Свойства продуктов

Греческая амфора. Разберемся с древней греческой керамикой? Греческие амфоры II-IV век

Греческая амфора. Разберемся с древней греческой керамикой? Греческие амфоры II-IV век

- (лат. amphora, от греч. amphoreus носимый с обеих сторон). 1) у древних греков, сосуд с ручками для вина. 2) венецианская мера = около 2 ведер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АМФОРА глиняный кувшин … Словарь иностранных слов русского языка

амфора - и устарелое амфора. Ударение амфора встречалось в поэзии XIX века. Например, у Ф. Тютчева: «Кончен пир, умолкли хоры. Опорожнены амфоры» (Кончен пир...) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

амфора - ы, ж. amphore f. лат. ,< amphora <гр. amphoreus. Сосуд (для вина, масла и т. д.) яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками; а. была особенно распространена у древних греков и римлян. СИС 1954. Амфора капитолинская.. словенски может… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (лат. amphora от греч. amphoreus), древний глиняный (реже металлический) сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с округлым или вытянутым туловом, 2 вертикальными ручками и узким горлом … Большой Энциклопедический словарь

АМФОРА, амфоры, жен. (лат. amphora, с греч.). У древних большой узкогорлый сосуд с двумя ручками для вина, масла и других жидкостей. «Кончен пир, умолкли хоры, опорожнены амфоры.» Тютчев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АМФОРА, ы, жен. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна. | прил. амфорный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., греч. остроконечный книзу глиняный кувшин, кубышка; их находят в древних гробницах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (лат. amphora, от греч. amphoreus), античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками. Амфоры служили для хранения и транспортировки вина, масла. Нередко… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 сосуд (187) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками; использовался обычно для хранения вина и растительного масла. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Амфора. Сонеты , Зюськин Владимир. "Амфору"-восьмую книгу Владимира Зюськина - составляют сонеты, написанные в классической манере, и венок сонетов" Попытка ухода"-философская поэма о любви, оборванной…
  • Амфора. Сонеты , Зюськин Владимир. `Амфору` - восьмую книгу Владимира Зюськина - составляют сонеты, написанные в классической манере, и венок сонетов`Попытка ухода` - философская поэма о любви, оборванной…

Помимо случайных находок амфор Вы можете вести целенаправленные поиски с помощью прибора – магнитометра. Такие приборы реагируют на любое изменения магнитного поля. Среди металлов такое изменение вызывают только железо и сталь.

Глина, из которой были изготовлены амфоры, содержат значительную часть окиси железа. При обжиге глины частицы окиси железа ориентируются по направлению магнитного поля Земли и застывают в таком положении. Таким образом, амфора имеет свое собственное магнитное поле. Это обстоятельство позволяет обнаружить амфору на расстоянии нескольких метров.

Помимо магнитометра и других приборов для извлечения амфор, существует самый простой способ – это воздух. Амфоры, приподнятые с морского дна могут сами всплыть на поверхность, если Вы будете направлять в них отработанный воздух.

Найденные амфоры могли быть или грузом затонувшего корабля, или являлись частью снаряжения античных судов, в которых хранился корабельный провиант, а после употребления амфоры выбрасывали за борт или на морском дне находили свое пристанище свалки древних поселений, позднее оказавшихся на морской пучине.

Большинство амфор обнаруживаемых сегодня в Черном и Средиземном морях – греческого, римского или финикийского происхождения.

Амфоры предназначались для транспортировки товаров потребителю. На месте назначения порожний сосуд разбивали, а обломки выбрасывали. Но не всегда, порой использованные амфоры находили себе дальнейшее применение, например, в Северном Причерноморье целые амфоры широко использовались жителями вторично домашнем хозяйстве. В них хранили различные жидкие и сухие продукты, носили воду. Иногда амфора сама служила предметом торговли. Возможно, что пустые амфоры вновь использовались для перевозки вина, о чем в частности могут свидетельствовать, обнаруженные в 1954 году в Ольвии (Ольвия-древнегреческая колония, развалины которой находились на берегу Днепровско-Бугского лимана.) склады привозных амфор V век до нашей эры. Другой пример дальнейшего применения амфор: им отбивали горло и использовали в качестве урн, где хранили прах усопших. Такие простые захоронения можно найти сегодня на старинном кладбище, принадлежащим римскому порту Остия, наряду с великолепными захоронениями состоятельных граждан. Амфоры также использовались в качестве дренажных труб – у них предварительно отбивали острые концы дна и вставляли один в другой. В Карфагене тысячи амфор были наполнены песком и из них сложена опорная стена крепости. (Из книги Гюнтера Ланитцки “Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города”.)

Ниже вы найдете информацию о:

  • Римских амфорах из каталога Генриха Дресселя
  • Финикийских амфорах VII-II века до н.э
  • Греческих амфорах II-IV века
  • Римских амфорах Восточного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южной Испании
  • Греческих амфорах VIII-IV век до н.э

Каталог римских амфор Генриха Дресселя

15 том научного труда Генриха Дрисселя “CorpusInscriptionumLatinarrum”

1899г. Берлин.

В этой таблице приведены 45 амфор, которые расположены хронологически

и в соответствии с содержанием. У сосудов, на которых были имена консулов,

Дрессель смог определить возраст. Ведь с самого раннего периода в Риме назначались два правителя (консулы), которые на один год одинаковыми полномочиями. Возник обычай обозначать имена правящих консулов и год их правления.

1: Римская винная амфора, 129 до н.э. - 13 н.э.

2: Римская винная амфора, 16 до н.э. - 29 н.э.

3:Римская винная амфора, 8 до н.э. -146 н.э.

4:Римская винная амфора,4 до н.э. - 24 н.э.

5: Римская винная амфора, 12 год до н.э. - holotype

6: Римская винная амфора, 36 год до н.э. - holotype

7, 8, 9, 10, 11: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения рыбы

12: Римская амфора для хранения рыб 13, 14, 15: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения и перевозки соленой рыбы

20: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для оливкового масла, II - III н.э.

26, 27: III век н.э. и позже

Все остальные формы относятся к более позднему периоду, они были классифицированы Дресселем не точно.

Финикийские амфоры VII-II век до н.э

Амфора для хранения вина.
Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

Амфора для хранения вина. Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 60-70 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения вина. Мавритания 8-5 век до н.э.

Высота 55-65 см.

Ширина 35-40 см.

Амфора для хранения зерна.
Сардиния 8-5 век до н.э.

Высота 55-60 см.

Ширина 30-40 см.

Восточная Финикия

Амфора для хранения вина.
Восточное Средиземноморье
6-7 век до н.э.

Высота 55-55 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Восточное Средиземноморье
4-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

Ширина 40-45 см.

Греческие амфоры II-IV век

Амфора для хранения вина.
Греция 3-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 4-7 век н.э.

Высота 45-55 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 1-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 1-2 век н.э.

Высота 80-90 см.

Ширина 35 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 2-4 век н.э.

Высота 85-110 см.

Ширина 30-35 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 2-4 век н.э.

Высота 70-75 см.

Ширина 25 см.

Римские амфоры Восточного Средиземноморья

Римские амфоры Южного Средиземноморья

Амфора для хранения рыбы,
Тунис 4-5 век н.э.

Высота 100 см.

Ширина 25 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 4-5 век н.э.

Высота 90-100 см.

Ширина 20 см.

Высота 90-95 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 35 см.

Большая цилиндрическая амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 95-110 см.

Из поколения в поколение рассказывают предание о древнегреческом философе Диогене Синопском (ок. 400-325 до н. э.), который проповедовал учение киников (или циников): истинный философ, познавший смысл жизни, должен ограничить свои потребности до самого необходимого минимума. Видать, Диоген познал смысл жизни. Он отказался от жизни в доме и переселился в бочку.

Впрочем, вряд ли поселился Диоген в деревянной бочке. Греция – страна лесами не обильная. Да и то дерево, что было в распоряжении, чаще употребляли на строительство кораблей, чем на сооружение жилья или храмов. Тем более, на изготовление «затоваренной бочкотары». Посуду в Древней Греции изготавливали из другого материала, которого вокруг было изобилие, из глины.

Глина по-гречески называется «керамос». Отсюда происходит слово «керамика». В изготовлении керамических изделий древние греки достигли совершенства. Историки и археологи – тому свидетели. Керамическая посуда, изготовленная в Древней Греции, использовалась для самых разнообразных целей и насчитывает более десятка названий. Среди них – пифос (или пиф) - большой шарообразный сосуд из обожженной глины для хранения припасов. В пифосах хранили зерно, вино, масло, и они бывали таких размеров, что в них мог залезть человек. По мнению ученых, пифосы выполняли в Древней Греции роль бочек, именно в пифосе поселился Диоген.

Как тут не вспомнить огромные глиняные кувшины для хранения вина, которые изготавливали (и изготавливают) в Грузии? В 1971 году И.Квирикадзе снял короткометражный комедийный фильм «Кувшин» про мастера, который случайно оказался «заключенным» внутри такого большого кувшина. Стал, так сказать, Диогеном, помимо своего желания.

Среди греческой керамики – гидрия. Как говорит само название, это ведро («гидра» по-древнегречески вода) . Гидрия – сосуд с тремя ручками, приспособленный для переноса на голове. Именно так, на голове, женщины носили воду от колодца или от источника. Кратером называли колоколообразный сосуд, в котором размешивали вино с водой. Как известно, пить неразбавленное вино в Древней Греции считалось неприличным. Только дикие варвары-скифы опускались до этого. Ну, на то они и варвары. Огнедышащее жерло вулкана названо кратером за сходство с широким раструбом этого сосуда. Для разлива вина использовали кувшин с тремя устьями, ойхиною. Ойхиноя позволяла наливать вино сразу в три чаши.

Разлитое вино пили чаще всего пили не из чаш, а из килика, специального плоского сосуда, напоминающего блюдце на ножке. Были и чашки. Чашка без ручки называлась «фиалом» (горячий привет среднеазиатской пиале, название которой, оказывается, имеет древнегреческое происхождение). Чашку с ручкой называли «скиф», кубок с двумя фигурными ручками, похожими на раскинутые крылья – «канфар» (жук). Керамический кубок, изготовленный в виде звериной морды, назывался «ритон». Маленькие флаконы назывались «лекифами» (они были удлиненной формы) и «арибаллами» (эти были круглые)

Но самый известный древнегреческий керамический сосуд – это амфора. Амфора предназначалась не для хранения жидких или сыпучих продуктов, а для их перевозки. Часто амфоры делали ростом с человека. Даже форма амфоры напоминает строение человеческого тела. У нее имеются «устье», «шейка», «плечи», «тулово» и «ножка». Классификация амфор впервые была произведена немецким археологом Генрихом Дресселем (Heinrich Dressel) (1845 – 1920) Вообще следует сказать, что опытный археолог по внешнему виду амфоры может довольно четко сказать к какому времени эта амфора принадлежит.

Слово «амфора» происходит от древнегреческого слова «амфофореус», состоящего из слов «амфо», («пара») и «фореос» («переносчик», «ручка»). Две вертикально расположенные ручки – главное отличие амфоры от других керамических сосудов. Большие амфоры обычно имели маленькую ножку. Это было обусловлено условиями перевозки на кораблях. Амфоры помещали в трюм корабля в специальный ящик, наполненный песком, который выполнял также роль балласта и делал корабль устойчивым. У небольших амфор ножка более плоская и широкая, их можно было поставить на пол или на стол. Такие, домашние, амфоры покрывали узором или росписью. Роспись делали специальной краской-глазурью, которая при обжиге приобретала черный цвет. Глина же при обжиге краснела. Если глазурью на амфоре изображали узоры или фигуры, такая роспись называлась «чернофигурной». При другом виде росписи художники делали черным фон, а фигуры или узоры получались при этом красными. Такая роспись называлась «краснофигурной».

Греческая керамика, и в частности, амфоры завоевали весь древний мир. Их использовали по всему Средиземноморью, в том числе, в Древнем Риме. Даже после падения Римской империи, амфоры широко применялись для перевозки или хранения воды, масла, зерна и даже парфюмерии. Например, в греческих городах-колониях в Крыму найдено много амфор, датированных 9 – 11 веками нашей эры.

, этрусков . Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы , серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина . Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма , что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант ») применялись для измерения жидкостей.

Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель . Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов .

Также амфорами называются двуручные расписные вазы различного назначения. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.

Нередко амфорами также называют сосуды похожих форм других культур.

См. также

Напишите отзыв о статье "Амфора"

Ссылки

  • Амфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Амфора

Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.

Разберемся с древней греческой керамикой? Часть 1.

" О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! ".......

Джон Китс "Ода греческой вазе" (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи Но, осознав, что древние сосуды - не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! :)

И, чтобы расставить точки над "и" и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты....А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз - амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» - сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.


Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках:))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника:)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться:)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Продожение здесь (часть 2).