Из курицы

Чтобы подлива загустела. Подливы. Сметанная подлива с мятой

Чтобы подлива загустела. Подливы. Сметанная подлива с мятой

К сожалению, в мире в результате аварий ежегодно погибают десятки тысяч водителей, их пассажиров и пешеходов. А число тех, кто получает травмы, в десятки раз больше.

Немудрено, что каждый водитель хотел бы максимально обезопасить себя и своих попутчиков от аварий и их последствий. Для этого необходимо знать основные причины ДТП на дорогах.

Пьянство

Многие знают шутку о том, что для передвижения пьяного человека существует четыре типа машин: такси, скорая помощь, полицейский автомобиль и катафалк. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Несмотря на обширную пропаганду недопустимости управления автомобилем , автолюбители почему-то упорно игнорируют это требование.

Статистика

Говоря о том, каковы основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, пьянство нужно упомянуть первым. Ведь даже в странах с высоким уровнем благополучия, таких как Германия, США, Канада и Франция, очень часто происходят аварии с участием нетрезвых водителей. Примерно 35% всех дорожно-транспортных происшествий связаны с употреблением шофёрами алкоголя.

В России этот показатель ещё выше. Доля таких аварий достигает 45% от общего числа ДТП.

Алкоголь и реакция

Посредством многих тестов и исследований было доказано, что даже после пары бокалов пива у водителя снижается способность реагировать на форс-мажорные дорожные ситуации. А что уж говорить о той стадии опьянения, когда у человека теряется чувство реальности. В таком состоянии ему кажется, что он всемогущ и способен предотвратить любое ДТП. Однако это ложное впечатление, навязанное как раз алкогольными напитками.

Кроме прочего, алкоголь становится причиной чрезмерной сонливости человека. Отчасти это связано с тем, что спиртное принято употреблять вечером, когда в организме накопилась усталость.

Теперь представьте, сможет ли полусонный человек с замедленной реакцией и изменённым восприятием реальности эффективно отреагировать на сложную дорожную ситуацию? Вряд ли. Ведь для действий, направленных на избежание аварии, у водителя, как правило, есть лишь доля секунды.

Наказание

Нелишним будет напомнить, что за вождение в нетрезвом состоянии водителя лишают прав. А при повторном идентичном нарушении предусмотрена даже уголовная ответственность. Ведь всем известно, что пьяный водитель подвергает опасности не только себя, но и всех окружающих.

Гаджеты

Наказание

За разговоры по телефону во время управления машиной . Однако это не останавливает водителей в их стремлении пообщаться во время пути. Не последнюю роль в таком поведении шофёров играет безнаказанность. Ведь для того, чтобы быть наказанным за болтовню по телефону, нужно ещё быть пойманным. А далеко не каждый сотрудник ГИБДД разглядит в потоке машин водителя с прижатой к плечу телефонной трубкой.

К тому же находчивые водители привыкли прятать телефон в тот момент, когда обнаруживают в пределах видимости человека в салатовом жилете.

Телефон и реакция

А между тем, когда человек прижимает к уху телефон плечом, он отнимает у себя возможность быстро вывернуть руль в случае опасности. Да и управляет автомобилем неуверенно и криво. Для срочных ответов на звонки существуют телефонные гарнитуры, беспроводные наушники либо встроенные системы «свободные руки». Их использование разрешено.

Мессенджеры

Но не только телефонные разговоры могут сыграть с водителем злую шутку. В наши дни обилие различных мессенджеров соблазняет водителя печатать сообщения во время движения. Некоторые люди, находящиеся за рулём, даже умудряются фотографировать либо фотографироваться и публиковать эти снимки в соцсетях.

Едва ли стоит долго рассказывать о том, что может случиться с водителем, который смотрит в экран смартфона вместо того, чтобы следить за дорогой. Это всё равно что ехать с закрытыми глазами.

Навигатор

Не зря предусмотрена не только визуальная демонстрация маршрута, но есть ещё и голосовые подсказки. Представители ГИБДД просят водителей больше слушать навигатор, а не смотреть в него. Ведь в момент созерцания экрана водитель отводит взгляд от дороги, а это опасно.

Статистика

Статистика неутешительна. Среди всех водителей, попадающих в ДТП, от 15 до 20% в момент столкновения пользуются различными гаджетами.

Скорость

Наказание

По сути, установленную скоростную норму можно превышать на 10 км в час. За это, скорее всего, водитель не понесёт никакой ответственности, так как при назначении штрафов рассматривается возможность погрешности спидометра или радара. Однако если скорость превышена на 20–60 километров в час, водителя гарантированно ожидает ощутимый штраф. За превышение скорости более чем на 60 км в час водитель может лишиться удостоверения.

Но эти наказания мало пугают любителей скоростной езды. Причин для превышения скорости может быть масса. Человек сильно торопится, играет в гонки с другими участниками движения, хочет проявить себя умелым водителем перед окружающим или просто получает удовольствие от быстрого перемещения.

Последствия

Однако не нужно забывать, что при столкновении на скорости более 60 километров в час люди, находящиеся в машине, как минимум получат травмы. На скорости, равной 150 километрам в час, человека не спасает даже подушка безопасности. Её упругости недостаточно для того, чтобы отделить голову от твёрдых частей машины.

Человек, который находится в искорёженном авто, несколько секунд назад летевшем на бешеной скорости, оказывается сдавлен, а то и раздавлен пластами металла.

Статистика

Но никакие технические предостережения, запреты, прописанные в правилах, и наказания за нарушения не меняют того факта, что 12–15% всех происходящих аварий не случились, если бы водители передвигались с разрешённой скоростью.

Другие нарушения

Причины возникновения аварий могут также крыться в других нарушениях.

Знаки

Не зря вдоль дорог устанавливается огромное количество знаков. Они направлений движения, предупреждают о неровностях и пешеходах, требуют снижения скорости, запрещают остановку и стоянку.

Но не каждый водитель внимательно следит за дорожными указателями и выполняет их предписания. Это становится причиной различных ДТП.

Переезды

Часто дорожно-транспортные происшествия случаются на железнодорожных переездах. Водитель просто игнорирует значение знака STOP, требующего остановки перед продолжением движения. Автолюбитель въезжает на рельсы, не убеждаясь в безопасности этого манёвра, и попадает под поезд.

Пешеходы

Не захотел лишний раз притормозить перед «зеброй». Это становится причиной инцидентов, в которых получают травмы и гибнут пешеходы. Нужно быть внимательными и притормаживать перед полосатыми дорожками. К тому же не стоит игнорировать знаки «Осторожно, дети!». Это означает, что где-то поблизости есть детское учреждение и несовершеннолетний участник движения в любой момент может оказаться на проезжей части.

Говоря о пешеходах, нельзя снимать вины и с пострадавших. Часто они начинают движение по «зебре», не посмотрев по сторонам, перебегают дорогу в неположенных местах. Родители иногда недостаточно внимательно следят за детьми и допускают их вход на дорогу. Несомненно, к дорожному движению должны относиться одинаково ответственно и водители, и пешеходы.

Поломки

Водитель обязан тщательно следить за своим автомобилем. Ведь окончательный выход транспортного средства из строя - самая малая из возможных бед, вызванных техническими неисправностями. В своде ПДД подробно расписано, с какими поломками запрещена эксплуатация машины. Однако автовладельцы, гонимые жаждой экономии времени и денег, продолжают ездить на автомобиле с поломками.

Когда у машины отказывают тормоза, слетают колёса и теряется управление, на дороге случаются настоящие катастрофы.

Внешние факторы

К сожалению, нередко причиной аварий становятся и такие факторы, которые никак не связаны ни с одним участником движения.

Слепые зоны

Иногда аварии случаются при перестроении машины с одной полосы на другую. При таком манёвре добросовестный водитель обязательно посмотрит в зеркало заднего вида. Однако у этого устройства есть так называемые слепые зоны, в которых не просматривается находящийся чуть поодаль автомобиль.

Это не распространённая причина аварий, но часто именно на «слепые зоны» переносят ответственность виновники мелких ДТП, которые решили подрезать попутное авто или просто не захотели посмотреть в зеркало.

Дороги

В России состояние дорожного полотна весьма часто становится причиной как мелких, так и крупных ДТП. Наличие на асфальте ямы или колеи должно заставить водителя ехать максимально осторожно.

Ведь при попадании колеса в углубление машину начинает заносить. Она может несколько раз развернуться вокруг себя и даже вылететь на встречную полосу.

Увы, но при таком инциденте будет очень сложно найти виноватых. Нет, конечно, можно подать в суд на дорожные службы. Но стоит помнить, что уставом допускается наличие на дорожном полотне дефектов, однако они не должны выходить за рамки допустимых норм.

Чтобы проверить, соответствует ли яма нормам, будет собираться комиссия, она проведёт экспертизу. Но, скорее всего, к моменту выезда таких экспертов на место происшествия, дыру ответчик уже залатает. Вот и выходит, что доказать вину дорожников практически невозможно.

Отсутствие знаков и светофоров

Светофор, как и любое техническое средство, может сломаться. Поэтому на любом перекрёстке должны быть установлены знаки, определяющие приоритетность направлений движения. Если этих знаков нет и водители попросту не смогли разъехаться из-за того, что не знали, на чьей стороне преимущество, виноваты в аварии не они.

В таком случае водитель обязательно должен судиться. Доказать отсутствие знаков можно посредством фотографий или роликов видеорегистратора. На этот раз суду не потребуется никакая комиссия, чтобы увидеть, что перекрёсток в момент ДТП не регулировался никакими метками.

Погода

Всё-таки, говоря о погодных явлениях, нельзя утверждать, что это только внешний фактор. Часто водители просто не утруждают себя оценкой дорожной ситуации и ведут себя несоответственно погодным условиям.

Например, некоторые забывают, что в дождь желательно ехать медленнее, так как видимость сокращается, а длина тормозного пути становится больше. Некоторые водители умудряются зимой ездить на лысой или летней резине. Кто-то не обращает внимания на туман и едет с большой скоростью, из-за чего не успевает затормозить перед внезапно проявившимся в дымке препятствием.

Вот и получается, что при большинстве погодных явлений адекватное поведение шофёра поможет избежать возможного ДТП.

Это были самые распространённые причины аварий. Напоследок хотелось бы напомнить, что каждый человек, севший за руль, должен понимать, какую ответственность он несёт за себя, за жизни своих пассажиров и окружающих.

Если каждый водитель хотя бы изредка будет задумываться о том, почему автомобиль считается средством повышенной опасности, почему именно машина, по статистике, является самым аварийным транспортом и для чего были прописаны правила дорожного движения, нет сомнений, происшествий на дорогах будет меньше.

За последние два века человечество пережило невероятный технологический бум. Мы открыли электричество, построили летающие аппараты, освоили околоземную орбиту и уже забираемся на задворки Солнечной системы. Открытие химического элемента под названием уран показало нам новые возможности в получении больших объемов энергии без необходимости расхода миллионов тонн органического топлива.

Проблема современности заключается в том, что чем сложнее технологии, которыми мы пользуемся, тем серьезнее и разрушительнее катастрофы, связанные с ними. В первую очередь, это относится к «мирному атому». Мы научились создавать сложные атомные реакторы, которые питают энергией города, подводные лодки, авианосцы, а в планах даже космические корабли. Но ни один самый современный реактор не является на 100% безопасным для нашей планеты, а последствия ошибок в его эксплуатации могут стать катастрофическими. Не слишком ли рано человечество взялось за освоение атомной энергии?

Мы уже не раз поплатились за свои неловкие шаги в покорении мирного атома. Последствия этих катастроф природа будет исправлять веками, потому что возможности человека весьма ограничены.

Авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года

Одна из самых крупных техногенных катастроф современности, которая нанесла непоправимый вред нашей планете. Последствия аварии ощутили даже на другой стороне земного шара.

26 апреля 1986 года в результате ошибки персонала при эксплуатации реактора произошел взрыв в 4-м энергоблоке станции, который навсегда изменил историю человечества. Взрыв был такой мощности, что многотонные конструкции крыши были подброшены в воздух на несколько десятков метров.

Впрочем, был опасен не сам взрыв, а то, что он и возникший пожар вынесли из глубин реактора на поверхность. Огромное облако радиоактивных изотопов поднялось в небо, где было сразу же подхвачено воздушными потоками, которые понесли его в европейском направлении. Фонящие осадки начали накрывать города, в которых жили десятки тысяч людей. Больше всего от взрыва пострадали территории Беларуси и Украины.

Летучая смесь изотопов начала поражать ничего не подозревающих жителей. Практически весь йод-131, который был в реакторе, оказался в облаке в виду своей летучести. Несмотря на малый период полураспада (всего 8 дней), он успел распространиться на сотни километров. Люди вдыхали взвесь с радиоактивным изотопом, получая непоправимый вред для организма.

Вместе с йодом в воздух поднялись и другие, еще более опасные элементы, однако уйти в облаке смогли только летучий йод и цезий-137 (период полураспада 30 лет). Остальные, более тяжелые радиоактивные металлы, выпали в радиусе сотни километров от реактора.

Властям пришлось эвакуировать целый молодой город под названием Припять, в котором на то время проживало около 50 тысяч человек. Сейчас этот город стал символом катастрофы и объектом паломничества сталкеров со всего мира.

На ликвидацию последствий аварии были брошены тысячи людей и единиц техники. Некоторые из ликвидаторов погибли во время работ, или же скончались после от последствий радиоактивного облучения. Большинство стали инвалидами.

Несмотря на то, что почти все население близлежащих территорий было эвакуировано, в Зоне отчуждения до сих пор живут люди. Ученые не берутся давать точные прогнозы о том, когда последние свидетельства аварии на ЧАЭС исчезнут. По некоторым оценкам, это займет от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.

Авария на станции Три-Майл-Айленд. 20 марта 1979 года

Большинство людей, едва заслышав выражение «ядерная катастрофа», сразу вспоминают о Чернобыльской АЭС, но на самом деле таких аварий было гораздо больше.

20 марта 1979 года на атомной электростанции Три-Майл-Айленд (Пенсильвания, США) произошла авария, которая могла стать еще одной мощной техногенной катастрофой, но ее вовремя удалось предотвратить. До аварии на ЧАЭС именно это происшествие считалось самым крупным в истории атомной энергетики.

Из-за утечки теплоносителя из системы циркуляции вокруг реактора было полностью прекращено охлаждение ядерного топлива. Система раскалилась до такой степени, что конструкция начала плавиться, металл и ядерное топливо превратились в лаву. Температура на дне достигала 1100 °. В контурах реактора начал скапливаться водород, который СМИ восприняли, как угрозу взрыва, что не совсем соответствовало действительности.

Из-за разрушения оболочек тепловыделяющих элементов, радиоактивные из ядерного топлива попали в воздух и начали циркулировать по вентиляционной системе станции, после чего попали в атмосферу. Впрочем, если сравнивать с Чернобыльской катастрофой, здесь все обошлось малыми жертвами. В воздух попали лишь благородные радиоактивные газы и небольшая часть йода-131.

Благодаря слаженным действиям персонала станции, угрозу взрыва реактора удалось предотвратить, возобновив охлаждение расплавленной машины. Эта авария могла стать аналогом взрыва на ЧАЭС, но в этом случае люди справились с катастрофой.

Власти США приняли решение не закрывать электростанцию. Первый энергоблок работает и сейчас.

Кыштымская авария. 29 сентября 1957 года

Еще одна производственная авария с выбросом радиоактивных веществ произошла в 1957 году на советском предприятии «Маяк» близ города Кыштым. На самом деле, к месту аварии был гораздо ближе город Челябинск-40 (сейчас Озерск), но тогда он был строго засекречен. Эта авария считается первой в СССР радиационной техногенной катастрофой.
«Маяк» занимается переработкой ядерных отходов и материалов. Именно здесь производится оружейный плутоний, а также масса других радиоактивных изотопов, используемых в промышленности. Также здесь находятся склады по хранению отработанного ядерного топлива. Само предприятие находится на самообеспечении электроэнергией от нескольких реакторов.

Осенью 1957 года здесь произошел взрыв на одном из хранилищ ядерных отходов. Причиной этого стал сбой системы охлаждения. Дело в том, что даже отработанное ядерное топливо продолжает вырабатывать тепло вследствие продолжающейся реакции распада элементов, поэтому хранилища оборудованы собственной охлаждающей системой, которая поддерживает стабильность запечатанных контейнеров с ядерной массой.

Один из контейнеров с высоким содержанием радиоактивных нитратно-ацетатных солей подвергся саморазогреву. Система датчиков не смогла это зафиксировать, потому что просто проржавела из-за халатности работников. В результате произошел взрыв емкости объемом больше 300 кубометров, который сорвал с хранилища крышу весом 160 тонн и отбросил ее почти на 30 метров. Сила взрыва была сопоставима со взрывом десятков тонн тротила.

Огромное количество радиоактивных веществ были подняты в воздух на высоту до 2 километров. Ветер подхватил эту взвесь и начал разносить по близлежащей территории в северо-восточном направлении. Всего за несколько часов радиоактивные осадки распространились на сотни километров и образовали собой своеобразную полосу, имеющую ширину 10 км. Территория с площадью 23 тысячи квадратных километров, на которой проживало почти 270 тысяч человек. Что характерно, из-за погодных условий сам объект «Челябинск-40» не пострадал.

Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приняла решение о выселении 23 деревень, суммарное население которых составляло почти 12 тысяч человек. Их имущество и скот были уничтожены и захоронены. Сама зона загрязнения получила название Восточно-Уральский радиоактивный след.
С 1968 года на этой территории работает Восточно-Уральский государственный заповедник.

Радиоактивное заражение в Гоянии. 13 сентября 1987 года

Несомненно, нельзя недооценивать опасность атомной энергетики, где ученые работают с большими объемами ядерного топлива и сложными устройствами. Но еще опаснее радиоактивные материалы в руках людей, которые не знают, с чем имеют дело.

В 1987 году в бразильском городе Гояния мародеры умудрились похитить из заброшенного госпиталя деталь, которая была частью оборудования для радиотерапии. Внутри контейнера находился радиоактивный изотоп цезий-137. Воры не разобрались, что делать с этой деталью, поэтому решили просто выбросить ее на свалку.
Через некоторое время интересный блестящий предмет привлек внимание проходившего мимо хозяина свалки Девара Феррейры. Мужчина додумался принести диковинку домой и показать ее своим домочадцам, а также созвал друзей и соседей, чтобы те полюбовались на необычный цилиндр с интересным порошком внутри, который светился голубоватым светом (эффект радиолюминесценции).

Крайне непредусмотрительные люди даже не подумали о том, что такая странная вещь может быть опасной. Они брали в руки части детали, трогали порошок хлорида цезия и даже натирали им кожу. Им нравилось приятное свечение. Дошло до того, что кусочки радиоактивного материала начали передавать друг другу в качестве подарков. В связи с тем, что радиация в таких дозах не имеет мгновенного действия на организм, никто не заподозрил неладного, и порошок распространялся среди жителей города на протяжении двух недель.

В результате контакта с радиоактивными материалами погибло 4 человека, среди которых была жена Девара Феррейры, а также 6-летняя дочь его брата. Еще несколько десятков человек проходили курс терапии от радиационного облучения. Некоторые из них скончались позже. Сам Феррейра выжил, но у него выпали все волосы, а также он получил необратимые поражения внутренних органов. Мужчина весь остаток жизни винил себя в произошедшем. Он скончался от рака в 1994 году.

Несмотря на то, что катастрофа имела локальный характер, МАГАТЭ присвоила ей 5 уровень опасности по международной шкале ядерных событий из 7 возможных.
После данного инцидента была разработана процедура утилизации радиоактивных материалов, используемых в медицине, а также ужесточен контроль за этой процедурой.

Катастрофа Фукусимы. 11 марта 2011 года

Взрыв на атомной электростанции Фукусима в Японии 11 марта 2011 года приравняли по шкале опасности к Чернобыльской катастрофе. Обе аварии получили по 7 баллов по международной шкале ядерных событий.

Японцы, которые в свое время стали жертвами Хиросимы и Нагасаки, теперь получили в свою историю еще одну катастрофу планетарного масштаба, которая, однако, в отличие от своих мировых аналогов не является следствием человеческого фактора и безответственности.

Причиной Фукусимской аварии стало разрушительное землетрясение с магнитудой более 9, которое было признано самым сильным землетрясением в истории Японии. В результате обрушений погибло почти 16 тысяч человек.

Толчки на глубине более 32 км парализовали работу пятой части всех энергоблоков в Японии, которые находились под управлением автоматики и предусматривали такую ситуацию. Но последовавшее за землетрясением гигантское цунами довершило начатое. В некоторых местах высота волн достигала 40 метров.

Землетрясение нарушило работу сразу нескольких атомных электростанций. Например, АЭС Онагава пережила пожар энергоблока, но персоналу удалось исправить ситуацию. На «Фукусима-2» вышла из строя система охлаждения, которую удалось вовремя починить. Больше всего пострадала «Фукусима-1», на которой также отказала система охлаждения.
«Фукусима-1» одна из самых крупных атомных электростанций на планете. В ее состав входили 6 энергоблоков, три из которых на момент аварии не находились в эксплуатации, а еще три были выключены автоматикой из-за землетрясения. Казалось бы, компьютеры сработали надежно и предотвратили беду, но даже в остановленном состоянии любой реактор нуждается в охлаждении, потому что реакция распада продолжается, образуя тепло.

Цунами, которое накрыло Японию спустя полчаса после землетрясения, вывело из строя систему аварийного питания охлаждения реактора, вследствие чего дизель-генераторные установки прекратили работать. Внезапно персонал станции столкнулся с угрозой перегрева реакторов, которую было необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки. Персонал АЭС приложил все усилия, чтобы дать охлаждение на раскаленные реакторы, однако трагедии избежать не удалось.

Водород, скопившийся в контурах первого, второго и третьего реакторов, создал такое давление в системе, что конструкция не выдержала и раздалась серия взрывов, вызвавшая обрушение энергоблоков. В довесок загорелся 4-й энергоблок.

В воздух поднялись радиоактивные металлы и газы, которые распространились по близлежащей территории и попали в воды океана. Продукты горения из хранилища ядерного топлива поднимались на высоту нескольких километров, разнося радиоактивный пепел на сотни километров вокруг.

Чтобы ликвидировать последствия аварии на «Фукусима-1», были привлечены десятки тысяч людей. Требовались срочные решения от ученых по способам охлаждения раскаленных реакторов, которые продолжали вырабатывать тепло и выбрасывать радиоактивные вещества в почву под станцией.

Для охлаждения реакторов была организована система подачи воды, которая, в результате циркуляции в системе, становится радиоактивной. Эта вода скапливается в резервуарах на территории станции, а ее объемы достигают сотен тысяч тонн. Места для подобных резервуаров уже почти не осталось. Проблема с откачкой радиоактивной воды из реакторов не решена до сих пор, поэтому нет гарантии, что она не попадет в мировой океан или почву под станцией в результате нового землетрясения.

Прецеденты просачивания сотен тонн радиоактивной воды уже были. Например, в августе 2013 года (утечка 300 тонн) и феврале 2014 года (утечка 100 тонн). Уровень радиации в грунтовых водах постоянно повышается, и люди никак не могут на это повлиять.

На данный момент были разработаны специальные системы по дезактивации зараженной воды, которые позволяют обезвреживать воду из резервуаров и использовать ее повторно для охлаждения реакторов, но эффективность таких систем чрезвычайно низкая, а сама технология еще недостаточно развита.

Учеными был разработан план, который предусматривает извлечение из реакторов в энергоблоках расплавленного ядерного топлива. Проблема в том, что человечество на данный момент не располагает технологиями для проведения такой операции.

Предварительной датой извлечения расплавленного реакторного топлива из контуров системы назван 2020 год.
После катастрофы на атомной станции «Фукусима-1» было эвакуировано более 120 тысяч жителей близлежащих территорий.

Радиоактивное заражение в Краматорске. 1980-1989 годы

Еще один пример человеческой халатности при обращении с радиоактивными элементами, которая привела к гибели невинных людей.

Радиационное заражение произошло в одном из домов города Краматорск, Украина, но у события есть своя предыстория.

В конце 70-х годов в одном из горнодобывающих карьеров Донецкой области рабочие умудрились потерять капсулу с радиоактивным веществом (цезием-137), которая использовалась в специальном приборе для измерения уровня содержимого в закрытых сосудах. Потеря капсулы вызвала панику у руководства, ведь щебень из этого карьера доставляли в т.ч. и в Москву. По личному приказу Брежнева, добыча щебня была прекращена, но было поздно.

В 1980 году в городе Краматорск строительное управление сдало в эксплуатацию панельный жилой дом. К несчастью, капсула с радиоактивным веществом попала вместе со щебнем в одну из стен дома.

После того, как в дом заселились жильцы, в одной из квартир начали умирать люди. Спустя всего год после заселения, умерла 18-летняя девушка. Еще через год скончались ее мать и брат. Квартира стала собственностью новых жильцов, у которых вскоре умер сын. У всех погибших врачи констатировали один и тот же диагноз – лейкоз, однако такое совпадение ничуть не насторожило медиков, которые все сваливали на плохую наследственность.

Лишь упорство отца погибшего мальчика позволило определить причину. После замеров радиационного фона в квартире стало понятно, что он зашкаливает. После недолгих поисков был определен участок стены, откуда шел фон. После доставления куска стены в Киевский институт ядерных исследований, ученые извлекли оттуда злосчастную капсулу, размеры которой были всего 8 на 4 миллиметра, но излучение от нее составляло 200 миллирентген в час.

Результатом локального заражения на протяжении 9 лет стала гибель 4 детей, 2 взрослых, а также инвалидность 17 человек.

29 марта 2018 года произошла авария на атомной станции в Румынии. Хотя компания, занимающаяся эксплуатацией станции, сообщила, что проблема была связана с электроникой и не имеет никакого отношения к энергоблоку, это событие заставило многих вспомнить об инцидентах, которые не только унесли человеческие жизни, но и стали причиной серьезных экологических катастроф. Из этой статьи вы узнаете, какие аварии на атомных станциях принято считать самыми крупными в истории нашей планеты.

АЭС Чолк-Ривер

Первая в мире крупная авария на произошла в декабре 1952 года в штате Онтарио, Канада. Она стала следствием технической ошибки обслуживающего персонала АЭС Чолк-Ривер, в результате которой произошел перегрев и частичное расплавление его активной зоны. Окружающая среда была загрязнена радиоактивными продуктами. Кроме того, неподалеку от реки Оттавы произошел сброс 3800 кубометров воды, содержащей опасные примеси.

Колдер Холл, расположенная на северо-западе Англии, была построена в 1956 году. Она стала первой АЭС, эксплуатирующейся в капиталистической стране. 10 октября 1957 года там проводились плановые работы по отжигу графитовой кладки. Этот процесс осуществлялся для высвобождения аккумулированной в ней энергии. Из-за отсутствия необходимых контрольно-измерительных приборов, а также ошибок, допущенных персоналом, процесс стал неконтролируемым. Слишком мощное энерговыделение привело к реакции с воздухом металлического уранового топлива. Начался пожар. Первый сигнал о десятикратном повышении уровня радиации на расстоянии в 800 м от активной зоны поступил 10 октября в 11:00.

Через 5 часов был произведен осмотр топливных каналов. Специалисты обнаружили, что часть твэлов (емкостей в которых происходит деления радиоактивных ядер) раскалились до температуры 1400 °C. Их выгрузка оказалась невозможной, поэтому к вечеру огонь перекинулся по остальным каналам, содержащим в общей сложности примерно 8 тонн урана. Ночью персонал попытался охладить активную зону, используя углекислый газ. Утром 11 октября было принято решение о затоплении водой реактора. Это позволило к 12 октября перевести реактор АЭС в холодное состояние.

Последствия аварии на станции Колдер Холл

Активность выброса большей частью пришлась на радиоактивный изотоп йода искусственного происхождения, который имеет период полураспада равный 8 суткам. Всего по подсчетам ученых в окружающую среду попало 20 000 кюри. Долгосрочное заражение было следствием присутствия вне реактора радиоцезия с радиоактивностью в 800 кюри.

К счастью, никто из персонала не получил критическую дозу облучения и обошлось без жертв.

Ленинградская АЭС

Аварии на происходят намного чаще, чем мы думаем. К счастью, большинство из них не связаны с выбросом в атмосферу такого количества радиоактивных веществ, чтобы представлять серьезную опасность для здоровья людей и экологии.

В частности, на Ленинградской атомной электростанции, действующей с 1873 года (начало строительства - 1967 год), в течение 40 последних лет происходило немало аварий. Самой серьезной из них была внештатная ситуация, произошедшая 30 ноября 1975 года. Она была вызвана разрушением топливного канала и привела к радиоактивным выбросам. Эта авария на атомной станции, расположенной всего в 70 км от исторического центра Санкт-Петербурга, высветила конструктивные недостатки советских реакторов РБМК. Однако урок прошел даром. Впоследствии многие специалисты назвали катастрофу на ЛАЭС предтечей аварии на атомной станции в Чернобыле.

Эта атомная станция, расположенная в американском штате Пенсильвания, была запущена в 1974 году. Спустя 5 лет там произошла одна из серьезнейших в истории США.

Причиной аварии на атомной станции на острове Три-Майл-Айленд стало сочетание нескольких факторов: технических неисправностей, нарушения правил эксплуатации и проведения ремонтных работ и ошибок персонала.

В итоге всего вышеперечисленного произошло повреждение активной зоны атомного реактора, в том числе части топливных урановых стержней. В целом, расплавилось около 45 % ее компонентов.

Эвакуация

30-31 марта началась паника среди жителей окрестных населенных пунктов. Они стали уезжать целыми семьями. Власти штата приняли решение об эвакуации людей, проживающих в радиусе 35 км от АЭС.

Панические настроения подогревались тем, что эта авария на атомной станции в США совпала с показом в кинотеатрах фильма «Китайский синдром». Картина рассказывала о катастрофе на вымышленной АЭС, которую власти всеми силами пытаются скрыть от населения.

Последствия

К счастью, в результате этой аварии не произошло расплавления реактора и/или выброса в атмосферу катастрофического количества радиоактивных веществ. Сработала система безопасности, представляющая собой гермооболочку, в которую был заключен реактор.

В результате аварии никто не получил серьезных повреждений, большой и не погиб. Выброс радиоактивных частиц был признан незначительным. Тем не менее эта авария вызвала широкий резонанс в американском обществе.

В Соединенных Штатах началась антиядерная кампания. Под натиском ее активистов со временем властям пришлось отказаться от строительства новых энергоблоков. В частности, были законсервированы 50 из строившихся на тот момент в США объектов атомной энергетики.

Устранение последствий

Для полного завершение работ по устранению последствий аварии потребовалось 24 года и 975 миллионов долларов США. Это в 3 раза превысило страховку. Специалистами была проведена дезактивация рабочих помещений и территории АЭС, ядерное топливо выгрузили из реактора, аварийный второй энергоблок был закрыт навсегда.

АЭС Сен-Лоран-дез-О (Франция)

Эта атомная станция, расположенная на берегу Луара в 30 км от Орлеана, была введена в эксплуатацию в 1969 году. Авария произошла в марте 1980 года на 2-м блоке АЭС, мощностью 500 МВт, действующем на природном уране.

В 17 часов 40 минут реактор станции автоматически «вырубился» из-за резкого повышения радиоактивности. Как впоследствии было выяснено экспертами и инспекторами МАГАТЭ, коррозия конструкции топливных каналов привела к расплавлению 2 твэлов, в которых было в общей сложности 20 кг урана.

Последствия

На очистку реактора потребовалось 2 года 5 месяцев. Для проведения этих работ были привлечены 500 человек.

Аварийный блок SLA-2 был восстановлен и вернулся в строй лишь в 1983 году. Однако но его мощность ограничили до 450 МВт. Окончательно блок закрыли в 1992 году, так как эксплуатация этого объекта была признана экономически нецелесообразной и постоянно становилась причиной протестных акций представителей французских экологических движений.

Авария на Чернобыльской атомной станции в 1986 году

АЭС, расположенная в городе Припять, расположенном на границе Украинской и Белорусской ССР, начала эксплуатироваться в 1970 году.

Года глубокой ночью на 4-м энергоблоке произошел сильнейший взрыв, полностью разрушивший реактор. В результате частично разрушилось также здание энергоблока и кровля машинного зала. Возникло около трех десятков очагов пожара. Крупнейшие из них были на крыше машинного зала и реакторного отделения. Оба к 2 часам 30 минутам подавили пожарные. К утру очагов возгорания уже не осталось.

Последствия

В результате Чернобыльской аварии произошел выброс до 380 млн кюри радиоактивных веществ.

Во время взрыва на 4-м энергоблоке станции погиб один человек, еще один сотрудник АЭС скончался утром после аварии от полученных травм. На следующий день 104 пострадавших были эвакуированы в больницу №6 города Москвы. Впоследствии у 134 сотрудников станции, а также у некоторых членов спасательных и пожарных команд, была диагностирована лучевая болезнь. Из них 28 умерли в течение следующих месяцев.

27 апреля эвакуировали все население города Припять, а также жителей населенных пунктов, расположенных в 10-километровой зоне. Затем зона отчуждения была увеличена до 30 км.

2 октября того же года было начато строительство города Славутича, в котором расселили семьи сотрудников Чернобыльской АЭС.

Дальнейшие работы по смягчению опасной ситуации в районе Чернобыльской катастрофы

26 апреля в разных частях центрального зала аварийного блока вновь возник пожар. Из-за тяжелой радиационной обстановки его подавление штатными средствами не осуществлялось. Для ликвидации возгорания использовалась вертолетная техника.

Была создана правительственная комиссия. Основную часть работ выполнили в течение 1986-1987 годов. Всего в ликвидации последствий аварии на АЭС в Припяти приняли участие более 240 000 военнослужащих и гражданских лиц.

В первые дни после аварии основные усилия предпринимались с целью снижения радиоактивных выбросов и предотвращения усугубления и без того опасной радиационной ситуации.

Консервация

Было принято решение о захоронении разрушенного реактора. Этому предшествовала очистка территории АЭС. Затем обломки с крыши машинного зала убрали внутрь саркофага либо залили бетоном.

На следующем этапе работ вокруг 4-го блока возвели бетонный«саркофаг». Для его создания использовалось 400 000 кубометров бетона, а также были смонтированы 7 тысяч тонн металлоконструкций.

Авария на атомной станции Фукусима в Японии

Эта масштабная катастрофа произошла в 2011 году. Авария на атомной станции Фукусима стала второй после Чернобыля, которой присвоили 7-й уровень по интернациональной шкале ядерных событий.

Уникальность этой аварии заключается в том, что ей предшествовало землетрясение, признанное сильнейшим в истории Японии, и разрушительное цунами.

В момент толчков энергоблоки станции были автоматически остановлены. Однако последовавшее цунами, сопровождавшееся гигантскими волнами и сильным ветром, привело к отключению электроснабжения АЭС. В этой ситуации во всех реакторах стало резко повышаться давление пара, так как отключилась система охлаждения.

Утром 12 мая на 1-м энергоблоке АЭС произошел сильный взрыв. Уровень радиации сразу же резко возрос. 14 марта то же произошло на 3-м энергоблоке, а на следующий день — на втором. С АЭС эвакуировали весь персонал. Там осталось лишь 50 инженеров, которые вызвались предпринять меры для недопущения более серьезной катастрофы. Позже к ним присоединилось еще 130 солдат сил самообороны и пожарных, так как над 4-м блоком появился белый дым, и были опасения, что там начался пожар.

Во всем мире возникла озабоченность по поводу последствий аварии в Японии на атомной станции «Фукусима».

11 апреля АЭС сотрясло еще одно 7-балльное землетрясение. Вновь отключилось энергоснабжение, но это не создавало дополнительных проблем.

В середине декабря 3 проблемных реактора были переведены в состояние холодной остановки. Тем не менее в 2013 году на станции произошла серьезная утечка радиоактивных веществ.

На данный момент, по заявлению японских специалистов, в окрестностях Фукусимы радиационный фон сравнялся с природным. Однако еще неизвестно, какими будут последствия аварии на атомной станции для здоровья будущих поколений японцев, а также представителей тихоокеанской флоры и фауны.

Авария на АЭС в Румынии

А теперь вернемся к информации, с которой начали эту статью. Авария в Румынии на атомной станции стала следствием неисправности в электрической системе. Инцидент не оказал никакого отрицательного воздействия на здоровье персонала АЭС и жителей близлежащих населенных пунктов. Однако это уже второе чрезвычайное происшествие на станции в Чернаводэ. 25 марта там отключился 1-й блок, а 2-й работал лишь на 55 % от своей мощности. Эта ситуация вызвала озабоченность и у премьер-министра Румынии, которая поручила расследовать эти инциденты.

Теперь вам известны самые серьезные катастрофы на АЭС в истории человечества. Остается надеяться, что этот список не будет пополнятся, и в него никогда больше не внесут описание какой-либо аварии атомной станции в России.