Заготовки

Бабий Яр: История. Старые традиции. ЯРъ-легенда Где находился ресторан яр в 1826 году

Бабий Яр: История. Старые традиции. ЯРъ-легенда Где находился ресторан яр в 1826 году

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

20 - 15 тысяч лет назад - начало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н . э . - фатьяновская культура

I тысячелетие до н . э . - I тысячелетие н . э . - дьяковская культура

IX в . - первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г . - первое упоминание в летописи города Ростова

988 -1010 гг . - княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. - начало христианизации Ярославского края

1071 г . - первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г . - первое упоминание в летописи города Углича

1152 г . - основание города Переславля-Залесского

1207 г . - выделение Ростовского княжества

. 1218 г . - выделение Ярославского княжества

1237 - 1238 гг . - нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г . - битва на реке Сить

1240 г . - Невская битва

1242 г. - Ледовое побоище

1257, 1262 гг . - восстания в городах края против монголо-татар

1260 - 1299 гг . - официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г . - Куликовская битва, в которой вместе с други­ми русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в . - окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. Древнейшая история ярославской земли

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Суще­ствовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13-14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века - палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени назы­вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, прокол­ки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века - мезолита (12-10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полу­землянки.

Примерно 8-6 тысяч лет назад наступила эпоха но­вого каменного века - неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При архе­ологических раскопках были найдены кремневые нако­нечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки зна­ли и различные средства передвижения - лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнару­жена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля - в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала при­мерно 6-4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселе­ние человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху ка­менного века территория нашего края начала заселять­ся первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племе­на бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обна­ружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих пле­мен. Например, Волосово-Даниловский, где было найде­но около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили сви­ней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пере­житки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели вы­плавлять топоры, наконечники копий, а также всевоз­можные металлические украшения - колечки, перстни, браслеты.

Гончарным де­лом у фатьяновцев занимались жен­щины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Пле­мена фатьяновцев находились на ста­дии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяй­ственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в воз­расте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с мно­гочисленными финно-угорскими племенами и раство­рились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.

Железный век

А как жили наши далекие предки в эпоху железно­го века? Об этом мы также можем судить по материа­лам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочис­ленными племенами дославянского, финно-угорского населения - дьяковцами. Их назвали так по имени го­родища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ суще­ствовало на территории централь­ной части современного Ярослав­ля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья при­мерно в том месте, где сейчас нахо­дится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, рас­копанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представ­ляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережжен­ных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Ар­хеологами были найдены желез­ные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяков­цев - Попадьинское селище. В от­личие от городища селищем в археологии называют неукреплен­ный поселок. Этот поселок сущест­вовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвы­шенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопа­ли большесемейный дом. Он представлял собой бре­венчатую постройку дли­ной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два забро­шенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделе­нии отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земле­делием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кос­ти жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с рели­гиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X-XI веков и в дальней­шем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину - товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются при­возные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жи­телями в связи с какой-то катастрофой, которая закон­чилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археоло­ги и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI-IX веках на территории Ярославского Повол­жья обитали племена финно-угорской этнической груп­пы - меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологиче­ским памятникам. О них сохранились некоторые летопис­ные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились много­численные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на на­шей территории было Сарское городище. Оно существо­вало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения осно­вывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домаш­них животных преобладал крупный рогатый скот.

Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь но­вые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители - меря - частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода - Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятни­ки и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет - дирхемов, которые относились к VIII-IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на бе­регу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов числен­ностью около 2760 мо­нет. Ученые установи­ли, что найденные монеты чеканились на огромной территории - Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позво­лили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях на­шей территории со странами Восто­ка через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обна­ружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспе­хами. Рукоятка меча была укра­шена орнаментом, а на клинке вид­нелась надпись на латыни - ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений лю­дей привели ученых к очень важным выводам. Оказа­лось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % - к славянским и 75 % - к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно уве­личился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Яро­славского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участво­вали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, кото­рые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и да­лее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славя­не попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пун­ктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культур­ным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.

Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, кото­рый насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820-821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На се­годняшний день в мире известны только две такие мо­неты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, яро­славская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

1. К какому времени можно отнести появление пер­вых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности пле­мен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жите­лей железного века.

Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготав­ливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древ­них людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географиче­ские названия, имеющие финно-угорское происхожде­ние. Какие этнические группы участвовали в фор­мировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археоло­гами при раскопках Тимеревского могильника? Рас­скажите о них подробнее.

Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов населения, в основном евреев, и советских пленников, проводимых немецкими войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по информации из разных источников, от 33 тысяч до 100 тысяч человек

Бабий Яр находится в северно-западной части Киева, между кварталами Лукьяновка и Сырец.

  • Впервые упоминается под нынешним названием в 1401 году, когда хозяйка трактира (укр. «баба»), располагавшегося здесь, продала эти земли доминиканскому монастырю. В XV-XVIII веках также попадались названия «Шалэна Баба» и «Бісова Баба».
  • В 1869 году неподалеку от Бабьего Яра основали Сырецкий военный лагерь. В 1895 на территории лагеря была заложена Дивизионная церковь, разрушенная после революции. На месте этой церкви позднее находился вход в Сырецкий концентрационный лагерь.
  • В 1870 году территория на юге Бабьего Яра была использована под строительство Лукьяновского кладбища, которое закрыли в 1962 году. В настоящее время территория кладбища является заповедной зоной
  • В 1891-1894 годах рядом с Бабьим Яром было основано Новое еврейское кладбище. Его закрыли в 1937 году и окончательно уничтожили во время Второй мировой войны. Сохранился лишь маленький фрагмент кладбища, оставшиеся захоронения были позже перенесены на Берковецкое кладбище.

Во время Великой Отечественной войны оккупанты, захватившие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр для проведения массовых расстрелов. Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 - были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом


24 сентября на Крещатике НКВД подорвало два дома, где устроились представители оккупационной администрации. Взрывы и пожары устраивались и в следующие дни, было разрушено около 940 крупных зданий. Нацисты расценили это как повод для ликвидации еврейского населения. В конце сентября 1941 года зондеркоманда захватила девять ведущих раввинов Киева и приказала им обратиться к населению: "После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…" 27-28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра прибыло в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За неподчинение приказу - расстрел. По городу было расклеено более 2 тысяч объявлений. Параллельно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о переписи и переселении евреев. Большинство из оставшихся в городе евреев - женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию) прибыли в назначенное время. Были собраны также и представители некоторых других нацменьшинств

В конце улицы создали пропускной пункт, все что за ним происходило было невидимо со стороны. Поочередно туда отводили по 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. После этого полицаи с помощью палок загоняли людей к краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю располагался пулемётчик. Выстрелы специально заглушались музыкой и шумом самолёта, кружившего над оврагом. После того как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их засыпали землёй.


Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей.За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеляпри участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием Петра Захвалынского (сам Захвалынский никакого отношения к этим расстрелам не имел, так как прибыл в Киев только в октябре 1941 г.; в 1943 г. его убили немцы) расстреляли в этом овраге 33 771 человек - практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941-1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941-1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. Евреи-заключённые, которым немцы приказали сжигать тела в 1943 году, утверждали о 70-120 тысячах.


Кроме того, на месте военного лагеря частей РККА был открыт Сырецкий концлагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики, военнопленные и другие. 18 февраля 1943 в нём были расстреляны трое игроков футбольной команды «Динамо» - участников « »: Трусевич, Кузьменко и Клименко.

Всего в Сырецком концлагере погибло не менее 25 000 человек. Отступая из Киева и стараясь скрыть следы своих злодеяний, нацисты в августе - сентябре 1943 успели частично уничтожить лагерь, вырыли и сожгли на открытых «печах» множество трупов, кости перемалывались на специально привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по всему Бабьему Яру. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яре произошло восстание у печей 329 заключённых-смертников, из которых спаслись лишь 18 человек, остальные 311 героически погибли. Спасшиеся узники стали впоследствии свидетелями попытки немцев скрыть факт массовых убийств. После спасения Киева Красной армией 6 ноября 1943 Сырецкий концлагерь был лагерем для немецких пленников до 1946. После этого лагерь снесли, а на его месте в конце 1950-х основали жилой массив Сырец и обустроили парк им. Сорокалетия Октября (сейчас он носит называние Сырецкий парк)


Энергетика у этого места была ужасной, постоянно происходили происшествия. В 1950 городские власти приняли решение залить Бабий Яр жидкими отходами близлежащих кирпичных заводов. Овраг перекрыли земляным валом, чтоб не допустить затопления жилых районов. Особенности вала и пропускная способность дренажа не соответствовали даже минимальным нормам безопасности. Утром в понедельник 13 марта 1961, из-за сильного таяния снега, вал не устоял под напором воды, и в результате селевой поток высотой до 14 метров хлынул на Куренёвку. Жижей залило площадь более 30 гектар, уничтожено более 30 зданий, разрушено трамвайное депо им. Красина.
Памятник жертвам Куренёвской трагедии , открытый в марте 2006 года


Информация о катастрофе подвергалась жесткой цензуре, её масштабы сильно преуменьшались. Многие жертвы были специально похоронены на разных кладбищах в Киеве с указанием других дат и причин смерти, а часть тел так и не нашли под огромной толщей пульпы. Согласно официальному сообщению комиссии по расследованию причин трагедии, авария погубила 145 человек. А вот современные исследователи Куренёвской катастрофы утверждают, что на самом деле количество жертв составило около 1,5 тысяч человек. Этот эпизод в истории Бабьего Яра называют Куренёвской трагедией.


Побывавший на месте трагедии Евгений Евтушенко написал своё знаменитое стихотворение «Бабий яр», ставшее основой 13-й симфонии Шостаковича. Лишьв 60-е годы в советской прессе опубликовали первые упоминания о массовых расстрелах в Бабьем Яре. В 1966 году в журнале «Юность» напечатали сокращенную версию документального романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», но выпуск романа отдельным изданием так и не состоялся. После побега Кузнецова за границу экземпляры журнала с главами романа были изъяты из всех библиотек. Полностью роман вышел в России уже после развала Союза

###Страница 2

После катастрофы работы по заполнению яра продолжались и дальше. Вместо земляной дамбы была возведена бетонная, проложена новая дренажная система и приняты более жесткие меры безопасности. Часть пульпы, выплеснувшейся на Куренёвку транспортировалась самосвалами назад для засыпки яра. Позже через заполненные отроги яра была проложена дорога с Сырца на Куренёвку (часть нынешней улицы Елены Телиги) и устроен парк

В 1965 объявили закрытый конкурс на лучший памятник жертвам Бабьего Яра. Представленные проекты не понравились властям, и конкурс закрыли, а в октябре 1966 в сквере в южной части оврага был установлен гранитный обелиск, где только 10 лет спустя все-таки поставили памятник. Открытие памятника встретили жесткой критикой за пределами СССР, потому что о евреях не было сказано ни слова

В начале 1970-х годов на месте Нового еврейского кладбища были построены корпуса телецентра


24 марта 2001 здание старого кинотеатра им. Юрия Гагарина, находившегося на месте Дивизионной церкви, было передано Украинской Православной Церкви с целью создания Сырецкого мемориала (в него вошли собор Пресвятой Богородицы, музей, памятник и кинолекторий)

Помимо памятников, упомянутых выше, в Бабьем Яре также находятся:

Менора - памятник казненным евреям в виде меноры. Установлен 29 сентября 1991, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев. От бывшей конторы еврейского кладбища к памятнику проложена Дорога скорби.


Памятник расстрелянным детям. Открыт 30 сентября 2001 напротив выхода из станции метро «Дорогожичи»


Крест в память расстрелянных православных священников. Установлен в 2000 на месте, где 6 ноября 1941 были расстреляны архимандрит Александр и протоиерей Павел, призывавшие население к борьбе с фашистами

Крест в память о 621 расстрелянном члене ОУН, установлен 21 февраля 1992, в 50-летие расстрела Елены Телиги и её соратников.

И еще ряд памятников:

  • Стелла в память остарбайтеров, установлена в 2005.
  • Памятник расстрелянным 27 сентября 1941 душевнобольным.
  • Крест в память немецких военнопленных.
  • Памятник работы неизвестного автора, представляющий собой три креста, сваренных из железных труб, с надписью на одном из них «И на этом месте убивали людей в 1941 Господи упокой их души».

Долгое время ведётся дискуссия о создании памятника расстрелянным здесь цыганам

Было принято, кажется, всегда, однако начало грандиозным столичным пирушкам положил именно «Яръ» - знаменитый ресторан, который сегодня называют не иначе как легендарным.

За все время своего существования начиная с 20-х годов XIX века «Яръ» не раз переезжал и перестраивался, использовался по назначению и без оного, переживал лучшие времена и не самые лучшие, и спустя почти два столетия вновь стал тем, за что его в свое время полюбили Чехов, Куприн, Горький и Шаляпин.Именитых гостей в «Яре» побывало и впрямь немало. С недавних пор присоединиться к этому списку может каждый. Впрочем, чтобы кутить, как, бывало, кутили московские богачи, лучше заранее исследовать территорию . Ну а за кутежом дело не станет.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Гулять так гулять

История «Яра» началась в канун 1826 года, когда француз Транкль Яр открыл ресторан «имени себя» на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Неглинной. Газета «Московские ведомости» тогда сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».Предприимчивый Яр одним «Яром» со временем решил не ограничиваться, и спустя двенадцать лет филиал знаменитого ресторана открывается в деревянном одноэтажном здании возле Петербургского шоссе (ныне - Ленинградского проспекта). Еще через несколько лет ресторан на Кузнецком Мосту был закрыт, и с той поры работал только здесь, за Тверской заставой.

Помещение ресторана, при котором был устроен небольшой садик, состояло тогда из небольшого общего зала и нескольких отдельных кабинетов. Никаких увеселений у «Яра» не было, и от обычного скромного заведения он отличался лишь тем, что кухня здесь была отменная, а накормить запоздалого гостя мог иногда и сам хозяин.

После Транкль Яра владельцы ресторана менялись один за другим, и при ком именно здесь впервые появились цыгане, сказать теперь трудно. Публику это привлекало всегда, ведь послушать цыганский хор в то время можно было только в загородном ресторане: в Москве цыганам петь запрещалось.

Своим разгулом, купеческими кутежами и забавами «Яръ» стал знаменит в 1870-х. Подгулявшие купцы резвились, как могли. Например, «играли в аквариум»: наливали в рояль воду и пускали туда живых рыб. Также в «Яре» был специальный прейскурант: вымазать официанту лицо горчицей стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Хозяину подобные забавы были только на руку: все имущество было застраховано, и деньги он получал как с кутил, так и со страховой компании.В 1896 году ресторан приобретает новый владелец - Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся успеха своим умом и талантом.

Алексей Акимович Судаков. Фото: Из архива ресторана «Яръ»

Обслуживание в «Яре» всегда отличалось изысканностью, а теперь уж и подавно: «Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба - та! Без обмана».

В 1910 году Судаков перестраивает «Яръ» по проекту архитектора Адольфа Эрихсона: из деревянного дома ресторан превратился в дворец с колоннами. Слава «Яра» росла с каждым годом: вскоре ресторан и вовсе приобрел статус московской достопримечательности, обязательной к посещению.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Тогда в «Яре» было два огромных зала: летний «Белый» и зимний «Наполеоновский», отделанных с впечатляющей даже по тем временам роскошью.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.comВ каждом зале была своя эстрада. Наверху находились многочисленные кабинеты с балконами, выходившими, как театральные ложи, в зал. В ресторане была и императорская ложа, правда Николай II «Яръ» никогда не посещал: за него это делал Григорий Распутин.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

С ростом популярности «Яра» расширялась и концертная программа: на сцене ресторана выступали лучшие артисты, включая циркачей и фокусников.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Несмотря на общее увеселение, нравы в ресторане были самые строгие. Известная певица Надежда Плевицкая, начинавшая здесь свою эстрадную карьеру, вспоминала о Судакове так: «Чинный и строгий купец, он требовал, чтобы артистки не выходили на сцену в большом декольте: к «Яру» московские купцы возят своих жен и «Боже сохрани, чтобы никакого неприличия не было». Алексей Акимович, к слову, долгие годы являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке. На свои средства он построил несколько школ на своей родине в Угличевском уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам.

Вскоре грянула революция: ресторан проработал до февраля 1918 года и впоследствии был закрыт. Все имущество было конфисковано. Несколько дней из «Яра» вывозили столовое серебро, мейсенский фарфор, картины и хрусталь…

В октябре того же года в «Яре» был открыт Рабочий клуб им. В.И. Ленина. В годы НЭПа он еще недолго поработал как ресторан, пока в 1924 году сюда не переехал ВГИК. В конце 1930-х здание передали Управлению воздушного флота. Здесь решено было открыть Клуб летчиков, так как поблизости, на Ходынском поле, находился Центральный аэродром. Очередная перестройка началась в 1939 году: один из ресторанных залов превратился в клубный, второй - в гостиную. Здесь же в июне 1941 года была сформирована 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района города Москвы.

В 1947 году сын Иосифа Сталина Василий был назначен командующим ВВС Московского военного округа, и именно по его инициативе в начале 1950-х годов начинается новая перестройка «Яра»: с пристройкой вдоль улицы Расковой гостиницы, которая получила название «Советская». В номере 301, который теперь называется «Сталинским», сын вождя жил в течение года.

Для постояльцев гостиницы в одном из залов бывшего «Яра» был открыт ресторан, где принимали только высокопоставленных персон, а позднее и мировых знаменитостей. В разные годы здесь побывали Маргарет Тэтчер и мать Тереза, Пьер Карден и Индира Ганди, Мирей Матье и Жан-Поль Бельмондо.Другой зал, бывший «Белый», сначала стал кинотеатром «Победа», а позднее - просто концертным залом. С 1969 года и по сей день здесь размещается единственный в мире профессиональный цыганский театр - «Ромэн».

«Яръ» сегодня

За годы перестройки - теперь уже страны, а не здания - и ресторан, и гостиница пришли в состояние весьма плачевное. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию, благодаря которой к «Яру» стала постепенно возвращаться былая слава.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

До «Советского», превратившегося теперь в четырехзвездочный отель, можно добраться от станции метро «Динамо». Слева от входа - ресепшн и стеллажи с традиционными русскими сувенирами, справа - вход в ресторан.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

У входа в залы гостей традиционно встречает медведь в шапке-ушанке и услужливый официант - дань традициям, не иначе. Рядом - книга отзывов и предложений с записями на всех языках мира. На противоположной стене - портреты именитых гостей и аквариум с океанскими устрицами и камчатскими крабами, которые тут же, по заказу, могут приготовить.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В зале, который так и называется - «Яръ», сегодня воссоздан оригинальный интерьер ХIХ века: с двухъярусной сценой, тяжелыми бархатными кулисами, витражными окнами, хрустальной люстрой и фресками на почти двадцатиметровом потолке.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Зеленый бар, примыкающий к залу, постарались сохранить таким, каким он был при Судакове: массивный деревянный буфет, на стенах - старинные гравюры с видами Москвы и светильники, отражающиеся в зеркалах.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В самом отеле восстановлен послевоенный интерьер. Как и прежде, малахитовый холл украшает белый рояль, а полы - традиционные красные ковровые дорожки. Вообще дух в отеле «Советский» сохранился самый что ни на есть советский. Чем, к слову, пользуется не первое поколение киношников.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В меню «Яра» меж тем есть блюда, которые подавались здесь еще до революции: они отмечены звездочкой. Студень из бычьих хвостов, форшмак из ростовской сельди, борщ старомосковский, стерлядь в шампанском, свинина по-старорусски - от одних только названий начинает сосать под ложечкой. Особняком стоит десерт Пушкина - холодный сладкий суп из малины и ревеня, который подается с шоколадным маффином и ванильным соусом.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сам Пушкин в «Яре» на Ленинградке, к слову, никогда не бывал - поэт слыл завсегдатаем первого «Яра» на Кузнецком Мосту и именно про него потом вспоминал:

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать...

Появятся ли новые строки, посвященные современным блюдам легендарного ресторана, станет известно совсем скоро - примерно лет через сто.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В девятнадцатом веке в Европе было весьма модно отправляться на отдых в Россию. В ресторанах Лондона и Парижа изюминками меню были блюда славянской кухни. Постепенно жители Старого Света стали открывать в России и свои харчевни. Люди посещали такие заведения не только с целью усладить свой организм яствами и напитками, коих предлагалось множество, но и предаться развлечениям различного рода. Вместе с великим разнообразием блюд национальной кухни в ресторанах с русским характером выступали танцоры кабаре, радовали слух посетителей музыканты, певцы и чтецы.

Двухвековая история

Ярким примером успешного ведения бизнеса являлся в то время, да и на данный момент является тоже, ресторан «Яръ» (Москва). Фото этого заведения зачастую украшают страницы путеводителей по столице. Это место знают не только коренные жители города, но и туристы. Свое существование данное заведение начало в 1826 году. Основателем этого ставшего довольно быстро популярным места являлся Транкиль Яр. Именно его фамилия и стала названием заведения. Весь европейский бомонд воздавал честь и хвалу этому месту, являвшему собой отличный пример самобытной культуры древнего народа. Знаменитое славянское гостеприимство, обилие разнообразных блюд на любой вкус, великолепная программа — все это сделало ресторан «Яръ» самым известным заведением в столице.

Излюбленное место интеллигенции

Изначально этот «рай для гурмана» был излюбленным местом встреч элитной прослойки Москвы. Здесь проводили вечера купеческие дети, фабриканты, крупные лавочники. Практически каждый вечер в зале можно было встретить представителя культуры. Антон Павлович Иванович Куприн, Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Иванович Шаляпин, и даже Александр Сергеевич Пушкин не раз посещали ресторан «Яръ», выбирая его из множества аналогичных заведений города. Из меценатов своим присутствием это место почитал Савва Тимофеевич Морозов.

В начале двадцатого века для России настали трудные времена. Революции, стачки, восстания, войны — народ и власть строили социализм. В ходе политических событий многие а также и прочие заведения, где собственниками являлись зарубежные лица, были национализированы. Практически каждое учреждение с иностранным капиталом было закрыто. Не обошла печальная участь и ресторан «Яръ». Место встреч высоких чинов и богатых купцов приостановило свою деятельность. Вскоре в здании, где лепниной украшены своды, а фресками и витражами — окна, была размещена гостиница «Советская».

Высокий статус

Через некоторое время было решено восстановить былое великолепие популярного места. Уникальная и неповторимая атмосфера была возрождена. Архитектура и дизайн вновь наполнились новой жизнью. Ресторан «Яръ» стал ярким напоминанием «гуляющей» Москвы девятнадцатого века. Это заведение продолжает свою работу уже непосредственно под крылом гостиницы «Советская». Та, в свою очередь, является одним из самых успешных и комфортабельных отелей столицы. Здесь зачастую снимают номера иностранцы. Хвалебные отзывы зарубежных гостей, посещающих ресторан, поддерживают высокий статус заведения не только в Москве, но и далеко за ее пределами.

Возвращаясь к истокам

По мнению многих гостей, «Яръ» предлагает «самую русскую кухню». Кроме того, заведение это едва ли не единственное в городе, где сохранен выдержанный и одновременно помпезный интерьер буржуазной столицы девятнадцатого века. Услужливый персонал, отличное меню, великолепная программа являются хорошим поводом для того, чтобы посетить этот «гурманный рай». Как и в былые времена, публика ресторана довольно различная. Здесь часто мелькают представители культуры и шоу-бизнеса, бизнесмены и светские личности. А за соседними столиками наслаждаются вкусными блюдами самые обычные семьи и влюбленные парочки.

Внутреннее убранство и расположение

В Москве имеется огромное количество ресторанов, но вряд ли какой-нибудь из них может сравниться с рассматриваемым заведением. После повторного открытия здесь была восстановлена не только традиционная для того времени кухня, но и полностью весь интерьер, до малейших деталей. Высокие потолки украшены витиеватыми фресками. Аналогичные элементы декора можно встретить и на стенах. В центре главного зала сверху размещается огромная люстра с многочисленными подвесками. Малахитовые колонны, высоченные зеркала и многочисленная позолота — современные дизайнеры сделали все возможное, дабы вернуть некогда популярному месту не только былую славу, но и архитектуру стиля ампир. Из главного помещения можно пройти во внутренний дворик, где перед глазами предстает восхитительная панорама, венцом которой является фонтан, сотворенный по подобию фонтана Большого театра. Несколько залов, каждый из которых представляет собой исторический экспонат, — все это ресторан «Яръ».

Адрес этого заведения довольно известен: он расположен на Ленинградском проспекте, в центре пересечения двух станций метро: Белорусская и Динамо. От подземных поездов к заведению можно добраться на любом виде общественного транспорта. Если же посетитель прибыл на собственном автомобиле, он может свободно оставить своего «железного коня» на бесплатной стоянке.

Главное помещение

Как было уже сказано выше, ресторан «Яръ» разделен на три зала. Первый, самый большой из имеющихся, носит одноименное заведению название. Архитектура этого помещения позволяет без проблем узнать, что такое помпезный и яркий ампир. Зал способен вместить 150 человек. Поэтому для большого празднества данное место подходит просто великолепно. Примечательно, что в зале «Яръ» в наличии имеется также сцена, где размещается различного рода аппаратура. Как правило, именно тут собирается большая часть публики. Ежедневная шоу-программа, скорее напоминающая театральные выступления, — это также ресторан «Яръ». Отзывы посетителей позволяют думать, что вопрос развлечения клиентов находится не на последнем месте у администрации заведения. Парящие под потолком девушки, неординарные и яркие шоу, выступления музыкальных коллективов и танцоров кабаре, цыгане и маги — программа довольно многообразна и широка.

Другие комнаты

Вторым залом, который также имеется внутри ресторана, является VIP-помещение под названием «Зеркальный зал». Его название как бы намекает посетителю о наличии Однако мало кто в самом деле ожидает, что зеркал будет множество. Благодаря их правильному размещению помещение кажется весьма большим. На самом деле «Зеркальный зал» может вместить полсотни человек. В качестве дополнительного элемента интерьера здесь располагается камин, придающий помещению нотку домашнего уюта. Для более раскрепощенных посиделок ресторан предлагает лобби-бар, в котором легко размещается сорок человек.

Кроме внутренних помещений, «под крылом» заведения уютно расположилась и носящая название «Яра». Она работает лишь в теплое время года. Терраса размещается во внутреннем дворике ресторана. Ее изюминкой является великолепный фонтан. Здесь каждый предмет навевает воспоминания о Советском Союзе: журналы «Юность», забытые на столах, романсы Вертинского, доносящиеся из старого патефона, тихая атмосфера...

Блюда современности и исторические напоминания

Кухня заведения славится своей изысканностью и традиционностью. Вместе с тем шеф-повар частенько балует публику своими новыми шедеврами. В меню можно найти как расстегаи, и так и лобстеров с креветками. Бефстроганов, нежнейшая телятина, оленина и свинина, фуа-гра, картофель по-деревенски и грибы в горшочках — каждый может выбрать себе блюдо по вкусу. Кроме стандартного и постоянного меню, имеются и сезонные обновления. В жаркий день вам предложат освежиться с помощью клюквенного морса, а зимним вечером — согреться за бокалом искристого выдержанного вина или чашки глинтвейна. Средняя стоимость заказа на одного человека находится в пределах 3000 рублей.

Аналоги

Стоит отметить, что не только в Москве имеется ресторан «Яръ». Коломна также может похвастаться наличием заведения с аналогичным именем. История этого места не уходит в позапрошлое столетие. Кухня вполне стандартная и включает в себя русские и европейские блюда. Посетители отмечают низкий уровень обслуживания, что, согласитесь, весьма непозволительно, хотя бы из уважения к прославленному имени московского заведения.

Еще один город, где размещается ресторан «Яръ», — Краснодар. Здесь клиентов радуют не только обслуживанием, но и весьма вкусными блюдами. Интерьер и атмосфера также находятся на самом высоком уровне.

В качестве источников для данной статьи я прочитал следующие книги:

Бабий Яр: человек, власть, история. Документы и материалы. В 5 книгах
Книга 1. Историческая топография. Хронология событий (597 стр)

Трагедия Бабьего яра в немецких документах. А. Круглов

https://www.ushmm.org/ — United States Holocaust Memorial Museum

http://www.yadvashem.org — Yad Vashem. The World Holocaust Remembrance Center

http://www.holocaustresearchproject.org/ — Holocaust Research Project (Holocaust Education & Archive Research Team)

Захват Киева немецкими войсками

После шести недель ожесточенных боев за Киев, солдаты немецкой 6-й армии и 29 армейского корпуса Вермахта вошли в город 19 сентября 1941 г. До начала войны с Германией, в крупнейшем городе Украины проживало по разным данным, от 846 до 930 тыс. человек. К моменту, когда немецкие солдаты вошли в город 19 сентября 1941 г. в Киеве оставалось примерно 400 000 жителей – 200 тыс. мужчин и женщины были призваны в ряды Красной армии и еще порядка 300 тыс. были эвакуированы или уехали сами.

Примерно каждый четвертый житель города был евреем. Точное количество установить сложно – по разным источникам оно варьируется от 175 000 до 230 000 человек. Перепись населения 1939 года показала цифру в 224 236 евреев из 846 тысяч жителей.

Дело в том, что после раздела Польши, произошло массовое переселение людей в Западной части, теперь расширившегося Советского союза. Начало же войны в июне 1941 года ознаменовало:

  • Естественную эвакуацию людей на Восток.
  • Вступление евреев в ряды Красной армии, в том числе обороняющей Киев.
  • Эвакуация военных и стратегических важных предприятий на Восток, вместе с рабочей силой (20 000 – 30 000 евреев так покинуло Киев).

По разным данным, на момент вступления немецкой армии в город Киев, в нем оставалось еще от 40 000 до 60 000 еврейского населения из 400 000 гражданских.

Взрывы на Крещатике 24 сентября

24 Сентября 1941 г. центр города Киев, в особенности главный проспект Хрещатик, был объят огнем. Заряды, заложенные за недели до сдачи города специальным отрядом диверсантов НКВД и приведенные в действие намеренно, разрушили главную улицу, сделав бездомными 50 000 человек. Бомбы были заложены, в том числе, в зданиях, которые сейчас занимали немецкие войска – немецкий штаб и гостиница Континенталь, где расположились немецкие офицеры. На отключении пожарного рукава, который был задействован при тушении пожара, был пойман и убит на месте еврейский житель, что было использовано немцами, как повод для будущей акции возмездия за диверсию.

Ответные меры оккупационных властей

Генерал-майор Курт Эберхард (Kurt Eberhard), командующий оккупационными войсками в городе, созвал совещание. На нем присутствовали местные руководители СС (полицейские отряды прибыли в город сразу за Вермахтом), командующий Айнзатцгруппой С, бригадденфюрер СС Отто Раш (Otto Rasch) и командующий зондеркоммандой 4а, штандартенфюрер Пауль Блобель (Paul Blobel). Было принято решение, что в отместку за поджог будут уничтожены все евреи Киева, силами зондеркоманды 4а. В ее составе были сотрудники СД, Полиции безопасности Рейха, солдаты Waffen-SS. Также привлекались сотрудники полицейских батальонов и силы местной украинской полиции.

В качества места массовых акций был выбран овраг, известный в городе как Бабий яр, на краю города, в 10 км от центра. 28 сентября 1941 г. немецкий штаб 6-й армии напечатал и распространил по городу листовки на украинском, русском и немецком языках. В них, под угрозой расстрела, приказывалось всем евреем Киева и окрестностей собраться на перекрестке улиц Мельниковой и Доктеривской к 8 утра 29 сентября. С собой нужно было взять документы, деньги, теплую одежду и ценные вещи. Жители Киева, старшее поколение которых еще помнило Первую Мировую, не видели в немцам смертельной угрозы, в том числе евреи города и, конечно, не могли предполагать массовых убийств. Кроме того в листовке было указано, что мародеры и занявшие дома еврее будут расстреляны. Люди подразумевали эвакуацию, собирая вещи и документы, и даже надеялись на охрану своего имущества. Немцы также распространили накануне слухи, что евреев отправят в трудовые лагеря, а так как сборный пункт находился возле товарной станции Лукьяновская, это успокаивало людей. 29 августа также было выбрано не случайно – на этот понедельник выпадал главный иудейский праздник, Йом-Киппур.

Акции 29-30 Сентября

Утром 29 августа люди стали собираться в назначенном месте — на перекрестке улиц Мельниковой и Доктеривской. Солдаты СД, СС и местной украинской вспомогательной полиции делили тысячи пришедших на группы по 100 человек и препровождали пешим маршрутом на северо-запад, к старому еврейскому кладбищу, за которым находилось урочище Бабий яр. Весь овраг по периметру был предварительно окружен заграждением из колючей проволоки и тремя линиями охраны. За внешнюю отвечали украинские полицейские, во второй были и немцы, и местные и во внутреннем периметре – только немецкие солдаты.

На месте людей заставляли оставить все свои вещи – они сваливались в кучу, в том числе ценности и документы, раздеться. Группами по 10 человек людей выводили за заграждение, ставили на краю оврага и расстреливали из автоматов и стационарных пулеметов. Пока одну партию уничтожали, следующие несчастные, слышали пулеметные очереди и крики всего в паре десятков метров. По мере прибытия все большего количества людей, немцы стали экономить патроны. Они ложили людей голова к голове на землю и убивали одной пулей, маленьких детей живьем кидали в овраг, несчастных добивали лопатами или просто оставляли умирать.

Среди убитых в Бабьем яру 29 сентября было мало мужчин (воевавших на фронте, взятых немцами в плен или эвакуированных с предприятиями) – в основном женщины, дети и старики – много больных, людей на носилках. Расстрельные отряды ожидали прибытия 5000 – 6000 человек, но за целый день через массовые акции прошло в пять раз больше. Активная фаза расстрелов продолжалась до 03 октября 1941 г, но большая часть евреев были убиты всего за 2 дня 29-30 сентября. Отобранное у убитых имущество переходило в распоряжении оккупационных властей и распространялось по усмотрению. Что касается оставшихся в городе евреев, на них устраивали облавы, немецкая полиция получала донесения от местных жителей. Были и те, кто под угрозой смерти укрывал евреев – на сегодня 431 людям было присвоено почетное звание Праведника мира за спасение евреев Киева.

Согласно секретной докладной записки Айнзатцгруппы С от 7 октября, только за два первых дня был убит 33 771 еврей. 1 апреля 1942 года была произведена перепись населения в Киеве, которая показала цифру 352 тыс. человек (из примерно 400 000 на момент оккупации Киева)

Важно понимать, что утро 29 Сентября 1941 г. не было первым днем расстрелов в Бабьем яру – перекрестное сравнение свидетельских показаний людей, который жили на прилегающих улицах, собранное Чрезвычайной комиссией в 1943-1944 г.г. позволили установить более ранние факты массовых убийств в овраге Бабий яр. Согласно воспоминаниям свидетелей, уже в первые дни после вступления немецких войск в Киев, по направлению к Лукьяновке и Бабьем яру поводили колонны советских военнопленных с лопатами, которые после не вернулись. Согласно документам, передовые отряды зондеркоммандо 4а СС вошли в город вместе с Вермахтом уже 19 сентября. Штаб группы и основные части — к 25 сентября. Общее донесение о деятельности Айнзацтгруппы С в Ноябре 1941 г. свидетельствовали о периодических карательных акциях против подозрительных военнопленных и изъятии их из транзитных лагерей. Целый ряд свидетельских показаний говорит о первом массовом расстреле еврейского населения в Бабьем яру (около 1600 человек) уже 27 Сентября 1941 г., за двое суток до самой массовой акции.

Согласно свидетельским показаниям и донесениям о деятельности Айнзатцгруппы С на территории Украины и в частности зондеркоммандо 4а в Киеве, массовые убийства еврейского населения проходили с разной интенсивностью в течение октября-ноября 1941 г. В Бабий яр стали свозить евреев из окрестностей Киева, в том числе арестованных в процессе облав, привезенных из больниц, доставленных стариков и больных, не способных передвигаться самостоятельно. Для этого выбирались разные участники оврага, так как основные места расстрелов 29 и 30 сентября, находившиеся возле бывшего еврейского кладбища, были засыпаны землей. Уже 30 сентября, после уничтожения, по немецким документам, 33 771 евреев, края оврага были взорваны и пригнанные советские военнопленные засыпали дно Бабьем яра слоем земли. На доступных сегодня снимках видны работы по захоронению останков, на которых, под контролем солдат СС и полиции, видны военнопленные на дне оврага в Октябре 1941 г.

Убийства в Бабьем яру на этом не закончились – в течение двух лет оккупации, в разные периоды, здесь было убито всего около 70 000 гражданских, евреев, советских военнопленных, представителей религиозных общин, таких как Ромы, были уничтожены таборы цыган в городе. После того, как в ходе массовых акций в сентябре-октябре 1941 г. была расстрела большая часть оставшихся в городе евреев, карательные отряды принялись за военнопленных коммунистов и гражданское население. Также со временем провал попытки сотрудничества с украинскими националистическими организациями, привело к массовым акциям по их убийствам, в том числе в Бабьем яру.

13 октября 1941 г. в Бабьем яру было расстреляно 308 больных евреев из Психиатрической клиники им. Павлова, располагавшейся рядом. Утром около 25 солдат СС и сотрудников немецкой полиции стали выводить по одному душевнобольных евреев из больницы, Подгоняемые палками, несчастные проходили порядка 150 метров до ямы, пять метров диной и два шириной. Там им приказывали раздеться и лечь в яму лицом вниз ровными рядами. После солдаты расстреливали лежавших одиночными выстрелами в голову из автоматов. В секретном немецком донесении об акциях на территории СССР в Ноябре того же года указывалось, что казнь душевнобольных была психически тяжела для солдат СС. 8 января 1942 г. немцы пригнали гасваген (душегубку, уже опробованную месяцев раньше в Польше в лагере смерти Хелмно) к больнице им. Павлова. В тот день было умерщвлено еще около 300 душевнобольных, уже не евреев. В марте и октябре 1942 г. было проведено еще две подобные акции с душегубками. Тела после вывозились в общие могилы в Бабий яр. Также в течение 1941-1943 г. возле больницы в овраге было захоронено вследствие акций или после смерти от голода и болезней несколько тысяч советских военнопленных, которые содержались здесь же в госпитале при больнице.

Уничтожение следов массовых убийств

В марте 1942 года несколько высокопоставленных нацистских чиновников проезжало на машине вблизи урочище Бабий яр. На комментарии о маленьких взрывах, вырывающихся из земли газов, командующий зондеркоммандой 4а СС Пауль Блобель иронично объяснил, что это трупные газы от тысяч закопанных в землю тел. После отъезда, Блобель вернулся в Киев в июле 1943 г. Неудачи Вермахта на фронте и активное наступление советских войск в Украине приближало освобождение города. Блобелю было поручено, в рамках тайной операции Aktion 1005 (по сокрытию свидетельств массовых убийств на оккупированных территориях) уничтожить доказательства массовых акций в Киеве, в частности, в Бабьем яру. Отрядам Блобеля выделили в помощь солдат СД и Полиции безопасности, под руководством их командующего в Украине, Группенфюрера СС Макса Томаса (Max Thomas). Из этих сборных подразделений было организовано три группы войск, две из которых должны были уничтожить свидетельства на территории Украины, а одна – Белоруссии.

Уже 18 августа 1943 г . Зондеркомманда 1005а начала организацию работ по эксгумации и сожжению жертв Холокоста в Бабьем яру. В ее состав вошли 8-10 членов СД, до 30 сотрудников Полиции безопасности, под общим руководством офицера СС Баумана (Baumann).

В качестве рабочей силы для эксгумации десятков тысяч тел в Бабьем яру немцы отобрали узников (среди них было около 100 евреев) Сырецкого концентрационного лагеря, находившегося здесь же, у границ рва. Работа по эксгумации и сожжению тел заняла шесть недель. Узниками в кандалах, под жестоким руководством немецкой охраны, были построены большие открытые печи (надгробные плиты с бывшего еврейского кладбища, железные ограды оттуда же и рельсы, дрова), на которые поэтапно слоями выкладывали за раз до 2000 тел, после ложили еще слой дров, обливали маслом или бензином из компрессора и поджигали. Некоторые костры горели до двух суток, чтобы уничтожить тела несчастных. После, узники Сырецкого лагеря должны были собрать остатки костей и пепел и перетереть их в порошок вместе с надгробиями с соседнего еврейского кладбища. После пепел еще просматривали на предмет золотых или серебряных коронок, украшений. 29 сентября 1943 г. узникам, из числа 327 находившихся в Бабьем яру, удалось напасть на немецкую охрану и 18 удалось сбежать – они стали важнейшими свидетелями преступлений, совершенных в Бабьем яру, а остальные члены зондеркоммандо были убиты СС.

Коллаборационизм

Без содействия части местных граждан коллаборационистов немецкие оккупационные войска не смогли бы с такой расчетливой эффективностью проводить массовые карательные акции на территории Киева. После войны состоялись процессы над бывшими коллаборационистами полицейскими. По делам на территории Киева были выдвинуты обвинения 82 бывшим полицейским. Среди них 73 были украинцами по национальности, шесть русскими, двое немцами и один поляком – соотношение схожее с демографической ситуацией накануне войны. Только у нескольких обвиняемых было высшее образование, как и идеологические предубеждения националистического характера. В основном ими руководствовал страх за свою судьбу, желание приспособиться к новой власти, жадность (доступ к имуществу убитых).

Силы Красной армии освободили Киев от немецких войск 6 ноября 1943 года, после двадцати шести месяцев оккупации. Город по большей части лежал в руинах, а его население теперь составляло всего 180 тыс. человек. Военный корреспондент Борис Полевой, был в числе первых представителей прессы, кто попал в Бабий яр после освобождения города. Группа военных добралась до оврага, чтобы проверить распространявшиеся даже за пределы города слухи о массовых убийствах, которые там происходили. Военные обнаружили человеческие останки в одном из оврагов Бабьем яра, что после было отражено в военных сводках.

Советские власти также решились на беспрецедентный шаг – помимо советских корреспондентов, пригласили западных журналистов в Киев, чтобы засвидетельствовать место массовых казней немцами в Бабьем яру в конце Ноября 1943 г. Сред них были два американских журналиста: Билл Лоуренс (Bill Lawrence) и Билл Доунс (Bill Downs). Первый был известен своими репортажами с тихоокеанского фронта, а второй после подвергся жесткой критике в США за, как казалось некоторым, излишнюю симпатию к советам. Тональность их отчетов отличалась и все это на фоне тогда еще большого скептицизма на Западе относительно Холокоста в Европе (до обнаружения ужасов лагерей смерти в 1944-1945 г.г. Польше и концентрационных лагерей в Германии и других странах). Также американские журналиста получили возможность взять шокирующие интервью у немногочисленных выживших в расстрелах в Бабьем яру и бежавших узников Сырецкого концлагеря.

Помимо засвидетельствования актов массовых убийств, к расследованию обстоятельств и масштаба, уже в конце 1943 г. была привлечена Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Мероприятия включали подробное изучение мест массовых убийств в Бабьем яру, включая экспертизу останков убитых людей и инфраструктуры по сжиганию трупов. Проводились врачебные экспертизы, собирались показания у выживших жертв и свидетелей трагедии. Несмотря на беспочвенные утверждения, что комиссией не было обнаружено физических улик, было эксгумировано пять бывших могил в Бабьем яру, в двух из которых были обнаружены остатки тел, а в остальных – не сгоревшие останки трупов, уничтожаемых в августе-сентябре 1943 г.

Сырецкий Концлагерь

Один из 53 филиалов концентрационного лагеря Заксенхаузен возле Берлина, получивший название благодаря местности и бывшим советским военным лагерям здесь (На момент оккупации города неподалеку работало ремонтное хозяйство по обслуживанию бронетанковых частей). Сырецкий концентрационный лагерь для врагов Рейха был организован немцами ранней весной 1942 г. Поначалу заключенные жили под открытым небом, а к лету возвели землянки. Территория хорошо охранялась сборными охранными отрядами СС и полиции из числа местных жителей в количество 120-150 человек, а вокруг лагеря действовал еще полицейский кордон. Два ряда высокого забора с колючей проволокой перемежевывались посредине проводами под высоким напряжением. Главные ворота лагеря выходили на верхние отроги Бабьего яра, а внутри были еще внутренние ворота, до которых шел коридор, по которому выводили и заводили узников, избивая их палками.

Одновременно в Сырецком концлагере содержалось до 3000 узников. Основная территория лагеря тщательно освещалась прожекторами для контроля за порядком. Его территория была поделена на рабочую и жилую зону. Последняя, дополнительно огражденная кордоном колючей проволоки и постами охраны. Внутри жилой зоны была еще отдельно женская – ее отделили в отдельный барак в сентябре 1942 г. Узники жили в вырытых самостоятельно землянках и бараках по 70-80 человек. Они представляли собой траншеи с земляной лестницей, где крышей служили бревна и слой земли, а железная дверь закрывала землянку на замок снаружи. Здесь было свое деление заключенных, в том числе была еврейская землянка.

Комендантом Сырецкого концлагеря был офицер СС Пауль Родомски. Он отдавал приказы так называемым сотникам, из числа привилегированных узников, а они передавали их бригадирам. Фронт работ дл заключенных был обширен и включал заготовку угля и дров и разного рода столярные и земельные работы. Подъем был в 4 часа утра, а в 5 узники уже выходили на работу, которая, с перерывом на обед, длилась до 9 часов вечера. 200 грамм плохого хлеба, постная похлебка и подобие кофе – обычный рацион узника Сырецкого концлагеря при изнурительном, часто издевательском труде. Узники ловили бродячих животных и ели растения. Некоторые родственники, оставшиеся в Киева, под угрозой расстрела приносили узникам тайные передачи. Больных помещали в отдельный барак, где тех, кто не умирал сам, расстреливали, в том числе это систематически делал комендант Ратомски.

Для утилизации трупов систематически умирающих от голода и болезней или растреллянных узников Сырецкого концлагеря, были вырыты ямы на территории, а часть трупов выносилась для погребения в Бабий яр или в противотанковый ров рядом. Большая часть тел узников сжигалась в наспех созданных печах, которые, в разные периоды времени, обслуживали еще трупы из привозимых гасвагенов (душегубки), к чему привлекали, опять же, заключенных. Одновременно с уничтожением следов преступлений в соседнем Бабьем яру, в сентябре 1943 г. Сырецкий лагерь стали эвакуировать – людей отправлять в другие лагеря и даже в Германию. После побега 18 заключенных с мест сжигания тел в Бабьем яру, Сырецкий концлагерь просуществовал еще месяц, вплоть до последних числе октября 1943 г. и подхода советских войск к городу. Уже вскоре после освобождения, бывший концлагерь использовали для содержания немецких военнопленных, захваченных при боях за Киев и в таком амплуа он действовал аж до 1949 г. В течение трех лет после освобождения от немцев, до 1947 г. на территории бывшего Сырецкого концлагеря работала Чрезвычайная комиссия, обнаружившая в ходе раскопок ряд общих могил с телами истощенных узников.

В общей сложности число жертв, умерших за полтора года в Сырецком лагере – 20 000 – 25 000 человек. В конце 1960-х годов на месте бывшего Сырецкого лагеря был возведен жилой массив домов, в которых сейчас живут сотни семей Киева.

Суды над преступниками

Суды над военными преступниками, виновными в массовых казнях людей в Киеве, в частности, в Бабьем яру, имели обширную географию. Часть из них проходила в самом Киеве, некоторые в других города СССР. Свидетельства зверств Бабьего яра звучали и в Нюрнберге, в частности на так называемом Нюрнбергском процессе по делу об айнзацтгруппах. В 1948 г. Американский трибунал приговорил Пауля Блобеля , командующего зондеркоммандо 4а к смертной казни, которая была приведена в исполнение в 1951 году. Командующий Айнзатцгруппой С Отто Раш так и не получил смертный приговор – процесс над ним был остановлен из-за проблем со здоровьем обвиняемого – он умер в заключении 1 Ноября 1948 г. Военный комендант Киева в 1941-1942 г.г., генерал-майор Вермахта Курт Эберхард , который созвал совещание и отдал приказ подготовить акт возмездия против евреев города, совершил самоубийство в американском плену в 1947 г.

Бабий яр после войны

После освобождения города Киев в Ноябре 1943 г. соседний Сырецкий лагерь стали использовать для содержания военнопленных. Сам же Бабий яр не менял свой внешний облик первые годы после войны. Стал серьезный вопрос о восстановлении инфраструктуры и жилищного фонда города, который вскоре должен был принять сотни тысяч бывших жителей, возвращавшихся из эвакуации, советских солдат и жителей окрестностей. Для покрытий все возрастающих мощностей возводимых строительных предприятий местным сырьем, в октябре 1944 г. один из участков Бабьем яра был выделен по песчаный карьер. На следующий год градостроителями запланирована прокладка магистралей вокруг Бабьего яра и строительство 180 жилых домов в этом районе. План восстановления городского хозяйства уже на 1948-1950-е г.г. включал пункты о создании в Бабьем яру парка и возведении мемориала жертвам немецко-фашистской оккупации, который, за авторством главного архитектора города Власова, должен был быть открыт уже в 1950 году на месте бывших массовых убийств.

Согласно генеральному плану Киева в последующие годы, вокруг бывшей территории Сырецкого концентрационного лагеря прокладываются новые дороги (Сегодняшние – Рижская, Щусева, Елены Телиги – в 1953, 1953 и 1957 г.г. соответственно). Для прокладки магистрали, соединявшей район с другими, и по недопущению увеличения оврага Бабий яр, еще в 1950-м году было озвучено предложение о его ликвидации, посредством намыва сюда грунта из Кирпичных заводов неподалеку, которое после преображалось в бюрократических инстанциях. Предполагалось практически полностью сровнять с соседним уровне земли весь Бабий яр, включая ее верхние отроги, где происходили основные массовые убийство во время немецкой оккупации. Фактический замыв отрогов Бабьего яра начался в 1954 году, причем даже на участке, где был проложен действующий газопровод.

Постепенно в оврагах Бабьего яра начинается скапливаться вода, с которой не справляется время и дренажные системы. Дело в том, что чиновники решили заполнить отроги жидкой пульпой – смесью из глины, воды и песка, которую стали отводить сюда специально построенным трубопроводом из Петровских кирпичных заводов № 1 и 2. Вода с песком и глиной начинает выливаться из яра и затапливать прилегающую инфраструктуру и об аварийной ситуации докладывают инженеры уже в 1957 году. 13 марта 1961 г. дамба, которая удерживала жидкую массу, не выдержала и провала. Столб воды с грязью, глиной и песком высотой 4 метра, намываемый туда последние семь лет, хлынул на жилые районы вблизи Бабьего яра, его нижних отрогов (северо-восточная часть) снося людей, автомобили и деревья на своем пути. Было повреждено также местное трамвайное депо и строящийся стадион. Только по официальным данным, которые в состоянии чрезвычайной секретности были занижены, погибло 145 и попало в больницы города 143 человека. По неофициальным же, основанным на плотности населения местности до аварии – до 1500 погибших.

В 1962 г. издано распоряжение о ликвидации старого еврейского кладбища возле Бабьего яра, откуда в августе-сентябре 1943 г. брали надгробия и калитки для сжигания трупов в импровизированных печах. В том же году, постановили построить телевизионный центр и после – спортивный комплекс на месте старого еврейского кладбища. На части территории довоенного воинского кладбища возводят телевизионную башню высотой 382 метра. В 1968 г. была проложена улица Оранжерейная, вдоль оврага, всего в двадцати метрах от места, где раздевали людей перед массовыми убийствами в Бабьем яру. На территории бывшего оврага возводится парк культуры и отдыха районного значения, который в целом был закончен в 1980-м году.

И все же в 1971 году одобрение проходит проект увековечивания памяти жертв немецкой оккупации и выделяется часть территории бывших верхних отрогов Бабьего яра под строительство памятника. 2 июля 1976 года на месте бывших массовых расстрелов открываться памятник «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру». Во время его возведения, несмотря на предшествующий намыв грязи в Бабий яр, строители наталкиваются на десятисантиметровый слой пепла из человеческих останков. В 1991 году на монументе разместили памятные табличке на русском языке и идише, также по ошибке расположения, за границами бывшего еврейского кладбища, установлен памятный знак Менора. В 1992-м на территории установлен памятный крест жертв ОУН УПА. В 1990-х установлены еще памятные знаки жертвам Сырецкого концлагеря и расстрелянным недалеко от него трем футболистам Динамо (участникам марша смерти). В 2000 году возле местной магистрали, прямо на месте бывшего Бабьего яра открывают новую станцию метро Дорогожичи. Спустя год рядом установлен памятник детям, убитым немцами в Бабьем яру. В 2001 году комплексу памятников Бабьего яра украинскими властями присваивается статус исторических памятников.

Евтушенко — Стихотворение Бабий яр

В 1961 году советский писатель Евгений Евтушенко публикует поэму под названием Бабий яр – небольшое рифмованное произведение. В нем автор одновременно подчеркивает проблему антисемитизма в СССР, проводит параллели со всей историей еврейского народа и подчеркивает, что место массовых убийств и человеческой трагедии в Бабьем яру, представляет собой пустырь, где нет даже памятника жертвам Холокоста. Евтушенко поднял запретную в Советском союзе тему антисемитизма, за что подвергся резкой критике, как со стороны властей (даже лично Никиты Хрущева), так и общественности и некоторых коллег. Автор десятилетиями подвергался нападками за свою поэму Бабий яр. По мотивам поэму Евгения Евтушенко Бабий яр , культовый советский композитор Дмитрий Шостакович сочинил симфонию.

Бабий яр Кузнецов

В 1966 году в советском журнале Юность (выпуски 8-9-10) была опубликована книга советского писателя Анатолия Кузнецова под названием Бабий яр . Автору, на момент оккупации немцами Киева в 1941 году, было 12 лет и он, вместе с мамой, дедом и бабушкой жил в районе Куреневке, недалеко от Бабьего яра. В своей книге Бабий яр Анатолий Кузнецов (он называл ее роман-документ) предлагает исчерпывающую картину немецкой оккупации Киева в 1941-1943 г.г., как по собственным воспоминаниям, так и на основе свидетельств очевидцев и документов. Он подробно описывает массовые расстрелы в Бабьем яру, деятельность Сырецкого концлагеря и послевоенную судьбу местности, в частности уничтожение советскими властями следов и Куреневскую трагедию 1961 г. Роман подвергся жесткой цензуре – из него были выброшены целые пассажи антивоенной философии, критики коммунизма, Советского союза — в СССР полная версия романа так и не увидела свет. Сам автор в 1969 г. навсегда покинул Советский союз, и первое полное издание Бабьего яра увидело свет в 1970-м в Германии. Бабий яр Анатолия Кузнецова считается классикой антивоенной литературы. В 2009 году в Киева, недалеко от места, где Кузнецов жил в годы войны с семьей, был открыт памятник писателю (мальчик, читающий немецкое распоряжение на стене).

Полезная статья? Расскажи о ней!