смертный, думать не надо о завтрашнем дне,
Станем думать о счастье, о светлом вине.
Мне раскаянья Бог никогда не дарует.
Ну а если дарует – зачем оно мне?

***
Пусть хитрецы, сговорясь заодно,

Чаще слушай стихи, попивая вино.

***
Под мелодию флейты, звучащей вблизи,
В кубок розовой влагой уста погрузи.
Пей, мудрец, и пускай твое сердце ликует,
А непьющий святоша - хоть камни грызи!

***
Нищий мнит себя шахом, напившись вина.

Чуть ясной синевой взыграет день в окне,
Прозрачного вина желанна влага мне.
Раз принято считать, что истина горька,
Я вывод делаю, что истина - вине

Когда фиалки льют благоуханье
И веет ветра вешнего дыханье,
Мудрец - кто пьет с возлюбленной вино,
Разбив о камень чашу покаянья.

Дай кувшин вина и чашу, о, любимая моя,
Сядем на лугу с тобою и на берегу ручья!
Небо множество красавиц, от начала бытия,
Превратило, друг мой, в чаши и в кувшины - знаю я.

Мне чаша чистого вина всегда желанна,
И стоны нежных флейт я б слушал неустанно.
Когда гончар мой прах преобразит в кувшин,
Пускай наполненным он будет постоянно.

Кто за чашей сидит и души не щадит,
Кто молитвы твердит и на Мекку глядит, -
Все они, пребывая в неведенье, дремлют,
И Один лишь - за миропорядком следит.

Я, шатаясь, спускался вчера в погребок.
Пьяный старец подняться оттуда не мог.
"И не стыдно тебе, старику, напиваться?"
Я спросил. Он ответил: "Помилует бог!"

Не запретна лишь с мудрыми чаша для нас
Или с милым кумиром в назначенный час.
И о том, сколько выпил, поменьше болтай,
Пей немного. Пей изредка. Не напоказ.

Разве суетность мира тебе не смешна?
Что нам битый кувшин, если чаша полна?!
В сердце - зелье тоски, исцеленье - в бутыли,
Горе тем, кто ее не осушит до дна!

Опять, как в пору юности моей,
Наполню чашу, ибо счастье в ней.
Не удивляйтесь, что горчит вино,
В нем горечь всех моих минувших дней.

Да пребудет вино неразлучно с тобой!
Пей с любою подругой из чаши любой
Виноградную кровь, ибо в черную глину
Превращает людей небосвод голубой.

Мне трезвый день - для радости преграда<
A хмель туманит разум, вот досада!
Меж трезвостью и хмелем состоянье -
Вот сердца несравненная отрада!

Скорей приди, исполненная чар,
Развей печаль, вдохни сердечный жар!
Налей кувшин вина, пока в кувшины
Наш прах еще не превратил гончар.

Покуда рок не принялся за нас,
Нальем вина и выпьем в добрый час!
Неумолимо кружит звездный купол,
Глядишь, воды - и той глотнуть не даст.

Твои дары, о жизнь, - унынье и туга,
Хмельная чаша лишь одна нам дорога.
Вино ведь - мира кровь, а мир - наш кровопийца.
Так как же нам не пить кровь кровного врага!



В пыль золотую жизненный свинец.

Что жизни караван! Он прочь уходит.
Нам счастья удержать невмочь - уходит.
О нас ты не печалься, виночерпий,
Скорей наполни чашу - ночь уходит.

Упреков не боюсь, не опустел карман,
Но все же прочь вино и в сторону стакан.
Я пил всегда вино - искал услады сердцу,
Зачем мне пить теперь, когда тобою пьян!

Поменьше размышляй о зле судьбины нашей,
С утра до вечера не расставайся с чашей,
К запретной дочери лозы присядь - она
Своей дозволенной родительницы краше.

Для тех, кому познанье тайн дано,
И радость, и печаль - не все ль равно?
Но коль добро и зло пройдут бесследно,
Плачь, если хочешь, - или пей вино.

Рай здесь нашел, за чашею вина, я
Средь роз, близ милой от любви сгорая.
Что слушать толки нам про ад и рай!
Кто видел ад? Вернулся кто из рая?

Нежным женским лицом и зеленой травой
Буду я наслаждаться, покуда живой.
Пил вино, пью вино и, наверное, буду
Пить вино до минуты своей роковой.

Этой чаше рассудок хвалу воздает,
С ней влюбленный целуется ночь напролет.
А безумный гончар столь изящную чашу
Создает и об землю без жалости бьет!

Растить в душе побег унынья - преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья.
Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят ее мгновенья.

Когда вырвут без жалости жизни побег,
Когда тело во прах превратится навек -
Пусть из этого праха кувшин изготовят
И наполнят вином: оживет человек!

Так как смерть все равно мне пощады не даст -
Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!
Так как жизнь коротка в этом временном мире,
Скорбь для смертного сердца - ненужный балласт.

Влагу доброй лозы - ведь невинна она! - не пролей!
Ничего, кроме крови святоши-лгуна, - не пролей!
Кровь двух тысяч тупых лицемеров пролей, если хочешь,
Об одном умоляю: и капли вина - не пролей!

Среди гурий прекрасных я пьян и влюблен
И вину отдаю благодарный поклон.
От оков бытия я сегодня свободен
И блажен, словно в высший чертог приглашен.

Тужить о чем? Не все ли мне равно,
Прожить в нужде ли, в холе мне дано.
Наполню чашу! Ведь любому вздоху,
Быть может, стать последним суждено.

Мы чашей весом в ман печаль сердец убьем,
Обогатим себя кувшинами с вином.
Трикраты дав развод сознанью, званью, вере,
На дочери лозы мы женимся потом.

Сердце! Пусть хитрецы, сговорясь заодно,
Осуждают вино, дескать, вредно оно.
Если душу отмыть свою хочешь и тело -
Чаще слушай стихи, попивая вино.


Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, а не порок совсем.

Семи и четырех ты - произвол,
Семью и четырьмя себя извел.
Пей, друг, вино! Ведь сотни раз твердили:
Возврата нету: коль ушел - ушел.

Вина не пьющий, воздержись хотя б
Кичиться силой, перед тем, кто слаб.
Не лицемерь, ты в сотне дел повинен,
Пред коими вино - лишь малый раб.

Что за утро! Налей-ка, не мешкая, мне,
Что там с ночи в кувшине осталось на дне.
Прелесть этого утра душою почувствуй -
Завтра станешь бесчувственным камнем в стене.

Родник живительный сокрыт в бутоне губ твоих,
Чужая чаша пусть вовек не тронет губ твоих...
Кувшин, что след от них хранит, я осушу до дна.
Вино все может заменить... Все, кроме губ твоих!


Моей руке держать кувшин - отрада;
Священных свитков ей касаться и не надо:
Я от вина промок; не мне, ханжа сухой,
Не мне, а вот тебе опасно пламя ада.

Метнул рассвет на кровли сноп огня
И кинул в кубок шар владыки дня.
Пригубь вино! Звучит в лучах рассвета
Призыв любви, вселенную пьяня.

Нищий мнит себя шахом, напившись вина,
Львом лисица становится, если пьяна.
Захмелевшая старость беспечна, как юность,
Опьяневшая юность, как старость, умна.

Наполнив жизнь соблазном ярких дней,
Наполнив чашу пламенем страстей,
Бог отреченья требует? Вот чаша,
Она полна. Нагни и не пролей!

Мы были каплей и от жара страсти
Явились в мире - не по нашей власти,
И если завтра вихрь развеет нас,
Найди хоть в чаше винной отблеск счастья.

Те, кому была жизнь полной мерой дана,
Одурманены хмелем любви и вина.
Уронив недопитую чашу восторга,
Спят вповалку в объятиях вечного сна.

Хочешь - пей, но рассудка спьяна не теряй,
Чувства меры спьяна, старина, не теряй.
Берегись оскорбить благородного спьяну.
Дружбу мудрых за чашей вина не теряй.

Дай вина! Здесь не место пустым словесам.
Поцелуи любимой - мой хлеб и бальзам.
Губы пылкой возлюбленной - винного цвета,
Буйство страсти подобно ее волосам.

Достав вина два мана, не жалей, -
Сам пей и вдоволь угощай друзей.
Ведь не нуждается Создатель мира
В твоих усах и в бороде моей.

Дух мой чистый, ты гость в моем теле земном!
Я с утра подкреплю тебя чистым вином,
Чтобы ты не томился в обители праха,
До того, как проститься со мной перед сном.


Виночерпий, опять моя чаша пуста!
Чистой влаги иссохшие жаждут уста,
Ибо друга иного у нас не осталось,
У которого совесть была бы чиста.

Лучше пить и веселых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюбленных и пьяниц,
То кого же прикажете в рай допускать?

Я болен, духовный недуг мое тело томит,
Отказ от вина мне воистину смертью грозит.
И странно, что сколько я не пил лекарств и бальзамов -
Все вредно мне! Только одно лишь вино не вредит.

Сад цветущий, подруга и чаша с вином -
Вот мой рай. Не хочу очутиться в ином.
Да никто и не видел небесного рая!
Так что будем пока утешаться в земном.

Виночерпий нас видит с тобою насквозь,
Перед ним своей знатностью хвастаться брось.
Как обычай велит, выпей полную чашу -
И в застольное братство поверишь небось.

Чтоб безмерную радость дарило вино,
Чашу вечно в руках мне держать суждено!
Не смотри лишь на то, чем рука обладает,
И взгляни же, как мною владеет оно!

Все, что видишь ты, - видимость только одна,
Только форма - а суть никому не видна.
Смысла этих картинок понять не пытайся -
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!

Виночерпий, бездонный кувшин приготовь!
Пусть без устали хлещет из горлышка кровь.
Эта влага мне стала единственным другом,
Ибо все изменили - и друг, и любовь.


Не осталось мужей, коих мог уважать.
Лишь вино продолжает меня ублажать.
Не отдергивай руку от ручки кувшинной,
Если в старости некому руку пожать.

Пью не ради запретной любви к питию,
И не ради веселья душевного пью,
Пью вино потому, что хочу позабыться,
Мир забыть и несчастную долю свою.

Пей с мудрой старостью златоречивой,
Пей с юностью улыбчиво красивой.
Пей, друг, но не кричи о том, что пьешь,
Пей изредка и тайно - в миг счастливый.

Испивши вина среди нас, и гордец бы смягчился,
Я видел, как узел тугой от вина распустился,
И если бы выпил вина ненавистник Иблис
Две тысячи раз Человеку бы он поклонился.

Не помилует время. Зачем горевать?
Кровью плакать и сердце тоской надрывать?
Пей вино, постарайся забыть про печали,
Этот круг нам с тобой не дано разорвать.

Из сиреневой тучи на зелень равнин
Целый день осыпается белый жасмин.
Наливаю подобную лилии чашу
Чистым розовым пламенем - лучшим из вин.

Над краем чаши мы намазы совершаем,
Вином пурпуровым свой дух мы возвышаем;
Часы, что без толку в мечетях провели,
Отныне в кабаке наверстывать решаем.

Вот в чаше бессмертья вино, - выпей его!
Веселье в нем растворено, - выпей его!
Гортань, как огонь, обжигает, но горе смывает
Живою водою оно, - выпей его!


Говорят, что я пьянствовать вечно готов, - я таков.
Что я ринд и что идолов чту как богов, - я таков.
Каждый пусть полагает по-своему, спорить не буду.
Знаю лучше их сам про себя, я каков, - я таков.

Дай мне влаги хмельной, укрепляющей дух,
Пусть я пьяным напился и взор мой потух.
Дай мне чашу вина! Ибо мир этот - сказка,
Ибо жизнь - словно ветер, а мы - словно пух...

Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне -
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнется и мне!

Виночерпий! Расплавленный лал принеси,
Луноликая! В кубок уста погрузи,
Ибо жаркие губы любимой и кубок
С этой огненной влагою - в кровной связи.

Месяц Дей уступает цветущей весне,
Книга жизни подходит к концу в тишине.
Пей вино, не горюй! Огорчения мира -
Яд смертельный, а противоядье в вине.

Бокала полного веселый вид мне люб,
Звук арф, что жалобно притом звенит, мне люб.
Ханжа, которому чужда отрада хмеля,
Когда он за сто верст, горами скрыт, - мне люб.

Мы в наперсниках были у чаши вина -
И в свиданиях тайна была нам нужна -
Как боялись в поступках себя опозорить!

***
Когда плачут весной облака - не грусти.

Прикажи себе чашу вина принести.

Травка эта, которая радует взоры,

Завтра будет из нашего праха расти.

***

Вместо сказок про райскую благодать

Прикажи нам вина поскорее подать.

Звук пустой - эти гурии, розы, фонтаны...

Лучше пить, чем о жизни загробной гадать!

***

Ты с душою расстанешься скоро, поверь.

Ждет за темной завесою тайная дверь.

Пей вино! Ибо ты - неизвестно откуда.

Веселись! Неизвестно - куда же теперь?

***

Ранним утром, о нежная, чарку налей,

Пей вино и на чанге играй веселей,

Ибо жизнь коротка, ибо нету возврата

Для ушедших отсюда... Поэтому - пей!

***

Блеск диадемы, шелковый тюрбан -
Я все отдам, - и власть твою, султан,
Отдам святошу - с четками в придачу -
За звуки флейты и... еще стакан!
***
Запрет вина - закон, считающийся с тем,
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, а не порок совсем.
***
Бог дает, Бог берет - вот и весь тебе сказ,
Что к чему - остается загадкой для нас.
Сколько жить, сколько пить - отмеряют на глаз,
Да и то норовят недолить каждый раз.
***
Вино не только друг - вино мудрец:
С ним разногласьям, ересям - конец!
Вино - алхимик: превращает разом
В пыль золотую жизненный свинец.
***
Мне плевать на хорей, амфибрахий и ямб,
Я бываю обкурен, а бываю и пьян!
Мне по нраву распутства, мне по нраву бесчинства -
Я по сути Омар! А в натуре Хайям!

Полагай несущественным явное в мире, Ибо тайная сущность вещей - не видна" Омар Хайям .

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Индивидуальность человека проявляется очень многими признаками. Составными частями индивидуальности являются определенные качества психики. На состояние нашей психики большое влияние оказывают эмоции. Благодаря эмоциям, человек стремится ко всему, что доставляет удовольствие и удовлетворение и бывает полезно для организма. Иногда начальное чувство неудовольствия, вызываемое каким-либо ощущением, превращается постепенно в чувство удовольствия. Так, горечь пива вначале неприятна, а при частом употреблении доставляет удовольствие. В Греции вино вследствие хранения в просмоленных мехах получает неприятный вкус для всякого, кто пробует его в первый раз, но тому, кто к такому вину привык, неприятно отсутствие запаха смолы. В этих случаях чувство, вызываемое неприятным вкусом, подавляется чувством удовольствия. После ряда сочетаний неприятных вкусовых ощущений с чувством удовольствия от алкоголя происходит переключение, и тот же вкус начинает вызывать удовольствие.

Чувства украшают нашу жизнь, делая ее содержательней. Они стимулируют устремления, творчество человека. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним или внутренним раздражителям. Изменение эмоциональной сферы в виде эйфории (страсть, порыв) возникает как кратковременное явление. Эйфория наступает и при простом алкогольном опьянении.

Если проанализировать жизнь великих людей цивилизации, у которых она протекала эмоционально, то в ней, у многих, имело место употребление алкоголя в различных количествах. Одних это привело к трагическим последствиям, у других, так или иначе, отразилось на их творчестве и образе жизни. Трудно судить, что было первично - употребление алкоголя способствовало проявлению таланта или талантливой личности было необходимо снятие умственного напряжения, после которого легко создавалось произведение.

Еще Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.), древнегреческий философ-энциклопедист и ученый, великий родоначальник и учитель всех философов, заметил, что под влиянием приливов крови к голове "многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями. Люди с холодной изобильной кровью бывают робки и ограниченны, а люди с горячей кровью - подвижны, остроумны и болтливы".

Почему люди вообще пьют? Несомненно, это связано с самыми интимными сторонами деятельности мозга, где формируются все наши желания и устремления. В частности, алкоголь воздействует на структуры глубинных отделов мозга, отвечающих за наши жизненно важные поведенческие реакции, такие как эмоции, чувство любви, чувство голода и т.д.

Сегодня доказано, что малые дозы алкоголя ускоряют процессы передачи возбуждения, а большие концентрации затрудняют этот процесс. При значительных концентрациях алкоголя нарушается работа сосудов головного мозга, увеличивается их проницаемость. При этом усиливается приток алкоголя к нервным клеткам, усугубляя их функциональные нарушения. Работа мозга у длительно употребляющего спиртные напитки нарушается, и могут возникнуть расстройства психики, вплоть до

Некоторые писатели признавались в своих произведениях в злоупотреблении алкоголем. Так, Тассо в своем сочинении "Посланник" или "Мессия" несколько раз сознавался, что потерял рассудок вследствие злоупотребления вина и любви.

А.Гофман, самый причудливый из поэтов, проявляя замечательные способности не только к поэзии, но к рисованию и музыке, страдал запоем и в своем дневнике уже за много лет до смерти признался в этом. К атмосферным явлениям Гофман был до того чувствителен, что на основании своих субъективных ощущений составлял таблицы, совершенно сходные с показаниями термометра и барометра. Это связано с тем, что люди, злоупотребляющие алкоголем, часто страдают повышенным артериальным давлением, поэтому особенно реагируют на изменение погоды.

Замечено, что полотнам художников-алкоголиков свойственно преобладание желтой краски. Известен, например, случай, когда живописец-алкоголик, потеряв всякую способность различать цвета, писал картины (в промежутках между периодами запоя), в основном, белой краской и достиг в этом такого мастерства, что сделался первым во всей Франции художником по части зимних северных пейзажей.

Многие из великих людей злоупотребляли не только спиртными напитками, но и наркотическими веществами. Так, Галер поглощал громадное количество вина, а Руссо - кофе; Тассо был известный пьяница, подобно писателям Клейсту, Мюрже, поэтам Жерару де Нервалю, Мюссе, Майлату, Прага, Ровани и оригинальнейшему китайскому поэту Ло Тай Ке, даже получившему прозвище "поэт-пьяница", так как он черпал свое вдохновение только в алкоголе и умер вследствие злоупотребления им. Асне писал не иначе, как со стаканом вина перед собою, и допился до белой горячки, которая свела его в могилу. Ленау в последние годы жизни тоже употреблял слишком много вина, кофе и табака. Бодлер прибегал к опьянению опием, вином и табаком. Кардано сам сознавался в злоупотреблении спиртными напитками, а Свифт был ревностным посетителем лондонских таверн. Э.По, Ленау, Соути и Гофман страдали запоем.

Чезаре Ломброзо заметил, что у великих писателей-алкоголиков есть свой особый стиль, характерным отличием которого служит холодный эротизм, обилие резкостей и неровность тона вследствие полной разрозненности фантазии, слишком уж быстро переходящей от самой мрачной меланхолии к самой неприличной веселости. Кроме того, они обнаруживают большую склонность описывать сумасшедших, пьяниц и самые мрачные сцены смерти. Бодлер пишет об Э.По: "Он любит рисовать свои фигуры на зеленоватом или синеватом фоне при фосфорическом свете гниющих веществ, под шум оргий и завывания бури; он описывает смешное и ужасное из любви к тому и другому".

О самом Бодлере можно сказать, что он тоже был пристрастен к подобным сюжетам и к описанию действий алкоголя и опия.

Несчастный Прага, умерший вследствие хронического отравления алкоголем, часто воспевал вино, пьяниц и пр. Живописец Стен, страдавший запоем, постоянно рисовал пьяниц. У Гофмана рисунки переходили обыкновенно в карикатуры, повести - в описание неестественных эксцентричностей, а музыкальные композиции - в какофонию. Мюрже воспевал женщин с зелеными губами и желтыми щеками, хотя у него это было, вероятно, следствием своего рода дальтонизма, вызванного пьянством, что, как мы видели, особенно резко выражается у живописцев.

В биографических произведениях большинства авторов не уделяется внимания такой стороне жизни писателей, поэтов и художников, как их любовь к винам или спиртному, что впоследствии отражается на их способностях, а в дальнейшем на проявлении одаренности (сочетание различных способностей человека), а также на характере и образе жизни. В основном, в биографических трудах отмечается их творчество или любовные похождения.

Конечно, изучением влияния алкоголя на жизнь и судьбы знаменитых людей должны заниматься врачи - психиатры или наркологи, но они обходят эту деликатную тему. Независимо от того, хотят ли они поднимать эти вопросы или нет, но влияние алкоголя на проявление таланта несомненно существует.

Так, в творчестве А.С.Пушкина хорошо исследованы различные темы и особенно любовь. Врачи-писатели и отечественные психиатры за иллюстрацией тех или иных сексуальных состояний обращались к полному собранию сочинений поэта. Известный писатель и врач В.Вересаев в произведении "Гавриилиада" нашел физиологическое описание полового акта. Некоторые авторы исследовали в поэзии Пушкина отражение однополой любви, в частности, педерастию.

Другой профессор и писатель С.Тромбах провел детальное исследование темы чумы и холеры в творчестве поэта. Вышеприведенные примеры являются доказательством того, что всякий, кто любит Пушкина, при большом желании может найти в творчестве поэта отражение его жизненных интересов. Однако у многочисленных исследователей мы не встретим рассуждений о влиянии вина на творчество поэта и его роли в жизни Александра Сергеевича. Автор представляемого материала перед собой такой задачи не ставил, а лишь попытался просто экстраполировать пушкинские строки о вине и возможном его участии в творчестве поэта.

В своих произведениях юный Пушкин восхваляет вино и ратует за культурное питье. В его творчестве можно отметить лицейский период (1811 г.) жизни, когда у него появились первые поэтические опыты. До поступления в лицей он был замкнутым, нелюдимым ребенком. Первые стихотворения написаны им в 13 и 14 лет. В этом возрасте вместе с половой зрелостью начинает формироваться психическая индивидуальность, происходит освобождение от родительского авторитета и от влияния ближайшего родственного окружения и переход к самостоятельности взрослого человека.

Решающее влияние на направление устремлений и содержание психических переживаний юности имеет социальная среда. В этом возрасте начал меняться характер юного поэта: он стал так непоседлив и подвижен, что его называли егозой и сверчком. Мальчик стал общителен, остер на язык. На смену хмурого детства пришла искрящаяся, бурно протекающая юность, что позволило развернуть творческие способности поэта. В первых стихах видны следы ученичества и школы. Но со временем в результате влияния лицейского поэтического братства и свободной атмосферы, когда он участвовал в юношеских пирушках и проказах, появляются стихи, в которых отмечаются черты самобытности поэта. Он начал употреблять вино, и оно служило "инструментом" дружеского общения.

В ранних стихах Пушкин воспевает радость, вино, веселье, и это звучит и живет в его стихотворениях не как дань литературной традиции, а как выражение личностного, лирического признания, как выражение бурлящей и переливающейся через край юной полноты жизни. Как отмечал В.С.Дерябин в своей книге: "Не всем, конечно, свойственна вспышка ярких эмоциональных переживаний в юности, но из лиц, у которых юность прошла без бурного закипания сил, чаще получаются малоценные люди".

В лицей Пушкин поступил ребенком, а покинул его через шесть лет юношей. Там началась его бурная творческая юность. Если бы судьба А.С.Пушкина распорядилась по-иному и он не попал бы в лицей и не было бы его бурной веселой молодости, то возникает вопрос: смог бы он проявить свой талант?

В стихотворении, написанном им в мае 1815 г. ("К Пущину"), отражен лицейский период жизни:

Переехав в Петербург, Пушкин продолжает вести веселый образ жизни. Этот период отражен в стихотворении "Городок", написанном поэтом в 1815 г.:

В 1816 г. А.С.Пушкин вину посвящает уже целое стихотворение "Заздравный кубок":

А.С.Пушкин был уже знаменитым и популярным поэтом, и куда бы он ни приезжал, его всегда приглашали на вечера и праздники. Он любил балы, сопровождавшиеся обилием вина и шампанского. Как писал старый друг Пушкина П.А. Вяземский: "Он не был монахом, а был грешен, как и все в молодые годы". Неудивительно, что в библиотеке Пушкина была книга К. Бриль-Крамера "О запое и лечении оного. В наставление каждому, с прибавлением подробного изъяснения для не врачей о способе лечения сей болезни". В книге запой рассматривается как болезнь, ближайшей причиной которой служит "болезненное состояние раздражительности мозга", в свою очередь, часто происходящее от употребления вина.

По мнению исследователей жизни Пушкина, данная книга приобретена для подарка его брату Льву, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись "Милостивому государю братцу Льву Сергеевичу Пушкину". Младший и нежно любимый брат поэта Лев, талантливый и легкомысленный, кутила и мот, причинял поэту много забот и хлопот. Недаром их общий друг, знаменитый острослов С.Соболевский как-то после очередного крупного проигрыша Льва заметил: "Придется же Александру Сергеевичу его кормить. Кормить не беда, а поить - накладно" .

Какие бы высказывания о пользовании поэтом книг, находящихся в его библиотеке, ни приводились, нет сомнения в том, что это произведение оказалось не случайно и в какой-то степени отражает его интерес к данной проблеме. Иначе книга должна была бы находиться в библиотеке его брата.

Ходили разговоры и о склонности Александра Сергеевича к пьянству. Эти слухи опровергал сам поэт, и в письме жене он писал: "Знаешь ли, что обо мне говорят в соседних губерниях? Вот как описывают мои занятия, как Пушкин стихи пишет: перед ним стоит штоф славнейшей настойки, он хлоп стакан, другой, третий - и уж начнет писать!".

По-видимому, в этих слухах что-то и было. На пустом месте они не могли бы возникнуть. Как говорит народная поговорка, "Дыма без огня не бывает". Любовь к вину у Пушкина прошла вместе с ним через всю его жизнь.

Подобные примеры можно обнаружить и в жизнеописании ученых, композиторов, великих полководцев и т.д. Так, Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор (проживший всего 35 лет), увлекался вином, и одно из величайших произведений мировой классической музыки "Реквием" сочинял после частых вакханалий.

П.И.Чайковский часто был нервным, издерганным, закомплексованным. Выход из этого состояния ему помогали найти музыка и алкоголь. Он писал в дневнике: "Я не чувствую себя спокойным, пока слегка не выпью лишку. Я уже так привык к этому тайному пьянству, что испытываю что-то вроде радости от одного взгляда на бутылку, которая у меня всегда под рукой. Считается, что пьянство вредно, с чем я охотно готов согласиться. Но человек, измученный нервами, просто не может жить без алкогольного яда... Я, например, пьян каждый вечер и просто не могу жить иначе".

Основоположник естество испытания швед К.Линней был любителем русской водки и отразил это в своем трактате "Водка в руках философа, врача и простолюдина. Сочинение прелюбопытное и для всякого интересное", где всесторонне обосновал ее несомненную полезность:

"Имеет же напиток сей чудную силу... Сие вино есть крепительное, которое слабым придает силу: к ноздрям только поднесенное, возбуждает в обморок упавших. Работаю, трудом и другими тягостьми утружденный, возобновляет весьма скоро хмельным напитком свои силы, которые и через многие часы не возвратил бы пищею".

Одно из увлечений Петра I (Великого) - принятие спиртного - повлекло за собой изменения в российских застольях, когда на царских приемах водка лилась рекой. В своих письмах Екатерине во время поправления здоровья целебными водами из немецкого курортного города Бад Пирмонт в 1716-1717 гг. Петр I писал: "Никогда по сей день меня так не обижали: всегда пил много вина, теперь же в основном воду, а вина очень мало".

Водку, как известно, "уважал" и корифей российской науки М.В.Ломоносов (полагают,

что слишком ее любил) и получал этот продукт в своей лаборатории. Интерес к опьяняющему действию алкоголя проявлял и Фридрих Энгельс, отразив его в знаменитой работе "Картофельная водка в Германии", написанной по поводу неблагоприятного характера опьянения у немецкого рабочего класса во второй половине XIX столетия.

Великий и гениальный полководец Александр Македонский, как утверждают современные исследователи, умер вовсе не от лихорадки, а просто после очередного пышного застолья, приняв больше, чем мог выдержать. Вот что пишет о нем в книге исследователь Ф. Шакермайр:

"С незапамятных времен македоняне превыше всего ценили шумные пирушки и попойки. На пирах Александра сошлись две традиции - македонская и греческая. Начинались они по-гречески, т.е. сопровождались музыкой, беседой, но кончались македонским обычаем - пить вино. Медовым напиткам - балканскому пиву и меду - македонская знать предпочитала неразбавленное вино, тем более что в их собственной стране и в соседней Фракии было достаточно винограда высших сортов. Часто подобные пиры завершались самым безудержным пьянством. Во время этих ночных бдений царь предавался не только радостям пиршества. Под воздействием вина он говорил много и охотно, рассказывал о своих планах, речь его была блестящей, пленяющей, иногда даже преисполненной бахвальством, и он декламировал отрывки из "Андромеды" Еврипида. Царь вместе со всеми пил и напивался.

В подобных ночных празднествах ему удалось побороть своеволие, чванство и спесь своих сподвижников. Частые приемы послов из стран Средиземноморья сопровождались пышными приемами и попойками. В конце своей жизни Александр пристрастился к неразбавленному вину. Ему нравилось сильно напиваться, как-то он даже вызвал на состязание, кто больше выпьет, самого завзятого кутилу и пьяницу, друга своего детства - Протея. Он как будто стремился к опасности, которой подвергается каждый человек, ослабляющий себя алкоголем в лихорадочно-знойной Месопотамии. Врачи предостерегали его от последствий вакханалий. Как всегда у Александра перед началом любого предприятия, совершались торжественные жертвоприношения и устраивались пиры. И в этот раз, перед последним своим походом, Александр пировал всю ночь со своей свитой. Пир продолжался и все утро. После небольшого отдыха, вечером, царь снова уже пил за здоровье своих сотрапезников. В результате очередной вакханалии у него началась сильная лихорадка, и вскоре он умер"].

Александр Македонский умер тридцати трех лет от роду (356-323 гг. до н. э.), процарствовав всего тринадцать лет. Следует отметить, что несколько лет воспитателем и учителем у Александра был сын придворного врача македонского царя Амины, выдающийся философ и целитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который заметил, что под действием приливов к голове у многих людей проявляются способности к поэзии, прорицательству и т.п.

Можно привести много примеров об известных писателях, поэтах, художниках и актерах, которые любили выпить и это сыграло определенную роль в их жизни. Английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824 гг.) умер в возрасте 36 лет, в молодости часто проводил время в лондонских клубах с трубкой. Андре Моруа в книге "Байрон" описывает, что Д. Байрон свою раздражительность устранял вином, иногда выпивая до 3 бутылок за вечер. Когда Байрону было 28 лет, его жена леди Байрон обращалась к врачу за советом о психическом состоянии Джорджа. Помимо этого, он страдал припадками эпилепсии.

Русские поэты, любившие выпить и проведшие свою бурную молодость: Сергей Есенин - покончил жизнь самоубийством (повесился в 30 лет), Владимир Маяковский - застрелился в 34 года из маузера, находясь в угнетенном психофизиологическом состоянии. Вот что описывал о жизни других поэтов и писателей в своих воспоминаниях Ю.Кротков: "Я вырос в среде грузинских поэтов, таких как Тициан Юстинович Табидзе (1895-1937 гг.), Паоло Джибраелович Яшвили (1895-1937 гг.), Никола Мицишвили, Галактион Васильевич Табидзе (1892-1959 гг.) и др. . Все они очень много пили и писали великолепные стихи. Однажды я видел народного поэта Грузии Галактиона Табидзе лежащим на улице пьяным, что у грузин никогда не бывает. Даже орден Ленина Галактион потерял где-то в духане по пьяному делу. Голос у него всегда был чуть хриплый, "пропитой". На 66-м году жизни Табидзе покончил самоубийством, выбросился из окна своего дома". Кротков также сообщает, что советский писатель Александр Александрович Фадеев (1901-1956 гг.) пил, пил много, часто, запои длились порой по две-три недели, до очередного вызова Сталина, и это, конечно, помогало ему ладить с самим собой. 13 мая 1956 г. А.А.Фадеев выстрелил из револьвера себе в сердце. Газета "Правда" сообщила, что самоубийство Фадеева явилось следствием болезни писателя, т.е. алкоголизма.

Увлекались выпивкой Михаил Александрович Шолохов, Александр Трифонович Твардовский (1910-1971 гг.), Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975 гг.), Юрий Карлович Олеша (1899-1960 гг.), Валентин Владимирович Овечкин (1904-1968 гг.) и Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964 гг.). Последний в разговоре с Кротковым сказал: "Слушай, старик, разве можно в этой жизни быть трезвым?". Со слов того же Кроткова: "Как-то Валентин Овечкин приехал в Москву, остановился в гостинице "Москва" и, напившись, разделся и попытался выброситься из окна. После этого его из гостиницы перевезли в больницу для сумасшедших".

Поэт Николай Михайлович Рубцов (1936-1971 гг.) злоупотреблял алкоголем. Его неофициальная жена, Генриетта Меньшикова, говорила: "Что греха таить, любил Н. Рубцов выпить. Всегда привозил с собой в село Никольское вина, апельсины и угощал деревенских жителей". По ее мнению, чрезмерное употребление алкоголем и привело его к трагической смерти. В январе 1971 г. Н.Рубцова задушила его сожительница.

Известный актер Евгений Вестник был дружен со знаменитым врачом А.Л.Мясниковым (советский терапевт, 1899-1965 гг.) и, когда у молодого актера обнаружились какие-то неполадки с сердцем, он обратился к врачу с просьбой дать рекомендации по употреблению алкоголя. Александр Леонидович ответил: "Водку надо пить так: свой вес, переведенный в граммы, умноженный на два, 45 минут ничего не есть и не закусывать. Это заменяет клизму, глюкозу, антибиотики". Когда у Мясникова спросили: "Доктор, а сколько вы себе позволяете?", - он ответил, - "Я выпиваю эти 150 г ежедневно, а потом... потом у меня нет желания остановиться". Конечно, употребление водки в таких количествах и с такой частотой приводит к развитию болезни - алкоголизму.

Советский поэт, актер и бард В.В. Высоцкий увлекался выпивкой, иногда напивался и часто сочинял стихи после очередных увеселительных оргий. Подражатель и певец его песен, киноактер Никита Джигурда (сыгравший в хорошо известных фильмах "Любить по-русски" и "Ермак") признавался, что на гастролях спиртное лилось рекой, и он любил пить водку.

Американский писатель Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961 гг.) застрелился в 61 год. В молодости он любил посещать бары, с помощью алкоголя он самовыражался как личность. Алкоголь ему придавал смелость. С возрастом писатель стал раздражительным, часто впадал в апатию, в конце концов он стал хроническим алкоголиком и лечился от белой горячки.

Мерилин Монро, Элвис Пресли увлекались алкоголем, а Мерилин Монро (настоящая фамилия Норма Бейкер, 1926-1962 гг.) в результате сильных эмоциональных переживаний, которые уже не снимались алкоголем, покончила жизнь самоубийством, приняв большую дозу снотворных препаратов.

Дальнейшее перечисление списка великих и знаменитых людей, у которых была дружба с "зеленым змием", можно продолжить. Если читатель захочет, то он всегда найдет подобные примеры в жизни своих любимых героев.

Нет сомнения в том, что прием алкоголя в небольших количествах воздействует на глубинные отделы головного мозга человека и способствует проявлению его творческих способностей. В каждом человеке изначально заключается целый ряд способностей и наклонностей, но это не значит, что прием алкоголя обязательно их пробудит и разовьет. Вино - лишь один из факторов, способствующих пробуждению талантов. Для того, чтобы талантливые личности смогли проявить свою одаренность в обществе, необходимо создание определенных социальных условий.

Гияс ад-дин Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури - вот как его звали. Он был математиком, врачом, астрономом и философом. Сам себя он сравнивал с цикадой - насекомым, которое обладает четырьмя талантами: «Бегает, но небыстро; летает, но невысоко; копает - но неглубоко; плавает, но недолго. Лучше всего найти един­ственную свою способность и развить ее до совершенства». На самом деле свою «единственную» способность Омар развил задолго до того, просто вряд ли держал ее за таковую. Омар достиг высокого мастер­ства в создании кратких четырехстрочных тостов - рубаи, в безделицах, которые он сам даже почти не записывал никогда, это делали его собеседники.

Цитаты

Виночерпий, бездонный кувшин приготовь!
Пусть без устали хлещет из горлышка кровь.
Эта влага мне стала единственным другом,
Ибо все изменили - и друг, и любовь.

Вино не только друг, вино - мудрец:
С ним разногласьям, ересям - конец!
Вино – алхимик: превращает разом
В пыль золотую жизненный свинец.

Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено.

Перевод О. Румера и Г. Плисецкого


В 26 лет молодой ученый получил место советника при дворе исфаханского правителя Малик-шаха. Исследователи считают, что многие рубаи были написаны поэтом, чтобы потрафить вкусам царя. Самого ученого, как всякого нормального интеллигента, больше интересовали темы жизни, смерти и бессмысленности мироздания. Царь же был охоч до винопития и женолюбив до чрезвычайности, и поэтому Хайям был вынужден регулярно воспевать прелесть пьяных поцелуев на лужайках. Двадцать лет участия в регулярных царевых попойках не подорвали ни здоровье, ни великолепные умственные способности ученого, но привели к другим неприятным последствиям.


Подлость судьбы распорядилась так, что после смерти Малика Хайям имел всеперсидскую репутацию пьяницы и бабника - все благодаря своим замечательным четверостишиям. К власти же пришли фанатичные поклонники чистого ислама. Хайяму пришлось даже выбираться в опасное и долгое путешествие - совершать хадж в Мекку: этим показательно богоугодным делом он пытался спастись от нападок ревнителей благочестия. Враги Хайяма и его веселых четверостиший не осмелились все же уничтожить ученого и поэта, который пользовался почтением не только в Персии, но и далеко за ее пределами: ему позволено было тихо дожить в его родном Нишапуре до глубокой старости.


Гений против употребления

Май 1048 В семье немолодого хорасанского ремесленника Ибрагима Хайяма, продавца шатров и палаток, родился первый и единственный ребенок - сын Омар.

1060 Благодаря стараниям отца, скопившего несколько тысяч динаров на обучение единственного сына, Омар поступает в Нишапурское медресе - одно из лучших аристократических учебных заведений той эпохи.

1070 Учеба в Самарканде и посещение литературно-научных кружков-диспутов. Во время этих бесед на стол нередко подается вино, ибо Пророк, сказав «Первая капля вина губит человека», ничего про вторую и третью каплю не говорил. Поэтому, опустив палец в чашу и стряхнув каплю на пол, можно было пить веселый напиток спокойно.

1074–1076 Управляет исфаханской обсерваторией. Становится близким другом царя и вынужденным постоянным его собутыльником.

1077–1092 Пишет знаменитый геометрический трактат «Об истолковании трудных положений Евклида». За эти годы им написано несколько сотен ставших бессмертными рубаи, многие из которых воспевают вино как напиток блаженства.

1093–1100 Клерикалы обвиняют Хайама в растлении мусульман и воспевании страшных пороков пьянства и разврата. Он вынужден потратить несколько лет на совершение хаджа - покаянной поездки в Мекку.

1101–1123 Живет в Нишапуре, практически в полном уединении, лишь изредка соглашаясь встретиться с учеными, приезжающими в Нишапур ради встречи со знаменитым мудрецом.